Урок русский 6 ладыженская язык речь общение. Обстановка, в которой

Урок 2. Язык, речь, общение. Ситуация общения

Цели: формировать представления о важности общения в жизни человека, о роли языка в общении; показать необходимость учитывать при общении компоненты речевой ситуации.

Планируемые результаты: понимание главной функции языка как средства общения; знание термина ситуация общения, компонентов ситуации общения; умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, объяснять языковые явления, работать в группах.

Ход урока

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Упр. 2 - выборочная диктовка предложений.

Упр. 3 - чтение и анализ рассуждений III . Самоопределение к деятельности

Что такое общение? (Само слово подсказывает, что при общении люди находят общее между собой: общие темы для обсуждения, общие интересы, общий язык. Люди взаимодействуют, обмениваются информацией, делятся мыслями, переживаниями, спорят.)

Можно ли общаться, не разговаривая? Какими способами?

Какие формы речи вам известны?

Как мы общаемся друг с другом? Что, кроме слов, важно учитывать при общении? (Люди общаются, прежде всего, с помощью речи. При общении очень важны не только слова, но и интонация, мимика, взгляды, жесты.)

Может ли человек жить без общения с другими людьми?

От чего зависит наше общение друг с другом?

Люди передают друг другу мысли, знания, чувства с помощью языка. То есть язык - это средство передачи информации, средство общения между людьми с помощью слов, речи. Речь - это язык в действии, конкретное применение, использование языка.

Есть разные способы общения: язык взглядов, жестов, мимики, язык музыки, танца, язык цветов. Но лишь язык словесный универсален, с его помощью можно общаться даже на расстоянии, например по телефону, с помощью письменных сообщений, с помощью книг.

- Сформулируйте тему урока. (Язык - важнейшее средство общения.)

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

Чтение диалога и теоретического материала (с. 5, 6).

Упр. 4, 5 - устное выполнение.

3. Чтение диалога (с. 7, 8), беседа по прочитанному, коммен-
тарии учителя.

- Что такое ситуация общения? (Обсуждение.)

Ситуация общения - те обстоятельства, при которых происходят общение, взаимодействие, разговор, обмен мнениями и т. д.

4. Упр. 7 - работа со схемой по вопросам учебника.

5. Упр. 8, 9, 11 - подготовка к выразительному чтению, об-
суждение вопросов в группах, далее коллективное обсуждение
каждого задания.

V. Закрепление изученного материала

1. Беседа

- Чем различаются язык и речь?

Что общего у устного и письменного общения и чем они различаются?

Назовите компоненты речевой ситуации.

2. Работа по учебнику

1. Упр. 12 - коллективное выполнение.

2. Упр. 10, 13 - коллективное обсуждение, подготовка к вы-
полнению домашнего задания.

VI. Подведение итогов урока Какое значение имеет язык в жизни человека? Что нового вы узнали об общении? Домашнее задание Учебник: § 2, 3, упр. 10, 13 (по выбору).

Работа в группах или парах: создать речевые ситуации, подготовить краткие выступления.

Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

Подписи к слайдам:

Уроки развития

деятельности

Справка для учителя

Слайды № 3-13 Тема. Общение и речь.

Ситуация общения и ее

составные части.

Слайды № 15-29 Тема. Текст и его основные

признаки. Средства

связи предложений в

Слайды № 31-53 Тема. Типы речи. Особенности

описания интерьера и

Слайды № 55- 66 Тема. Официально-деловой

стиль речи. Объявление.

Т Е М А № 1

Тема. Общение и речь.

Ситуация общения

и её составные части.

Качества хорошей речи:

1) правильность;

3) чистота;

4) точность;

5) уместность;

6) богатство;

7) выразительность;

8) логичность.

Устная речь имеет свои

средства выразительности:

громкость, темп речи, тон,

интонация, мимика, жесты.

очень громко

нормально

еле слышно

громкость темп тон

скороговоркой

нормально

неторопливо

медленно

Речевая ситуация

кто и с кем

общается

адресант и

адресат речи

обстановка

высказывания

Закрепим изученное

1. Как называют того, кто

говорит, отправляет,

передает информацию?

