Анализ рассказа «Чудесный доктор» Куприна А.И. Анализ произведения чудесный доктор куприна Критика по рассказу куприна чудесный доктор

Винница, Украина. Здесь в усадьбе «Вишня» на протяжении 20 лет жил и работал известный русский хирург Николай Иванович Пирогов: человек, за свою жизнь совершивший немало чудес, прототип «чудесного доктора», о котором повествует Александр Иванович Куприн.

25 декабря 1897 года в газете «Киевское слово» выходит произведение А.И. Куприна «Чудесный доктор (истинное происшествие)», которое начинается со строк: «Следующий рассказ не есть плод досужего вымысла. Все описанное мною действительно произошло в Киеве лет около тридцати тому назад…», — что сразу настраивает читателя на серьезный лад: ведь реальные истории мы воспринимаем ближе к сердцу и сильнее переживаем за героев.

Так, историю эту Александру Ивановичу поведал знакомый банкир, который, кстати, также является одним из героев книги. Реальная основа рассказа ничуть не отличается от того, что изобразил автор.

«Чудесный доктор» – произведение об удивительном человеколюбии, о милосердии одного известного доктора, который не стремился к славе, не ждал почестей, а лишь бескорыстно оказывал помощь тем, кому она была необходима здесь и сейчас.

Смысл названия

Во-вторых, никто, кроме Пирогова, не захотел протянуть руку помощи нуждающимся людям, светлый и чистый посыл рождества прохожие заменили на погоню за скидками, выгодными товарами и праздничными яствами. В этой атмосфере проявление добродетели — чудо, на которое остается только надеяться.

Жанр и направление

«Чудесный доктор» – это рассказ, а если быть точнее, святочный, или рождественский, рассказ. По всем законам жанра, герои произведения оказываются в сложной жизненной ситуации: беды сваливаются одна за другой, не хватает денег, из-за чего персонажи даже задумываются о сведении счетов с жизнью. Помочь им может только чудо. Чудом этим становится случайная встреча с доктором, который за один вечер помогает им побороть жизненные трудности. Произведение “Чудесный доктор” имеет светлый финал: добро побеждает зло, состояние духовного упадка сменяется надеждами на лучшую жизнь. Однако это не мешает нам отнести данное произведение к реалистическому направлению, ведь все произошедшее в нем – чистая правда.

Действия рассказа происходят в предпраздничные дни. Из витрин магазинов выглядывают наряженные елки, всюду изобилие вкусной еды, на улицах раздается смех, а ухо улавливает веселые разговоры людей. Но где-то, совсем рядом царит нищета, горе и отчаяние. И все эти человеческие беды в светлый праздник Рождества Христова озаряются чудом.

Композиция

Все произведение построено на контрастах. В самом начале двое мальчишек стоят перед яркой витриной, в воздухе витает праздничный дух. Но когда они идут домой, все вокруг становится мрачнее: повсюду старые разваливающиеся дома, а их собственное жилище и вовсе находится в подвале. В то время как в городе люди готовятся к празднику, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами, чтобы просто выжить. О празднике в их семье не идет и речи. Этот резкий контраст позволяет читателю ощутить то отчаянное положение, в котором оказалась семья.

Стоит отметить и контраст среди героев произведения. Глава семьи оказывается слабым человеком, который уже не способен решать проблемы, а готов бежать от них: он задумывается о самоубийстве. Профессор Пирогов же представлен нам невероятно сильным, бодрым и позитивным героем, который своей добротой спасает семью Мерцаловых.

Суть

В рассказе «Чудесный доктор» А.И. Куприн повествует о том, как человеческая доброта и неравнодушие к ближнему способны изменить жизнь. Действие происходит приблизительно в 60-е годы 19 века в Киеве. В городе царит атмосфера волшебства и приближающегося праздника. Начинается произведение с того, что двое мальчишек, Гриша и Володя Мерцаловы, радостно глазеют на витрину магазина, шутят и смеются. Но вскоре оказывается, что в семье их большие проблемы: живут они в подвале, денег катастрофически не хватает, отца погнали с работы, полгода назад умерла их сестренка, теперь и вторая, Машутка, сильно заболела. Все отчаялись и, кажется, готовы к самому худшему.

В этот вечер отец семейства идет просить милостыню, но все попытки тщетны. Он заходит в парк, где рассуждает о тяжелой жизни своей семьи, и его начинают посещать мысли о самоубийстве. Но судьба оказывается благосклонна, и в этом самом парке Мерцалов встречает человека, которому суждено изменить его жизнь. Они едут домой к обедневшему семейству, где доктор осматривает Машутку, выписывает ей необходимые лекарства и даже оставляет крупную сумму денег. Он не называет имени, считая содеянное своим долгом. И лишь по подписи на рецепте семья узнает, что доктор этот – знаменитый профессор Пирогов.

Главные герои и их характеристика

Рассказ предполагает небольшое количество действующих лиц. В этом произведении для А.И. Куприна важен сам чудесный доктор, Александр Иванович Пирогов.

  1. Пирогов – известный профессор, хирург. Он знает подход к любому человеку: он так внимательно и заинтересованно смотрит на отца семейства, что почти сразу внушает ему доверие, и тот рассказывает обо всех своих бедах. Пирогову не надо раздумывать, стоит ли помогать или нет. Он направляется домой к Мерцаловым, где делает все возможное, чтобы спасти отчаявшиеся души. Один из сыновей Мерцалова, будучи уже взрослым мужчиной, вспоминает его и называет святым: «… то великое, мощное и святое, что жило и горело в чудесном докторе при его жизни, угасло невозвратимо».
  2. Мерцалов – сломленный невзгодами мужчина, которого гложет собственное бессилие. Видя смерть дочери, отчаяние жены, обездоленность остальных ребятишек, он стыдится своей неспособности им помочь. Доктор останавливает его на пути к малодушному и фатальному поступку, спасая, прежде всего, его душу, которая была готова согрешить.
  3. Темы

    Главными темами произведения являются милосердие, сострадание и доброта. Семья Мерцаловых делает все возможное, чтобы справиться с навалившимися бедами. И в момент отчаяния судьба посылает им подарок: доктор Пирогов оказывается настоящим волшебником, который своим неравнодушием и сочувствием излечивает их искалеченные души.

