Антикоррупционная политика компании. Антикоррупционная деятельность: основные направления и мероприятия

Содержание:

2. Понятия и определения, используемые в сфере противодействия коррупции.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

11. в Антикоррупционную политику.

Пояснительная записка.

Данный локальный нормативный акт составлен на основании Федерального закона Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции". Настоящим Федеральным законом устанавливаются основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

На сегодняшний день принятие антикоррупционных мер, необходимая практика во всех сферах жизни общества и образовательная сфера не является исключением., школа, как основа дальнейшей жизни каждого члена общества первостепенно не должна допускать коррупции в своих стенах, обязана противостоять и искоренять малейшее проявление данного остросоциального явления.

1. Цели и задачи антикоррупционной политики в образовательном учреждении.

1.1. Ведущие цели: недопущение предпосылок, исключение возможности фактов коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой. Обеспечение защиты прав и законных интересов граждан от негативных процессов и явлений, связанных с коррупцией, укрепление доверия граждан к деятельности администрации школы.

1.2. Для достижения указанных целей требуется решение следующих задач:

предупреждение коррупционных правонарушений; оптимизация и конкретизация полномочий должностных лиц; формирование антикоррупционного сознания участников образовательного процесса; обеспечение неотвратимости ответственности за совершение коррупционных правонарушений; повышение эффективности управления, качества и доступности предоставляемых школой образовательных услуг; содействие реализации прав граждан на доступ к информации о деятельности школы.

2. Понятия и определения, используемые в сфере

противодействия коррупции

Коррупция - злоупотребление должностным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

Конфликт интересов - это ситуация, при которой личная заинтересованность работника влияет или может повлиять на объективное исполнение им должностных обязанностей и при котором возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника и законными интересами граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации, способное привести к причинению вреда этим законным интересам граждан, организаций, общества, субъекта Российской Федерации или Российской Федерации.

Личная заинтересованность - возможность получения работником при исполнении должностных обязанностей доходов (неосновательного обогащения) в денежной либо в натуральной форме, доходов в виде материальной выгоды непосредственно для работника, членов его семьи и лиц, состоящих в родстве и свойстве, а также для граждан или организаций, с которыми работник связан финансовыми или иными обязательствами.

Взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо в виде незаконных оказания ему услуг имущественного характера, предоставления иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо если оно в силу должностного положения может способствовать таким действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе.

Коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением (часть 1 статьи 204 Уголовного кодекса Российской Федерации).

Виды коррупционных правонарушений.

Дисциплинарные коррупционные проступки - проступки, обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями или административными правонарушениями, за которые установлена дисциплинарная ответственность.

Административные коррупционные правонарушения - обладающие признаками коррупции и не являющиеся преступлениями правонарушения, за которые установлена административная ответственность.

Коррупционные преступления - виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные соответствующими статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, содержащие признаки коррупции.

Преступления. связанные с коррупционными преступлениями - любые общественно опасные деяния, предусмотренные статьями Уголовного кодекса Российской Федерации, совершенные в соучастии с лицами, которые могут быть признаны виновными в совершении коррупционных преступлений.

К основным коррупционным преступлениям, могут быть отнесены такие виды уголовно наказуемых деяний: злоупотребление должностными и иными полномочиями, получение и дача взятки, служебный подлог.

В широком значении понятия коррупционных преступлений, к числу уголовно наказуемых деяний данного характера, можно отнести: воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности, незаконное участие в предпринимательской деятельности, регистрация незаконных сделок с землей, провокация взятки либо коммерческого подкупа.

3. Основания для реализации антикоррупционной политики в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Понмарёвой.

1. Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»;

2. Федерального закона от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

3. Постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.2010 № 96 «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»;

4. Закон Ульяновской области от 20.07.2012 N 89-ЗО (ред. от 05.05.2014)
"О противодействии коррупции в Ульяновской области"(принят ЗС Ульяновской области 12.07.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2014)

4. Основные принципы противодействия коррупции.

Противодействие коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой осуществляется на основе следующих основных принципов:

1. Приоритета профилактических мер, направленных на недопущение формирования причин и условий, порождающих коррупцию.

2. Обеспечения четкой правовой регламентации деятельности, законности и гласности такой деятельности, государственного и общественного контроля за ней.

3. Приоритета защиты прав и законных интересов физических и юридических лиц.

4. Взаимодействия с общественными объединениями и гражданами.

5. Должностные лица организации, ответственные за реализацию антикоррупционной политики.

1. Директор школы.

2. Председатель профсоюзного комитета МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой Сизова С.Б.

3. Учитель истории, обществознания Петаева Н.В.

6. Основные меры предупреждения коррупционных правонарушений.

Предупреждение коррупционных правонарушений осуществляется путем применения следующих мер:

1. Разработка и реализация антикоррупционных мероприятий.

2. Антикоррупционные образование и пропаганда.

3. Сотрудничество с правоохранительными органами по профилактике правонарушений.

7. План антикоррупционных мероприятий в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

п/п

Мероприятия

Ответственные

Размещение на общедоступных местах в школе и на школьном сайте:

Устава школы с целью ознакомления родителей с информацией о бесплатном образовании;

Адресов и телефонов органов, куда должны обращаться граждане в случае проявления коррупционных действий: фактов вымогательства, взяточничества и других проявлений коррупции по внесению денежных средств.

Администрация

школы

Участие в районных, областных, региональных, общероссийских конкурсах по антикоррупции.

Заместитель директора по ВР

Организация освещения работы по антикоррупционной деятельности на сайте школы.

Проведения правовой недели в школе с включением вопросов по противодействию коррупции.

Заместитель директора по ВР

Приобретение информационных и обучающих мультимедийных средств по антикоррупционному воспитанию.

Библиотекарь

школы

Проведение классных часов на антикоррупционную тему с обучающимися 7-11 классов.

Классные

руководители

Анкетирование учащихся 7-11 классов по теме «Формирование антикоррупционного мировоззрения у школьников».

Заместитель директора по ВР

Рассмотрение вопросов по предупреждению коррупции на родительских собраниях.

Администрация школы

Встреча с представителями правоохранительных органов.

Администрация

школы

10.

Организация проектной деятельности учащихся, посвященной теме борьбы с коррупцией.

Классные

руководители

11.

Конкурс среди учащихся на лучший плакат антикоррупционной направленности.

Классные

руководители

12.

Конкурс ученических творческих работ по исследованию аспектов коррупции.

Учителя

русского языка

План мероприятий по реализации стратегии антикоррупционной политики является комплексной мерой, обеспечивающей согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на противодействие коррупции в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой, входит в состав комплексной программы профилактики правонарушений.

8. Внедрение антикоррупционных механизмов.

1. Проведение совещания с работниками школы по вопросам антикоррупционной политики в образовании.

2. Усиление воспитательной и разъяснительной работы среди административного и преподавательского состава МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой по недопущению фактов вымогательства и получения денежных средств при сдаче экзаменов.

3. Усиление контроля за ведением документов строгой отчетности в МБОУ СОШ № 8 имени Н.В. Пономарёвой.

4. Выявление нарушений инструкций и указаний по ведению классных журналов, книг учета и бланков выдачи аттестатов соответствующего уровня образования;

5. Принятие дисциплинарных взысканий к лицам, допустившим нарушения.

9. Обязанности работников в связи с предупреждением и противодействием коррупции.

1. Воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционный правонарушений в интересах или от имени организации.

2. Воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или принять участие в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации.

3. Незамедлительно информировать непосредственно руководителя, лиц ответственных за реализацию антикоррупционной политики, руководство вышестоящих организаций.

4. Сообщать непосредственному начальнику, ответственным лицам о возможности возникновения либо возникновении у работника конфликта интересов.