2. Как называют того, кто

слушает, получает информацию?

  • В каких ситуациях уместно
  • использовать слова

    собеседник, партнер,

    корреспондент?

Обстановка, в которой

происходит общение

может быть

официальной

(деловой, служебной)

и неофициальной

(бытовой, повседневной).

Задание для 1 варианта:

укажите слова, уместные в

официальной обстановке.

Задание для 2 варианта:

укажите слова, уместные в

неофициальной обстановке.

Привет, добрый день, здравствуйте, салют, извините, не сердитесь, произошло недоразумение, пока,

до встречи, будьте любезны.

О каких правилах общения напоминают следующие пословицы?

Кто говорит, тот сеет; кто слушает, тот пожинает.

В умной беседе быть – ума прикупить, а в глупой – и свой растерять.

Язык мой – враг мой.

От одного слова да навеки ссора.

Доброе слово и кошке приятно.

Закрепим изученное

Очень часто при составлении диалога

мы допускаем лексические ошибки,

повторяя несколько раз слово

«СКАЗАЛ».

Какие синонимы этого слова можно

использовать, чтобы

избежать таких ошибок?

Оформите каждую реплику данного диалога, вставив вместо точек нужное слово.

Здравствуйте, ребята! - … старичок.

Здравствуйте, дедушка! - … мальчики.

Мы, кажется, заблудились. Вы могли бы

показать нам дорогу в поселок? - …они.

А в какое место вам нужно идти?... старик.

Мы из поселка Матвеевка, -…ребята.

Ого! - … дед. – Вам придется долго идти до

дома. – Но ничего, я вас провожу.

Большое вам спасибо! - … мальчики и

пошли за стариком.

Обобщение

Требования к речи

  • Правильность. Речь соответствует всем
  • нормам языка.

    основной мысли

    высказывания, полнота

    их раскрытия.

    3. Чистота. Отсутствие слов-

4. Логичность. Последовательность

изложения мыслей.

5. Точность. Высказывание нельзя

понять неправильно или

по-разному.

6. Уместность . Речь соответствует

обстановке.

7 Богатство. Полное использование

лексического богатства.

8. Выразительность. Образность, яркость,

красочность речи.

Рефлексия

1. Что такое ситуация общения?

2. Почему мы не говорим всегда и со всеми

одинаково?

3. Почему необходимо учитывать ситуацию

общения?

4. Какие правила ведения диалога вы знаете?

5. Умеете ли вы слушать собеседника?

Как вы оценили бы себя в качестве

собеседника?

Т Е М А № 2

Текст и его основные признаки.

Средства связи предложений в тексте.

Проверьте свои знания

1. Что называется текстом?

2. Что называется темой?

  • Что такое основная мысль
  • 4. Что называется микротемой?

  • Какую роль в тексте играют
  • ключевые слова?

Задание: перепишите, вставьте пропущенные

Осень. Обсыпается весь наш белый сад,

Лист…я пож…лтелые (по)ветру л…тят.

Лишь вд…ли кр…суются, там, на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих р…бин.

Проверьте свои знания

Запомни

Основные признаки текста:

  • наличие темы и основной мысли;
  • тематическое единство (все части
  • текста раскрывают его тему и

    основную мысль);

  • связь между предложениями;
  • определенная последовательность
  • предложений (их нельзя поменять

    местами);

  • завершенность (в тексте можно
  • выделить начало, основную часть,

    концовку).

Тема – основное содержание

текста; то, о чем в тексте

говорится.

Основная мысль – замысел

хочет нам сказать.

Существуют тексты всех трех типов речи:

повествование

описание

рассуждение.

Тексты могут быть написаны в разговорном, художественном, научном, публицистическом, официально-деловом

Для того, чтобы проанализировать текст, нужно ответить на такие вопросы:

  • О ком или о чем этот текст
  • (определение темы)?

    (определение основной мысли)?

    3) Как можно озаглавить текст?

    4) Сколько в тексте микротем?

