НДС при получении «несвязанных» субсидий. Ндс при получении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям

Направила в адрес нижестоящих налоговых органов разъяснения специалистов финансового ведомства по вопросу восстановления НДС сельскохозяйственными товаропроизводителями при получении субсидии на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Из разъяснений следует, что необходимость восстановления НДС будет зависеть от того, дана субсидия на возмещение конкретных расходов или просто на поддержку сельхозпроизводителей.

Разберемся с понятиями

До 2013 г. поддержка государством сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства осуществлялась в форме предоставления им субсидий на закупку семян, удобрений и т.д. в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008—2012 годы (утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 № 446). То есть субсидии направлялись на возмещение конкретных видов затрат.

С 2013 г. появился новый тип субсидий — на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Принципиальное отличие такой субсидии от ранее предоставлявшихся субсидий заключается в том, что государство больше не контролирует целевую направленность расходования средств полученной субсидии. Субсидия на оказание несвязанной поддержки в облас­ти растениеводства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на один гектар посевной площади сельскохозяйственных культур (п. 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 (далее — Правила)). Показателем результативности предоставления субсидии является увеличение уровня интенсивности использования посевных площадей в субъекте РФ. При этом если в отчетном году установленное значение показателя результативности предоставления субсидии достигнуто не будет, на следующий год происходит сокращение размера предоставляемой субсидии (п. 17 Правил).

То есть при оказании несвязанной поддержки государство интересует лишь одно — увеличение плодородия и качества почв. А то, на что конкретно потрачена субсидия (на выплату зарплаты работникам, на приобретение семян, удобрений, или на оплату работ сторонних организаций), значения не имеет. Таким образом, термин «несвязанная поддержка» означает, что такая поддержка оказывается не в связи с возмещением какого-то конкретного вида затрат.

НДС: восстанавливать или нет?

Налоговым кодексом предусмотрено следующее правило: суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ). При этом восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. А само восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. Но подлежит ли применению эта норма в случае получения «несвязанной» субсидии из федерального бюджета?

Ответ на этот вопрос содержится в письме Минфина России от 11.02.2014 № 03-07-11/5427. Отметим, что именно эти разъяснения были доведены рассматриваемым письмом ФНС России до нижестоящих налоговых органов и налогоплательщиков, а также направлены в Минсельхоз России письмом от 26.03.2014 № 03-07-15/13253.

Итак, финансисты отметили, что суммы НДС принимаются к вычету в общем порядке в случае использования приобретенных товаров (работ, услуг) для облагаемых НДС операций (ст. 171, 172 НК РФ). Это правило работает и в том случае, когда реализуемые товары (работы, услуги) оплачиваются за счет субсидий, выделяемых из федерального бюджета.

Но здесь, по мнению финансового ведомства, необходимо учитывать один момент. Если субсидии из федерального бюджета выделяются на возмещение конкретных расходов, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате этого налога при ввозе товаров на территорию РФ, суммы НДС, ранее принятые к вычету, нужно восстановить.

На основании вышеизложенного специа­листы Минфина России сделали следую­щий вывод. В случае оплаты работ (услуг), выполняемых (оказываемых) сельхозтоваропроизводителями, за счет субсидий из федерального бюджета, предоставленных в рамках постановления Правительства РФ от 27.12.2012 № 1431 , НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для использования в производстве и (или) реализации облагаемых НДС работ (услуг), реализуе­мых сельхозтоваропроизводителями, восстановлению не подлежит. Что касается предоставления указанных субсидий на оплату приобретаемых товаров (работ, услуг), то в этом случае налог подлежит восстановлению в порядке, установленном подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ .

Подведем итог. Сельхозтоваропроизводителям при решении вопроса — восстанавливать НДС в рассматриваемой ситуации или нет, необходимо внимательно изучить все документы, в том числе и платежные, связанные с получением несвязанной субсидии из федерального бюджета. Если в документах нигде не упоминается, на какие конкретно расходы предоставляется субсидия и не сказано, что субсидия предназначена для возмещения сумм НДС, то налог восстанавливать не надо. Если же в документах будет сказано, что субсидия предоставляется, к примеру, на покупку семян, то НДС нужно будет восстановить.

