Если обвенчались можно ли развестись. Получение развода после венчания в церкви

Количество записей: 212

Что делать, если мы разошлись с мужем, а остались венчаны? Как от этого освободиться?

Елена

Здравствуйте, Елена! «Что Бог сочетал, того человек да не разлучает» - говорит нам Священное Писание (Мк., 10;9). Освободить от мужа Вас теперь может только смерть. Брак по христианской в идеале традиции должен заключаться один на всю жизнь. Хотя, учитывая нынешнее падение нравов, когда многие ставят Церковь перед фактом своего развода и заключения второго брака, приходится снисходить к немощи человеческой. Если Вы соберетесь выйти замуж второй раз, то нужно будет взять на это благословение у епископа. Именно это благословение в народе часто и неверно называют «развенчиванием».

иерей Владимир Шлыков

Подскажите, как правильней поступить? Ситуация такая: у нас с женой были некоторые проблемы в отношениях, она меня выгнала и мы некоторое время не встречались, после жена взяла благословение на развод и подала заявление. Недавно узнал от нее, что в тот промежуток времени, когда мы были в несогласии, она мне изменила 2 раза. В ЗАГСе нас развели. А жена считает, что раз в ЗАГСе не зарегистрированы, значит, и венчания нет, но я-то знаю что это не так. И еще, она не чувствует греха прелюбодеяния за собой. Я люблю ее и знаю, что венчание - оно навсегда. Хочу сохранить семью. И получается, что государством разведены, а не развенчаны. Не будет ли считаться прелюбодеянием мое с ней дальнейшее сожительство? И как дальше вести себя, если она не хочет отношений со мной?

Алексей

Алексей, если вас развели в ЗАГСе и она не хочет отношений с Вами, то тут ничего уже не изменишь. Сохранять Вам уже нечего. А почему такое виктимное (жертвенное) настроение? Вам же изменили? Или была и Ваша вина?

протоиерей Максим Хижий

Если супруги развелись, а брак был венчанный, то что делать с венчанием, и возможно ли построить новые отношения с другим человеком, будучи венчанным с бывшей супругой, так как такого понятия, как "развенчание", нет.

Григорий

Здравствуйте, Григорий, с венчанием "делать" ничего не нужно, а если будете вступать в другой брак, нужно, обратившись в епархиальное управление с ходатайством, получить разрешение на второй брак и венчание, которое совершается несколько иным чином, но тоже будет благословением Божиим. Помоги Бог.

иерей Сергий Осипов

Здравствуйте. Я собираюсь замуж. Мой молодой человек в первом браке был венчан. Я читала, что нет такого понятия, как "развенчание". Как нам правильно поступить?

Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Если развод был по уважительной причине, и не по вине Вашего молодого человека, то ему нужно обратиться в епархиальное управление по месту жительства с прошением о благословении на второй брак.

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте! Очень нужен Ваш совет! Я живу с венчаным мужчиной, он развелся с женой по причине ее измен, а также потому, что когда он хотел ребенка, она, не сказав ему, принимала противозачаточные средства, и он все время лечился, так как думал, что у него какие-то проблемы! Знакомы мы с ним давно, но когда они поженились, мы ни разу с ним не общались, но она в это не верит, и теперь, когда узнала, что он со мной, обвиняет его в том, что он все это время со мной виделся! Сейчас ее семья не дает нам спокойно жить. Я люблю его безумно, хочу прожить с ним всю жизнь, очень хочу от него ребенка, хочу просто жить с ним и сделать его счастливым! Что мне делать с этим, он же еще венчанный, возможно ли развенчаться? Извините за столь интимные подробности!

Анна

Аня, «я люблю его безумно» - это очень неумно. Это совсем не комплимент Вашим чувствам. Постарайтесь умом пользоваться. Если он разведен, то брак, по факту, уже распался. Вам надо идти на исповедь, покаяться в разводе, и обязательно в незаконном сожительстве тоже. А только после думать о создании семьи и рождении детей.

протоиерей Максим Хижий

Доброе время суток! Мы с мужем венчаны, но он подал документы на развод. Хотя инициатором венчания был он сам. Я не понимаю, как мне жить дальше. Могу ли я еще раз выйти замуж? Не скажется ли наш разрыв на будущем наших детей? Я не хочу развода, для меня очень важен церковный брак. Как мне быть?

Антонина

Здравствуйте, Антонина! Поговорите с мужем, напомните ему, что он совершает большой грех, тем самым подавая детям дурной пример, который может сказаться на их поступках в будущем. Вам нужно молиться о своей семье. Если супруг не одумается, то оставьте все на волю Божию. В случае развода Вы еще сможете выйти замуж, так как не Вы были его инициатором. Помоги Вам Господи!

иерей Владимир Шлыков

Здравствуйте, батюшка. Я крещена в армянской церкви, сейчас вышла замуж за русского, мы хотим обвенчаться. Как мне быть? Могу ли я креститься второй раз, но уже в православной церкви?

Армина

Здравствуйте, Армина. Крещение не может повторяться, кроме тех случаев, когда было совершено в религиозных общинах, не имеющих апостольского преемства иерархии. Армянская церковь относится к числу древних восточных церквей, и различия ее вероучения с православным незначительны. Но они есть. В случаях, подобных Вашему, совершается «чин присоединения к Православию». Обычно, это бывает во время исповеди. Но Вам надо будет предварительно поговорить со священником того прихода, где Вы намерены венчаться и быть потом прихожанкой. Объясните ситуацию и следуйте его советам.

иерей Александр Белослюдов

Добрый день! Когда мы венчаемся, мы даем клятвы беречь друг друга, любить друг друга, что бы с нами ни произошло, и в болезни, и в здравии. После 25 лет совместной жизни муж ушел к другой женщине, а мне, венчанной жене, сказал: "Отношения между нами как мужа и жены закончились, детей двух сыновей вырастил, обязанностей у меня перед вами нет, я свободный человек, полюбил, и от вас ухожу считайте, что я для вас умер". Объясните, пожалуйста, в 50 лет моему мужу Бог подарил новую любовь, новые отношения, а мне бывшей жене, что? И ещё вопрос: нарушил ли муж клятвы данные пере Богом при венчании, или его новый брак снимет ответственность с него как мужа, как отца? Извините, пожалуйста. Заранее Благодарю Вас.

Ирина

Да, Ваш муж изменил супружеским обетам. Согрешил. Не знаю, какие оправдания у него есть для этого. К сожалению, многие люди не замечают, что семейные отношения зашли в тупик, живут годами так, будто ничего не происходит. Полагаю, что и Ваш семейный союз развалился не в одночасье. Что-то было, происходило, согласитесь, и раньше? Но одни обеты семью не сохранят. Надо было молиться друг за друга, исповедоваться, когда возникали проблемы… Теперь, увы, это уже не актуально для Вас. Остается смириться, сделать «работу над ошибками», т. е. понять, что и почему произошло. Учиться жить по-новому: стать сильной, а не «брошенной» женщиной.

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте. 2 года назад вышла замуж и повенчалась, но суть в том, что бабушка сказала, у кого венчальная свеча будет короче, тот быстрей умрет, эта свеча оказалась моей. И хоть я отгоняю эти страшные мысли, они все равно возвращаются, не знаю, как быть. А еще в этом году родила сына, и страх усилился немного, и за него боюсь теперь, мы его в 2 месяца покрестили. Как страхи отогнать? Что делать?

Ольга

Ольга, это самый настоящий бред. Я такого еще не слышал. Власть над живыми и умершими находиться только у Бога, а не у свечки. Вы лучше изучайте православие, в церковь ходите, исповедуйтесь и причащайтесь, и сына вашего чаще причащайте. Все мы умрем, конечно, но когда - это только знает один Бог.