    5) Какие слова являются ключевыми

    (опорными)?

    6) Можно ли выделить начало, основную

    часть и концовку?

    7) Какие грамматические средства связи

    использованы?

Какие грамматические средства связи

предложений могут использоваться в тексте:

Лексические повторы (повторяющиеся слова):

Вокруг города по низким холмам раскинулись могучие леса . В лесах попадались большие луговины и

глухие озера с огромными

старыми соснами по берегам.

Последовательная связь: каждое предложение дополняет предыдущее, сообщая что-то новое.

Ключевые слова выстраиваются цепочкой:

леса – луговины – озера – сосны.

- Родо-видовые и однокоренные слова:

Вот и пришла зима. Снегопад. День, как гнездышко, весь пуховый, мягкий, свежий. Серо-белое небо, пушистый непримятый снег на земле, крупные снежные хлопья в воздухе.

Параллельная связь: каждое последующее предложение текста связано с первым, раскрывает и дополняет его.

Ключевые слова выстраиваются по схеме:

снегопад

день

зима небо

снег

хлопья

- Синонимы и местоимения:

В лесу мы видели

волков . Хищники

шли вдоль опушки

и никого не боялись.

Они чувствовали себя

хозяевами в этом

заповеднике.

- Союзы:

Был жаркий день. Но вокруг села, на просторе желтых полей было уже что-то предосеннее, легкое, ясное. И это легкое напоминание о скоротечности лета навевало грусть.

Одинаковое построение

предложений

(синтаксический параллелизм):

Пусть всегда будет солнце!

Пусть всегда будет небо!

Пусть всегда будет мама!

Пусть всегда буду я!

Проверьте свои знания

Творческое редактирование.

Удачно ли использованы средства связи

в данных текстах?

Текст №1.

В Киеве есть планетарий. Я люблю ходить в планетарий. В планетарии рассказывают много интересного о планетах, звездах и других небесных телах.

Текст №2.

Девочка пришла в библиотеку.

Девочка подошла к полке, выбрала

книгу. Она полистала ее, посмотрела

Проверьте свои знания

Задание:

  • прочитайте текст;
  • найдите, при помощи каких
  • средств связаны предложения;

  • определите тему, основную мысль;
  • составьте простой план этого
  • текста.

Вода! Сейчас она была серо-зеленая, осенняя и чем-то напоминала морскую – не то острым запахом умирающих водорослей, не то своим цветом. Река казалась совершенно безжизненной.

Мы выбрали место под горой, закрытое от западного ветра. Этот ветер всегда начинал дуть с утра и дул до полудня. Тоненькие осины трепетали и сбрасывали в воду листья. Она была так густо укрыта этим лиственным покрывалом, что наши поплавки совсем терялись из виду.

творческого характера

Напишите сочинение-миниатюру из 6 - 7 предложений на тему

«Осенняя сказка старого леса» в художественном стиле.

Докажите, что ваше сочинение

является текстом.

Т Е М А № 3

Типы речи.

Особенности описания интерьера и природы.

Проверьте свои знания

Какие типы речи вы знаете?

Охарактеризуйте каждый из них.

Подберите синонимы к понятию

«строение текста».

Расскажите об особенностях

строения текстов каждого типа речи.

Давайте вспоминать вместе.

Различают три типа речи:

Повествование

Описание

Рассуждение

Повествование – рассказ о каких-либо событиях.

Его структура:

начало действия – развитие действия – завершение действия.

докажите, что данный текст

Повествование.

Пес Мурзик полез в лодку и нашел там единственную вещь, которую можно было сжевать – гладкую резиновую пробку. Ею был заткнут клапан, выпускающий воздух.

…Он грыз ее долго. Резина не давалась.

Только через час он ее разгрыз, и тогда случилась совершенно страшная вещь:

струя воздуха с резким ревом вырвалась из клапана, ударила в морду, подняла на Мурзике шерсть и подбросила его в воздух.

Мурзик чихнул, взвизгнул и полетел в заросли крапивы, а лодка еще долго свистела

и рычала на траве.

Описание раскрывает нам признаки предмета речи.