    Он не остается в парке, когда Мерцалов выходит из себя: будучи человеком невероятной доброты, он выслушивает его и сразу же делает все возможное, чтобы помочь. Мы не знаем, сколько таких поступков совершил профессор Пирогов за свою жизнь. Но можно быть уверенным, что в его сердце жила огромная любовь к людям, неравнодушие, которые оказались спасительной соломинкой для несчастной семьи, которую он протянул в самый нужный момент.

    Проблемы

    А. И. Куприн в этом небольшом рассказе поднимает такие общечеловеческие проблемы как гуманизм и утрата надежды.

    Профессор Пирогов олицетворяет человеколюбие, гуманизм. Ему не чужды проблемы незнакомых людей, а помощь ближнему он воспринимает как должное. Ему не нужны благодарности за содеянное, не нужна слава: важно лишь, чтобы люди вокруг боролись и не теряли веру в лучшее. Это и становится его главным пожеланием семье Мерцаловых: «…а главное – не падайте никогда духом». Однако окружение героев, их знакомые и коллеги, соседи и просто прохожие – все оказались безучастными свидетелями чужого горя. Они и не подумали, что чье-то бедствие их касается, не захотели проявить человечность, думая, что они не уполномочены исправлять социальную несправедливость. В этом и заключается проблема: никому нет дела до того, что происходит вокруг, кроме одного человека.

    Отчаяние тоже подробно описано автором. Оно отравляет Мерцалова, лишает его воли и силы двигаться дальше. Под влиянием горестных дум он опускается до трусливого упования на смерть, в то время как его семья погибает от голода. Ощущение безысходности притупляет все остальные чувства и порабощает личность, которая в состоянии жалеть только себя.

    Смысл

    Какова же основная идея А. И. Куприна? Ответ на этот вопрос как раз и заключен во фразе, которую говорит Пирогов, уходя от Мерцаловых: не падайте никогда духом.

    Даже в самые темные времена нужно надеяться, искать, а если совсем не остается сил, ждать чуда. И ведь оно случается. С самыми обыкновенными людьми в один морозный, скажем, зимний день: голодные становятся сытыми, замерзшие – согретыми, больные ­– выздоравливают. И чудеса эти совершают сами люди добротой своих сердец — это и есть главная мысль писателя, который видел спасение от социальных катаклизмов в простой взаимовыручке.

    Чему учит?

    Это небольшое произведение заставляет задуматься о том, как важно быть неравнодушным к окружающим нас людям. В суете дней мы часто забываем о том, что где-то совсем рядом страдают соседи, знакомые, соотечественники, где-то царит нищета и хозяйствует отчаяние. Целые семьи не знают, как заработать себе на хлеб, и еле-еле доживают до получки. Поэтому так важно не пройти мимо и суметь поддержать: добрым словом или поступком.

    Помощь одному человеку мир, конечно, не изменит, но изменит одну его часть, причем самую важную для того, что дает, а не принимает помощь. Даритель обогащается гораздо больше, чем проситель, ведь он получает духовное удовлетворение от того, что сделал.

    Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Заключительный урок по рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор».

Цели урока:

Развивать навыки анализа художественного произведения;

Закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ «КУЛЛЕ-КИМИНСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

ИМЕНИ СИБГАТА ХАКИМА

АТНИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН

(рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Урок русской литературы в 6 классе.

Составила: Батршина Сания Фаритовна

учитель II кв. категории

русского языка и литературы

2012-13 учебный год.

Тема: По рецепту профессора Пирогова (рассказ А. И. Куприна «Чудесный доктор»).

Цели:

Развивать навыки анализа художественного произведения; - закрепить понятие жанра рождественского рассказа;

Донести до сведения детей основные моменты из биографии известного хирурга Пирогова;

Воспитывать в детских душах любовь и сострадание к людям; пробудить у учащихся раздумья над такими вопросами морали и поведения, как милосердие, сострадание, доброта;

Слайд 1.

Эпиграф к уроку: А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Ольга Высоцкая.

Слайд 2. (иллюстрация к рассказу)

Учитель: Композиция произведения необычна. Здесь два рассказчика. Это … Такая форма построения произведения называется рассказ в рассказе. Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?

Ответ: Григорий Мерцалов вспоминает, как они с братом стояли у витрины гастронома (чтение описания витрины по учебнику).

Учитель: Почему воспоминания мальчиков автор начинает с описания витрин гастронома, случайно ли это?

Ответ: Сильно голодные… Никогда они не видели у себя на столе столько вкусного, столько еды…

Учитель: Какую жизнь наблюдали мальчики по дороге домой? Как она отличалась от их жизни?

Ответ: Широкие, ярко освещенные улицы, высокие дома, роскошные витрины магазин сменялись узкими, неосвещенными переулками, низкими бедными домами… Сияющие елки, рысаки, мчавшиеся под своими синими и красными сетками, праздничное оживление толпы, веселый гул… - дом Мерцаловых,темный узкий коридор, обстановка в комнате, Елизавета Иванвна, больная девочка…

Учитель: Что помогло нам сильнее ощутить, нищету трагедию обездоленных людей?

Учитель: Какие слова в описании бедного жилища помогают нам представить ужасающее положение семьи? Найдите в тексте и прочитайте. Ответ: подземелье; закоптелые, плачущие от сырости стены; мокрые отрёпки, керосиновый запах; запах крыс…

Слайд 3.

