VI. Умственное воспитание детей на основе внеклассной работы (классные часы, викторины, конкурсы, олимпиады)

Классный час в форме интеллектуальной игры.

Цели : ознакомить детей с вопросами интеллектуальных текстов; способствовать формированию позитивной оценки таких качеств, как рассудительность, смекалка, находчивость;стимулировать познавательную и творческую активность учащихся; воспитывать умение работать в группе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеллектуальный классный час\

«Никогда не поздно поумнеть» (Д. Дефо)

Классный час в форме интеллектуальной игры.

Задание для игры-головоломки из текстов для определения IQ.

В ходе игры команды за 30 минут должны решить10 головоломок. Главное – ознакомить детей с типичными заданиями интеллектуальных тестов,дать возможность поработать в группе, испытать свои мыслительные способности.

Цели : ознакомить детей с вопросами интеллектуальных текстов; способствовать формированию позитивной оценки таких качеств, как рассудительность, смекалка, находчивость;стимулировать познавательную и творческую активность учащихся; воспитывать умение работать в группе.

Оборудование: сделать несколько ксерокопий листа с головоломки (по количеству команд).

Оформление : начертить на доске таблицу результатов (эта таблица будет заполнена, когда дети проверяют все работы).

План классного часа

  1. Интерактивная беседа по теме «Что такое интеллект?»
  2. Интеллектуальная игра «головоломка».
  3. Заключительное слово.
  4. Подведение итогов(рефлексия).

Ход классного часа

1.Интерактивная беседа по теме» Что такое интеллект?»

Классный руководитель . - Сегодня мы проводим интеллектуальный классный час. Слово «интеллект» сейчас очень часто употребляется. Как вы его понимаете? (Ум, смекалка, находчивость, догадливость, знания, умение мылить и другое).

Классный руководитель .В словаре С.Ожегова дано такое толкование слова «интеллект»: «Мыслительная способность, умственное начало человека». Но есть и другие точки зрения. Многие психологи считают, что интеллект – это способность к обучению, пониманию, познанию . И эта способность есть у каждого человека.

Как вы считаете, нужно ли развивать эту способность?

Примерные ответ детей:

Двоечник сейчас зарабатывает больше профессора, развивать интеллект ни к чему.

Ну почему сразу или дворник, или профессор? Вот, например,топ-менеджером без интеллекта только тем, у кого выдающиеся способность.

Есть вундеркинды, они и должны развивать свой интеллект.

Интеллект нужен всем : и дворнику, и профессорам - всем нужен разум в жизни.

Классный руководитель .

- Каждый человек обладает интеллектом. Но не все люди хотят его развивать. И напрасно. Американские психологи обследовали много пожилых людей и пришли к выводу, что люди с высоким интеллектом живут дольше, выглядят моложе, сохраняют ясный ум до глубокой старости.

Как же можно тренировать свой интеллект?

Примерные ответы детей :
- Много читать, собирать информацию.
- Добросовестно выполнять все школьные задания.
- Решать головоломки.
- Заниматься в кружках, расширять свой кругозор.

Классный руководитель . - Получается, что у одних людей интеллект выше, чем у других . Многие фирмы хотят взять на работу именно таких людей: способных быстро переучиваться, легко принимать новое . Но как же их выявить? Тут приходят на помощь тесты для измерения интеллекта . По результатам тих тестов можно измерить свой ай-кью – интеллектуальный коэффициент.
- Приходилось ли вам проходить такие тесты? Знаете ли вы свой ай-кью?
(
Дети отвечают .)

Тесты на измерение ай-кью содержат много головоломок. Но эти головоломки при определенной тренировке легко может решить самый заурядный человек. Поэтому многие ученые относятся к этим тестам довольно скептически. Но так или иначе многим из нас предстоит проходить такие тесты. И лучше, если мы будем готовы к тем заданиям, которые нам предложат.

II. Интеллектуальная игра «Головоломка»

Классный руководитель. Сегодня мы проведем игру «Головоломка». Ломать головы над заданиями будут (количество) команд по 4 человека (две стоящие рядом парты). Все команды получат листок с одинаковыми заданиями. Вверху листочка напишите название своей команды. На выполнение всех заданий дается 30 минут. Для одного человека это, конечно, слишком мало. Но для группы - достаточно, ведь можно распределить нагрузку, а заодно и поучиться сотрудничеству с другими людьми . Кроме того, при решении головоломок нужно соблюдать конспирацию, обсуждать ответы тихо, иначе конкуренты перехватят ваши ответы. Условия игры понятны? Тогда начинаем!

(Дежурные раздают листы с заданиями, учитель засекает время, дети приступают к работе. Когда время для работы истечет, учитель попросит, чтобы каждая команда передала свой листок соседям (по часовой стрелке) для взаимопроверки

Классный руководитель. А теперь проверим, что же у нас получилось? В роли проверяющих будете выступать вы сами. Каждая команда проверит работу своих соседей. Ответы и объяснения буду читать я. За каждый правильный ответ вы ставите на листе соперников 1 балл.

(Учитель читает ответы из таблицы «Ответы», дети проверяют работы.)

