Сообщение япония в 16 18 веках. Япония в XVI – XVIII веках

Мансков О.В., к.и.н. РАСПЕЧАТАНО

Курс лекций

Новая история стран Азии и Африки

Лекция 3. Япония в XVI-XVII вв.

Япония в конце XVI века. Ода Нобунага.

В XVI веке центральное правительство в Киото (сегуны из дома Асикага) потеряло реальную власть. По всей стране шли междоусобные войны. Столетний период - с 60 ходов XV века до 60 годов XVI века именуется в японской литературе "периодом воюющих государств".

Владения Японии к концу XVI века состояли из трех больших островов (Хонсю, Кюсю, Сикоку) и прилегавших к ним мелких островов. Остров Хоккайдо (Эдзо, или Иезо, как тогда называли; "эдзо" - одно из японских названий населявших остров народности айнов) был колонизирован японцами только в самой южной его части (полуостров Осима). На японских картах более позднего периода (примерно с XVII века) здесь стали помещать княжество Мацумаэ.

"Великая тройка" - Ода Нобунага, Тоётоми Хидэёси и Токугава Иэясу - привела в систему общественные отношения и установила единую централизованную власть в стране.

В 1568-1582 годах один из средних феодалов, земли которого были расположены в центральной части острова Хонсю, Ода Нобунага достиг успеха в борьбе со своими противниками. Используя более совершенную организацию своих войск, и активно применяя огнестрельное оружие, он добился в короткий срок значительного увеличения своих владений в районах, близких к Киото, включая и самую столицу государства.

Впервые огнестрельное оружие было применено в боевых условиях в Японии в 1549 г., Симадзу Такахисой. В 70-х гг. Ода Нобунага имел уже 3000 стрелков в составе своей армии. В 1573 г. произошла знаменитая битва при Нагасино. В этой битве Нобунага проявил себя мастером новой тактики. Разбив стрелков на три группы, чтобы каждая имела время перезарядить оружие, он расположил их за частоколом. Первоклассная самурайская конница Такэды Кацуёри, была практически полностью истреблена, не успев приблизится на расстояние рукопашной схватки. Нобунага в 1573 году сверг последнего сегуна из дома Асикага и разгромил несколько буддийских монастырей близ Киото, принимавших деятельное участие в междоусобной войне. К концу своего правления Ода Нобунага добился подчинения себе более половины территории Японии (часть строва Хонсю). Часть новых владений Нобунага передал своим полководцам Хидэёси и Токугава. С помощью последних он заставил других феодалов центральной части острова Хонсю признать его власть.

В своих владениях Нобунага уничтожил заставы и упразднил поборы, взимавшиеся с товаров, поступавших из других владений; он прокладывал дороги, ввел строжайшие наказания за разбой.

Политика Нобунага имела целью укрепление центральной власти, прекращение междоусобиц и расширение торговли. Ода Нобунага добивался подчинения крупных купцов центральной власти. Он боролся против монопольных объединений купечества и покончил с независимостью города Сакаи.

К этому времени закончился длительный "период воюющих государств ". Казалось, что в Японии скоро наступит мир. Однако в 1582 г. против Нобунаги выступил его вассал, поднявший мятеж. Тяжело раненый Нобунага покончил с собой.

Политика Тоётоми Хидэёси.

Политику объединения страны продолжал Тоётоми Хидэёси (годы правления 1582-1598), получивший из-за своей уродливой внешности прозвище Обезьяна. Добившись верховной власти (императорская династия уже в течение многих столетий до этого никакой реальной власти не имела), Хидэёси не получил титула сегун, который носили верховные правители страны из династий Минамото и Асикага. Диктатура носила скорее личный характер, и не было достаточных гарантий, что ему удастся передать власть своему наследнику. Несмотря на объединение страны, на местах дайме продолжали сохранять самостоятельность и политическая раздробленность сохранялась.

В "период воюющих государств" самурайство в значительной мере пополнилось из среды крестьянства. Солдаты-профессионалы из крестьян превращались в этот период в самураев, а некоторые из них и в крупных землевладельцев. Сам Хидэёси и многие его полководцы были выходцами из крестьян. Представители старых аристократических домов, ведших свой род с древних веков, были истреблены в результате войн. На их место стало новое, менее родовитое привилегированное сословие из среды вассалов прежних самураев. Такая передвижка в обществе получила название "низы побеждают верхи".

