О поступлении на службу в мобилизационный людской резерв. Из резервистов сделают контрактников

В 1994 году был принят ФЗ № 79 «О государственном материаль­ном резерве», который устанавливает общие принципы формирования, раз­мещения, хранения, использования и освежения запасов государственного резерва и регулирует взаимоотношения в этой области.

В соответствии с законом - формирование, хранение и обслуживание запасов государственного ре­зерва обеспечивается Федеральным агентством по государственным резер­вам (Росрезерв). Оно совместно с его территориальными управлениями осуществляют управление государственным резервом.

Государственный резерв - это особый федеральный запас материальных ценностей, создаваемый и планомерно пополняемый государством для бесперебойного функционирования экономики, для нужд обороны, ликвидации последствий ЧС и удовлетворения других по­требностей государства и общества.

В него входят:

1. Запасы материальных ценностей для мобилизационных нужд РФ.

2. Запасы стратегических материалов и товаров (сырье, топливо, зерно, продовольствие).

3. Запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС.

Государственный резерв предназначен для:

Обеспечения мобилизационных нужд Российской Федерации;

Обеспечения неотложных работ при ликвидации последствий ЧС;

Оказания государственной поддержки различным отраслям народного хо­зяйства, организациям, субъектам РФ в целях стабилизации экономики при временных нарушениях снабжения важнейшими видами сырья, продовольствия;

Оказания гуманитарной помощи;

Оказания регулирующего воздействия на рынок в случае возникновения диспропорций между спросом и предложением на внутреннем рынке.

Важнейшим средством сохранения накопленных запасов материальных средств является их рассредоточение, защита, своевременное освежение и поддержание в готовности к использованию по предназначению.

Государственный резерв размещается:

В организациях, специально предназначенных для хранения материальных ценностей государственного резерва.

На предприятиях, в учре­ждениях и организациях, которым установлены мобилизационные задания.

Часть запасов при необходимости может храниться в промышленных, транспортных, сельскохозяйственных и иных организациях различных отраслей экономики.

Сведения о нормах накопления, о поставках, выпуске, закладке, об освежении, дислокации и фактических запасах Государственного резерва являются государственной тайной.

Мобилизационный резерв является федеральным запасом материальных ценностей, не подлежит приватизации, продаже в составе имущества предприятий - должников, не подлежит использованию в качестве залога.

Минздрав своим приказом (по согласованию с Минэкономразвития России и Росрезервом) утверждает номенклатуру, объемы и сроки накопления материальных ценностей в мобилизационном резерве. Таким образом Минздрав создает резерв медицинского и санитарно-хозяйственного имущества который является составной частью государ­ственного резерва.

Данный резерв формируется в целях:

1. развертывания специ­альных формирований и учреждений, создаваемых для выполнения задач военного времени,

2. медицинской помощи населению и личному составу войск,

3. защиты населения от современных средств поражения,

4. ликвидации вспышек инфекционных за­болеваний.

Хранение мобилизационного резерва медицинского исанитарно-хозяйственного резерва регламентируется специальной «Инструкцией по хранению мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества». Она введена в действие приказом Минздрава России от 03.10.2005 года № 613 (дсп).

Структура системы мобрезерва медицинского и сани­тарно-хозяйственного имущества, включает в себя на федеральном уровне:

Федеральные государственные учреждения здравоохранения,

Федеральные государст­венные учреждения науки,

Медицинский центр моби­лизационных резервов «Резерв»,

Предприятия по производству медицинских иммунобиологических препаратов Росздрава,

Центральные медицинские склады ГВМУ Минобо­роны России,

Медицинские склады Минтранса России, управления делами Президента РФ и военных округов (флотов).

На уровне субъектов РФ:

Медицинские центры мобилизационных резервов «Резерв» с подведомственными им складами.

По указанию Минздрава России (Разработчик плана), органы управления здравоохранением субъек­тов РФ (Исполнители плана), на основании Методических указаний проводят работу по разработке номенклатуры и объемов накопле­ния медсанхоз имуществом в мобилизационном резерве на расчет­ный год.

При этом учитывают:

1. какие и сколько развертывается специальных формирований и учреждений здравоохранения военного вре­мени,

2. нормы табельного оснащения медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом специальных формирований (исходя на 1-2 месяца их работы),

3. нормы обеспечения медицин­ским имуществом для оказания населению медицинской помощи в военное время из расчета на 10 специализированных коек на 1 месяц работы,

4. нормы медимущества для оказания медицинской помощи населению при применении противником ОМП из расчета на 1000 пораженным,

5. номенклатуру медицинского имущества в мобилизационном резерве для станций пе­реливания крови.