иеромонах Викторин (Асеев)

Здравствуйте, батюшки! Когда венчали в церкви, упала в обморок, но венчание батюшка провел до конца через какое-то время. Мамина подруга спросила у служителей церкви, как к этому относиться, они сказали, что все тяготы семейной жизни я буду нести на своих плечах и нужно набраться терпения. Так ли это на самом деле? И ещё вопрос, слышала, что по усопшим нельзя плакать, им там плохо, так ли это?

Светлана

Здравствуйте, Светлана! Думаю, такое странное объяснение дал не священник, а какая-нибудь служащая храма из разряда «церковных бабушек». Верить таким объяснениям не следует. Еще святой апостол Павел предупреждал: «Негодных же и бабьих басен отвращайся, а упражняй себя в благочестии» (1 Тим., 4;7). Семейная жизнь сама по себе является совместным несением Креста, и обмороки здесь не имеют никакого значения. По отношению к умершим мы должны скорбеть, но с надеждой на милосердие Божие и вечную жизнь. Безутешный плач может говорить только о нашем неверии.

иерей Владимир Шлыков

Мы прожили с мужем 22 года,у нас два сына. И тут я узнаю, что он стал изменять мне с моей соседкой, у которой умер муж. Он говорил, что ему плохо в семье и его держит только младший сын. Я, конечно, узнав об этом, попросила его уйти. Он быстро согласился, быстро подал на развод. Еще они собрались венчаться со своей новой спутницей. Я чуть не сошла с ума. Он несколько раз возвращался, а потом опять уходил. Он предатель, стал много врать, я ведь считала его самым честным и преданным. Батюшка в церкви запрещает ему жить с ней, но он не уходит. Пригрозили даже отлучить от церкви. У меня вопрос: после всего их могут венчать, и как быть мне?

татьяна

Здравствуйте, Татьяна. Сочувствую Вам. Но крепитесь, потому что "многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие" (Деян.14.22). Нам следует только свой грех измерять и взвешивать на весах совести, а чужих грехов не видеть совсем. Каноническое право воспрещает виновному в прелюбодеянии, из-за которого распался брак, вступать во второй брак. Но если очень хочется, и не страшно, можно пойти в другой храм, где никто ничего не знает... Но не будем отягощать свою совесть такими рассуждениями. Нам надо свои грехи выплакать. Помилуй нас Господи.

иерей Александр Белослюдов

Здравствуйте. Мы с мужем венчаны, но это было не так, как полагается. Во-первых, мы не причащались и не исповедовались, во-вторых, опоздали после ЗАГСа,и нам венчание значительно сократили; бабуля, которая продавала свечи, орала и отчитывала, за то, что мы опоздали, и довела до слез - но церемонию все же провели. Можно долго в подробностях описывать ситуацию - в общем, мы с супругом ожидали совсем не того, что получили (хотя и нашей с ним вины ни в коей мере не умаляю). Можно ли обвенчаться повторно в другом храме, если мы этого очень хотим?

Алла

Здравствуйте, Алла! Повторно повенчаться вы не можете. Таинство совершилось, независимо от того, в какой обстановке оно происходило. Божия благодать изливается на всех одинаково, а от нас зависит, сколько мы можем вместить. На самом деле, такое важное событие как венчание, редко проходит без искушений. В вашем случае – это ваше опоздание, невоспитанность служащей в храме. А бывает, что и батюшка опаздывает на час из-за пробок на дороге. Совместная исповедь и причастие – это традиция. Если бы Вы чаще ходили в храм, то совершили бы и это. Но сейчас не нужно думать, что что-то было сделано не так. Заботьтесь больше о том, чтобы у вас была крепкая православная семья, посещайте храм и причащайтесь вместе. Так делают многие супруги.

иерей Владимир Шлыков

Добрый день! Скажите, пожалуйста, является ли уход мужа, отца двоих детей, к другой женщине - ГРЕХОМ? Нужно ли мне, венчанной жене, молиться за мужа? Просить за него прощение у Бога? Официально у него сейчас другая жена, а я пока венчанная. Что делать, как поступить? Необходим ВАШ совет.

Ирина

Ирина, дать однозначный ответ – грех или нет – нельзя, если не знаешь причины расторжения брака. Если банальный блуд, то грех. Молиться Вы можете, мы и за врагов молимся. Вы хотите, чтобы вернулся? Подождите, помолитесь и подумайте, нужно ли Вам это. Пройдет полгода, тогда и можете подавать прошение в епархию, если ничего не изменится к лучшему.

протоиерей Максим Хижий

Доброго времени суток! Скажите, пожалуйста, насколько мне известно, венчаться можно два раза, а выходить замуж три раза, но в третий без венчания, это так? Моя знакомая говорит, что замуж можно выходить только один раз в жизни, второй раз обязательно будет несчастливым, Бог не даст счастья женщине или мужчине, если, разведясь, человек снова решит создать семью, сделала она такой вывод из своей ситуации с замужеством. Можно ли женщине надевать белое свадебное платье, если она выходит замуж или венчается в третий раз? Говорят, что ни в коем случае нельзя, иначе будешь несчастна всю жизнь, можно надевать платье любого цвета, кроме белого. И правда ли, что жениху нельзя видеть невесту в подвенечном платье до свадьбы, иначе жених разочаруется в невесте и подвенечное платье нельзя надевать просто так, например, для фото или еще чего- нибудь? Или всё это басни и суеверия?

Ксения

«Про белое платье» - без комментариев, все описанное – грубое суеверие. Церковь благословляет не более трех церковных браков (это значит, венчаний), о ЗАГСовских речи в канонах вообще не идет. Другое дело, что многих сейчас вообще нет смысла венчать и один раз. Слишком легкомысленные. Но если человек покается за ошибки первого брака, станет христианином не просто на словах, его следующий брак вполне может быть счастливым и спасительным. Примеров достаточно.

протоиерей Максим Хижий

Скажите, пожалуйста, возможно ли венчание, если я замужем четвёртый раз? Первые два брака были, когда я не была христианкой (я из мусульманской семьи). Третий брак был заключён, когда я уже была христианкой, но замуж вышла, т.к. священник отказался причащать из-за того, что жила в так называемом гражданском браке. Я, конечно, не знала на тот момент, что более трёх браков церковь не благословляет.

Анна

Анна, все решения по Вашему вопросу должны выносить епархиальные власти. Если духовник посчитает ваш союз спасительным, укрепляющим вашу веру, спасающим от блуда, серьезность вашего желания покаяться и быть в Церкви, то все, что Вы описали (прошлые мусульманские браки и т.п.) может стать основанием для снисхождения. А если он увидит ваше формальное отношение к вере, легкомыслие, то … зачем тогда вам признание Церкви? Живите так, как Вы хотите – 4-й, 5-й, 6-й брак. При чем здесь тогда православие?

протоиерей Максим Хижий

Здравствуйте! С моей семейной жизнью все плохо. Жила в венчанном браке. Поссорились. Муж ушёл и быстро утешился с другой женщиной. Настаивает на разводе и хочет быстрее расписаться с ней. Если я буду молиться долго и усердно, чтобы он вернулся в семью, это будет считаться для меня грехом? Ведь я хочу вернуть мужа от другой женщины? А если они зарегистрируют свои отношения, то, значит, это уже не мой муж? А как же слова "то, что соединил Бог, да не разлучат люди?" Про наше венчание муж говорит, что это моральная сторона дела, и не имеет большого значения, он сходит в храм скажет:"Господи, прости!", и будет считать ничем себя не обязанным. Все ли так просто на самом деле?

По статистике распадается порядка половины венчанных браков. Причины - измена, алкоголизм, рукоприкладство... Спасает ли семью патриархальный строй? Почему зачастую рождение детей разделяет супругов? Как абсолютное послушание духовнику может приводить к катастрофам? Об этом Валерии Михайловой рассказал протоиерей Александр Дягилев, председатель Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства Санкт-Петербургской епархии, руководитель Санкт-Петербургского епархиального центра Православного объединения «Супружеские встречи».

