Тема самообразования в средней группе математическое развитие. План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр

МБДОУ «Тотемский детский сад №7 «Солнышко»

Поэтапно–творческий перспективный план работы по теме:

«Формирование математических способностей у детей старшего дошкольного возраста с использованием занимательных игр».

на 2016 – 2017 учебный год

Воспитатель: Новоселова Е.Н.

Месяц

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

Пополнение развивающей предметно-пространственной среды

Литература

Сентябрь

Игры и упражнения со счётными палочками (см.картотеку игр)

Памятка «Занимательная математика для дошкольников»

Создание картотеки заданий и упражнений со счётными палочками для детей

Изучение примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы в новой редакции 2016 года

Октябрь

Игры на развитие пространственных представлений: «Продолжи закономерность», «Найди одинаковые игрушки», «Четвёртый лишний», «Обведи дорожки», «Помоги зайчику добраться до своего домика» и др.

Буклет «Новая жизнь старых игр»

Создание математического уголка развивающих и занимательных игр в группе.

« Математика до школы», «Игровые занимательные задачи для дошкольников» З.И. Михайлова

Ноябрь

Игры на развитие логического мышления: «Найди лишнее слово», «Четвёртый лишний», «Назови одним словом» и др. (см. картотеку игр)

Создание картотеки игр на развитие логического мышления.

Интернет-источники:

Игровые занимательные задачи для дошкольников,

- «Развитие математических способностей через игру»

Декабрь

Игры на развитие внимания и наблюдательности: «Сделай, как у меня», «Расставь как было», «Дорисуй», «Найди отличия» (см. картотеку игр на внимание)

Математический КВН для родителей на родительском собрании

Создание картотеки игр на внимание и наблюдательности для детей старшей группы

Д.Денисова «Математика для дошкольников» (рабочая тетрадь)

Январь

Игры на развитие воображения: «На что похожи облака», «Волшебная мозаика», «Что нужно нарисовать в пустой клетке», «Определите, как должен быть раскрашен последний мяч», «Определите, какие окна должны быть в последнем домике? и др.

Памятка « Участие взрослого в детских играх. Проблемные ситуации и их решение»

Консультация « Игры для развития воображения детей»

Создание картотеки игр для детей на развитие воображения

В.В. Воскобович «Сказочные лабиринты игры»

Февраль

Развивающие игры Воскобовича: «Геоконт», «Чудо-цветок», «Сложи узор», «Волшебный поясок», «Игровой квадрат» и др. (см. картотеку игр)

Буклет « Использование развивающих игр В.В. Воскобовича в интеллектуальном развитии детей»

Разработка системы заданий для детей с использованием Палочек Кьюзенера

Обучающее пособие: цветные счётные палочки Кьюзенера. Альбом с играми к палочкам.

Март

Игры с цветными палочками Кьюзенера: «Волшебные дорожки», «Помоги малышу», и т.д.

Консультация «Палочки Кьюзенера- как средство познания детьми логики и математики»

Создание презентации «Палочки Кьюзенера»

В.П.Новикова, Л.И.Тихонова «Развивающие игры и занятия с палочками Кьюзенера»

Апрель

Игры Б.П. Никитина:

«Собирай-ка», « Сложи узор», «Чудо-кубики» и др.

Чтение математических сказок

Буклет «Использование игр Б.П. Никитина, как средство развития познавательного интереса к математике у детей»

Приобретение и внесение развивающих игр Б.Никитина

Май

Игры на закрепление пройденного материала

Мастер-класс на родительском собрании «Занимательная математика с дошкольниками»

Презентация лэпбука по данной тематике.

Изготовление лэпбука.

Юлия Сухова
План самообразования «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников посредством дидактических игр»

Тема : «»

«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.

Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка выливается живительный поток представлений , понятий.

Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».

В. А. Сухомлинский

Пояснительная записка :

В условиях развития вариативности и разнообразия дошкольного образования в последнее десятилетие происходит внедрение в практику работы дошкольных образовательных учреждений альтернативных образовательных программ и технологий, реализующих различные подходы к вопросам образования и развития ребенка дошкольного возраста , поэтому с теоретической и практической точек зрения все более актуализируется проблема математического образования дошкольников . Современная психолого-педагогическая наука неоспоримо доказала, что усвоение системы математических знаний оказывает существенное влияние на умственное и психическое развитие дошкольника ; определила , что для детей дошкольного возраста овладение элементарными математическими знаниями имеет познавательное, образовательное значение, а также является одним из условий готовности ребёнка к школьному обучению. Математические представления служат средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе .

Необходимым условием качественного обновления общества является умножение интеллектуального потенциала, недостаточность развития логического мышления у детей и интересам педагогов к новым формам развития логического мышления у детей.

Повышение качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста . Примером является принятие Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО) и Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» ; Концепции развития математического образования в Российской Федерации

ФГОС ДОв качестве основного принципа дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательных действий ребёнка в различных видах деятельности. Кроме того стандарт направлен на развитие интеллектуальных качеств дошкольников .

Следует помнить, что бы научить детей дошкольного возраста любить математику , поддерживать у них интерес к интеллектуальной деятельности, побуждать к решению поисковых задач, необходимо творчески и с интересом подходить к организации процесса обучения, использовать разнообразие и вариативность развивающих игр с математическим содержанием .

Решение данных споров осуществляется в поиске новых путей, методов и форм организации процесса воспитания детей в дошкольных учреждениях , а также использование потенциала развивающих игр и авторских пособий в работе с детьми по ФЭМП. И здесь на первый план выходит игра , как основной вид деятельности детей дошкольного возраста . В развивающих играх происходит целенаправленное интеллектуальное развитие ребенка неразрывно связанное с развитием элементов логического мышления. Ведь чтобы решить игровую задачу, дошкольнику необходимо сравнивать признаки предметов , устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Это развивает в свою очередь способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Увлекательные развивающие, математические игры создают у дошкольников интерес к решению умственных задач : успешный результат умственного усилия, преодоление трудностей приносит им удовлетворение и желание постичь новое. Все это делает развивающую игру важным средством формирования элементов логического мышления у детей старшего дошкольного возраста .

Цель : Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Задачи программы профессионально – личностного саморазвития

1. Проанализировать свои педагогические возможности, творческий потенциал.

2. Изучить учебную, справочную и научно-методическую литературу по данной теме.

3. Осмыслить и проанализировать системные основания, обеспечивающие современную профессионально-педагогическую деятельность.

4. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников через дидактические игры ».

Направления саморазвития :

1. Изучение нормативно – правовых документов.

2. Изучение методической литературы.

3. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

4. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды).

5. Работа с детьми.

6. Повышение квалификации.

7. Работа с семьей, социумом.

8. Обогащение развивающей предметно – пространственной среды.

9. Аттестация.

Ожидаемые результаты :

Оформление собственных методических разработок в форме информационно педагогических модулей (обобщение опыта работы.)

Совершенствование педагогического мастерства, повышение профессиональной активности.

Развитие адаптивной способности в контексте современных тенденций развития образования.

Перспективный план мероприятий на 2014-2016 уч. г.

Формы работы Содержание работы Сроки Отметка о выполнении

Изучение нормативно-правовых документов 1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации".

2. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования ".

3. Распоряжение правительства России от 24 декабря 2013 года № 2506-р. Концепция развития математического образования в Российской Федерации. В течение

2014-2015 учебного года

В течение

2015-2016 учебного года

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст : формирование и развитие математических способностей ». Дошкольное воспитание-2000-№2 , с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных . – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста . М : Просвещение 1989.

4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.

5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград : Учитель, 2013.

6. Е. В. Сербина «Математика для малышей » / Издательство : Москва Просвещение, 1992.

7. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ » ТЦ «Учитель» , 2006г.

8. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников » . – М., 2006.

9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду » , - М.:2005.

10. Метлина А. С. «Математика в детском саду » Просвещение, 2006.

11. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры» , Москва, Просвещение, 1991 г.

12. Позина В. А. , Мозаика-Синтез, 2012. - 80с.

13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры . - М.: Просвещение, 1987. - 96 с.

14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду . - М.: Просвещение, 1982. - 98 с.

15. Столяр А. А. «,»– М.: 2006.

16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду » , 3-е издание. – М., 2006.

ППО г. Сарова :

МБДОУ «ЦРР - детский сад №16»

И. Ф. Девятайкина «Влияние развития сенсорных способностей на формирование элементарно- математических представлений у детей дошкольного возраста »;

МБДОУ «Детский сад № 30» Сухова Ю. И. «Формирование понятия числа в процессе обучения счету у детей младшего дошкольного возраста ;

МБДОУ «Детский сад № 19» Серкова Т. В. «Использование нетрадиционных дидактических средств в математическом развитии детей средней группы»

Использование инновационных технологий при ФЭМП МБДОУ «Детский сад № 45» Филиппова С. В.

