Сценарий «Юные герои-антифашисты» (8 февраля — День юного героя-антифашиста). Юные герои-антифашисты Презентация 24 слайды юные герои антифашисты

Юные герои-антифашисты

Презентация под песню «Растёт в Волгограде берёзка»

(Муз. Г. Пономаренко, сл. М.Агашиной).

Ты тоже родился в России,

В краю полевом и лесном.

У нас в каждой песне – берёза,

Берёза под каждым окном.

На каждой весенней полянке –

Их белый живой хоровод…

Ведущая:

Я слышу иногда:

«Не надо.

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И что о ней мы пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той войны.

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили,

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть.

Как сила нам нужна… (Ю. Воронов).

Ведущая 1:

22 июня 1941 года без объявления войны фаши­стская Германия вместе со своими союзниками напала на СССР.

Ведущая 2:

По плану «Бар­баросса», утвержденному вермах­том в декабре 1940 года, гитлеров­цы рассчитывали выиграть войну в течение двух-трех месяцев. Следуя этому плану, немецкое командова­ние предполагало молниеносно разгромить Крас­ную Армию. Для этой цели фашистский блок бросил на СССР 5 с половиной миллионов солдат и офицеров, 5 тысяч самолетов, 3 с половиной тысячи тан­ков, 47 тысяч орудий и минометов.

Ведущая 1:

Так началась Великая Оте­чественная война, ставшая поис­тине всенародной. Благодаря героической борьбе народов СССР осуществле­ние плана «Барбаросса» было сор­вано.

Ведущая 2:

Хотя Красная Армия за пер­вые месяцы войны потеряла около 5 миллионов человек убитыми, ра­неными и пленными, а также большую часть танков и самоле­тов, но все-таки гитлеровское ко­мандование не добилось своей главной цели.

…… На защиту Ро­дины поднялись все - от мала до велика. Юноши и девушки, не достигшие призывного возраста, приписывали себе лишний год, чтобы скорее оказаться на фронте. На оккупированной территории создавались партизанские отря­ды, куда вступал каждый, кто мог держать в руках оружие. Даже дети становились грозной силой для врага.

Ведущая 1:

1418 дней будет длиться Великая Отечественная война. Она вместит в себя горечь отступлений, боль потерь, тысячи километров дорог, кровь и пот, зной и холод. Тяжёлые военные будни.

Презентация песни «Священная война».

Чтец.

Симонов К.

«Родина»

(Муз. А.В.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача, включая слова Левитана о нападении гитлеровских захватчиков на СССР).

Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой тёмною.

С проклятою ордой.

Припев:

Пусть ярость благородная

Вскипает, как волна!

Идёт война народная,

Священная война!

Ведущая.

Дети и война — понятия несовместимые, а ведь в годы военного лихолетья и на хрупкие детские плечи легла тяжесть жизненных невзгод и бедствий.

Чтец.

Глаза девчонки семилетней,

Как два померкших огонька.

На детском личике заметней

Большая, тяжкая тоска.

Она молчит, о чём не спросишь,

Пошутишь с ней – молчит в ответ.

Как будто ей не семь, не восемь,

А много, много горьких лет.

А. Барто. «Глаза девчонки семилетней…»

Презентация «Медсёстры».

Чтец.

К. Симонов.

«Майор привёз мальчишку на лафете».


Военная хроника «Дети и война».

Ведущая.

В годы войны дети быстро взрослели: в свои десять — четырнадцать лет они уже чувствовали себя ответственными за судьбу своей Родины и старались ни в чём не уступать взрослым, которые пытались оградить их от опасностей. Одни из них присоединялись к воинским частям и становились сыновьями и дочерьми полков и были подчас незаменимы как разведчики, связные, медицинские сёстры, подрывники. Многие мальчики и девочки по зову юных сердец стали подпольщиками, пришли в партизанские отряды, чтобы отомстить врагу за смерть отцов и братьев, за поруганную честь матерей и сестёр, за сожжённые жилища – за все злодеяния, совершённые фашистами в оккупированных районах.

В тылу многие дети дежурили на крышах домов во время вражеских налётов, помогали строить оборонительные укрепления, работали в госпиталях. Подростки заменили на заводах и фабриках своих родителей, старших братьев и сестёр. Днём и ночью работали они у машин и станков, выпуская продукцию, нужную фронту и тылу, приближая час долгожданной Победы. Это они в те годы сеяли, собирали урожай.

Даже маленькие дети не оставались в стороне. Из Сибири в одну из газет пришло письмо следующего содержания: «Я – Ада Занегина. Мне шесть лет. Пишу по печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевска Смоленской области. Я хочу домой. Маленькая я. А знаю, что надо разбить Гитлера. И тогда поедем домой. Мама отдала деньги на танк. Дорогой дядя редактор! Напишите в своей газете всем детям. Чтобы они тоже все свои деньги отдали на танк. И назовём его «Малютка». Когда наш танк разобьёт Гитлера, мы поедем домой. Моя мама врач, а папа танкист».

Это письмо вызвало отклик у тысяч ребят. Буквально по копейкам удалось собрать 179 тысяч рублей. Так был построен танк «Малютка», водителем которого стала танкист-орденоносец Екатерина Алексеевна Петлюк.

Детей, оставшихся на оккупированной врагом территории, отправляли в концлагеря, вывозили в Германию, делали донорами немецких солдат. Зверства, творимые фашистами на родной земле, вызывали и у детей огромную ненависть к захватчикам и желание мстить врагу.

Многие из ребят удостоены высоких правительственных наград. Четверо из них стали Героями Советского Союза. Около 20 тысяч пионеров, участников обороны столицы нашей Родины, награждены медалью «За оборону Москвы». 15 249 ленинградских пионеров, активных участников обороны города на Неве, получили медаль «За оборону Ленинграда».