Учитель: Перед вами иллюстрации к рассказу художника Натальи Салиенко. Кого вы здесь узнаете? Какие краски использовал художник? Почему? Совпадают ли иллюстрации с вашими собственными представлениями?

Ответы: художник использовал темные, мрачные краски. Так он показывает нищету. Жизнь семейства Мерцаловых такая же темная, мрачная.

Учитель: Что стало причиной столь бедственного положения семьи Мерцаловых? Какие попытки предпринимает сам Мерцалов, чтобы помочь семье?

Ответы: Мерцалов из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение;он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию…

Вывод: Есть еще черствые и бездушные люди, которые не способны сделать что-то полезное и помочь нуждающимся.

Учитель: Какие были отношения между членами семьи Мерцаловых в столь тяжелый момент жизни?

Ответы: они поддерживали друг друга; не ругались; не обвиняли друг друга…

Слайд 4 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Жизнь людей не бывает всегда простой, безоблачной. Разные испытания и проблемы могут возникнуть у любого из нас. Самые трудные из них, наверное, - это безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям. Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние. В таком положении остался и Мерцалов. Зачем писатель ведёт своего измученного, голодного героя в городской сад?

Ответы :- Писатель снова использовал прием контраста. На сказочном фоне очаровательной, торжественной, величественной природы чувствуется сильнее, что переживает человек. Тишину и спокойствие природы Куприн противопоставляет истерзанной душе Мерцалова. В покое и тишине он ощутил жажду такого же спокойствия и тишины. И у него возникают мысли о самоубийстве. (Под рубахой на животе он почувствовал верёвку).

Красота пейзажа создается с помощью метафор, олицетворений, эпитетов. Все это, во-первых, служит контрастом, т.е. противопоставлением. Царственная, спокойная, роскошная природа и нищенское существование семьи Мерцаловых. Во-вторых, подталкивает Мерцалова к такому же спокойствию, такой же тишине, и он уже готов исполнить свое намерение.

Учитель: Что помешало Мерцалову осуществить задуманное?

Встреча Мерцалова с незнакомцем.

Несколько слов учителя о суициде (безвыходных ситуаций не бывает).

Слайд 5 (иллюстрации Натальи Салиенко).

Учитель: Помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Можно ли назвать появление доктора в жизни Мерцаловых таким чудом? Почему?

Ответы : во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.

Слайд 6

Учитель: Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ. "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.

В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где «В Киеве лет около 30 назад».

Учитель: Почему главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова»?

Ответы учащихся .

Итог: Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя. Какими качествами обладал Пирогов Н.И.?
- Скромность, доброта, сострадание, сочувствие, милосердие.
Словарная работа:

Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.

Сострадание – чувство жалости к тому, у кого несчастье, горе.

Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.

Докажем его скромность (не назвал себя ), доброту (помог деньгами, помого как врач), сострадательность (пожалел Мерцалова, его жену, детей), милосердие (сам откликнулся помочь ).

Слайд 7.

Учитель: Кто он профессор Пирогов в действительности? Послушаем сообщение

Выступление подготовленного ученика о Пирогове.

Учитель: Пирогов был не только опытным врачом, но незаурядным добрым спасителем человеческих душ. Он безвозмездно помогал страдающим людям, не требуя наград и похвал. Ведь истинную доброту не выставляют напоказ. А свершают её от чистого сердца, искренне, тайно. Именно поэтому Пирогову установлено много памятников.

Учитель: Имеется ли в рассказе образ противоположный профессору Пирогову?

Ответы : Да. Швейцар…

Учитель: Как вы думаете, почему Куприн заканчивает свою историю рассказом о дальнейшей судьбе членов семьи Мерцаловых? Ответы : Добро, которое сделал для Мерцаловых доктор, живет в поступках, делах детей Мерцаловых.

Учитель: Тема нашего урока - «По рецепту профессора Пирогова». Как вы думаете, какой рецепт оставил профессор детям Мерцалова и нам, только ли медицинский или … Да, он оставил еще рецепт жизни, выписал такие лекарства, которые помогут любому из нас стать настоящим человеком. Что на этом рецепте он написал, как вы думаете?

Слайд 8.

По рецепту профессора Пирогова

Станешь настоящим человеком, тебя в сердце: Доброта

Сострадание

Сочувствие

Милосердие

А главное, никогда не падать духом!

Учитель: Какова, на ваш взгляд, главная мысль рассказа? К чему он призывает нас?

О тветы учащихся.

Слайд 9.

Учитель: Я составила для вас рецепт Пирогова, хочу,

чтобы он был всегда с вами и чтоб лечили вы свои

души именно по нему (учитель дарит рецепт каждому ученику).

Учитель: Теперь вы, наверное, поняли суть нашего эпиграфа к уроку:

А ты? Скажи:

Какой ты след оставишь?

Незримый прочный след

В чужой душе на много лет?

Подумаем, что вы можете делать, руководствуясь рецептом Пирогова?

Ответы: помогать одиноким старикам, больным людям; делать кормушки для птиц, скворечники; заботиться о братьях наших меньших…

Учитель: Актуален ли рассказ в наши дни?

Ответы: Да, много людей, которые нуждаются в чьей-либо помощи.

Слайд 10.

Учитель: Много благотворительных фондов. Например, помогает больным детям фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты». Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям. Есть фонд « Подари жизнь ». Одним из учредителей этого благотворительного фонда является наша соотечественница Чулпан Хаматова. Они поддерживают детей с онкологическими заболеваниями.

Слайд 11.

Посмотрите на экран. Здесь логотипы всего нескольких благотворительных фондов. Значит, есть еще среди нас те, которые живут по рецепту профессора Пирогова. Значит, есть еще на Земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие. И главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и при первой же возможности протянуть руку тому, кто нуждается в помощи.

