Создание условий для работы с детьми с ОВЗ (из опыта работы). Из опыта работы с детьми овз Опыт работы детьми с ограниченными возможностями

Выступление из опыта работы на тему: Сотрудничество педагогов в формировании основ мировосприятия у детей инвалидов и детей с ОВЗ.

Согласно официальным данным Федеральной службы государственной статистики численность детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, получающих социальные пенсии, по состоянию на 1 января 2015 года составляет 600 тыс.человек. В нашем городе в 2014-2015 уч.г. в школах обучались 57 детей, имеющих статус «ребенок-инвалид», 11 детей посещали детские сады.
Анализ посещаемости детей-инвалидов и детей с ОВЗ МДОАУ ДС «Золушка» за три года.
Категория детей 2012-2013 уч.г. 2013-2014 уч.г 2014-2015 уч.г.
Дети-инвалиды 7 4 3
Дети ОВЗ 95 84 87
В нашем дошкольном образовательном учреждении с целью создания эффективных условий, обеспечивающих механизм компенсации нарушений у детей с ОВЗ, организовано логопедическое и психолого-педагогическое сопровождение.
В работу с детьми – инвалидами включены учитель-логопед, педагог-психолог, учитель-дефектолог, воспитатели, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, медицинские работники.
Дети включены в различные формы обучения и воспитания: фронтальные и подгрупповые занятия, индивидуальные коррекционные занятия. Основное внимание уделяется индивидуальным занятиям с учителем-логопедом, учителем-дефектологом, педагогом-психологом. При организации занятий учитываются зрительные возможности детей. Дидактический материал (пособия, игры, картинки, игрушки) адаптирован к зрительным возможностям детей с нарушением зрения.

Инструктор по физкультуре Побудилина М.А. использует такие виды здоровьесберегающих технологий как: стретчинг, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика по системе йоги и А.Н.Стрельниковой, пальчиковая гимнастика, релаксация. Также применяет технологии обеспечения социально – психологического благополучия ребенка.
В образовательной деятельности с детьми с ОВЗ и детьми –инвалидами педагоги ДОУ используют такие психолого-педагогические методики, как предметная, пигментная (изобразительная), телевизионная.
Предметная методика развивает зрительные представления ребенка о предметах внешнего мира и способах действий с ними. Используются: натуральные предметы, объемные модели, игрушки, элементы мозаики, конструкторы. Ребенок выполняет задания на анализ частей, опознание предметов, обобщение их по значимым признакам, моделирование (по образцу, по памяти, по словесному описанию, по представлению. Это создает условия для развития движений рук, зрительно-моторной координации, мелкой моторики, пространственный представлений и конструктивных навыков; развития памяти, мышления, речи, воображения и творческой активности.
Пигментная (изобразительная) методика используется для развития простых и сложных форм зрительного восприятия. Применяются: черно-белые и цветные, контурные, силуэтные и заполненные, предметные и сюжетные изображения. Детям предлагается найти рисунок по словесному описанию, сравнить контурные и заполненные изображения, имеющие несколько отличий, определить недостающие детали рисунка, опознать изображения по фрагменту, найти ошибки в рисунках-нелепицах. Дети обводят контур трафаретного рисунка ли через копирку, затем сравнивают трафарет и контур, с помощью педагога находят неточности. В других заданиях ребенок должен дорисовать контурное изображение, воспроизвести по образцу цветовую гамму картинки.
Также в формировании основ мировосприятии педагоги широко используют презентации по теме занятия, презентации физкультминуток. Данные презентации способствуют концентрации внимании, умению анализировать быстроменяющуюся зрительную информацию, держать в памяти детали сюжета, повышают интерес и мотивацию к познавательной деятельности.
Развитие представлений об окружающем мире и о себе. Воспитатели Литвинова Т.Н.. Пархоменко Л.А., Полторанина С.В. знакомят детей с природой, сменой времен года через экспериментальную деятельность. Развивая познавательную сферу дошкольника, педагоги учитывали специфику мировосприятия ребёнка. Дети играли с водой песком, магнитом, воздухом, делая при этом простейшие опыты, позволяющие судить о свойствах этих объектов, работали с моделями. Такая планомерная работа способствует расширению детского кругозора, формированию общей и экологической культуры дошкольников, определенных умений и навыков, позволяющих им взаимодействовать с природным и социальным окружением.
Социально-коммуникативное развитие. В д/с созданы условия для обеспечения благоприятного эмоционального самочувствия детей. Во всех группах имеются дидактические игры разнообразного содержания, различные настольно-печатные игры, уголки «Мое настроение». Воспитателями подобрана картотека специальных игр на формирование социальных навыков детей.
Посредством праздников, тематических бесед на занятиях и в повседневной жизни воспитывали уважение и терпимость здоровых детей к детям с особенностями в развитии и поведении.
Чтобы способствовать развитию воображения детей, воспитатели привлекали «особых» детей к освоению театрализованной деятельности. Эта работа велась воспитателями совместно с музыкальным руководителем Варвариной Н.Г. и инструктором по физ. культуре Побудилиной М.А.. Дети участвовали праздниках, где исполняли роль факира, фокусника, силача и т.д.
В спортивных развлечениях наряду со всеми детьми участвовали в различных играх, эстафетах, перестроениях, что давало возможность почувствовать свою успешность и оценить свои силы в выполнении тех или иных заданий.
Педагоги предоставляют «особым» детям возможность к проявлению творчества. В течение года воспитатели проводили выставки, вернисажи, такие как «Осенние дары», «Поделки из бросового материала», «Сказочный мир», «Новогодние игрушки», «Подарки мамам», «Подарки папам», где также участвовали дети-инвалиды. Конечно, таким детям нужно гораздо больше времени в выполнении той или иной поделки, но и гордость за выполненную работу тоже очень велика.
В работе с детьми по профилактике детского дорожного травматизма воспитателями проводились праздники и досуги. В результате такой работы дети познакомились с правилами дорожной безопасности, с правилами поведения в сложных ситуациях дома и на улице.
Условиями успешного взаимодействия считаем
- тесная взаимосвязь педагога-психолога, учителя-логопеда, учителя дефектолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре возможно при условии совместного планирования работы (выбора темы и разработки занятий, определения последовательности занятий и задач);
- совместное обсуждение для составления планов фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий;
- совместное планирование реализации образовательных областей в соответствии ФГОС ДО.
- одновременное решение коррекционно-образовательных задач учителем-логопедом, педагогом-психологом, воспитателем и другими специалистами.
Воспитатели и специалисты находятся в постоянном контакте с родителями воспитанников, объясняя им стратегию и тактику воспитательно-образовательного процесса.

