Собери ковер из 5 прямоугольников средней группе. Конспект ноод по области "познание" в средней группе "поможем друзьям"

Программное содержание:
1. Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.
2. Формировать умение соотносить количество предметов с числом.
3. Совершенствовать навыки счета в пределах 5.
4. Закрепить умение ориентироваться в пространстве на месте бумаги: слева, справа, вверху, внизу.
5. Развивать память, речь, логическое мышление, воображение.
6. Воспитывать умение прийти на помощь, дружеские взаимоотношения.
Интеграция образовательных областей : художественная литература, музыка, физическая культура
Предшествующая работа с детьми:
Знают цифры 1-5. Умеют считать до 5-ти, и соотносить количество предметов с цифрой. Знают квадрат. Умеют ориентироваться на листе бумаги
Литература:
- Петерсон Л.Г. «Игралочка» - М.: Школа 2100, 2006
- Михайлова З.А. «Математика от 3 до 7» - С.-Пб.: Детство – пресс, 2002
- Бондаренко Т.М. «Комплексные занятия в средней группе детского сада» - Воронеж.: ЧП. Лакоценин С.С., 2007
- Метлина Л.С. «Математика в детском саду» - М.: Просвещение, 1984
Материал:
Демонстрационный материал: фланелеграф, теремок, мышка, лягушка, зайчик, волк, лиса, 5 деревьев, овощная грядка, числовые карточки от 1 до 5, 3 куклы, 5 ракет, 2 помидора, дидактический мешочек, круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.
Раздаточный материал: Раздаточный материал: прямоугольник, квадрат, лист бумаги, 4 моркови, 3 свеклы, 2 яблока, клубничка.

Ход НООД:
Воспитатель: Ребята, вы любите сказки? Давайте вспомним русскую народную сказку “Теремок” и пригласим ее к нам на занятие по математике.
Воспитатель рассказывает:
– Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок (выставляю картинку). Бежит мимо Мышка-норушка (карточка), увидела теремок, остановилась и спрашивает: “Терем-теремок! Кто в тереме живет?”. А волшебный голос из теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Воспитатель: Поможем Мышке? Слушайте задание: сколько деревьев возле теремка?
Ответы детей: считают до 5
Воспитатель: Сколько овощей на грядке? Какой овощ первый? Второй? Четвертый?
Воспитатель: Правильно сделали все, поэтому двери волшебного теремка открыты для Мышки. Вошла Мышка в теремок и стала в нем жить.
Воспитатель: Прискакала к теремку Лягушка – квакушка, остановилась и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?” А волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания” Посмотрите ребята, что это за фигура?
Ответы детей: Квадрат
А кто может назвать эту фигуру? Это прямоугольник. Сегодня мы с вами будем учиться различать прямоугольник и квадрат (выставляю фигуры на доску). Положите перед собой квадрат, обведите его пальчиком, скажите, у него есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? А теперь обведем прямоугольник. У прямоугольника есть стороны? Сколько их? А углы? Сколько их? (дети постепенно отвечают на все вопросы)
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?
Ответы детей: квадрат меньше
Воспитатель: Как можно проверить?
Ответы детей: наложить фигуры друг на друга
Воспитатель: Что теперь мы видим? Что можем сказать? Верхняя и нижняя стороны у прямоугольника длиннее, чем у квадрата, а левая и правая одинаковые.
Воспитатель: Правильно справились с заданием, поэтому двери волшебного теремка открыты для Лягушки. Вошла Лягушка в теремок и стала в нем жить.
Прибежал к теремку Зайчик – побегайчик, остановился и спрашивает:
“Терем теремок! Кто в тереме живет?”