10. Ответственность сотрудников за несоблюдение требований антикоррупционной политики.

10.1. В Учреждении требуется соблюдения работниками Антикоррупционной политики, при соблюдении процедур информирования работников о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения. Каждый работник, при заключении трудового договора должен быть ознакомлен под роспись с Антикоррупционной политикой Учреждения и локальными нормативными актами, касающимися предупреждения и противодействия коррупции, изданными в Учреждении.

10.1. Работники Учреждения, независимо от занимаемой должности, несут ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за соблюдение принципов и требований настоящей Антикоррупционной политики, а также за действие (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающих эти принципы и требования.

10.3. К мерам ответственности за коррупционные проявления в Учреждении относятся: меры уголовной, административной и дисциплинарной ответственности в соответствии законодательством Российской Федерации.

11. Порядок пересмотра и внесения изменений

в Антикоррупционную политику

При изменении законодательства Российской Федерации, либо выявлении недостаточно эффективных положений Антикоррупционной политикой Учреждения она может быть пересмотрена и в неё могут быть внесены изменения и дополнения.

Работа по актуализации Антикоррупционной политикой Учреждения осуществляется по поручению директора КОГКУ «УГИИ» ответственным должностным лицом за организации профилактики и противодействия коррупции в Учреждении и (или) назначенными директором должностными лицами.

Антикоррупционная политика (далее – Политика) определяет ключевые принципы и требования, направленные на предотвращение коррупции и соблюдение норм применимого антикоррупционного законодательства руководством ООО «СТЭП ЛОДЖИК» (далее – Компания), ее сотрудниками и иными лицами, которые могут действовать от имени или поручения Компании.

Политика является локальным нормативным актом ООО «СТЭП ЛОДЖИК», разработанным и принятым в соответствии с антикоррупционным законодательством, а также Уставом и другими внутренними документами Компании.

Политика является документированной процедурой системы менеджмента качества.

Требования Политики обязательны для всех сотрудников Компании, ее представителей, а также для иных лиц, в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними.

Политика вступает в силу с момента ее утверждения Генеральным директором и действует до введения новой Антикоррупционной политики. Внесение изменений в действующую политику производится приказом по компании.

  • Уголовный кодекс Российской Федерации
  • Федеральный закон от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
  • Федеральный закон от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»

Антикоррупционное законодательство – совокупность действующих в Российской Федерации и других государствах, в которых компания ведет бизнес сама или через своих партнеров, законов, регулирующих общественные, экономические, гражданские отношения, а также иных нормативных правовых актов, предусматривающих меры предупреждения коррупции, пресечения коррупционных правонарушений и ответственности за них.

Применимое антикоррупционное законодательство

Компания, ее руководство и сотрудники должны соблюдать нормы антикоррупционного законодательства, установленные, в том числе Уголовным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях», Федеральным законом от 25.12.2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются:

  • Запрет дачи взяток – запрет предоставления или обещания предоставить любую финансовую или иную выгоду/преимущество с умыслом побудить какое-либо лицо выполнить его должностные обязанности ненадлежащим образом.
  • Запрет получения взяток – запрет получения или согласия получить любую финансовую или иную выгоду/преимущество за исполнение своих должностных обязанностей ненадлежащим образом.
  • Запрет коммерческого подкупа – запрет предоставления или обещания предоставить (прямо или через третьих лиц) должностному/государственному лицу любую финансовую или другую выгоду/преимущества с целью повлиять на исполнение его официальных обязанностей, чтобы получить/удержать бизнес или обеспечить конкурентные или иные преимущества для компании.
  • Запрет посредничества и попустительства во взяточничестве – наличие в компании адекватных процедур, направленных на предотвращение дачи или получения взяток связанными с такой компанией лицами с целью приобрести или сохранить бизнес, обеспечить коммерческие и конкурентные преимущества.

Общие положения

Руководству и всем сотрудникам Компании строго запрещается прямо или косвенно, лично или через посредничество третьих лиц участвовать в коррупционных действиях, предлагать, давать, обещать, просить и получать взятки или совершать платежи для упрощения административных, бюрократических и прочих формальностей в любой форме, в том числе в форме денежных средств, ценностей, услуг или иной выгоды для себя или третий лиц, организаций, включая коммерческие организации, органы власти и самоуправления, государственных служащих.

Цели Политики.
Политика отражает приверженность Компании и ее руководства высоким этическим стандартам и принципам открытого и честного ведения бизнеса, а также стремление Компании к усовершенствованию корпоративной культуры, следование лучшим практикам корпоративного управления и поддержание деловой репутации Компании на максимально высоком уровне.
Компания ставит перед собой следующие цели:

  • Минимизация риска вовлечения в коррупционную деятельность самой Компании, ее руководства и сотрудников, независимо от занимаемой должности.
  • Формирование у контрагентов, сотрудников и иных лиц единообразного понимания политики Компании о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях.
  • Обобщение и разъяснение всем сотрудникам основных требований антикоррупционного законодательства, которые могут применяться к Компании, ее руководству и сотрудникам.
  • Установление обязанностей сотрудников Компании знать и соблюдать принципы и требования настоящей Политики, ключевые нормы применимого антикоррупционного законодательства, а также участвовать в мероприятиях по предотвращению коррупции.

Миссия руководства.
Руководство Компании, в том числе Генеральный директор, должны формировать этический стандарт непримиримого отношения к любым формам и проявлениям коррупции на всех уровнях, подавая пример своим поведением и осуществляя ознакомление с антикоррупционной политикой всех сотрудников Компании и контрагентов.
В Компании закрепляется принцип неприятия коррупции в любых формах и проявлениях при осуществлении повседневной деятельности и стратегических проектов, в том числе во взаимодействии с контрагентами, представителями органов власти, самоуправления, политических партий, своими сотрудниками и иными лицами.
Периодическая оценка рисков.
Компания на периодической основе выявляет, рассматривает и оценивает коррупционные риски, характерные для ее деятельности в целом и для отдельных направлений в частности.
Адекватные антикоррупционные мероприятия.
Генеральный директор отвечает за организацию всех мероприятий, направленных на реализацию принципов и требований настоящей Политики, включая назначение по компании лиц, ответственных за разработку антикоррупционных мероприятий, их внедрение и контроль.
Компания проводит мероприятия по предотвращению коррупции, разумно отвечающие выявленным рисками.
Проверка контрагентов.
Компания прилагает разумные усилия, чтобы минимизировать риск деловых отношений с контрагентами, которые могут быть вовлечены в коррупционную деятельность, для чего проводится проверка толерантности контрагентов к взяточничеству, в том числе их готовности включать в договоры антикоррупционные оговорки, а также оказывать взаимное содействие для этичного ведения бизнеса и предотвращения коррупции.
Информирование и обучение.
Руководство компании и назначенные им ответственные лица доводят настоящую Политику до всех сотрудников, разъясняют и уточняют требования настоящей Политики применительно к производственным задачам сотрудников.
Компания открыто заявляет о неприятии коррупции, приветствует и поощряет соблюдение принципов и требований антикоррупционного законодательства своими сотрудниками и контрагентами.
Мониторинг и контроль.
В связи с возможным изменением во времени коррупционных рисков и иных факторов, оказывающих влияние на хозяйственную деятельность, Компания осуществляет мониторинг внедренных адекватных мероприятий по предотвращению коррупции, контролирует их осуществление, а при необходимости пересматривает и совершенствует их.