Его структура:

а) общее впечатление от

предмета речи;

б) признаки предмета

в) оценка предмета речи.

докажите, что данный текст

- описание.

Одним из первых пробивается

к солнцу невысокое растеньице.

Увидишь его и не обратишь

внимания. Но пройдет несколько

дней, прикоснется солнечный

луч к зеленой травке, и на конце

стебля начнет распускаться

цветок. Теперь от него трудно отвести взгляд. Крупный ярко-желтый цветок словно горит в траве золотым огоньком. Вот и прозвали его горицветом.

Рассуждение –

это изложение, разъяснение и подтверждение какой-либо мысли.

Его структура:

а) тезис (мысль, которую

нужно доказать);

б) аргументы (доказательства);

докажите, что данный текст -

рассуждение.

Леса оздоравливают землю. Они не только лаборатории, дающие кислород. Они поглощают из воздуха пыль и ядовитые газы. Достаточно того, что в воздухе городов в несколько тысяч раз больше микробов, чем в воздухе лесов. Нет, пожалуй, ничего целебнее и прекраснее, чем воздух сосновых боров – смолистый, мягкий, настоянный на запахе хвои, трав и

цветов. Поэтому в нашей стране так берегут леса вокруг больших городов и справедливо называют их «легкими

города»…

Описание интерьера.

Интерьер – архитектурно и художественно оформленное внутреннее помещение здания.

Основа описания помещения – перечень признаков этого помещения и находящихся в нем предметов.

Кабинет И.С.Тургенева

определите, чем интересны следующие описания.

  • Вот сутулый, с выдвинутыми вперед плечами, огромный, чуть ли не до потолка ростом, шкаф. Он стоит, подпирая своей широкой, плоской спиной стену, погрузившись в какую-то свою глубокую, бесконечную думу.

2. Гасят свет, и комната погружается во мрак, только окна, которые до этого были темные, даже черные, моментально становятся светлыми.

Я гляжу на окно, на лицо окна. Верхняя часть оконной рамы – это лоб. Под ним – две форточки –

глаза (бывают и одноглазые). Нижние открывающиеся створки – щеки, между которыми длинный, до

самого подбородка, нос.

составьте устное описание своей комнаты по данной схеме

1. Общее впечатление о комнате.

  • Отличительные признаки вашей
  • 3. Оценка описываемой комнаты.

    Постарайтесь, чтобы мы ее представили и сделали вывод о характере ее хозяина.

напишите сочинение-описание кабинета русского языка и литературы в художественном стиле.

1. Расположение кабинета.

2. Вход в кабинет (дверь).

3. Освещение (окна, светильники).

4. Потолок, стол, стены.

5. Мебель (ученические столы,

стулья, стол учителя, шкафы.

  • Общее впечатление. Ваше
  • отношение к кабинету.

Особенности описания природы

К.Паустовский говорил:

«Существует своего рода закон воздействия писательского слова на читателя. Если писатель, работая, не видит за словами того, о чем он пишет, то и читатель ничего не увидит за ними.

Но если писатель хорошо видит то, о чем пишет, то самые простые и порой даже стертые слова приобретают новизну, действуют на читателя с разительной силой и вызывают у него те мысли, чувства и состояния, какие писатель хотел ему передать».

Проверьте свои знания

Что такое описание?

Чем отличается художественное

описание от научного?

Вспомните известные вам средства

художественной выразительности.

Что такое эпитет, сравнение,

олицетворение, метафора?

Если вы что-то забыли – не беда!

Давайте вспоминать вместе.

Эпитет – это художественное

определение предмета или явления.

Прозрачный лес один чернеет…

Сравнение – это изображение одного предмета

путем сопоставления с другим предметом.

А она за мною мчится и кусает, как волчица.

Метафора – употребление слова в переносном

значении на основе сходства между

явлениями.

Олицетворение – изображение неодушевленных

предметов и животных в виде живых

существ, способных действовать,

чувствовать, мыслить.

Тоска заела, скрипка поет.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства между явлениями.