В заключение отметим, что субсидирование из федерального бюджета на оказание несвязанной поддержки в облас­ти растениеводства осуществляется на условиях софинансирования расход­ных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусмат­ривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (п. 2, 10 Правил). То есть субсидия состоит из двух частей: одна часть финансируется из федерального бюджета, а другая — из бюджета субъекта РФ. Следовательно, при направлении субсидии на возмещение затрат на оплату товаров (работ, услуг) НДС по ним в части, приходящейся на субсидию из регионального бюджета, восстанавливать не нужно (письма Минфина России от 19.09.2013 № 03-07-11/38849, от 30.10.2012 № 03-07-11/462, ФНС России от 28.02.2013 № ЕД-19-3/26).

МИНИСТЕРСТВО АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА И ПРОДОВОЛЬСТВИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

ПРИКАЗ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ СОГЛАШЕНИЯ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИИ НА ОКАЗАНИЕ НЕСВЯЗАННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

В целях реализации Постановления Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства"

приказываю:

1. Утвердить форму соглашения о предоставлении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства (прилагается).

2. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на Первого заместителя Министра С.В.Шарапова.

Министр
М.Н.Копытов

Утверждено
Приказом
Министерства агропромышленного комплекса
и продовольствия Свердловской области
от 17 февраля 2014 года N 55

СОГЛАШЕНИЕ О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СУБСИДИИ НА ОКАЗАНИЕ НЕСВЯЗАННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

г. Екатеринбург "__" _________ 2014 г.

Министерство агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области, именуемое в дальнейшем Министерство, в лице Министра агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области Копытова Михаила Николаевича, действующего на основании Положения о Министерстве, с одной стороны, Территориальный отраслевой исполнительный орган государственной власти Свердловской области - __________________________________________________________________________

(наименование управления)

управление агропромышленного комплекса и продовольствия Министерства
агропромышленного комплекса и продовольствия Свердловской области,
именуемое Управление, в лице начальника Управления ________________________
________________________________________________, действующего на основании
(фамилия, имя, отчество)
Положения, с другой стороны и _____________________________________________

(полное наименование получателя)

именуемый(ое) в дальнейшем Получатель, в лице _____________________________
__________________________________________________________________________,

(указывается должность, фамилия, имя и отчество)

действующего(ей) на основании ____________________________________________,

(указывается наименование документа)

с третьей стороны, совместно именуемые Стороны, в соответствии с Порядком предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства , утвержденным Постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП "Об утверждении Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства" (далее - Постановление Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП), и в целях реализации государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года" , утвержденной
Постановлением Правительства Свердловской области от 23.10.2013 N 1285-ПП "Об утверждении государственной программы Свердловской области "Развитие агропромышленного комплекса и потребительского рынка Свердловской области до 2020 года" , заключили настоящее соглашение (далее - Соглашение) о нижеследующем:

I. ПРЕДМЕТ СОГЛАШЕНИЯ

1.1. Предметом Соглашения является предоставление субсидий:

на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства.

1.2. Субсидии из областного и федерального бюджетов предоставляются на условиях софинансирования на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв в расчете на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, установленной пунктами 6 и 7 Порядка предоставления субсидий на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства , утвержденного Постановлением Правительства Свердловской области от 11.03.2013 N 289-ПП (далее - Порядок).

1.3. Предоставление субсидии по направлениям, не предусмотренным Соглашением, не допускается.

II. ПРАВА И ОБЯЗАТЕЛЬСТВА СТОРОН

2.1. Министерство:

2.1.1. Доводит до Управления (Получателя, в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) бюджетные ассигнования и обязательства на 2014 год, предельные объемы финансирования по данному виду субсидирования.

2.1.2. Доводит до Управления (Получателя, в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) нормативные правовые акты и иные документы, необходимые для предоставления субсидий в рамках Соглашения.

2.1.3. Направляет субсидии из федерального бюджета на лицевой счет Управления, открытый в территориальном органе Федерального казначейства, для последующего перечисления в установленном порядке на счет Получателя.

2.1.4. Перечисляет субсидии на расчетный счет Получателя (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) в соответствии с пунктом 16 Порядка .

2.1.5. Обеспечивает ведение журнала регистрации заявлений о предоставлении субсидий Получателям и отказов в предоставлении субсидий.

2.1.6. Рассматривает документы, представленные Управлением и Получателем в соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка , в течение 5 рабочих дней и принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении субсидий.