МБДОУ «Детский сад № 3» Денисик Ю. П. «Использование развивающих игр с математическим содержанием для развития интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста »;

МБДОУ «Детский сад № 30» Аксенова О. И. ,«Организация образовательной работы с детьми дошкольного возраста , имеющими склонность к математике ».

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru ;

http://nsportal.ru ;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru ;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru .

Втечение

2014-2015 учебного года

В течение

2015-2016 учебного года

В течение

2014-2015 учебного года

В течение

2015-2016 учебного года

Открытые просмотры, взаимопосещения.

1. НОД по конструированию «Заюшкина избушка» (палочки Кюизенера, ранний возраст) Козина И. В.

2. Посещение НОД по ФЭМП у воспитателя Даниловой Л. В.

3. Посещение НОД по ФЭМП «Полёт в космос» (блоки Дьнеша, дошкольный возраст ) (Аксёнова О. И)

4. Путешествие в город геометрических фигур» (палочки Кюизенера, дошкольный возраст ) (Балуева М. М.)

5. Посещение КМО.

Открытый показ НОД по ФЭМП «В гости в Винни-Пуху» (средняя группа) .

Обзор выставки дидактического и методического материала .

Открытый показ НОД по изобразительной деятельности с детьми средней группы «Аквариум с рыбкой» (техника граттаж) .

(д/сад № 5)

6. Интерактивное мероприятие «Путешествие по сказке В. Катаева «Цветик семицветик» (Сергеева Ю. А) . Февраль 2014

Декабрь2015

Январь 2015

Февраль 2015 г.

Апрель 2015

Участие в системе методической работы

(педсовет, консультации, семинары, творческие группы, выставки, стенды) 1. Участие в семинаре «Использование методов и приёмов «ТРИЗ - технологий» (Котик Н. Н., Поздяева И. Н.)

2. Подготовка и проведение семинара-практикума «Организация и проведение сюжетных логико-математических игр » (блоки Дьенеша») (Сухова Ю. И., Гусева Е. С.)

3. «Наглядно-дидактические пособия для игр с палочками Кюизенера»

(Гущина Н. В.)

4. Семинар-практикум «Использование современных технологий в образовательном процессе"(ТРИЗ, использование мнемотаблиц при пересказах и заучивании стихов) .

5. Консультация «Интеллектуальное развитие ребенка при использовании логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера».

6. Оформление выставки : «Математические игры и упражнения для дошкольника »

7. Деловая игра "Использование мультимедийных презентаций в совместной деятельности в режимных моментах". (Ст. воспитатели Сухова Ю. И., Котик Н. Н.)

8. Теоретический семинар «Использование информационных технологий для решения профессиональных задач»

(ст. восп. Сухова Ю. И.)

9. Практикум «MicrosoftPowerPoint в работе воспитателя детского сада»

(ст. восп. Н. Н. Котик)

10. Практикум «Технология сотрудничества, как ключевая технология в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО» (Разумкова И. А., Калякова И. А.)

11. Круглый стол «Особенности формирования инициативы и самостоятельности детей в разных видах деятельности» (Старшие воспитатели Котик Н. Н., Сухова Ю. И.)

12. Консультация – диалог «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников »

(ст. воспитатели, воспитатели Поздяева И. Н., Аксенова О. И.) Декабрь2014

Январь 2015

Февраль 2015

Январь 2015

Октябрь 2015

Октябрь 2015

Ноябрь 2015

Декабрь 2015

Февраль 2016

Оснащение педагогического процесса.

1. Разработать перспективный план работы кружка «Цветная логика» для детей второй младшей группы.

2. Разработать перспективный план работы кружка «Цветная логика» для детей средней группы.

3. Пополнение развивающей предметно -пространственной среды группы палочками Кюизенера, блоками Дьенеша, кубиками Никитина (на подгруппу детей)

4. Оформление уголка занимательной математики в группе .

5. Подготовить картотеку презентаций для детей по ФЭМП

6. Создание картотеки игр по ФЭМП

7. Пополнение личной страницы на сайте MAAM.

8. Пополнять педагогическую копилку демонстрационным материалом (приобретение методической литературы, раздаточного материала ).

