Связь переживания горя утраты и мотивационной сферы. Психология горя

Переживание горя, быть может, одно из самых таинственных проявлений душевной жизни.

Каким чудесным образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость?

Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы, знать конкретные ответы на которые нужно хотя бы потому, что всем нам рано или поздно приходится, по профессиональному ли долгу или по долгу человеческому, утешать и поддерживать горюющих людей.

Может ли психология помочь в поиске этих ответов? В отечественной психологии – не поверите! – нет ни одной оригинальной работы по переживанию и психотерапии горя.

Что касается западных исследований, то в сотнях трудов описываются мельчайшие подробности разветвленного дерева этой темы – горе патологическое и "хорошее", "отложенное" и "предвосхищающее", техника профессиональной психотерапии и взаимопомощь пожилых вдовцов, синдром горя от внезапной смерти младенцев и влияние видеозаписей о смерти на детей, переживающих горе, и т. д., и т. д.

Однако когда за всем этим многообразием деталей пытаешься разглядеть объяснение общего смысла и направления процессов горя, то почти всюду проступают знакомые черты схемы З. Фрейда, данной еще в "Печали и меланхолии" (См.: Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. М, 1984. С. 203-211).

Она бесхитростна: "работа печали" состоит в том, чтобы оторвать психическую энергию от любимого, но теперь утраченного объекта. До конца этой работы "объект продолжает существовать психически", а по ее завершении "я" становится свободным от привязанности и может направлять высвободившуюся энергию на другие объекты.

"С глаз долой – из сердца вон" – таково, следуя логике схемы, было бы идеальное горе по Фрейду. Теория Фрейда объясняет, как люди забывают ушедших, но она даже не ставит вопроса о том, как они их помнят. Можно сказать, что это теория забвения. Суть ее сохраняется неизменной в современных концепциях.

Среди формулировок основных задач работы горя можно найти такие, как "принять реальность утраты", "ощутить боль", "заново приспособиться к действительности", "вернуть эмоциональную энергию и вложить ее в другие отношения", но тщетно искать задачу поминания и памятования.

А именно эта задача составляет сокровенную суть человеческого горя. Горе – это не просто одно из чувств, это конституирующий антропологический феномен: ни одно самое разумное животное не хоронит своих собратьев. Хоронить – следовательно, быть человеком. Но хоронить – это не отбрасывать, а прятать и сохранять.

И на психологическом уровне главные акты мистерии горя – не отрыв энергии от утраченного объекта, а устроение образа этого объекта для сохранения в памяти. Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить – творить память.

Исходя из этого, основная цель настоящего очерка состоит в попытке сменить парадигму "забвения" на парадигму "памятования" и в этой новой перспективе рассмотреть все ключевые феномены процесса переживания горя

Начальная фаза горя – шок и оцепенение. "Не может быть!" – такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-му дню сменяясь постепенно другой картиной.

Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния. Скорбящий скован, напряжен. Его дыхание затруднено, неритмично, частое желание глубоко вдохнуть приводит к прерывистому, судорожному (как по ступенькам) неполному вдоху. Обычны утрата аппетита и сексуального влечения. Нередко возникающие мышечная слабость, малоподвижность иногда сменяются минутами суетливой активности.

В сознании человека появляется ощущение нереальности происходящего, душевное онемение, бесчувственность, оглушенность. Притупляется восприятие внешней реальности, и тогда в последующем нередко возникают пробелы в воспоминаниях об этом периоде.

А. Цветаева, человек блестящей памяти, не могла восстановить картину похорон матери: "Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти... Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал" (Цветаева Л. Воспоминания. М., 1971. С. 248).

Первым сильным чувством, прорывающим пелену оцепенения и обманчивого равнодушия, нередко оказывается злость. Она неожиданна, непонятна для самого человека, он боится, что не сможет ее сдержать.

Как объяснить все эти явления? Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитное отрицание факта или значения смерти, предохраняющее горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.

Будь это объяснение верным, сознание, стремясь отвлечься, отвернуться от случившегося, было бы полностью поглощено текущими внешними событиями, вовлечено в настоящее, по крайней мере, в те его стороны, которые прямо не напоминают о потере.

Однако мы видим прямо противоположную картину: человек психологически отсутствует в настоящем, он не слышит, не чувствует, не включается в настоящее, оно как бы проходит мимо него, в то время как он сам пребывает где-то в другом пространстве и времени. Мы имеем дело не с отрицанием факта, что "его (умершего) нет здесь", а с отрицанием факта, что "я (горюющий) здесь".

Не случившееся трагическое событие не впускается в настоящее, а само оно не впускает настоящее в прошедшее. Это событие, ни в один из моментов не став психологически настоящим, рвет связь времен, делит жизнь на несвязанные "до" и "после". Шок оставляет человека в этом "до", где умерший был еще жив, еще был рядом.

Психологическое, субъективное чувство реальности, чувство "здесь-и-теперь" застревает в этом "до", объективном прошлом, а настоящее со всеми его события ми проходит мимо, не получая от сознания признания его реальности. Если бы человеку дано было ясно осознать что с ним происходит в этом периоде оцепенения, он бы мог сказать соболезнующим ему по поводу того, что умершего нет с ним: "Это меня нет с вами, я там, точнее, здесь, ним".

Такая трактовка делает понятным механизм и смысл возникновения и дереализационных ощущений, и душевной анестезии: ужасные события субъективно не наступит ли; и послешоковую амнезию: я не могу помнить то, в чем не участвовал; и потерю аппетита и снижение либидо -этих витальных форм интереса к внешнему миру; и злость.

Злость – это специфическая эмоциональная реакция на преграду, помеху в удовлетворении потребности. Такой помехой бессознательному стремлению души остаться с любимым оказывается вся реальность: ведь любой человек, телефонный звонок, бытовая обязанность требуют сосредоточения на себе, заставляют душу отвернуться от любимого, выйти хоть на минуту из состояния иллюзорной соединенности с ним.