В мобрезерв закладыва­ется медсанхозимущество, выпускаемое Российскими предприятиями имеющие срок годности не менее 12 месяцев и имеется воз­можность его освежения (за исключением средств профилактики и лечения ЛБ, антидотов и средств лечения пораженных ОВ).

Исполнители обязаны обеспечить со­хранность материальных ценностей, ежегодно проводить их инвентариза­цию, накопление и освежение имущества в соот­ветствии с установленными сроками его годности (хранения).

Контроль, за выполнением складами задач по качественной и количественной сохранности мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества возложен на медцентр мобрезервов «Резерв».

Раздел 3 вопрос 14

Структура системы мобилизационного резерва медицинского и санитарно-хозяйственного имущества. Порядок финансирования работ по накоплению, освежению и хранению материальных ценностей в мобилизационном резерве.

Номенклатура и количество вооружения, техники и других материальных средств тыловых госпиталей определяются их штатами и табелями к штатам, а также нормами обеспечения (снабжения), утвержденными Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации.

Доставка материальных средств со складов Министерства обороны Российской Федерации в пункты развертывания тыловых госпиталей производится силами и средствами организаций-исполнителей. Обеспечение тыловых госпиталей медицинским и санитарно-хозяйственным имуществом осуществляется путем: – накопления его в мирное время в мобилизационном резерве согласно табелям к штатам тыловых госпиталей и нормам снабжения; – приписки к госпиталям табельного имущества длительного использования и положенных по штату специальных кабинетов лечебно-профилактических учреждений мирного времени. Недостающее до полной табельной потребности имущество приобретается при объявлении мобилизации из ресурсов субъектов Российской Федерации в соответствии с планом, который разрабатывается в мирное время. Накопление материальных ценностей в мобилизационном резерве для тыловых госпиталей, их содержание, освежение и замена осуществляются организациями- исполнителями в соответствии с законодательством Российской Федерации. Техника и другие материальные средства организаций-исполнителей, предназначенные для обеспечения тыловых госпиталей, должны храниться в пунктах их отмобилизования. обилизования. Финансирование мероприятий по мобилизационной подготовке тыловых госпиталей в мирное время осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации за счет средств федерального бюджета. Финансирование тыловых госпиталей в период мобилизации производится федеральными органами исполнительной власти и организациями по сметам расходов, которые разрабатываются в мирное время. Выплата денежного довольствия личному составу тыловых госпиталей из числа военнослужащих и заработной платы гражданскому персоналу будет производиться за счет сметы органов здравоохранения в порядке и по нормам, установленным для военнослужащих и гражданского персонала Министерства обороны Российской Федерации. Обеспечение продовольствием гражданского персонала тыловых госпиталей в период мобилизации и в военное время осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по нормам, устанавливаемым Правительством Российской Федерации. 31 Гражданский персонал тыловых госпиталей продовольственными пайками и военным обмундированием не обеспечивается. Расходы тыловых госпиталей на выплату денежного довольствия раненым и больным военнослужащим, находящимся на лечении, производятся за счет сметы Министерства обороны Российской Федерации. Выделение денежных средств для этих целей производится военными округами по месту дислокации тыловых госпиталей через соответствующие МЭП (РЭП). Учет и отчетность тыловых госпиталей по материально-техническому и финансовому обеспечению ведется порядком и по формам, установленными соответствующими довольствующими органами Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерства обороны Российской Федерации.

Раздел 3 вопрос 15

Для увеличения картинки кликнуть по ней!

В составе запаса Вооруженных сил России выделяется мобилизационный людской резерв . Включение в состав резерва будет осуществляться на добровольной основе, по контракту.

В настоящее время мобилизационный резерв российской армии составляет 700 тысяч человек и состоит в основном из отслуживших солдат-срочников, сообщил начальник генштаба ВС РФ генерал армии Николай Макаров.

По его словам, Минобороны сохраняет планы по поддержанию мобилизационного резерва. Численность контрактников в последующие годы будет увеличиться для поддержания боеспособности армии при любых условиях.

Депутаты Госдумы рассмотрели в первом чтении законопроект, в корне меняющий систему пребывания российских граждан в запасе. Как объяснил корреспонденту один из авторов документа, председатель Комитета Госдумы по обороне Виктор Заварзин, речь идёт о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва , который армейское командование, руководство СВР и ФСБ призовет под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Принудительно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Отрывать их от дома и работы на длительный срок – тоже. Законопроект предусматривает добровольное вхождение запасников в резервное войско . Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением из армии командир предложит дембелю-призывнику подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой путь – набор контрактных резервистов через военкоматы.