Работа с семьей, социумом

9. Изготовление папки – передвижки «Формирование элементарных математических представлений у детей 3-4 лет ».

10. Подготовить презентацию консультацию для родителей о развитии математических способностей у дошкольников .

11. Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни» .

12. Оформление выставки для родителей : «Математические игры и упражнения для дошкольников ». Август 2014

Август 2015

В течение учебного

Повышение квалификации 1. Курсовая подготовка по ФГОС ДО.

3. Участие в вебинарах.

4. Посещение КМО. 2014-2016 уч. г.

Форма отчета . Аттестация на первую квалификационную категорию 2015-2016 уч. г.

Перспективы

на 2016-2017 уч. г.

1. Продолжить работу по теме : «Формирование элементарных математических представлений » (согласно возрастной группе) .

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Распространение опыта работы.

5. Публикации на сайте «МААМ» и др. сайтах. Представление своего педагогического опыта.

6. Участие в конкурсах, конференциях, олимпиадах.

7. Привлечение детей к изготовлению дидактического и раздаточного материала . 2016-2017 уч. г.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

«ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ ПЕДАГОГА»

Попова Ирина Викторовна

воспитатель

Общий стаж

Педагогический стаж

Педагогический стаж в данном коллективе

Дата последней аттестации

Дата предполагаемой аттестации

25 лет 25 лет 5 лет 1

2016 - 2017 учебный год

старшая группа

Этап работы над темой: подготовительный

Дата начала работы над темой: сентябрь 2016 года

Предполагаемая дата окончания работы: май 2017года

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКИЙ САД «Батыр»

ПРОЕКТ

Тема: «Развитие математических способностей у детей

дошкольного возраста через игровую деятельность»

2016 год

1.

Введение.

Эта тема является одной из сложных и интересных проблем дошкольного образования, так как основы логического мышления закладываются в дошкольном детстве. В современном мире математике отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Это обусловлено "математизацией" и "компьютеризацией" всех сфер жизнедеятельности человека. Родители считают, что главной целью обучения детей математике является обучение детей считать, а также накопление минимальных знаний, например, знакомство с цифрами и геометрическими фигурами. Родители забывают, что математика вносит большой вклад в развитие логического мышления, воспитание таких важных качеств научного мышления, как критичность и обобщенность, формирование способности к анализу и синтезу, умений выдвинуть и сформулировать логически обоснованную гипотезу и т.д.

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью ребенка является игра. В связи с этим, учитывая возрастные особенности детей, все виды занятий можно провести в форме игры или с содержанием игровой ситуации, используя персонаж (игрушку) Например, для младших дошкольников интересны следующие игровые сюжеты: "Поездка в лес к белочке", "Волшебный сундучок", "В гостях у Старичка-лесовичка", "Три медведя", "Теремок". Для детей старшего дошкольного возраста сюжеты становятся более сложными: "Космическое путешествие", "На фабрике игрушек", "Царство Математики". В гости к ребятам приходят уже другие персонажи: Буратино, Незнайка, Оле-Лукойе, Снежная королева и др.

. Цель:

обеспечение целостности образовательного процесса через организацию занятий в форме упражнений игрового характера; содействие лучшему пониманию сущности вопроса, уточнение и формирование математических знаний у дошкольников; создание благоприятных условий для развития математических способностей; развитие у ребенка интереса к математике в дошкольном возрасте.

Задачи:

    Повысить собственный уровень знаний путем самообразования и изучения методической литературы;

    Организовать совместную деятельность взрослого с детьми;

    Разработать перспективный план работы с детьми;

    Оформить в группе уголок «Я считаю»;

    Создать картотеку математических игр.

    Создать кружок по математике «Затейники»

2. Реферативная часть.

Особую роль при развитии математических способностей отвожу нестандартным дидактическим средствам. Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение: игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом. Однако если для воспитанника цель - в самой игре, то для взрослого, организующего игру, есть и другая цель - развитие детей, усвоение ими определенных знаний, формирование умений, выработка тех или иных качеств личности. В этом, между прочим, одно из основных противоречий игры как средства воспитания: с одной стороны - отсутствие цели в игре, а с другой - игра есть средство целенаправленного формирования личности. В наибольшей степени это проявляется в так называемых дидактических играх. Характер разрешения этого противоречия и определяет воспитательную ценность игры: если достижение дидактической цели будет осуществлено в игре как деятельности, заключающей цель в самой себе, то воспитательная ее ценность будет наиболее значимой. Если же дидактическая задача решается в игровых действиях, целью которых и для их участников является этой дидактической задачи, то воспитательная ценность игры будет минимальной.