Игра “Подбери ключ к замку”
Возьмите понравившуюся вам геометрическую фигуру – это ключ от замка. Входим в круг, походим под музыку, попляшем. По сигналу: “Открой замок”, вы должны подойти, подобрать ключ, чей подошел, тот в ворота зашел.
Воспитатель: Молодцы, помогли Зайке попасть в теремок. Прибежал к теремку Волчок – серый бочок. Остановился и спрашивает: “Терем теремок! Кто в тереме живет?”
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Игра “Разложи (овощи) урожай по полкам”
Воспитатель: Поможем Волчишке? Положите перед собой лист бумаги, я вам буду говорить задание а вы выполняйте его. Морковь положите на верхнюю полку. Свеклу на нижнюю полку. Яблоки на левую полку. Клубничку на правую полку. Все разложили? На каких полках лежат овощи и фрукты?
Ответы детей: на разных, на верхней, нижней, правой и левой полках
Воспитатель: Все разложили правильно, двери волшебного теремка открылись для Волчишки. Вошел Волчек и стал в нем жить.
Прибежала Лисичка – сестричка к Теремку, спрашивает: Терем теремок! Кто в тереме живет?” Я Мышка – Норушка! Я Лягушка – Квакушка! Я Зайчик – Побегайчик! Я Волчок – Серый бочок! А ты кто?
– А я Лисичка – Сестричка, пустите к себе жить.
Не успели звери ответить, а волшебный голос у теремка отвечает: “Теремок откроет свою дверь только тому, кто выполнит все мои задания”.
Воспитатель: Придется нам помочь и лисичке. Сколько зверей в теремке? Кто первый прибежал? Кто последний? Кто после зайца? Кто прибежал перед лисой?
Молодцы, на все вопросы ответили. Дверь теремка открылась и для Лисички. Стали звери дружно жить да поживать.
Воспитатель: Понравилось вам играть в сказку? Сколько героев в этой сказке? Кто помог зверям попасть в теремок? Конечно же, вы и ваши знания! Ребята, кому из зверей вам особенно понравилось помогать? Какие вы молодцы, вы уже много знаете и умеете, это очень хорошо.

Конспект ННОД в старшей группе по ФЭМП тема "Четырёхугольник"

Цель : знакомство с понятием четырёхугольник
Закрепление
- названий геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, ромб);
- цифрового ряда до 8;
- знания цифр;
- счет и отсчет в пределах 8;
- навыков решения простейших задач;
развитие
- речи;
- внимания, наблюдательности, сообразительности и логики;
Оборудование: наглядные пособия (геометрические фигуры, мел, счётные палочки, карточки с цифрами, атрибуты для игр: «Гаражи и машины» и «Зверюшки с цифрами», магнитные цифры, магнитная доска, простые карандаши, листы бумаги с рисунком дома)

Ход занятия:

Воспитатель:
Ребята, много интересного и необычного мы узнаём на наших занятиях. Сегодня мы отправимся с вами в страну Математики. Вы готовы? Тогда наш поезд отправляется…
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс ртом (артикуляционная гимнастика) двигаются к первой «станции».
Первый город, куда мы с вами попали, Город Геометрических фигур.
1 Станция «Волшебные палочки» (за столами)
Садимся дети за стол, спинки прямо (профилактика сколиоза), руки на столе.
Станция «Волшебные палочки» приготовила для вас загадку, принимается коллективный ответ, слушайте:
Он давно знаком со мной
Каждый угол в нем - прямой
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его… (квадрат)
Дети: Квадрат!

Воспитатель : Правильно дети. А теперь, первое задание станции. Отсчитайте 4 волшебных счётных палочки и постройте квадрат. (Дети выполняют задание, воспитатель смотрит правильность выполнения).
Молодцы, справились с первым заданием, теперь слушайте вторую загадку:
У меня углы прямые,
Как и у квадрата.
Но длина у двух сторон
Разная, ребята.
Знает меня каждый школьник.
А зовусь… (прямоугольник)
Дети: Прямоугольник!
Воспитатель : Правильно. Теперь второе задание станции - отсчитайте 3 волшебных палочки и пристройте к квадрату (дети выполняют задание). Сколько квадратов у нас получилось?
Дети: Два.
Воспитатель: Сколько прямоугольников?
Дети: Один.
Воспитатель: Эти фигуры (квадрат и прямоугольник) можно назвать по - другому - четырёхугольники, т.к. у этих фигур 4 угла (воспитатель показывает указкой углы у фигур). А теперь третье задание станции. Сколько четырёхугольников у нас получилось? Кто посчитал, поднимайте руку.
Дети: Три.
Воспитатель: А какие четырёхугольники вы ещё знаете?
Дети: Ромб
Воспитатель: Молодцы.
Уберём волшебные палочки в баночку. Все задания этой станции мы выполнили, пора ехать дальше – в путь!
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс языком (артикуляционная гимнастика) двигаются по группе. В это время со столов убирают счётные палочки и кладут листы бумаги с рисунком дома и простые карандаши.
Воспитатель:
Вот мы подъезжаем к следующей станции.
Мы попали в Город Цифр. Станция «Посчитай».
А знаете ли вы цифры? Сейчас мы это проверим. Поскорей вставайте в круг, слушайте внимательно.