Свыше 20 тысяч подростков за успехи в труде, за храбрость и героизм в защите родины награждены орденами и медалями.

Героическую историю нашей Отчизны, биографии мальчиков и девочек, многие из которых отдали свою жизнь за мирное, счастливое детство их нынешних сверстников, должен знать каждый из вас.

Их было много, детей-героев, и все они были разные, каждый со своим характером, со своими привычками, наклонностями. И каждый по-своему проявлял себя в критических ситуациях. Но есть у них немало объединяющего. Это преданность Родине, готовность к подвигу.

Вспомним всех

поимённо,

вспомним

Это нужно –

не мёртвым!

Это надо –

Презентация «Пионеры-герои».

Марат Казей.

— Герой Советского Союза Марат Казей погиб 11 мая 1944 года. Марат Казей был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени, медалями «За боевые заслуги» и «За отвагу».

— Лёня Голиков.

— Герой Советского Союза Лёня Голиков погиб 24 января 1943 года в неравном бою под селом Острая Лука. Награждён также медалью «За боевые заслуги».

— Зина Портнова.

— Герой Советского Союза Зина Портнова – Девочка с косичками казнена фашистами 13 января 1944 года.

— Валя Котик.

— Герой Советского Союза Валя Котик погиб, защищая Родину. Валя Котик награждён также орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени.

— Лида Матвеева, Витя Коробков, Саша Кондратьев, Люся Герасименко, Боря Цариков и многие другие юные герои Великой Отечественной погибли в борьбе за освобождение нашей Родины.

— Многие из них награждены боевыми орденами и медалями.

— Нина Куковерова награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и посмертно орденом Отечественной войны 1-й степени.

— Толя Шумов награждён орденом Ленина посмертно.

— Саша Бородулин

— Лара Михеенко награждена орденом Отечественной войны 1-й степени посмертно.

— Володя Дубинин награждён орденом Красного Знамени.

— Валя Зенкина награждена орденом Красной Звезды.

— Валерий Волков награждён орденом Отечественной войны 1-й степени.

— Галя Комлева награждена орденом Отечественной войны 1-й степени.

— Вася Коробко награждён орденами Красного Знамении и Отечественной войны 1-й степени, а также медалью «Партизану отечественной войны» 1-й степени.

— Юта Бондаровская награждена медалью «Партизану Отечественной войны» 1-й степени и орденом Отечественной войны 1-й степени.

Фильм «У Вечного огня».

Ведущая:

В военные дни

Вы так и не узнали:

Меж юностью и детством

Где черта?..

Вам в дни войны

Награды выдавали

И только в сорок пятом

Паспорта.

И в этом нет беды,

Но взрослым людям.

Уже прожившим многие года,

Вдруг страшно оттого.

Что вы не будете

Ни старше, ни взрослее, чем тогда.

Юрий Воронов.

Покуда сердца

стучатся,–

Завоёвано счастье, —

пожалуйста,

Песню свою

отправляя в полёт, —

кто уже никогда

не споёт, —

Детям своим

расскажите о них,

запомнили!

расскажите о них,

чтобы тоже

запомнили!

Во все времена

бессмертной

Встречайте

трепетную весну,

люди Земли,

прокляните

войну, люди Земли!

Мечту пронесите

через года

наполните!

Но о тех, кто уже не придёт

никогда, —

заклинаю. –

помните! (Роберт Рождественский. Реквием).

У могилы святой

встань на колени.

Здесь лежит человек

твоего поколенья.

Ни крестов, ни цветов,

не полощутся флаги.

Серебрится кусок

алюминьевой фляги,

и подсумок пустой,

и осколок гранаты -

неразлучны они

даже с мертвым солдатом.

Ты подумай о нем,

молодом и веселом.

В сорок первом

окончил он среднюю школу.

У него на груди

под рубахой хранится

фотокарточка той,

что жила за Царицей.

…У могилы святой

встань на колени.

Здесь лежит человек

твоего поколенья.

Он живым завещал

город выстроить снова

здесь, где он защищал

наше дело и слово.

Пусть гранит сохранит

прямоту человека,

а стекло - чистоту

сына трудного века.

С. Гудзенко

Ведущая:

«Пусть жизнь этих героев послужит для вас примером того, как нужно жить, любить Родину, учиться и трудиться на благо своей страны».(С А. Ковпак. Дважды Герой Советского Союза).

Цели и задачи устного журнала :

воспитывать гордость за своих сверстников в годы войны, любовь к Родине, своему народу.

показать важную роль детей и подростков в приближении Дня Победы

познакомить детей с юными героями (пионерами) Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

Оборудование: мультимедийный проектор, книги о героях-пионерах ВОВ, фотографии героев, фонограммы военных песен.

ХОД УРОКА

    Организационный момент.

    Постановка учебной задачи.

Учитель: Ежегодно 8 февраля школьники нашей страны и их зарубежные ровесники отмечают День юного героя - антифашиста. Это начинание родилось по предложению членов клуба интернациональной дружбы имени Ю.А. Гагарина Московского городского Дворца пионеров и школьников.

8 февраля 1962 года в Париже во время антифашистской демонстрации трудящихся за прекращение войны в Алжире был убит комсомолец Даниэль Ферри, которого во Франции называют Гаврошем XX века.

А год спустя в этот же день в тюрьме скончался молодой иракский подпольщик Фадыл Джамаль.

Снова зима, и снова февраль,

Стал героем Фадыл Джамаль!

Люди помнят, никто не забыл,

вместе с другими боролся Фадыл.

И вот решётка, пытки, сталь –

Погиб героем Фадыл Джамаль!