«Я заставлю тебя бояться меня, по апостолу Павлу!»

Отец Александр, вы как-то упоминали о статистике разводов среди венчанных пар. Напомните, пожалуйста, что за статистика?

Эту статистику я веду уже два года. Все приходы подают в епархиальное управление данные о том, сколько у них было крещений, отпеваний и, в том числе, венчаний. А на первом этаже епархиального управления есть приемная, где сидит батюшка, отец Фома, вынужденный принимать прошения на имя митрополита о расторжении церковного брака - он тоже ведет свою статистику: сколько прошений принято, сколько удовлетворено. Вот эти данные я и сопоставил. В 2014 году в Санкт-Петербурге было 1738 венчаний и примерно 620 разводов. В 2015 году - 1638 венчаний и 901 развод. То есть тенденция - не самая лучшая. За 2016 год, понятно, данных у меня еще нет.

- Церковный развод - это то, что на светском языке люди называют «развенчанием»?

Да, именно это слово люди, как правило, используют, хотя оно некорректно. Скажем так, на практике они приходят не к самому архиерею, а к его секретарю, или к специально поставленному решать такие вопросы священнику - к тому же отцу Фоме. Причем у отца Фомы есть свое очень мудрое требование: если пара менее года в гражданском разводе, то ее прошение не рассматривается. А с недавнего времени тех, кто хочет подать на развод, сначала стали отправлять ко мне, и лишь после разговора со мной - к отцу Фоме.


- А о чем вы говорите с ними?

Во-первых, я задаю им вопрос: «Что у вас произошло? Что заставляет вас подавать на развод?» Некоторых этот вопрос удивляет и даже возмущает, потому что люди привыкли, что это их личное дело: захотел - женился, захотел - развелся. Зачем спрашивать?

Я объясняю, что, вступая в венчанный брак, они публично обещали Богу и Церкви хранить любовь и верность друг другу всю жизнь, а тут - «здрасьте». Поэтому, я считаю, вопрос уместен: «Что у вас произошло?» Хотя бы потому, что они получат сейчас церковный развод с правом вступления во второй венчанный брак, и где гарантия, что печальная история не повторится? Но чаще всего люди потом даже благодарят за этот разговор - хотя бы кому-то действительно оказалась важна их семейная история, их семейная трагедия, и хотя бы кто-то их выслушал.

- В чем обычно причина расторжения именно церковного брака, по вашему опыту?

В основном алкоголь и наркотики. Очень часто - насилие, чаще всего мужчина бьет женщину, хотя бывает и наоборот. Ну и, соответственно, часто одно совмещается с другим. Очень распространенная вещь - супружеские измены.

Но при этом, наверное, есть и те, кто никаких прошений не подает: развелись, и ладно. Раз приходят, значит, предполагают венчаться снова в новом браке, наверное, это для людей не пустой звук?

Трудно сказать. Мне как-то рассказали об одной женщине, которая была в трех венчанных браках, и ни один из них официально не был расторгнут в епархии перед вступлением в последующий, хотя сейчас она живет одна. Как она утверждает - ни разу при вступлении в новый брак ее не спрашивали о предыдущей жизни - просто записывали на венчание и венчали.

Понятно, что в 90-е годы и в начале 2000-х было модно венчаться, часть людей так «по моде» и повенчались. Помню, в больших городских соборах венчание было поставлено «на конвейер», по несколько пар в день, я сам это видел. Венчание суеверно рассматривалось как гарантия счастливой семейной жизни. Сейчас, мне кажется, отношение к Церкви в обществе, не без участия СМИ, несколько изменилось, причем, к сожалению, не в лучшую сторону. Такой моды на венчание уже нет.

Я могу назвать еще одну цифру. Каждый год в Санкт-Петербурге регистрируется 56-57 тысяч браков и где-то 24-25 тысяч разводов.

Получается, в 2015 году 43% браков, заключенных в ЗАГСах, распались. Эти цифры я сопоставил с цифрами по венчаниям, и получилось, что в 2015 году на 56926 браков только 1638 пар приняли решение обвенчаться, то есть менее 3%. Это примерно соответствует количеству глубоко воцерковленных людей, на мой взгляд.

Даже так? Глубоко воцерковленные люди - и могут поднять руку на жену, имеют проблемы с алкоголем?

Как ни странно, да! Кто сказал, что в Церкви все здоровые? Искать в Церкви абсолютно здоровых людей - это такая же ошибка, как искать их в больнице. Люди приходят со своими немощами, они пытаются от них избавиться, но у них бывают и срывы.

Кроме того, мы должны понимать, что семейные проблемы часто даже провоцируются чрезмерной религиозностью некоторых людей, которые, например, ссылаются на «Домострой», на святых отцов, на какое-то свое понимание фразы из 5-й главы Послания к Ефесянам: «а жена да боится своего мужа» и требуют от жен абсолютно беспрекословного послушания. Это форма шантажа: «Если ты не будешь меня во всем слушаться, то я заставлю себя бояться, по апостолу Павлу имею на это право!» Бывают и угрозы, и игра на чувстве вины, чувстве долга и так далее.

За мужем, а не перед мужем

- Очень популярные слова, кстати - «жена да убоится мужа». А как их верно трактовать?

Мужья должны любить своих жен «как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф.5:28) - об этом апостол Павел говорит в той же главе. А жена да боится своего мужа, то есть жена должна сама себя сдерживать в попытках быть главной в семье. Изначально мужчина и женщина сотворены как равноценные существа, и в отношениях между мужем и женой не было субординации - она возникнет, по слову святителя Иоанна Златоуста, вследствие грехопадения. А так - они разные, но равнозначные половинки единого образа Божия.

В 3-й главе книги Бытия описывается грехопадение. Я не буду сейчас на этом подробно останавливаться, заострю лишь внимание на том, что наказание Бог изрекает отдельно змею, отдельно Еве и отдельно Адаму. Значит - мужчина и женщина равноценны перед Богом, но находятся в разных телах и несут на себе разные последствия грехопадения. И что Бог сказал Еве: «Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою» (Быт. 3:16). Но самое интересное, что на иврите это звучит иначе: «אֶל הָאִשָּׁה אָמַר הַרְבָּה אַרְבֶּה עִצְּבוֹנֵךְ וְהֵרֹנֵךְ בְּעֶצֶב תֵּלְדִי בָנִים וְאֶל אִישֵׁךְ תְּשׁוּקָתֵךְ וְהוּא יִמְשָׁל בָּךְ». Это может быть переведено как: «Многократно усилю боль твою в беременности твоей, через боль будешь рожать детей, при этом будешь испытывать сильное и страстное желание быть над мужем твоим, но это он будет принимать решения относительно тебя».

Бог этим как бы говорит: «Женщина - ты можешь выскочить вперед, у тебя есть для этого все способности плюс есть сильное желание поуправлять мужем. Один раз это у тебя получилось, теперь вы оба лишаетесь Эдемского сада.

У тебя будет это получаться и в дальнейшем, но ни к чему хорошему это не приведет ни для тебя, ни для мужа. Счастливой от этого ты точно не станешь. А поэтому теперь, после грехопадения, когда вы стали смертными - просто даже ради выживания, а также для нормальных отношений между вами и для спасения ваших душ, ты сама должна держать себя ЗА мужем, а не ПЕРЕД мужем. А Адам отныне будет нести ОТВЕТСТВЕННОСТЬ за тебя».

Адаму же Бог сказал: «За то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей…» (Быт. 3:17). Бог поставил перед Адамом вопрос ответственности, как бы говоря: «Даже если согрешила твоя жена, в первую очередь, Я буду спрашивать с тебя. Я даю тебе власть над женой, но это власть с ответственностью. Ты должен ее беречь, если с ней что-то случилось - отвечаешь ты. Именно поэтому ты не обязан всегда руководствоваться волей твоей жены - взвешивай ситуацию, и последнее слово всегда за тобой. Более того, ты отвечаешь не только за жену, но и за весь материальный мир, который был когда-то тебе дан в обладание. Из-за твоего грехопадения проклятие пало на всю землю, теперь будешь питаться от нее со скорбью».