Хидэёси провел ряд мероприятий по укреплению общественных порядков. В 1588- 1590 годах по всей стране у крестьян было изъято оружие. Это мероприятие получило название "охота за мечами" (катанагари). Один из пунктов указа 1588 года гласил: "Поименованные выше короткие мечи не надо уничтожать. Следует использовать их на болты и заклепки для сооружения великой статуи Будды, чтобы если не в этом, то в будущем мире они пошли крестьянам на пользу". Это было началом запрещения перехода из одного сословия в другое. Положительным моментом указа можно считать то, что он стимулировал развитие японских боевых искусств без оружия, породивших впоследствии каратэ, дзюдо и др. боевые системы, ныне знаменитые на весь мир. Указом 1591 года крестьянам запрещалось становиться воинами, а самураям - крестьянами или горожанами. Была воздвигнута прочная стена между самурайством и крестьянством.

Внешняя политика Хидэёси была агрессивной. Главное проявление этой политики - семилетняя война с Кореей.

Европейцы в Японии.

В XVI в. морские державы Европы, стремясь покончить с монополией купцов, пользовавшихся Великим шелковым путем, посылали экспедиции в поисках морского пути к источникам пряностей и шелка. В 1543 г. один из португальских кораблей, который пытался достичь Пекина, был выброшен жестокой бурей на маленький остров Танэгасима у берегов Кюсю. Первыми из европейцев, высадившихся в Японии, стали португалец Мендес Пинто и сопровождавшие его двое купцов. Японцы были поражены внешним видом европейцев и их странной одеждой, но наибольшее изумление вызвали привезенные португальцами фитильные ружья, или аркебузы.

Кое-какие знания об огнестрельном оружии японцы получили от китайцев. С порохом японцы познакомились еще в XIII в. во время монгольского вторжения в Японию, но до массового его применения дело так и не дошло. Японцы сразу же поняли потенциал нового оружия. За огромные деньги Ториката, дайме Танэгасимы, приобрел два экземпляра нового оружия и отдал их своему кузнецу, чтобы тот их скопировал. Решив не без помощи пришельцев некоторые технологические трудности, за 6 месяцев кузнец изготовил 600 аркебуз, которые были распроданы в разные области Японии. Так европейские военные технологии начали влиять на историю Японии.

В 1549 году в Японию прибыл миссионер-католик Франциск Ксавье, который приступил к распространению католичества. Тем самым был открыт путь для общения Японии с Западом. С этого времени в течение почти ста лет, вплоть до закрытия страны в годы Канъэй (1624-1644), через торговлю и миссионерскую деятельность от "южных варваров" (так тогда в Японии называли португальцев) в Японию проникала западная материальная культура начиная с ружей, а вместе с ней распространялась христианская культура (в тот период католики были известны под именем "кириситан").

Вслед за португальскими в Японию прибыли испанские суда, затем была установлена связь с Голландией и Англией. В этот же период Хидэёси предпринял военную экспедицию в Корею, одновременно вынашивая план захвата острова Лусон, расширялась торговля с помощью госюинсэн - специальных судов, имевших разрешение сегуната на выезд, усиливалось проникновение японцев в эти страны. Установление контактов с Западом наряду с этими мероприятиями явилось причиной того, что в XVI веке в Японии создалась невиданная ранее атмосфера, способствовавшая широким международным связям.

Однако когда период правления Тоеми Хидэёси закончился, был принят курс на запрещение христианства и в конце концов в 1639 году сегун Токугава Иэмицу, запретив португальским судам заходить в японские порты, издал так называемый "указ о закрытии страны".

Европейцы принесли с собой в Японию не только достижения своей цивилизации, но и угрозу духовного, политического и экономическог порабощения страны.

Нелегальный увоз японцев и продажа их в рабство в другие страны Азии, ввоз португальцами в Японию огнестрельного оружия, активная миссионерская пропаганда усиливали волнения и смуту в Японии.

В 80-90 -х годах XVI века в Японии появились испанцы, которые вели примерно ту же политику, что и португальцы. В этот же период японские торговае и пиратские суда стали плавать у берегов Юго-Восточной азии. Японцы знали о судьбе Аомыня, Филлипин, Явы и близлежащих островов, захваченных европейцами. Отсюда - опасения японского правительства перед дальнейшей испанской и португальской экспансией, тем более что иностранцы были связаны главным образом с сепаратистами острова Кюсю, которые оказывали серьезное сопротивление мероприятиям Хидэёси по объединению страны.

Европейцы в Японии пользовались поддержкой и южных сепаратистов, и части представителей торгового капитала. Миссионерская пропаганда европейцев имела известный успех и среди крестьян, которых привлекали идеи равенства, провозглашаемые христианством. Эти обстоятельства вызывали настороженное отношение центральной власти и японской аристократии к европейцам. Заинтересованное в развитии торговли с европейцами, во ввозе огнестрельного оружия, японское правительство тем не менее решалось на известные ограничения деятельности португальцев и испанцев. Первое мероприятие в этом направлении было проведено Хидэёси в 1587 году, когда он подчинил остров Кюсю центральному правительству. В июле того же года Хидэёси издал указ об изгнании из Японии в течение 20 дней всех миссионеров, оговорив, однако, право португальцев беспрепятственно продолжать торговлю и разрешив въезд в Японию купцам, которые не будут наносить ущерба синтоистской и буддийской религиям.

