За что уволили парфенова. Леонид парфенов Где сейчас леонид парфеновг

Леонид Парфенов известен как оппозиционный общественный деятель, звезда современной тележурналистики и борец за народные права. Он автор документальных фильмов о популярных деятелях культуры, спорта, политики и исторических событиях 20 века.

Детство и юность

Парфенов Леонид Геннадьевич родился в 1960 году в городе Череповце, районном центре Вологодской области. Через 6 лет там же появился на свет его младший брат Владимир. Отец мальчиков работал инженером на заводе, мама – учительницей. Парфенов признавался, что детство в Череповце было хоть и обеспеченным, но ужасающе скучным. Отец часто брал сына на охоту, но, кроме этого, радостей у Парфенова-младшего было мало.

В школе мальчику не с кем было общаться, ведь еще в раннем возрасте Леонид увлекся литературой и к 7-му классу имел уже очень приличный интеллектуальный багаж. В маленьком районном центре просто не нашлось подростка, способного потягаться с Леней в эрудиции. Тем не менее, учился Парфенов плохо, ему никак не давались точные науки.


Уже в 13 лет Леонид писал в районные газеты обширные и серьезные статьи. За одну из них подросток получил роскошную награду: поездку в знаменитый детский лагерь Советского Союза "Артек", где познакомился с такими же юными энтузиастами. Даже находясь в Крыму, Парфенов продолжал писать в местную газету, высказывая интересную и самобытную позицию по поводу задач современных подростков, в то время как сверстники предпочитали проводить время в отдыхе и коллективных развлечениях.

Родители постепенно смирились с решением сына стать журналистом. Но даже им было трудно поверить, что амбициозный Леонид выберет Ленинградский государственный университет имени . Сам Парфенов нисколько не сомневался в собственных силах и легко прошел вступительные экзамены. С тех пор для Леонида началась новая жизнь.


Парень мгновенно влился в культурную жизнь Ленинграда, кардинально изменил гардероб и завел множество полезных знакомств. Подружившись со студентами-болгарами, Парфенов получил возможность ежегодно отдыхать за пределами СССР и поначалу был шокирован открывшимся перед глазами пластом культуры.

Еще больше студента поразило осознание того факта, насколько плотным был информационный фильтр, не допускавший до жителей Советского Союза ничего "западного". И эти открытия заставили Леонида Парфенова усомниться, что он хочет жить при существующем положении вещей.

Телевидение

В 1982 году, после стажировки в ГДР, журналист Парфенов покинул стены альма-матер и по распределению вернулся обратно в Череповец, где молодому специалисту предстояло проработать следующих 4 года. Постепенно статьи Леонида начали появляться в столичных изданиях, а сам молодой человек за полтора года перевелся из газеты на местное телевидение. Это был небывалый успех для недавнего выпускника университета, тем более что навыкам телеведущего и диктора Леонид Парфенов нигде не обучался.


В 1986 году Эдуард Сагалаев, главный редактор программ для молодежи ЦТ Советского Союза, пригласил Леонида в столицу в качестве специального корреспондента. Разумеется, Парфенов не мог отказаться от такого шанса. 2 года журналист работал в телепередаче "Мир и молодежь" и сотрудничал с несколькими другими программами на ЦТ.

А в 1988 году молодого человека пригласили в только что созданную Анатолием Малкиным и телевизионную компанию "АТВ". Там Леонид Парфенов познакомился с и , и другими, позднее ставшими знаменитыми коллегами, менявшими облик советского телевидения на стыке десятилетий.


Что формат программы, что поведение ведущего в эфире были неожиданно смелыми, даже вызывающими. Реалии нового, позднего советского времени требовали иного формата, и Леонид сумел создать картинку, которая нравилась зрителю. Однако уже в следующем году телеведущий отстранен за слишком резкие высказывания в сторону отставки видного политического деятеля .


Леонид Парфенов в программе "Намедни"

Немилость продлилась недолго и в целом прошла почти незаметно для карьеры Леонида. К тому же после развала СССР, благодаря появившейся свободе слова, образовались множество газет, журналов, радиостанций и телестудий. Талантливому журналисту было из чего выбирать. В том же 1991 году Парфенов присоединился к телекомпании “ВИD”, созданной .

В 1993 году телеведущий начал сотрудничество с еще одним новичком среди телекомпаний - НТВ. Там журналист воскресил свое любимое детище, ранее закрытый проект "Намедни". 1994-й закончился для Парфенова первой в профессиональной биографии премией “ТЭФИ” за придуманную им передачу "НТВ - новогоднее телевидение".


В следующем году Леонид присоединился в качестве ведущего к ток-шоу "Герой дня", формат которого подразумевал интервью в прямом эфире с видными российскими деятелями культуры и политики. Тогда же Парфеновым в соавторстве с было придумано новогоднее шоу "Старые песни о главном", стремительно завоевавшее популярность зрителей постсоветского пространства. Парфенов и Эрнст тонко сыграли на желании аудитории увидеть новое и непривычное, соединив в одной передаче популярных звезд, новый для российского телевещания формат мюзикла и с детства знакомые целевой аудитории советские песни.

С 1997 по 1999 годы Леонид состоял в совете директоров телеканала, а также являлся генеральным продюсером. Телепроект "Намедни" преобразился в цикл документально-исторических фильмов. Всего вышли 16 серий в рамках проекта «Российская империя».