Однако, и это важно, в Библии нет заповеди о необходимости силового принуждения жены к страху и подчинению своему мужу. Это должен быть выбор самой женщины, ищущей возможности спасти душу и угодить Богу. Если же брать текст Еф. 5:20-33, который читается в таинстве Венчания - там отношения мужа и жены берутся апостолом Павлом за образец, чтобы проиллюстрировать отношения Христа и Церкви. Поэтому «как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем» (Еф. 5:24).

Перед этим, в начале 4-й главы, он рассуждает о Церкви как о теле Христовом, состоящем из людей. Давайте задумаемся, как мы с вами - Церковь Христова - боимся Иисуса Христа? Мы что - забираемся под стол при виде Его иконы, и хотим быть от Него как можно дальше? Нет, конечно! А Он - разве нас бьет и заставляет Себя бояться? Нет! Напротив - мы любим Иисуса Христа: Его иконы у нас на почетном месте, мы зажигаем перед ними лампады, свечи и молимся Ему, доверяемся Ему, исповедуемся Ему, любим Его. А Он - «возлюбил Церковь и предал Себя за нее» (Еф. 5:25).

Наш страх перед Господом - это страх Его огорчить, сделать что-то противное Ему, но не потому, что мы Его ненавидим; а Он, типа, как злодей - ищет повода нас наказать. Мы боимся огорчить Его - Того, Кого мы искренне любим, ибо сказано: «В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх, потому что в страхе есть мучение. Боящийся несовершен в любви. Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:18-19).

Следовательно, слова «а жена да боится своего мужа» (Еф. 5:33) однозначно следует понимать как «а жена да держит сама себя в благоговении и уважении с любовью по отношению в своему мужу, боясь его огорчить», а мужу сказано в этом же стихе: «Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя». Приведу еще одно место из Священного Писания на эту тему: «Жены, повинуйтесь мужьям своим, как прилично в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы». (Кол. 3:18-19).

Духовник благословил…

А почему, на ваш взгляд, вообще становится необходимым давление одного супруга на другого? Ведь в брак вступают любящие друг друга люди, вступают добровольно. Притом это люди, знакомые с христианством, которые знают, что надо уступать, любить, терпеть, смиряться друг перед другом. Зачем давить тогда?

Одна из причин, с которой я столкнулся не так давно - на выезде по программе «Семейный диалог» Православного объединения «Супружеские встречи», который был в ноябре этого года в Алма-Ате - это вступление в брак не по своей воле, а по благословению духовника. Причем, как я понял, там это часто практикуется, или практиковалось раньше… Я был этим шокирован, но боюсь, что с этим явлением можно встретиться не только там.

- То есть сам брак - не добровольное решение супругов?!

Да. Духовник говорит: «Ты - выходи за вон того, а ты - женись вот на этой, благословляю!» - и всё. Например, у нас среди участников была пара, где девушка открыто говорила о том, что она всю жизнь любила другого человека и хотела за него замуж, а духовник велел ей выйти за какого-то парня из прихода. Но чуда не произошло, отношения не выстроились.

Опять же, как у нас можно встретить во многих книгах и брошюрках: «Ослушаться духовника - это страшный грех. Живьем в аду сгоришь, если духовника ослушаешься! Если духовник благословляет, значит, так и надо! Слово духовника (или старца) - это слово Божие - его нельзя ставить под сомнение, ибо послушание превыше поста и молитвы…» Вот под этим соусом, бывает, люди выходят замуж и женятся, совершенно не думая сами. Причем, если на выезде «Супружеских встреч» мы просим супругов: «Вспомните время, когда вам было хорошо, когда вы гуляли вместе под ручку, когда смотрели друг другу в глаза, когда мечтали всю жизнь провести вместе, когда просто от того, что вы находитесь рядом, вам было хорошо», - тут получается, что у этих людей такого даже и не было никогда в их жизни.

Это одна из специфических проблем православных людей. Слава Богу, уже не такая массовая, но она есть.

Но ведь святые отцы пишут, что нужно собственную волю отсекать, действительно, что «послушание выше поста и молитвы». Казалось бы, логично: для чего тогда людям принимать собственные решения, если они могут проявить святое послушание?

Начнем с того, что на каком-то этапе истории Церкви Православной - примерно веке в пятом - монашество, которое появилось преимущественно в пустынях как отшельничество, начинает распространяться и в городах. Строятся городские монастыри. Монахи перестают быть чем-то диковинным, далеким, живущим в пустыне - они здесь, рядом, и миряне могут их видеть. Часто это люди святой жизни, которые отрешились от всего земного, которые свято блюдут устав, молятся, как никто, постятся, как никто, очень скромные, смиренные, преисполненные добродетелей…

Постепенно возникла идея, что монашество - это путь идеальной христианской жизни, что миряне должны во всем монахам подражать, что подлинные христиане - это монахи, а миряне - это как бы «недоделанные» монахи, те, кому «слабó» принять постриг.

Так что в среде мирян стал культивироваться комплекс по поводу того, что они не ушли в монахи, что они от этого как бы второсортные христиане.

Как только эта точка зрения появилась и стала культивироваться, возникла и другая: что миряне должны хотя бы стремиться уподобляться монахам во всем, насколько это возможно.

В монашеской жизни действительно существует такое важное понятие, как духовное послушание. Но в наши дни этим словом называются очень разные вещи: и административное подчинение архиерею или игумену монастыря, и просто некая трудовая повинность в духовной семинарии или монастыре (на послушание отправляют на поле, в коровник, еще куда-то).

А «послушание» в его изначальном смысле - это некое духовное руководство духовником-старцем, что важно - добровольное, когда послушник вверяет свою волю в руки своего духовного наставника, который, действительно, явил святость жития. Человек, видя эту святость жизни, хочет у него научиться, поэтому доверяется ему, живет рядом с ним, следует его примеру и регулярно, что важно, открывает ему свои помыслы. Каждый вечер послушник приходил к своему старцу и рассказывал - причем, что важно, без оценки, хорошо это или плохо - какие события происходили, какие помыслы и чувства у него при этом возникали, и уже сам старец давал оценку тому, что происходит, советовал, как послушнику себя вести. Причем у такого старца было один-два или три послушника максимум.

Практику откровения помыслов, кстати, многие путают с исповедью.

- А в реальности?

В реальности это было возможно только в монастырях, для мирян пытаться исповедь превратить в откровение помыслов - это безумие! Большинство приходских священников - вовсе не духоносные старцы, и прихожан у них - не два-три человека.

Тем не менее сама идея духовного руководства из монашества перешла и к мирянам. Правда, что это такое, они до конца так и не поняли, но поняли, что обязательно нужно иметь духовника, который за тебя все решает, а ты - исполняешь послушание. К сожалению, некоторые священники такой тип отношений чуть ли не навязывают: «Мне, а не кому иному, ты обязан послушаться, только у меня обязан исповедоваться, только мои советы выполнять…»

Кто сказал, что это так? Ведь тот же преподобный Иоанн Лествичник советует: искуси старца, прежде чем доверить ему волю свою - тот или не тот это человек, чтобы ему послушаться. Опять же, со временем этим словом стали называть еще административное подчинение начальствующему в церкви или в монастыре, что вносит еще бóльшую путаницу.

Часто советуют мужу и жене иметь одного духовника, и этот совет оказывается разумным и полезным. На ваш взгляд, какова тогда роль духовника в жизни семьи? Насколько он должен вмешиваться в вопросы семейные?

Задача духовника как священника - исповедовать пару и, если между ними возникают какие-то сложности и непонимания, помочь им их преодолеть. И то, если они согласны на его вмешательство, а лучше, если они его об этом просят. Бывает, просьба о вмешательстве есть, но только с одной стороны. Здесь не очень корректно, на мой взгляд, будет давать советы, обязательные для исполнения обоими супругами.