Домашняя работа: написать письмо профессору Пирогову.

Итог.

Помощь, которая приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО. Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту НАДЕЖДУ.

Рождественский рассказ, святочный рассказ описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации

И.Е. Репин. Портрет хирурга Н.И. Пирогова. Николай Иванович Пирогов с сыновьями. 1850 г.

г. Москва, ул. Большая Пироговская, по проекту академика В.О. Шервуда Эстония, г. Тарту. Авторы бюста – Й. Раудсепп, М. Мельдер, П. Тарвас, А. Вольберг.

Доброта Сострадание Сочувствие Милосердие А главное, никогда не падать духом! Станешь настоящим человеком, если у тебя в сердце:

Ольга Высоцкая.

Существует с 2003 года. Руководитель программы «АиФ. Доброе сердце» Маргарита Широкова Чулпан Хаматова является одним из учредителей благотворительного фонда « Подари жизнь ».


Цели урока - научить учащихся анализу прозаического произведения.

Задачи:

  1. познакомить с особенностями композиции произведения – “рассказ в рассказе”;
  2. развивать навыки чтения и пересказа;
  3. воспитывать сочувствие, милосердие, деятельное сострадание, гуманизм.

Оборудование:

  • портреты А.И. Куприна и Н.И. Пирогова,
  • рисунки учащихся,
  • ёлка,
  • компьютер.

Словарь: стр. 85-86 книги “Вокруг тебя мир”, 5 класс, М., “Наука”, 1996 г.

Структура урока:

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

Жизнь людей на Земле – и взрослых, и детей – на протяжении всей истории человечества не была простой, безоблачной. Самые разные испытания и проблемы подстерегали и подстерегают буквально каждого не только во время войны, но и в мирные, казалось бы, спокойные дни.

Безработица, отсутствие средств к существованию, болезни, невозможность ничем помочь самым близким, дорогим людям… Эти испытания могут быть такими тяжёлыми, что иногда даже у самого сильного человека опускаются руки. Им овладевает отчаяние… И поэтому помощь, которая (к сожалению, далеко не всегда) приходит в критический момент, воспринимается как ЧУДО.

Согласитесь, любому хочется надеяться на возможность такой чудесной помощи. Очень хочется! Поэтому каждый подобный случай, услышанный где-то, рассказанный кем-то, только подкрепляет эту надежду. Сегодня мы будем говорить о таком рассказе, с которым вы познакомились при домашнем чтении. Называется он “Чудесный доктор”, написал его А.И. Куприн.

В 1897 году А.И. Куприн создал рассказ “Чудесный доктор”, в котором затронул общечеловеческую проблему гуманного отношения к человеку. Потому темой нашего урока является “Милосердие, деятельное сострадание, помощь нуждающимся в рассказе А.И. Куприна.”

На доске записаны слова: МИЛОСЕРДИЕ, СОЧУВСТВИЕ, СОСТРАДАНИЕ, ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕ, ГУМАНИЗМ. Все они связаны с желанием помочь.

Мы будем обсуждать те вопросы, которые ставит автор в повествовании, зачитывать яркие моменты, пересказывать фрагменты рассказа, чтобы в конце нашего разговора мы с вами могли ответить на очень важные вопросы (записаны на доске):

О КАКОМ ЧУДЕ ИДЁТ РЕЧЬ В РАССКАЗЕ?

В КАКИЕ ЧУДЕСА НАДО ВЕРИТЬ ЛЮДЯМ?

3. Словарная работа. Каждый из вас, читая дома рассказ, наверное, находил непонятные слова. Вы уже знаете, что всегда в конце произведения в этой книге даётся толкование таких слов. Откройте стр. 85-86, ещё раз посмотрите на словарь. Есть вопросы по значению слов?

4. Работа с текстом (чтение, пересказ, анализ ).

А) Откройте книги, стр. 78. Повествование рассказа необычно.

Сколько рассказчиков в этом произведении? (Два: тот, с кем произошла эта история – Григорий Емельянович Мерцалов и автор, передающий услышанное от другого .) Докажите текстом (стр.85).

Такая форма построения текста (композиция) называется “рассказ в рассказе”.

Б) Чтение учителем начала рассказа (от начала до слов “Старший мальчик первый оторвался…”) стр.78-79.

В) Беседа по прочитанному:

В каком городе происходили события? (В Киеве ).

Когда? (Во второй половине 19 века ).

19 век характеризуется тем, что велика была разница между людьми богатыми, власть имущими и простым “маленьким” человеком, часто нуждающимся в работе, жившим в нищете. Вслед за другими авторами А.И. Куприн продолжает развивать тему “маленького” человека.

Рассмотрите иллюстрацию, представленную на стр.78. Сопоставьте с отрывком, прочитанным учителем.

Как вы думаете, чем привлекла внимание мальчиков витрина гастронома? (Витрина представляла эффектную картину, настоящее изобилие диковинных продуктов).

Обратите внимание на внешний вид ребят. Что можете сказать об этом? (Они очень легко одеты для двенадцатиградусного мороза, одежда их в заплатах, значит, они живут бедно).

Г) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Старший мальчик первый оторвался…” до слов “Потянулись пустыри…”).

Становится ясно: такая витрина для мальчиков – это окно в другую жизнь, радостную и чудесную, где всё необычно, красиво, спокойно и сытно. Мальчики были очень голодны. Недаром они бросили на витрину “влюблено-жадный взгляд”.

Судя по прочитанному, можно сделать вывод: в какое время года происходит действие рассказа? (Зимой, перед Рождеством или Новым годом ). Докажите текстом (стр.78).

Любите ли вы эти праздники? Какие чувства испытываете при их приближении? (Радостное ожидание подарка, сюрприза, удивления, чуда ).