Что теория предположительно выводит из множества фактов, то патология иногда зримо показывает одним ярким примером. П. Жане описал клинический случай девочки, которая долго ухаживала за больной матерью, а после ее смерти впала в болезненное состояние: она не могла вспомнить о случившемся, на вопросы врачей не отвечала, а только механически повторяла движения, в которых можно было разглядеть воспроизведение действий, ставших для нее привычными во время ухода за умирающей.

Девочка не испытывала горя, потому что полностью жила в прошлом, где мать была еще жива. Только когда на смену этому патологическому воспроизведению прошлого с помощью автоматических движений (память-привычка, по Жане) пришла возможность произвольно вспомнить и рассказать о смерти матери (память-рассказ), девочка начала плакать и ощутила боль утраты.

Этот случай позволяет назвать психологическое время шока "настоящее в прошедшем". Здесь над душевной жизнью безраздельно властвует гедонистический принцип избегания страдания. И отсюда процессу горя предстоит еще долгий путь, пока человек сможет укрепиться в "настоящем" и без боли вспоминать о свершившемся прошлом.

Следующий шаг на этом пути – фаза поиска – отличается, по мнению С. Паркеса, который и выделил ее, нереалистическим стремлением вернуть утраченного и отрицанием не столько факта смерти, сколько постоянства утраты. Трудно указать на временные границы этого периода, поскольку он довольно постепенно сменяет предшествующую фазу шока и затем характерные для него феномены еще долго встречаются в последующей фазе острого горя, но в среднем пик фазы поиска приходится на 5-12-й день после известия о смерти.

В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта прозрачной кисеей, вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего: звонок в дверь – мелькнет мысль: это он; его голос – оборачиваешься – чужие лица; вдруг на улице: это же он входит в телефонную будку. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны, но пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия.

Иногда такое появление умершего в текущем настоящем происходит в менее резких формах. P., мужчина 45 лет, потерявший во время армянского землетрясения любимого брата и дочь, на 29-й день после трагедии, рассказывая мне о брате, говорил в прошедшем времени с явными признаками страдания, когда же речь заходила к дочери, он с улыбкой и блеском в глазах восторгался, как она хорошо учится (а не "училась"), как ее хвалят, какая помощница матери. В этом случае двойного горя переживание одной утраты находилось уже на стадии острого горя, а другой – задержалось на стадии "поиска".

Существование ушедшего в сознании скорбящего отличается в этот период от того, которое нам открывают патологически заостренные случаи шока: шок внереалистичен, поиск – нереалистичен: там есть одно бытие – до смерти, в котором душой безраздельно правит гедонистический принцип, здесь – "как бы двойное бытие" ("Я живу как бы в двух плоскостях",-говорит скорбящий), где за тканью яви все время ощущается подспудно идущее другое существование, прорывающееся островками "встреч" с умершим.

Надежда, постоянно рождающая веру в чудо, странным образом сосуществует с реалистической установкой, привычно руководящей всем внешним поведением горюющего. Ослабленная чувствительность к противоречию позволяет сознанию какое-то время жить по двум не вмешивающимся в дела друг друга законам – по отношению к внешней действительности по принципу реальности, а по отношению к утрате – по принципу "удовольствия".

Они уживаются на одной территории: в ряд реалистических восприятий, мыслей, намерений ("сейчас позвоню ей по телефону") становятся образы объективно утраченного, но субъективно живого бытия, становятся так, как будто они из этого ряда, и на секунду им удается обмануть реалистическую установку, принимающую их за "своих". Эти моменты и этот механизм и составляют специфику фазы "поиска".

Затем наступает третья фаза – острого горя, длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. Иначе ее именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации и – не очень точно – периодом реактивной депрессии.

Сохраняются, и первое время могут даже усиливаться, различные телесные реакции – затрудненное укороченное дыхание: астения: мышечная слабость, утрата энергии, ощущение тяжести любого действия; чувство пустоты в желудке, стеснение в груди, ком в горле: повышенная чувствительность к запахам; снижение или необычное усиление аппетита, сексуальные дисфункции, нарушения сна.

Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Это ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность.

Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего (по свидетельству одного пациента, он вспоминал о погибшем сыне до 800 раз в день) и его идеализация – подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться. Изменяется повседневная деятельность.

Человеку трудно бывает сконцентрироваться на том, что он делает, трудно довести дело до конца, а сложно организованная деятельность может на какое-то время стать и вовсе недоступной. Порой возникает бессознательное отождествление с умершим, проявляющееся в невольном подражании его походке, жестам, мимике.

Утрата близкого – сложнейшее событие, затрагивающее все стороны жизни, все уровни телесного, душевного и социального существования человека. Горе уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с ним, от конкретных обстоятельств жизни и смерти, от всей неповторимой картины взаимных планов и надежд, обид и радостей, дел и воспоминаний.

И все же за всем этим многообразием типичных и уникальных чувств и состояний можно попытаться выделить ют специфический комплекс процессов, который составляет сердцевину острого горя. Только зная его, можно надеяться найти ключ к объяснению необыкновенно пестрой картины разных проявлений как нормального, так и патологического горя.

Обратимся снова к попытке З. Фрейда объяснить механизмы работы печали. "...Любимого объекта больше не существует, и реальность подсказывает требование отнять все либидо, связанное с этим объектом... Но требование ее не может быть немедленно исполнено. Оно приводится в исполнение частично, при большой трате времени и энергии, а до того утерянный объект продолжает существовать психически. Каждое из воспоминаний и ожиданий, в которых либидо было связано с объектом, приостанавливается, приобретает активную силу, и на нем совершается освобождение либидо. Очень трудно указать и экономически обосновать, почему эта компромиссная работа требования реальности, проведенная на всех этих отдельных воспоминаниях и ожиданиях, сопровождается такой исключительной душевной болью" (Фрейд З. Печаль и меланхолия // Психология эмоций. С. 205.).