Хмурая погода, острый ум, ветер воет.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов и животных в виде живых существ, способных действовать,

чувствовать, мыслить.

Тоска заела, скрипка поет.

прочитайте текст, определите его тему и основную мысль;

перестройте текст таким образом, чтобы в нем не было лексических ошибок.

Наступила снежная зима. Вся земля покрылась снежным ковром. На ковре видны следы разных птиц и зверей.

Потрескивают в зимнем лесу сосны и ели, будто старики кряхтят от злого мороза. А стоит чуть подуть ветерку, и начнет осыпаться с их пушистых шапок серебряная пыль.

Какая часть текста вам понравилась?

Найдите в ней средства художественной

выразительности.

Подготовка к сочинению-описанию

п р и р о д ы

Задание: найдите примеры эпитетов, сравнений,

олицетворений в данных текстах.

1. Красив, чудесен русский лес зимой. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви маленьких и высоких елей. Вершины елей празднично украшены ожерельями лиловых шишек.

М.Пришвин

2. Утро белое, пушистое, яркое. Снежная пурга напряла ослепительной пряжи, похожей на лебяжий пух. Взбитые умелой рукой хозяюшки-зимы белоснежные перины так и просят окунуться в них с головой, ощутить их неповторимую свежесть.

А.Н.Толстой

Давайте порассуждаем!

Какие зимние моменты вы можете

выбрать для сочинения-описания?

(солнечный день, холодный

морозный вечер, метель, тихий

снегопад, оттепель)

Какие места можно описать?

(лес, парк, свою улицу, двор)

Советы учителя

Перед тем, как начать работу над

сочинением-описанием, внимательно

всмотритесь в явление, о котором будете рассказывать; найдите в природе те особенные штрихи, которые делают каждый миг нашей жизни неповторимым. Почувствуйте свое настроение от наблюдаемой картины и постарайтесь передать его.

И не забывайте о ваших незаменимых помощниках в вашем писательском труде – эпитетах, сравнениях, метафорах.

Т Е М А № 4

2 часа

Официально – деловой стиль речи.

Объявление.

Повторим изученное

1. Назовите известные вам стили речи.

2. Где они используются?

3. Определите, какие из данных ниже

слов могут употребляться

а) в научном стиле;

б) в художественном;

в) в официально – деловом;

г) в разговорном стиле.

Поставьте над словом буквы Н, Х, О, Р.

Обманывать, водить за нос, нести ответственность, отвечать головой, вирус, болячка, экология, следовательно, постановление, делимое, тихоня, набедокурить, преступить закон, система координат, безответственный, безалаберный, ротозей, плакса, презентовать, похвастаться, утверждать.

Официально – деловой стиль используется в различных документах:

законах, приказах, протоколах, заявлениях, объявлениях, справках, расписках, отчетах, инструкциях.

Основная цель этого стиля – точная передача деловой информации.

Для него характерны

точность, конкретность, сжатость, отсутствие эмоциональности.

Практикум

Соедини линиями слова из официально – делового стиля с синонимами из общеупотребительной лексики:

ходатайство оштрафовать

хищение в прошлом году

задолженность просьба

в истекшем году поблагодарить

наложить штраф долг

объявить благодарность кража

Практикум

Найдите «заблудившиеся» слова

и предложения в инструкции по

устройству катка. Объясните, почему

они неуместны в данном тексте.

Для того, чтобы сделать каток, готовят площадку при помощи специального инструмента, потому что руками ее нипочем не выровняешь. Затем по периметру делают валик из снега и заливают площадку водичкой на 3 – 5 см.

Когда вода застынет, заливку повторяют

3- 4 раза. У вас получится прекрасный каток!

Объявление как жанр официально – делового стиля

О чем пишут в объявлениях?

О концерте и работе,

об отложенном полете,

о покупке и продаже,

о находке и пропаже,

об обмене и запрете,

в общем, обо всем

на свете!

Задание:

прочитайте тексты

двух объявлений,

объясните, что в

них неверно.

Запишите

объявления в

исправленном виде.