Каждый из вас эти чувства-ассоциации изобразил в рисунке. Вот они здесь, на доске.

Теперь нам понятно, почему класс сегодня преобразился в новогодний зал: здесь ёлка и мерцание гирлянд. А мы все в ожидании праздника, в ожидании ЧУДА!

А для Гриши и Володи всё это осталось позади, что же впереди?

Д) Продолжим чтение стр.79 (от слов “Потянулись пустыри…” до слов “Уже более года…”).

Могут ли Гриша и Володя надеяться на сюрпризы, подарки в эти праздничные дни? Почему вы так решили? (Нет, не могут. Понять это помогает описание того убогого места, где они живут).

Е) Продолжаем чтение стр.79-80 от слов “Уже более года…” до слов “Ну? Что же?”).

Ё) Подготовленное чтение отрывка по ролям (стр.80-81 от слов “Ну? Что же?”… до слов “В это время в коридоре…”):

Мать – ученица;

Гриша – ученик;

Володя – ученик.

Как вы думаете, о чём говорилось в этом письме, которое носили мальчики? (Просьба помочь).

Мог ли швейцар передать письмо по назначению? (Мог, но он жестокий и злобный человек, он старается выслужиться перед хозяином, боится потерять место, не уважает тех, кто беден).

Ж) Продолжаем чтение отрывка стр. 81 от слов “В это время в коридоре”… до слов “Минут десять никто не мог”…).

Какие ещё предпринимались попытки для выхода из сложившейся ситуации? (Просить милостыню, но …).

Итак, в семье Мерцаловых сложилась трагичная, безвыходная ситуация, ни один из людей, к которым они обращались, не проявили милосердия – готовности помочь.

Глава семейства не видит выхода из сложившейся ситуации, автор приводит своего героя в зимний сад.

З) Звучит “Лунная соната” Л.Бетховена. На фоне этой музыки учитель продолжает рассказ:

Мы снова наблюдаем антитезу: беспокойной, усталой душе старшего Мерцалова противопоставлена тишина и торжественность природы.

Учитель плавно переходит в чтение отрывка стр.82 “Тут было тихо и торжественно…” до конца абзаца.

5. ФИЗМИНУТКА.

И мы с вами попадаем в этот сказочный сад, вдыхаем чистый свежий воздух: вдох-выдох, вдох-выдох – и оглядываемся вокруг.

Направо – горные вершины,
Налево – ёлок длинный ряд,
А сверху – облака на диво,
Внизу сугробов встал отряд.

Деревья ветви распушили,
Нечаянно снег вдруг уронили,
И снова к небу потянулись,
Затем опять к земле пригнулись
И распрямились.

И вновь вдыхаем глубоко:
Вдох-выдох, вдох-выдох,
И на душе легко-легко:
Вдох-выдох, вдох-выдох.

Пусть сказка та не завершится,
А нам, друзья, пора учиться!

И) И в этой торжественной тишине в голове Мерцалова рождается мысль о самоубийстве. Наверное, это случилось бы, если бы не встреча.

С кем встретился Мерцалов здесь, в саду? (С доктором. Впоследствии мы узнаем, как зовут его – Н.И. Пирогов).

К) Сообщение учащегося о Н.И. Пирогове.

Л) Перескажите эпизод встречи Мерцалова и доктора. Работа в парах над заданием 3 стр.86.

Найдите портрет незнакомца (стр.83). Какие определения подбирает Куприн для характеристики доктора? (Мягкий, ласковый, умное, серьезное лицо, необыкновенное, спокойное, внушающее доверие).

Что же произошло после разговора в парке? (Доктор срочно едет к Мерцаловым!)

М) И тут начинаются чудеса! Продолжаем чтение стр.84 от слов “И точно так же, как недавно…” до слов “Окончив это занятие…”

Как узнали Мерцаловы фамилию своего спасителя? (Аптечный ярлычок на лекарстве ).

Почему доктор сам не назвал себя? (Скромность, помощь от души, а не за благодарность).

Это поистине “чудесный” доктор. Из каких слов мы можем сделать вывод, что произошло ЧУДО? (Стр. 85 “С этих пор..”)

О каком ЧУДЕ идёт речь в рассказе? (О чуде случайной встречи. О чуде, которое может совершить любой человек, оказав помощь нуждающимся. О чудесах, которые творит милосердие).

Что же произошло с этим чудесным доктором? (Стр 85 “А мы нашего …).

Может ли это угаснуть? (Нет, так как живёт в подобных людях ).

Приведите примеры из современной жизни.

6. Вывод. Итак, чудо деятельного сострадания, помощи человеку без ожидания благодарности должно стать “обыкновенным чудом”, естественным для каждого человека. Такие люди, как доктор Пирогов,

все же есть в нашей реальной жизни, а значит, есть надежда на помощь и поддержку со стороны окружающих. А главное – никогда не падать духом, бороться с обстоятельствами и протягивать руку помощи нуждающимся.

Ребята, надо верить в чудеса!

7. Домашнее задание (творческое). А вот в какие чудеса надо верить вы ответите, выполняя домашнее задание: стр. 87, задание 5(3)..

8. Рефлексия. Подводя итог нашему уроку, каждый из вас может легко выбрать афоризм (мудрое изречение) из задания 4, стр.87.

Вновь звучит “Лунная соната” Л. Бетховена, ребята делают свой выбор.

Марианна Лазаревна Седалищева

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Болугурская СОШ» Амгинского улуса Республики Саха (Якутия)

Роль случая в жизни человека на основе рассказа

А.И.Куприна «Чудесный доктор»

Каждый человек может быть добрым,

сострадательным, интересным и

красивым душой»

Е.Н.Вахненко

Актуальность: Благотворительность… Трудно представить себе, что ее просто нет. Чудесный доктор Пирогов является ярким примером благотворительности и человеческого милосердия. Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор» доказывает, что один единственный случай в жизни человека может так повлиять на дальнейшую судьбу. Поступок доктора Пирогова может служить примером благородства, человеческой доброты.