Итак, Фрейд остановился перед объяснением феномена боли, да и что касается самого гипотетического механизма работы печали, то он указал не на способ его осуществления, а на "материал", на котором работа проводится,- это "воспоминания и ожидания", которые "приостанавливаются" и "приобретают повышенную активную силу".

Доверяя интуиции Фрейда, что именно здесь святая святых горя, именно здесь совершается главное таинство работы печали, стоит внимательно вглядеться в микроструктуру одного приступа острого горя.

Такую возможность предоставляет нам тончайшее наблюдение Анн Филип, жены умершего французского актера Жерара Филипа: " Утро начинается хорошо. Я научилась вести двойную жизнь. Я думаю, говорю, работаю, и в то же время я вся поглощена тобой. Время от времени предо мною возникает твое лицо, немного расплывчато, как на фотографии, снятой не в фокусе. И вот в такие минуты я теряю бдительность: моя боль – смирная, как хорошо выдрессированный конь, и я отпускаю узду. Мгновение – и я в ловушке. Ты здесь. Я слышу твой голос, чувствую твою руку на своем плече или слышу у двери твои шаги. Я теряю власть над собой. Я могу только внутренне сжаться и ждать, когда это пройдет. Я стою в оцепенении, мысль несется, как подбитый самолет. Неправда, тебя здесь нет, ты там, в ледяном небытии. Что случилось? Какой звук, запах, какая таинственная ассоциация мысли привели тебя ко мне? Я хочу избавиться от тебя. хотя прекрасно понимаю, что это самое ужасное, но именно в такой момент у меня недостает сил позволить тебе завладеть мною. Ты или я. Тишина комнаты вопиет сильнее, чем самый отчаянный крик. В голове хаос, тело безвольно. Я вижу нас в нашем прошлом, но где и когда? Мой двойник отделяется от меня и повторяет все то, что я тогда делала" (Филип А. Одно мгновение. М., 1966. С. 26-27).

Если попытаться дать предельно краткое истолкование внутренней логики этого акта острого горя, то можно сказать, что составляющие его процессы начинаются с попытки не допустить соприкосновения двух текущих в душе потоков – жизни нынешней и былой: проходят через непроизвольную одержимость минувшим: затем сквозь борьбу и боль произвольного отделения от образа любимого, н завершаются "согласованием времен" возможностью, стоя на берегу настоящего, вглядываться в ноток прошедшего, не соскальзывая туда, наблюдая себя там со стороны и потому уже не испытывая боли.

Замечательно, что опущенные фрагменты и описывают уже знакомые нам по предыдущим фазам горя процессы, бывшие там доминирующими, а теперь входящие в целостный акт на правах подчиненных функциональных частей этого акта. Фрагмент – это типичный образчик фазы "поиска": фокус произвольного восприятия удерживается на реальных делах и вещах, но глубинный, еще полный жизни поток былого вводит в область представлений лицо погибшего человека.

Оно видится расплывчато, но вскоре внимание непроизвольно притягивается к нему, становится трудно противостоять искушению прямо взглянуть на любимое лицо, и уже, наоборот, внешняя реальность начинает двоиться [прим.1], и сознание полностью оказывается в силовом поле образа ушедшего, в психически полновесном бытии со своим пространством и предметами ("ты здесь"), ощущениями и чувствами ("слышу", "чувствую").

Фрагменты репрезентируют процессы шоковой фазы, но, конечно, уже не в том чистом виде, когда они являются единственными и определяют собой все состояние человека. Сказать и почувствовать "я теряю власть над собой" – это значит ощущать, как слабеют силы, но все же – и это главное – не впадать в абсолютную погруженность, одержимость прошлым: это бессильная рефлексия, еще нет "власти над собой", не хватает воли, чтобы управлять собой, но уже находятся силы, чтобы хотя бы "внутренне сжаться и ждать", то есть удерживаться краешком сознания в настоящем и осознавать, что "это пройдет".

"Сжаться" – это удержать себя от действования внутри воображаемой, но кажущейся такой действительной реальности. Если не "сжаться", может возникнуть состояние, как у девочки П. Жане. Состояние "оцепенения" – это отчаянное удерживание себя здесь, одними мышцами и мыслями, потому что чувства – там, для них там – здесь.

Именно здесь, на этом шаге острого горя, начинается отделение, отрыв от образа любимого, готовится пусть пока зыбкая опора в "здесь-и-теперь", которая позволит на Следующем шаге сказать: "тебя здесь нет, ты там...".

Именно в этой точке и появляется острая душевная боль, перед объяснением которой остановился Фрейд. Как это ни парадоксально, боль вызывается самим горюющим: феноменологически в приступе острого горя не умерший уходит ОТ нас, а мы сами уходим от него, отрываемся от него или отталкиваем его от себя.

И вот этот, своими руками производимый отрыв, этот собственный уход, это изгнание любимого: "Уходи, я хочу избавиться от тебя..." и наблюдение за тем, как его образ действительно отдаляется, претворяется и исчезает, и вызывают, собственно, душевную боль [прим.2].

Но вот что самое важное в исполненном акте острого горя: не сам факт этого болезненного отрыва, а его продукт. В этот момент не просто происходит отделение, разрыв и уничтожение старой связи, как полагают все современные теории, но рождается новая связь. Боль острого горя – это боль не только распада, разрушения и отмирания, но и боль рождения нового. Чего же именно? Двух новых "я" и новой связи между ними, двух новых времен, даже – миров, и согласования между ними.