Ответы

1.СЕМАФОР (КОЗА, БАРАН, ЛОШАДЬ)

2.ПОМПА

3.СТРОЕНИЕ

4.ВЗЯТЬ БЫКА ЗА РОГА

5.ВЕРЕСК

6.ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ

7.ПРИЗ

8.ПАУК

9.КРАКОВЯК

10.(СУММА ЧИСЕЛ В ВЕРТИКАЛЬНЫХ РЯДАХ=9)

Все ответы прочитаны, подсчитайте, пожалуйста, сумму баллов, и сдайте мне листки с заданиями.

(Дети подсчитывают, передают листки учителю.)

(Читает результаты, называет победителей.) Ну вот, можно сказать, что в абсолютно равных условиях самой интеллектуальной командой оказалась команда [название) в составе (перечисляет имена и фамилии членов команды). Я поздравляю победителей, но мне кажется, что причина успеха здесь не только в интеллекте, а и в умении работать дружно и слаженно.

III. Заключительное слово

Классный руководитель .- Когда мы сами решаем задачку, которая кажется нам неразрешимой, мы испытываем ни с чем не сравнимую радость. Ее иногда сравнивают с озарением. Это радость от работы ума. Головоломки, которые вы сегодня решали, я взяла из книги с очень интересным названием: «1000 оригинальных тестов на проверку вашей гениальности». Таких книг сейчас можно найти немало. В этом названии есть, конечно, доля шутки: гениальность - это высшая творческая способность человека, а не способность решать такие головоломки . Авторы, очевидно, хотели сказать о том, что любой человек может почувствовать озарение, испытать радость от работы своего ума. Надеюсь, сегодня и вам это удалось. Обратите внимание на тему сегодняшнего классного часа . «Никогда не поздно поумнеть» - это остроумное высказывание принадлежит великому английскому сатирику Даниелю Дефо. А он был одним из умнейших людей своего времени.

IV. Подведение итогов (рефлексия)

Классный руководитель.

- Понравилось ли вам ломать голову над трудными задачками? Хочется ли закрепить успех или испытать себя в более трудных заданиях?

Примерные ответы детей

Эти головоломки не такие уж и трудные, с ними вполне можно справиться.

Трудно было решить первую задачу, а потом уже было легче.

У меня много книжек с такими головоломками, я их щелкаю как семечки.

Не всем же быть гениями. До меня не дошло.

Раньше всегда пропускала такие задачки, теперь буду стараться решить - у меня стало получаться!

(По материалам Интернет-сайтов)

ПРИЛОЖЕНИЕ

Головоломка

п/п

Задание (вопрос)

Количество

баллов

Найдите лишнее слово:

оказ ранба софарем дольша

Вставьте в скобки слово, которое обозначает тоже, что и слов за скобками:

Торжественность, пышность (…) насос

Вставьте в скобки слово, которое обозначает то же, что и определение за скобками.

Здание (…) состав чего-либо

В каждом слове известной поговорки изменили по одной буквы. Что это за поговорка?

Взяты бока да нога

Составьте из двух трехбуквенных фрагментов названия вечнозелёного кустарника.

ВЕР, ПАД, РЯБ, МАГ, ИНА, ЕСК.

Из пословицы выпали гласные буквы. Расставьте их по местам.

Чтпсшьтпжншь

Вставьте в скобки пропущенное слово.

МОРС(СОДА) ДАМА

СТРОП(…) ИЗВОЗ

Реши пропорцию

Лошадь /4 …. /8

Сложите два четырехбуквенных фрагмента так, чтобы получилось названия танца.

ФОКС, ПОЛО, ОВЯК, БАДА, ОНЕЗ, АНГО, КРАК, ЛЬКА.

Вставьте пропущенную цифру.412

ИТОГО


Направления воспитательной работы в процессе проведения классных часов очень разнообразны и обширны.

Основными являются следующие:

1) забота о здоровье;

2) интеллектуальное развитие школьников;

3) воспитание гражданского самосознания;

4) развитие личностного самосознания;

5) формирование нравственных и этических ценностей;

6) формирование семейных ценностей;

7) организация досуга.

Забота о здоровье

Преподаватель обязан проявлять заботу о здоровье своих учеников. Для этого необходимо создать нормальные, безопасные условия для детей во время проведения классного часа. Особенно важно обеспечить безопасность для школьников, если на классных часах предусмотрены спортивные игры и состязания или если классный час проходит вне стен школы.

На тематических классных часах рассматриваются темы, которые могли бы побудить учеников вести здо-ровый образ жизни, заниматься спортом, физической культурой, уважительно относиться к тем, кто занимается спортом, в том числе и одноклассникам. На классных часах школьники знакомятся с лучшими нравственными традициями спорта.

Классные часы могут проходить в виде спортивных конкурсов, викторин, фестивалей и праздников. Учеников можно задействовать в конкурсе газет на спортив-ную тематику, проведении конференции, дискуссиях и беседах на темы здоровья.

Темы таких классных часов могут быть следующие:

«В здоровом теле — здоровый дух», «Спорт в моей жизни», «Великие спортсмены мира (моей страны)», «Возникновение разных видов спорта», «Спорт в древности», «Экстремальные виды спорта», «Любимый вид спорта», «Вредные привычки», «Наркотик — путь в никуда», «Пивной алкоголизм: мифы и реальность», «Курить — здоровью вредить», «СПИД— чума XXI века», «Если ты здоров, постарайся сделать здоровым того, кто рядом» и др.