Чтобы заинтересовать человека «внеурочной» службой, ему станут ежемесячно выплачивать определенную сумму . По мнению законотворцев, в зависимости от воинской специальности и армейского звания человека она может составлять 5-7 тысяч рублей в месяц. Как говорят депутаты, после значительного увеличения армейского жалования в 2012 году, финансовые показатели, скорее всего, пересмотрят.

В период сборов за резервистами сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, они будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей хотят ввести и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Главное, что кошелек «партизана» станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

Сегодня солдата и офицера запаса призывают в строй примерно раз в три года. Сборы длятся не более двух месяцев. Увеличивать их продолжительность нет смысла – иначе человека просто уволят с гражданской работы. Но вызывать резервистов на переподготовку нужно чаще. Авторы законопроекта надеются, что финансовые преференции вызовут у россиян интерес к мобилизационной службе. А значит, появится возможность отбирать туда действительно лучших специалистов.

Согласно документу, на заключение мобилизационного контракта пока вправе рассчитывать:
- бывшие солдаты-сержанты и прапорщики-мичманы в возрасте до 42 лет;
- младшие офицеры до капитана включительно не старше 47 лет;
- майоры, подполковники и соответствующие им морские офицеры – до 52 лет;
- полковники и капитаны 1 ранга – до 57 лет .

Установлен свой ценз и для выпускников военных кафедр гражданских вузов. Контракт на службу в мобрезерве им запретят подписывать через 15 лет после зачисления в запас и присвоения лейтенантского звания. Как и у действующих военнослужащих, первый «партизанский» контракт рассчитан на 3 года, последующие – на 5 лет.

Сформировать в России кадровый мобрезерв депутаты предлагают в несколько этапов, а начать – с создания второго фронта для Вооруженных сил. По мнению законотворцев, к 1 января 2012 года для армии и ВМФ реально набрать 4300 резервистов, а на завершающем этапе в 2014 году иметь 8600 профессиональных запасников. Затем, говорят в Госдуме, дойдет очередь до набора кадрового резерва в ФСБ и СВР.

Ну, а тех солдат и сержантов, кто перед увольнением не захочет подписывать контракт на службу в мобилизационном резерве , включат в так называемый мобилизационный ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их будут реже, чем резервистов. А в случае чрезвычайной обстановки таких людей поставят под ружье во вторую очередь.

Журавлев С.И., кандидат юридических наук, доцент Московского государственного университета приборостроения и информатики.

Кременская М.Н., аспирант, юрист.

Статья посвящена анализу нового явления в деятельности военной организации государства - мобилизационному людскому резерву. В статье раскрываются особенности поступления на службу в резерв и заключения контракта с резервистами.

Ключевые слова: поступление на службу, прохождение службы, резерв Вооруженных Сил Российской Федерации, мобилизационный людской резерв.

On entering the mobilizable human reserve

S. Zhuravlev, M.N. Kremenskaya

This article is dedicated to the analysis of a new trend in the military activities of the state - the mobilizable human reserve. The article deals with the characteristics of entering military service as a reservist and signing contracts with reservists.

Key words: entering military service, military service, reserves of the Armed Forces of the Russian Federation, mobilizable human reserve.

В декабре 2012 г. в федеральное законодательство внесены изменения и дополнения по вопросам создания мобилизационного людского резерва <1>.

<1> Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 288-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания мобилизационного людского резерва".

В первую очередь расширены полномочия Президента Российской Федерации в области обороны, который принимает решение о создании мобилизационных людских резервов Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и устанавливает численность резервистов, а также устанавливает особенности формирования мобилизационных людских резервов в органах федеральной службы безопасности. Подпунктом 19.1 п. 3 ст. 2 Федерального закона от 26 февраля 1997 г. N 31-ФЗ "О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации" определены порядок создания запаса Вооруженных Сил Российской Федерации, запаса Службы внешней разведки Российской Федерации, запаса Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

Основные изменения по исследуемому вопросу претерпел Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", который дополнен разд. VIII.1 "Мобилизационные людские резервы Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов".

При этом законодатель под лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (далее - резервист), понимает гражданина, который пребывает в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступил в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.

Таким образом, лица, пребывающие в запасе, после увольнения с военной службы могут выбирать - продолжать им службу в мобилизационном людском резерве (далее - резерв) или пребывать в мобилизационном ресурсе. Под мобилизационным людским ресурсом понимаются граждане, пребывающие в запасе и не входящие в состав резерва.