Их много погибло в борьбе. Имена у них разные, но старшие дали им общее имя - орлята. Это значит - отважные и смелые.

Отдельной страницей в историю Великой Отечественной войны вписан подвиг советских детей – героев антифашистов.

За особые заслуги, мужество и героизм, проявленные с немецко-фашистскими захватчиками, многие советские дети заслужили самую высокую награду – звание Героя Советского Союза. А были они ведь детьми, не достигнувшими совершеннолетия.

Они были разведчиками, подрывниками, связистами, адъютантами армейских и партизанских командиров. Только в партизанских отрядах Белоруссии сражалось 25 тысяч юных бойцов, не достигших допризывного возраста.

Ученик 1: Поверьте, это совсем не просто,

Жить так, чтоб гордилась тобою страна,

Когда тебе вовсе еще не по росту

Шинель, оружие и война.

Но шли, ребята, назло ветрам

И умирали, не встретив зрелость.

А было им столько, сколько нам,

И жить им, конечно, до слез хотелось.

Юные безусые герои,

Юными остались вы вовек.

Перед вашим вдруг ожившим строем

Мы стоим не поднимая век

Боль и гнев сейчас тому причиной.

Благодарность вечная вам всем,

Маленькие, стройные мужчины,

Девочки, достойные поэм.

Ученик 2: С началом Великой Отечественной войны летом 1941 года родные места Лёни Голикова были оккупированы фашистами. На территории Новгородской и Псковской областей был создан партизанский край. В 15 лет Леня принял решение уйти в партизаны. Разведчик 67-го партизанского отряда 4-й Ленинградской партизанской бригады с марта 1942 года. В отряде вступил в члены Всесоюзного коммунистического союза молодежи (комсомол). Участвовал в 27 боевых операциях, лично уничтожил 78 вражеских солдат и офицеров. Принимал участие в подрыве 14 мостов, 9 автомашин противника.

Леня Голиков погиб в бою с карательным отрядом фашистов 24 января 1943 года у деревни Острая Лука, Дедовичского района Псковской области, не дожив до 17 лет. Похоронен там же, в деревне Острая Лука.

Ученик 3: Когда война обрушилась на белорусскую землю, Марат вместе с мамой уходит в партизанский отряд. Враг лютовал. Вскоре Марат узнал, что маму повесили в Минске. Он стал разведчиком, проникал во вражеские гарнизоны и доставал ценные сведения. Используя эти данные, партизаны разработали дерзкую операцию и разгромили фашистский гарнизон в городе Дзержинске.

Марат погиб в бою. Сражался до последнего патрона, а когда у него осталась лишь одна граната, подпустил врагов поближе и взорвал их..и себя.

За мужество и отвагу пионер Марат Казей был удостоен звания Героя Советского Союза. А в городе Минске поставлен памятник юному герою.

Ученик 4: Пионер Шепетовского района Хмельницкой области.

Когда в деревню ворвались фашисты, Валя вместе с друзьями боролся с врагом. Они подбирали на месте боёв оружие, которое потом партизаны переправляли в отряд.

Вале было доверено быть связным и разведчиком. Когда фашисты наметили карательную операцию против партизан, Валя, выследив гитлеровского офицера, возглавлявшего карателей, убил его.

Когда в городе начались аресты, Валя вместе с братом и матерью уходит к партизанам. В свои 14 лет он сражался наравне со взрослыми. На его счету- 6 вражеских эшелонов, взорванных на пути к фронту. Валя Котик был награждён медалью "Партизану отечественной войны" 2 степени и орденом отечественной войны 1 степени.

Ученик 5: Война застала ленинградскую пионерку в деревне, куда она приехала на каникулы. Зина вступила в молодёжную организацию "Юные мстители". Она участвовала в дерзких операциях против врага, распространяла листовки, вела разведку.

По заданию партизанского отряда Зина устроилась работать в немецкую столовую посудомойкой. Ей было поручено подсыпать яд в еду. Это было очень сложно, так как немецкий повар не доверял ей. Но однажды он на время отлучился, и Зина смогла выполнить задуманное. К вечеру многим офицерам стало плохо. Естественно, первое подозрение пало на русскую девочку. Зину вызвали на допрос, но она всё отрицала. Тогда Зину заставили попробовать еду. Зина прекрасно знала, что суп отравлен, но не один мускул не дрогнул на её лице. Спокойно взяла она ложку и стала есть. Зину отпустили. К вечеру она убежала к бабушке, откуда была срочно переправлена в отряд, где ей оказали необходимую помощь.

В 1943 году, возвращаясь с очередного задания, Зина попала в плен. Фашисты злостно пытали её, но Зина ничего не сказала. Во время одного из допросов, выбрав момент, Зина схватила со стола пистолет и в упор выстрелила в гестаповца. Прибежавший на выстрел офицер тоже был убит. Зина пыталась бежать, но фашисты настигли её. Отважная юная пионерка была зверски замучена, но до последней минуты оставалась несгибаемой.

Родина посмертно наградила её высшим своим званием - Героя Советского Союза.

Ученик 6: 23 февраля 2012 года исполняется 35 лет со дня открытия (в 1977 году) музея «Юные защитники Родины». Сейчас он называется военно-исторический музей «Юные защитники Родины» – филиал Курского областного краеведческого музея.

С пожелтевших от времени фотографий смотрят на нас мальчишки и девчонки - в гимнастерках и лихо заломленных пилотках. У иных награды на груди - как у взрослых, прошедших пекло Второй мировой войны. Эти дети – юные защитники Родины, сыны полков, партизаны и участники Великой Отечественной войны.