Интеллектуальное развитие школьников

Преподаватель наблюдает и оценивает интеллектуальное развитие учащихся. Кроме того, на классных часах должны создаваться условия для развития ум-ственных способностей школьников, их интересов, умений, увлеченности.

Рассматриваемые темы должны воспитывать уважительное отношение к людям, обладающим выдающимися интеллектуальными способностями. Школьники учатся уважать также и одноклассников, благодаря своему усердию достигших высоких результатов.

Классные часы должны способствовать возникновению у учеников стремления к получению образования, интеллектуальному и культурному развитию личности, интерес к чтению и развивать склонности к творчеству и исследованиям.

Классные часы можно проводить в виде викторин, конкурсов, интеллектуальных игр, интеллектуальных марафонов, боев, игр типа «КВН», «Что? Где? Когда?», «Умники и умницы», «Эрудит» и т. п.

Примерные темы классных часов:

«Загадочное вокруг нас», «Пока я мыс-лю, я существую», «За гранью возможного», «Я познаю мир» и др.

Воспитание гражданского самосознания

Это направление призвано воспитать любовь к Родине, а также уважительное отношение к национальным героям и ветеранам войны и труда, вообще к старшему поколению, в том числе своим родным и близким. Школьники знакомятся с национальными традициями и обычаями своего народа, его историей, культурой, фольклором, этнографией.

Классный руководитель привлекает учащихся к общественной работе, добровольным движениям, дает поисковые задания, подготавливает с классом мероприятия для выступления перед ветеранами, престарелыми и больными людьми. Устраиваются трудовые акции, проекты, субботники и т. п.

На классных часах воспитываются патриотизм, терпимость и уважительное отношение к людям разных национальностей, людям, сделавшим что-то значимое для страны. Воспитывается уважительное отношение к Российской армии.

На классных часах также изучаются история и культура различных народов, что расширяет кругозор. Вос-питывается интернационализм. Школьники учатся представлять свою страну на мировой арене. Воспитывается чувство собственного достоинства.

Классные часы могут проводиться в форме лекций, конкурсов патриотической песни, военных смотров, праздников патриотической тематики, викторин, конкурсов, сочинений, чтений, дискуссий, экскурсий по местам боевой славы, просмотров кинофильмов и их обсуждения, военно-спортивных игр и т. п.

Темы для классных часов:

«Что значит быть россиянином?», «Духовное наследие России», «Уроки Победы», «Знаю ли я законы?», «Обязанность, долг, присяга?», «Женщины на защите Родины» и др.

Развитие личностного самосознания

На классных часах школьники пробуют себя в самоуправлении. Их также знакомят с существующими профессиями, ремеслами, условиями жизни в рыночных условиях.

Преподаватель помогает школьникам определиться в общественных предпочтениях, уметь делать выбор, ставить цели, воспитывает интерес к самим себе, а также желание самосовершенствоваться.

Классные часы проводятся в информационно-просветительской форме, в виде конференций, тематических выставок, конкурсов сочинений и др.

Темы классных часов примерно следующие:

«Кому нужна моя помощь?», «Человек среди людей», «Мое свободное вре-мя», «Что значит оставить свой след на Земле?», «Кем быть? Каким быть?», «Как стать профессиональным и успешным» и т. п.

Формирование нравственных ценностей

На классных часах школьникам дается представление об общечеловеческих нормах морали и нравственности, таких как милосердие, сострадание, терпимость, миролюбие, самообладание, уважение, любовь и др. Воспитывается уважительное отношение к правам других людей и ответственное отношение к собственным обязанностям.

Учеников учат мыслить и поступать, отдавая приоритет интересам других людей, ставить интересы нации или всего человечества выше личностных, воспитывают моральную стойкость в сложных жизненных ситуациях. У школьников формируется расположение к мирным и добропорядочным взаимоотношениям.

Тематические классные часы проводятся в форме лекций и бесед на нравственную тематику, театральных постановок, просмотров и обсуждений фильмов, освещающих нравственные вопросы, литературно-музыкальных постановок и др.

Темами классных часов могут быть:

«Эгоисты. Кто они?», «Учись владеть собой», «Ценности истинные и мнимые», «Толерантность», «От безответственности до преступления — один шаг», «Правила поведения в шко-ле и дома», «Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?» и т. п.

Формирование семейных ценностей

Тематические классные часы помогают учащимся строить отношения в семье, соотносить свои желания с интересами других членов семьи, воспитывают уважительное отношение учеников к родителям, братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам и т. д.

Проводится работа с родителями. Скрепляются семейные узы. Совместные классные часы способствуют сближению родителей и детей, их сотрудничеству, совместному творчеству.

Для того чтобы помочь ученикам в семейном плане, классный руководитель должен больше знать об их семьях, об отношении старших к детям, условиях жизни. Наряду с воспитанием учеников классный руководитель проводит обучающую работу с их родителями, привлекает их к участию в жизни ребенка, класса и школы.

Темами классных часов могут быть следующие:

«История моей семьи», «Памятные даты моей семьи», «История моей семьи в фотографиях», «Как жили наши бабушки и дедушки», «Семья вся вместе — и душа на месте». Можно устроить клуб общения «Родители и дети», викторины, КВН с участием как учеников, так и их родителей, совместные тематические беседы с родителями и детьми, школьные праздники и творческие вечера с приглашением членов семей учащихся.