"Я вижу нас в прошлом..." – замечает А. Филип. Это уже новое "я". Прежнее могло либо отвлекаться от утраты – "думать, говорить, работать", либо быть полностью поглощенным "тобой". Новое "я" способно видеть не "тебя", когда это видение переживается как видение в психологическом времени, которое мы назвали "настоящее в прошедшем", а видеть "нас в прошлом".

"Нас" – стало быть, его и себя, со стороны, так сказать, в грамматически третьем лице. "Мой двойник отделяется от меня и повторяет все то, что я тогда делала". Прежнее "я" разделилось на наблюдателя и действующего двойника, на автора и героя. В этот момент впервые за время переживания утраты появляется частичка настоящей памяти об умершем, о жизни с ним как о прошлом.

Это первое, только-только родившееся воспоминание еще очень похоже на восприятие ("я вижу нас"), но в нем уже есть главное -- разделение и согласование времен ("вижу нас в прошлом"), когда "я" полностью ощущает себя в настоящем и картины прошлого воспринимаются именно как картины уже случившегося, помеченные той или другой датой.

Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времен, и исчезает боль. Наблюдать из настоящего за двойником, действующим в прошлом, не больно [прим.3].

Мы не случайно назвали появившиеся в сознании фигуры "автором" и "героем". Здесь действительно происходит рождение первичного эстетического феномена, появление автора и героя, способности человека смотреть на прожитую, уже свершившуюся жизнь с эстетической установкой.

Это чрезвычайно важный момент в продуктивном переживании горя. Наше восприятие другого человека, в особенности близкого, с которым нас соединяли многие жизненные связи, насквозь пронизано прагматическими и этическими отношениями; его образ пропитан незавершенными совместными делами, неисполнившимися надеждами, неосуществленными желаниями, нереализованными замыслами, непрощенными обидами, невыполненными обещаниями.

Многие из них уже почти изжиты, другие в самом разгаре, третьи отложены на неопределенное будущее, но все они не закончены, все они – как заданные вопросы, ждущие каких-то ответов, требующие каких-то действий. Каждое из этих отношений заряжено целью, окончательная недостижимость которой ощущается теперь особенно остро и болезненно.

Эстетическая же установка способна видеть мир, не разлагая его на цели и средства, вне и без целей, без нужды моего вмешательства. Когда я любуюсь закатом, я не хочу в нем ничего менять, не сравниваю его с должным, не стремлюсь ничего достичь.

Поэтому, когда в акте острого горя человеку удается сначала полно погрузиться в частичку его прежней жизни с ушедшим, а затем выйти из нее, отделив в себе "героя", остающегося в прошлом, и "автора", эстетически наблюдающего из настоящего за жизнью героя, то эта частичка оказывается отвоеванной у боли, цели, долга и времени для памяти.

В фазе острого горя скорбящий обнаруживает, что тысячи и тысячи мелочей связаны в его жизни с умершим ("он купил эту книгу", "ему нравился этот вид из окна", "мы вместе смотрели этот фильм") и каждая из них увлекает его сознание в "там-и-тогда", в глубину потока минувшего, и ему приходится пройти через боль, чтобы вернуться на поверхность. Боль уходит, если ему удается вынести из глубины песчинку, камешек, ракушку воспоминания и рассмотреть их на свету настоящего, в "здесь-и-теперь". Психологическое время погруженности, "настоящее в прошедшем" ему нужно преобразовать в "прошедшее в настоящем".

В период острого горя его переживание становится ведущей деятельностью человека. Напомним, что ведущей в психологии называется та деятельность, которая занимает доминирующее положение в жизни человека и через которую осуществляется его личностное развитие.

Например, дошкольник и трудится, помогая матери, и учится, запоминая буквы, но не труд и учеба, а игра – его ведущая деятельность, в ней и через нее он может и больше сделать, лучше научиться. Она – сфера его личностного роста.

Для скорбящего горе в этот период становится ведущей деятельностью в обоих смыслах: оно составляет основное содержание всей его активности и становится сферой развития его личности. Поэтому фазу острого горя можно считать критической в отношении дальнейшего переживания горя, а порой она приобретает особое значение и для всего жизненного пути.

Четвертая фаза горя называется фазой "остаточных толчков и реорганизации" (Дж. Тейтельбаум). На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни. Переживание горя теперь не ведущая деятельность, оно протекает в виде сначала частых, а потом все более редких отдельных толчков, какие бывают после основного землетрясения.

Такие остаточные приступы горя могут быть столь же острыми, как и в предыдущей фазе, а на фоне нормального существования субъективно восприниматься как еще более острые. Поводом для них чаще всего служат какие-то даты, традиционные события ("Новый год впервые без него", "весна впервые без него", "день рождения") или события повседневной жизни ("обидели, некому пожаловаться", "на его имя пришло письмо").

Четвертая фаза, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.

За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с его ожиданиями, с тем, "что бы он сказал".

Мать считает, что не имеет права следить за своим внешним видом, как раньше, до смерти дочери, поскольку умершая дочь не может делать то же самое. Но постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности. Некоторые из этих воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми обмениваются с близкими, друзьями, часто входят в семейную "мифологию".

Словом, высвобождаемый актами горя материал образа умершего подвергается здесь своего рода эстетической переработке. В моем отношении к умершему, писал М. М. Бахтин, "эстетические моменты начинают преобладать... (сравнительно с нравственными и практическими): мне предлежит целое его жизни, освобожденное от моментов временного будущего, целей и долженствования. За погребением и памятником следует память.

Я имею всю жизнь другого вне себя, и здесь начинается эстетизация его личности: закрепление и завершение ее в эстетически значимом образе. Из эмоционально-волевой установки поминовения отошедшего существенно рождаются эстетические категории оформления внутреннего человека (да и внешнего), ибо только эта установка по отношению к другому владеет ценностным подходом к временному и уже законченному целому внешней и внутренней жизни человека...