Сериал охватывал жизнь России с 1697 по 1917 годы и был посвящен правителям государства от до . Фильмы выходили до середины 2004 года, пока Парфенова не уволили с НТВ. Тогда журналист начал сотрудничать с Первым каналом, для которого создавал документальные фильмы.

Восторг зрителей и критиков вызвала картина «Цвет нации», посвященная родоначальнику цветных фотоизображений и издателю журнала для поклонников этого вида искусства Сергею Прокудину-Горскому. Фильм рассказывал не столько о человеке, сколько о том, что потеряла Россия с начала 20 века, начиная от памятников архитектуры и заканчивая духовными ценностями.


К 200-летнему юбилею писателя телеведущий снял фильм «Птица Гоголь», рассказывающий об авторе «Носа» и «Ревизора» как об авангардисте своего времени. Отрывки произведений читали , .

Героями документальных рассказов Леонида становились и , и , и . «З00 лет Новому году» посвящен истории появления праздника в России. «Гамбит. На месте событий» послужил своеобразным предисловием к фильму по книге , режиссер и автор романа прошлись по полям сражений Русско-турецкой войны.


«Хребет России» - повествование об Уральском регионе, снятое в формате роуд-муви в соавторстве с писателем Александром Ивановым. Это автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце пармы», по которым уже сняты и в ближайшем будущем появятся новые художественные ленты.

С тех пор Леонид успел выпустить несколько книг-альбомов, поработать главным редактором новостного журнала, сняться в клипе на песню "Рэп-молебен в поддержку веры" и начать тесное сотрудничество с информационным телеканалом "Дождь". Здесь мужчина стал соведущим программы «Парфенов и Познер», затем тележурнала «Парфенов», оба проекта продержались меньше года.


Леонид Парфенов в программе "Парфенов и Познер"

За самоотверженную работу в сфере телевещания Леонид Геннадьевич в 2010 году получил премию имени Влада Листьева, с которым в 90-х годах успел поработать.

Леонид Парфенов неоднократно отмечен наградами со стороны как коллег, так и благодарной аудитории. Вряд ли найдется еще хоть один журналист, который за 15 лет 4 раза получил премию “ТЭФИ”.


В январе 2016 года Парфенов присоединился к образовательному проекту «Открытый Университет», для которого подготовил урок об ответственности элит и новом языке медиа.

Весной 2016-го анонсирован первый фильм нового документального проекта Парфенова «Русские евреи». В трилогии речь идет о влиянии русскоговорящих евреев на историю всего мира. Первая серия проекта охватила 1918-1948 годы. Специфическая тема фильма тут же подняла вопрос о национальности журналиста. Автор никак не комментировал интерес к своим корням и называет себя русским журналистом.

Трейлер фильма Леонида Парфенова «Русские евреи»

Мужчина заявил, что проект о евреях – только начало, впоследствии планируется снять фильмы о русских немцах и грузинах, нациях, которые вместе с евреями, по теории Леонида, стали основными, смешавшимися с русским народом.

В 2017 году ведущий презентовал фильм «Русские евреи. 1918-1948» в Риге. Вскоре канал RTVI (бывший «НТВ–Интернешнл») представил новую развлекательную программу – «Намедни в караоке». Парфенов и гости студии вспоминали и напевали хиты прошлых лет.


Сейчас Парфенова не видно ни на одном телеканале. Как признался в интервью сам журналист, он нигде официально не трудоустроен, но в формате самозанятости работает так много, как не делал этого в телестудиях. Кроме того, телеведущий входил в число советников президента РФ в области обеспечения прав и свобод граждан.

Книги

В 2008 году Леонид стал лауреатом премии «Лучшая книга журналиста» за серию "Намедни. Наша эра. События, люди, явления". Год спустя получил приз «Книга года» от агентства «Роспечать». Писателем Парфенов себя не считает, поскольку у него только 2 профессии – журналист и телеведущий.

«А книга – это журналистика в твердом переплете».

В основу изданий лег телепроект «Намедни». В первых 6 томах прослеживалась поступательная хронология: каждому десятилетию от 60-х до середины 2000-х отводилось по книге. Затем – обращение в предвоенные годы. Леонид пояснил, что в России 21 века не осталось почти ничего от «советскости» и забываются уроки прошлого.

Цикл «Российская империя» посвящен периоду от Петра Первого до Октябрьской революции. Автор вновь объехал места, в которых побывал, представляя зрителям одноименный сериал, расширил и дополнил материал.


«Литература про меня. Леонид Парфенов» вышла в цифровом аудиоформате. В книге телеведущий отвечал на вопросы писателя и колумниста о работе на телевидении, школьных друзьях, музыкальных вкусах и прочих сторонах жизни.

Вместе с супругой Еленой Леонид выпустил сборник рецептов «Ешьте!», где собраны кулинарные хиты, от простых до требующих терпения в приготовлении. На Парфенове лежала обязанность подбирать иллюстрации.

Личная жизнь

С женой Парфенов познакомился благодаря профессии. Увидев в газете статью Леонида, журналист Чекалова загорелась желанием увидеть воочию талантливого юношу. Подруга пришла к Лене в гости и за компанию привела Парфенова. С тех пор начался роман, закончившийся свадьбой в 1987 году.


Чекалова работала на Первом канале, вела в программе «Утро» кулинарную рубрику «Счастье есть!». В конце 2013-го женщину уволили, по словам Елены, за политические взгляды супруга и за поддержку , баллотировавшегося в мэры Москвы. Но в глаза об этом, конечно, не сказали. Да еще и на сайте разместили недостоверную информацию: якобы у телеведущей другие проекты. Это, пожалуй, единственный раз, когда семья Парфенова привлекла внимание прессы. Личная жизнь журналиста ни в молодости, ни спустя годы брака не становилась источником слухов и сплетен.