Порядок поступления в резерв, прохождения службы в резерве, правовой статус резервиста определяются Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.

При поступлении в резерв гражданин обращается в военный комиссариат по месту жительства, который направляет кандидата в резервисты для проведения медицинского и психофизиологического исследований. Проведение мероприятий по медицинскому освидетельствованию при поступлении в резерв осуществляется медицинскими комиссиями, проводящими освидетельствование призывников. Для органов федеральной службы безопасности установлен порядок, регулируемый ведомственными нормативными правовыми актами <2>. Разумеется, данный порядок может быть конкретизирован в дальнейшем, так как резервисты имеют свои специфические особенности при поступлении на службу в резерв.

<2> Приказ ФСБ России от 29 июня 2004 г. N 457 "Об организации военно-врачебной экспертизы в органах федеральной службы безопасности и пограничных войсках"; Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы федеральной службы безопасности".

Законодательством Российской Федерации определен перечень мероприятий, проводимых при приеме кандидата на службу в резерв. Частью 2 ст. 57.4 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" определено, что гражданин, поступающий на службу в резерв, должен соответствовать требованиям, предъявляемым к гражданам, поступающим на военную службу по контракту.

Данные требования включают в себя следующее:

Законодательством и подзаконными актами разрешено устанавливать дополнительные требования к кандидатам в резервисты. Например , ст. ст. 16, 16.1, 16.2 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О Федеральной службе безопасности" выделяются дополнительные требования к сотрудникам органов федеральной службы безопасности. К числу таких требований относятся:

а) наличие деловых и личных качеств, на основании которых сотрудник способен исполнить возложенные на него обязанности;

б) наличие образования по профилю деятельности сотрудника;

в) процедура проведения специальной проверки на предмет допуска к сведениям, составляющим государственную тайну.

Руководитель федерального органа исполнительной власти вправе установить дополнительные требования в соответствии со спецификой военной службы в конкретном ведомстве, но не противоречащие федеральному законодательству <3>.

<3> Приказ ФСБ России от 31 декабря 1999 г. N 714 "О требованиях, предъявляемых к гражданам, поступающим на военную службу по контракту в органы ФСБ".

В целях всесторонней и объективной оценки резервиста, определения его предназначения, соответствия занимаемой воинской должности и перспектив его дальнейшего пребывания в резерве проводятся процедуры аттестации и сдачи квалификационного экзамена, установленные ст. 57.5 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" и Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. При этом работа аттестационной комиссии должна проводится по правилам, установленным для поступающих на военную службу по контракту.

По окончании процедуры проверки требований к кандидату в резервисты с ним заключается контракт о пребывании в резерве (далее - контракт). Процедура заключения контракта установлена ст. 57.2 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе".

Контракт несущественно отличается от контракта о прохождении военной службы.

К содержанию контракта законодательство относит добровольность поступления гражданина в резерв и срок, в течение которого гражданин обязуется пребывать в резерве. Однако судебная практика <4> показывает, что в случае увольнения с военной службы по нарушению условий контракта со стороны военнослужащего срок военной службы суды относят к условию контракта.

<4> Обзор судебной практики Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации по рассмотрению гражданских дел по искам и жалобам военнослужащих на действия и решения органов военного управления и воинских должностных лиц за 2012 год. Официально опубликован не был.

<5> Более подробно см.: Журавлев С.И. Теоретические и правовые проблемы кадрового обеспечения пограничных органов федеральной службы безопасности: Монография. М., 2008. С. 61 - 80.

1) стороны контракта . Контракт о пребывании в резерве заключается между гражданином и от имени Российской Федерации - Министерством обороны Российской Федерации или иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, в лице командира (начальника) воинской части;

2) предмет контракта - подготовка гражданина к военной службе по мобилизации и исполнение им обязанностей военной службы в случаях, предусмотренных федеральным законодательством (например, на военных сборах);

3) права и обязанности гражданина, пребывающего в резерве. Резервист обязан явиться в воинскую часть в срок, указанный в мобилизационном предписании, повестке и (или) распоряжении военного комиссариата, для исполнения обязанностей по соответствующей воинской должности. Резервист исполняет и иные обязанности, установленные Положением о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве. Поскольку права и обязанности резервиста в Федеральном законе "О воинской обязанности и военной службе" указаны не в полном объеме, целесообразно дополнить п. 3 ст. 57.2 Закона указанием о том, что должностные права и обязанности резервиста устанавливаются его должностным регламентом;