Даже если обе стороны готовы попросить какого-то вмешательства священника в ситуацию, он не вправе прийти к ним в дом и начать жить их жизнью. Он может помочь им понять причины произошедшего конфликта, например, и дать какие-то рекомендации по выходу из этой ситуации. А в общем, вмешиваться в личную жизнь людей, особенно в интимную сферу, это не корректно.

В наши дни по рукам православных ходят всякие «перечни грехов» от всяких тайных монахинь или «афонско-кавказских» старцев: и там пишется, что интимные отношения должны быть только в такой вот позе и лишний раз ничего трогать нельзя, что интимные отношения возможны только ради чадородия, и всякий половой акт, не закончившийся зачатием ребенка - греховен. Примерно так утверждается в этих странных письменах, и почему-то они оказываются для людей более авторитетны, чем то, что написано в официально изданных церковных книгах, чем святитель Иоанн Златоуст или апостол Павел, который писал: «Во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа» (1 Кор. 7:2). То есть не только ради чадородия, но и во избежание блуда.

Во-первых, нигде в Священном Писании не сказано, в какой позе супругам вступать в интимные отношения, что им трогать при этом, а что - нет. Сказано: «ложе нескверно» (Евр. 13:4). Во-вторых, вообще подробности интимной жизни, а также блудных грехопадений, неполезно исповедовать, потому что воспоминание подробностей, вместо покаяния, рождает разжение плоти, желание вновь грех повторить, да и зачем духовнику слышать о таких вещах, особенно если он - монах? О том же пишет и преподобный Иоанн Лествичник, говоря, что подробности совершения блудных грехов не полезно ни вспоминать, ни исповедовать, ни слушать на исповеди духовнику. У каждого блудного греха есть свое название, его нужно сказать на исповеди, а в подробности лезть - не надо. В-третьих, духовник не вправе влезать в пределы супружеского ложа. Эта сфера, на мой взгляд, должна быть закрыта даже от него, если, разумеется, речь не идет о каких-то иных вещах - о насилии, например.

Зарплату отдал - ответственность снял

- Какие бы вы еще назвали «болезни» брака, особенно характерные для православных?

Здесь можно говорить о некой общей болезни, которая особенно касается российских мужчин, но отчасти и женщин: называется она словом «инфантилизм». Закладывается она, когда человеку с детства говорят, что хороший ребенок - это послушный ребенок. Ребенок, естественно, пытается искренне делать то, что от него взрослые ждут, пытается быть хорошим, послушным мальчиком или послушной, хорошей девочкой.

Для родителей послушный ребенок удобен, но послушный ребенок - это безынициативный ребенок, послушный ребенок - это безответственный ребенок, он просто хороший исполнитель того, что требует папа или мама. Потом, на каком-то этапе, начинается подростковый бунт - человек пытается выйти из-под этого тотального контроля. Но, в общем и целом, получается так, что идея «хороший ребенок - послушный ребенок» остается у такого человека в подсознании и в дальнейшей жизни.

- Как это сказывается на семейной жизни?

Ребенок вырастает, он становится уже молодым дядей, но… все время ждет, что кто-то за него примет решение, кто-то скажет, как ему поступать. Он ищет этого! Самое интересное, что порой он ищет этого в своей супруге, то есть супруга ему в каком-то смысле заменяет маму. «Мама меня поила, кормила, за меня все решения принимала, а тут появилась «новая мама», просто помоложе, с ней можно даже в интимные отношения вступать, а еще она меня напоит, накормит и все решения примет, а я ей буду зарплату отдавать» - примерно так. Это такая форма мужского инфантилизма.


Отец Александр с супругой. Фото: Андрей Петров

- Есть какие-то исторические, социальные причины, которые ее обусловили?

Об этом можно много рассказывать, но могу сказать, что главным образом на это повлияла Вторая мировая война. В нашей стране сталинские репрессии, Великая Отечественная война выкосили лучший мужской генофонд, а женщин приучили к идее «я должна быть сильной». Это форма психологической травмы у многих женщин: «что делать, жизнь такая», «я должна быть сильной», «мужики такие пошли, ничего не поделаешь!»

Получается, что, с одной стороны, мама детям говорит: «Наш папа - самый главный в семье», потому что где-то внутри у нее тоже есть понимание, что мужчина должен быть главным. Но, с другой стороны, фактически все решения принимает она, ему по-настоящему не доверяет, бразды правления, решение финансовых вопросов мужу не отдает, принуждает его отдавать ей всю зарплату. Даже если он не алкоголик, зарплату не пропивает. Таким образом, доверия нет. Особенно если папа зарплату отдавал маме, для сына это - норма жизни с детства, он так и поступает в своей собственной семье.

Это действительно принято почти во всех семьях. Но вроде бы и логично: женщина ведет хозяйство, знает, чего и сколько нужно купить, поэтому и распоряжается деньгами. Это неверно? Почему, на ваш взгляд, финансами должен ведать мужчина?

Кто сказал, что хозяйство ведет женщина? Как раз в нормальной семье хозяйство ведут все, включая детей. А тут получается психологическая ловушка, ее механизм такой: мужчина зарплату отдал - ответственность с себя снял. Женщина деньги у мужа взяла, теперь за хозяйство и выживание семьи отвечает она. Ведь тот, у кого деньги, кто контролирует их расход, тот знает, как и чем живет семья, но он же за нее и отвечает. Если деньги у папы, и он их выделяет на продукты, на тетради для детей, на одежду, на обувь, то он тоже живет жизнью семьи.

А так - деньги жене отдал, пусть она их тратит, как хочет, лишь бы меня голодным не оставила (опять же - как мама в детстве). А я - пошел пить, гулять, на рыбалку, в гараж…

Кстати, тогда же, в послевоенные годы, когда возникла традиция, что муж отдает зарплату жене, появилась идея, что воспитание детей - это женское дело, мужчины должны работать на заводе, в гараже, где угодно, а заниматься домом и воспитывать детей должны женщины. Именно это стало причиной, что девушки пошли в педагогические вузы, и сейчас в школах у нас практически везде учительницы, а учителей почти что нет. До революции было иначе, даже еще и до войны.

- Но и зарплата у педагогов соответствующая - вполне женская.

Здесь зарплата ни при чем, имеется в виду само отношение: детей воспитывать - не мужское дело.

- Какая картина - обратная тому, что вы сейчас обрисовали, как должно быть и почему?

Это очень сложный вопрос. Потому что патриархальное общество, где мужчина был главным, уже не вернешь в том виде, в каком оно было. Там, действительно, семья полностью зависела от мужчины, от его воли. Задача женщины была рожать как можно больше детей: много детей, значит, много работников, и значит, в старости о тебе позаботятся - пенсии-то не было. «Дети скинутся тебе на старость» - такая была «пенсионная система» еще лет сто назад.

Сейчас все иначе: образовательный, социальный уровень женщины значительно вырос, многие женщины зарабатывают больше, чем их мужья. Раньше без мужчины было немыслимо вести хозяйство: как построить дом, как выкопать колодец, как привезти дров, как сделать печку в доме? И обязанности были четко распределены между мужчиной и женщиной. А в наши дни это совсем не так. Вот кто должен мыть посуду в доме?

Если оба работают и приходят примерно в одно время с работы, уставшие, то совершенно не факт, что это женская обязанность…

Да, не факт, что только женская. Приходится договариваться. Опять-таки, мы живем в те дни, когда можно просто загрузить посуду в посудомойку, нажать кнопку - и все. Тип жизни изменился. В наши дни женщина запросто может заработать денег сама и нанять бригаду узбеков-таджиков, чтобы они ей дом построили или колодец вырыли…

Есть еще один важный момент: важное условие существования патриархальной семьи - не только каноническая зависимость женщины от мужчины, но еще и традиции. Скажем, девочка видит на примере своей мамы, как ей вести себя, когда она вырастет, станет женой и матерью. Мужчина видит на примере своего папы, как ему себя вести, когда он станет мужем и отцом. Потому что, как папа, мама жили в избе, так и дети, когда женятся, живут в избе; как родители пахали землю, так и они будут пахать землю; сын кузнеца становится кузнецом, сын священника - священником.