Загадки (при отгадывании выставляется цифра на доску в произвольном порядке):
Цифра вроде буквы О,
Но не значит ничего. (0)

У домика утром два зайца сидели
И дружно веселую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит
Сколько у домиков зайцев сидит? (1)

На крыльце сидит щенок
Греет свой пушистый бок.
Прибежал еще один
И уселся рядом с ним.
Сколько стало щенят? (2)

Не поедет без приказа
Ни кондуктор, ни шофер.
Люди смотрят в оба глаза,
А во сколько светофор? (3)

Я рисую Кошкин дом
Три окошка, дверь с крыльцом.
Наверху еще окно, чтобы не было темно.
Посчитай окошки
В домике у кошки. (4)

У стены стоят кадушки
В каждой ровно по лягушке.
Если было пять кадушек
Сколько было в них лягушек? (5)

Во дворе гуляет квочка
У неё 3 жёлтых и 3 чёрных сыночка
Сколько цыпляток у квочки? (6)

Сколько в неделе,
Дней подскажите,
Знанием нас,
Скорей удивите! (7)

Два кольца, но без конца,
В середине нет гвоздя.
Если я перевернусь,
То совсем не изменюсь.
Ну, какая цифра я? (8)

Воспитатель:
Молодцы дети, а теперь садитесь где кому удобно (на лавочку, стульчик или ковёр) и посмотрите, правильно ли стоят наши цифры?
Дети: Нет.
Воспитатель: Кто может их поставить правильно?
(дети выкладывают числовой ряд (0-8)
Вы слышите, кто-то плачет? Посмотрите, на карточках цифры потерялись, надо им помочь.

Игра «Цифра потерялась» (на карточках по две цифры с пропуском между ними. Вариант игры «Соседи»).
- Молодцы! Все правильно вставили цифры. Давайте теперь поиграем в игру «Отзовись»
Ход: На столе лежат карточки с цифрами, а под ними карточки с животными. Голосом животного надо отозваться столько раз, какая цифра сверху.

Физкультминутка «Гаражи и машины»
Ход: по группе расставлены таблички с цифрами от 1 до 8. Детям раздаются карточки с четырёхугольниками. Ребенок должен посчитать четырёхугольники на карточке и «поехать» в гараж, обозначенный цифрой по количеству фигур. Дети имитируют звук мотора машины губами (артикуляционная гимнастика). Игра проводится несколько раз со сменой карточек.
Воспитатель:
Нашему поезду пора отправляться на следующую станцию.
Дети строятся в «поезд» и имитируя стук колёс ртом (артикуляционная гимнастика) двигаются по группе.

Воспитатель : Вот и Город художественного творчества.
Станция «Рисовальная».
На столе у вас лежат простые карандаши, листы бумаги с рисунком дома, это наш детский сад. Чтобы нам в детский сад попасть, надо на рисунке найти четырёхугольники и заштриховать их простым карандашом. Как только с заданием справимся – в детском саду окажемся (дети выполняют задание).
Вот мы снова в своей группе. Понравилось вам наше путешествие? Где мы с вами побывали и что делали? (ответы детей, подведение итогов занятия)
На этом наше путешествие закончилось. Но встреча со страной Математики для вас продолжится уже на следующем занятии.

Сегодня к нам в гости пришли малышарики. Барашек, Нюшенька и Пандачка. Они решили попить чай с конфетами, но оказалось, что ваза с конфетами стоит высоко на шкафу. И достать ее малышарики не могут.

Поможем малышарикам?

Посмотрите у нас есть геометрические фигуры, как они могут нам помочь?