4) срок контракта. На основании требований ст. 57.3 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" первый контракт о пребывании в резерве заключается на срок три года. Новый контракт о пребывании в резерве может заключаться на срок три года, пять лет либо на меньший срок - до наступления предельного возраста пребывания в резерве. Предельный возраст пребывания в резерве соответствует предельному возрасту пребывания в запасе, устанавливаемому для граждан из состава запаса второго разряда. Также установлен предельный возраст для заключения первого контракта в зависимости от имеющегося воинского звания: для солдат, матросов, сержантов, старшин, прапорщиков и мичманов - до 42 лет; для младшего лейтенанта, лейтенанта, старшего лейтенанта, капитана, капитан-лейтенанта - до 47 лет; для майора, капитана 3 ранга, подполковника, капитана 2 ранга - до 52 лет; для полковника, капитана 1 ранга - до 57 лет;

5) условие о возмещении средств федерального бюджета , затраченных на военную или специальную подготовку резервиста и размер указанных средств;

6) форма Контракта - письменная .

Контракт о пребывании в резерве вступает в силу со дня его подписания соответствующим должностным лицом согласно Положению о порядке пребывания граждан Российской Федерации в мобилизационном людском резерве и прекращает свое действие в случаях и порядке, установленных ст. 57.8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". О вступлении контракта в силу издается приказ по воинской части с указанием должности, по которой гражданин приписан к воинской части (предназначен в специальное формирование), и его воинского звания, что является основанием для начисления ему денежных выплат, предусмотренных ст. 13.1 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" (в редакции Федерального закона от 25 декабря 2009 г. N 286-ФЗ).

Таким образом, рассмотрев вопросы правового регулирования поступления граждан на службу в мобилизационный людской резерв, можно сделать следующие выводы:

  1. Лицом, пребывающим в мобилизационном людском резерве (резервистом) является гражданин, пребывающий в запасе Вооруженных Сил Российской Федерации, запасе Службы внешней разведки Российской Федерации, запасе Федеральной службы безопасности Российской Федерации и поступивший в мобилизационный людской резерв на добровольной основе путем заключения контракта о пребывании в резерве.
  2. Порядок поступления в мобилизационный людской резерв определяется Федеральным законом "О воинской обязанности и военной службе", Положением о порядке прохождения службы в мобилизационном людском резерве, иными нормативными правовыми актами.
  3. К резервисту предъявляются следующие требования:

а) отсутствие гражданства (подданства) иностранного государства;

б) соответствие медицинским и профессионально-психологическим требованиям службы в резерве;

в) требования к состоянию здоровья;

г) уровень профессиональной и физической подготовки;

д) достижение возраста, при котором разрешено заключать контракт;

е) отсутствие неснятой или непогашенной судимости за совершение преступления;

ж) допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (где это необходимо).

  1. К условиям контракта мы предлагаем отнести: стороны контракта; предмет контракта; срок контракта; права и обязанности сторон; условие о возмещении средств федерального бюджета, затраченных на военную или специальную подготовку резервиста.

В России начинается формирование профессионального мобилизационного резерва. «Партизаны», подписавшие контракт с Минобороны, будут получать заработную плату и ряд компенсаций, но при этом будут обязаны ежемесячно посещать специальные занятия и ежегодно проходить военные сборы. В случае необходимости резервистами будут доукомплектованы уже существующие части, а также сформированы новые. Создание полноценного профессионального мобилизационного резерва положительным образом скажется на укреплении обороноспособности государства, считают военные эксперты.

В Минобороны России журналистам газеты « » рассказали о том, что с 2018 года система мобилизационного резерва в нашей стране начнет работать в полном объеме. Необходимые для этого нормативные акты были приняты ранее. Так, Минобороны уже проводило эксперимент по формированию организованного мобилизационного резерва в отдельных регионах России. Эксперимент продлился практически два года, его результаты оцениваются как успешные. Указ «О создании мобилизационного людского резерва Вооруженных сил РФ» был подписан президентом России 17 июля 2015 года. Первый пункт данного указа как раз и предписывал создание мобилизационного людского резерва ВС РФ на период проведения эксперимента по внедрению новой системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. Сам механизм привлечения граждан в новые структуры и условия заключаемых с ними контрактов прописаны в законе «О воинской обязанности и военной службе», там говорится о том, что резервистами могут стать солдаты и офицеры запаса, прошедшие медицинскую комиссию.