То есть существовала некая преемственность - и в плане профессии, и в плане быта. И многое в таких семьях было понятно просто по умолчанию. А в наши дни, когда профессия родителей вовсе не определяет профессию детей, когда традиции давно утеряны, и мы о них узнаем, в лучшем случае, только в музеях, нам неоткуда научиться, как выстраивать отношения друг с другом. По умолчанию это уже не работает!


Художник Иван Куликов. “Семья лесника”

Но посмотрите: к патриархальному строю пытаются вернуться как раз многие верующие люди. И не только православные: например, есть протестантские авторы, которые настаивают на том, что женщине желательно не работать, а заниматься только домом, детьми…

Мы должны понимать, что поскольку ситуация в обществе изменилась, для того, чтобы вернуться к изначальному патриархальному укладу, который был много тысяч лет на Руси и в других странах, нужно, чтобы резко упал социальный и образовательный уровень женщины. Сами женщины на это не согласятся и, в принципе, это уже немыслимо в наши дни. Значит, нужно понимать, что приходит время какому-то другому типу отношений, которому не было аналогов в истории.

В советские годы тоже возник особый тип отношений - детоцентричная семья, когда все ради ребенка, все во имя ребенка, причем чаще всего в семье ребенок один, максимум - два. Цель - поднять его и «причинить» ему счастье! Как раз из таких семей инфантильные дети потом и вырастают, на самом деле. Я вырос в такой семье, как, думаю, и большинство советских людей. Вот тебе, милый, лучший детский садик, лучшая школа, вот тебе по блату - поступление в институт, вот тебе то-се… а чего сам добился в жизни, чего сам достиг?

Более того, когда такой ребенок пытается жениться или замуж выйти, мамочка активно не пускает. Если пустила, то потом активно в жизнь новой семьи вмешивается. Особенно, если они живут вместе, в одной квартире, из-за этого долгое время не могут стать отдельной, независимой семьей. И классическая манипуляция: «Мужей у тебя может быть много, а мать у тебя одна!»

Патриархальный уклад, многодетность от детоцентризма точно спасает. Разве нет?

Патриархальный уклад - совсем не панацея от проблем, это точно. В современной ситуации, когда женщины образованы не хуже мужчин, могут зарабатывать не меньше, а то и больше них, когда есть социальная поддержка и пенсионная система, когда традиции утрачены, получается, скорее, игра в патриархальную семью. Насколько я знаю, часто и в таких патриархальных семьях, при наличии многих детей, браки распадаются, особенно когда дети подрастают. Зависимость мамы от грудного ребенка максимальная, а когда ребенок уже более или менее самостоятельный, тут-то и выясняется, что «я тебя никогда не любила» - и семьи распадаются.

Чаще, конечно же, супруги любили, но с годами уже забыли, «как это», потому что жена посвятила всю свою жизнь детям, муж - работе, карьере, потому что на эту семью нужно было зарабатывать. В итоге самих отношений между ними так и не возникло. Дети выросли и ушли, а они не понимают, зачем вообще оставаться вместе…

Брешь в отношениях размером с ребенка

А куда исчезают отношения? Люди ведь именно ради отношений женятся и выходят замуж - любят друг друга, тянутся друг к другу. Появляются дети, семья растет, жена воспитывает, «спасается чадородием», муж работает, все это естественный ход событий - а самое главное, любовь, уходит. Почему?

Насчет выражения «женщина спасается чадородием» не все так однозначно. Скажем, в свое время из-за этого сложилась скандальная ситуация, когда отец Ианнуарий (Ивлиев) - один из специалистов в области новозаветных текстов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, очень хорошо владеющий древнегреческим языком - разбирая этот текст, показал, что там говорится немножко о другом.

По его версии, понимать текст следует так: женщина спасается, несмотря на чадородие. Не в том смысле, что чадородие вредит спасению, конечно же. Если посмотреть сам текст, там сказано: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:13-15).

В общепринятой трактовке получается, что сам факт чадородия спасает: рожай и спасешься. А отец Ианнуарий предположил другое: по тексту получается, что женщина, рожая детей, уже не может принимать такого активного участия в миссии, много молиться, оказывать поддержку неимущим, как могла бы, если бы не было детей. Она вынуждена вкладывать много сил в детей, в житейские заботы и меньше - в духовную жизнь, но, несмотря на это, она спасается. Бог проявляет к ней особую милость, учитывая сам факт того, что у нее много детей, однако при условии проявления ею веры, любви и святости с целомудрием.

Спасает же именно вера, любовь, святость и целомудрие, несмотря на чадородие и связанные с этим житейские заботы.

Кстати, греческая частица διά имеет много значений, поэтому текст может быть переведен как «за чадородие», «через чадородие», «в чадородии», «в течение чадородия», а также «для чадородия» и «несмотря на чадородие». Фраза еще может быть переведена как «ради рожденного чада» или «через рожденное чадо», то есть - если из ребенка вырастет благочестивый христианин, то благодаря этому будет спасена и мать. Речь в этом случае идет не о физиологическом процессе родов, а о рождении человеческой личности, о воспитании ребенка в вере и благочестии.


Фото: Ольга Папина / disfo.ru

- Все-таки создается впечатление, что дети часто становятся препятствием в построении и поддержании отношений между супругами, что это два разных полюса…

Просто у многих есть такое представление, что, когда появляются дети, то отношения автоматом должны стать лучше. Я знаю даже, что некоторые рассматривают появление детей как способ улучшения ситуации в семье. То есть, если что-то у нас пошло не так - надо нам ребеночка родить, Господь через ребеночка нас как-то сблизит, и у нас все станет хорошо. Но, на самом деле, если в отношениях между мужем и женой есть некая брешь, то ребенок ее скорее только усилит.

Связывая свою жизнь со своей второй половинкой, любой из нас уверен, что это навсегда. Но бывает и так, что в жизни все складывается не так, как хочется нам. Часто, еще не так давно сильно любящие друг друга сердца, которые произносили клятву верности перед Богом, теперь расходятся в разные стороны, становясь абсолютно чужими. Что делать в такой ситуации? Возможно ли осуществить развенчание церковного брака или церковный развод? Возможно ли повторное венчание в церкви с другим супругом?

Союз двух любящих людей, благословлённый небесами, считается вечным, ведь это особый обряд, особое церковное Таинство. Поэтому прежде чем венчаться в церкви молодым людям необходимо очень хорошо все обдумать, это очень ответственное решение, ведь церковь порицает развод. Отсюда в православной религии не существует ни церковного развода, ни обряда развенчания церковного брака. Тем не менее, несмотря на неодобрение, православная церковь в некоторых обстоятельствах может пойти на снисхождение к «грешникам» и дать согласие на повторное церковное венчание (о них ниже). Только в одном случае церковные каноны без порицания разрешают повторно связать священным венчанием с другим избранником – в случае смерти бывшего супруга (супруги), то есть вдовцам или вдовам.

Для проведения повторной церемонии венчания пара, после обычного бракосочетания в ЗАГСе, со свидетельством на руках должна обратиться с прошением в областное Епархиальное управление, поскольку священники без согласия Епархии (архиерея) повторно осуществить это не в силах, у них отсутствуют на это соответствующие полномочия. Адрес этого управления можно узнать в любом храме по месту жительства. Но и в этом случае в Епархиальном управлении выдают благословение на повторное осуществление обряда церковного венчания, никакого права на расторжение (развенчание) церковного брака не выдают. Кроме свидетельства о заключении брака для подачи прошения в епархиальное управление потребуется удостоверение личности и свидетельство о расторжении брака с предыдущим супругом. Кроме того, не должно существовать никаких канонических препятствий для осуществления церемонии. Подавать прошение вправе один супруг, присутствие пары не обязательно. Когда разрешение Епархии на повторный церковный брак будет у вас, можно идти в любой храм и там пройти обряд венчания второй раз.