Хотя указ об изгнании миссионеров фактически не был приведен в исполнение и миссионеры скрылись в различных княжествах, преимущественно на Кюсю, Хидэёси в течение десяти лет не предпринимал действенных мер для проведения в жизнь этого указа.

За это время он широко использовал японских и чужеземных христиан в походе против Кореи (1592-1593 года), приобрел у иностранцев суда для похода и т.д. Новые меры против христиан -японцев и европейцев были предприняты позднее, когда миссионеров арестовали и распяли в Нагасаки в связи с тем, что командир испанского корабля, зашедшего из-за тайфуна в порт Урато в провинции Тоса (на острове Сикоку), стремясь предотвратить разграбление корабля местными самураями, пригрозил им вторжением испанских войск. Он заявил, что Испания посылает в страну, которую собирается подчинить, сначала миссионеров, а затем войска.

В 1598 году Японию стали посещать голландские, а затем английские суда.

В 1598 году Хидэёси умер. К моменту его смерти еще не была выполнена ни одна из задач, которые ставили перед собой первые объединители. Феодалы, выступившие против центральной власти, не были еще полностью подчинены, сохранялась опасность возникновения новой междоусобной войны.

Европейцы, опасаясь новых мер против миссионеров, готовы были поддержать любое сепаратистское движение. Страна была вовлечена в тяжелую внешнеполитическую авантюру - второй поход в Корею, неудачный исход которой был предрешен. Немаловажное значение имело и то обстоятельство, что наследнику Хидэёси, его сыну Хидэёри, было всего пять лет. Это облегчило в известной мере захват центральной власти новым претендентом.

Борьба политических группировок.

Хидэёси предвидел возможность возобновления междоусобных войн и посягательств на власть со стороны других претендентов. В 1598 году он создал высший орган управления из пяти тайро (главных министров), которые должны были править до совершеннолетия Хидэёри.

В число этих тайро входили крупнейшие землевладельцы острова Хонсю - Токугава Иэзясу, Маэда Тосинэ, Уэсуги Кагэкацу, Мори Тэрумото и Укита Хидзиэ. Тайро были поставлены над пятью бугё, которых еще в 1585 году Хидэёси назначмл начальниками разных ведомств государственного управления. Для устранения разногласий между пятью тайро и пятью бугё был создан специальный орган (сантюро).

Вся эта сложная система управления могла действовать эффективно, пока был жив ее создатель. Как только он умер, началась борьба за власть между различными группами крупных землевладельцев. Наиболее видными руководителями этих группировок были Токугава Иэясу, Исида Кадзусигэ и Маэда Тосинэ.

Когда Хидэёси захватил в 1582 году власть, Токугава Иэясу (1542-1616) был уже крупным землевладельцем центральной части Хонсю, одним из видных полководцев Ода Нобунага. Отношения между Иэясу и Хидэёси после смерти Нобунага (1582 год) были сначала враждебными, но Хидэёси женил Иэясу на своей сестре, увеличил его владения и добился его поддержки.

В 1590 году, после того как Иэясу, выполняя приказание Хидэёси, подчинил центральной власти Ходзё - одного из крупнейших землевладельцев района Канто, восемь провинций этого района были отданы дому Токугава. Иэясу стал самым крупным землевладельцем в стране.

Другая группировка даймё возглавлялась Маэда Тосинэ, одним из тайро, рупным феодалом провинции Кага, который был одним из ближайших помощников в военных делах Ода Нобунага и Тоётоми Хидэёси.

Маэда умер в 1599 году, как раз в тот момент, когда начала обостряться борьба между Токугава и третьей политической группировкой, возглавлякмой Исида Кадзусигэ. Маэда в 1598-1599 годах выступал в качестве посредника между группировками Токугава и Исида. После смерти Маэда большинство его сторонников першло на сторону Токугава.

Исида Кадзисугэ, возгалавлявший мощную группировку противников Токугава, был не очень крупным землевладельцем Центральной Японии. Так же как Маэда, он был тесно связан с Хидэёси, Исида же значительную часть своих аладений получил от Хидэёси (в частности, замок Саваяма в провинции Оми). Он входил в число пяти бугё, назначенных Хидэёси еще в 1585 году участвовал во многих его походах против других феодалов и, в отличие от Маэда и Токугава, воевал в Корее.