Объявление

Вчера у меня из дому пропала кошка по имени Нюра. Она черного цвета, очень добрая и ласковая, умеет громко мурчать. Кто найдет, большая просьба вернуть мне, Марине Ткаченко из 26 квартиры.

Объявление

В субботу в актовом зале школы №28 проводится традиционный литературный вечер. Его подготовили члены кружка «Настоящие читатели».

Приглашаем: приходите все – и ученики, и учителя, и родители.

Задание:

  • Составьте объявление
  • о спортивных

    соревнованиях между

    классами.

  • Составьте шуточное
  • объявление об обмене

    двух колорадских жуков

    на одного майского .

Черкасова Лариса Ивановна

Учитель русского языка и литературы МОУ сош № 30

Ногинский район Московской области.

Урок русского языка в 6 классе.

Секреты речевого общения

Цели урока : дать понятие речевого этикета и речевой ситуации; привить учащимся навыки правильной культурной речи в разных ситуациях; воспитывать культуру речи, уважительное отношение к сверстникам и старшим; воспитывать культуру разговора по телефону; способствовать развитию кругозора.

Оборудование : распечатанный наглядный материал на столах учеников, компьютер для просмотра слайдов презентации.

1 ) Эпиграф на доске : У человека есть выбор лишь между хорошей культурой и тем, что мы условно называем отсутствием культуры и что на самом деле есть плохая культура. Человек в качестве человека не может существовать без культуры. С. Аверинцев.

На экране понятие – речевой этикет - и его определение.

Речевой этикет – правила обращения людей друг к другу, формы приветствия, прощания, выражения просьбы и отказа.

Слово учителя . Сегодняшний урок посвящён секретам речевого общения. Обладаем ли мы культурой общения? Вопрос обширный, и ответить на него за один урок невозможно. Разговор будет продолжен не только в течение учёбы в школе, но и всей жизни.

Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном.

Его зовут… а впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо, здравствуйте, простите»

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день»

Казалось бы, простое слово,

А он стесняется, молчит.

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «здравствуйте» бубнит.

А вместо слова «до свиданья»

Не говорит он ничего.

Или заявит на прощанье:

«Ну, я пошёл. Пока! Всего!»

Ребята, мы не можем тут

Сказать вам, как его зовут.

Мы честно вас предупреждаем,

Что имени его не знаем.

Но имя что? Ведь суть не в нём.

Вам этот школьник не знаком?!

2) Когда-то, в глубокой древности, люди верили, что слово может иметь магическую силу, и, если, к примеру, пожелать кому-то здоровья, то это непременно сбудется. А если сказать - Доброе утро, Добрый день, то они обязательно будут добрыми.

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Будет говорить.

3 ) А что такое ЗДРАВСТВУЙТЕ?

Это пожелание здоровья (здравия). Не случайно и сегодня в качестве приветствия военные говорят: «Здравия желаю!»

Кстати, древние римляне при встрече произносили слово САЛЬВЕ, что означало: «Здравствуй, будь здоров!», ведь в латинском языке САЛЮС – здоровье, благо, спасенье, привет.

КАКОЕ НАШЕ ПРИВЕТСТВИЕ ПРОИЗОШЛО ОТ ЛАТ. САЛЮС?

4) Прочитайте текст, запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

Текст на листе №1

«Здравствуйте!»

Что значит здороваться? Это прежде всего пожелать здоровья, долгих лет жизни. Это значит проявить доброжелательность и уважение, вежливость по отношению к встретившемуся, иногда незнакомому человеку.

В России в деревнях существует старая традиция: здороваться со всеми, кто идёт навстречу, даже с незнакомыми. Это знак уважения и расположения к людям.

Вот как рассказывает об этом писатель А. Крон.

« …Я одного деда спросил: «Чего здороваешься, знаешь меня что ли?» а он мне: «А зачем мне тебя знать? Я про тебя плохого не слыхал, ты про меня тоже, стало быть, ты добрый человек, и я добрый. Вот и будь здоров».

Что значит здороваться? Это значит подтвердить, что ты хорошо относишься к человеку. Фраза: «Он перестал со мной здороваться» - означает: «Он прервал со мной добрые отношения, знакомство».