Попробуем подставить квадрат к шкафу (показ на доске) Получится достать вазу с конфетами? Почему?

Попробуем подставить прямоугольник (прямоугольник ставится на длинную сторону). А теперь получится достать вазу с конфетами?

Как помочь малышарикам?

Поставим прямоугольник на короткую сторону. Он стал высоким. Теперь смогут малышарики достать?

Какая фигура нам помогла?

На какую фигуру похож прямоугольник?

У вас в тарелочках лежат разные геометрические фигуры, возьмите квадрат.

Посчитайте сколько углов у квадрата? А сколько сторон? У квадрата все стороны одинаковые?

Положите квадрат на стол перед собой и возьмите из тарелочки прямоугольник.

Чем прямоугольник похож на квадрат? Давайте посчитаем.

А сколько сторон у прямоугольника? Значит и у квадрата и у прямоугольника 4 угла и 4 стороны. Этим они похожи. А чем отличаются квадрат и прямоугольник? Посмотрите внимательно у квадрата все стороны одинаковые, а у прямоугольника одинаковые стороны?

У прямоугольника 2 стороны короткие, а 2 длинные.

Возьмите прямоугольник и

положите его на столе перед собой на длинную сторону (показ на доске). Прямоугольник стал высоким.

Прямоугольник может быть высоким и узким, низким и широким, потому что 2 его стороны короткие, а 2 длинные. Покажите короткие стороны прямоугольника, покажите длинные стороны прямоугольника.

Скажите, чем отличается прямоугольник от квадрата?

Положите все фигуры в тарелочку и встаньте в круг на ковре. Физкультминутка.

Молодцы, присаживайтесь за столы.

Кто сегодня к нам пришел в гости?

Гостеприимные хозяева всегда своих гостей угощают чаем с чем-нибудь вкусным, но для того чтобы пить чай нужно накрыть стол, а у нас все скатерти порвались. Поможете мне их починить?

Перед вами лежат скатерти, посмотрите и скажите какой формы дырочки? В тарелочках заплатки. Какой формы заплатки? А рисунок у заплаток разный, вам нужно подобрать подходящую по рисунку заплатку к каждой скатерти.

Скатерти вы починили, молодцы. Теперь пора гостей угощать. Представьте что геометрические фигуры, которые лежат у вас в тарелочках, это печенье. Малышарики очень любят печенье в виде геометрических фигур. Нюшенька – круглое, Барашек – Квадратное, а Пандачка- прямоугольное. Для каждого малышарика я приготовила свою корзинку, на ней вы видите малышарика, геометрическую фигуру которую нужно ему принести. (показать корзины)

В корзинку Нюшеньке вы отнесете круглое печенье. Найдите его у себя в тарелочках. Покажите. Барашеку понесете квадратное печенье. Покажите. И Пандачке - прямоугольное печенье, покажите. Возьмите свои тарелочки и разложите по корзинкам печенье. Пустую тарелочку отдаете мне, и присаживаетесь на свое место. -Молодцы, присаживайтесь за столы.

Тема: Тайны деревьев.

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с особенностями деревьев. Научить видеть взаимосвязи деревьев с окружающей средой (вода, солнце, почва, животные, насекомые). Активизировать умение обследовать спиленную часть дерева с помощью различных анализаторов. Закреплять названия частей дерева. Продолжать учить детей выдвигать гипотезы, задавать вопросы, давать определение понятиям ноябрь, проводить эксперименты, делать выводы. Формировать представление о значении деревьев в жизни человека, дать представление об изготовлении бумаги. Воспитывать бережное отношение к деревьям, экологическую культуру.

ХОД ЗАНЯТИЯ

В.: Дети, с чего начинается утро?

Д.: С утренней гимнастики, с улыбки, с умывания, с завтрака. Какими словами начинается новый день? Утро начинается с приветствия. Давайте улыбнемся и поздороваемся с гостями, подарим всем хорошее настроение.

В.: Вспомним, какое сейчас время года? Докажите пожалуйста, что сейчас осень.

Д.: На улице стало холодно. Дует холодный ветер. Солнышко не греет как летом. Дни становятся короче, а ночи длиннее. Часто землю покрывают туманы. Взрослые и дети тепло одеваются. Птицы улетели в теплые края. Звери готовятся к зиме. Люди собирают урожай. Идут затяжные дожди. Сохнет трава. Опадают листочки с деревьев.