Память есть подход точки зрения ценностной завершенности; в известном смысле память безнадежна, но зато только она умеет ценить помимо цели и смысла уже законченную, сплошь наличную жизнь" (Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. С. 94-95).

Описываемое нами нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу – "завершения". Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему).

Смысл и задача работы горя в этой фазе состоит в том, чтобы образ умершего занял свое постоянное место в продолжающемся смысловом целом моей жизни (он может, например, стать символом доброты) и был закреплен во вневременном, ценностном измерении бытия

Позвольте мне в заключение привести эпизод из психотерапевтической практики. Мне пришлось однажды работать с молодым маляром, потерявшим дочь во время армянского землетрясения. Когда наша беседа подходила к концу, я попросил его прикрыть глаза, вообразить перед собой мольберт с белым листом бумаги и подождать, пока на нем появится какой-то образ.

Возник образ дома и погребального камня с зажженной свечой. Вместе мы начинаем дорисовывать мысленную картину, и за домом появились горы, синее небо и яркое солнце. Я прошу сосредоточиться на солнце, рассмотреть, как падают его лучи. И вот в вызванной воображением картине один из лучей солнца соединяется с пламенем погребальной свечи: символ умершей дочери соединяется с символом вечности. Теперь нужно найти средство отстраниться от этих образов.

Таким средством служит рама, в которую отец мысленно помещает образ. Рама деревянная. Живой образ окончательно становится картиной памяти, и я прошу отца сжать эту воображаемую картину руками, присвоить, вобрать в себя и поместить ее в свое сердце. Образ умершей дочери становится памятью – единственным средством примирить прошлое с настоящим.

ПСИХОЛОГИЯ УТРАТЫ И СМЕРТИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПСИХОЛОГИЯ УТРАТЫ И СМЕРТИ
Рубрика (тематическая категория) Медицина

Реакции горя

Реакции горя, скорби и утраты могут вызывать следующие при­чины:

  1. потеря любимого человека;
  2. утрата объекта или положения, которые имели эмоциональ­ную значимость, к примеру потеря ценной собственности, лише­ние работы, положения в обществе;
  3. потеря, связанная с болезнью.

Психологические переживания, которые сопровождают поте­рю ребенка, бывают более сильными, чем при смерти другого близкого человека, а чувство вины и беспомощности иногда бы­вает всœепоглощающим. Проявления скорби в ряде случаев длятся всю жизнь. До 50 % супругов, переживших смерть ребенка, разводятся. Реакции горя часто встречаются у лиц пожилого и старческого возраста. Главной при оценке состояния человека является не столько причина реакции горя, сколько степень значимости какой-либо утраты для данного субъекта (для одного гибель собаки - траге­дия, которая может стать даже причиной попытки суицида, а для другого - горе, но поправимое: ʼʼможно завести другуюʼʼ). При реакции горя возможно формирование поведения, несущего в себе угрозу для здоровья и жизни, к примеру злоупотребление алкого­лем. Варианты выделœения различных стадий горя представлены в табл. 8. Помощь лицам с реакцией горя включает психотерапию, пси­хофармакотерапию, организацию групп психологической под­держки. Тактика поведения медперсонала с пациента­ми их в состоянии горя должна основываться на следующих ре­комендациях и замечаниях:

Стадии горя

Стадии по Дж. Баулби Стадии по С. Паркере
I. Оцепенение или протест. Харак­ теризуется тяжелым недомогани­ ем, страхом и гневом. Психологи­ ческий шок может продолжаться мгновения, дни или месяцы. II. Тоска и желание вернуть поте­ рянного человека. Мир представ­ ляется пустым и не имеющим смысла, но самооценка не страдает. Пациент поглощен мыслями о по­ терянном человеке; периодически возникает физическое беспокойст­ во, плач и гнев. Такое состояние может длиться несколько месяцев или даже лет. III. Дезорганизация и отчаяние. Неугомонность и выполнение бес­ цельных действий. Усиление бес­ покойства, уход в себя, интровер- тированность и досада. Постоян­ ные воспоминания об ушедшем человеке. IV. Реорганизация. Появление но­ вых впечатлений, объектов и целœей. Горе ослабевает и сменяется доро­ гими сердцу воспоминаниями I. Тревога. Состояние стресса, ха­ рактеризующееся физиологиче­ скими изменениями, к примеру повышением артериального давле­ ния и учащением сердцебиения. Идентична I стадии по Дж. Баулби. II. Оцепенение. Неглубокие пере­ живания по поводу утраты и фак­ тическая самозащита от тяжелого стресса. III. Томление (поиск). Стремле­ ние найти потерянного человека или постоянные воспоминания о нем.Идентична II стадии по Дж. Баулби. IV. Депрессия. Ощущение безна­ дежности при мыслях о будущем. Невозможность продолжать жить дальше и отдаление от близких людей и друзей. V. Выздоровление и реорганизация. Понимание того, что жизнь про­ должается - с новыми привязан­ностями и новым смыслом
  1. следует побуждать пациента к обсуждению его пережива­ний, позволять ему просто говорить об утраченном объекте, вспо­минать положительные эмоциональные эпизоды и события про­шлого;
  2. не следует останавливать пациента͵ когда он начинает пла­кать;
  3. в случае если пациент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их поговорить о нем (о ней) в присутствии пациента;
  4. частые и короткие встречи с пациентом предпочтительнее, чем длительные и редкие посœещения;

следует учесть возможность наличия у пациента замедлен­ной реакции горя, которая проявляется через неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ время

Реакции горя

Реакции горя, скорби и утраты могут вызывать следующие при­чины:

  1. потеря любимого человека;
  2. утрата объекта или положения, которые имели эмоциональ­ную значимость, например потеря ценной собственности, лише­ние работы, положения в обществе;
  3. потеря, связанная с болезнью.