Уклониться от приветствия или не ответить на него во все времена у всех народов считалось верхом невоспитанности и неуважения к окружающим. Ведь в поклоне, коротких словах привета заключён большой смысл: «Я вижу тебя, человек, ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю. Я желаю тебе самого доброго: мира, веселья и счастья».

Вот что значит простое, обыкновенное слово ЗДРАВСТВУЙ!»

Запишите ответ на вопрос: «Что значит здороваться?»

5 ) Рассмотрим материал на листе №2 (на листе изображены иллюстрации разных речевых ситуаций: встречи одноклассников, пожилых мужчин и спортсменов. Нужно сформулировать правила приветствия в зависимости от ситуации)

6) Очень важно не забывать главное: КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ будет говорить.

Об этом следует помнить всегда и всем. А чтобы лучше усвоить правила приветствия, постарайтесь решить речевые задачи:

(на экране заданные ситуации, дети после обсуждения в группах предлагают свой вариант ответа, группы могут спорить, доказывать свою точку зрения.)

    Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама или бабушка, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в данной ситуации?

    Ты входишь в класс. Учителя нет. Как поздороваешься?

    Ситуация изменилась. В классе дети и учитель. Что скажешь?

    В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них Лариса Ивановна. Проходя мимо, ученик сказал: «Здравствуйте, Лариса Ивановна!» - всё в порядке?

6) Вопросы викторины (на экране вопросы викторины, после ответа, предложенного детьми, высвечивается правильный, идёт обсуждение)

    Ты идёшь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться тебе?

    Если с тобой поздоровался человек, которого ты не знаешь…

Как поступить? Что произнести?

    Если ты встречаешься со знакомыми несколько раз в день, как поступить?

Ты не сразу заметил знакомого, не успел поздороваться или ответить на его приветствие.

Как поступить?

7) Отгадайте загадку:

Что за терем – теремок?

Нет дверей, но есть кружок.

Поверчу кружок рукой

Расставьте ударения в словах: звоните, звонят, звонишь, перезвонишь.

8) Прочитайте диалог из рассказа Н.Носова «Телефон»

- Алло!

- Алло!

- Давай разговаривать.

- Давай. А о чём?

- Ну о чём? О чём - нибудь.

- Ну?

- Что ну?

- Чего ты не разговариваешь?

- А ты почему не разговариваешь?

- Да я не знаю, о чём разговаривать!

Почему у ребят не получилось разговора?

9) Ознакомьтесь с шуточными советами разговаривающим по телефону, которые давал Карел Чапек:

(на экране появляется текст)

1. не звоните без дела.

2. уж если звонишь, запасись терпением, чтобы абоненту хватило времени ответить на твой звонок.

3. телефон не забава, а средство экономии времени; разговор должен быть кратким. Именно тогда ухо не взмокнет от телефонной трубки, а кому-то не придётся бесконечно набирать ваш номер, чтобы дозвониться.

А как поступаете вы?

10) Решите речевые задачи : (задание на экране компьютера - слайды)

1) Звонок. Ты снимаешь трубку и выясняешь, что произошло неправильное соединение. Что ты сделаешь?

а) бросишь трубку;

б) скажешь: «Надо правильно набирать номер!!!»

в) вы не туда попали!

г) извините, вы, вероятно, не туда попали!

2) Ты звонишь, но выясняется, что тебя неправильно соединили. Что ты сделаешь?

а) бросишь трубку;

б) спросишь: куда ты попал - и извинишься.

11) При разговоре по телефону надо учитывать следующие условия:

(лист №3) (На листах правила речевого этикета, которые надо соблюдать при разговоре по телефону. Учащиеся знакомятся с ними и записывают главное).

12) Вернёмся к стихотворению:

Должен помнить ты везде,

Чтоб культурным быть:

КТО, КОМУ, ЗАЧЕМ и ГДЕ

Будет говорить.