Цель: определить роль встречи с чудесным доктором в дальнейшей судьбе семьи Мерцаловых.

Задачи:

Изучить жизнь и творчество великого русского писателя А.И.Куприна;

Изучить жизнь и деятельность русского хирурга Н.И.Пирогова;

Сделать анализ рассказа «Чудесный доктор»;

Выявить, какую роль сыграл случай в жизни семьи Мерцаловых.

Интересными становятся вещи, явления и слова, если в них начнешь вникать глубоко и всматриваться настойчиво. Всегда показываются новые грани и оттенки.

Александр Куприн…

«У него гениальный глаз…Каюсь, иногда мне мерещилось, что глазом он живет больше, чем сердцем. Но теперь я вижу, что его глаз на службе у его сердца»,- писал о Куприне Корней Чуковский. «…Он из тех писателей, на которых достаточно указать: читайте его, это подлинное искусство, оно всякому без комментариев»,- говорил Ф.Д.Батюшков.

Начинающий писатель освоил десятки профессий, исколесил пол-России. Куприн изучал врачебное дело, был заведующим учетом. Это все оставило след в основу его творчества, и принесли ему всероссийскую известность.

В обширном литературном наследии Куприна то оригинальное, купринское, что принес с собой писатель, лежит на поверхности. Его всегда спасает инстинкт природного здорового дарования, органический оптимизм, жизнерадостность, любовь к жизни.

Основные тематики произведений Куприна:

Военные рассказы;

Тема любви;

Рассказы для детей и о детях;

Рассказы о животных;

Психологические, бытовые зарисовки.

Все произведения Куприна написаны мастером своего дела – чутким психологом, зрелым художником, рисующим картины, затрагивающим «живые струны» человеческой души. Они нам понятны и интересны.

Выпуклость изображения, точный и тонкий рисунок, свежесть впечатлений, простой и ясный язык, юмор и добродушие – все сближает произведения Куприна с лучшей, классической традицией в русской литературе.

Произведения А.И.Куприна яркие, романтичные – читаются охотно, с увлечением. Творчество Куприна и сегодня привлекает нас своим жизнелюбием, прочным и последовательным гуманизмом, любовью и состраданием. Они учат нас любить природу, Родину, искусство, а главное, человека. Писатель открывает нам глаза на красоту в повседневности, помогает найти ответы на вечные вопросы. Перед нами предстает его чудесный доктор Пирогов. Пирогов – яркий пример благотворительности, человеческого милосердия. Его поступок может служить примером редкой целеустремленности, благородства, человеческой доброты.

А.И.Куприн – великий мастер «малых» форм прозы – рассказов, повестей…Родился он в городке Наровчатове Пензенской губернии 26 августа (7 сентября) 1870 года. Удивительна и трагична его судьба: раннее сиротство, его отец, мелкий чиновник, умер от холеры, когда мальчику не исполнилось и двух лет, непрерывное семнадцатилетнее затворничество в казенных заведениях (сиротский дом, военная гимназия, кадетский корпус, юнкерское училище).Кроме него в семье было еще двое детей. Мать, Любовь Алексеевна, происходила из татарских князей. В 1874 году она принимает решение переехать в Москву. Через два года она отдает сына в Александровское малолетнее сиротское училище. Писать начал он рано, еще юнкером; первое его произведение «Последний дебют» было напечатано в московском юмористическом журнале «Русский сатирический листок» (1889).Основной темой его ранних рассказов была армия.

Но постепенно у Куприна созрела мечта стать «поэтом или романистом». Сохранились стихи, написанные им в возрасте 13- 17 лет. Годы военной службы в провинции дали Куприну возможность узнать будничную жизнь царской армии, написанную им впоследствии во многих произведениях.

В августе 1894 года Куприн выходит в отставку и отправляется в странствование по югу России. На киевских пристанях разгружает баржи арбузами, в Киеве организует атлетическое общество, в 1896 году работает на одном из заводов Донбасса, на Волыни служит лесным объездчиком, управляющим имением, псаломщиком, занимается зубоврачебным делом, играет в провинциальной труппе, работает землемером, сближается с артистами цирка. Запас наблюдений Куприна дополняется упорным самообразованием и чтением. Именно в эти годы Куприн становится профессиональным литератором, постепенно публикуя свои произведения в различных газетах.

В 1896 году была напечатана повесть «Молох», основанная на донецких впечатлениях. Главная тема этой повести – тема русского капитализма, Молоха, - прозвучала необычно ново и значительно. Автор попытался при помощи иносказания выразить мысль о бесчеловечности промышленного переворота.

В 1898 году печатается повесть «Олеся» - одно из первых произведений, в котором Куприн предстает перед читателями великолепным художником любви. В творчество писателя прочно входит и прежде близкая ему тема прекрасной, дикой и величественной природы. Нежная, великодушная любовь лесной «колдуньи» Олеси противопоставлена робости и нерешительности ее возлюбленного, «городского» человека.

В петербургских журналах Куприн публикует рассказы «Болото» (1902), «Конокрады» (1903), «Белый пудель»(1904) и др. В героях этих рассказов автор восхищается стойкостью, верностью в дружбе, неподкупным достоинством простых людей.

Внимание ко всем проявлениям живого, зоркость наблюдений отличают рассказы Куприна о животных: «Изумруд» (1907), «Скворцы» (1906), «Завирайка» (1906), «Ю-ю» О любви, которая озаряет человеческую жизнь, Куприн пишет в рассказах «Суламифь» (1908), «Гранатовый браслет» (1911).