Расходы на дарение и представительские расходы

Дарение и представительские расходы, связанные с деловым гостеприимством, которые сотрудники от имени Компании могут производить другим лицам и организациям, либо которые сотрудники, в связи со своей работой в Компании могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать критериям:

  • быть прямо связанными с законными целями деятельности Компании, например, с презентацией или завершением бизнес-проектов, успешным исполнением контрактов, либо с общенациональными праздниками, днем рождения Компании;
  • быть разумными и обоснованными;
  • должны быть согласованы руководством компании;
  • не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения о сделке, соглашении, разрешении и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
  • не создавать репутационных рисков для Компании, ее сотрудников и иных лиц в случае раскрытия информации о расходах на дарение или представительских расходах;
  • не противоречить принципам и требованиям настоящей Политики и другим внутренним документам Компании, нормам законодательства Российской Федерации.

Не допускается дарение от имени Компании, ее сотрудников и представителей третьим лицам в виде денежных средств, как наличных, так и безналичных, в любой валюте.
Сувенирная продукция (продукция невысокой стоимости) с символикой Компании, предоставляемая на выставках, открытых презентациях, форумах и иных маркетинговых мероприятиях, в которых официально участвует Компания, допускаются и рассматриваются в качестве имиджевых или информационных материалов.

Конфликт интересов

Компания ее руководство и сотрудники воздерживаются от любых действий, способных вызвать конфликт интересов у любых их деловых партнеров и контрагентов.
При возникновении у сотрудника Компании конфликта интересов, он должен проинформировать об этом непосредственного руководителя или руководство компании и предоставить полную информацию о существе конфликта интересов лицам, ответственным за расследование данной ситуации.
Ответственные лица при проведении расследований о конфликте интересов должны действовать в соответствии с внутренними документами, регламентирующими данный процесс компании.

Участие в благотворительной деятельности

Компания не финансирует благотворительные и спонсорские проекты в целях получения конкретных коммерческих преимуществ.
Информация о благотворительной и спонсорской деятельности публикуется на сайте Компании или раскрывается иным образом.
Компания может принять решение об участии в благотворительных мероприятиях, направленных на создание имиджа организации как социально-ответственного бизнеса. При этом бюджет и план участия в мероприятии согласуются с Генеральным директором.

Участие в политической деятельности

Компания не финансирует политические партии, организации и движения.

Взаимодействие с государственными служащими

Компания воздерживается от оплаты любых расходов за государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения, PR-кампании и т.п., или получение ими иной выгоды за счет Компании.

Взаимодействие с сотрудниками

Компания требует от своих сотрудников соблюдения настоящей Политики, информируя их о ключевых принципах, требованиях и санкциях за нарушения.
Для формирования надлежащего уровня антикоррупционной культуры для сотрудников проводятся периодические информационные мероприятия в очной и/или дистанционной форме.
Соблюдение сотрудниками Компании принципов и требований настоящей Политики учитывается при формировании кадрового резерва для выдвижения на вышестоящие должности, а также при наложении дисциплинарных взысканий.

Взаимодействие с посредниками и иными лицами

Компании и ее сотрудникам запрещается привлекать или использовать посредников, партнеров, агентов, совместные предприятия или иных лиц для совершения каких-либо действий, которые противоречат принципам и требованиям настоящей Политики или нормам антикоррупционного законодательства.
В целях исполнения принципов и требований, предусмотренных в настоящей Политике, Компания предлагает включение антикоррупционных условий (оговорок) в договоры с посредниками, контрагентами, партнерами, агентами и иными лицами.

Введение бухгалтерских книг и записей

Все финансовые операции должны быть аккуратно, правильно и с достаточным уровнем детализации отражены в бухгалтерском учете Компании, отображены в документах и доступны для проверки.
В Компании назначены сотрудники, несущие персональную ответственность, предусмотренную действующим законодательством Российской Федерации, за подготовку и предоставление полной и достоверной бухгалтерской отчетности в установленные применимым законодательством сроки.
Искажение или фальсификация бухгалтерской отчетности Компании строго запрещаются и расцениваются как мошенничество.

Оповещение о недостатках политики

Любой сотрудник или иное лицо в случае появления сомнений в правомерности или в соответствии целям, принципам и требованиям настоящей Политики своих действий, а также действий, бездействия или предложений других сотрудников, контрагентов или иных лиц, которые взаимодействуют с Компанией, должен сообщить вышестоящему руководителю, который, при необходимости, предоставит рекомендации и разъяснения относительно сложившейся ситуации.

Отказ от санкций

Компания заявляет о том, что ни один сотрудник не будет подвергнут санкциям (в том числе уволен, понижен в должности, лишен премии), если он сообщил о предполагаемом факте коррупции либо если он отказался дать или получить взятку, совершить коммерческий подкуп или оказать посредничество во взяточничестве, в том числе, если в результате такого отказа у Компании возникла упущенная выгода или не были получены коммерческие и конкурентные преимущества.

Аудит и контроль

В Компании на регулярной основе проводится внешний аудит финансово-хозяйственной деятельности, контроль над полнотой и правильностью отражения данных в бухгалтерском учете и соблюдением требований законодательства Российской Федерации и внутренних документов, регламентирующих процессы компании, в том числе принципов и требований, установленных настоящей Политикой.

Внесение изменений

При выявлении недостаточно эффективных положений настоящей Политики или связанных с ней антикоррупционных мероприятий Компании, либо при изменении требований антикоррупционного законодательства Генеральный директор и ответственные лица организуют выработку и реализацию плана действий по пересмотру и изменению настоящей Политики и/или антикоррупционных мероприятий.

Ответственность за неисполнение антикоррупционной политики

Все сотрудники Компании, независимо от занимаемой должности, несут персональную ответственность за соблюдение принципов и требований настоящей Политики, а также за действия (бездействие) подчиненных им лиц, нарушающих эти принципы и требования.
Ответственность за несоблюдение антикоррупционной политики устанавливается в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Компания обязана проводить служебные проверки и расследования по каждому обоснованному подозрению или установленному факту коррупции.

Антикоррупционная деятельность в ДОУ предполагает проведение ряда мероприятий. Рассмотрим подробнее особенности данного термина, причины его возникновения, способы устранения явления.

Актуальность проблемы

Организация антикоррупционной деятельности необходима для борьбы с этим явлением. Размеры коррупционной угрозы, нависшей над российским обществом и государством, поражают.

В данное время во всем мире происходит активное обсуждение важных аспектов стратегии и методов борьбы с коррупцией, которая негативно воздействует на функционирование полноценного государственного механизма. Антикоррупционная деятельность должна проводиться во всех структурах, включая и дошкольные образовательные учреждения. Только при комплексном подходе можно добиться поставленной цели, справиться с этой проблемой.

Особенности явления

В нашей стране, как и во многих развитых странах, проблема коррупции является особенно актуальной, препятствующей проведению важных политических и экономических преобразований, подрывающей авторитет власти. Данное явление мешает нормальному развитию торговых и экономических отношений между странами, развитию страны.

План мероприятий по антикоррупционной деятельности составляется в каждой отдельной организации, в нем обязательно учитывают специфику ее деятельности.

Сущность и признаки

Антикоррупционная деятельность является комплексом мероприятий, направленных на устранение данной проблемы. В стране отсутствует единый слаженный механизм профилактики таких правонарушений, что является препятствием для создания полноценного механизма борьбы с коррупционерами.

В широком смысле данный термин предполагает серьезное социальное явление, которое связано с разложением власти на базе поведения, связанного с корыстными целями.

В узком понимании такой термин, как коррупция, рассматривают как противоправное применение субъектами власти служебного положения в корыстных целях вопреки государственным интересам. Также к подобному явлению относят любые действия власть имущих, которые совершаются всегда с целью улучшения их материального благосостояния.

Антикоррупционная деятельность направлена на устранение подобных процессов, наказание виновных лиц.