Музей "Юные защитники Родины" – единственный в России государственный музей, рассказывающий о детях войны. В экспозиции музея представлено около 100 тысяч экспонатов и материалов о юных участниках Великой Отечественной войны – документы, фотографии, личные вещи, боевые награды, фронтовая печать, листовки, предметы вооружения, красноармейские и краснофлотские книжки.

Здесь находится кусочек колючей проволоки и оплавленные кирпичи Брестской крепости, которые навечно «запечатали» в себе боль несломленных людей, их крики и призывы держаться до последнего вздоха. Бережно хранят сотрудники музея книгу «Опаленные войной», написанную юным героем войны Николаем Печененко.

У истоков создания уникального «хранилища судеб» стояла Клара Александровна Рябова, которую все ласково называли «мама Клара». Эта удивительная женщина была бессменным директором музея до 1990 года. Сейчас музеем заведует ее внучка Лариса Семеновна Холтобина.

Ученик 7: Самому маленькому герою, которому посвящена часть музейной экспозиции, было 7 лет. Отец Сережи Алешкова погиб на фронте, мать расстреляли полицаи, старшего брата повесили. Мальчишка спрятался в огороде, видел, как убивали родных. Он долго блуждал по лесу, где его полуживого обнаружили красноармейцы. Так Сережа стал сыном полка. Во время Сталинградской битвы он спас нескольких человек, включая командира. Когда на блиндаж во время массированной бомбежки упал снаряд, бойцы оказались под завалами. Мальчишка не растерялся и бросился звать на помощь. Лишь благодаря ему людей достали из-под руин. Командир полка, которого тоже вытащили из-под завалов, позже усыновил мальчишку.

Ученик 8: Аркадий Каманин, сын легендарного лётчика Николая Каманина, спасавшего челюскинцев, пятнадцатилетним в 1943 году сбежал на фронт, попав в авиакорпус под командованием отца - генерал- майора авиации. В 1944м он уже совершил более 400 вылетов на задания, в том числе через линию фронта, в сложных метеоусловиях, и был представлен к первой из своих многочисленных наград - ордену Красного Знамени.

Ученик 9 : Зимой, в начале 1942 года, жителей поселка Коренево согнали на площадь смотреть казнь партизана, схваченного при подготовке взрыва нефтебазы. Этим партизаном был коммунист Иван Дмитриевич Крохин - комиссар Кореневского партизанского отряда. Стоявший в толпе четырнадцатилетний паренек во время казни негромко крикнул: «Я отомщу за тебя, папа!» Эти слова произнес сын партизана Валя, до войны учившийся в железнодорожной школе станции Коренево. После казни отца он исчез из поселка и пробрался в партизанский отряд. Вместе с партизанами участвовал в боевых операциях. Весной 1942 года Валя Крохин пришел в родной поселок, чтобы взорвать полицейскую комендатуру. Однако свой план он осуществить не успел: мальчика схватили фашисты и бросили в холодный подвал. Два дня истязали его. Враги хотели узнать, где прячутся партизаны. Но в ответ слышали: «Не знаю, не скажу». После нечеловеческих пыток Валю повесили.

В поселке Коренево помнят героя-пионера Валентина Крохина. Его именем названы улица и переулок, пионерский лагерь. У школы, расположенной в центре поселка, установлен памятник.

Ученик 10 : В 1943 г. в 14 лет Ваня Суржиков впервые примерил солдатскую гимнастерку, познакомился с Уставом армейской службы, став воспитанником 105-го стрелкового полка 65 Армии, а снял ее лишь в сорок девятом году. Не детское это дело – война. Однако юный солдат с полной ответственностью и ясным пониманием шел в бой наравне со взрослыми. В той жесточайшей войне на детский возраст скидок не было. Иван Суржиков выполнял различные задания во время войны, но самыми любимыми и радостными были выступления перед солдатами в минуты отдыха и в тяжелые дни перед боем. Во время подготовки к сражению на Курской дуге «Курского соловья» любили слушать генерал 65 Армии, дважды Герой Советского Союза, П.И. Батов; командующий войсками 2-го Белорусского фронта К.К. Рокоссовский, который в творчестве для Ивана Суржикова был «крестным отцом». Еще на фронте Ваня решил: «Если не убьют – буду артистом».

Ученик11: Родился Леня Голеньков в деревне Черняково Михайловского (ныне - Железногорского района). Рос без родителей, воспитывался дедушкой с бабушкой по линии матери. Мальчик был шустрый, веселый, задиристый и очень смелый. Когда началась война, он ушел в Дмитриевский партизанский отряд, который действовал на территории Курской и Орловской областей. Командиром отряда был А.Д. Федосюткин. Здесь Леня помогал на кухне, ухаживал за ранеными, ему доверяли лошадей, которыми он умело управлял. Умного парнишку не раз посылали в разведку в ближайшие села, и он всегда приносил очень ценные сведения. Страха Леня не знал. Смелый и находчивый, он с честью выполнял задания командования отряда. Мальчишке было только 14 лет, но он лично переправил в лес 40 бойцов и командиров Красной Армии.

В апреле 1942 партизаны на санях отправились в разведку в деревню Трубичино, где в это время оставались каратели. Подъезжая к поселку Ермолаевский, партизаны нарвались на вражескую засаду. Началась перестрелка. Леня встал во весь рост, чтобы развернуть лошадей, но пулеметная очередь «прошила» паренька. Тяжело раненого, его пытались спасти в доме его дедушки, пытались отправить в партизанский госпиталь, но по дороге в лес Леня скончался.

Похоронен был в Кривченковском лесу на окраине села Веретенино. После войны перезахоронен в братскую могилу в городе Дмитровске Орловской области по настоянию А.Д. Федосюткина, который Леню очень любил, как сына, и уважал за храбрость и находчивость. Посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени.