2.1.7. Возвращает документы на доработку в случае непредставления (неполного представления) Получателем документов, указанных в пунктах 8 и 9 Порядка , а также ненадлежащего их оформления (отсутствие оттисков печати, подписей должностных лиц, других необходимых реквизитов, арифметические ошибки, несоответствие объемов и сумм, указанных в справках-расчетах, представленным первичным документам).

2.1.8. Рассматривает повторно документы, представленные Получателем после приведения их в соответствие с установленными для получения субсидии требованиями в случае отказа и (или) их доработки.

2.1.9. Запрашивает у Управления (Получателя в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) информацию и документы, необходимые для реализации Соглашения.

2.1.10. Осуществляет проверку соблюдения Управлением и Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий.

2.1.11. Направляет в Управление в случае несоблюдения Получателем обязательств, предусмотренных Соглашением, предложения по приостановлению перечисления субсидий Получателю или информирует Получателя о приостановлении перечисления субсидий с указанием причин и срока устранения нарушений.

2.1.12. Направляет Получателю требование о возврате субсидии в бюджет при выявлении Министерством (Управлением) либо органами государственного финансового контроля Свердловской области нарушения условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта неправомерного получения субсидии.

2.1.13. Принимает решение о сокращении объема предоставляемой субсидии Получателю на год, следующий за отчетным финансовым годом, из расчета 1 процента размера субсидии за каждый процент снижения значения показателя результативности предоставления субсидии.

2.2. Управление:

2.2.1. Принимает заявление Получателя и документы, указанные в пункте 8 Порядка .

2.2.2. Рассматривает документы, представленные Получателем в соответствии с пунктом 8 Порядка .

2.2.3. Формирует перечень поступивших заявлений и в течение 3 рабочих дней передает его для рассмотрения в Министерство с приложением документов, представленных Получателем.

2.2.4. Осуществляет первичную проверку документов, представленных Получателем в соответствии с пунктами 8 и 9 Порядка . В случае непредставления Получателем документов (неполного представления), а также ненадлежащего их оформления возвращает документы на доработку.

2.2.5. Составляет сводную справку-расчет на предоставление субсидий по форме согласно приложению N 3 к Порядку и справку о плане проведения сезонных сельскохозяйственных работ по форме согласно приложению N 1 к Порядку , которые представляет в Министерство.

2.2.6. Перечисляет субсидии на расчетный счет Получателя не позднее 20 дней со дня принятия Министерством документов, указанных в пунктах 2.2.4 и 2.2.5 Соглашения.

2.2.7. Представляет в Министерство в срок до 13 января следующего финансового года отчет о достижении значений показателей результативности предоставления субсидии.

2.2.8. Информирует Получателя об изменениях в законодательстве, регулирующем порядок предоставления субсидий.

2.2.9. Обеспечивает ведение учета бюджетных средств, предоставленных Получателям из федерального и регионального бюджетов в установленном порядке.

2.2.10. Осуществляет проверку соблюдения Получателем условий, целей и порядка предоставления субсидий.

2.2.11. Контролирует возврат в бюджет субсидии при выявлении нарушений условий, установленных для предоставления субсидий, а также факта неправомерного получения субсидий, и направляет в Министерство информацию о возврате средств Получателем или об отказе возврата средств в добровольном порядке.

2.3. Получатель:

2.3.1. Представляет в установленный в пункте 8 Порядка срок в Управление или Министерство (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) документы, указанные в пунктах 8 и 9 Порядка .

2.3.2. Представляет отчет об исполнении обязательств, вытекающих из Соглашения, а также о достигнутом значении показателя результативности предоставления субсидии, предусмотренного пунктом 18 Порядка , по формам и в сроки, установленные Порядком .

2.3.3. Представляет по требованию Управления или Министерства (в случае отсутствия Управления на соответствующей территории) иную информацию, регулирующую порядок предоставления субсидии.

2.3.4. Дает согласие на осуществление Министерством, Управлением и органами государственного финансового контроля Свердловской области проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий.

2.3.5. В случае выявления нарушений условий, целей и порядка предоставления субсидий, а также фактов неправомерного получения субсидий обязуется в течение 30 календарных дней возвратить полученные субсидии в бюджет в добровольном порядке или в течение 30 календарных дней с момента получения соответствующего требования.

III. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН

3.1. За невыполнение или ненадлежащее выполнение настоящего Соглашения Стороны несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями настоящего Соглашения.