Разнообразие сюжетов подсказывал Куприну его жизненный опыт. Он поднимается на воздушном шаре, в 1910 году совершает полет на одном из первых в России аэропланов, изучает водолазное дело и опускается на морское дно, гордится дружбой с балаклавскими рыбаками. Все это украшает станицы его произведений яркими красками, духом здоровой романтики. Герои повестей и рассказов Куприна - люди самых различных классов и

социальных групп царской России, начиная от капиталистов-миллионеров и кончая босяками и нищими. Куприн писал «обо всех и для всех»…

Писатель долгие годы провел в эмиграции. Он тяжко расплатился за эту жизненную ошибку – расплатился жестокой тоской по Родине и творческим спадом. «Чем талантливее человек, тем труднее ему без России», - пишет он в одном из писем. Однако в 1937 году Куприн возвращается в Москву. Он публикует очерк «Москва родная», у него созревают новые творческие планы. Но здоровье Куприна резко ухудшилось, и в августе 1938 года его не стало.

В одном из интервью А.И.Куприн сказал: «Если б мои очень скромные жизненные потребности были бы совершенно обеспечены, я писал бы только хрестоматии и рассказы для детей. И писал бы терпеливо, переписывая и переделывая раз по двадцати и по возможности усовершенствуя».

Январь-май. 1897 год... Интенсивная работа в киевской периодике. 25 декабря в газете «Киевское слово» напечатан рассказ «Чудесный доктор». Познав с детских лет всю горечь бедности, писатель всегда ценил в людях доброту и отзывчивость, сам не раз помогал бедным. В основу рассказа обычно составляет одно событие или происшествие. Об этом идет речь и в его рассказе «Чудесный доктор», который он посвятил замечательному человеку и великому русскому хирургу Николаю Ивановичу Пирогову.

Кто же этот удивительный человек, какую жизнь он прожил?

Николай Иванович Пирогов – великий русский хирург, академик, основоположник военно- полевой хирургии. Родился он в Москве в семье чиновника. Первоначальное образование он получил дома. В 1824 году поступил в Московский университет, который окончил в 1827 году. По окончании университета он отправился в Дерпт с целью подготовки к профессорскому званию. В 1836 году Пирогов был избран профессором кафедры хирургии Дерптского университета. В 1847 году он уехал на Кавказ в действующую армию. В 1866 году был командирован за границу в качестве руководителя ученых. По возвращении из-за границы поселился в своем имении с. Вишня (ныне с.Пирогово, около г. Винницы). В 1881 году ему было присвоено звание Почетного гражданина г. Москвы. В том же году он умер в своем имении.

В рассказе «Чудесный доктор» событие, описанное писателем, действительно произошло в Киеве много лет тому назад. Автор изменил имена некоторых действующих лиц и придал устному рассказу письменную форму. Начинается рассказ с того, что двое мальчуганов Володя и Гриша

более пяти минут торчат перед великолепной выставкой, возбуждавшей их умы и желудки. В этот роковой год несчастье за несчастьем настойчиво и безжалостно сыпались на семью Мерцаловых. Что такое рок? Рок – это судьба, обычно злая, грозящая бедами. Вот как считают наши великие русские писатели под словом «рок»:

«Рок завистливой бедою угрожает снова мне» (А.С.Пушкин),

«И то, что в жизни взято раз, не в силах рок отнять у нас» (Н.А.Некрасов),

«И на челе оставил рок среди юных дней печать» (М.Ю.Лермонтов).

А может это события фатально совпали? А что такое фатальный? Роковой, неотвратимый, неизбежный:

Глава семьи заболел тифом;

Все скудные сбережения ушли на лечение;

Потеря рабочего места;

Болезнь детей;

Смерть девочки.

Работа над фрагментами рассказа.

    Каким предстает Н.И. Пирогов в произведении?

Внешность, одежда, манера держаться;

Поведение, поступки;

Послышался скрип шагов… Кто-то шел по аллее… Старик небольшого роста, в теплой шапке, меховом пальто и высоких калошах. Он курил сигару.

Ночка -то какая славная, - заговорил он. Морозно. Тихо. Ч то за прелесть - русская зима!

Голос у него был мягкий, ласковый, старческий. У него умное, серьезное лицо с седыми баками. В необыкновенном лице доктора было что-то спокойное и внушающее доверие. Он слушал, не перебивая, и только все пытливее и пристальнее заглядывал в его глаза, точно желая проникнуть в самую глубь этой наболевшей, возмущенной души.

Вдруг он быстрым, совсем юношеским движением вскочил со своего места и схватил его за руку.

Едемте! – сказал он. – Едемте скорее!.. Счастье ваше, что вы встретились с врачом.

Какие качества характера доктора раскрываются в этом эпизоде? Честность, нравственность, чистота души, глубокое знание преданность своему делу. Неслучайно рассказ носит название «Чудесный доктор».

Вот так происходит встреча Мерцалова с чудесным доктором-доктором Пироговым, с ангелом, который снизошел в их семью.

Спрашивается, изменилось ли что-нибудь в жизни семьи Мерцаловых после встречи с доктором. И с тех пор все переменилось:

Отец нашел работу;

Машутка встала на ноги;

Володю и Гришу удалось пристроить в гимназию на казенный счет.

Просто чудо совершил этот святой человек - доктор Николай Иванович Пирогов.

Заключение

В нашей республике постоянно проводятся благотворительные акции с целью помочь больным детям и взрослым. Многие жители республики оказывают финансовую помощь. А в нашей школе ежегодно проводится

благотворительная акция «Собери в школу», в которой принимают участие все учащиеся и учителя.

В русской литературе тема благотворительности всегда интересовала многих писателей. В своей исследовательской работе мы, анализируя рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор», пришли к следующим выводам:

Что один единственный случай может изменить дальнейшую судьбу

человека;

В рассказе «Чудесный доктор» описана жизнь Н.И.Пирогова - человека с большим сердцем;

Благодаря таким людям, как Пирогов, благотворительность и в наши дни имеет свою актуальность.