У супругов двое взрослых детей - сын и дочь. Иван окончил университет в Милане и работает, по одним источникам, в РИА «Новости», по другим – развивает азиатское направление в коммуникационном холдинге «Апостол», гендиректором которого одно время значилась . Мария училась в Лондоне, на факультете СМИ и социологии Городского университета, занимается семейным ресторанным бизнесом.


В 2015-м Леонид Парфенов породнился с банкиром Михаилом Бройтманом: Иван женился на дочери предпринимателя Марии, выпускнице лондонской Architectural Association School of Architecture. Свадьбу отпраздновали по еврейским обычаям. Фото с торжества и последующего медового месяца опубликовали глянцевые издания. Через 3 года журналист стал дедом.

Леонид Парфенов сейчас

В интервью на «Эхо Москвы» в 2017 году Леонид Парфенов сказал:

«Либо я не нужен «Ютубу», либо «Ютуб» не нужен мне, но по какой-то причине эта история не срастается».

В 2018-м, видимо, все «срослось», и журналист открыл собственный канал. С названием не мудрствовал, обыграл фамилию – «Парфенон». Ярко и узнаваемо. Ролики Леонид Геннадьевич именует дневником событий за неделю. Первый выпуск за пару дней набрал свыше 500 тыс. просмотров.


Помогают Парфенову продюсер Илья Овчаренко, бывший менеджер ВГТРК и «Рамблера», и соведущий , которого Интернет-сообщество знает под ником Wylsacom. Коллег Леонид удивляет тем, что отвечает на комментарии пользователей, что по большому счету в Сети мало кто делает.

Взлет популярности блога обеспечила личность журналиста, считает Илья. Парфенов умеет подать информацию так, что зритель по ту сторону экрана становится собеседником. К слову, сам владелец канала в интервью «Дождю», данном в январе 2019-го, назвал деятельность на YouTube не блогерством, а именно журналистикой.


«Парфенон» превратился не только в способ самовыражения бывшего телеведущего. В СМИ приводилась оценка исследовательского агентства блогеров, предположившего, что создатель канала заработал за год 22,9 млн руб. К этим словам сам Парфенов отнесся спокойно:

«Я не суммировал. Даже те деньги, которые там были названы, невелики. Вообще деньги там не сумасшедшие, мягко говоря. И материальный стимул для меня самый слабый».

Нынешнее телевидение Леониду не интересно ни как зрителю, ни как специалисту, разбирающемуся в процессе создания контента. Поэтому телевизор журналист не смотрит, а резонансную новость или фильм можно раздобыть в Интернете.

Фильмография

  • «Намедни 1961-2003: Наша эра»
  • «300 лет Новому году»
  • «И лично Леонид Ильич»
  • «Цвет нации»
  • «Современница» (о Галине Волчек)
  • «Он пришел дать нам волю» (о Михаиле Горбачеве)
  • «Живой Пушкин»
  • «Жизнь Солженицына»
  • «Русские евреи»

Библиография

  • «Ешьте!»
  • «Намедни. Наша эра. 1946-1960»
  • «Намедни. Наша эра. 1961-1970»
  • «Намедни. Наша эра. 1971-1980»
  • «Намедни. Наша эра. 1991-2000»
  • «Российская империя. 1689-1762. Пётр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна»
  • «Российская империя. 1762-1801. Екатерина II, Павел I»
  • «Российская империя. 1801-1855. Александр I, Николай I»

Рождение медийной легенды - детство Леонида Парфенова

Тогда, 26 января 1960 года в городе Череповце, Вологодской области, в семье главного инженера металлургического комбината и учительницы, еще никто не мог догадаться о том, что на свет появился не просто мальчик Лёнечка. В тот день произошло появление на свет гениального журналиста, телеведущего, режиссера, актера, продюсера и просто интеллектуала своего времени – Леонида Парфенова.

Позже, в 1966 семье родится еще один мальчик – брат Леонида Владимир, который станет хорошо известным бизнесменом, занимающимся покупкой и продажей медицинского оборудования. Отец Леонида очень любил рыбалку и охоту, на них, как только появлялось свободное время от работы, он часто брал с собой и старшего сына.

Приход в профессию

Становление журналиста Парфенова начало происходить с момента поступления в 1977 году на факультет журналистики одного из самых престижных университетов страны – в Ленинградский университет имени Жданова, который Леонид успешно закончил уже в 1982 году.

После института Леонид Парфенов служил в рядах Советской армии в Ленинграде. Есть люди, которые приходят в профессию случайно, но это был по-настоящему правильный выбор. Как журналист он будет пробовать себя в самых разнообразных изданиях, среди них будут «Красная звезда», «Правда», «Московские новости», «Огонек», «Вологодский комсомолец».

Обломов,Собчак,Парфёнов - Рэп-молебен в поддержку веры

После опыта в печатных СМИ, Парфенов начнет понимать значимость и возможности, начнет понемногу влюбляться в телевизионное пространство. Первый опыт на телевидении относится к его работе на областном череповецком ТВ. Он первый, из немногих журналистов того времени, начнет вести дружбу с известными рок-исполнителями и музыкальными критиками, которые только появлялись на советском музыкальном пространстве. Среди них будут такие имена, как Александр Башлачев и Артемий Троицкий, встреча которых состоялась именно с легкой руки Парфенова в 1984 году. С легендарными личностями того времени Леонид регулярно проводил встречи в рамках программ областного телевидения.