Стремясь получить поддержку матери Хидэёри - Ёдогими, которая приобрела большое влияние, Исида хотел назначить наследником Хидэёри. Хотя в 1598-1600 годах Токугава еще не выступал открыто против Хидэёри, Исида считался главным поборником прав сына Хидэёси на управление страной. По всей вероятности, будучи сравнительно некрупным феодалом, Исида не имел никаких других способов прийти к власти.

В состав группировки Исида вхолили самые крупные феодалы страны (кроме Токугава и Мазда) - Уэсуги, Мори, Симадзи (княжество Сацума) и др. Это были именно те даймё, подчинение которых стоило Хидэёси наибольших трудов и чьи владения он значительно урезал. Они, очевидно, вступили в группировку Исида для того, чтобы объединить свои усилия против нового претендента на власть - Токугава.

Военные силы двух группировок получмли наименования "восточной армии" (группировка Токугава) и "западной армии" (группировка Исида). Однако эти названия не вполне точно отражали географическое расположение владений представителей обеих коалиций.

Некоторые, очень немногие феодалы оставались нейтральными.

Важнейшие политические и экономические центры Японии в это время лежали на западе, а не на востоке. Эдо (старое название Токио), будущая столица сёгуната Токугава, был еще небольшим призамковым городом, и прежняя столица первого сёгуната Минамото (1192-1333 годов), Камакура, уже давно потеряла своё политическое значение.

Большинство феодалов, включая Иэясу, в последние годы правления Хидэёси жили в Фусими (близ Киото), где он построил свой последний замок, и в Осака. Сюда после смерти отца был привезен Хидэёри. Важное значение западных провинций и необходимость их подчинения для того, чтобы править всей страной, понимали и руководители группировки Токугава, которые решили двинуть свои войска на запад.

Победа группировки Токугава.

В решающем сражении при Сэкигахара (1600 год), в провинции Мино, победу одержали войска Иэясу и с этого времени дом Токугава фактически начал управлять всей страной, хотя сопротивление некоторых противников Токугава еще продолжалось, а в ряде мест происходили даже военные столкновения.

Причины победы токугавской группировки требуют специального рассмотрения. Военные силы западной группировки были в значительной степени ослаблены длительными и неудачными корейскими походами, в то время как войска Токугава и Маэда в этих походах не участвовали.

Обе коалиции были весьма непрочными. Примыкая к группе Токугава или Исида, крупные землевладельцы не были склонны поддерживать их сколько-нибудь решительно. Их главной целью было сохранить свои людские ресурсы для дальнейшей борьбы за личную власть.

Особенно непрочной была западная коалиция. Например, один крупный феодал, Мори Тэрумото, фактически не участвовал в битве при Сакигахара, задержав войска к западу от места сражения, другой крупный феодал, Симадзу Ёсихиро, привел с собой ничтожные силы, а третий, Кобаякава Хидэаки, перешел во время сражения на сторону Токугава.

Токугавская коалиция также не была особенно прочной, но более спаянной, ибо большинство ее участников принадлежало к фудай-дайме, связанными с Токугава тесными родственными узами, а главное, получившими свои владения от Иэясу. Поражение Иэясу означало бы для них потерю этих владений.

Разбив коалицию Исида, Иэясу приступил к расправе с ее участниками. Несколько главных руководителей, в том числе Исида Кадзусигэ и Кониси Юкинага, были казнены. Позднее на отдаленный остров Хатидзё был сослан Укита со всеми своими родными и некоторыми вассалами.

То обстоятельство, что Иэясу решительно расправился лишь с некоторыми своими главными противниками, объяснялось не его мягкостью, а опасением прибегать к более строгим мерам, так как это могло привести к новым открытым выступлениям против его власти.

Несмотря на то, что с 1600 года началось фактически правление феодального дома Токугава, угроза новой междоусобной войны еще полностью не была устранена. Наряду с Токугава на управление страной продолжало претендовать окружение малолетнего Хидэёри, который после Сэкигахара остался в Осака. В этот город стали стекаться все недовольные правительством Токугава.

Сегунат Токугава.

Сёгунат - правительство сёгунов. Сёгун - титул военного правителя Японии в 1192-1867 гг. , при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сегунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335-1573), Токугава (1603-1867).

Титул сёгуна был присвоен Токугава Иэясу только спустя два с лишним года после битвы при Сэкигахара, в марте 1603 года. Однако эти два года Иэясу распоряжался в стране как верховный правитель и устранил все препятствия к установлению сёгуната дома Токугава.

С эьой целью им были произведены крупные перестановки среди высшей феодальной знати (дайме), которая могла помешать Иэясу стать верховным правителем.