Психологические переживания, которые сопровождают поте­рю ребенка, могут быть более сильными, чем при смерти другого близкого человека, а чувство вины и беспомощности иногда бы­вает всепоглощающим.
Проявления скорби в ряде случаев длятся всю жизнь. До 50 % супругов, переживших смерть ребенка, разводятся. Реакции горя часто встречаются у лиц пожилого и старческого возраста.
Главной при оценке состояния человека является не столько причина реакции горя, сколько степень значимости той или иной утраты для данного субъекта (для одного гибель собаки - траге­дия, которая может стать даже причиной попытки суицида, а для другого - горе, но поправимое: «можно завести другую»). При реакции горя возможно формирование поведения, несущего в себе угрозу для здоровья и жизни, например злоупотребление алкого­лем.
Варианты выделения различных стадий горя представлены в табл. 8.
Помощь лицам с реакцией горя включает психотерапию, пси­хофармакотерапию, организацию групп психологической под­держки.
Тактика поведения медперсонала с пациента­ми их в состоянии горя должна основываться на следующих ре­комендациях и замечаниях:

Стадии горя

Стадии по Дж. Баулби Стадии по С. Паркере
I. Оцепенение или протест. Харак­ теризуется тяжелым недомогани­ ем, страхом и гневом. Психологи­ ческий шок может продолжаться мгновения, дни или месяцы. II. Тоска и желание вернуть поте­ рянного человека. Мир представ­ ляется пустым и не имеющим смысла, но самооценка не страдает. Пациент поглощен мыслями о по­ терянном человеке; периодически возникает физическое беспокойст­ во, плач и гнев. Такое состояние может длиться несколько месяцев или даже лет. III. Дезорганизация и отчаяние. Неугомонность и выполнение бес­ цельных действий. Усиление бес­ покойства, уход в себя, интровер- тированность и досада. Постоян­ ные воспоминания об ушедшем человеке. IV. Реорганизация. Появление но­ вых впечатлений, объектов и целей. Горе ослабевает и сменяется доро­ гими сердцу воспоминаниями I. Тревога. Состояние стресса, ха­ рактеризующееся физиологиче­ скими изменениями, например повышением артериального давле­ ния и учащением сердцебиения. Идентична I стадии по Дж. Баулби. II. Оцепенение. Неглубокие пере­ живания по поводу утраты и фак­ тическая самозащита от тяжелого стресса. III. Томление (поиск). Стремле­ ние найти потерянного человека или постоянные воспоминания о нем.Идентична II стадии по Дж. Баулби. IV. Депрессия. Ощущение безна­ дежности при мыслях о будущем. Невозможность продолжать жить дальше и отдаление от близких людей и друзей. V. Выздоровление и реорганизация. Понимание того, что жизнь про­ должается - с новыми привязан­ностями и новым смыслом
  1. следует побуждать пациента к обсуждению его пережива­ний, позволять ему просто говорить об утраченном объекте, вспо­минать положительные эмоциональные эпизоды и события про­шлого;
  2. не следует останавливать пациента, когда он начинает пла­кать;
  3. в случае если пациент потерял кого-то из близких, следует постараться обеспечить присутствие небольшой группы людей, которые знали покойного(ую), и попросить их поговорить о нем (о ней) в присутствии пациента;
  4. частые и короткие встречи с пациентом предпочтительнее, чем длительные и редкие посещения;

следует учесть возможность наличия у пациента замедлен­ной реакции горя, которая проявляется через некоторое время

В статье подробно представлены основные этапы, которые проходит человек в процессе переживания горя. В будут представлены психологические техники и приемы, облегчающие этот процесс

Здравствуйте,

уважаемые читатели и гости моего блога!

К сожалению, бывает так, что в своей жизни мы сталкиваемся с очень тяжелыми и трагическими ситуациями.

Одной из таковых является близкого нам и любимого человека.

Горе, которое поглощает нас в это , едва переносимо и требует к себе особого внимания.

Но часто скорбящий человек , без надлежащей поддержки и помощи.

А бывает и хуже: близкие, не зная того, усиливают его страдания своими советами и неправильным поведением.

Все потому, что многие на самом деле не знают, как помочь близкому человеку пережить горе без тяжёлых последствий и потрясений.

И как психологически грамотно поддержать горюющего.

Кроме того, многие не знает и то, как самостоятельно преодолеть скорбь и в таких ситуациях.

Этой статьей я отрываю цикл публикаций, посвященных данной теме.

Как это видно из названия, этот пост об этапах переживания утраты.

Две следующие статьи будут посвящены тому, как помочь себе и близким преодолеть этот .

В них будут представлены упражнения и психологические приемы смягчающие душевную боль.

Сначала определим, что…

горе – это очень тяжелое страдание, мучительное переживание беды и несчастья, вызванное потерей близкого человека или утратой чего-то ценного и важного

Горе – не мимолетное явление. Это сложный и многогранный психологический процесс,охватывающий всю личность человека и его близкое окружение.

Горевание – это процесс переживания горя. Он делится на несколько стадий или этапов.

Каждый из них отличается своими особенностями и признаками.

Степень выраженности этих признаков, а также глубина горевания и скорби во многом зависят от особенностей личности человека, от силы его и уровня психологического здоровья.

А также от чуткости и своевременной поддержки окружающих.

Которой часто не хватает, поскольку близкие не владеют необходимыми .

Переживание горя

и его основные этапы

Предварительно отметим, два важных момента :

  1. Переживание утраты – это не линейный процесс. Человек может вновь и вновь возвращаться на ранее пройденные этапы, либо, минуя сразу один или два, переходить на следующий. Более того, этапы могут включаться один в другой, пересекаться, а также меняться местами.
  2. Отсюда, эта и подобные ей схемы структурирования процесса переживания утраты – это всего лишь модели. В реальности все намного сложнее.