Особо стоит отметить такой сложный дефект развития у детей, посещающие наш д/с, как аутизм, умственная отсталость. Интеграция таких детей происходит лишь при совместных мероприятиях - прогулках, праздниках, экскурсиях, но не в образовательном процессе. Таким детям показана только индивидуальная образовательная деятельность. Педагоги могут и готовы выполнять поставленные перед ними задачи в области инклюзивного образования, но чтобы и они не испытывали излишней эмоциональной и физической нагрузки в течение дня, необходимо комплектовать группы в соответствии с санитарными правилами (СаНПиН).

Статья «Из опыта работы с детьми ОВЗ»

В начале 21 века в России наблюдается тенденция роста детей с ограниченными возможностями.

Дети с ограниченными возможностями здоровья - лица моложе 18 лет, имеющие отклонения от норм жизнедеятельности вследствие нарушения здоровья, характеризующиеся ограничением способности осуществлять ориентацию, обучение , самообслуживание, передвижение, общение, трудовую деятельность.

Прежде всего, это дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.

С детьми c ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) я работаю не первый год.

Поэтому, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети не являются ущербными по сравнению с другими, но, тем не менее, эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. Ключевым моментом этой ситуации является то, что дети с ОВЗ не приспосабливаются к правилам и условиям общества, а включаются в жизнь на своих собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.

Мной, как педагогом использоваться следующие методические приемы:

Поэтапное разъяснение заданий;

Последовательное выполнение заданий;

Повторение учащимся инструкции к выполнению задания;

Обеспечение аудиовизуальными техническими средствами обучения;

Близость к учащимся во время объяснения задания.

Перемена видов деятельности:

Чередование занятий и физминуток;

Предоставление дополнительного времени для завершения задания;

Использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения;

Использование упражнений с пропущенными словами, предложениями;

Дополнение печатных материалов видеоматериалами.

Индивидуальное оценивание ответов учащихся с ОВЗ:

  • Использование индивидуальной шкалы оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями;
  • Ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки;
  • Разрешение переделать задание, с которым он не справился;
  • Оценка переделанных работ;

Учащиеся с ограниченными возможностями здоровья нуждаются в изменении способов подачи информации. Необходимо предоставление особых условий, например, изменение формы выполнения задания или частичное его выполнение.