13) Помните, что самые первые приветственные слова задают тон всему разговору, поэтому произносить их нужно вежливо, уважительно или с дружеским расположением, а вовсе не цедить сквозь зубы или бросать фразы пренебрежительно. Ведь слово и поныне не утратило своего волшебства. Оно может ранить и исцелить, заставить радоваться или печалиться, сблизить людей или поссорить.

Есть слова пострашнее, чем порох,

Чем снаряд над окопными рвами.

Я советую людям при ссорах

Осторожнее быть со словами.

Вы к ловам проявляйте терпенье,

Не берите в расчет кривотолков.

Ведь от них остаются раненья,

как от мелких, но острых осколков.

14) Итог урока: очень важно суметь сказать вовремя добрые слова друг другу, не стесняться нежности и внимания. В наш стремительный век, когда общение сводится к обрывкам фраз по телефону, SMS- сообщениям, важно сохранить теплоту человеческого общения.

В небытие уходит часто

Извечный смысл давно забытых слов.

Всегда ли мы, роняя слово «Здравствуй»,

И впрямь хотим, чтоб кто-то был здоров?

Слова с рожденья ждёт жестокий выбор,

Не всякий возглас в речи выжить смог.

Но вот звучит на все века «Спасибо»,

Спаси, мол, брат, тебя за это Бог.

И так же срок нам видится немалый

С тех пор, как просьба речи принята:

Мы говорим по-прежнему «Пожалуй»

С частицей величательною «Ста».

Касаются веков литые грани,

И снова в нас преемственность жива,

И из старинных лучших пожеланий

Кроятся наши добрые слова.

15) На слайдах улыбающиеся лица, звучит песня:

«ЕСЛИ ВЫ, НАХМУРЯСЬ, ВЫЙДЕТЕ ИЗ ДОМА…»

Литература

1) Г.А. Богданова, Г.И. Кириченко. Речевой этикет. Рабочая тетрадь для учащихся 5-6 классов.

М. Мнемозина. 1997 год.

Урок русского языка в 6 классе «Секреты речевого общения» проводится в рамках методической темы: «Развитие культуры речи учащихся на уроках русского языка и литературы».

Метод обучения – творческий, частично-поисковый. Форма работы – сочетание коллективной и групповой. Урок обобщения и систематизирования знаний.

На уроке сочетается использование педагогической мастерской и компьютерной технологии в обучении. Класс разделён на группы, парты стоят особым образом. На основе подобранного дидактического материала ученики сами добывают и осмысливают знания. Тема урока предполагает, что хорошо знакомые жизненные ситуации будут оценены иначе, многие школьники сделают для себя открытия в плане речевого общения. В наше время, когда уровень культуры общения катастрофически падает, подобное занятие даст свои положительные результаты.

Учитель лишь направляет деятельность учеников, переходя от одной речевой ситуации к другой. В классе царит непринуждённая атмосфера, когда есть возможность высказать своё мнение и обсудить что-то в группе, поспорить, улыбнуться, если решение предложено с юмором.

Официального оценивания каждого ученика нет, но при этом каждый сам в состоянии оценить свои возможности. Ребёнок раскрывается, начинает верить в себя, высказывает свою точку зрения, не стесняясь. И это уже достижение.

Использование наглядного материала (не учебник, к которому привыкли): листов с заданиями и иллюстрациями, компьютерных слайдов, фотографий на них – разнообразит урок, сделает его более интересным и необычным. Скучающих точно не будет.

Здесь нет соревнования, которого боятся неуверенные в себе ученики, чередуется индивидуальная и групповая работа, важен не только результат, но и сам процесс, который включает в данном случае элемент игры. Использование данной технологии повысит мотивацию к учёбе и уровень культуры общения школьников.

Урок, прошёл на высоком уровне, учащиеся с удовольствием выполняли задания, участвовали в беседе, спорили. Стихи, использованные на уроке, дети получили заранее, к чтению все подготовились добросовестно. Время урока пролетело незаметно, по лицам учащихся было видно, что информация и форма работы их заинтересовали.

Полученные знания из курса «Современные педагогические технологии обучения русскому языку в школе» я стараюсь применять на большинстве своих уроков.