Игра ценна только в том случае, когда она содействует лучшему пониманию математической сущности вопроса, уточнению и формированию математических знаний учащихся. Дидактические игры и игровые упражнения стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринуждённый и эмоциональный характер.

3. Проектная часть.

Этапы работы

Мероприятия

Сроки проведения

Теоретический

Изучение научно-методической литературы;

обзор информации по исследуемой теме в Интернете

сентябрь 2016 г. – май 2017 г.

Практический

Разработка конспектов занятий с детьми

сентябрь

2016 – 2017 гг.

Оформление в группе «Я считаю»

октябрь 2016 г.

Создание картотеки математических игр

ноябрь 2016 г.

Подготовка материала для кружка

сентябрь 2016

май 2017 г.

Оформить сборник консультаций для родителей «Развитие математических способностей у старших дошкольников»

декабрь 2016 г.

Выход темы:

    Проведение открытых занятий. Тема: «Приключение на числовой поляне» (май 2017 г.)

    Оформление картотеки математических игр.

    Сборник консультаций для родителей. Тема: «Развитие математических способностей у старших дошкольников».

    Оформление папки передвижки «Математика для дошкольников»

    Отчет о проделанной работе за учебный год.

4. Заключение.

МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

НА 2016-2017 учебный год

Ф.И.О . Позднышева Оксана Владимировна

Дата рождения 22.07.1979

Место работы МКДОУ «Новохоперский детский сад общеразвивающего вида №3 «Солнышко»

Должность воспитатель

Общий педстаж 22 года

Тема работы по самообразованию

«Развитие математических представлений в дошкольном возрасте».

Цель: создать оптимальные условия для математического развития дошкольников; объединить усилия педагогов и родителей для развития математических способностей детей.

Актуальность выбранной темы

В течение всей жизни человек формируется и развивается в деятельности. Дошкольный возраст – короткий, но очень важный период становления личности: именно в это время ребёнок приобретает первоначальные знания об окружающем его мире и у него вырабатываются навыки адекватного поведения. Первостепенное значение для умственного развития детей имеет приобретение ими математических представлений, т.к. математика необходима как для познания окружающего мира и решения различного рода практических задач и, конечно, для успешного обучения в школе.

В рамках Концепции развития математического образования в Российской Федерации тема «Развитие математических представлений в детском саду» становится очень важной и актуальной. Целью Концепции является выведение российского математического образования на лидирующие позиции в мире. «Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом», - так гласит Концепция.

Формирование математических представлений, согласно Образовательной программе дошкольного образовательного учреждения,начинается в младшей группе детского сада. Но уже в раннем возрасте воспитатели проводят работу по сенсорному развитию детей, таким образом, создавая условия для успешного освоения математических понятий в будущем.

Знакомство с математикой не должно стать скучным занятием для детей. Ведь, как известно, память ребёнка избирательна. Ребёнок запомнит лишь то, что ему интересно, что его удивило, вызвало какие-либо эмоции. Именно, поэтому задача педагогов и родителей вызвать неподдельный, живой интерес к занятиям математикой.

Следует отметить, что не всегда малыши понимают смысл выполняемых ими действий, не ведают, для чего нужно считать, измерять, сравнивать. Во избежание этого следует правильно подбирать методы и формы работы с детьми, опираясь на предметно-чувственную деятельность. Воспитателю необходимо вести поиск и применять методы обучения, обеспечивающие кроме формирования у детей математических представлений ещё и развитие психических функций – восприятия, памяти, мышления, воображения. Это и станет залогом успешной подготовки детей к обучению математике в школе.

План работы на год по данной теме на год

Раздел

Сроки

Практические выходы

Изучение методической литературы

сентябрь - май

1. Арапова – Пискарёва Н.А. «Формирование элементарных математических представлений в детском саду», Мозаика-Синтез Москва, 2008.

2. Ерофеева Т.И., Павлова Л.Н., Новикова В.П. «Математика для дошкольников», Москва, 1997.

3. Венгер Л.А. Больше, меньше, поровну, «Дошкольное воспитание», 1996 №6

4. Метлина Л.С. «Математика в детском саду», Просвещение, Москва, 1977.

5. Михайлова З.А. «Игровые занимательные задачи для дошкольников, Москва, 1985.