Организация досуга

Это направление воспитательной работы дает возможность ученикам участвовать в коллективных творческих делах, с пользой проводить свободное время, вырабатывает негативное отношение к вредным привычкам и бесполезным занятиям.

На внеклассных мероприятиях школьники могут демонстрировать свои таланты и достижения, что способствует стремлению к творческому и интеллектуальному развитию. Классный руководитель осуществляет эстетическое воспитание — развивает эстетический вкус, учит достойному поведению в классе, семье, обществе.

Классные часы могут быть разной формы. Празднуются все красные даты календаря, памятные даты из жизни класса, дни рождения одноклассников, устраиваются театральные постановки, выставки, творческие вечера и т. д.

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса. Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА

интеллектуального воспитания

учащихся 5 «г» класса на 2013 - 2014 учебный год.

Программа интеллектуального воспитания действительно занимает важное место во всей системе учебно-воспитательного процесса.

Программа направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала личности каждого учащегося и помощь особо одаренным ученикам класса.

Важнейшим направлением данной проблемы является реализация предложенной программы, которая показывает, что каждый ученик должен знать, что любое его увлечение, любой его интерес всегда будут приветствоваться в стенах нашей гимназии, и поддержаны всеми учителями.

Большая роль в нашей программе отводится внеурочной работе, что позволяет нам развивать познавательную активность ученика в различных образовательных областях: умственное воспитание; экологическое воспитание; физическое воспитание.

Цель воспитания: раскрытие, развитие и реализация творческих способностей в максимально благоприятных условиях учебно-воспитательного процесса.

Программа интеллектуального воспитания является целенаправленным воспитательным процессом, предполагающим определенные формы, методы и приемы. Решение проблем интеллектуального воспитания в данной программе осуществляется через такие формы воспитательного воздействия, как беседы, конкурсы, классные часы и игры и т.п.

Введение

Процесс познания является практически основной частью любого вида деятельности ученика (трудовая, художественная, учебная, прикладная, экологическая и др.) Познавательная деятельность на внеурочных занятиях способствует накапливанию и совершенствованию знаний, а также обогащению досуга ученика, наполняя его социально-ценностным содержанием. Внеурочная познавательная деятельность строится с учётом интересов ученика, на свободном выборе и меняется в зависимости от изменений, происходящих в увлечениях, личных предпочтениях. Реализация данной программы позволяет в свободной, ненавязчивой форме воспитывать учеников читательские вкусы, интерес к знаниям, создаёт атмосферу интеллектуального поиска.

1. Общие положения

Интеллектуальное воспитание является составной частью общего воспитательного процесса нашей гимназии и представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность гимназии.

Программа представляет собой документ, отражающей цель, задачи, направления, содержание, и план мероприятий для осуществления работы интеллектуального воспитания учеников класса гимназии на 2013-2014 годы.

Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными учениками:

1. Принцип создания комфортных условий для совместных работы ученика и учителя.

2. Принцип создания условий для самопознания и реализации каждой одаренной личности.

3. Принцип вариативности реализации содержания, форм, методов учебно-воспитательного процесса.

4. Принцип свободы выбора учениками предметных и творческих кружков, спортивных секций.

5. Принцип возрастания роли внеурочной деятельности.

2. Цель и задачи интеллектуального воспитания учеников 5 «г» класса.

Цели и задачи Программы

Цель: создать условия для выявления, поддержки, обучения, воспитания и развития индивидуальных задатков ученика во время занятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Создать целенаправленную систему отбора одарённых учеников;

Создать максимально-благоприятные условия для интеллектуального, морально-физического развития учеников класса;

Стимулировать творческую деятельность учеников класса;

Создать условия одарённым ученикам для реализации их личных творческих способностей в процессе научно-исследовательской и проектной деятельности;

Создать условия для становления развития и совершенствования интеллектуальных возможностей учащихся.

Всесторонне поощрять инициативу учеников, их самостоятельность в учебе, саморазвитии и самовоспитании.

Организовать и провести работу по выявлению и развитию познавательных интересов.

Определить индивидуальные качества и их реализация в образовательном процессе. Роль знаний в жизни человека. Учеба – наш главный труд. Анализ успеваемости за месяц, четверть, год. Что мешает нам хорошо учиться? Роль книги в жизни Роль компьютера в жизни школьника. Учение и школа в жизни великих людей. НОТ школьника. Азбука умственного труда. Участие в предметных олимпиадах, международных интеллектуальных играх.Участие в школьных и районных конкурсах сочинений и др. Постоянный контакт с учителями – предметниками.

3.ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ


Классный час "Интеллектуальные заморочки"

Цели:

Способствовать формированию творческих способностей и интереса к творческой деятельности.

Развивать мышление и речь.

Воспитывать чувство взаимопомощи и товарищества.

Ход занятия:

Сегодня мы с вами будем с вами работать над развитием речи и мышления. Я хочу познакомить вас с некоторыми игровыми упражнениями, эти упражнения можно превратить в интересную игру. В игре вы можете установить правило – за верный ответ ребенок получает фишку или какую-то другую награду. Это вызывает дополнительную заинтересованность в игре.

Группа делится на команды.

1. “Разминка”

Ответить на вопросы. Вопросы командам задаются по очереди.

1 команда

1.Сколько ножек достаточно стулу, чтобы он не качался? (3)

2. Сколько единиц в дюжине? (12)

3. Часы показывают без 15 минут 12.