Для детей с различными формами нарушения здоровья особенно необходимо добиваться развития навыка адекватного восприятия результатов своей деятельности, не вызывая излишней нервозности и тревожности

В процессе школьного обучения выявляются трудности, возникающие за счет плохой фиксации детей на предлагаемом задании. В письме это пропуски, перестановки, при устном счете - плохое и фрагментарное выполнение задания. В коррекционно-воспитательной работе с этими детьми в первую очередь используются педагогические приемы, направленные на организацию и упорядочение учебной деятельности. Крайне важно выработать у ребенка заинтересованность и положительное отношение к учебной деятельности, заданию, предлагаемому учителем. Для этого, особенно впервые годы обучения, широко используются дидактический материал и игровая деятельность. Важным примером правильной организации учебной деятельности ребенка является совместная деятельность с учителем при выполнении задания. В процессе работы с этими детьми целесообразно использовать словесную инструкцию в поэтапном виде и речь (сначала учителя, а затем ребенка) как фактор, организующий учебную деятельность.

Детям следует постоянно помогать включаться в коллектив, в общую работу, давать задания, с которыми они наверняка могут справиться, стимулировать учебную деятельность, поощряя даже самые незначительные успехи.

Трудности обучения русскому языку у учащихся с ОВЗ проявляются прежде всего там, где требуется аналитико-синтетическая деятельность. Они медленнее овладевают звукобуквенным анализом, навыками грамотного письма. Учащиеся могут заучить правила правописания, но применяют их на практике механически. Формирование связной устной и письменной речи у этих школьников затруднено. Их отличает неумение построить фразу. Восприятие содержания носит у них фрагментарный характер. Это приводит к тому, что ученики даже в общих чертах не усваивают смысла прочитанного.

С этой целью используются методы и приемы обучения в различных модификациях. Большое внимание я уделяю продумыванию того, какого характера и какого объема необходима помощь на разных этапах усвоения учебного материала.

Прочные знания - это знания осознанные. Чем глубже ученик понимает и осмысливает учебный материал, чем больше активности и самостоятельности он проявляет при его изучении, тем более прочные знания и навыки он приобретет.

Прочность знаний, умений и навыков достигается специальной педагогической работой, направленной на углубление и закрепление знаний и выработку навыков. Таким средством является повторение. Повторению в коррекционном обучении принадлежит особая роль. Поэтому в программах большое количество учебного времени отводится на этот процесс. Повторение - это основа всей учебно-воспитательной работы с детьми с ОВЗ.

Повторение необходимо проводить непрерывно в течение всего учебного года, включая его в процесс изучения нового учебного материала и добиваясь осмысления между пройденным и новым.

Таким образом, получение детьми с ограниченными возможностями здоровья образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Коррекционно–развивающие методы в работе учителя с детьми с ОВЗ

Самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход, с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

При обучении детей с ОВЗ одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития.

В работе с детьми ОВЗ применяю следующие подходы:

  1. 1. индивидуальный подход;
  2. 2. предотвращение наступления утомляемости;
  3. 3. активизация познавательной деятельности;
  4. 4. проведение подготовительных занятий;
  5. 5. обогащение знаниями об окружающем мире;
  6. 6. коррекция всех видов высших психических функций: памяти, внимания, мышления;
  7. 7. проявление педагогического такта.

Для себя я выделила следующие задачи педагогического сопровождения:

  • выявить интересы, склонности, способности, обучающихся к различным видам деятельности;
  • оказать помощь в поисках «себя»;
  • создать условия для индивидуального развития ребенка;
  • создать условия для реализации приобретенных знаний, умений и навыков;
  • расширить рамки общения с социумом;
  • создать благоприятную предметно-развивающую среду для социального развития ребенка;
  • создать условия для развития положительного отношения ребенка к себе, другим людям, окружающему миру;
  • выстраивание программы сопровождения ребенка, привлечение педагогов дополнительного образования, родителей родителям к ее реализации;
  • осуществление мониторинга действенности программы сопровождения и выстраивание новой, в случае неэффективности первой программы;
  • любовь к ребенку и, как следствие, принятие его как личности, сопереживание, терпение, умение прощать;
  • ожидание успеха в решении затруднений ребенка, готовность оказать содействие и прямую помощь при решении затруднений, отказ от субъективных оценок и выводов;
  • умение быть товарищем, партнером, защитником для ребенка.

Вера в возможности ребенка, любовь к нему, независимо от его проблем, способствует формированию у него позитивного отношения к самому себе и другим людям, обеспечивает чувство уверенности в себе, доверие к окружающим. Сотрудничество педагога, психолога, логопеда в оказании совместной помощи ребенку лежит в основе всей коррекционной работы.

Большой плюс, что такого ребёнка не изолировали в специализированное заведение, а дали возможность быть полноценным членом общества.