Мероприятия Иэясу, осущствленные в 1600-1602 годах, сводились к конфискации земельных владений у значительной части даймё, которые выступали против Токугава в битве при ясэкигахара и впоследствии получили наименование тодзама-даймё.Конфискованные владения Токугава либо забирал себе, либо назначал в них новых даймё из числа своих вассалов - фудай-даймё или хатамото - самураев, находившихся в непосредственном подчинении у сёгуна, часть котоых также превратилась в даймё.

Конфискация и перераспределение земель происходило преимущественно при первых трех сёгунах Токугава. В последующе время, такие меры стали применяться значительно реже (затем они вовсе прекратились). В широких масштабах перераспределение по большей части производилось в течение года или двух после каких-либо решающих событий в межфеодальной борьбе (сражение при Сэкигахара, Осакские кампании 1614-1615 годов).

За короткий период в два года (с конца 1600 по 1602 года) больше половины княжеств Японии переменили своих владельцев.

В условиях традиций, сложившихся в Японии, перераспределение земельных владений означало не только замену одного даймё дрегим. Согласно этим традициям, вассалы любого князя при конфискации его имущества превращались в ронинов (бродячих самураев), т.е. лишались земельных владений или жалования рисом, которое стала получать часть этих вассалов в XV-XVI веках взамен отчужденных земель.

Перевод даймё из одного владения в дрегое сопровождался обычно переводом и его вассалов.

Часть самурайства, лишенная материального обеспечения, неизбежно превращалась в оппозиционную правительству группировку дворян. Другая часть самураев, переброшенная вместе с сюзереном на новое место, часто сталкивалась там с сопротивлениеем крестьян новому даймё , а иногда даже вступала в конфликт с вассалами (самураями) прежнего даймё, не желавшими по тем или иным причинам бросать свои владения.

В хрониках упоминается несколько случаев вооруженных столкновений, связанных со сменой даймё .

Например, в октябре 1603 года в провинции Дэва (уезд Сэмбоку) прежние вассалы даймё Рокуго, переведенного в другую провинцию с увеличением владений, подняли восстание против нового даймё Сатакэ, назначенного в этот район.

Восставшие напали на замок, перешедший к Сатакэ, к ним примкнули крестьяне (около тысячи). Это восстание именуется в хрониках хякусе икки (крестьянское восстание).

Такого же порядка конфликт в ноябре 1602 года произошел в другом районе, на юге Японии, в провинции Тоса, где были конфискованы владения тодзама-даймё Тесокабэ, противника Токугава в битве при Сэкигахара. В эту провинцию был переведен Яманоути, тоже тодзама-даймё . Прежний вассал Тесокабэ - Такаиси Саманоскэ, исполнявший обязанности сёя (сельский староста), отказался выплачивать новому даймё налоги (очевидно, с крестьян). Было посажено в тюрьму 33 крестьянина. Такаиси с другими крестьянами поднял восстание на горе Такияма. Восстание было подавлено,крестьяне, посаженные втюрьму, там и погибли. Такаиси и некоторые другие вассалы, возглавившие восстание, бежали в соседнюю провинцию Сануки и превратились в ронинов.

Таким образом, перераспределение земель порождало конфликты, которые представляли тем большую опасность для сегуната, что Токугава не решились сразу после битвы при Сэкигахара ликвидировать дом Тоётоми, малолетний глава которого Хидэёри, живший по-прежнему в Осака, получил от Иэясу крупные земельные владения в провинциях Оми, Сэтцу и Кавати. Недовольные властью Токугава, самурайство, естественно, стекалось в этот центральный район страны.

Эдо - столица сёгуната Токугава.

Помимо перераспределения земельных владений, в результате которого дом Токугава стал господствовать в центральной части Хонсю (кроме района, прилегающего к Осака), сёгунат предпринял и ряд других мер для укрепления своей власти.

Среди этих мер известна прежде всего получившая впоследствии широкую известность система санкикотай (заложничество). Японские историки считают ее главным средством контроля центральной власти над даймё . Эта система наряду с прочими мерами правительства сыграла значительную роль в установлении контроля над даймё и прекращении войн.

Истоки системы санкикотай можно отнести еще к годам правления Хидэёси, который обязал семьи всех даймё жить не у себя в княжестве, а в Осака или Фусими. Иэясу после захвата власти стремился заставить крупных тодзама-даймё приезжать в его резиденцию и тем самым как бы свидетельствовать перед страной, что они признают его верховным правителем. Когда Иэясу жил в Фусими, каждый праздник там собирались кугэ, монах и даймё, прибывший его поздравить.