4. Меняем часовую и минутную стрелку местами – который час? (9)

5.Приспособление для увеличения скорости плавания (ласты)

6. Ячейка для хранения меда у пчел (соты)

7. Секретное условное слово (пароль)

8.Антоним слова “победа” (поражение)

9. Обладатель языка без костей (болтун)

2 команда

1. Продолжение романа А. Дюма “Три мушкетера” – “… лет спустя” (20)

2.Наименьшее двузначное число (10)

3. Порядковый номер января в своем сезоне? (2)

4. Какая нога собаке ни к чему? (5)

5. Вязкий осадок на дне водоема. (ил)

6. Место в пустыне, где есть вода (оазис)

7. Место захоронения египетских фараонов (пирамида)

8. Ее надел вместо шапки человек рассеянный с улицы Бассейной (сковорода)

2. “Узнай слово”

(Развитие логического мышления)

Вспомните, какие буквы называются гласными. Сколько их в алфавите? Перечислите их. А теперь я предлагаю вам восстановить слова, в которых пропущены гласные буквы. Ответы записываете на листочке. Как только одна из команд заканчивает выполнение этого задания, все прекращают писать слова.

ГР – З - , Г – Л – С, - КЛ – Д, З – М – К, ДР – В - ,

ДР – М - , Ц – Г – Н,

РГ – Н, Л – М – Н

Листочки сдать. Устно проговорить слова.

3. «Необычное чтение»

Команды получают тексты. И дается задание: «прочитать строчки наоборот по словам», «чтение строчек наоборот по буквам», «поочередное чтение слов нормально и наоборот», «чтение только второй половины слов».

Текст 1.

Текст 2.

Текст 3.

После уроков пришла Ира:

Текст 4

Текст 5.

Текст 6.

Переменка “Знаете ли вы?”

Послушайте интересную информацию из раздела “Знаете ли вы?”

Неделя названа так потому, что число 7 (дней) неделимое, т.е. не делящееся без остатка. Потому и назвали период времени, равный 7 дням, НЕДЕЛЕЙ.

Понедельник – это день, который идет после недели, вторник – 2 день недели, среда – третий, четверг – четвертый, пятница – пятый, суббота на языке древний вавилонян значит – шесть.

4. Замените слова в скобках так, чтобы равенство было верным:

1. /МЕРА ВЕСА, РАВНАЯ 16 КГ./ + /НОВОГОДНЕЕ ДЕРЕВО/ (ЕЛЬ) = ПОРОДА СОБАКИ (ПУДЕЛЬ).

2. /ЛЮБИМОЕ СЛОВО ВОРОНЫ/ + /ГЛАВНАЯ КАРТА В КОЛОДЕ/ = ГОЛОВНОЙ УБОР (КАРТУЗ)

КУСОЧЕК (ЛОМТИК ).

4. /НОТА/ + /КОНЕЧНОСТЬ/ = РЫБА (МИНОГА).

СОРТ КОНФЕТ

ФРУКТ (ВИНОГРАД).

АНТИЛОПА (ГАЗЕЛЬ).

8. /ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ СТРАНЫ/ + /ЧАСТЬ СВЕТА/ = УЧЕБНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ (ГИМНАЗИЯ).

5. Проговори поговорки.

Ребята должны быстро и правильно проговорить скороговорки.

1.ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

3 . СШИТ КОЛПАК НЕ ПО - КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО - КОЛОКОЛОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ И ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОЛОВАТЬ.

4. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА, ДРОВА ВДОЛЬ ДВОРА, ДРОВА ВШИРЬ ДВОРА. НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ, ДРОВА ВЫДВОРИТЬ.

5. ПРИШЕЛ ПРОКОП, КИПИТ УКРОП, КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПЕЛ УКРОП, ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.

6. «Грибной кузовок».

Команды получают по «корзинке» - пакету для «сбора грибов», где находится карточка со слогами:

КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ – ЕЖ – ВИК

НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК

КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО

НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

Соедините ножки и шляпки грибов вместе. Не удивляйтесь, если не найдете их рядом: они могут быть на дне корзинки или лежать сверху. Кто быстрее наполнит свой кузовок грибами? «Грибы» - это слоги, из которых следует «собрать» названия грибов.

(Ответы: масленок, подосиновик, волнушка, сыроежка, подберезовик, рыжик, опенок, лисичка).

7. Расшифровщики.

Участникам предлагаются карточки с вариантами шифровок. Необходимо определить «ключ» к шифру. Учитываются время и количество правильных ответов.

Вариант 1.

  1. Вти хомом утеч ертив одят ся
  2. Поодежкеп ротяг ивайн ож ки

Ответы: 1. Всяк кулик на своём болоте велик.

2. В тихом омуте черти водятся.

3. Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

4. Кто платит деньги тот музыку заказывает.

5. По одежке протягивай и ножки.

6. Свято место пустым не бывает.

Вариант 2.

Н В Р Ш А О И

А О Е А К Г Р Т

КО А О С А Т О У О П Д Е

Т Р Н В Т Е Т М Б Г О А Т

Н Х З А А Т Х Е

О Д Е Ж Й А Н Р

В Р Й И А Р Е Я

Ы У Н В С Ы Т И

Б Б О А И В А Б

Ы Ы Т Л Т С Я О

Л О А А С Я Р Т

А Х З Д Я К А А

В О Е Т О Е

С Е Н Р М Т

Я У Ь У Д С

К М Е Д А Я

Б Е И О О О Т

Е Л Т Л Н К И

З А Ь Ь Е О Т

Д Ж Т К Б П Ь

Ответы: 1. На воре и шапка горит.