Реализация идей инклюзивного образования детей в начальной школе
В процессе обучения младших школьников учитель сталкивается с особыми трудностями в формировании учебных навыков у отдельных учеников класса. Как правило, это дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). В моём классе таких детей трое.
Самой большой и распространённой категорией с ОВЗ являются дети с задержкой психического развития (ЗПР). Учитель начальных классов сможет предоставить таким детям квалификационную помощь и создать специализированные условия обучения в классе в соответствии с его особыми образовательными потребностями.
Такие специализированные условия образуются за счёт организации единой образовательной среды для учащихся с разными возможностями психического здоровья. Она должна быть ориентирована на укрепление, сохранение и развитие здоровья, раскрытие индивидуальных способностей и возможностей каждого ученика, в том числе и с ЗПР.
Среда должна создаваться посредством включения в образовательный процесс дополнительной помощи разных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, врачей-неврологов), а также педагогов дополнительного образования, руководителей секций и кружков. В нашей школе созданы такие условия. Свои консультации и рекомендации к обучению и воспитанию таких детей дают врачи-неврологи и врачи – психотерапевты после обследования на медико-педагогической комиссии.
Я, как классный руководитель, согласовываю со специалистами сопровождения и родителями индивидуальный маршрут-план работы с учеником, где представляю реестр затруднений ребёнка с указанием проблем, над которыми нужно поработать специалистам (т.е. характеризую познавательные процессы, особенности письменной речи, особенности поведения и пр., отражённые в психолого-педагогической характеристике). Скоординировав и ознакомив родителей с режимом работы специалистов школы, организовала учебный процесс. В течении учебного года мною были пройдены курсы повышения квалификации по теме: «
Изучив специальные документы, пройдя курсы ПК, я составила алгоритм действий учителя при работе с детьми с ЗПР.
Создать для себя и учеников в классе мотивацию и психологический настрой к учащимися с ЗПР. Одноклассникам нужно правильно вести себя с этими детьми, помогать им и поддерживать их, общаться с ними, играть. Формирование положительной мотивации, связанной с достижением успехов в учебном труде, овладением новыми знаниями и способами их получения, установлением и сохранением хороших отношений с окружающими, открытие детям личностного смысла деятельности является необходимым условием коррекционно-развивающего обучения. Также коррекционно-развивающее обучение требует формирования у школьников способностей целеполагания в учебной деятельности
Изучить медицинскую документацию каждого ученика, рекомендации психолого-педагогической комиссии (ПМПК), составить план дальнейшей коррекционной работы и составление индивидуальной адаптивной программы.
Скорректировать программу и учебно-тематическое планирование с целью выделения тем, которые обязательны для изучения учащимися с ЗПР (обязательный минимум), без которых дальнейшее усвоение ими учебного материала будет невозможно. Для этого необходимо ориентироваться на базовый уровень стандарта. Содержание некоторых тем программы может осваиваться учениками с ЗПР на уровне общих представлений (узнаваний).
Продумать создание комплексных условий для развития детей с ЗПР и эффективной работы с ними: коррекционные занятия по восполнению пробелов в знаниях; консультации с родителями (еженедельные); медикаментозное лечение (знать, какие препараты получает ученик и их действие); занятие со специалистами (психологом, дефектологом, логопедом); занятия в системе дополнительного образования. Коррекция индивидуальных недостатков развития осуществляется на индивидуально-групповых занятиях. Это могут быть общеразвивающие занятия по коррекции недостатков памяти, внимания, развитию мыслительной деятельности, закреплению в речи поставленных логопедом звуков.
Разработать систему организационной помощи ученикам с ЗПР, т.е.:
- посадить детей в классе в соответствии с его особенностями;
- максимально исключить все отвлекающие факторы: убрать из ближайшей зоны видимости пособия, картины, выставки и т.п.;
-приучить его готовить к уроку только необходимые вещи;
- добиться наличия закладок в учебниках и дидактических пособиях;
- ставить галочки там, где нужно начать работу, выполнять образец карандашом;
- проверять запись домашнего задания в дневнике;
- назначить учеников-помощников из числа нормально развивающихся учащихся;
- по возможности придерживаться постоянного расписания и режима дня;
- ставить часы или таймер (для распределения времени) при выполнении самостоятельных заданий и т.д.
- диагностика поведения и особенностей общения детей. Спонтанные игры: игры на невербальные коммуникации. Коммуникативные игры.
6. Разрабатывать уроки с учётом особенностей психической деятельности учащихся с ЗПР, продумывая деятельность всего класса и учеников с ЗПР в процессе урока. Строить урок в соответствии с дозировкой нагрузки, нахождении заданий с темпом деятельности и мерах помощи при их выполнении, смене видов деятельности, учёте утомляемости, способах переключения учащихся с ЗПР.