Стоит отметить, что мобилизационный резерв существует в армиях многих стран мира, это очень распространенная практика. К примеру, в США численность резервистов практически соответствует численности регулярных вооруженных сил. Резервные компоненты включают в себя резервы всех пяти видов вооруженных сил, а также сухопутных войск и ВВС национальной гвардии США. При этом сама национальная гвардия США, военнослужащие которой совмещают боевую подготовку с работой по основной специальности, представляет собой организованный резерв. Существует и неорганизованный (индивидуальный) резерв, который состоит из лиц, обладающей достаточной военной выучкой, то есть тех, кто недавно закончил военную службу и не нуждается в прохождении дополнительной подготовки.

В целом можно отметить, что формирование мобилизационного резерва из людей, подписывающих контракт с Минобороны России – это еще один шаг на пути формирования в стране современной профессиональной армии. В российской армии количество контрактников уже превышает количество призывников. 7 ноября 2017 года начальник Генштаба генерал армии Валерий Герасимов говорил о том, что количество контрактников в войсках за последние 5 лет увеличилось вдвое и составило 384 тысячи человек. По планам к концу 2018 года в российской армии должно служить 425 тысяч контрактников, 220 тысяч офицеров и 50 тысяч прапорщиков и мичманов. Таким образом, доля военнослужащих-профессионалов достигнет 70 процентов.

В настоящее время за формирование мобилизационного резерва отвечают военкоматы. Еще не все из них начали соответствующую работу. В то же время в некоторых, к примеру, в Ростовской области – уже идет набор резервистов. В военкомате Новошахтинска в Ростовской области военнослужащие запаса уже могут подписать контракт на службу в резерве. Как отмечает газета «Известия» со ссылкой на военкомат Новошахтинска, для этого гражданам необходимо явиться в военкомат, имея при себе военный билет и паспорт. После подписания контракта военнослужащий резерва обязан будет проходить специальную учебу 2-3 дня каждый месяц и ежегодные сборы продолжительностью от 20 до 30 дней. Призвать на службу человека из мобилизационного резерва можно будет в любой момент: в случае проведения крупных учений, объявлении особого или угрожаемого периода, чрезвычайных ситуациях или просто при остром дефиците военных специалистов в частях.

Ранее эксперимент по формированию нового мобилизационного резерва проходил в некоторых регионах России. В эксперименте участвовал и Северный флот, который активно сотрудничал с военкоматами Мурманской области. Целью эксперимента, который стартовал на Северном флоте в августе 2015 года, было совершенствование существующей системы подготовки и накопления мобилизационных людских ресурсов. В интервью газете « » начальник организационно-мобилизационного управления (ОМУ) штаба Северного флота капитан 1-го ранга Владимир Кондратов говорил о том, что первый контракт в мобилизационный резерв на добровольной основе подписывается на 3 года, последующие контракты – на срок до 5 лет. При этом для резервистов существуют возрастные ограничения, они есть для каждой категории граждан, пребывающих в запасе. К примеру, солдаты, матросы, сержанты, мичманы и прапорщики могут заключить первый контракт на нахождение в мобилизационном резерве в возрасте до 42 лет, младшие офицеры – до 47 лет, старшие офицеры – до 57 лет.


Главным отличием нового подхода к формированию мобилизационного резерва является то, что при объявлении мобилизации резервист сам должен прибыть в воинскую часть, минуя военкоматы, и приступить к выполнению своих обязанностей по занимаемой должности согласно штатно-должностной категории. Кроме того, резервист раз в год отправляется на военные сборы длительностью до 30 суток и каждый месяц в течение от одного до трех дней с ним проводятся различные тренировочные занятия по планам воинских частей и соединений, к которым резервист приписан в соответствии с контрактом. Одновременно с этим учтена и общая продолжительность сборов, которая за год пребывания в мобилизационном резерве не может превышать 54 дней.

Новая система организованного мобилизационного резерва позволит подготовить, а затем поддерживать в боевой готовности высококвалифицированные кадры, обеспечивая быструю переброску личного состава на разные театры военных действий, на которых появится необходимость в развертывании новых соединений, но местного мобилизационного ресурса не хватает. По словам военного эксперта Виктора Мураховского, новая система привлечения кадров позволит повысить обороноспособность Дальнего Востока. В частях этого региона имеется техника, но ощущается дефицит кадров.

Денежный вопрос

По данным «Известий», поступающие в мобилизационный резерв солдаты и офицеры при заключении контракта будут получать единовременную выплату: при трехлетнем сроке – в размере оклада, для 5 и более лет – в 1,5 раза больше. Заработная плата профессионального резервиста будет складываться из его должностного оклада, регионального коэффициента и выплат за звание. К примеру, командир взвода в звании старшего лейтенанта в центральной части Российской Федерации будет получать 27,5 тысяч рублей. Командир отделения в звании сержанта в Кемеровской области (существует региональная надбавка: «северные» – 30 процентов) – 25,3 тысячи рублей. Правда, в полном объеме данная денежная сумма будет выплачиваться лишь во время прохождения военных сборов. В остальной период, то есть 11 месяцев в году, резервистам-контрактникам будут платить лишь 12 процентов от оклада. В таком случае старший лейтенант из Центральной части России будет получать 3,3 тысячи рублей в месяц, сержант в Кемеровской области – 3,036 тысячи рублей.