В.: Осень (какая?)

Д.: Златовласая, игривая, переменная, дождевая, темная, мрачная, багровая, тихая, урожайная, унылая, туманная, холодная, мечтательная, очаровательная, печальная, щедрая, трудолюбивая, богатая.

Какой сейчас месяц осени? Почему его так называют? (Ноябрь).

И сегодня мы рассмотрим все, что касается деревьев и явлений ноября.

Дидактическая игра «Кто дружит с деревьями?»

Нужно выбрать иллюстрации с друзьями дерева и объяснить, почему они дружат? (Создают схему).

Упражнение «Похожи деревья на людей?»

В.: Дети, похожи деревья на людей?

Д.: У деревьев есть дети и у людей есть дети.

Да, ведь они живые, дышат.

Их ветви похожи на человеческие руки, а стволы на ноги.

Они двигаются, шелестят листьями.

В.: Деревья растут, как люди.

Д.: Нет, потому что люди могут ходить и говорить, а деревья не могут).

В.: - А у деревьев носы? Могут ли они дышать?

Д.: - Нет, носов нет, но они, как и мы, дышат. В этом им помогает листьев. В каждом листе есть небольшие отверстия для поглощения воздуха. Листочек вдыхает загрязненный воздух, а выделяет чистый.

В.: - А у деревьев глаза? Могут ли они видеть?

Д.: - Нет, а значит и видеть они не могут).

В.: - А у деревьев есть ротик? Как они едят?

Д.: - Деревья получают необходимое питание с помощью корней. Корни впитывает растворенные в воде питательные вещества.

В.: - Из каких частей состоит дерево?

Д.: - корень, ствол, крона, ветви.

В.: - Мы превратимся в исследователей и будем исследовать части дерева, садитесь за свои места.

Опыт 1. «Признаки дерева».

В.: Что это? (Часть дерева, пенек). Рассмотрите спиленную часть дерева. Какая она на ощупь? (Твердая, теплая, гладкая, шероховатая). Какого она цвета? (коричневая). Понюхайте. Чем пахнет дерево? Дерево тепло держит, поэтому из него строят дома.

Опыт 2. «Возраст дерева».

В.: Как можно узнать возраст человека? А как вы думаете, как можно узнать, сколько живет дерево? Обычно, чем старше дерево, тем оно толще. Если дерево спилить, то на спиленном месте будет видно кольца, по которым и определяют, сколько лет дереву. Их еще называют годовыми кольцами: прошел год - прибавилось одно кольцо.

Опыт 3 «Измерение толщины ствола с помощью веревки».

Дети с помощью веревки измеряют толщину спиленных частей дерева, на которых делают пометку фломастером. Расправляют обе веревки, сравнивают их по длине. Определяют у кого толще пенек (работа в парах).

Возраст дерева мы определили, а теперь немного поиграем.

Дидактическая игра «Осенние листочки».

1. Листик желтый, как... (одуванчик, цыпленок, солнышко, золото)

2. Листик легкий, как... (пушинка, перышки, снежинка, паутинка)

3. Листик облетает и кружит, как... (птица, бабочка, лепесток цвета)

4. Земля покрывается осенними листьями, как... (ковром, одеялом, покрывалом)

Упражнение «Почему так бывает».

В.: Объясните, почему опадают листья?

Д.: 1. Деревья не впитывают воду, от этого листочки становятся ломкие и опадают.

2. Становится холодно, листочки сохнут.

3. Осенью мало света, дни короткие, поэтому листочки желтеют и краснеют

В.: А теперь придумаем сказочное объяснение, почему опадают листочки.

1) Ветер не хочет дружить и срывает листочки.

2) Приходит осень и очаровывает дерева до весны.

3) Осень хвастлива, хвастается перед летом, весной, зимой, очень красивые имеет наряды, поэтому становится серая.

4) Деревья любят лето, когда приходит осень, они ее не слушаются и сбрасывают листочки и засыпают.

5) Осень будит злой ветер, он дует и срывает листочки.