2. Кто рано встает тому бог подает.

3. Новых друзей наживай, а старых не теряй.

4. Была- бы охота заладится всякая работа.

5. Всякое уменье трудом дается.

6. Без дела жить только небо коптить.

Вариант 3.

УТЕЛОП ОП АЦИТП

АНДИВ

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

УМОНРЕВ

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕ ДУБЕН – АБЕЛХ

ТЕДУБЕН

ИМАБУЗ А З КЫЗЯ

ИЖРЕД

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД АРОСС

Ответы: 1. Видна птица по полету. 2. Верному другу цены нет.

3. Без терпения нет учения. 4. Не будет хлеба – не будет и обеда.

5. Держи язык за зубами.

6. Ссора до добра не доводит.

Вариант 3.

Фразы читаются справа налево.

УТЕЛОП ОП АЦИТП

АНДИВ

ТЕН ЫНЕЦ УГУРД

УМОНРЕВ

ЯИНЕЧУ ТЕН

ЯИНЕПРЕТ ЗЕБ

АДЕБО И ТЕ ДУБЕН – АБЕЛХ

ТЕДУБЕН

ИМАБУЗ А З КЫЗЯ

ИЖРЕД

ТЕДЕВОД ЕН АРБОД ОД АРОСС

Вариант 2.

Н В Р Ш А О И

А О Е А К Г Р Т

КО А О С А Т О У О П Д Е

Т Р Н В Т Е Т М Б Г О А Т

Н Х З А А Т Х Е

О Д Е Ж Й А Н Р

В Р Й И А Р Е Я

Ы У Н В С Ы Т И

Б Б О А И В А Б

Ы Ы Т Л Т С Я О

Л О А А С Я Р Т

А Х З Д Я К А А

В О Е Т О Е

С Е Н Р М Т

Я У Ь У Д С

К М Е Д А Я

Б Е И О О О Т

Е Л Т Л Н К И

З А Ь Ь Е О Т

Д Ж Т К Б П Ь

Вариант 1.

Предложения с произвольными интервалами внутри текста.

  1. Вс яккули кнас во ембол отеве лик
  2. Вти хомом утеч ертив одят ся
  3. Неим ейст оруб лейаи мейст одру зей
  4. Кт оплат итдень гитот муз ыкуза казы вает
  5. Поодежкеп ротяг ивайн ож ки
  6. Свя том ест оп усто неб ыва ет.

КА – РО – МАС – ЛЕ – СЫ – ЕЖ – ВИК - НОК – ПОД – ОСИ – ВИК – РЫ – КА – ЖИК - КА – СИЧ – ЛИ – ПОД – РЕ – БЕ – ЗО – НО - НУШ – ИК – КА – ИН – ПЕ – МОК – ВОЛ – ОВ – О

  1. ОТ ТОПОТА КОПЫТ ПЫЛЬ ПО ПОЛЮ ЛЕТИТ.

2. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.

4. СШИТ КОЛПАК НЕ ПО - КОЛПАКОВСКИ, ВЫЛИТ КОЛОКОЛ НЕ ПО - КОЛОКОЛОВСКИ, НАДО КОЛПАК ПЕРЕКОЛПАКОВАТЬ И ПЕРЕВЫКОЛПАКОВАТЬ, НАДО КОЛОКОЛ ПЕРЕКОЛОКОЛОВАТЬ, ПЕРЕВЫКОЛОКОЛОВАТЬ.

5. НА ДВОРЕ ТРАВА, НА ТРАВЕ ДРОВА, ДВА ДРОВА, ТРИ ДРОВА, ДРОВА ВДОЛЬ ДВОРА, ДРОВА ВШИРЬ ДВОРА. НЕ ВМЕСТИТ ДВОР ДРОВ, ДРОВА ВЫДВОРИТЬ.

6. ПРИШЕЛ ПРОКОП, КИПИТ УКРОП, КАК ПРИ ПРОКОПЕ КИПЕЛ УКРОП, ТАК БЕЗ ПРОКОПА КИПИТ УКРОП.

ГР – З - , Г – Л – С,

КЛ – Д, З – М – К,

ДР – В - , ДР – М -,

Ц – Г – Н, - РГ – Н,

Текст 1.

На полке стояли две кастрюли. Одна большая, блестящая, другая поменьше и постареет.

Большая редко покидала своё место, а та, что поменьше, то и дело спрыгивала на плиту. Большая считала себя хозяйкой полки и очень важничала. Вот и на этот раз она подбоченилась, мигнула блестящим боком и фыркнула…

Другая кастрюлька не любила ссорится. Но тут она не выдержала:

Ты боком сверкаешь да бездельничаешь! А я каждый день людей кормлю. Вот и подумай, кто из нас важнее.

Текст 2.

Каждое время года по-своему хорошо, но лето я люблю большое всего. Лето – самое лучшее время года!

Во-первых, летом не нужно ходить в школу и учить уроки, а можно делать, что хочется.

Во-вторых, летом можно целые дни проводить на свежем воздухе. Как отдыхает тело от тёплой одежды, пальто, ботинок!