Алгоритм действий

План антикоррупционной деятельности разрабатывается на основе Указа Президента РФ, предполагает указание мероприятий, способствующих искоренению данного явления в ДОУ. Его целью является создание, а также внедрение правовых и организационных механизмов, психологической и нравственной атмосферы, которые направлены на полноценную профилактику коррупции в любом детском дошкольном учреждении.

Антикоррупционная деятельность в ДОУ контролируется путем проведения мониторинга и исследований.

  1. Рассмотрение законодательства, касающегося на общем собрании коллектива.
  2. Разработка плана мероприятий, непосредственная работа по антикоррупционной деятельности.
  3. Предоставление отчетов о проведенной работе.

Меры профилактики в ДОУ

Антикоррупционные стандарты деятельности регулируются российским законодательством. Например, при приеме на работу нового сотрудника с ними заключается трудовое соглашение, в котором указывают не только права и обязанности, но и материальное стимулирование труда. Это является одним из способов эффективной профилактики коррупции в дошкольных учреждениях.

Всех работников ДОУ знакомят с нормативными документами организации, а также с планом мероприятий, разрабатываемым на календарный год.

В любом государственном учреждении осуществляется антикоррупционная деятельность. Мероприятия, планируемые в детских садах, школах, могут быть разными, но все они направлены на профилактику злоупотребления руководством организаций служебным положением в личных целях.

Помимо работы с сотрудниками, антикоррупционная деятельность предполагает информирование родителей воспитанников о неприемлемости коррупционного поведения.

Для обеспечения максимальной наглядности материал оформляют на стендах, а также размещают на сайте дошкольного образовательного учреждения.

Активное участие в мероприятиях, направленных на предотвращение коррупции в ДОУ, принимают и воспитанники. Воспитатель предлагает ребятам нарисовать свое восприятие коррупции, оформляет выставку картин.

Ежегодно сотрудники детского сада проводят опрос родителей или законных представителей воспитанников, целью которого является определение степени их удовлетворенности теми услугами, которые оказываются детским садом, а также для проверки качества их предоставления.

Результаты размещают на официальном сайте ДОУ, дополняют отчетами о финансовой и хозяйственной деятельности организации.

При поступлении любых жалоб от родителей воспитанников, наличии обращений осуществляется их комплексная проверка. Если факты, указываемые в обращении, подтверждаются, в таком случае принимаются меры к сотрудникам, допустившим нарушения, в соответствии с законодательством РФ.

Коррупция в школах

На протяжении длительного временного периода одним из основных направлений проявления коррупционных действий в образовательных школах можно было рассматривать систему выставления итоговых отметок. Субъективное мнение педагога часто не отражало уровня реальных знаний ребенка, на повышение оценки влияла «помощь» родителей отдельному учителю, образовательному учреждению. Для того чтобы решить подобную проблему, в российские школы были введены электронные системы выставления отметок. Среди отличительных параметров такой системы нужно отметить объективность, независимость определения среднего балла. В комплексе мер, которые были разработаны для избавления от коррупции в российских школах, отдельное место занимает система выдачи аттестатов выпускникам девятых и одиннадцатых классов. Электронная регистрация документов не допускает самостоятельной выдачи «нужного» аттестата, поэтому полностью исключает проявление коррупции в ОУ.

Если раньше процедура повторной выдачи аттестатов была довольно простой, а сами бланки находились в сейфе директора школы, то в настоящее время для замены утраченного документа об образовании сначала необходимо дать объявление об утере документа в газету, написать заявление о необходимости повторной выдачи документа взамен утраченного. Сами бланки документов находятся в органах местного самоуправления, подлежат специальному учету. Теперь директор школы не сможет «зарабатывать» на выдаче документов об окончании школы, факт коррупции сразу будет обнародован в органах местного самоуправления.

Политика в данной сфере

Как осуществляется антикоррупционная деятельность? Документы, которые утверждены федеральными и региональными властями страны, направлены на поиск эффективного механизма устранения данной проблемы.

В РФ коррупция приняла массовый характер, поэтому стала серьезной проблемой для полноценного развития государственной системы. Именно являются основным источником угрозы национальной безопасности, способствуют росту преступных посягательств на государственную собственность.

Несмотря на официальное введение данного термина, до сих пор продолжается дискуссия о формах и сущности данного процесса. Он признан связанным с аморальным поведением представителей власти. Помимо подкупа должностных лиц, в данное определение включают также разнообразные должностные хищения.

Признаки коррупции

У преступлений, связанных с данным явлением, выделяют характерные признаки:

  • присутствие определенного субъекта, например лица, которое наделено определенными полномочиями;
  • применение власти вопреки интересам государства и общества;
  • получение личной выгоды в виде ценностей, денежных единиц, услуг, имущества, или предоставление аналогичных выгод иным физическим лицам.

В коррупционные преступления включены правонарушения такого вида, которые совершаются в интересах или от имени юридического лица.

Борьба с проявлением коррупции стала первоочередной проблемой нашей страны, на ее решение направлены усилия государственного аппарата.

Система борьбы с коррупцией

Для того чтобы справиться с данной проблемой, необходима разработка программы на государственном уровне. При рассмотрении данного вопроса необходимо уделять внимание профилактике подобного явления, минимизации и устранения тех негативных явлений, которые способствуют к возникновению коррупции.

Деятельность государства, должностных лиц, предпринимателей, институтов гражданского общества должна быть направлена на локализацию, ликвидацию, нейтрализацию любых

Понятия и принципы борьбы с коррупцией

Государственное регулирование такой деятельности предполагает методологию, определенные принципы, исследования, а также оценку условий их использования.

Коррупция возникает как результат, естественный процесс развития экономических и социальных систем при конкретных условиях.

Анализ особенностей развития промышленных стран свидетельствует о том, что во многом эффективность экономики зависит именно от успешности реализации антикоррупционной политики. Ее действенность определяет развитие конкурентоспособной экономики, влияет на национальную безопасность.

В качестве основной цели общественной и государственной антикоррупционной работы необходимо рассматривать ту комплексную работу, которая направлена на выявление, устранение стимулов и причин, способных порождать это явление, а также на серьезное ужесточение наказания коррупционерам.

Заключение

Среди основных направлений антикоррупционной работы государства можно рассматривать обеспечение информационной прозрачности алгоритма работы законодательной, исполнительной, судебной власти, органов местного самоуправления, правоохранительных систем.

В современном мире в качестве основной движущей силы социального развития выступает информация. В развитых европейских странах, в которых у людей есть доступ к полноценной и достоверной информации о деятельности всех государственных структур, отсутствует такое явление, как коррупция.

Население в таких странах соблюдает законы, выполняет свои обязанности эффективно и ответственно, не пытается найти в государственном бюджете материальные блага для личного использования.

Закрытость информации, желание представителей государственной власти утаить информацию о материальном достатке чиновников, монополия на информационное пространство, - все это является основным оружием бюрократии. В результате в обществе формируется коррумпированность, безответственность, недееспособность служащих.

  • Как учесть расходы на неотделимые улучшения арендованного имущества в бухгалтерском и налоговом учете
  • Нужно ли нам подавать заявление о снятии с учета по ЕНВД, если с 2007 года деятельность по ЕНВД не велась
  • В какой момент следует переносить дебиторскую задолженность покупателя со счета 62 на счет 76-2
  • Начисляется ли НДС с разницы между номинальной и действительной долей имущества участника, выходящего из ООО
  • Будет ли контролируемой сделкой покупка исключительного права на товарный знак стоимостью 300 евро у гражданина Молдавии

Вопрос

Прошу помочь подготовить образец форму антикоррупционной политики ООО, форму кодекса этики и служебного поведения на предприятии, образец разработки и внедрения стандартов и процедур, направленных на обеспечение добросовестной работы организации; от нашего ООО это затребовала в своем письме прокуратура.