Взрослая жизнь Парфенова

Взросление журналиста Парфенова началось с момента его прихода на Центральное телевидение в 1986 году в качестве специального корреспондента в молодежную редакцию, где он работал вместе с другими коллегами-журналистами над созданием программы «Мир и молодежь». Но этого Леониду Парфенову было мало, и в 1988 году он переходит работать на «Авторское телевидение», где можно было не только экспериментировать со словом, но и искать абсолютно новые формы подачи материала зрителю. Результатом работы на «АТВ» стал совместный с Андреем Разбашем трехсерийный документальный проект «Дети ХХ съезда» о знаменитом поколении 1960-х годов. Потом о процессе работы над первым своим документальным телефильмом Парфенов с особым трепетом напишет в книге «Влад Листьев. Пристальный реквием».


Распад СССР, приход в страну гласности и становление нового Российского государства стали этапными и в творчестве молодого, перспективного телевизионщика. В 1990-1991 годы он стал автором и ведущим развлекательной программы «Намедни», но из-за своих острых, как бритва, слов и умозаключений, его в начале 1991 года отстранили от работы на телевидении. Но этот факт не только не подрезал крылья Парфенову, он придаст ему еще большей уверенности в своих силах и укажет дорогу к созданию нового документального проекта «Портрет на фоне», который создавался на протяжении 1991-1993 годов и состоял из шести фильмов. Потом он будет работать над выходом неполитических новостей на Первом канале «Останкино», а в 1994 году начнет работать на канале НТВ, с которым у него будет связано много хороших и не очень событий в жизни. Кроме особой любви и трепета к телевизионной документалистике, Парфенов пробовал себя и в качестве автора таких популярных в начале 1990-х новогодних проектов, как «Старые песни о главном».

Во время работы на НТВ в период с 1997 по 2001 годы Леонид Парфенов будет постоянным ведущим и автором исторической программы «Намедни. Наша эра. 1961-1991», ему же будет принадлежать идея создания одних из самых грандиозных телевизионных проектов современности «Российская империя», «Живой Пушкин», «Особый взгляд Леонида Парфенова», их постоянным ведущим был также он. После ухода с НТВ в 2004 году, Парфенов перешел на работу на «Первый канал», который обрел в его лице автора и ведущего документальных фильмов «О, мир – ты спорт!», «Люся», «И лично Леонид Ильич», «Зворыкин-муромец», «Птица-Гоголь», «Хребет России» и многих других. Все они стали доказательством журналистского таланта и прирожденной любви к аналитике Парфенова. С 2012 года работает на телеканале «Дождь».

Выступление Леонида Парфенова на Болотной площади

Работа – не только телевидение

. Леонид Парфенов с 2004 по 2007 год являлся главным редактором журнала «Русский Newsweek», а в конце 2007 года он начал работу над своим долгосрочным проектом – написанием книги-альбома «Намедни. Наша эра», которая на тот момент должна была состоять из четырех книг – десятилетий. Но уже с 2010 года Парфенов приступил к написанию пятого тома книги, первый полутом которой презентовал в 2011 году, а второй полутом – в марте 2013 года.

Пробует себя Леонид и в качестве актера дубляжа мультипликационных и художественных фильмов, работал в составе жюри телевизионных программ «Минута славы», «Высшая лига КВН», «Голосящий КиВиН», а с 2010 года на «Первом канале» является постоянным ведущим программы «Какие наши годы!» вместе с со ведущей Татьяной Арно.

Профессиональное признание

За годы работы на телевидении Леонид Парфенов создал порядка 38 проектов, многие из которых являются циклом телепередач или телефильмов. Его деятельность отмечена пятью наградами «Теффи» за программы, созданные в разное время, награжден премиями Союза журналистов России, именной премией Владислава Листьева, отмечен призами телепрессы, а также является постоянным членом Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека.

Личная жизнь Леонида Парфенова

Как и многие успешные люди, которые реализовались в профессиональной сфере, Леонид Парфенов успешен и в делах семейных. Его единственной с 1987 года женой является Елена Чекалова, которая тоже является известным журналистом, автором многочисленных книг о телевидении.


В семье есть два ребенка – сын Иван и дочь Мария, которые получили образование за рубежом и никак не связывают свою дальнейшую жизнь с журналистикой. Сын Парфенова имеет экономическое образование Миланского университета, а дочь желает связать свою жизнь после окончания Итальянской школы Британского совета с ресторанным и гостиничным бизнесом.

Конфликт Леонида Парфенова с руководством НТВ завершился не в пользу ведущего "Намедни". Во вторник вечером Парфенов был уволен гендиректором канала Николаем Сенкевичем, а закрыта.

Короткое сообщение об увольнении Парфенова стало первой новостью в выпуске "Ночных новостей" с Ольгой Волковой на НТВ. Прозвучала только констатация факта, без комментариев кого-либо из участников конфликта.

Совсем нетрудно предугадать главный лейтмотив первых откликов на это громкое событие. Многие скажут, что , включавший в себя интервью его вдовы, – , снятый с телеэфира "Намедни".