Данный порядок выплат предусмотрен постановлением правительства Российской Федерации «Об установлении размера месячного оклада гражданам РФ, пребывающим в мобилизационном людском резерве, за исключением периода прохождения военных сборов» от 23 декабря 2015 года. Во время прохождения сборов государство гарантирует резервисту сохранение средней заработной платы или стипендии. Помимо этого оно возьмет на себя все расходы по найму жилья, оплату проезда на сборы и возвращение домой, командировочные.

Отдельно предусмотрены надбавки за выслугу лет. К примеру, через 3 года после включения в мобилизационный резерв, резервисты смогут дополнительно получать 10 процентов от оклада. С годами данная выплата будет расти, максимальная надбавка – 50 процентов будет доступна после 20 лет непрерывного нахождения в мобилизационном резерве.

Как это будет работать

Важным отличием, о котором уже говорилось выше, будет то, что резервиста припишут к конкретной воинской части или к ЦОМР – Центру обеспечения мобилизационного развертывания, где он будет проходить сборы. В этом и заключается один из основных плюсов кадрового резерва. Создать по-настоящему боеспособные и подготовленные подразделения, когда бойцы хорошо знакомы друг с другом (хотя бы на уровне отделений и экипажей) и имеют реальный опыт взаимодействия в рамках учебы и военных сборов, невозможно за счет обычных запасников, которые появляются в армии в лучшем случае один раз за много лет пребывания в запасе.

Военный эксперт Владислав Шурыгин, комментируя формирование мобилизационного резерва журналистам «Известий», отметил, что существуют такие понятия как текущий и временный некомплект (ТНК и ВНК). Например, военнослужащий перевелся на новое место службы, а на его место еще никто не назначен. Это временный некомплект. А если военнослужащий заболел и уже не сможет выполнять свои прямые обязанности – это текущий некомплект. Таким образом, ТНК и ВНК могут существенно влиять на боеспособность воинских частей. Например, в батальоне может не хватать не только нескольких мехводов и стрелков-пулеметчиков, но и командира роты. Их отсутствие будет существенным образом сказываться на способности данного батальона решать боевые задачи. Также существуют должности, которые вводятся только в случае войны, к примеру, помощник пулеметчика. В мирное время такие должности бывают не нужны, а в боевых условиях необходимы. Замещать ТНК и ВНК смогут резервисты-контрактники, заключившие контракт и приписанные к конкретной воинской части, другой их задачей будет восполнение потерь в военное время.


Отдельно специалисты выделяют и судьбу баз хранения и ремонта военной техники (БХиРВТ), которые будут расформированы. До недавнего времени только в Сухопутных войсках имелось более 40 таких баз (14 мотострелковых). В настоящее время в России уже идет реорганизация мотострелковых БХиРВТ. Около трети из них закрыты. Главным образом, в них раньше лишь хранилась техника, при этом штатное расписание таких баз не позволяло поддерживать хранимую технику в должном техническом состоянии. Теперь же в созданных на их базе ЦОМРах будут и хранить военную технику, и обучать резервистов. В случае необходимости такие центры будут преобразовываться в полноценные соединения и воинские части.

Известно, что для ЦОМРов будет строиться новая современная инфраструктура. Так, еще в 2016 году Минобороны России подписало контракт на проектирование новой БХиРВТ, расположенной на Сахалине. Данный проект можно назвать иллюстрацией того, как будет выглядеть Центр обеспечения мобилизационного развертывания. Планируемый к постройке военный городок возле села Дачное будет оснащен казармами для размещения 521 солдата и сержанта, штабным и учебным зданием, парковкой площадью 700 тысяч квадратных метров, отапливаемым хранилищем на 1,2 тысячи машино-мест, а также складами для ракетно-артиллерийского вооружения и имущества. Также будут построены специальные зоны для хранения и ремонта техники. Данная инфраструктура позволит в случае сборов без особых проблем принять целый батальон резервистов, провести с ними необходимые учения и работы по плановому обслуживанию военной техники.