Первым тодзама-даймё , приехавшим в 1602 году (еще до установления сёгуната) в резиденцию Иэясу, был крупнейший феодал Японии - Маэда Тосинага.

Постепенно и юго-западные князья стали также приезжать в Эдо, где их с почетом встречал наследник Иэясу - Хидэтада.

Однако дело не ограничилось регулярными приездами даймё в Эдо. Иэясу, так же как и Хидэёси, пожелал иметь заложников от каждого даймё и прежде всего от тодзама-даймё, ибо в повиновении фудай-даймё он не сомневался. Тот же Маэда первым из тодзама-даймё оставил в Эдо в качестве заложницы свою мать. В 1605 году Симадзу Тадацунэ согласился оставить заложницей свою младшую сестру.

Это были лишь первые шаги к установлению системы санкикотай, по которой каждый даймё обязан был год жить в Эдо, а год - в своем владении, оставляя в Эдо в качестве заложников кого-либо из членов семьи. Система эта была окончательно оформлена законом лишь в 30-х годах XVII века. Ее осуществление задерживалось вследствие недостаточного влияния и авторитета центральной власти, а также потому что столица сёгуна, Эдо, не могла вместить такое большое количество представителей знати.

Немедленно по получению титула сёгуна Иэясу начал в Эдо широкие строительные работы, желая превратить свою столицу в самый крупный и блестящий город страны.

Он одновременно преследовал две цели: с одной стороны, занять здесь на строительных работах как можно больше людей из всех княжеств (от даймё как организаторов и надзирателей работ до крестьян как рабочей силы) и возложить на княжества крупные расходы. Это облегчило бы правительству контроль над даймё и лишало последних значительной части средств, которые они могли бы использовать на вооружение своих войск.Указ о строительстве Эдо предусматривал участие в этих работах всех провинций в порядке принудительной повинности.

Работы начались с центра города, Нихонбаси. На строительство потребовалось огромное количество камня и леса. Для облицовки рвов и крепостных валов из провинции Идзу доставлялись колоссальных размеров камни. Каждый такой камень поднимали 100 человек, на их перевозку потребовалось 3 тыс. судов, так как больше двух камней грузить на судно было нельзя. Множество людей, перевозивших камень и лес морем из Идзу и других провинций, гибло во время бурь и иных стихийных бедствий.

Был перестроен замок сёгуна, воздвигнуты его дворцы, храмы, дворцы многих князей, которым сёгунат предоставлял землю. Некоторые улицы Токио (наименование Эдо с 1869 года) до наших дней сохранили название провинций или княжеств Японии, откуда прибыли строители. Таковы, например, Идзуми-тё, Овари-тё, Кага-тё и др.

Эти работы привели к значительному увеличению населения Эдо за счет даймё , самураев и их челяди, которые все в большем количестве стали подолгу жить в столице, за счет людей, приходивших в Эдо в поисках работы, за счет купцов из Осака и т.д. Выросли цены на землю и на дома.

Строительство с небольшими перерывами продолжалось до 1614 года, когда сёгун, щедро одарив даймё, разрешил им вернуться в свои поместья, главным образом затем, чтобы собрать военные силы для похода на Осака против главного соперника Токугава - дома Тоётоми.

Политическое положение. В то время, когда в XVI веке в Европе формировалось новое общество - капитализм, в стра­нах Азии продолжали существовать отношения феодального средневекового общества. Одним из таких государств была Япония. В начале XVI века Япония, в результате внутренних междоу­собных войн, практически распалась на ряд мелких государств.

Внутренние междоусобные войны закончились лишь в 1573 году с низвержением династии второго сегуна Асикага.

Воссоединением Японии в единое государство руководил Ода Нобунага - глава одного из могущественных кланов, на долю кото­рого выпала столь высокая историческая миссия. Он же, после напряженной, изнурительной борьбы, в 1573 году лишил Асикага сёгунства. К середине XVI века ему удалось воссоединить почти половину всех провинций.

Ода Нобунага осуществил в стране ряд реформ. Он отменил местные налоги и таможенные выплаты, препятствующие экономи­ческому развитию. Распорядился починить дороги и мосты. Дал право открытию в городах рынков. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов.

При нем были введены в обращение золотые и серебряные мо­неты. Реформы Оды Нобунаги способствовали политическому вос­соединению и экономическому развитию Японии.

Торговая экспансия европейцев. В 40-х годах XVI века в Япо­нию впервые прибыли португальские купцы. В 1543 году порту­гальский купец Мендиш Пинту подписал договор с правителем провинции Бунго о ввозе в Японию, наряду с другими товарами, оружия и пороха в обмен на золото и серебро. Важной стороной проникновения европейцев в Японию стал ввоз огнестрельного оружия и налаживание на острове его производства. Мендиш Пинту способствовал овладению японцами искусства изготовления ог­нестрельного оружия. Вслед за европейскими купцами в Японию начали прибывать католические миссионеры. Они принялись проповедовать среди японцев христианство. После них в Япо­нию стали приезжать испанские католические миссионеры.