Анализ изученной литературы.

Работа с детьми

сентябрь-май

Игровая деятельность математической направленности в группе, на прогулках.

Игры во время самостоятельной и совместной деятельности в группе и на прогулках.

сентябрь-май

Отражение и закрепление полученных знаний в творческой деятельности.

Математика в изобразительной деятельности (лепке, аппликации, рисовании).

Придумывание сказок про геометрические фигуры.

Сборник сказок.

Игровая деятельность с использованием математических заданий.

Развлечение «Весёлая математика»

Работа с семьёй

сентябрь

Привлечение родителей к изготовлению пособий и игр по математики для оборудования математического уголка.

Создание уголка «Занимательная математика».

Консультация для родителей «Как привить интерес к математике?»

Родительское собрание «Основные направления работы на учебный год»

Открытый показ образовательной ситуации.

День открытых дверей.

Информация в уголок для родителей «Математика вокруг нас»

Папка-передвижка.

Самореализация

Составление картотеки игр по развитию математических представлений.

Представление картотеки на педчасе.

Консультация для педагогов «Царица наук - математика»

Выступление на педагогическом совете.

Доклад и презентация по теме «Развитие интереса к математике у детей дошкольного возраста»

Выступление на семинаре-практикуме.

Отчёт по теме самообразования.

Выступление на итоговом педсовете.

Консультация для родителей

Немного о математике.

«Математика всегда… остаётся для учеников трудной работой». Так утверждал почти полтора века назад Д.И.Писарев. С тех пор восприятие математики мало изменилось. Об этом говорят родители, и учителя, и сами ученики. А дошкольники? Они не знают, что математика трудная дисциплина. Задача взрослых - дать ребёнку почувствовать, что он сможет понять, усвоить не только частные понятия, но и общие закономерности. А главное - познать радость при преодолении трудностей. Учёные отмечают, что, оберегая ребёнка от необходимости осмысливать окружающий мир, мы наносим детям непоправимый ущерб: способствуем развитию у них интеллектуальной пассивности. Конечной целью, как отмечал отечественный психолог Д.Б. Эльконин, является вклад в умственное развитие, количественные и качественные позитивные сдвиги в нём. Немаловажно также дать ребёнку уверенность, что он способен постичь математику. В дошкольные годы у ребёнка создаётся круг представлений «обо всём понемногу» на понятийном ему уровне. Возникают связи между новыми и уже усвоенными знаниями. Взрослые должны поддерживать и направлять проявления активности детей, а также специально создавать такие ситуации, в которых они ощущали бы радость открытий. Необходимо и дома создать такую обстановку, чтобы ребёнок посредством практических действий мог подтвердить свои предположения, утвердиться в понимании каких-либо понятий. Например, сравнение объёмов жидкости в сосудах разной формы, измерение сыпучих тел(крупы) при приготовлении пищи, использование измерения при перестановке мебели и другое. Хорошо, если равноправными партнёрами по игре становятся родители. Ребёнок, рассказывая им о правилах игры, выбирая тип задания, не только совершенствует объяснительную речь, но и начинает лучше осознавать математические понятия, прослеживать зависимости. «Учиться можно только весело…»- с этими словами трудно не согласиться.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений.

«Количество и счёт»:

Цель: закреплять умение порядкового счёта в пределах 10, развивать координацию движений, слуховое внимание

Материал: мяч.

Ход игры. Дети стоят по кругу. Ведущий – в центре круга с мячом. В соответствии с командами ведущего игроки считают по порядку до 10.

Усложнение: ведущий берёт мяч раньше, чем игрок досчитает до 10, бросает его следующему со словами «Считай дальше»

Вариент. Ведущий бросает мяч и говорит «До пяти». Ребёнок называет числа до 5. Если даётся команда «После пяти», дети называют числа после пяти.

«Мальчики».

Цель. Закрепить счет и порядковые числительные. Развивать представления: «высокий», «низкий, «толстый», «худой», «самый толстый», «самый худой», «слева», «справа», «левее», «правее», «между». Научить ребенка рассуждать.

Правила игры. Игра делится на две части. Вначале дети должны узнать, как зовут мальчиков, а затем ответить на вопросы.

КОГО КАК ЗОВУТ?