Таким образом, Н.И.Пирогов, человек редкой доброты, но с решительным характером, отстаивал мысль, что человек в любых ситуациях должен помогать людям, вовремя сделать решительный шаг.

В своем творчестве Александр Иванович Куприн старался как можно полнее раскрыть тему милосердия, человеколюбия, доброты. Одной и наиболее трогательных литературных работ писателя стал рассказ «Чудесный доктор». Предлагаем ознакомиться с анализом произведения по плану, который поможет ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе, а выпускникам позволит лучше подготовиться к ЕГЭ.

Краткий анализ

Год написания – 1897 год.

История создания – В основе сюжета лежит реальная история, рассказанная писателю знакомым банкиром.

Тема – Милосердие и доброта, борьба с отчаянием и безнадежностью.

Композиция - Композиция произведения построена на контрастах. Экспозиция – описание предпраздничного великолепия, завязка – бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация - тяжелая болезнь девочки и спасение ее таинственным доктором, развязка - чудесные изменения в жизни всего семейства.

Жанр – Рассказ.

Направление – Реализм.

История создания

Во время пребывания в 1897 году в Киеве, Александр Иванович услышал от знакомого банкира удивительную историю, приключившуюся с ним более тридцати лет назад.

Казалось, все возможные несчастья по какой-то неведомой причине свалились на одну несчастную семью. У родителей не хватало денег на еду и огонь, чтобы накормить детей и согреть их в холодную зиму. Они были вынуждены все вместе ютиться в крошечной коморке, и их верными спутниками были постоянные лишения.

Но ситуация гораздо ухудшилась, когда серьезно заболела младшая сестра рассказчика. В отчаянии родители обращались за помощью к состоятельным людям, но везде получали лишь отказ. Когда глава семейства, доведенный до крайней степени отчаяния, уже собирался покончить с собой, неожиданно судьба преподнесла его семье щедрый подарок - доктора, который навсегда изменил их жизнь к лучшему.

Пирогов Николай Иванович, а именно так звали доктора, имел славу доброго и бескорыстного человека, который никогда не отказывал в помощи нуждающимся. Он вылечил девочку, и помог семье встать на ноги. С его приходом жизнь, наконец, обернулась к ним своей светлой стороной, и с тех пор в ней не уже не было места горестям и печалям.

Смысл названия произведения заключается в настоящем чуде, которое произошло в Сочельник, и тем самым еще более усилило волшебную атмосферу и веру в то, что добро всегда побеждает зло - именно к такому краткому выводу приводит этот рассказ.

Тема

Доктор Пирогов выступает в рассказе настоящим спасителем, единственным человеком, протянувшим руку помощи Мерцаловым. Он уберег главу семейства, доведенного до крайней степени отчаянии, от самоубийства, вылечил больную девочку, и оказал существенную материальную поддержку семейству. При этом доктор даже не назвал своего имени, и Мерцаловы смогли узнать, кем же был их таинственный благодетель только по фамилии на рецепте лекарства. Для него имело значение лишь одно - помочь людям и вселить в них надежду на лучшее, не дать упасть духом.

Своим соучастием и искренней добротой он излечивает искалеченные души и раскрывает перед ними смысл жизни, согласно которому только добро порождает добро. Повзрослев и добившись высокого положения в обществе, Гриша следует этой заповеди и также помогает нуждающимся людям.

Основная мысль произведения заключается в том, что чудо может совершить каждый человек, если не останется в стороне и не закроет глаза на горе своего ближнего. Даже малая крупица доброты и сострадания способна изменить жизнь к лучшему, наполнить ее светом и радостью. Открыть свое сердце, быть милосердным и отзывчивым - вот чему учит рассказ Куприна.

Однако автора печалит тот факт, что искреннее милосердие в современном мире стало настолько большое редкостью, что многим воспринимается как чудо, как нечто невозможное. Он призывает читателей не черстветь душами и почувствовать себя настоящими «чудотворцами», делясь с окружающими своей любовью и добротой.

Композиция

В «Чудесном докторе» анализ произведения включает в себя и разбор композиционной структуры. Особенность композиции данного рассказа заключается в контрастах. В преддверии долгожданных рождественских праздников люди украшают свои дома, владельцы магазинов и лавок стараются придать своим витринам как можно более нарядный и праздничный вид. Но в это же время перед читателем открываются ужасные условия жизни семейства Мерцаловых, вынужденного ютиться в тесной грязной коморке.

Пока люди в радостном предвкушении заканчивают последние приготовления перед праздниками, Мерцаловы не знают, как свести концы с концами и прокормить своих детей. Ни о каком празднике в их семье не может быть и речи. Столь резкий контраст призван показать, с какими проблемами приходиться бороться главным героям.

В рассказе Куприна «Чудесный доктор» экспозиция построена на демонстрации предпраздничного великолепия, в завязке описываются бесконечные лишении семьи Мерцаловых, кульминация - тяжелая болезнь сестренки и спасение ее таинственным доктором, который берет под свое покровительство несчастную семью, развязка - чудесные изменения в жизни всего семейства.

Главные герои

Жанр

«Чудесный доктор» написан в жанре рассказа, а, если быть точнее, в жанре рождественского или святочного рассказа. По всем законам этого жанра главные герои оказываются в сложнейшей жизненной ситуации, и помочь им может только чудо. И этим чудом становится встреча с доктором, который оказывает ощутимую помощь несчастному семейству.

Данная история может показаться рождественской сказкой и даже подвергнуться критике, однако ее правдивость не подлежит никаким сомнениям. Поскольку все события происходили на самом деле, данное произведение принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.6 . Всего получено оценок: 403.