В.: Сегодня мы попадем в сказку и узнаем почему опадают листочки. Для этого произнесем волшебные слова.

Просмотр сказки-драматизации:

«Сказка о девочке Маринку»

Маринка: Почему листья шелестят? Почему оно осенью желтеет?

Дуб: Листочки мои шепчут, потому что радуются солнышку. Зеленые, потому что в каждом листочке много-много зеленых зерен. Зерна такие маленькие, что их не увидишь. Но каждое зерно, как завод, спрятанное оно под кожу листа. Эти заводы готовят пищу всему дереву.

Маринка: Нет, дерево кормят корни.

Дуб: Без корней тоже не прожить, оно работает, как насосы качают из земли воду. В этой воде растворено много необходимых веществ, но этого недостаточно. Вот и приступают к работе маленькие зеленые заводы, которые находятся в листве. Они берут грязный воздух из этого воздуха, воды, добытой корнями, зернышки-заводы делают строительный материал для новых веточек, почек, корешков.

Маринка: Я не хотела Вас будить, я листочки цепляла, а то последние отпадут.

Дуб: Эх ты! Мне пора отдыхать. Сейчас дни все короче, света все меньше, следовательно деревьям пора спать. В листочках зеленые заводы исчезли, растворились. Как сахар в воде, потому что они любят тепло и щедрое солнце. Не стало зеленых зернышек, стали листья желтые и красные, потому что появились желтые и красные зернышки. А потом листочки высыхают и падают.

Маринка: Что вы будете делать без листьев? Кто вас будет кормить зимой?

Дуб Зимой деревья ни есть, ни пить не будут. Зимой мы не растем, не цветем, только спим.

В.: Я предлагаю вернуться в детский сад и проверить на опытах, о чем Маринке и нам рассказал дуб.

Следует руками помахать, вокруг себя покружить

Опуститься и подняться, в сказочный мир добраться.

В.: Посмотрите на зеленый листочек, на котором изображено? (Зеленый листочек с заводами).

Какую пользу заводы приносят дереву? Что нужно, чтобы эти заводы работали? (Солнышко, свет - самое главное для листочков).

Почему же листочки желтеют? (Осенью мало света, потому что дни короче. В листочках зеленые зерна - заводы исчезают, остаются только желтые и красные).

Опыт «Почему лист зеленый»

В.: Положим листочек в белую ткань, постучим по ней кубиком. Что появилось на ткани? (Зеленые пятна). Именно это зеленое вещество окрашивает лист. Когда наступает осень, становится холоднее, меньше солнышка. Эта зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не исчезает совсем. Что происходит тогда с листочком. (Он становится желтым, красным, багровым, оранжевым).

В.: Ребята, а какую пользу приносят деревья? (Есть украшением парка, дают плоды людям и животным, очищают воздух, дом для зверей, птиц, дают людям тень, прохладу, лечат, из него делают мебель, посуду, бумагу).

Изготовление бумаги.

В.: Из чего изготавливают бумагу? Чтобы сделать хорошую бумагу, приходится рубить деревья. Люди научились делать бумагу из использованной, ненужной бумаги, чтобы сохранить деревья.

В.: Сначала нам нужно порвать бумагу на маленькие кусочки. Сложим их в блендер. Заливаем все горячей водой и взбейте все в блендере. Это я сделаю сама, потому что горячей водой можно обжечься, а блендер - электроприбор, при пользовании которого нужно соблюдать технику безопасности. Мы получили «кашицу». Добавляем клей ПВА, гуашь любого цвета. Получаем раствор.

Начинаем самое интересное - изготовление листа бумаги.

В.: Перед каждым из вас лежит полотенце на клеенке, накрытой тканью, губки и пяльцы с сеточкой. Возьмите пяльцы, окуните в «кашицу» из бумаги. Когда в сеточке будет достаточное количество смеси, накройте пяльцы с «кашицей» тканью и губкой соберите лишнюю влагу. Украсьте листиками, лепестками цветов и оставьте до высыхания. (Дети делают бумагу, воспитатель помогает).

В.: Бумага будет готова для использования, когда высохнет. Я сделала бумагу заранее, просушила и сейчас покажу. Запомните, использованную бумагу следует сдавать на переработку - это поможет сохранить жизнь многим деревьям.