Приведу пример урока русского языка на тему «Разделительный мягкий знак» во 2 классе, в ходе которого учащиеся с ЗПР включаются в работу всего класса.
В начале урока выполняются пропедевтические задания на развитие мыслительных процессов (сравнение, исключение лишнего, обобщение). На доске буквы: п,к,т,а,с,н; о,ю,у,а,ы,э и предлагаю детям в каждой группе найти лишнюю букву и объяснить свой выбор. В ходе такой работы учащиеся готовятся к восприятию новой темы, а дети с ЗПР вспоминают понятия гласные звуки и буквы, обозначающие два звука. Затем, сравнивая слова в парах типа: полю-полью, солю-солью, ученики с ЗПР могут ответить на вопрос: «Отличается ли произношение этих слов?» Результатом выполнения этого задания учащимся с ЗПР может стать представление о том, что некоторые слова в русском языке пишутся с разделительным мягким знаком.
Далее предлагаю выполнить упражнение, направленное на формирование знания о том, в каких случаях пишется разделительный мягкий знак. Ученики с ЗПР в это время могут пользоваться опорой в виде ленты букв и выполнить упражнение наравне с другими учениками.
Анализируя соответствующее правило, ученик может использовать карточки-опоры, где оно записано в виде схемы. Таким образом происходит зрительное подкрепление (у учеников с ЗПР лучше развито наглядно-действенное мышление). Этой карточкой можно пользоваться и при устных ответах.
При знакомстве со словарными словами для этих же целей можно использовать рисунки - изографы (см. в приложении №1), в которых видны ошибкоопасные места в слове. Тогда ученик зрительно запоминает их.
В ходе работы по закреплению написания слов с разделительным мягким знаком можно уменьшить объём задания для учеников с ЗПР, но при этом дать им установку выполнить свою часть работы правильно и аккуратно.
Упражнение, требующее словоизменения, дети с ЗПР могут выполнить в парах с сильными учениками, которые к ним прикреплены. При написании этих слов можно добавить зрительную опору, например, картонный мягкий знак, который они будут передвигать по словам. Этот мягкий знак будет являться внешней опорой и напоминать им о правильном написании слова.
При проверке написанного полезно использовать перфокарту с окошком, которая передвигается по написанному слову. Для итогового закрепления материала используется текст готового правила с пропущенными смысловыми частями: ученики читают правило и устно добавляет отдельные необходимые слова. Таким образом, у них получается связный рассказ.
7. Учить учеников использовать при ответах, в самостоятельных работах различные опоры; план связного рассказа, вопросы, карточки-схемы, рисунки, опорные слова, готовые ответы с пропущенными фактическими данными, правила с пропущенными словами и смысловыми звеньями, задачи с решением, в которых отсутствуют числовые данные, слова для справок и т.п..8. Разработать систему оценивания с учётом динамики развития школьников с ЗПР. Качественная (словесная) оценка, подкреплённая в виде фишек, значков, смайликов; использование десятибалльной лесенки успехов по разным критериям (аккуратность, правильность, каллиграфия и т.п.), оценивании каждого задания отдельно; ведении в тетради записей о том, что получилось у ученика и над чем поработать; портфолио и т.п..9. Специально готовить школьников с проблемами в обучении к контрольным и проверочным работам: давать подобные упражнения на уроке, включать фактический и речевой материал контрольных заданий в другие предварительные работы, давать индивидуальные похожие задания на дом. По итогам контрольных работ надо вести учёт индивидуальной динамики развития, учитывая количество ошибок, их характер и т.п., спланировать индивидуальную работу над ошибками.
10. Предлагать индивидуальные домашние задания: то же упражнение, как у всех, но меньшее по объёму, облегчённое или полностью индивидуальное задание. Выработать умение работать по алгоритму или предварительно познакомиться с темой следующего урока, подготовить презентацию с родителями и т.п. Специальная работа на занятиях посвящается коррекции недостаточно сформировавшихся навыков и умений: коррекции каллиграфии (умения видеть строку, соблюдать размеры букв, правильно их соединять), техники чтения (плавности, беглости, выразительности), скорописи, правильности списывания, умения составлять план и пересказ прочитанного и т.п. В некоторых случаях индивидуальные занятия необходимы для обучения приемам пользования отдельными дидактическими пособиями, схемами, графиками, географической картой, алгоритмами действия по тем или иным правилам, образцам. Не менее важно индивидуальное обучение приемам запоминания отдельных правил или законов, стихотворений, таблицы умножения и др.
11. Включать учеников с ЗПР в парную (лучше с более сильным учеником) и групповую работу, проектную деятельность, где он выполняет посильное задание или его отдельную часть, ведущую к достижению общего результата.
12. Учитывать утомление, пресыщение деятельностью учащихся с ЗПР, менять вид деятельности, устраивать паузы для активного отдыха и релаксации, направлять их энергию в полезное русло (например, просить во время урока вытереть доску, раздать или собрать тетради и т.п.).
13. Создавать для учеников с ЗПР ситуацию успеха, в которой они смогут проявить свои сильные стороны.