Рас­пространению христианского учения в Японии покровительство­вал сёгун Ода Нобунага, так как в тот период предводители буд­дийской религии были на стороне его врагов. Буддизм являлся опорой тех сил, которые выступали против единения Японии. Ода Нобунага поддерживал католических миссионеров еще и потому, что спешил вооружить свою армию огнестрельным ев­ропейским оружием.

Продолжение борьбы за воссоединение Японии. В 1582 году Ода Нобунага стал жертвой заговора. Начатое им дело воссоеди­нения Японии продолжил его близ­кий друг и соратник Тоётоми Хидаёси. Он уничтожил группу заго­ворщиков. Правда, Тоётоми Хидаёси не удалось полностью воссоеди­нить Японию, но тем не менее он добился заметных успехов. Он даже предпринял меры расширить грани­цы Японии за счет соседних госу­дарств.



Так, в 1592 году он напал на Ко­рею, но из-за противостояния ко­рейского народа и военной помощи, оказанной Корее со стороны Китая, планы Хидаёси не осуществились. В 1587 году Хидаёси издал указ о высылке из Японии всех католических миссионеров. В стране разре­шалось пребывание лишь порту­гальских купцов.

Завершение воссоединения Японии. В 1598 году Хидаёси умер. После длительной борьбы сёгунский престол занял Токугава Иаясу. В стране установилась абсолютная власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но сохранил неприкосновенность императорской власти. Потому что для японского народа божествен­ность императора была неоспорима. Куда легче было вести полити­ку от имени императора, чем игнорировать его власть.

Самоизоляция Японии. Токугава продолжил политику из­гнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно этому закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония ока­залась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут по­давлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С дру­гой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчи­няться центральной власти.

Опасения сегуна были не напрасны. К этому времени Ин­дия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран.

Реформы Ёсимуне. Ёсимуне был самым известным государ­ственным деятелем из рода Токугавы. Это был седьмой сёгун из этого клана. Он правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освое­ны новые земли, и он вел политику поощрения целинных земле­дельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных соору­жений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в за­лог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов „Указ из 100 пунктов", регулирующий жизнь общества и страны.

Приход европейцев в Японию.

В 15 столетии в Западной Европе начался период великих географических открытий. В 16 веке европейцы - торговцы, миссионеры и военные - обратили свое внимание на Восточную Азию.

В 1543 году представители Европы достигли японского острова Танэгасима. Они дали японцам огнестрельное оружие, выпуск которого вскоре был установлен по всему японскому архипелагу. В 1549 году в город Кагосима приехал иезуитский миссионер Франциск Ксаверий, который первым сообщил японцам о христианстве.

Япония 16 век

В Японию принялись наведываться испанские и португальские торговцы, исполняющие обязанности перекупщиков в торговле Восточной Азии, меняя товары из Европы и Китая на японское серебро. Так как европейцы приезжали из поселений на юге, японцы именовали их «южными варварами».

Корабль Португалии (17 век)

Церковь Додзаки (Гото, Нагасаки)

Японским правителям была выгодна торговля с чужеземцами, поэтому они с удовольствием встречались с купцами и миссионерами, иногда даже становились христианами. Например, Омура Сумитада,первый правитель-христианин с острова Кюсю, даровал Обществу Иисуса город Нагасаки, позднее ставший японским «окном в Европу». При поддержке региональных владык христиане построили церкви в Ямагути, Сакаи, Киото. Во второй половине 16 столетия в Японии проживало порядка 300 000 христиан. Наиболее высокопоставленные из них впервые послали в 1582 году японскую делегацию к Папе Римскому, которая

Объединение Японии 16 век

В начале 16 века на Японских островах продолжались междоусобицы между самурайскими родами. После того, как разобщенность государства стала социально-политической нормой, нашлись люди, стремящиеся объединить Японию. Ими стал руководить Ода Нобунага, богатый правитель провинции Овари. При помощи сёгуна, он взял в 1570 году Киото и в течение трех лет уничтожил ослабевший сёгунат Муромати. Вследствие поддержки христианства и благодаря применению огнестрельного оружия, Нобунага за десятилетие смог захватить наиболее важный регион Кинки и весь центр Японского архипелага. С течением времени он осуществлял замысел объединения Японии: безжалостно усмирял децентрализующие возмущения аристократии и буддистов, помогал возрождению авторитета императорской власти и восстанавливал подорванную междоусобицами экономику.