3.2. Управление несет ответственность за целевое использование субсидий, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в Министерство сведений и соблюдение условий, установленных Соглашением.

3.3. В случае нарушения срока возврата субсидии, предусмотренного пунктом 2.3.5 Соглашения, Получатель уплачивает неустойку в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день уплаты неустойки, от суммы субсидии, подлежащей к возврату в бюджет, за каждый день просрочки.

IV. РАЗРЕШЕНИЕ СПОРОВ

4.1. Стороны Соглашения принимают все меры к разрешению споров и разногласий, возникающих по Соглашению (и/или в связи с ним), путем переговоров между Сторонами.

4.2. Все споры и разногласия между Сторонами, которые могут возникнуть по Соглашению (и/или в связи с ним), если они не будут разрешены путем переговоров, подлежат рассмотрению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

V. ПРОЧИЕ УСЛОВИЯ

5.1. Все изменения, дополнения и приложения к настоящему Соглашению действительны, если совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными на то представителями обеих Сторон, и являются его неотъемлемыми частями.

5.2. Настоящее Соглашение составлено в трех экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

5.3. Настоящее Соглашение действует с момента его подписания уполномоченными на то представителями Сторон и до 31 декабря 2014 года, а по предоставлению отчетов и иной информации, регулирующий порядок предоставления субсидий, - до момента полного исполнения Сторонами принятых на себя обязательств.

5.4. Приложение к настоящему Соглашению является ее неотъемлемой частью.

VI. ЮРИДИЧЕСКИЕ АДРЕСА И ПЛАТЕЖНЫЕ РЕКВИЗИТЫ СТОРОН

Министерство Управление Получатель

620026, Свердловская область,
г. Екатеринбург,
ул. Р. Люксембург, 60

ИНН 6 662 078 828 ИНН ИНН

КПП 667 201 001 КПП КПП

Министр агропромышленного
комплекса и продовольствия
Свердловской области

М.Н. Копытов _________________ ___________________
(подпись)

Приложение. ОБЪЕМ СУБСИДИИ НА ОКАЗАНИЕ НЕСВЯЗАННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫМ ТОВАРОПРОИЗВОДИТЕЛЯМ В ОБЛАСТИ РАСТЕНИЕВОДСТВА

Приложение
к Соглашению
о предоставлении субсидии
на оказание несвязанной поддержки
сельскохозяйственным товаропроизводителям
в области растениеводства