14. Задача специальной коррекционной работы состоит в том, чтобы помочь детям с ЗПР овладеть разнообразными знаниями об окружающем мире, развивать у них наблюдательность, сформировать умение самостоятельно добывать знания и пользоваться ими. Коррекционно-развивающая деятельность в учебном процессе строится с учетом темпа психического развития и темпа усвоения. Важно учитывать неравномерность проявлений познавательной активности школьника и опираться на те виды деятельности, в которых легче всего вызывается эта активность, постепенно распространяя ее на другие виды деятельности, искать виды заданий, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности. Важным моментом в организации системы коррекционно-развивающего обучения является динамическое наблюдение за каждым ребенком. Особая роль отводится охране и укреплению здоровья учащихся. Описывать формы и виды деятельности в дневник наблюдений и коррекции. Организация учебно-воспитательного процесса в системе коррекционно-развивающего обучения должна осуществляться на основе принципов коррекционной педагогики и предполагает со стороны специалистов глубокое понимание основных причин и особенностей отклонений в психической деятельности ребенка, умение определять условия для интеллектуального развития ребенка и обеспечивать создание личностно-развивающей среды, позволяющей реализовать познавательные резервы обучающихся.В условиях специально организованного обучения дети с ЗПР способны дать значительную динамику в развитии и усвоить многие знания и навыки, которые нормально развивающиеся сверстники набирают самостоятельно.
Хотелось бы, чтобы от руководителей учебного заведения была более ощутима поддержка моральная и материальная, а также по оснащению кабинета для учителей, в классе которых есть дети с ОВЗ.
Цель исследования - изучение системы коррекционно-педагогической помощи детям с задержкой психического развития.Задачи исследования:1. Раскрыть понятие задержки психического развития и проблему ока-зания помощи детям с особыми образовательными нуждами.2. Охарактеризовать систему коррекционно-педагогической помощи детям с ЗПР.3. Раскрыть специфику организации специальной помощи детям с ЗПР в условиях дошкольных учреждений общего типа.Методы исследования - теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.1. Понятие задержки психического развития и проблема оказания помощи детям с особыми образовательными нуждамиСистемы оказания помощи лицам с различными типами нарушений развития тесно связаны с социально-экономическими условиями существо-вания общества, с политикой государства по отношению к детям с отклоне-ниями в развитии, с нормативно-законодательной базой, определяющей цен-зовый характер образования и уровень требований к выпускникам учрежде-ний специального образования. Первыми получили помощь от государства дети с глубокими нарушениями психического и физического развития еще в середине XVIII в. Конец XIX - начало XX вв. стали началом систематическо-го обучения умственно отсталых детей. А с середины 50-х гг. XX в. внимание ученых стали привлекать дети с задержкой психического развития (ЗПР).Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов . Б.И. Белый, Т.В. Егорова, В.И. Лубовский, Л.И. Переслени, С.К. Сиво-лапов, Т.А. Фотекова, П.Б. Шошин и другие ученые отмечают, что у детей с ЗПР наблюдается отставание в формировании восприятия, недостаточно сформированная зрительная аналитико-синтетическая деятельность . Первоначально проблема ЗПР рассматривалась в контексте трудностей в обучении у детей школьного возраста . В эту группу объединяли детей, испытывающих затруднения в обучении, называя их детьми с недостаточны-ми способностями в обучении или детьми с трудностями в обучении. Меди-ки, также изучавшие детей с подобными отклонениями, пришли к заключе-нию, что трудности, которые испытывают дети, связаны, в первую очередь, с последствиями повреждений мозга на ранних этапах развития ребенка. По-этому таких детей они называли детьми с минимальными мозговыми дис-функциями. Возникновение трудностей у детей рассматривалось в педагоги-ке и с социальных позиций. Истоки задержки психического развития ребенка этими учеными виделись в социальных условиях его жизни и воспитания. Дети, требующие специального обучения для преодоления последствий этих неблагоприятных социальных условий, определялись ими как неприспособ-ленные, педагогически запущенные (или социально и культурно депривиро-ванные).
Успех коррекционной работы с ребенком с ЗПР и в дошкольном обра-зовательном учреждении, и в школе обеспечивается многими компонентами, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Специфика организации учебно-воспитательного процесса для детей ЗПР обнаруживается в структурировании материала, методике его препода-вания. Построение содержания учебного материала в системе коррекционно-развивающего обучения осуществляется на основе следующих принципов: усиления практической направленности изучаемого материала; выделения сущностных признаков изучаемых явлений; опоры на жизненный опыт ребенка; ориентации на внутренние связи в содержании изучаемого материала как в рамках одного предмета, так и между предметами; необходимости и достаточности объема изучаемого материла; введения в содержание учебных программ коррекционных методов активизации познавательной деятельности .
Приложение №1.