Ответ

Подробно о том, как разработать антикоррупционные мероприятия на предприятии, см. рекомендацию в обосновании.

Данилы Актянова , внутреннего аудитора дивизиона «Наука и инновации» госкорпорации «Росатом», члена Международного института внутренних аудиторов

Николая Чудакова , главного редактора ЮСС «Система Юрист»

Как разработать корпоративную программу по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Недобросовестные действия со стороны отдельных сотрудников компании могут причинить ей значительный финансовый и репутационный ущерб. Чтобы предотвратить это, необходимо заранее выстроить систему мер по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям.

Разработать такую систему помогут (утв. Министерством труда и социальной защиты РФ 8 ноября 2013 г.; далее – Методические рекомендации).

Дело в том, что с 1 января 2013 года все организации обязаны разрабатывать и реализовывать антикоррупционные мероприятия ( «О противодействии коррупции»). До недавнего времени эта обязанность была декларативной, так как отсутствовали какие-либо нормативные положения, которые ее детализировали бы. Ситуация изменилась только с выходом .

Причем они могут быть полезны не только для того, чтобы формально выполнить упомянутую выше обязанность по профилактике и противодействию коррупции. Злоупотребления, совершаемые в компаниях, зачастую не ограничиваются одной лишь коррупцией. Ориентируясь на , юрист может разработать комплексную программу, нацеленную на противодействие:

  • мошенничеству,
  • коммерческому подкупу,
  • хищению активов,
  • посягательствам на интеллектуальную собственность и коммерческую тайну организации.

Разработка Программы по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям

Основные принципы, перечень и порядок выполнения отдельных мероприятий рекомендуется закрепить в едином документе, который можно назвать «Антикоррупционная политика», как это предложено в Методических рекомендациях. Можно выбрать и иное название – например, Комплексная программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям (далее – Программа), что позволит более точно отразить суть проводимых мероприятий.

Подготовку проекта Программы оптимально разбить на следующие этапы.

1. Разработка проекта. Программа может быть подготовлена как внешними консультантами, так и силами самой компании. Распоряжением по организации нужно сформировать рабочую группу с участием представителей финансовой, юридической, кадровой служб, подразделений экономической безопасности, внутреннего аудита и внешних коммуникаций (PR). Для повышения авторитета рабочей группы целесообразно, чтобы ее возглавил представитель высшего менеджмента.

2. Первичное обсуждение рабочей версии документа. К участию в обсуждении желательно привлечь максимально широкий круг сотрудников компании. Чтобы получить обратную связь от сотрудников, проект стоит разместить на корпоративном портале.

3. Согласование. Программу необходимо согласовать со структурными подразделениями, оформить в виде локального нормативного акта и утвердить приказом по организации, что сделает обязательным выполнение ее положений всеми работниками.

4. Ознакомление. Утвержденная Программа доводится до сведения сотрудников компании, например, посредством оповещения по электронной почте. Затем сотрудники должны своей подписью подтвердить факт ознакомления.

Утвержденная Программа размещается на внутреннем интранет-портале, а также в других корпоративных СМИ (газеты, брошюры, плакаты-листовки). В качестве примера см. Программу, утвержденную в госкорпорации «Росатом».

При необходимости можно предусмотреть переходный период с момента принятия Программы и до начала ее действия. В течение переходного периода инициируются внутренние семинары для работников по разъяснению основных положений Программы.

Определение куратора Программы

Работа по противодействию коррупции и злоупотреблениям носит комплексный характер, и в ее выполнении участвуют многие службы. Однако для повышения эффективности рекомендуется определить структурное подразделение, которое будет координировать работу других департаментов компании по данному направлению.

В сложившейся практике российского бизнеса данная функция, как правило, возлагается на подразделение экономической безопасности (чаще) или департамент внутреннего аудита (реже). В российских подразделениях иностранных компаний такие задачи обычно выполняет специализированное подразделение по Compliance («комплаенс»).

Чтобы снизить риск противодействия со стороны недобросовестных сотрудников, необходимо подчинить руководителя подразделения, отвечающего за курирование Программы, напрямую генеральному директору.

Типовая схема возможного распределения сфер ответственности по реализации Программы представлена в таблице.

Реализация мероприятий Программы

Причиной совершения персоналом корпоративных злоупотреблений, как правило, становятся следующие основные факторы:

  • самооправдание. Низкая корпоративная культура в организации приводит к оправданию работниками совершенных ими проступков («маленькая зарплата», «все берут откаты» и т. п.);
  • возможности. Отсутствие эффективной системы внутреннего контроля создает предпосылки для отдельных сотрудников совершать злоупотребления с низкой вероятностью быть обнаруженными;
  • давление. Наличие внешних или внутренних обстоятельств, вынуждающих работников нарушать установленные правила и процедуры.

Программа должна предусматривать план мероприятий, направленных на профилактику, предотвращение, выявление, расследование коррупции и злоупотреблений за счет скоординированной работы структурных подразделений организации.

Система мероприятий по профилактике коррупции и иных злоупотреблений

Ключевой инструмент профилактики злоупотреблений – включение антикоррупционных положений в трудовые договоры с сотрудниками и контракты с деловыми партнерами. Важное значение также имеют повышение корпоративной культуры, формирование атмосферы честности и неприятия коррупции, мошенничества и хищений со стороны большинства работников компании.

1. Введение антикоррупционных положений в трудовые договоры работников

В трудовые договоры сотрудников можно включить следующие обязанности:

  • воздерживаться от совершения и (или) участия в совершении коррупционных правонарушений в интересах или от имени компании;
  • воздерживаться от поведения, которое может быть истолковано окружающими как готовность совершить или участвовать в совершении коррупционного правонарушения в интересах или от имени организации;
  • незамедлительно информировать непосредственного руководителя (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о случаях склонения работника к совершению коррупционных правонарушений;
  • незамедлительно информировать непосредственного начальника (или лицо, ответственное за реализацию антикоррупционной программы, или руководство организации) о ставшей известной работнику информации о случаях совершения коррупционных правонарушений другими работниками, контрагентами организации или иными лицами;
  • сообщить непосредственному руководителю или иному ответственному лицу о возможности возникновения либо возникшем у работника конфликте интересов.

При этом основным механизмом возложения на работников дополнительных обязанностей, связанных с профилактикой и противодействием коррупции, является Трудового кодекса РФ.

Обоснование

По соглашению сторон в трудовой договор могут включаться права и обязанности работника и работодателя, установленные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, локальными нормативными актами, а также права и обязанности работника и работодателя, вытекающие из условий коллективного договора, соглашений. Такие правила устанавливает Трудового кодекса РФ.

Если трудовой договор содержит приведенные выше обязанности, работодатель вправе применить к работнику меры дисциплинарного взыскания (включая увольнение) за совершение неправомерных действий, которые повлекли неисполнение работником возложенных на него трудовых обязанностей.

Руководство компании может поручить юридическому департаменту подготовить или проанализировать проект локального нормативного акта, регламентирующего порядок уведомления работодателя:

  • о случаях склонения работника к совершению злоупотреблений;
  • о ставшей известной работнику информации о случаях совершения подобных действий.

За основу вполне допустимо взять порядок, уже применяемый на государственной службе. Так, предлагают обратиться к опыту Минздравсоцразвития России, приведенному в «О методических рекомендациях о порядке уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений, включающих перечень сведений, содержащихся в уведомлениях, вопросы организации проверки этих сведений и порядка регистрации уведомлений».

2. Введение в договоры, связанные с хозяйственной деятельностью организации, стандартной антикоррупционной оговорки

4. Регулирование конфликта интересов

Своевременное выявление конфликта интересов в деятельности сотрудников компании - ключевой элемент предотвращения злоупотреблений.