В одном городе жили-были неразлучные друзья: Коля, Толя, Миша, Гриша, Тиша и Сева. Посмотри внимательно на картинку, возьми указку и покажи, кого как зовут, если: Сева -самый высокий; Миша, Гриша и Тиша одного роста, но Тиша - самый толстый из них, а Гриша - самый худой; Коля - самый низкий мальчик. Ты сам можешь узнать, кого зовут Толей. Теперь покажи по порядку мальчиков: Коля, Толя, Миша, Тиша, Гриша, Сева. А теперь покажи мальчиков в таком порядке: Сева, Тиша, Миша, Гриша, Толя, Коля. Сколько всего мальчиков?

КТО ГДЕ СТОИТ?

Теперь ты знаешь, как зовут мальчиков, и можешь ответить на вопросы: кто стоит левее Севы? Кто - правее Толи? Кто стоит правее Тиши? Кто - левее Коли? Кто стоит между Колей и Гришей? Кто стоит между Тишей и Толей? Кто стоит между Севой и Мишей? Кто стоит между Толей и Колей? Как зовут первого слева мальчика? Третьего? Пятого? Шестого? Если Сева уйдет домой, сколько останется мальчиков? Если Коля и Толя уйдут домой, сколько останется мальчиков? Если к этим мальчикам подойдет их друг Петя, сколько будет мальчиков тогда?

«Посади жука на цветок».

Цель: закрепить счет в пределах 10, умение соотносить цифру с количеством, знание геометрических фигур, умение считывать кодовую информацию; формировать умение двигаться в разных направлениях.

Материалы: Картон (формат А4): красного цвета- 5 листов, желтого- 3 листа, белого- 4 листа; клей; цифры от 1 до 10; цветные маркеры.

Ход игры:

Чтение потешки:

Божья коровка,

Черная головка,

Улети на небо,

Принеси нам хлеба

Черного и белого,

Только не горелого.

2.Божья коровка, Черная головка,

Лети –лети за море

Там тепленько,

Здесь холоденько.

I вариант. На полу лежат ромашки с разным количеством лепестков (от 1 до 5). В руках у детей жуки с разным количеством точек на спинках. Дети считают точки и «садятся» на цветы с таким же количеством лепестков после слов ведущего:

Жук, жук, покажись,

На цветочек ты садись!

II вариант: Количество ромашек увеличивается до 10. дальнейший ход игры –как в 1 варианте.

III вариант:

На ромашках цифры от 1 до 10. количество лепестков не соответствует цифре на цветке. Надо найти ошибку. Кто быстрее найдет- победитель.

Воспитатель показывает карточку (цвет, форма). Выбегают дети, у которых в руках жуки с соответствующим этой карточке геометрическими фигурами, и имитируют жужжание.

«Назови предыдущее и последующее число».

Цель: Учить называть предыдущее и последующее число для каждого числа натурального ряда в пределах 10

Материалы: Карточки с изображением кругов (от 1 до 10), наборы из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Ход: У каждого ребенка карточка с изображением кругов (от 1 до 10) и набор из 10 карточек с кругами (от 1 до 10).

Воспитатель объясняет детям: «У каждого числа есть два соседа-числа: младшее меньше на один, оно стоит впереди и называется предыдущим числом; старшее больше на один, оно стоит впереди и называется последующим числом. Рассмотрите свои карточки и определите соседей своего числа».

Дети находят предыдущее и последующие числа к изображенному на карточке числу кругов и закрывают пустые квадраты карточкой с определенным количеством кругов.

После выполнения задания дети объясняют: какое число предыдущее и последующее к обозначенному числу у них на карточке и почему эти числа стали соседями.

«Сосчитай правильно».

Цель: упражнять в счете предметов по осязанию.

Материал. Карточки с нашитыми на них в ряд пуговицами от 2 до 10.

«Форма и цвет»:

«Конструктор».

Цель: формирование умения разложить сложную фигуру на такие, которые у нас имеются. Тренировка в счете до десяти.

Игровой материал. Разноцветные фигуры.

Правила игры. Взять из набора треугольники, квадраты, прямоугольники, круги и другие необходимые фигуры и наложить на контуры фигур, изображенных на странице. После построения каждого предмета сосчитать, сколько потребовалось фигур каждого вида.

Игру можно начать, обратившись к детям с такими стихами:

Взял треугольник и квадрат,

Из них построил домик.

И этому я очень рад:

Теперь живет там гномик.

Квадрат, прямоугольник, круг,

Еще прямоугольник и два круга...

И будет очень рад мой друг:

Машину ведь построил я для друга.