В государственном специальном коррекционном образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школе-интернате 8 вида №16 воспитывается 360 учащиеся, из них 2/3 из общего числа это дети-инвалиды.

В штате имеется преподаватель физической культуры, преподаватель ЛФК и АФК, инструктор по физической культуре.

Занятия проводятся в спортивном зале, в специально оборудованном зале ЛФК и на современной спортивной площадке.

В школе проводится целенаправленная работа по адаптивной физической культуре и спорту.

Основным направлением АФК является формирование двигательной активности, как биологического и социального факторов воздействия на организм и личность человека.

Исходя из того, что наши дети имеют комплексный характер нарушений, их неоднородность, в школе создана программа по лечебной реабилитации и адаптивной физической культуре.

Целью этой программы являются:

  • нормализация физического состояния и коррекция механизмов психической защиты;
  • помощь целенаправленным воздействиям, раскрытие резервных возможностей;
  • предупреждение отставания в психомоторном развитии через совершенствования в координации движений, улучшения деятельности внутренних органов и систем.

Для более эффективного образовательного процесса разработана программа и планирование по предмету «Азбука здоровья» и лечебная физкультура.

Тематика каждого занятия согласуется с классными руководителями, логопедами, психологами, родителями в течение всего учебного года. Ведущим в АФК для детей с нарушением в развитии является коррекционно-развивающее направление.

Коррекционная направленность отражает главное назначение того или иного упражнения, что позволяет сделать целенаправленный подбор упражнений для занятий с учетом индивидуальных нарушений в двигательной и психической сфере учащегося.

Например, такие естественные упражнения, как ходьба и бег обладают огромными возможностями для коррекции и развития координации движений, ориентировки в пространстве, воспитания чувства ритма, согласованности действий, равновесия. Развития возможностей и т.д.

Принципиальной новизной методического подхода являются средства АФК, которые способствуют развитию учащегося в сфере воспитания и усвоения интеллектуальной информации, пространственно-временной ориентации, реакции на изменения ситуации, оперативного решения коррекционно-педагогических задач.

С целью эффективной реализации АФК широко используются различные средства. Средствами адаптивной физкультуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы.

В соответствии с педагогическими задачами их можно объединить в группы:

  • упражнения, связанные с перемещением тела в пространстве;
  • упражнения на развитие силы, выносливости, быстроты, ловкости;
  • упражнения на восстановление подвижности в суставах, опороспособности, профилактика нарушений зрения;
  • корригирующие упражнения;
  • общеразвивающие упражнения;
  • упражнения на формирование правильной осанки;
  • упражнения на профилактику и лечение плоскостопия;
  • упражнения на коррекцию телосложения, укрепления мышц спины, живота, рук, плечевого пояса, ног;
  • упражнения на расслабление;
  • статические, динамические упражнения;
  • упражнения на мелкую моторику;
  • тренажеры;
  • различные модули;
  • различный спортивный инвентарь;
  • музыкальное сопровождение: ритмика, танец;
  • упражнения со стихами, загадками, счетом, анализирующие познавательную деятельность;
  • упражнения, направленные на развитие и коррекции восприятия, воображения, зрительной и слуховой памяти, внимания;
  • упражнения на развитие и коррекцию способностей: согласованности движения рук, ног, головы, туловища, согласованности движений с дыханием;

Принципиальной новизной методического подхода являются коррекционно-развивающие игры. Игры благотворно способствуют восстановлению утраченного здоровья, укреплению всех систем организма, сердечнососудистой, дыхательной, пищеварительной, сенсорной и других. С помощью игры у детей корректируется, и развиваются восприятие, логическое мышление. Внимание, воображение, память, моторика, речь, умственная активность, а, следовательно, познавательная деятельность в целом.

Особая ценность подвижных игр заключается в возможности одновременного воздействия на моторную и психическую сферы учащихся с нарушениями в развитии. Быстрая смена игровых ситуаций предъявляет повышенные требования к подвижности нервных процессов, быстроте реакции и нестандартности действий, когда привычные заученные движения оказываются неэффективными.