5. Проведение агитационной кампании

Эффективным инструментом повышения корпоративной культуры может стать проведение PR-акции, направленной на пропаганду честной модели поведения и неотвратимости наказания лиц, совершивших злоупотребления. Это объективно способствует снижению рисков негативных инцидентов. Такая агитационная кампания может включать в себя публикации тематических материалов в корпоративных СМИ, информирование сотрудников о мероприятиях по реализации Программы и полученных результатах, тематические конкурсы среди работников.

В случае необходимости юридический департамент по запросу PR-службы участвует в претензионно-исковой работе с внешним коммуникационным агентством. Например, при несоответствии полученного результата техническому заданию, установленному в договоре.

Система мероприятий по предотвращению, выявлению и расследованию злоупотреблений

Помимо перечисленных выше профилактических мероприятий, Программа по противодействию коррупции, мошенничеству и хищениям подразумевает конкретные действия по выявлению и пресечению нарушений в компании. Такие действия можно разделить на несколько групп.

1. Оценка коррупционных рисков в бизнес-процессах и разработка контрольных процедур

Оценка коррупционных рисков нацелена на определение тех конкретных бизнес-процессов и деловых операций в деятельности организации, при реализации которых наиболее высок риск совершения работниками организации коррупционных правонарушений.

Дают алгоритм проведения подобной оценки, включающий следующие шаги:

  • представить деятельность компании в виде отдельных бизнес-процессов, в каждом из которых выделяются составные элементы (подпроцессы);
  • определить «критические точки», подпроцессы, при реализации которых наиболее вероятно возникновение злоупотреблений, а также определить индикаторы (признаки) злоупотреблений в каждом процессе;

Примеры возможных индикаторов злоупотреблений

О наличии злоупотреблений в работе сотрудников организации могут свидетельствовать:

  • предоставление дорогостоящих подарков, оплата транспортных, развлекательных услуг, выдача на льготных условиях займов, предоставление иных ценностей или благ внешним консультантам, государственным или муниципальным служащим, работникам аффилированных лиц и контрагентов;
  • закупки или продажи по ценам, значительно отличающимся от рыночных;
  • сомнительные платежи наличными;
  • снижение финансовых показателей (выручка, прибыль) по отдельным сегментам относительно предыдущего периода (признаки предоставления необоснованно крупных скидок или закупки у поставщиков по завышенным ценам за личное вознаграждение);
  • выплата посреднику или внешнему консультанту вознаграждения, размер которого превышает обычную плату для организации или плату для данного вида услуг;
  • увеличение количества брака по сравнению с предыдущими периодами (списание нового товара как бракованного за счет фальсификации первичных документов на списание ТМЦ);
  • наличие расхождений по физическим объемам ТМЦ, отпущенных в производство, по сравнению с объемами ТМЦ, полученных со склада;
  • оплата услуг, характер которых не определен либо вызывает сомнения;
  • выявление дублирующих друг друга первичных документов (признаки «задвоения» платежей в рамках одного и того же контрагента, при этом часть денег может попадать на личный счет сотрудника);
  • наличие расхождений по весу груза, замеренного в момент получения в компании и при отправке от склада поставщика (признаки хищения части груза при транспортировке);
  • увеличение расходов по материалам, купленным сотрудниками компании за средства, полученные под отчет (риск фиктивного списания материалов в целях последующего хищения).
  • описать выгоды и преимущества, которые могут быть получены при совершении злоупотребления; должности, являющиеся ключевыми для совершения коррупционных правонарушений; вероятные формы осуществления необоснованных платежей. Например, «получение откатов от поставщиков руководителем службы закупок».

Проведенный анализ позволит составить «карту коррупционных рисков компании», что позволит разработать комплекс мер по их устранению или минимизации.

Примерные контрольные процедуры в отдельных бизнес-процессах представлены в таблице.

2. Внедрение технических контролей

Снизить воровство в компании можно за счет оснащения объектов инженерно-техническими средствами охраны и средствами специального инструментального контроля. В качестве таких средств могут выступать:

  • системы контроля доступа;
  • освещение и сигнализация на складах;
  • системы видеонаблюдения.

Кроме того, стоит применять (с письменного согласия кандидатов) полиграф при приеме на работу, связанную с обращением дорогостоящий ТМЦ, проводить систематические проверки сохранности ТМЦ и денежных средств, а также заключить с работниками договоры о материальной ответственности.

На юридический департамент возлагается обязанность по проведению легализации использования технических контролей. Например, юристы должны проконтролировать следующие моменты:

  • в локальных нормативных актах и трудовых договорах предусмотрена возможность применения видеонаблюдения со стороны компании;
  • работники ознакомлены под подпись с приказом о введении системы видеонаблюдения, а информация о ее наличии размещена на рабочих местах;
  • оборудование сертифицировано и не входит в перечень специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации.

3. Создание горячей линии приема сообщений о злоупотреблениях

Еще одним эффективным инструментом предотвращения и выявления коррупции и злоупотреблений может стать создание в компании горячей линии приема сообщений. В состав горячей линии могут входить: многоканальный телефон (с бесплатными входящими звонками из любой точки мира), электронная почта, абонентский ящик.

Юридическая служба оказывает содействие в разработке локальных нормативных актов, регламентирующих прием и обработку принятых сообщений с соблюдением и сохранением анонимности позвонивших лиц. С операторами горячей линии необходимо заключить соглашения о конфиденциальности.

4. Расследование злоупотреблений

По результатам выявленных фактов коррупции и иных злоупотреблений необходимо провести служебное расследование в полном соответствии с процедурой, установленной действующим законодательством.

Юридическая служба оказывает содействие подразделениям экономической безопасности, кадров и внутреннего аудита в части закрепления доказательной базы и соблюдения установленных правил привлечения к дисциплинарной ответственности и процедуры увольнения.

Кроме того, правовой департамент может принять участие в разработке регламента служебного расследования.



«ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ»


Об утверждении
Антикоррупционной
политики ФГУП ГЦСС

Во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также для усиления мер, направленных на обеспечение добросовестной работы ФГУП ГЦСС,

П Р И К А З Ы В А Ю:

1. Утвердить и ввести в действие с момента утверждения Антикоррупционную политику Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» (далее Антикоррупционная политика ФГУП ГЦСС) (прилагается).
2. Начальникам структурных подразделений Центрального аппарата и начальникам филиалов ФГУП ГЦСС обеспечить доведение требований Антикоррупционной политики ФГУП ГЦСС до сведения подчиненных работников.
3. Работникам ФГУП ГЦСС руководствоваться Антикоррупционной политикой ФГУП ГЦСС и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.
4. Контроль исполнения приказа оставляю за собой.



Начальник О.Н. Рыбалкин

Утверждена

Приказом ФГУП ГЦСС

От 17.03. 2014 №39

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УНИТАРНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

«ГЛАВНЫЙ ЦЕНТР СПЕЦИАЛЬНОЙ СВЯЗИ»

АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Федерального государственного унитарного предприятия
«Главный центр специальной связи»

Москва

2014



1. Назначение документа

2. Задачи документа

3. Область применения

4. Определения, понятия и сокращения, используемые в настоящей антикоррупционной политике

5. Коррупционные действия

6. Ключевые принципы







10. Заключительные положения

1. Назначение документа

1.1 Антикоррупционная политика Федерального государственного унитарного предприятия «Главный центр специальной связи» разработана и принята во исполнение подпункта «б» пункта 25 Указа Президента Российской Федерации от 2 апреля 2013 г. № 309 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона «О противодействии коррупции» и в соответствии со статьей 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
1.2. Целью антикоррупционной политики является формирование единого подхода к обеспечению работы по профилактике и противодействию коррупции в Федеральном государственном унитарном предприятии «Главный центр специальной связи» (далее «ФГУП ГЦСС», «предприятие»).