Солдаты на время "Ч" 3

Формирование мобилизационного резерва начнется с эксперимента в армии

Новый "армейский" закон, который сегодня публикует "Российская газета", в корне меняет систему пребывания в запасе военнообязанных граждан.



Речь идет о создании в России профессионального мобилизационного людского резерва. Его армейское командование и руководство некоторых силовых ведомств позовут под свои знамена во время войны, крупных учений или чрезвычайных ситуаций.

Повторно загонять в казарму уже отслуживших в армии людей никто не собирается. Надолго отрывать их от дома и работы - тоже. Закон предусматривает строго добровольное вхождение запасников в резервное войско. То есть в мобилизационный резерв войдут только те, кто сам выразил на то свое желание.

Выглядеть это может следующим образом. Перед увольнением в запас командир предложит солдату подписать контракт, по которому вчерашний боец обязуется время от времени возвращаться в строй. Другой возможный путь - набор контрактных резервистов через военкоматы. Стать штатными запасниками смогут и офицеры, в том числе выпускники военных кафедр гражданских вузов.

Чтобы заинтересовать людей "сверхсрочной" службой, им станут ежемесячно выплачивать определенную сумму. Поначалу депутаты полагали, что в зависимости от воинской специальности и армейского звания резервисту надо установить фиксированное жалованье. Но после увеличения денежного довольствия военных в несколько раз, финансовые подходы к этому вопросу несколько изменились.

Жалованье резервистам установит правительство РФ. Но по закону оно не может быть ниже 10 процентов размера оклада по воинской должности, по которой человек приписан к воинской части, и размера оклада по воинскому званию, - объяснил корреспонденту "РГ" председатель Комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов.

По подсчетам законодателей, кошелек запасников таким образом может ежемесячно пополняться суммой от 5 до 8 тысяч рублей - в зависимости от звания и военной должности резервиста.

В период сборов за ними сохранят их среднюю зарплату на гражданке. Кроме того, "партизаны" будут получать деньги как обычные контрактники. Для таких людей ввели и дополнительные выплаты, в частности, районный коэффициент и ежемесячную надбавку за непрерывное пребывание в резерве. Она варьируется от 10 до 50 процентов военного оклада.

Еще законом предусмотрена единовременная выплата при заключении нового "резервного" контракта. Главное, что кошелек запасника станет пополняться вне зависимости от того, работает он или в данную минуту находится в воинской части.

По новым правилам, первый контракт резервисту нужно будет заключать на 3 года. Потом этот срок можно увеличить до пяти лет. Однако числиться "партизаном" до бесконечности не получится. Закон вводит жесткие возрастные ограничения пребывания в мобрезерве. С солдатами-матросами и прапорщиками-мичманами запаса, которым исполнилось более 42 лет, контракт просто не подпишут. Офицеры в звании от младшего лейтенанта до капитана имеют шанс начать резервную службу до 47 лет. Майоры-подполковники - до 52 лет, полковники и каперанги - до 57 лет.

Некоторым гражданам путь туда закрыт вовсе. Это касается людей, имеющих отсрочку от мобилизации и освобожденных от военных сборов. А еще тех, кто имеет непогашенную или неснятую судимость, находится под следствием или является фигурантом уголовного дела.

Формирование мобрезерва в России начнется с создания второго фронта для Вооруженных сил. В этом году Генштаб организует в некоторых воинских формированиях эксперимент по набору и обучению в общей сложности 5 тысяч резервистов.

Если первый блин не выйдет комом, новая система полноценно заработает в России через пару-тройку лет. В 2015 году, по планам Генштаба, Вооруженные силы должны иметь под рукой 8600 профессиональных запасников. Затем наступит очередь набора кадрового резерва в другие силовые министерства и ведомства.

Что же касается офицеров, солдат и сержантов запаса, не изъявивших желания подписывать контракт на службу в мобрезерве, то их включат в так называемый мобилизационный людской ресурс. Пребывание там дополнительных денег людям не принесет. Они по-прежнему останутся военнообязанными, но вызывать на армейские сборы их станут реже, чем резервистов. А в чрезвычайной обстановке поставят под ружье во вторую очередь.

Досье "РГ"

Формирование хорошо обученного мобилизационного резерва - общепринятая практика ведущих западных стран. Его штат в Германии, Франции, Великобритании и США даже превышает численность вооруженных сил.

В Америке роль "второго фронта" играет Национальная гвардия. Кроме того, собственными людскими запасами обладают армия и ВВС. В министерстве ВМС резерв поделен между флотом, морской пехотой и береговой охраной.

Службу в резерве американцы проходят добровольно, обязательно подписывая контракт с военным командованием.