Итог занятия: просто і без проблем.

Цели: познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его, квадратом. Учить различать и называть прямоугольник, выделять особые признаки фигур: наличие или отсутствие углов, подвижность. Совершенствовать умение определять направление от себя, двигаться в заданном направлении. Развивать внимание, наблюдательность. Воспитывать желание принимать активное участие, умение подчиняться правилам игры.

Ход занятия:

1 Часть.

«Под полом таится,

Кошки боится.

Кто это?» (Мышка).

Молодцы, ребята, отгадали загадку. И сегодня к вам в гости пришёл мышонок. Поздоровайтесь с ним. Ребята, мышонок ещё маленький и ничего не знает. Поэтому мышонок решил обратиться к нам за помощью.

– Посмотрите, что он принёс?

Воспитатель показывает прямоугольник.

– Кто знает, как называется эта фигура?

Воспитатель выслушивает ответы детей и при необходимости подсказывает правильный ответ.

– А как называется эта фигура?

Воспитатель показывает квадрат.

На доске квадрат и прямоугольник.

– Чем отличается прямоугольник от квадрата?

После ответа детей, воспитатель уточняет, чем отличаются эти фигуры: у квадрата все стороны равны (одинаковые). А у прямоугольника равны верхняя и нижняя стороны, левая и правая (боковые) стороны.

– Покажите мышонку квадрат.

– Как вы думаете, квадрат может катиться как круг, мячик?

(Ответы детей.)

– Давайте с вами это проверим.

(Дети пробуют прокатить квадрат.)

– Что ему мешает катиться?

– Какие стороны у квадрата?

Надо, чтобы дети не просто отвечали, что у квадрата стороны равные (одинаковые), но и могли по просьбе воспитателя проверить это.

– Покажите мышонку прямоугольник. Какую фигуру вы показали?

Потренируйте детей в произношении этого слова.

– Что вы можете рассказать мышонку про прямоугольник?

Несколько детей по желанию рассказывают мышонку о том, чем отличается прямоугольник от квадрата и круга.

А теперь, ребята, давайте все встанем и покажем мышонку как мы играем.

Физкультминутка.

Все мышата мыли лапки - вот так, вот так (потирают ладошки),

Мыли ушки (потирают ушки), мыли брюшки - вот так, вот так (поглаживают животики),

А потом они играли - вот так, вот так (прыжки),

А потом они устали, сладко-сладко засыпали – вот так, вот так.

2 Часть.

А мышка принесла нам ещё что-то. А что, вы сейчас попробуйте отгадать.

Стукнешь о стенку -

А я отскочу.

Бросишь на землю -

А я подскочу.

Я из ладони в ладони лечу -

Смирно лежать не хочу. (Мяч).

Ребята, давайте «поиграем» с мячом вместе.

– Это мяч (показывает круг).

– А это поле (лист картона).

– Положите мяч на середину поля.

– Где лежит мяч?

– Мяч летает по полю. Водите пальчиком мяч по всему «полю» (листу).

– Где остановился мяч? (внизу, вверху и т. д.)

В процессе игры «с мячом» уточняете местонахождение мяча. Следите за тем, чтобы дети по-разному отвечали и давали полные ответы. Можно дополнительно спросить, у кого в правом верхнем углу мяч, поднимите руки. У кого в левом нижнем углу и т. д.

3 Часть.

А сейчас мы поиграем в игру, которая называется «Найди свой домик».

У детей по одной геометрической фигуре разного цвета (красный, желтый, зеленый). На полу в разброс лежат 3 обруча. В первом обруче лежит красная геометрическая фигура, во втором – желтая геометрическая фигура, в третьем – зелёная.

Правила игры: дети бегают по комнате. По сигналу они должны подбежать к обручу с фигурами того же цвета, что и их фигура. Подходя к детям, воспитатель просит назвать, какие фигуры и какого цвета возле обруча и почему они подбежали к тому или иному обручу.

Ребята, мышонку очень понравилось у нас в гостях. Он узнал много нового и интересного. Но ему уже пора домой. Давайте скажем мышонку «До свидания».