2. Задачи документа

Основными задачами настоящей антикоррупционной политики являются:
- информирование работников предприятия о нормативно-правовом обеспечении работы по противодействию коррупции и ответственности за совершение коррупционных правонарушений;
- формирование у работников и иных лиц единообразия понимания позиции предприятия о неприятии коррупции в любых формах и проявлениях;
- минимизация риска вовлечения предприятия и его работников, независимо от занимаемой должности, в коррупционную деятельность;
- обобщение и разъяснение основных требований антикоррупционного законодательства Российской Федерации, которые могут применяться к предприятию и его работникам;
- установление обязанности работников предприятия знать и соблюдать принципы и требования настоящей антикоррупционной политики, ключевые нормы антикоррупционного законодательства Российской Федерации;
- установление мероприятий по предотвращению коррупции.

3. Область применения

Положения настоящей антикоррупционной политики распространяются на всех работников предприятия независимо от занимаемой должности, статуса и срока их работы на предприятии, а также на контрагентов в тех случаях, когда соответствующие обязанности закреплены в договорах с ними, в локально-нормативных актах предприятия либо прямо вытекают из законодательства Российской Федерации и норм международного права. Все работники предприятия должны руководствоваться настоящей антикоррупционной политикой и неукоснительно соблюдать ее принципы и требования.

4. Определения, понятия и сокращения, используемые в настоящей антикоррупционной политике

Термины и определения, используемые в настоящей антикоррупционной политике, приведены ниже:
- антикоррупционное законодательство Российской Федерации – нормы российского антикоррупционного законодательства, установленные в том числе Уголовным кодексом Российской Федерации, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральным законом «О противодействии коррупции» и иными нормативными актами, основными требованиями которых являются запрет дачи взяток, запрет получения взяток, запрет коммерческого подкупа и запрет посредничества во взяточничестве;
- антикоррупционные процедуры – мероприятия, направленные на предотвращение коррупции во всех сферах деятельности предприятия, включая нормы деловой этики, требования к обучению работников, правила специального антикоррупционного контроля и аудита, мероприятия по предотвращению конфликта интересов и коммерческого подкупа, правила осуществления пожертвований, спонсорства, участия в благотворительной деятельности и т.д.;
- взятка – получение должностным лицом, иностранным должностным лицом либо должностным лицом публичной международной организации лично или через посредника денег, ценных бумаг, иного имущества либо незаконное оказание ему услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, если такие действия (бездействие) входят в служебные полномочия должностного лица либо оно в силу должностного положения может способствовать данным действиям (бездействию), а равно за общее покровительство или попустительство по службе;
- коммерческий подкуп – незаконные передача лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, другого имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление иных имущественных прав за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением;
- контрагент – любое российское или иностранное юридическое или физическое лицо, с которым организация вступает в договорные отношения, за исключением трудовых отношений;
- конфликт интересов – это ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) работника (представителя организации) влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им должностных (трудовых) обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между личной заинтересованностью работника (представителя организации) и правами и законными интересами организации, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам, имуществу и (или) деловой репутации организации, работником (представителем) которой он является;
- коррупционное правонарушение – совершенное противоправное деяние, обладающее признаками коррупции, за которое законодательством Российской Федерации установлена гражданско-правовая, дисциплинарная, административная или уголовная ответственность;
- коррупционный риск – возможность совершения противоправных действий коррупционного характера работниками предприятия или третьими лицами;
- коррупция – злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами. Коррупцией также является совершение перечисленных деяний от имени или в интересах юридического лица;
- личная заинтересованность работника (представителя предприятия) – заинтересованность работника (представителя предприятия), связанная с возможностью получения им при исполнении должностных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, других имущественных прав для себя или третьих лиц;
- противодействие коррупции – деятельность работников предприятия в пределах их полномочий по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции; по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений; по минимизации и/или ликвидации последствий коррупционных правонарушений;
- руководство ФГУП ГЦСС – начальник ФГУП ГЦСС, директора (заместители начальника ФГУП ГЦСС) по направлениям деятельности, начальники филиалов ФГУП ГЦСС, заместители начальников филиалов ФГУП ГЦСС;
- ценности – все, что представляет ценность для должностного лица/лица, выполняющего управленческие функции, включая материальные и нематериальные блага.

5. Коррупционные действия

5.1. Коррупционными действиями являются:
- дача взятки или посредничество в даче взятки;
- коммерческий подкуп;
- злоупотребление полномочиями, незаконное использование физическим лицом своего должностного положения в целях получения личной выгоды или незаконное предоставление такой выгоды другим лицам, в том числе совершение указанных деяний от имени или в интересах предприятия;
- иные действия/бездействия работников предприятия, содержащие признаки коррупции или способствующие ее совершению, включая проявления конфликта интересов.
5.2. Предметом взяточничества и коммерческого подкупа, наряду с деньгами, ценными бумагами, иным имуществом, может быть незаконное оказание услуг имущественного и неимущественного характера, предоставление имущественных прав.
5.3. Запрещается привлекать или использовать агентов, посредников, совместные предприятия или иных лиц для совершения действий, противоречащих нормам применимого антикоррупционного законодательства, принципам и требованиям антикоррупционной политики.

6. Ключевые принципы

6.1. При создании системы мер противодействия коррупции предприятие руководствуется следующими ключевыми принципами:
6.1.1. Принцип соответствия политики предприятия действующему законодательству и общепринятым нормам.
Соответствие реализуемых антикоррупционных мероприятий Конституции Российской Федерации, заключенным Российской Федерацией международным договорам, законодательству Российской Федерации и иным нормативным правовым актам, применимым к предприятию.
6.1.2. Принцип личного примера руководства.
Ключевая роль руководства предприятия в формировании культуры нетерпимости к коррупции и в создании внутриорганизационной системы предупреждения и противодействия коррупции.
6.1.3. Принцип вовлеченности работников.
Информированность работников предприятия о положениях антикоррупционного законодательства и их активное участие в формировании и реализации антикоррупционных стандартов и процедур.
6.1.4. Принцип соразмерности антикоррупционных процедур риску коррупции.
Разработка и выполнение комплекса мероприятий, позволяющих снизить вероятность вовлечения предприятия, его руководства и работников в коррупционную деятельность, осуществляется с учетом существующих в деятельности данного предприятия коррупционных рисков.
6.1.5. Принцип эффективности антикоррупционных процедур.
Применение на предприятии таких антикоррупционных мероприятий, которые имеют низкую стоимость, обеспечивают простоту реализации и приносят значимый результат.
6.1.6. Принцип ответственности и неотвратимости наказания.
Неотвратимость наказания для работников предприятия вне зависимости от занимаемой должности, стажа работы и иных условий в случае совершения ими коррупционных правонарушений в связи с исполнением трудовых обязанностей.
6.1.7. Принцип постоянного контроля и регулярного мониторинга.
Регулярное осуществление мониторинга эффективности внедренных антикоррупционных стандартов и процедур, а также контроля за их исполнением.