А чтобы имя отважного партизана помнили и грядущие поколения наших земляков, улицу, примыкающую к месту, где раньше находилась родная деревенька Лени, назвали его именем.

Ученик 12: В Дмитриевских лесах партизанил 14-летний Виталий Чижиков. С детства он был необычным мальчиком. Перенеся тяжелое заболевание, Виталий в три года лишился слуха и речи. В 1942 году приехал в гости к брату в село Черневка, а тут нагрянули немцы. Когда в деревню вошли каратели, его чуть было не пристрелил немецкий солдат: подросток проигнорировал приказ повернуться к нему лицом. Благо, рядом оказалась сестра Наташа, которая и объяснила фашисту, что Виталик глухонемой, и приказа просто не слышал. Немцы оставили мальчика в покое, посчитав, что он ничем не сможет им навредить. А Виталий активно помогал партизанам: он умел писать, хорошо рисовал, поэтому без труда докладывал нашим о том, что происходит в лагере оккупантов. Как-то немцы поймали Виталика, избили, а переводчик написал на бумажке: «Если еще раз пойдешь в лес, будешь расстрелян как партизан. Но Дмитриевский отряд 17 месяцев вел успешную борьбу с немцами, и партизанам активно помогал глухонемой связной Виталий Чижиков.

Ученик 13 : 11 летний Коля Печененко попал в плен во время карательной операции, и палачи решили поразвлечься. Убив всех других пленников, они выводили его на казнь трижды. На мальчика набрасывали петлю, выбивали опору из-под ног, и он… падал на землю. Под хохот и улюлюканье врагов, которые, шутки ради, подрезали веревку. Они с блаженством садистов наблюдали за страхом ребенка, уготованного ими к смерти. Дабы привести лежащего без сознания мальчишку в чувство, «шутники» обливали его ледяной водой и бросали в подвал, чтобы он «ожил». В перерывах между забавами ребенка избивали, загоняли под ногти спички. После третьей «казни» тельце несчастного не выдержало - Колю парализовало. Немцы попинали жертву, но так и не смогли привести его в чувство - решили, что мальчик мертв. Спасли его партизаны: обнаружили лежащим в землянке без движения, синего от побоев, с выбитыми зубами. Впоследствии к Коле вернулась способность двигаться, но… Пытки и издевательства сказались спустя 14 лет после войны - Николая Печененко полностью парализовало. Однако он не сдавался - решил написать книгу. Писал, зажав ручку зубами. Чтобы передать весь ужас войны и все пережитое, понадобилось 600 школьных тетрадей! Книгу «Опаленная судьба» издали в 1984 году. Спустя три года автора не стало.

Ученик 14 : В конце октября 1941 года фашисты вплотную подошли к Курску. С 31 октября по 2 ноября продолжалась оборона города.

В рядах защитников города - народных ополченцев были политрук, командир пулеметного взвода 2-го истребительного батальона Филипп Меркулов и его 11-летний сын Стасик Меркулов. Последний бой Меркуловых проходил 2 ноября у кирпичного завода на северной окраине Курска, где сейчас проходит улица Хуторская. Немцы стремились по шоссе войти в Курск и перерезать железную дорогу. Для этого надо было форсировать Тускарь. Ленинское ополчение и истребительные батальоны закрывали шоссе и реку. Враг сдавливал ополченцев в тиски. Когда погиб командир батальона, Филипп Григорьевич взял командование на себя. Стасик подносил патроны, выполнял все поручения отца, был связным. Маленький, юркий, он ползал, как ящерица, по холмистому берегу Тускари. Немцы отрезали ополченцев от реки. Филипп Меркулов послал Стасика в штаб батальона с сообщением, чтобы бойцы отходили за реку. Оставшиеся в живых ополченцы стали отступать к берегу. Их отход прикрывал Меркулов- старший, который сдерживал наступавших немцев. Вдруг пулемет замолчал. Стасик бросился к отцу и пулеметной очередью был ранен в ногу. Когда он подполз к отцу, увидел, что Филипп Григорьевич убит. Холодную ноябрьскую ночь мальчик провел в земляной норе. Когда утром местные жители, дедушка и бабушка, пошли по воду, они обнаружили раненого Стасика. Он попросил их сходить на улицу Садовую, 26, где жила его тетя, и сообщить, что отец погиб, а он ранен. Дедушка и бабушка перетащили его в бытовку завода. Нести Стасика к себе они побоялись, так как в городе уже хозяйничали немцы, но выполнили просьбу мальчика. Когда мама и тетя утром следующего дня пришли на берег реки, первым они обнаружили убитого, лежащего у пулемета, Филиппа Григорьевича, а в бытовке завода - Стасика. Кроме пулевого ранения, у мальчика были штыковые раны. Значит, немцы нашли парнишку и закололи штыками. Меркуловы и дедушка похоронили Филиппа Григорьевича и Стасика в той же земляной норе, в которой они сражались.

А в 1950 году Меркуловых перезахоронили на воинском кладбище, недалеко от места их последнего боя.

Итог урока.

Учитель. Мы рассказали только о нескольких героях, а ведь их тысячи. Они работали на заводах, помогали раненым в госпиталях, воевали на фронтах, в партизанских отрядах. И всё же они оставались детьми.

Почтим всех: героев и рядовых солдат, и офицеров, мальчишек и девчонок, погибших за нашу святую землю, за Россию минутой молчания.

А может, нам о них забыть?

Опять война, опять блокада…

Я слышу иногда:

«Не надо,

Не надо раны бередить.

Ведь это правда, что устали

Мы от рассказов о войне

И о блокаде пролистали

Стихов достаточно вполне».