Просто так удобнее понимать горе. А его понимание позволяет эффективнее и быстрее его переживать и .

Итак…,

1. Этап отрицания или «Не может быть!»

Начинается с момента, когда человек узнал о трагическом событии. Сообщение о смерти, даже если человек подготовлен к нему, является очень неожиданным и .

Этот этап в среднем длится около 10 дней.

Человек словно бы впадает в оцепенение.

Притупляются чувства, движения становятся скованными, затрудненным и поверхностным.

Скорбящий человек часто выглядит отрешенным и отстраненным, но потом такие состояния вдруг сменяются сильными и интенсивными эмоциями.

Многим людям на этом этапе горевания происходящее кажется нереальным, они словно бы отстраняются от него и выключаются из настоящего момента.

Такое состояние принято рассматривать в качестве психологической защиты.

Скорбящий не способен принять случившееся сразу в полном его объеме. Душа может принимать горе только по крупицам, на время защитившись отрицанием и оцепенением.

Смерть близкого разрывает «дней связующую нить», прерывает более-менее спокойное течение событий.

Она делит мир и жизнь на «до» и «после» трагического события.

На многих людей это производит очень тяжелое впечатление.

По сути это душевная (психологическая) травма.

В это время человек не способен жить в настоящем. Он еще мысленно в прошлом. С покинувшим его любимым человеком.

Закрепиться в настоящем, смирившись с утратой, и начать ему еще только предстоит.

А пока он в оцепенении и живет прошлым, ведь оно еще не стало памятью. Оно для него вполне реально.

2. Этап поиска и надежды

Переживание горя на этом этапе связано с неосознанным ожиданием чуда. Скорбящий нереалистично стремится вернуть умершего. Не давая себе отчет в том, ожидает, что все вернется и наладится.

Часто он ощущает присутствие умершего в доме.

Может мельком видеть его на улице, слышать его голос.

Это не патология – это в принципе нормальные психологические явления. Ведь для близких умерший человек еще субъективно остается живым.

Как правило, этот этап длиться от 7 до 14 дней. Но явления свойственные этому ему могу вплетаться в предыдущий и последующий этапы.

3. Этап гнева и обиды

Скорбящий все еще не может смириться с потерей. Но в это время его начинает мучить жгучее чувство несправедливости.

Основные вопросы, которые он раз за разом задает себе таковы:

  • Почему это произошло именно с ним?
  • Почему он, а не кто-то другой?
  • Откуда такая несправедливость?
  • Кто в ответе за все это?

В поисках ответов, человек может обвинять в случившемся себя, близких, врачей, друзей, родственников.

Хотя может и осознавать, что эти обвинения несправедливы.

Но горевание делает человека необъективным.

Часто такие пристрастные и эмоционально насыщенные обвинения провоцируют

Между родственниками и близкими.

Скорбящий может переживать несправедливость и по отношению к себе, безмолвно вопрошая: «Почему эти страдания выпали на мою долю?».

Длится этот этап от одной до двух недель. А его элементы могут вплетаться в предыдущий и последующий периоды горевания.

4. Этап вины и спора с судьбой

На этом этапе чувство вины может быть настолько сильным, что человек начинает обвинять себя самого.

Например, он может думать, что если бы он по-другому относился к умершему, по-другому вел себя с ним, то все было бы хорошо. Если бы он сделал / не сделал то-то или то-то, то все было бы не так как есть».

Скорбящего может преследовать навязчивая мысль: «Ах! Если бы сейчас можно было все вернуть, то, конечно же, я был бы совсем другим!».

И в его фантазиях это действительно происходит.

Он может представлять себя в прошлом и поступать так, как это следовало бы, чтобы предотвратить эту трагедию.

5. Этап отчаяния и депрессии

Здесь страдание достигает своего пика, это этап особенно сильной душевной боли.

Происходит это потому, что человек достигает более-менее полного и глубокого осознания трагичности произошедшего события.

На этом этапе разрушение жизненного порядка в связи со смертью близкого человека осознается особенно остро.

Горевание достигает пика интенсивности.

Опять проявляется отстраненность, апатия, подавленность.

Человек ощущает потерю смысла жизни, может переживать собственную никчемность и бесполезность.

Он может много плакать, жаловаться на свою судьбу, а может замкнуться и ни с кем не разговаривать вообще.

На этом этапе могут проявится различные телесные дисфункции: потеря аппетита, нарушения сна, мышечная слабость, обострение хронических заболеваний и т.п.

Некоторые начинают злоупотреблять алкоголем, наркотическими веществами, лекарственными препаратами.

У многих людей появляются навязчивые мысли и переживания.

Они не могут сконцентрироваться на повседневных делах, теряют интерес к происходящему.

Большинство скорбящих переживают вину, отчаяние, острое одиночество, беспомощность, гнев, злость и агрессию.

В особенно острых случаях появляются мысли о самоубийстве и внутренние побуждения к нему.

В это время скорбящий может почти постоянно думать об умершем.

Формируется эффект его идеализации: все воспоминания о плохих чертах и привычках практически исчезают, а на передний план выходят только достоинства и положительные черты.

В это время, скорбящий словно бы раздваивается: внешне он может вполне успешно заниматься повседневными и профессиональными делами, а внутренне, т.е. субъективно он находится рядом с умершим.

Он думает о нем, говорить с ним, скорбит по нему.

Прошлое и настоящее в это время идут рука об руку.

Но затем прошлое прорывает пелену настоящего и вновь погружает скорбящего в омуты горевания.

Где-то в конце этого периода субъективные и ложные ощущения того, что умерший жив, начинают заменяться воспоминаниями о о нем.

Прошлое перестает быть реальностью, оно становится памятью, и отделается от настоящего.

Этот этап длится примерно месяц.