Комментарии самого Парфенова и наиболее способного из его учеников Алексея Пивоварова по главным темам недели – там, где присутствует, участвует или обращается с посланиями президент Путин, – хотя и нарочито аполитичны, полны желчи и яда: сильные мира сего в них всего лишь объект исследования – иногда исторического, иногда психологического, но всегда гротескного. Эти "обзоры" и комментарии уже давно никого не разоблачали, однако, талантливо сотканные, до слез обижали государственных мужей. Наверное, потому проще всего было бы взвалить вину за уход Парфенова с НТВ на героев его остроумных сюжетов, не понимающих юмора команды "Намедни".

Впрочем, можно предположить и другое: как минимум, обоюдное желание двух сторон – самого Парфенова и его закадровых оппонентов – развестись по-хорошему. Известно, что любой человек творческой профессии – а Парфенов был и остается лучшим в ней на нашем ТВ – чутко реагируют на достижение той планки, выше которой он при прежних "слагаемых успеха" уже подняться не может. Сегодня для Парфенова "Намедни" – именно такая планка. Ни нынешнее руководство НТВ во главе с Сенкевичем и Герасимовым, ни повисший в воздухе вопрос о позиционировании канала не дают Парфенову возможность реализовать себя в каком-то ином качестве. Не секрет, что в Парфенове заинтересованы другие телеканалы – и как в телевизионном практике, и, возможно, в качестве телевизионного менеджера.

Стоит обратить внимание на обстоятельства развода Парфенова с НТВ. Его действительно уволили, но после того, как он , содержавшего интервью вдовы Яндарбиева. Опыт показывает, что можно было обойтись без крайностей – все стало бы известно и без публикации удостоверяющего документа. Напротив, показав его прессе, Парфенов поставил в сложное положение свое непосредственное начальство, которое не только "душитель свобод", но еще и не хозяин в доме. Так что снятие с эфира злосчастного интервью могло быть удобным предлогом для долгожданного для обеих сторон расставания. Парфенов получил открепительный талон к творческому, а то и карьерному росту, а руководство НТВ избавилось от воскресных треволнений по поводу увиденного на собственном канале.

ВСЕ ФОТО

"Причиной увольнения Парфенова стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании." -заявил гендиректор НТВ Николай Сенкевич
НТВ

Леонид Парфенов, руководитель и ведущий программы "Намедни" (ссылка не работает, т.к этот раздел уже удален с сайта НТВ) 1 июня был уволен из телекомпании. Кроме сайта программы закрыт также и форум "Намедни" на сайте ntv.ru. Из "Общих" же форумов методически удаляются все сообщения посвященные данной проблеме.

"Причиной увольнения Парфенова стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании. Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме" , - говорится в сообщении НТВ, поступившем в РИА "Новости" во вторник вечером, в котором приводятся слова гендиректора ОАО "Телекомпания НТВ" Николая Сенкевича.

Сегодня в интервью телекомпании "Эхо Москвы" Леонид Парфенов заявил, что он действительно уволен. "Я - уволенный, подписал приказ, что с ним ознакомлен, но не согласен с его мотивацией". Парфенов также сообщил, что он был уволен по сокращению штата. "Там считается, что это сокращение: ликвидируется программа - не нужен ведущий, значит, по сокращению штата".

В среду утром стало известно, что помещение, где располагалась редакция программы "Намедни", было опечатано. "Утром у нас прошла небольшая летучка: Леонид попрощался с нами, ему отдали трудовую книжку, забрали служебную машину, а помещение "Намедни" опечатали", - рассказал "Интерфаксу" один из коллег Парфенова на НТВ, пожелавший остаться неназванным. "Пока мы занимаемся текущей работой", - заметил собеседник агентства. Он также отметил, что формально до конца лета Парфенов будет числиться сотрудником НТВ.

Как сообщил сайт шеф-редактор программы "Намедни" Николай Картозия, руководитель программ "Намедни" и "Страна и мир" Леонид Парфенов попросил своих сотрудников не комментировать ситуацию.

Напомним, что это уже не первый конфликт между Леонидом Парфеновым и руководством телекомпании. Парфенов остался на канале НТВ после того, как в апреле 2001 года телекомпанию покинула команда Евгения Киселева, посчитавшая незаконной смену владельца и менеджмента компании. На обновленном канале Парфенов, помимо "Намедни", руководил ежедневной вечерней программой "Страна и мир". В прошлом году эфир программы "Намедни" уже прекращался на три месяца из-за конфликта между Парфеновым и руководством НТВ, однако позже передача снова появилась в вещательной сетке канала.

Нынешнее увольнение Леонида Парфенова последовало после того, как заместитель генерального директора НТВ по информационному вещанию Александр Герасимов программы "Намедни" интервью с вдовой погибшего в Катаре Зелимхана Яндарбиева, в убийстве которого обвиняют сотрудников спецслужб России (Полный ТЕКСТ запрещенного материала ). Материал в эфир не вышел, но эта, по словам Герасимова , "абсолютно внутриредакционная история... не для широкого распространения" стала известна газете "Коммерсант" , которая обнародовала "внутренние документы" , коим являлось распоряжение о снятии сюжета с эфира. В этой же статье Парфенов заявил газете, что не согласен с мнением руководства телекомпании.

Генеральный директор НТВ Николай Сенкевич заявил, что решение об увольнении автора программы "Намедни" Леонида Парфенова далось ему трудно, но он не мог поступить иначе.

"Данный вопрос требовал, безусловно, всестороннего осмысления, и поэтому постоянно, когда возникали подобные проблемы, ситуации, пытались находить какие-то компромиссы", - сказал Сенкевич в интервью, показанном в новостной программе телеканала НТВ в среду, сообщает "Интерфакс".