И наконец, летом так много удовольствий: купание в речке, походы с рюкзаком за плечами и ночёвки у костра, прогулку в лес за грибами и ягодами! Да разве перечислишь все летние развлечения!

Теперь, надеюсь, вы согласитесь со мной, что лето – самая лучшая пора.

Текст 3.

Люда не пошла в школу: просидела вечер у телевизора, забыла про уроки. А двойку получать стыдно, двоек у Люды не было с 1 класса.

Утром, когда папа и мама ушли на работу, люда позвонила подружке:

Ира, я не пойду сегодня в школу. Если спросят – придумай что-нибудь. Ну. Скажи, что ли: заболела. Погода вон какая гриппозная. А на улице действительно сеял нудный дождик и ветер рябил лужи.

Время до обеда пролетело незаметно. Люда читала. Слушала музыку, перебирала старые тетрадки.

После уроков пришла Ира:

Всё в порядке! Сказала, что у тебя ангина. Проверили!

Текст 4

Однажды я пришла в школу поздно вечером, чтобы встретить свою маму, которая должна была возвратиться с родительского собрания.

Двери школы были открыты, я поднялась по лестнице на второй этаж, где находился наш класс. В коридоре было темно и тихо. Неужели все уже разошлись? Я решила всё же зайти в класс. Подошла к двери, остановилась, прислушалась… И вдруг я услышала разговор. Говорили наши парты, наша доска, стул… Одним словом, разные вещи, которые «живут» в нашем классе и на которые я честное слово, раньше не обращала никакого внимания.

Текст 5.

Вечером отец сказал дочери, чтобы она принесла посуду для ужина. Когда она протянула руку к шкафу за чайником, на нее свалилась со шкафа змея. Дочь вскрикнула от страха. И тут на змею прыгнул кот. Завязалась отчаянная борьба. На помощь поспешил отец, но кот справился со змеёй сам, перекусив ей шею.

Текст 6.

Солнце прогрело воду в речной заводи. Насквозь просвечена теплая вода. Играют в ней солнечные зайчики. Сверкают на дне осколки раковин. Лежат на воде листья кувшинок. Не шелохнуться. Смотри – ка, смотри! Под этими листьями неподвижно стоят рыбёшки – плотвички и верхоплавки.

1 ./ МЕРА ВЕСА, РАВНАЯ 16 КГ./ + /НОВОГОДНЕЕ ДЕРЕВО/ (ЕЛЬ) =

2./ЛЮБИМОЕ СЛОВО ВОРОНЫ/ + /ГЛАВНАЯ КАРТА В КОЛОДЕ/ =

3. /ТО, ПРОТИВ ЧЕГО НЕТ ПРИЁМА/ + /НЕРВНОЕ ПОДЕРГИВАНИЕ/ =

4. /НОТА/ + /КОНЕЧНОСТЬ/ =

5. /НАКАЗАНИЕ/ + /НЕГЛУБОКОЕ МЕСТО/ =

6. /АЛКОГОЛЬНЫЙ НАПИТОК/ + /АТМОСФЕРНЫЕ ОСАДКИ/ =

7. /ЧЕМ ЯВЛЯЕТСЯ КИСЛОРОД/ + /ХВОЙНОЕ ДЕРЕВО/ =

8./ГЛАВНАЯ ПЕСНЯ СТРАНЫ/ + /ЧАСТЬ СВЕТА/ =

Цели: способствовать развитию у детей любознательности; формировать положительное отношение к знаниям, книга; побуждать детей к поиску новых знаний, к расширению своего кругозора.

Форма: интеллектуальная игра.

Класс: учащиеся 5 класса

Место проведения: кабинет

Подготовительная работа.

1. Работа с детьми.

Разбить класс на капитанов. Каждый капитан должен выбрать название и девиз. Девиз нужно произнести громко и дружно во время представления кораблей.

Примерные слоганы для девиза:

«Ученье - свет, а неученье - тьма!»

«Грамоте учиться - в жизни пригодится!»

«Науки и знания - наше призвание!»

«Кто любит науки, тот не знает скуки!»

«Хочу все знать!»

«Учись, учись и больше не ленись!»

2. Реквизит.

А) За день-два до классного часа изготовить 55 маленьких «монет» достоинством от 1 до 5 «умов» из плотной бумаги (можно разного цвета):

«1 ум» - 9 штук

«2 ума» - 12 штук

«3 ума» - 3 штуки

«4 ума» - 3 штуки

«5 умов» - 3 штуки

Эти монеты ведущий будет вручать капитанам за каждый правильный ответ. Перед началом классного часа «монеты» нужно сложить столбиками на столе учителя.

Б) для награждения победителей изготовить из плотной бумаги «паспорт» гражданина страны Знаний.

В) подготовить карточки (полоски бумаги), на которых записать по два слова с перепутанными буквами:

1.НАРОВО ЛЯДЕТ

2.АРОСОК АЛГАК

3.ЦЕРВОСК ТАИС

3. Оформление класса.

Записать на доске название игры и перечислить в столбик названия остановок интеллектуального путешествия: «Лесные тропинки», «Долина Чисел», «Вершина Рекордов», «Путаница», «Деревня Узелки», «Перекресток трех дорог», «Столица Пятёрочка», «Остров Сокровищ».

План классного часа:

1.Вступительное слово.