Если он затягивается, то лучше обратиться .

Иначе человек может надолго «застрять» в тяжелом состоянии, что отрицательно скажется на его .

6. Этап смирения и принятия

В этот период человек начинает воспринимать потерю близкого человека как неизбежную реальность.

Переживание утраты начинают связываться с ее глубоким и полным осознанием и принятием.

Эмоциональная окраска воспоминаний об умершем постепенно становится менее интенсивной.

Ощущения отчаяния и безнадежности понемногу сменяются менее острыми и менее сильными эмоциями – .

7. Этап реорганизации и возвращения к жизни

Жизнь постепенно возвращается в привычное русло.

В этот период человек практически полностью восстанавливается, возвращается к повседневной и профессиональной деятельности.

Начинает все больше жить не воспоминаниями, а настоящим.

Умерший перестает быть центром его переживаний.

Как правило, налаживается сон, аппетит, улучшается настроение.

Человек начинает перестраивать планы на жизнь, в которых уже нет умершего.

Впрочем, горе время от времени еще прорывается в новую жизнь. Оно еще напоминает о боли и отчаянии, например, в канун каких-то значимых дат, праздников и событий.

Как правило, этот этап длится 8-12 месяцев.

И если процесс скорби прошел нормально, то спустя этот срок в свою привычную колею.

Итак...,

Переживание горя, скорбь по умершему человеку – это нелегкий и длительный процесс.

Требующий от скорбящего и близких больших, а иногда и запредельных усилий

Не всегда удается преодолеть боль и отчаяние самостоятельно и вернуться к жизни.

Не стесняйтесь обращаться

Это позволяет быстрее и эффективнее пройти все этапы горевания, почувствовать облегчение и начать жить заново.

А в следующей статье мы подробно рассмотрим, как помочь близкому человеку преодолеть горе, ускорить переживание утраты и снова начать радоваться жизни.

Эта статья

На этом все.

Жду ваших комментариев и отзывов!

© С уважением, Денис Крюков

Психолог в Чите

Вместе с этой статьей читайте:

Жизнь имеет свои непреложные законы, и нам дается как радость, так и горе. Однако многие старательно пытаются не замечать «черных полос», думая, что такая тактика позволит жить более спокойно и счастливо.

В советское время даже врачи считали, что больные раком не должны знать свой страшный диагноз, поскольку этого не вынесут. Однако опыт показывает, что людей надо готовить к ударам судьбы, чтобы они могли их переносить с минимальными потерями и продолжать жить достойно и бороться за свою жизнь.

Стадии горя

Общепризнанный специалист в области терминальных состояний американский психолог Элизабет Кюблер-Росс провела не один десяток лет у постели умирающих больных. Она выделила пять стадий, которые переживает человек, узнав смертельный диагноз или получив сообщение о тяжелой утрате.

  1. «Отрицание» (или шок). Человек не может поверить, что ЭТО произошло с ним. «Врачи, наверное, перепутали мои анализы…» или «Не может быть, посмотрите - мой муж только что дышал!».
  2. «Гнев» . Возмущение работой медиков: «Я же все обследования проходила, и как вы могли пропустить мою болезнь!». Гнев на других людей, на Бога в том числе: «Как Он мог такое допустить?».
  3. «Торговля» . Человек пытается «договориться» с неизбежной судьбой. Врач сообщает ему, что при четвертой стадии болезни жить осталось примерно полгода. Пациент может пойти в церковь и ставить свечки в надежде, что ему зачтется и он проживет еще лишние 6 месяцев.
  4. «Депрессия» . Отчаяние, у пациента опускаются руки, он замыкается в себе. Круглыми сутками лежит на диване, уставившись в стену.
  5. «Принятие» . Больной полностью осознает свое состояние и начинает делать разумные шаги, чтобы продлить свою жизнь и использовать шансы на выздоровление.

Зачем надо знать эти стадии?

Дело в том, что не всегда пациент проходит через все стадии в порядке, описанном Кюблер-Росс. Я видел много больных, которые так и застряли в стадии Отрицания или Гнева. При этом они вообще отказывались от лечения, объявляли, что врачи ошибаются, и пытались доказать, что с ними все в порядке. В этой ситуации родственники и друзья могут тактично объяснить больному, что лечения избегать не нужно, ведь если не прятаться от действительности, а приложить усилия для решения проблемы, то болезнь вполне может быть излечена или, по крайней мере, жизнь пациента будет существенно продлена.

Попытки лечить онкологические заболевания так называемыми «народными средствами» чаще всего используют пациенты, находящиеся на стадии Торговли. Они готовы делать все, что угодно, лишь бы не идти к специалистам. Как вам лечение рака РАКАМИ (т. е. употреблением настоя одноименных членистоногих)? Существуют сотни идиотских и просто не очень умных способов, которые с гарантией губят больного. Все они типичны для стадии Торговли: «Если я буду делать ЭТО, то каким-то образом исцелюсь».

Опасность стадии Депрессии очевидна и не нуждается в комментариях. Тяжелая болезнь - это еще не повод полностью опускать руки. В любом состоянии человек может сделать много полезного для себя и окружающих. Роман «Как закалялась сталь» был продиктован совершенно обездвиженным ослепшим писателем Н. Островским.

Если ушел из жизни близкий человек


Если смерть наступила в результате продолжительной мучительной болезни, нередко близкие могут испытывать даже чувство облегчения. А люди, имеющие крепкие религиозные убеждения, вообще переносят утрату легче. Приходилось слышать: «Мой муж ушел на небо получить награду за свои страдания на грешной земле!».

Бывает и наоборот - когда у человека возникает чувство «хронического горя», которое длится более 12–18 месяцев. И это повод обратиться к профессионалам, здесь, возможно, потребуется серьезное лечение.

Сергей Боголепов

Фото istockphoto.com