Процедура повторного венчания несколько отличается от первоначальной. Если венчание оба супруга проходят повторно, то обряд осуществляется что называется «вторым чином», то есть без возложения венцов. В случае, когда только один из супругов проходит церемонию повторно, то обряд осуществляется по всем правилам. Обряд православного церковного венчания (брака) не может быть осуществлен более трех раз.

Причины для осуществления повторного церковного брака.

  • Заболевание проказой, сифилисом или СПИДом.
  • Создание одним из супругов новой семьи (заключение брака).
  • Смена веры одним из супругов (отпадение от Православной веры).
  • Неспособность к брачному сожитию, возникшая до брака как намеренно, так и случайно.
  • Намеренное оставление супруга (супруги) или длительное безвестное отсутствие одного из супругов.
  • Осуждение к наказанию.
  • Противоестественные пороки (мужеложство, рукоблудие, скотоложство).
  • Покушение на жизнь или здоровье супруга (супруги) или совместных детей.
  • Неизлечимая душевная или иная болезнь (в том числе наркомания и алкоголизм), медицински засвидетельствованная.
  • Неспособность к продолжению рода.
  • Венчание родственников или канонических несовершеннолетних (15 лет - для мужчин, 13 - для женщин).
  • Венчание при наличии законной супруги.
  • Заключение брака против воли одного из супругов.
  • Совершение супругой аборта против воли супруга.
  • Снохачество или сводничество.
  • Прелюбодеяние (измена) одного из супругов.
Такие причины, как «не сошлись с супругом характером», «не ладим с родственниками», "неспособность мужа финансово обеспечивать семью" и т.п. являются недостаточными для расторжения церковного брака.

Согласно византийскому праву, измена не являлась мотивом для расторжения брака в случае, если в ней были виновны обе стороны, в случае, когда супруги обоюдно простили друг друга, либо когда срок подачи жалобы истек (пять лет). Благословение архиерея на повторное проведение церковного обряда получит только супруг, не замешанный и не повинный в прелюбодеянии. Лица, виновные в расторжении брака смогут пройти церемонию повторно только после покаяния и выполнения епитимии (паломничество, пост, милостыня и т.п.). Если это третий случай брака срок епитимии увеличивают исходя из канонических правил.

Учитывайте ошибки первого брака и не совершайте их во втором. Наберитесь терпения, сохраняйте чувство любви и нежности друг к другу, идите на компромиссы. Постарайтесь сделать так, чтобы ваша христианская семья существовала вечно.

Вика Ди

Таинство венчания – серьезный, ответственный шаг, одно из церковных обрядов, соединяющих супругов в жизни и после смерти. К нему следует готовиться духовно и физически, ведь это шаг к семейной жизни до поры, пока смерть не разлучит супругов. Однако в последнее время некоторые пары бездумно решают повенчаться , не отдавая себе отчет в серьезности этого действия. Такие отношения зачастую недолговечны. К сожалению, нередко брак распадается. Статистика разводов в России весьма неутешительна – больше половины зарегистрированных отношений оканчиваются разводом.

Как развестись, если супруги были повенчаны?

На практике развенчивания не существует. Супруги разводятся в ЗАГСе, согласно законам, и живут порознь. Если один из супругов захочет венчаться повторно, то ему нужно подать прошение архиерею на разрешение на повторный брак.

Эту процедуру и называют «развенчиванием», хотя на самом деле это получение благословения на последующее бракосочетание

Таким образом, ответ на вопрос можно ли венчаться второй раз после развода – да, можно, с разрешения церкви. Венчаться можно до трех раз . Но причины для расторжения брака, согласно церковным уставам, должны быть весомыми. Повод вроде «не сошлись характерами» не подойдет.

12 Сен 2018 в 12:27 PDT

Церковь относится крайне негативно к любому разводу, считая это трагедией и своеобразной смертью семьи. Особенно, если это венчанный брак. Но в любом случае, если семейная жизнь оказывается невозможной для одного или обоих супругов, то развод неизбежен.

Последствия такого непростого решения могут быть тяжелыми, но это вопрос совести каждого из супругов. Церковь не накладывает на разведенных никакого презрения или наказания – это личное дело каждого , и отвечать они будут перед собой и перед Богом. Важный вопрос, который должны задать себе люди, собирающиеся развестись – можно ли сохранить семью или это невозможно.

Как происходит церковный развод?

Поскольку такого понятия, как церковный развод после венчания, не существует, есть только понятие получения разрешения на повторный брак, то рассматривать этот вопрос следует с точки зрения получения благословения.

Причины для того, чтобы церковь признала брак недействительным :

  • измена одного из супругов;
  • смена религии одного из супругов;
  • вступление в другой брак;
  • аборт жены без согласия мужа при отсутствии медицинских показаний к прерыванию беременности;
  • венерические заболевания, такие как СПИД, сифилис и так далее;
  • попытка посягнуть на жизнь другого супруга;
  • исчезновение одного супруга на более, чем 3 года;
  • неспособность иметь детей вследствие самокалечения;
  • тяжелая форма наркомании, алкоголизма;
  • если супруг приговорен к лишению свободы за тяжкие преступления.

Причина должна быть доказана соответствующим документом или другим свидетельством, или справкой.

Супруги должны быть разведены в ЗАГСе, прежде чем получить разрешение

Для прошения нужно обратиться в местное Епархиальное управление, где подскажут, как правильно и на чье имя составить запрос.

К прошению нужно приложить свидетельство о разводе и прочие документы, подтверждающие причину развода. Если архиерей сочтет основания для развода вескими, то он даст разрешение на повторное венчание. Однако, если супруг, по чьей вине произошел развод – измена, вступление в другой брак и так далее – пожелает снова обвенчаться, то ему скорее всего откажут в таком прошении, так как он виновен в развале своей прошлой семьи. Нужно понимать, что просто так благословения на венчание не дают .

Если есть сомнения, как лучше поступить, то всегда можно посоветоваться со своим духовником или с тем же священником , который проводил обряд венчания. В случае, когда такой возможности нет, можно обратиться в близлежащий храм и поговорить со священником. Скорее всего, он ответит на все вопросы и поможет советом, что делать в сложившейся трудной ситуации.

Что делать с венчальными свечами после развода?

Свечи, которые при венчании молодые держат в руках, называются венчальными. После совершения таинства их приносят домой и хранят вместе с иконами, которыми благословляли на брак молодых.

Венчальные свечи не являются святыней, поэтому никаких особенных обрядов делать не нужно

Свечи можно сжечь за молитвой или отнести в храм. Не возбраняется оставить их и хранить в шкатулке или рядом с иконами. Не стоит выбрасывать их или отдавать кому-то другому. Хотя приметы и суеверия, связанные со свечами, по большей части, выдумка, стоит найти им лучшее применение.

Рушник (полотенце) также можно пожертвовать храму, если оно неприятно напоминает о разрушенном браке.

Рушник, оставленный после развода

Что делать с венчальными иконами после развода?

Венчальными иконами называются парные иконы с изображением Пресвятой Богородицы и Иисуса Христа, которыми благословляют супругов при таинстве венчания.

Иконы можно пожертвовать храму, с указанием, что они венчальные. Но иконы никак не зависят от того, когда и при каких обстоятельствах они были приобретены. Ничто не мешает также молиться перед ними и зажигать свечи.