И может показаться:

Правы

И убедительны слова.

Но даже если это правда,

Такая, правда –

Не права!

Чтоб снова

На земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно,

Чтобы наши дети

Об этом помнили как мы!

Я не напрасно беспокоюсь, чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она

Как сила нам нужна…










Голиков Леонид Александрович17 июня 1926() 24 января 1943 Место рождения деревня Лукино, Парфинский район, Новгородская область.17 июня января1943 Новгородская область Место смерти- село Острая Лука, Псковская область. Награждён посмертно званием героя Советского Союза.


Лёня Голиков - Бригадный разведчик 67 отряда четвёртой ленинградской партизанской бригады, действовавшей на территории Новгородской и Псковской областей. Участвовал в 27 боевых операциях. Особенно отличился при разгроме немецких гарнизонов в деревнях Апросово, Сосницы, Север. немецких


Всего им уничтожено: 78 немцев, два железнодорожных и 12 шоссейных мостов, два продовольственно-фуражных склада и 10 автомашин с боеприпасами. Сопровождал обоз с продовольствием (250 подвод) в блокадный Ленинград. За доблесть и отвагу награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1 степени, медалью «За отвагу» и медалью Партизану Отечественной войны II степени. блокадныйЛенинградорденом Ленинаорденом Отечественной войны 1 степенимедалью «За отвагу»медалью Партизану Отечественной войны II степени


13 августа 1942 года, возвращаясь из разведки от шоссе «ЛугаПсков» гранатой подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор инженерных войск Рихард фон Виртц. 13 августа1942 годаЛугаПсковРихард фон Виртц В штаб бригады разведчик доставил портфель с документами. В их числе были чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и другие важные бумаги военного характера. Представлен к званию Герой Советского Союза






Валя Котик родился в украинском городе Шепетовка. Можно подумать, что мальчик с такой фамилией должен быть слабый, мягкий… Но фамилия обманчива. Кто расклеивал листовки в городе под носом немецкого часового? Кто перевозил в корзине, привязанной к велосипеду, оружие? Кто перерезал спрятанный в земле телефонный кабель? Кто взрывал вражеские поезда? Это всё -Валя Котик.


16 февраля 44 года в бою за город Изяслав Хмельницкой области 14-летний партизанский разведчик был смертельно ранен и на следующий день скончался. Похоронен в центре парка украинского города Шепетовка. За проявленный героизм в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 июня 58 года Котику Валентину Александровичу посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Он награждён орденом Ленина, орденом Отечественной войны 1-й степени, медалью "Партизан Великой Отечественной войны" 2-й степени. Его именем назван теплоход, ряд общеобразовательных школ, раньше были пионерские дружины и отряды имени Вали Котика. В Москве и в его родном городе в 60 году ему установили памятники. Улица, носящая имя юного героя есть в Екатеринбурге, Киеве и Калининграде.




В начале июня 1941-го года Лара вместе со своей бабушкой поехала на летние каникулы к дяде Лариону в деревню Печенёво Пустошкинского района Калининской области (в настоящее время территория Псковской области). Здесь их и застало начало Великой Отечественной войны. Наступление вермахта было стремительным, и уже концу лета Пустошский район оказался под немецкой оккупацией.Пустошкинского районавермахта


Начало боевого пути Ларисы Михеенко Весной 1943 года Раисе, подруге Лары, исполнилось шестнадцать лет. Вскоре ей пришла повестка явиться в Пустошку в специальный молодежный лагерь, откуда старших подростков отправляли на работы в Германию. Рая показала эту бумагу подругам. Обсудив ситуацию девушки решили, что в будущем им всем может быть уготована такая участь и решили уйти в местный партизанский отряд, действовавший с первых месяцев оккупации, и в котором уже давно находился старший брат Фроси Пётр Кондруненко. Пустошку


С августа 1943 года партизанский отряд в котором состояла Лара принимал активное участие в «рельсовой войне». Партизаны стали регулярно взрывать железнодорожные линии, мосты и пускать под откос немецкие эшелоны.рельсовой войне Благодаря участию Лары, удалось вывести из строя не только мост, но и проходивший по нему вражеский эшелон: девочка сумела убедить минёра, что в нужный момент сумеет незаметно от часового подобраться максимально близко к мосту и зажечь фитиль бикфордова шнура перед приближающимся поездом. Рискуя жизнью, она сумела выполнить задуманное и благополучно отойти обратно. Впоследствии, уже после войны за этот подвиг Лариса Михеенко будет награждена орденом Отечественной войны I степени (посмертно).





Цели и задачи: познакомить детей с юными героями-антифашистами, пионерами-героями Великой Отечественной войны, воспитывать чувства долга, патриотизма и любви к своей Родине, чувства уважения к памяти героев, сострадание к людям, гражданской ответственности и гуманистического мировоззрения, развивать кругозор, пополнить словарный запас учащихся.

Оборудование к уроку: портреты юных героев, альбом "Пионеры Герои", мультимедийная презентация, ИКТ.

Ход занятия

I. Из истории даты.

День юного героя-антифашиста отмечается в мире с 1964 года, который утвержден был очередной Ассамблеей ООН, в честь погибших участников антифашистских демонстраций - французского школьника Даниэля Фери (1962) и иракского мальчика Фадыла Джамаля (1963) .

Так получилось, что в этот день были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон", Жана Мари Аргуса, Пьера Бенуа, Жана Бодрее, Пьера Грела, Люсьена Легро не предавших своих друзей-подпольщиков в годы Второй мировой войны.

В этот же день были расстреляны герои-молодогвардейцы Олег Кошевой, Любовь Шевцова, Дмитрий Огурцов, Виктор Субботин, Семен Остапенко, (1943) в захваченном фашистами Краснодоне.