Культура

Площадь сельскохозяйственных культур, подлежащих субсидированию, гектаров

Объем субсидии, рублей

из федерального бюджета

из областного бюджета

Многолетние травы

Мы считаем, что в вашем случае восстанавливать НДС не требуется. Но велика вероятность, что доказывать это понадобится в суде.
Из текста вопроса следует, что вы получили субсидию на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства. Порядок предоставления такой субсидии регулируется Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2012 N 1431 (далее — Правила). Субсидия состоит из двух частей. Одна часть финансируется из федерального бюджета, а другая — из бюджета субъекта РФ. Субсидия предоставляется на софинансирование расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией региональных и (или) муниципальных программ, предусматривающих поддержку сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства (п. 2 Правил).
В пункте 2 Правил сказано, что субсидия на оказание несвязанной поддержки сельскохозяйственным товаропроизводителям в области растениеводства предоставляется сельскохозяйственным товаропроизводителям (кроме граждан, ведущих личное подсобное хозяйство) на возмещение части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, повышение плодородия и качества почв.
Как видите, Правила не содержат конкретного перечня затрат, на возмещение которых предоставляется субсидия. Предоставление несвязанных субсидий осуществляется в рамках мероприятия «Поддержка доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей в области растениеводства» (п. 9 раздела III подпрограммы «Развитие подотрасли растениеводства, переработки и реализации продукции растениеводства» Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 г., утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2012 N 717). В этом документе четко указано, что такое субсидирование предоставляется на повышение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей. Что еще раз подтверждает, что оно не связано с компенсацией каких-либо конкретных видов затрат.
В этом заключается принципиальное отличие данной субсидии от субсидий, предоставлявшихся ранее в рамках Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы (утвержденной постановлением Правительства РФ от 14.07.2007 N 446), которые прямо направлялись на компенсацию затрат по приобретению определенных материальных ресурсов (минеральных удобрений, семян и т.д.).
Данный вывод подтверждает и п. 17 Правил, в котором установлен показатель результативности предоставления субсидии — увеличение уровня интенсивности использования посевных площадей в субъекте Российской Федерации. При этом если в отчетном году установленное значение показателя результативности предоставления субсидии достигнуто не будет, на следующий год происходит сокращение размера предоставляемой субсидии.
Налоговый кодекс содержит следующее правило: суммы НДС, принятые к вычету по товарам (работам, услугам), в том числе по основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, подлежат восстановлению в случае получения налогоплательщиком в соответствии с законодательством РФ субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг), с учетом НДС (подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ).
В данной норме уточнено, что восстановлению подлежат суммы налога в размере, ранее принятом к вычету. При этом восстановление сумм налога производится в том квартале, в котором получены суммы предоставляемых субсидий.
На наш взгляд, эту норму нужно понимать так: восстановить НДС нужно лишь по тем товарам (работам, услугам), в возмещение затрат на которые и была предоставлена субсидия из федерального бюджета. Это косвенно подтверждает и Минфин России. В своих письмах финансисты разъясняют, что такое восстановление НДС обусловлено необходимостью исключить двойное возмещение НДС из федерального бюджета (письма от 19.09.2013 N 03-07-11/38849, от 01.02.2013 N 03-07-11/2142). Действительно, ведь в этом случае (то есть при возмещении конкретных затрат с учетом НДС за счет субсидии) сумма НДС, которая была уплачена поставщику, компенсируется из средств федерального бюджета. И если налогоплательщик заявит этот НДС к вычету, получится, что налог будет оплачен за счет бюджета еще раз. Если же НДС оплачивался не за счет федеральной субсидии (например, за счет собственных средств или за счет субсидии из регионального бюджета), у компании есть все основания принять его к вычету. И восстанавливать налог в этом случае не нужно (письма Минфина России от 19.09.2013 N 03-07-11/38849, от 30.10.2012 N 03-07-11/462, ФНС России от 28.02.2013 N ЕД-19-3/26).
В вашем случае не определено, на возмещение каких конкретно затрат предоставлена субсидия (не установлено, возмещаются прошлые или будущие затраты, а также нет конкретного перечня таких затрат). Поэтому мы считаем, что на нее не распространяются правила, установленные в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. То есть восстанавливать НДС вам не нужно.
Но следование такой позиции сопряжено с риском возникновения претензий со стороны налоговых органов. Ведь они могут руководствоваться формальным подходом: раз субсидия получена из федерального бюджета на возмещение затрат, НДС на основании подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ нужно восстановить.
Если вы не станете рисковать и примете решение о восстановлении НДС, восстанавливать ранее принятый к вычету налог нужно только в части, приходящейся на субсидию, полученную из федерального бюджета.
В заключение отметим, что указание в поле «Назначение платежа» платежных поручений слов «Без НДС» и «НДС не облагается» означает, что операция по предоставлению субсидии НДС не облагается и что в сумму предоставленной субсидии этот налог не входит (п. 5 ст. 168 НК РФ). Наличие такой записи никак не влияет на обязанность по восстановлению НДС, закрепленную в подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ.

Наша сельскохозяйственная организация получила субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозтоваропроизводителей на 1 га посевной площади из федерального и областного бюджетов. В платежных поручениях в назначении платежа указано «Без НДС». Субсидии выданы на основании постановления Правительства РФ от 27.12.2012 N 1431, Распоряжения Правительства РФ от 12.03.2013 N 341 и постановлений областного правительства. Обязаны ли мы как налогоплательщики НДС, руководствуясь подп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ, восстановить налог, ранее уплаченный при покупке ГСМ, семян, запчастей и т.д. и принятый к вычету?

Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь. НДС при получении субсидии на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителям.

Вопрос: Являясь товаросельхозпроизводителем наша организация в 1 квартале 2018г. получила субсидии из бюджета на оказание несвязанной поддержки сельхозпроизводителей. В течении 1 квартала были приобретены удобрения и средства защиты растений на сумму в разы превышающую сумму субсидий. Должна ли наша организация начислить и уплатить в бюджет НДС с суммы субсидий.

Ответ: Правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431, предусматривают поддержку сельхозтоваропроизводителей в области растениеводства в виде возмещения части затрат на проведение комплекса агротехнологических работ, повышение уровня экологической безопасности сельскохозяйственного производства, плодородия и качества почв.