Если венчальные иконы не вызывают никаких печальных ассоциаций, то пусть остаются в доме, вместе с другими иконами, если таковые имеются

Что касается венчального кольца и платья, то опять же, можно оставить их себе или пожертвовать храму кольцо , платье перешить или отдать, а может даже и выбросить. Платье, кольцо – это просто вещи, памятные, но не обладающие никакой мистической силой. Они никоим образом не влияют на жизнь человека после развода.

Можно пожертвовать храму кольцо

Развод – всегда трагичное событие, даже если он освобождает супругов от несчастливой семейной жизни. Прежде чем узаконить повторные отношения, нужно все взвесить и серьезно подойти к вопросу повторного венчания . Несмотря на то, что церковь разрешает вступать в брак не единожды, не следует легкомысленно пользоваться этим разрешением, особенно если это не первое венчание для молодоженов.

31 мая 2018, 21:06

Православная церковь принципиально выступает против развода. Так возможен ли развод после венчания или нет? Позиция церкви заключается в том, что не дано и не допустимо человеку разлучать то, что сочетано богом. Брак, освященный церковью, считается заключенным перед богом, а не только перед народом и законом.

Эта позиция просматривается в том, что священники не дают благословления на, а церковный развод не может быть раньше гражданского. Но даже в дореволюционное время было принято отпускать грех разрушения семьи и разрешать вступать в новый церковный брак невиновному супругу.

Брачный союз разрушается не сам по себе, а при содействии его создавших людей. Они как-то забывают о том, что приведшее их в ЗАГС и в храм чувство – любовь – нуждается в постоянной поддержке и подпитке. Чем можно подпитать любовь? Только позитивными эмоциями. Где их брать? В своей собственной семье. Семья – общественный институт, предмет изучения социологами, психологами, правоведами, педагогами, богословами… Но также семья – источник чувств, эмоций, переживаний для супругов, их детей, других родных и близких. И от того, что происходит в семье, зависит качество черпаемых из нее чувств. Если супруг недоволен своим партнером и стремится его переделать, перевоспитать; если взрослые люди не могут договориться друг с другом, замалчивают обиды и не делятся своими переживаниями; если супруги безразличны к жизни, душевному равновесию, интересам и работу друг друга; если они не умеют прощать и копят отрицательный эмоции; если супруги необоснованно ревнивы; если супруги лгут друг другу; если они придираются друг к другу по мелочам и стремятся не уступить даже в малом; если они не доверяют один другому и постоянно ожидают предательства и обмана; если они публично выясняют отношения с обвинениями, упреками и угрозами; если они не могут выносить с достоинством жизненные трудности – нехватку денежных средств, плохие жилищные условия, болезни – свои и детские, потерю работы и другие, то их семья обречена на распад.

Церковь полагает, что именно грехом и нравственной немощью человека разрушается и любовь, и брак. И под грехом сейчас понимается не религиозное явление, а все, что противоречит природе человека и угрожает его душевному равновесию: уныние, зависть, алчность. При этом церковь не настаивает на сохранении брачного союза только ради самого брачного союза. Реально несуществующую семью сохранить не получится, поскольку она уже разрушена до основания.

Возможно ли расторгнуть церковный брак

Неправильно считать, что венчание – это своего рода прививка от развода. Венчание – это свидетельство перед обществом, богом и церковью о том, что супруги обязуются охранить свою любовь и свою семью. Вопрос о расторжении брака после венчания решает архиерей. Священник той церкви, куда супруги обратились с просьбой о разводе, принимает меры для сохранения семьи, для выяснения причин распада брака, но не в его власти разрешить обвенчанной паре развестись.

Если выясняется, что один из супругов совершил духовное преступление против семьи и верности (например, изменил своему супругу), то именно он считается виновным в разводе, даже если не он инициировал расторжение брака. Вступить в повторный брак церковь разрешает тому супругу, кто не виновен в разрушении предыдущего брака.

Церковь не считает развод противоречащим православной доктрине, если супруг:

  • Отпал от православия (это сугубо религиозная причина и имеет принципиальное значение только для глубоко верующих людей, но вовлечение супруга в какие-либо экстремистские организации может затронуть даже самую светскую невоцерковленную семью);
  • Прелюбодействует, то есть изменяет второму супругу;
  • Имеет противоестественные пороки – мужеложство, женолюбство, скотоложство;
  • Неспособен к брачному сожитию вследствие врожденного или приобретенного порока здоровья или самоповреждения;
  • Болен проказой, сифилисом, СПИДом, алкоголизмом, наркоманией;
  • Безвестно отсутствует;
  • Осужден к лишению свободы за тяжкие преступления (дореволюционные церковные правила допускали расторжение брака с осужденным к лишению свободы и лишению прав состояния, но современные правила приведены в соответствие с нормами действующего уголовного права);
  • Посягает или посягал на жизнь и здоровье членов семьи (нанес им побои, увечья, причинил повреждение здоровья);
  • Занимается снохачеством (половая связь свекра с невесткой), сводничеством (содействие внебрачным половым связям других), извлекал выгод из непотребств супруга (такое случается, когда супруг понуждает другого супруга к занятиям проституцией, распространяет в целях извлечения выгоды фотографии и видеозаписи элементов половой жизни супруга);
  • Вступил в новый брак (вступить в брак юридически можно только после расторжения предыдущего брака согласно семейному законодательству, но развод по закону не отменяет венчания; а вот вступление супруга в новый брак исключает сохранение венчаного брака);
  • Неизлечимо болен тяжким душевным расстройством, устраняющим возможность продолжения брачной жизни;
  • Злонамеренно оставил супруга вследствие чего брачная жизнь стала невозможно.

Совершение женой аборта при явном и выраженном несогласии мужа – еще одно основание для прекращения венчаного брака.

При наличии этих обстоятельств, подтвержденных документально, невиновный в распаде семьи супруг может обратиться к священнику за помощью в разводе. Дело будет рассматривать архиепископ. Церковный брак будет расторгнут, если супруги уже не менее года состоят в юридическом разводе.

Как не довести семью до развода

  • Слушать, прежде чем говорить.
  • Делиться, а не спорить.
  • Понимать, а не оценивать.

Человека оценивают с самого рождения. В роддоме его взвешивают, измеряют и присваивают ему категорию по шкале Алгар. В детском саду оценивают умение одеваться, самостоятельно есть и не путать правый и левый ботинки. В школе вся деятельность подвержена системе оценок, одной из самых несовершенных систем, не учитывающей индивидуальные особенности ребенка. То же самое происходит в течение жизни – в вузе, на работе, в обществе. Человек смиряется с ситуацией, даже считает ее нормальной. Но в семье он видит единственное место, где его воспримут полностью, без оценивания и анализа его поступков. Понимать своего супруга куда важнее, чем давать ему оценку. Первое сближает духовно, а второе одного ставит одного в зависимую позицию, а другого – в необоснованно возвышенную.

  • Прощать.

Простить не значит промолчать, сделать вид, что не заметил, что не обратил внимания. Простить – это пережить вместе, обговорить, обсудить, «пропустить» через себя ситуацию и очиститься себя от обиды, в супруга – от бремени вины. И прощение вовсе не значит упоминание обиды или приведшего к ней проступка при любом удобном случае.

Чтобы построить крепкую дружную семью, в которой не найдется места даже упоминанию о разводе, нужно постараться:

  • Не обещать, а на деле быть верным своему супругу, честным с ним, внимательным к нему;
  • Выражать свои чувства словами и подкреплять их действиями;
  • Верить супругу больше, чем кому бы то ни было еще;
  • Проводить время с пользой, развиваться личностно и показывать своим примером необходимость личностного и духовного роста;
  • Быть сдержанным и вежливым даже в самых крупных конфликтах, насколько это возможно;
  • Критиковать только обоснованно и всегда конструктивно, без навешивания ярлыков и без личных оценок;
  • Всегда поддерживать супруга в трудных ситуациях – трудных с его точки зрения, а не с собственной;
  • Стремиться к самостоятельной жизни, строить свою семейную жизнь независимо от родительских семей.