7. Структура управления антикоррупционной деятельностью

Подразделения, назначенные соответствующим приказом ФГУП ГЦСС ответственными за профилактику коррупционных правонарушений, организуют управление антикоррупционной деятельностью по следующим направлениям:
- разработка проектов локальных нормативных актов предприятия, направленных на реализацию мер по предупреждению коррупции (антикоррупционной политики, кодекса этики и служебного поведения работников и т.д.);
- проведение мероприятий, направленных на выявление коррупционных правонарушений работниками предприятия;
- организация проведения оценки коррупционных рисков;
- прием и рассмотрение сообщений о случаях склонения работников к совершению коррупционных правонарушений в интересах или от имени иной организации, а также о случаях совершения коррупционных правонарушений работниками, контрагентами предприятия или иными лицами;
- организация приема и рассмотрения сведений о возникающих случаях конфликта интересов;
- организация обучающих мероприятий по вопросам профилактики и противодействия коррупции и индивидуального консультирования работников;
- оказание содействия уполномоченным представителям контрольно-надзорных и правоохранительных органов при проведении ими инспекционных проверок деятельности предприятия по вопросам предупреждения и противодействия коррупции;
- оказание содействия уполномоченным представителям правоохранительных органов при проведении мероприятий по пресечению или расследованию коррупционных преступлений, включая оперативно-разыскные мероприятия;
- проведение оценки результатов антикоррупционной работы и подготовка соответствующих отчетных материалов.

8. Правила поведения, установленные на предприятии

Установленные факты коррупции могут привести к личной уголовной ответственности работников ФГУП ГЦСС, а также к административной ответственности предприятия.
Во всех случаях, когда у работников возникают обоснованные подозрения, что услуги, предоставляемые предприятием своим контрагентам, используются в целях взяточничества и коррупции, они обязаны незамедлительно сообщить о своих подозрениях своему непосредственному начальнику (в случае когда соответствующие подозрения возникают в отношении непосредственно начальника – директору по направлению деятельности, начальнику ФГУП ГЦСС).
В случае когда работник при исполнении своих должностных обязанностей сталкивается с выбором между увеличением коммерческих преимуществ предприятия, сопряженных с вовлечением во взяточничество или коррупцию, и потерей коммерческих преимуществ, он должен отказаться от увеличения коммерческих преимуществ.
8.1. Подарки и представительские расходы
Подарки и знаки делового гостеприимства, а также представительские расходы, которые работники от имени ФГУП ГЦСС могут предоставлять другим лицам и организациям или которые работники в связи с их деятельностью на предприятии могут получать от других лиц и организаций, должны соответствовать совокупности указанных ниже критериев:
- быть прямо связанными с законными целями деятельности предприятия, например с презентацией, заседанием или завершением коммерческих проектов, успешным исполнением договоров или с общепринятыми праздниками, такими как Новый год, Международный женский день, а также памятными датами и юбилеями;
- быть разумно обоснованными и не являться предметами роскоши;
- не представлять собой скрытое вознаграждение за услугу, действие, бездействие, попустительство, покровительство, предоставление прав, принятие определенного решения и т.п. или попытку оказать влияние на получателя с иной незаконной или неэтичной целью;
- не создавать негативный имидж для предприятия, работников и иных лиц в случае раскрытия информации о подарках;
- не противоречить принципам и требованиям антикоррупционной политики, другим локально-нормативным актам предприятия и законодательству Российской Федерации.
Не допускаются подарки от имени ФГУП ГЦСС в виде наличных или безналичных денежных средств в любой валюте.
К представительским расходам относятся расходы предприятия на официальный прием и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания руководства ФГУП ГЦСС, независимо от места проведения указанных мероприятий. К представительским расходам относятся расходы на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) для указанных лиц, а также официальных лиц предприятия, участвующих в переговорах, транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководства предприятия и обратно, буфетное обслуживание во время переговоров, оплату услуг переводчиков, не состоящих в штате предприятия, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
К представительским расходам не относятся расходы на организацию развлечений, отдыха, профилактики или лечения заболеваний.
Работникам ФГУП ГЦСС запрещается выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации по договоренности государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями.
8.2. Осуществление закупочной деятельности
При осуществлении закупочной деятельности предприятие руководствуется действующим законодательством Российской Федерации и локально-нормативными актами предприятия.
Предприятие обеспечивает информационную открытость при размещении информации о закупках товаров, услуг для нужд предприятия.
Предприятие содействует свободной, добросовестной конкуренции среди претендентов и участников закупок товаров, работ, услуг для нужд предприятия.
Предприятие обеспечивает равноправный доступ к участию в закупочных процедурах любых юридических лиц, выступающих на стороне одного претендента на участие в закупке, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, или любых физических лиц, выступающих на стороне одного претендента на участие в закупке, в том числе индивидуальных предпринимателей, соответствующих требованиям, установленным положением о закупке ФГУП ГЦСС.
8.3. Участие в благотворительной деятельности и спонсорство
Предприятие осуществляет благотворительную политику, направленную на формирование положительного имиджа ФГУП ГЦСС.
Предприятие не финансирует благотворительные и спонсорские проекты в целях получения коммерческих преимуществ в конкретных проектах ФГУП ГЦСС.
Благотворительная деятельность предприятия и спонсорство осуществляется в соответствии с локально-нормативными актами предприятия, регламентирующими деятельность предприятия по данным направлениям.
8.4. Участие в политической деятельности
Предприятие сохраняет политический нейтралитет и воздерживается от финансирования политических партий, организаций и движений в целях получения коммерческих преимуществ при осуществлении деятельности ФГУП ГЦСС.
8.5. Взаимодействие с государственными служащими и органами власти
Предприятие воздерживается от оплаты любых расходов российских или иностранных государственных служащих и их близких родственников (или в их интересах) в целях получения коммерческих преимуществ при осуществлении деятельности ФГУП ГЦСС, в том числе расходов на транспорт, проживание, питание, развлечения и т.п., или получения ими за счет предприятия иной выгоды.
8.6. Взаимодействие с контрагентами
Предприятие делает все необходимое для обеспечения справедливого и непредвзятого отношения к контрагентам.
В соответствии с требованиями, установленными настоящей антикоррупционной политикой, на предприятии обеспечивается наличие процедур по проверке контрагентов для предотвращения и/или выявления нарушений в целях минимизации и пресечения рисков вовлечения
ФГУП ГЦСС в коррупционную деятельность.
8.7. Конфиденциальная информация
Работники предприятия соблюдают требования локально-нормативных актов предприятия, касающиеся соблюдения государственной, коммерческой и иной охраняемой законом тайны, а также режима конфиденциальности и раскрытия информации предприятия.
Всю информацию относительно коррупционной активности контрагентов, выявленную в процессе деятельности ФГУП ГЦСС, следует направлять руководству ФГУП ГЦСС.
Недонесение информации о выявленных фактах коррупции и взяточничества может быть расценено как соучастие в данных преступлениях.
Любая служебная информация о контрагентах или конкурентах предприятия не должна использоваться, если возникли подозрения в том, что она была получена неправомерным путем или направлена работнику ошибочно.

9. Ответственность за неисполнение (ненадлежащее исполнение) антикоррупционной политики

Руководство ФГУП ГЦСС, начальники структурных подразделений и работники предприятия несут ответственность за соблюдение принципов и требований антикоррупционной политики.
Работники, независимо от занимаемой должности, нарушившие антикоррупционное законодательство Российской Федерации, а также требования настоящей антикоррупционной политики, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной, гражданско-правовой или уголовной ответственности по инициативе предприятия, правоохранительных органов или иных лиц в порядке и по основаниям, предусмотренным применимым антикоррупционным законодательством, локально-нормативными актами предприятия и трудовыми договорами.
Помимо ответственности, предусмотренной антикоррупционным законодательством, к виновным могут быть применены меры дисциплинарной ответственности, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, вплоть до расторжения с работником трудового договора, в случае:
- однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей, выразившегося в разглашении охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашении персональных данных другого работника;
- совершения виновных действий работником, непосредственно обслуживающим денежные или товарные ценности, если эти действия дают основание для утраты доверия к нему со стороны работодателя.

10. Заключительные положения

Вопросы, не урегулированные настоящей антикоррупционной политикой, регулируются законодательством Российской Федерации и локально-нормативными актами предприятия.