Я взял три треугольника

И палочку-иголочку.

Их положил легонько я

И получил вдруг елочку.

Вначале выбери два круга-колеса,

А между ними помести-ка треугольник.

Из палок сделай руль.

И что за чудеса - Велосипед стоит.

Теперь катайся, школьник!

«Сравни и заполни».

Цель: умение осуществить зрительно-мысленный анализ способа расположения фигур; закрепление представлений о геометрических фигурах.

Игровой материал. Набор геометрических фигур.

Правила игры. Играют двое. Каждый из игроков должен внимательно рассмотреть свою табличку с изображением геометрических фигур, найти закономерность в их расположении, а затем заполнить пустые клеточки со знаками вопроса, положив в них нужную фигуру. Выигрывает тот, кто правильно и быстро справится с заданием.

Игру можно повторить, расположив по другому фигуры и знаки вопроса.

«Почини одеяло».

Цель: знакомство с геометрическими фигурами. Составление геометрических фигур из данных.

Игровой материал. Фигуры.

Правила игры. С помощью фигур закрыть белые «отверстия». Игру можно построить в виде рассказа.

Жил-был Буратино, у которого на кровати лежало красивое красное одеяло. Однажды Буратино ушел в театр Карабаса-Барабаса, а крыса Шушара в это время прогрызла в одеяле дыры. Сосчитай, сколько дыр стало в одеяле. Теперь возьми свои фигуры и помоги Буратино починить одеяло.

Геометрические фигуры. Сказка

Давным-давно в замечательной стране Геометрия жили не обычные люди, а геометрические фигуры: Круг, Овал, Треугольник, Квадрат и Прямоугольник. Были они хорошими друзьями и всегда друг другу помогали. Однажды друзья поссорились, доказывали, что каждая фигура лучшая.

Круг говорил: «Я лучше всех, таких как я, не счесть: круглая тарелка, колесо, монета. Не найдешь углов, у меня их нету».

Овал кричал: «Я красивее всех, у меня удлиненная окружность. В ванной зеркало овал, и блюдо, и яйцо, а еще лицо у человека».

Треугольник перебивал всех: «Нет красивее, чем я, ведь у меня три одинаковых угла. Треугольное седло у велосипеда и крыло у самолета».

Тут рассерженный Квадрат говорит: «Ты дольку шоколада отломи и получится квадрат. На стене плакат-квадрат, и окно квадратное, и стул квадратный. Доска, где шахматы стоят, и каждая клетка на ней тоже квадрат. Квадрат – четыре стороны, все стороны равны, и все углы прямые».

Прямоугольник говорит Квадрату: «Я почти такой же, как ты, у меня тоже четыре угла, правда, я длиннее. Дверь – прямоугольник, книга – прямоугольник».

Круг им всем говорит: «Ребята, что же мы делаем? Зачем спорим? Ведь все фигуры хороши, по-своему красивые».

Друзья поняли, что были неправы и помирились.

Чтоб и у каждого из вас, детишки, были добрые друзья!

В одной волшебной стране под названием Математика, жили геометрические фигуры. Они, очень любили трудиться, и у каждого было любимое дело.

Круг любил, свой яблочный сад, где он выращивал сладкие, сочные яблоки, а по вечерам сидел на веранде и пил чай с яблочным вареньем, он мечтал о том как было –бы хорошо построить город для зверей сделанных из геометрических фигур.

Рядом с кругом жил Прямоугольник, он очень любил цветы. Каждое утро, поливая цветы, Прямоугольник любовался их красотой, а вечером ходил к Кругу в гости пить чай. Однажды Круг решил рассказать о своей мечте другу. Прямоугольнику очень понравилось идея, и они рассказали о ней Квадрату и Треугольнику. Всем, геометрические фигуры решили приступить не медленно к работе. Квадрат и Прямоугольник были хорошими строителями, они строили стены из кирпича, Треугольник строил крыши из черепицы, а круг окошки. Скоро город был построен, осталось только пригласить зверей. Круг вокруг города посадил яблони, а Прямоугольник сделал красивые клумбы с цветами.

В город пришли жить разные звери: слон, сова, страус, собака. Геометрические фигуры и звери подружились, и стали ходить друг к другу в гости.

    Какие геометрические фигуры строили город?

    Из каких геометрических фигур можно построить город?

    Придумайте свою зверюшку, которая будет жить в городе?

    Что еще можно построить из геометрических фигур?