При получении сельхозпроизводителем субсидии из бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства, организация не должна начислять и уплачивать НДС с суммы самой субсидии.

Однако, по причине того, что за счет полученной субсидии организацией были приобретены удобрения и средства защиты растений, необходимые для использования в сельхоздеятельности, то «входной» НДС по данным ТМЦ принять к вычету организация не может. Если ранее налог был возмещен, то придется его восстановить.

Это объясняется тем, что субсидия получена из бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой материалов, товаров (работ, услуг), приобретенных для использования в сельхоздеятельности. А значит, входной НДС по данным покупкам принять к вычету нельзя.

При этом, не важно, покрывает субсидия затраты с учетом НДС или нет. Если за счет субсидии организация оплатили часть затрат, восстановить следует ту долю НДС, которая приходится на эти затраты. Определить эту долю следует исходя из стоимости покупок (без учета НДС), которые оплачены за счет субсидии, и общей стоимости приобретенных ТМУ (без учета НДС).

Обоснование

Как учесть субсидии, бюджетные кредиты и другую госпомощь

ОСНО: НДС

Организация может получить субсидию из бюджета или бюджетные инвестиции на затраты. В этом случае входной НДС, ранее принятый к вычету по этим затратам, нужно восстановить. Восстановите налог независимо от того:
- из какого бюджета получены субсидии (бюджетные инвестиции): федерального, регионального, местного;
- включена ли сумма налога в субсидии (бюджетные инвестиции).

Если за счет средств субсидии или бюджетных инвестиций организация приобрела товары (работы, услуги), входной НДС к вычету не принимайте. Ведите раздельный учет по таким товарам (работам, услугам). При наличии раздельного учета входной НДС учтите в расходах при расчете налога на прибыль. Если раздельного учета нет, учесть налог в расходах нельзя.

Такой порядок предусмотрен пунктом 2.1 статьи 170 и подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК. Аналогичные разъяснения в письме Минфина от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 , которое доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС от 03.04.2018 № СД-4-3/6286 .

В каких случаях нужно восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету

Ситуация: нужно ли восстанавливать НДС по затратам, на возмещение которых организация получила субсидию из местного (регионального) бюджета с учетом налога

Да, нужно.

Восстановите НДС независимо от того, из какого бюджета поступит субсидия: федерального, регионального или местного. Если местный бюджет выделил организации субсидию на покрытие затрат, налог, который был принят к вычету по этим затратам, придется восстановить.

Основание, по которому выделена субсидия, и источник ее выплаты для целей НДС значения не имеют. Например, распорядитель средств местного бюджета - администрация муниципального образования. Она же является собственником муниципального унитарного предприятия. По решению местного совета администрация выделили МУП субсидию из местного бюджета на возмещение затрат, связанных с уставной деятельностью предприятия. НДС, ранее принятый к вычету по таким затратам, нужно восстановить.

Другой пример - субсидии, которые сельхозпредприятия получают из бюджета на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства. Если за счет такой субсидии сельхозпредприятие оплатило расходы с учетом НДС, принимать налог к вычету нельзя. Либо его придется восстанавливать. Такой позиции придерживаются представители Минфина в частных разъяснениях.

Не важно, покрывает субсидия затраты с учетом НДС или нет. Если за счет субсидии или инвестиции компании оплатили часть затрат, восстановите ту долю НДС, которая приходится на эти затраты. Определите эту долю исходя из стоимости покупок (без учета НДС), которые вы оплатили за счет субсидий или инвестиций, и общей стоимости приобретенных товаров (без учета НДС). Такие правила установлены подпунктом 6 пункта 3 статьи 170 НК.

Не нужно восстанавливать НДС в том случае, если организация получила субсидию на возмещение недополученных доходов. Такие субсидии на учет НДС не влияют (письма Минфина от 02.04.2018 № 03-07-15/20870 , ФНС от 03.04.2018 № СД-4-3/6586).

Из федерального бюджета получены субсидии. «Входной» НДС к вычету не принимается

что изменилось
Рассмотрена следующая ситуация. Сельхозтоваропроизводитель получает субсидию на развитие растениеводства согласно постановлению Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1431 . Если такие средства идут на оплату приобретаемых ценностей (работ, услуг), «входной» НДС по ним к вычету не принимается.