"Как говорится, по христианской традиции - ударили по щеке - подставь другую, но мест, которые можно подставить, больше не осталось", - отметил Сенкевич. "Данное решение является чрезвычайно сложным, трудным решением, потому что, безусловно, Леонид Геннадьевич является одним из самых талантливых журналистов российского телевидения, программа "Намедни" являлась для телекомпании НТВ имиджевой, высокорейтинговой", - сказал генеральный директор.

"Решение о закрытии программы и об увольнении Леонида Геннадьевича принято в связи с грубым нарушением им трудовых отношений, закрепленных в трудовом договоре, и нарушением корпоративной этики", - подчеркнул Сенкевич.

Сам же Леонид Парфенов пока не знает, чем займется после увольнения из НТВ. "Сейчас я ничего не знаю о том, чем займусь дальше, и пока буду отдыхать", - сказал Парфенов в среду "Интерфаксу". Отвечая на вопрос, делали ли ему уже предложения по поводу дальнейшей работы, Парфенов ответил утвердительно, но оговорился, что "ничего всерьез ни с кем не обсуждал".

По словам журналиста, перед телекомпанией у него сейчас нет никаких обязательств. "Никаких новых проектов я сейчас не начал, никаких фильмов не снимаю", - заметил Парфенов. На вопрос, что будет с программой "Страна и мир", которую он придумал и создал, Парфенов ответил: "Не знаю, это сейчас не в моей власти".

Парфенов сообщил, что еще не видел приказа о своем увольнении. "Мне просто позвонили и сказали, что я уволен. Вот сейчас поеду в Останкино, зайду в отдел кадров, буду подписывать необходимые бумаги", - сказал журналист. На вопрос, общался ли он после случившегося с кем-то из руководства компании, Парфенов сказал, что общаться с ним больше не собирается. Вместе с тем он отметил, что обязательно соберет журналистов своей программы, чтобы переговорить с ними.

Ранее в интервью, опубликованном в "Известиях", Парфенов объяснил, что не согласился с аргументами тех, кто считает, что снятие с эфира интервью вдовы Зелимхана Яндарбиева было оправданным, поскольку этот материал мог навредить россиянам, суд над которыми идет в Катаре.
"...Не надо нас учить родину любить. Я 25 лет профессионально работаю журналистом, 25 лет я слышу: "Не время, брат, не время..." Надо, наконец, понять: информация самоценна. Она не бывает вредной, полезной, бесполезной. И при всем уважении к нашему труду не думаю, что в Катаре принимают решения, отслеживая выпуски "Намедни" , - заявил Парфенов.

В среду состоялось заседание совета директоров телекомпании НТВ, на котором гендиректор телеканала Николай Сенкевич проинформировал его членов о решении уволить автора программы "Намедни" Леонида Парфенова.

"Сенкевич сообщил, что причиной увольнения Парфенова стало нарушение им трудового контракта, а также норм корпоративной этики", - сообщила "Интерфаксу" руководитель пресс-службы НТВ Ирина Ган.

"Председатель совета директоров НТВ, гендиректор "Газпром-Медиа" Александр Дыбаль заявил, что гендиректор компании вправе самостоятельно решать текущие вопросы управления каналом", - отметила Ган.

"Сенкевич проинформировал нас о своем решении, и эта информация нами принята к сведению", - процитировала руководитель пресс-службы слова Дыбаля.

Кроме него, в совет директоров НТВ входят первый заместитель "Газпром-Медиа" Дмитрий Бирюков, Сенкевич, президент АКБ "Еврофинанс" Владимир Столяренко, а также первый вице-президент АКБ "Еврофинанс" Александр Бондаренко.

У журналиста Леонида Парфенова есть законные основания оспорить решение о своем увольнении в суде. Такое мнение высказал в эфире радиостанции "Эхо Москвы" директор Национального исследовательского центра телевидения и радио Алексей Самохватов. "Само по себе такой неожиданное увольнение действующим законодательством не предусмотрено, - заметил Самохвалов. - Если речь идет о сокращении штатов и численности работников организации, то работники должны были быть об этом предупреждены".

"Если в дальнейшем возникнет какой-то трудовой или даже судебный спор, то у Парфенова и других сотрудников программы есть формальные основания для выигрыша этого иска в суде", - считает Самохвалов.

Сам Парфенов сообщил в эфире "Эхо Москвы", что уволен по сокращению штатов в связи с закрытием программы "Намедни", автором и ведущим которой он являлся.

Елена Савина , шеф-редактор программы "Сегодня с Михаилом Осокиным", так прокомментировала ситуацию корреспонденту сайт : "Конечно, это квинтэссенция кремлевской глупости и пошлости. За последние четыре года власть всегда из двух возможных решений выбирает самое неудачное. Парфенов никогда не внушал Кремлю доверия. Он оставался вещью в себе, занимался профессией, а не кремлевскими играми. Мы, новостники, понимаем, что это серьезная атака является предупреждением и нам, и Татьяне Митковой. Я рассматриваю случившееся как начало перепрограммирования компании, подготовки НТВ к превращению в третьесортный канал".