При подборе методов, средств, а также при подборе спортивного оборудования нужно учитывать особенности психомоторного недоразвития детей, трудности восприятия учебного материала. Детям на физкультурных занятиях должно быть, прежде всего, интересно и не последнюю роль в создании захватывающей атмосферы занятия играет оборудование, особенно нестандартное.

Применение нестандартных пособий вносит разнообразие в физические занятия, позволяет шире использовать знакомые упражнения. Такое оборудование объединяет адаптивную физкультуру с игрой, что создает условия для наиболее полного самовыражения ребенка в двигательной деятельности.

Перечень дополнительного нестандартного оборудования, используемого на занятиях АФК:

ВЕСЕЛЫЕ ПОГРЕМУШКИ

Можно использовать для общеразвивающих упражнений на занятиях физкультурой. Погремушки придают упражнениям характер конкретных заданий (поднять, положить, погреметь).

Цель: Развиваются мышцы плечевого пояса, рук и спины.
Материалы: Баночки из-под лимонада, камушки или монетки.

РАЗНОЦВЕТНЫЕ ПЛАТОЧКИ

Используются для ОРУ.

Платочки придают упражнениям характер конкретных заданий (махать, отпустить, поднять).

Материалы: Яркие шелковые ткани.

МЯГКИЕ ОБРУЧИ

Использование: Можно использовать для прыжков, игр и забав.
Цель: Упражнения развивают координацию движений, прыгучесть, ловкость, укрепляют мышцы ног.

Материал: Ткань.

КАНАТ ЗМЕЯ

Использование: Для перешагивания, перепрыгивания, построение в шеренгу, колонну, ходьба «змейкой», для игр и забав.

Цель: Развитие координации движения.

Материал: Яркие цветные ткани, канат.

МАССАЖНЫЕ ДОРОЖКИ

Использовать для массажа ступней, ходьба с целью профилактики плоскостопия.
Цель: Стимулирует работу внутренних органов. Развивает координацию движений, равновесие.

Материалы: Разнообразные дорожки из плотных тканей с наполнителями: камушки, горох, пуговицы, поролон, канаты.

СПОРТИВНАЯ КАРУСЕЛЬ

Использование: в ОРУ, играх.

Цель: Развивать ловкость, координацию движений.

Материал: обруч, цветные ленты.

Успешная реализация целей, задач АФК позволяет сделать выводы:

  • Коррекционное направление АФК с проблемными учащимися во взаимодействии с курсами программы ЛФК обеспечивает физическое, познавательное, коммутативное, психическое развитие учащихся.
  • Обучение учащихся с нарушениями в развитии по АФК и курсами программ АФК в условиях специальной (коррекционной) школы - это эффективный путь успешной коррекции нарушений и интеграции детей в общество.

Применяемые с лечебной целью физические упражнения просты и доступны для выполнения. Не вызывают побочного действия, а проводимые в игровой форме становятся более привлекательными, повышают эмоциональное состояние ребенка, его возможности, способствуют профилактике и устранению имеющихся нарушений опорно-двигательного аппарата.

Врачами школы регулярно и своевременно проводится диагностирование учащихся с целью формирования групп, нуждающихся в ЛФК.

В ГОУ школе-интернате №16 используются различные формы занятий по физическому воспитанию учащихся с нарушением интеллекта. Но самым важным является урок. На уроке решаются образовательные, воспитательные, лечебно-оздоровительные задачи.

Учитель подбирает специальные упражнения, придав им комплексный характер.

Внеклассная работа по физическому воспитанию в нашей школе представляет собой систему организованных занятий физическими упражнениями, проводимых учителем во внеурочное время. В школе постоянно работают спортивные секции, в которых охвачены все возрастные группы.

Учащиеся успешно принимают активное участие в спартакиадах Пушкинского района среди лиц с ограниченными возможностями.

Участвуют в соревнованиях, спортивных праздниках, фестивалях, организованных Специальным Олимпийским комитетом Санкт-Петербурга и добиваются достойных результатов.

Литература

Частные методики адаптивной физкультуры /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой - М.: Сов. Спорт, 2009.

Коррекционные и подвижные игры и упражнения для детей с нарушениями в развитии /Под общ. ред. проф. Л. В. Шапковой.

Б.Егоров. «Оздоровительно-воспитательная работа с ослабленными детьми». Журнал «Дошкольное воспитание». 2001год.

М.Рунова. «Корригирующая лечебная гимнастика». Журнал «Дошкольное воспитание». 1999год, №12.

Л.Фомина. Физкультурные занятия и спортивные игры в детском саду». Москва: Просвещение,1984год

Т.Е.Харченко Организация двигательной деятельности в детском саду М.: «Детство-пресс» 2010год.


Полный текст материала Опыт работы с детьми ОВЗ учителя Н.В. Кондратьевой смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.