Совпадения, может быть, и случайные, но они существуют, дополняя этот день исторической ответственностью.

Так давайте с вами разберёмся кто такой антифашист.

Антифашист - человек, несогласный с идеологией фашизма или участвующий в антифашистских акциях.

Фашизм - течение, которое несёт за собой насилие, войну, зло, угнетение и уничтожение людей другой расы.

II. Антифашисты времён ВОВ.

В этот день особое внимание безусловно заслуживают пионеры-герои Великой Отечественной.

До войны это были самые обыкновенные мальчишки и девчонки. Учились, помогали старшим, играли, бегали-прыгали, разбивали носы и коленки. Их имена знали только родные, одноклассники да друзья.

Пришёл час - они показали, каким огромным может стать маленькое детское сердце, когда разгорается в нём священная любовь к Родине и ненависть к её врагам.

Мальчишки. Девчонки. На их хрупкие плечи легла тяжесть невзгод, бедствий, горя военных лет. И не согнулись они под этой тяжестью, стали сильнее духом, мужественнее, выносливее.

Маленькие герои большой войны. Они сражались рядом со старшими - отцами, братьями, рядом с коммунистами и комсомольцами.

Сражались повсюду. На море, как Боря Кулешин.

Боря Кулешин.

Военный корабль Черноморского флота, лидер эскадренных миноносцев "Ташкент", принимал участие в боевых операциях при обороне города-героя Севастополя в Великую Отечественную войну.

На этом корабле нес службу двенадцатилетний юнга Боря Кулешин.

Весна 1942 года. На севастопольском причале у трапа боевого корабля "Ташкент" - мальчишка. Он хочет вместе со всеми бить врага, гнать его с родной земли. Боре Кулешину всего 12 лет, но он хорошо знает, что такое война: это родной город в руинах и пожарищах, это гибель на фронте отца, это разлука с мамой, угнанной в Германию.

Мальчик уговаривает командира взять его на корабль.

Море, бомбы, взрывы. Самолеты бомбят. На борту корабля Боря подает зе-нитчикам тяжелые обоймы со снарядами - одну за другой, не зная ус-талости, не ведая страха, а в промежутках между сражениями помогает раненым, ухаживает за ними. Более 2 - х героических лет провел Боря на мо-ре, на военном корабле, сражаясь с фашистами за свободу нашей Родины.

В небе, как Аркаша Каманин.

Аркадий Каманин.

Он мечтал о небе, когда был ещё совсем мальчишкой. Отец Аркадия, Николай Петрович Каманин, лётчик, участвовал в спасении челюскинцев, за что получил звание Героя Советского Союза. А ещё всегда рядом друг отца, Михаил Васильевич Водопьянов. Было отчего загореться сердцу мальчугана. Но в воздух его не пускали, говорили: подрасти.

Когда началась война, он пошёл работать на авиационный завод, потом на аэродром использовался любым случаем, чтобы подняться в небо. Опытные пилоты, пусть всего на несколько минут, случалось, доверяли ему вести самолёт. Однажды вражеской пулей было разбито стекло кабины. Лётчика ослепило. Теряя сознание, он успел передать Аркадию управление, и мальчик посадил самолёт на свой аэродром.

После этого Аркадию разрешили всерьёз учиться лётному делу, и вскоре он начал летать самостоятельно.

Однажды с высоты юный пилот увидел наш самолёт, подбитый фашистами. Под сильнейшим миномётным огнём Аркадий приземлился, перенёс лётчика в свой самолёт, поднялся в воздух и вернулся к своим. На его груди засиял орден Красной Звезды. За участие в боях с врагом Аркадий был награждён вторым орденом Красной Звезды. К тому времени он стал уже опытным пилотом, хотя было ему пятнадцать лет.

До самой победы сражался Аркадий Каманин с фашистами. Юный герой о небе мечтал и небо покорил!

В партизанском отряде, как Леня Голиков.

Лёня Голиков.

Рос в деревне Лукино, на берегу реки Поло, что впадает в легендарное Ильмень-озеро. Когда его родное село захватил враг, мальчик ушел к партизанам.

Не раз он ходил в разведку, приносил важные сведения в партизанский отряд. И летели под откос вражеские поезда, машины, рушились мосты, горели вражеские склады...

Был в его жизни бой, который Леня вел один на один с фашистским генералом. Граната, брошенная мальчиком, подбила машину. Из нее выбрался гитлеровец с портфелем в руках и, отстреливаясь, бросился бежать. Леня - за ним. Почти километр преследовал он врага и, наконец, убил его. В портфеле оказались очень важные документы. Штаб партизан немедленно переправил их самолетом в Москву.

Немало было еще боев в его недолгой жизни! И ни разу не дрогнул юный герой, сражавшийся плечом к плечу со взрослыми. Он погиб под селом Острая Лука зимой 1943 года, когда особенно лютовал враг, почувствовав, что горит под ногами у него земля, что не будет ему пощады...
2 апреля 1944 года был опубликован указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении пионеру-партизану Лене Голикову звания Героя Советского Союза.

В Брестской крепости, как Валя Зенкина.

Валя Зенкина.

Брестская крепость первой приняла на себя удар врага. Рвались бомбы, снаряды, рушились стены, гибли люди и в крепости, и в городе Бресте. С первых минут ушёл в бой Валин отец. Ушёл и не вернулся, погиб героем, как многие защитники Брестской крепости.
А Валю фашисты заставили под огнём пробираться в крепость, чтобы передать её защитникам требование сдаться в плен. Валя в крепость пробралась, рассказала о зверствах фашистов, объяснила, какие у них орудия, указала место их расположения и осталась помогать нашим бойцам. Она перевязывала раненых, собирала патроны и подносила их бойцам.