Павел Лобков , журналист телекомпании НТВ, который был одним из тех, кто постоянно работал для программы "Намедни", считает, что коллеги Парфенова вряд ли будут устраивать какие-то коллективные акции протеста в связи с происшедшим. "Думаю, каждый будет решать свою судьбу индивидуально, и я уверен, что после закрытия "Намедни" каждый из нас либо внутри компании, либо вне ее себе работу найдет. Сам Леонид всегда был противником каких-то массовых акций и считал, что подобные вопросы не решаются на площади", - сказал Лобков. По его словам, узнав об увольнении Парфенова, "журналисты до последнего не могли в это поверить". "Странные причины, странное время, выбранное для принятия такого решения, и чем бы не руководствовались люди, принявшие его, - это дурной знак, потому что Парфенов - это один из критериев состояния у нас свободы слова", - считает Лобков.

Андрей Норкин , главный редактор телекомпании "Эхо ТВ", не исключает закрытия вслед за "Намедни" других программ НТВ. "Я вполне допускаю, что после истории с Парфеновым произойдут еще какие-то подобные истории, например, со "Свободой слова", - отметил он. - Это последняя программа на НТВ, которая позволяет себе быть непохожей на все остальное, что есть на российском телевидении". "Мне не понравился и воскресный эпизод с запретом на сюжет программы "Намедни", и то, что произошло после этого, и то, как это происходило", - подчеркнул Норкин в эфире радиостанции "Эхо Москвы". "Программа "Намедни" - огромная потеря для и канала НТВ, и для зрителей, - считает он. - Я надеюсь, что Парфенов появился на каком-то другом канале, хотя я прекрасно понимаю, у него выбор сейчас будет небогатый".

Алексей Симонов , президент Фонда защиты гласности, считает, что от Леонида Парфенова избавились как от слишком яркого журналиста "на фоне всеобщего молчаливого согласия на все". "Был один человек, который стилистически отличался от всех остальных, который работал в своем индивидуальном жанре, - сказал глава Фонда защиты гласности в эфире "Эхо Москвы". - Видимо, пришло время избавиться и от него. Он выглядел несколько экзотически, и его сковырнули". Рассматривать закрытие программы "Намедни" и увольнение Парфенова как цензуру "уже поздно", заметил Симонов, "цензура на центральных каналах введена раньше: она настолько активно там действует, что уже не нуждается даже в цензурном комитете", цензурированием занимаются "сами руководители журналистов - руководители информационных программ, каналов". Симонов не усматривает в действиях Парфенова нарушения трудовой дисциплины. По мнению правозащитника, журналист "просто сообщил о том, что он исполнил свою трудовую обязанность. От него потребовали, чтобы в московском выпуске сюжета не было, и его не было".

Игорь Яковенко , генеральный секретарь Союза журналистов России, считает, что увольнение Леонида Парфенова и закрытие программы "Намедни" - такое же знаковое событие, как разгон НТВ и закрытие ТВС. По его словам, "это первый случай в истории новой России, когда лучший представитель тележурналистики уволен по соображениям цензуры". Кроме того, это означает также, что телевидение перестает быть бизнесом, отметил Яковенко: "Вне всякого сомнения, Парфенов - это рейтинг, рекламные деньги". "Это событие будет иметь огромное значение, - убежден генсек Союза журналистов РФ. - Период, когда у нас практически все федеральные телеканалы стали государственными, начался не сегодня, но период, когда телекомпании перестают быть бизнесом и становятся исключительно инструментом для промывания мозгов, наступает сегодня". Значение "такого, казалось бы, единичного факта", как увольнение Парфенова из телекомпании НТВ, заключается в том, что "телевидение вообще прекращает свое функционирование как инструмент информирования общества и даже как бизнес, становится просто инструментом для массовой пропаганды", подчеркнул Яковенко в интервью "Эхо Москвы".

Александр Хинштейн , журналист, представитель фракции "Единая Россия", считает, что "свободу слова нельзя подчинить уставу караульной службы. Можно любить или не любить Парфенова, но нельзя отрицать, что его передача была одной из самых профессиональных программ на телевидении, и ее закрытие нанесет кремлевской репутации ощутимый ущерб", - сказал Хинштейн "Интерфаксу".

Ирина Хакамада , председатель оргкомитета партии "Свободная Россия", считает тревожным знаковым событием факт закрытия телепрограммы "Намедни" и увольнение Парфенова. "О демократии судят не по благостным речам представителей власти, а по реальным поступкам. То, что единственная программа, которая хоть иногда пыталась высказывать самостоятельное мнение, закрыта и Парфенов уволен, - это поступки, говорящие всем остальным, что надо сидеть, молчать и соглашаться с теми правилами, которые им навязывают", - сказала Хакамада. Она подчеркнула, что данный факт свидетельствует о том, что средства массовой информации сейчас "несвободны и манипулируемы, а информация превращена в пропаганду".

Алексей Митрофанов , депутат Госдумы, один из лидеров ЛДПР, назвал увольнение Парфенова "весьма печальным событием". "Удивительно, зачем это было делать, ведь это усиливает позиции тех, кто считает, что в России свертывается свобода слова", - сказал он. По мнению парламентария, сегодня в телеэфире "фактически остались Савик Шустер и Андрей Караулов, которые являются еще островами свободного и критического восприятия действительности". "А все остальное - Советский Союз; здравствуйте, товарищ Брежнев", - добавил он.