2.Интеллектуальная игра «Умники и умницы»:

З.«Остров сокровищ» - подсчет результатов

3.Подведение итогов.

1. Вступительное слово.

Классный руководитель. Дорогие ребята! Сегодня мы с вами будем путешествовать по стране Знаний. В этой стране созрел богатый урожай интересных и сложных вопросов. Вот мы и отправимся на сбор этого урожая. Правильные ответы на вопросы оплачиваются в у. е. - в умственных единицах - так называется валюта Страны Знаний. В зависимости от сложности вопроса правильные ответы оплачиваются монетами в 1, 2, 3, 4 или 5 «умов».

Вы тоже будете отвечать на вопросы. Может быть, и вам удастся разбогатеть с помощью своих знаний и заработать умную валюту. Последний пункт нашего путешествия - «Остров сокровищ». Здесь вы будете подсчитывать заработанную валюту, а те, кто набрал больше всех, получит звание умника и станет гражданином страны Знаний.

В путешествие мы отправляемся на воздушных шарах, которые мы назвали именами советских космических аппаратов. Каждый капитан должен был выбрать девиз, связанный с темой ума, знаний, учёбы, учения.

Итак, знакомьтесь: в/ш №1 «Восток», капитан (имя, фамилия), в/ш №2 «Союз», капитан (имя, фамилия), в/ш №3 «Салют», капитан (имя, фамилия).

Во время представления кораблей капитаны встают и громко произносят свой девиз.

Классный руководитель. Капитаны готовы, отправляемся в путь. Мы будем посещать острова и города страны Знаний. И везде нас ждут интересные вопросы. Капитаны по очереди будут отвечать на вопросы, зарабатывать валюту. Если капитан не дает ответа, то на это вопрос сможет ответить следующий по порядку капитан.

2. Интеллектуальная игра «Умники и умницы»

Классный руководитель. А вот и первая остановка - «Лесные тропинки». Тут нас ждет разминка - вопросы, на которые нужно дать быстрые и точные ответы. За правильный ответ на вопрос капитан корабля получает монету достоинством в 1 ум. На все вопросы разминки ответ один - название животного или птицы:

(задает вопросы капитанам по очереди (по два вопроса каждому капитану). За правильные ответы ведущий вручает капитанам монеты.)

Вопросы для разминки:

1.Пассажир без билета (заяц)

2.Ее отчество Патрикеевна (лиса)

3.Друг человека (собака)

4.Он всегда в лес смотрит (волк)

5.«А Васька слушает да ест» (кот)

6.Ей «где-то Бог послал кусочек сыру» (ворона)

Классный руководитель. С лесных тропинок мы направляемся прямо в Долину Чисел. В этой долине растут вопросы, на которые нужно отвечать каким-нибудь числом. Ответы не обсуждаются, цена вопроса - 1 ум. Задача понятна? Поехали!

(задаёт по одному вопросу каждому капитану)

1.Сколько колец на Олимпийском флаге? (Пять)

2.Сколько чудес света? (Семь)

3.Сколько цветов на флаге России? (три)

(задаёт по два вопроса каждому капитану.)

1.Назовите самую большую планету Солнечной системы (Юпитер)

2.Назовите самое глубокое озеро на Земле (Байкал)

3.Назовите самый большой океан? (Тихий)

4.Назовите самый большой по площади материк на Земле (Евразия)

5.Назовите самое большое морское животное (Кит)

6.Назовите самый сухой материк (Австралия)

Классный руководитель. Ну, что ж, вы покорили вершину Рекордов. А теперь мы прибыли на птичий базар. Но птиц здесь не видно и не слышно. Они запутались в сетях паутины - все буквы у них перемешались, Нужно сложить буквы правильно, и птицы вырвутся на свободу. А капитан получит в кошелек монетку в 2 ума. На выполнение этого задания каждому капитану дается 1 минута.

(раздает детям листочки бумаги, на которых записаны сочетания букв (по два на каждого капитана)

1.НАРОВО (ворона)

ЛЯДЕТ (дятел)

2.АРОСОК (сорока)

АЛГАК (галка)

3.ЦЕРВОСК (скворец)

ТАИС (аист)

Классный руководитель. Минута истекла. Прошу показать результаты расшифровки.

(называет капитанов, те произносят названия птиц, которые зашифрованы в их словах. Вручает монеты за выполнение задания.)

Классный руководитель. Очень хорошо, что мы освободили птиц из путаницы и бедные пернатые радостно полетели в свои гнёзда!

Классный руководитель. А теперь мы отправляемся в деревню «Узелки». Здесь растет множество слов, которые связаны между собой невидимыми узелками. У Вас на столах лежат карточки. Вы должны связать эти слова. Если угадаете, узелки станут видимыми и слова породнятся. А вы получите за правильный ответ монету достоинством в «3 ума». Время обдумывания - 1 минута. Время пошло.

Пословицы:

1. "Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей.

2."Без труда не выловишь и рыбку из пруда”.

3.«Любишь кататься, люби и саночки возить»

(Карточки с пословицами разрезаны на фрагменты и перемешаны.)

Классный руководитель. Вот мы и выбрались из деревни Узелки и оказались… на перекрестоке трех дорог. Тут, как и положено, стоит большой камень. На нем вопросы с тремя ответами. Выберешь правильный ответ - получишь монету в «4 ума», а выберешь неправильный, останешься с носом.