В крепости не хватало воды, её делили по глотку. Пить хотелось мучительно, но Валя снова и снова отказывалась от своего глотка: вода нужна раненым. Когда командование Брестской крепости приняло решение вывести детей и женщин из-под огня, переправить на другой берег реки Мухавец - иной возможности спасти их жизнь не было, - маленькая санитарка Валя Зенкина просила оставить её с бойцами. Но приказ есть приказ, и тогда она поклялась продолжить борьбу с врагом до полной победы.

И Валя клятву сдержала. Разные испытания выпали на её долю. Но она выдержала. Выстояла. И свою борьбу продолжила уже в партизанском отряде. Воевала смело, наравне со взрослыми. За отвагу и мужество орденом Красной Звезды наградила Родина свою юную дочь.

В керченских катакомбах, как Володя Дубинин.

Володя Дубинин.

Жизнь партизанского отряда в Старокарантинских каменоломнях Крыма зависела, как и у других партизан от Полесья до Орла, от оружия, еды и воды. Но главным была разведка. Если в Брянских лесах партизанам в какой-то мере было проще - хоть и лес, но небо открыто, и можно было выйти из чащи, чтоб осмотреться, то в каменоломнях жизнь была совсем другой. Над головой каменная толща, а все известные выходы закупорены немцами. И разведка, самая опасная часть деятельности отряда, в таких условиях становилась предприятием, которое требовало наибольшего риска. А посылали в разведку - самых младших. Пацан пролезет там, где взрослый застрянет, у него глаз позорче, и смелости порой побольше. Смерть для него - абстракция, а гибель в бою - почетна.

Тринадцатилетний партизан Дубинин успел стать глазами партизанского отряда, и не в последнюю очередь именно от него зависели жизни людей. За что он и получил боевую награду, которая не всякому взрослому доставалась - орден Боевого Красного знамени. За полтора месяца

командир группы юных разведчиков пионер Владимир Никифорович Дубинин ходил на поверхность семь раз. Он выходил из каменоломен и пробирался назад практически на глазах у немецких часовых. В один из походов он узнал, что немцы собираются затопить каменоломни, и успел предупредить командование отряда. Благодаря вовремя возведенным перекрытиям отряд остался цел и планы немцев были сорваны. Юный партизан приносил командованию сведения о численности гарнизона, перемещениях военных и мероприятиях немцев. Володя Дубинин погиб 2 января 1942 года, когда помогал морякам, освободившим Керчь, разминировать проходы к каменоломням.

В подполье, как Володя Щербацевич.

Володя Щербацевич.

Володя жил в Минске. Его отец погиб в финскую войну. Мама была врач.

Когда пришли фашисты, они выхаживали раненых бойцов и переправляли к партизанам. Несколько раз Володя был ранен. Ему помогали его друзья.

Однажды, по поддельным документам, они вывезли целый грузовик с военно-пленными к партизанам. Освобождение военнопленных было для всех главной задачей.

В сентябре внезапно начались облавы, а в домах минчах скрывалось еще много раненых, бежавших из плена:

Их выдал свой, он был предателем. Арестовали Володю полицаи.

Допросы, пытки. Болит все тело, знобит, нет сил подняться с холодного каменного пола. Но он ничего не рассказал фашистам.

26 октября 1941 года гитлеровцы казнили Володю и его маму. К месту казни оккупанты согнали жителей, чтобы устрашить их, а из толпы неслось гневное: "Не простим!".

Ни одного дня фашисты не чувствовали себя хозяевами в Минске. Среди бойцов этого фронта был Володя Щербацевич - минский пионер. Незадолго до его казни 16 августа 1941 года газета "Правда" писала: "Наши дети - героические, великолепные советские дети, с мужеством взрослых, с разумом взрослых борются теперь за Родину. И их борьба - это наиболее убедительная документация нашей правды. Их борьба - это самое страшное обвинение, которое когда-нибудь история предъявит подлому врагу, изучая события наших дней".

И поныне взошедший на эшафот минский парнишка обвиняет зачинщиков войны.

И ни на миг не дрогнули юные сердца!

Их повзрослевшее детство было наполнено такими испытаниями, что, придумай их даже очень талантливый писатель, в это трудно было бы поверить. Но это было. Было в истории большой нашей страны, было в судьбах ее маленьких ребят - обыкновенных мальчишек и девчонок.

Мы рассказали лишь о некоторых из тех, кто беззаветно любил Родину и мужественно сражался с фашистами.

Вечно будет жить в наших сердцах память о юных героях, отдавших свою жизнь за свободу и счастье людей. О тех, кто шёл плечом к плечу с отцами и братьями в бой, о тех, кто сражался с врагом в суровые годы Великой Отечественной войны.

Горько и больно говорить, что и сейчас мир не спокоен, не стабилен. В разных точках земли возникают межнациональные конфликты и воины, совершаются акты терроризма. Жертвами становятся десятки тысяч мирных жителей, среди них дети. Ломаются судьбы, уничтожаются материальные, культурные, духовные ценности.

И каждый из нас понимает, что такого быть не должно.

Каждое утро над Землёй должно вставать мирное солнце, каждый вечер заходить. Каждый день на Земле должны рождаться тысячи детей. Они появляются на свет, чтобы жить и видеть прекрасное были расстреляны пять мальчишек-парижан лицея "Бюффон",.

Если мы будем жить в мире со всеми людьми, то на Земле не будет войн, террористических актов.

Список литературы.

  1. http://ru.wikipedia.org
  2. http://www.molodguard.ru
  3. http://fotki.yandex.ru
  4. http://holiday.onru.ru