Иван Мельников , член фракции КПРФ, заместитель председателя ЦК КПРФ, считает, что данный факт является "продолжением политики власти, направленной на борьбу со всеми независимыми СМИ". Мельников сказал "Интерфаксу", что он совершенно убежден в том, что телесюжет, который сняли с эфира, был лишь формальным поводом для закрытия программы. "В решении руководства НТВ явно чувствуется давление Кремля, продолжающего курс на установление информационной диктатуры не только в государственных СМИ, но и в более или менее независимых. Независимых пусть не по "организационно-правовым" признакам, а по суждениям и внутреннему профессионализму журналистов", - сказал Мельников, отметив, что сейчас невольно напрашивается вопрос "кто следующий?". Депутат сказал, что ему "страшно даже представить, что теперь по всем телеканалам будут идти не новости, а телесюжеты в жанре "из жизни власти, или как власть видит мир".

Любовь Слиска , первый вице-спикер Госдумы от фракции "Единая Россия", считает, что руководство телекомпании НТВ вынуждено было пойти на увольнение Парфенова, поскольку он нарушил трудовое соглашение. "Никто не отрицает - программа "Намедни" была острая и интересная, и НТВ у нас считается очень свободным телеканалом, но руководство своей компании надо уважать - начальник есть начальник", - сказала Слиска "Интерфаксу". "Я думаю, что в сложившейся ситуации руководство вынуждено было принять такое решение", - добавила она. В то же время Слиска полагает, что надолго тележурналист не исчезнет из эфира. "Парфенов, безусловно, талантливый журналист, и я думаю, он не надолго исчез", - сказала вице-спикер.

Геннадий Райков , другой представитель фракции "Единая Россия", считает, что Парфенов нарушил "договорное соглашение" и в связи с этим наказан правильно. "Я убежден, что именно это нарушение контрактных условий стало основной причиной увольнения Парфенова, и никакого давления извне на руководство НТВ никто не оказывал. Но лично мне программа "Намедни" нравилась", - сказал Райков.

Сергей Бабурин , вице-спикер Госдумы от фракции "Родина", назвал увольнение Парфенова "политической акцией, которая свидетельствует о закручивании гаек". В интервью "Интерфаксу" Бабурин заметил, что уход Парфенова с НТВ означает, что "обозреватели, которые имеют особое мнение, убираются подальше от телезрителей и радиослушателей". "Мне очень не нравится, что делают государственные структуры с телевидением и радио - это для общества опасно", - добавил он.

Алексей Венедиктов , главный редактор радиостанции "Эхо Москвы", в интервью газете "Новые Известия" , которое он дал еще до того, как стало известно об увольнении Парфенова, заявил, что "когда руководитель снимает из эфира сюжет по мотивам, которые не указаны в Законе о СМИ, на мой взгляд, это является актом цензуры. Хотя, с другой стороны, если журналист согласился с этим актом, раз он подписался под этой программой, то нечего кивать на других и говорить, что тебе мешали. Это ты ее выпустил. Так что после того как программа вышла, Парфенову вряд ли стоило поднимать скандал и перекладывать ответственность на своего руководителя".

В то же время Венедиктов подчеркивает, что, с его точки зрения, требование снять сюжет "Выйти замуж за Зелимхана" является цензурой.

"В своей работе мы руководствуемся законами и той антитеррористической конвенцией, которую мы подписали. В том числе, если мне не изменяет память, и руководители НТВ. В конвенции записано, что СМИ добровольно берут на себя ограничения только в том случае, если во время проведения спецоперации опубликование информации может угрожать жизни заложников или людей, их спасающих. Мне представляется, что суд в Катаре не попадает под эту категорию", - говорит Венедиктов.

"В самом материале, на мой взгляд, нет ничего такого, что могло оправдать снятие. Я прочитал расшифровку этого интервью. Поэтому, повторюсь, решение руководства НТВ, в данном случае Александра Герасимова, с моей точки зрения является актом цензуры", - подчеркивает он.

По мнению Венедиктова, у Парфенова в данной ситуации было несколько вариантов. "Во-первых, снять всю программу. Телепрограмма является цельным продуктом. Если из салата вырывают один компонент, говоря: вы туда майонез не кладите, то это уже другое блюдо получается. В данном случае получилось другое произведение, и журналист был вправе снять его, ведь он под ним ставит свое имя. В законе о СМИ написано, что никто не может заставить журналиста ставить свое имя под материалом, который искажен", - говорит главный редактор радиостанции "Эхо Москвы".

"Во-вторых, он мог согласиться с доводами руководства, выставить программу в эфир и промолчать. И это тоже его право, право подписаться под измененным продуктом. В-третьих, он мог выставить программу в прежнем виде без купюр. То есть не выполнять незаконный приказ, если он считает такой приказ незаконным, и ждать санкций со стороны руководства. И наконец, он мог просто написать заявление об уходе и уйти с телеканала", - считает Венедиктов.

"В данном случае выбран совершенно невозможный, как мне кажется, пятый вариант, - говорит главный редактор "Эха Москвы". - Журналист выполнил с его точки зрения незаконный приказ и тут же этот приказ прокомментировал в другом средстве массовой информации. Я считаю, что выносить внутренние взаимоотношения руководителя и подчиненного на всеобщее обозрение и при этом оставаться в этой компании абсолютно неправильно".

А сегодня Алексей Венедиктов не исключил, что после увольнения автора программы "Намедни" Леонида Парфенова часть журналистов НТВ может уйти из компании. "Опасения, что журналисты начнут уходить из НТВ, у меня есть", - сказал Венедиктов в среду "Интерфаксу". "Либо они расценят это как борьбу за свободу слова, либо как нарушение корпоративной этики", - пояснил свою позицию Венедиктов.