Нобунага (16 век)

Истребление мятежных буддистов

В 1582 году Нобунага был убит своим генералом, так и не реализовав свой план. Однако политику единства Японии возобновил его одаренный подданный - Тоётоми Хидэёси. Он разгромил оппозицию старейшин и захватил автономные родовые государства региональных правителей. В 1590 году Хидэёси полностью объединил Японию, и принялся самолично руководить государством. По его приказу был написан Всеобщий японский земельный кадастр, уничтоживший систему частных владений и устанавливающий степень эффективности земель. Земельные наделы отдавались крестьянам, которые были обязаны платить государству налог в соответствии с этой степенью. Кроме того, Хидэёси осуществил общественное преобразование, поделив жителей на военных распорядителей и гражданских подданных методом изъятия оружия у гражданских. В конце жизни Хидэеси вступил в военный конфликт с Кореей и преследовать и уничтожать христиан, что стоило власти его отпрыскам.

Осака, «столица Хидэёси»

Культура Момояма 16 - 17 век

Культуру Японии конца 16 - начала 17 столетия называют культурой Момояма, по наименованию резиденции Тоётоми Хидэёси. Данная культура основывалась на принципах богатства, величественности и мощи. Самыми оригинальными примерами их реализации стали японские замки с монументальными высшими башнями в Осаке,Адзути, Химэдзи, Момояме. Снаружи эти постройки были отделывались позолотой, а внутри - картинами лучших художников того времени Кано Санраку, Кано Эйтоку, Хасэгава Тохаку.

Замок Химэдзи

«Китайские львы» художника Кано Эйтоку

Замки преобразовались в театральные площадки для постановок театра Но, в которых играли знаменитые актеры трупп Кандзэ и Компару, и места проведения чайных церемоний, которыми заведовали мастера, такие как Сэн-но Рикю.

В обществе простолюдинов, в частности в больших городах, получили популярность гедонистические учения (удовольствие является целью жизни) и увлечение всем ярким и необычным. Именно в народном обществе был придуман «чудаковатый» танец Кабуки, позже ставший независимым видом театрального творчества. Одновременно был основан новый стиль рифмованной прозы дзёрури, которая читалась под звучание привезеного с Кюсю музыкального инструмента сямисэн.

Основной особенностью культуры Момояма являлась её распахнутость влиянию Европы. Иезуиты завезли на Японские острова новые знания в сфере медицины, астрономии, книгопечатания, морской навигации и изобразительного искусства. Японцы сильно интересовались заграничным, и даже некоторые начали носить европейскую одежду и делать «южных варваров» героями своих картин и повестей. Кроме того в японский язык попал ряд испанских и португальских слов.

Введение

Одной из самых интересных и парадоксальных стран нашего времени является Япония. Причудливое переплетение древних восточных традиций и западных нововведений, полный разгром во Второй мировой войне, многочисленные экономические кризисы второй половины 20 века – все это не помешало Японии выйти сегодня на одно из первых мест в мире. Современная Япония – это не только центр древнейших традиций Востока, но и гигант экономического и научно-технического мира. Кроме прошлого Японии, интересны также перспективы в ее развитии и те тенденции, которые сейчас наблюдаются в ее экономической сфере.

Данная тема является актуальной, так как опыт Японии может помочь многим странам выйти на качественно новый уровень экономического развития. Но чтобы понять, как ей это удалось необходимо заглянуть в прошлое и просмотреть этапы экономического развития страны с самого ее рождения, как государства.

1. Экономика Японии в 18 в.

сегун экономика казенный капитализм

Изоляция Японии от внешнего мира явилась причиной экономического кризиса, разразившегося в XVIII в. Вместе с тем в XVIII в. началось активное использование японцами европейской науки и культуры, сыгравших определенную роль в дальнейшем развитии экономики страны.

Развитие товарно-денежных отношений и капиталистического уклада

В XVIII в. Япония была аграрной страной. Ее население состояло в основном из крестьян (80% от обшей численности) и самураев. Затем появились ремесленники и купцы. Государственный и военный аппарат, а также интеллигенция формировались из числа правящего класса – самурайства.

Положение крестьянства оставалось тяжелым, поскольку землю оно получало от феодалов на правах «вечной» аренды. Хотя крепостного права здесь не было, крестьяне не имели возможности изменять место жительства, а также род своих занятий. В этот период главной повинностью крестьян был натуральный оброк. Привлекались крестьяне к ремонту дорог, мостов, каналов. Действовавшие в стране законы ггрого регламентировали быт и поведение японского крестьянства.

В Японии более низким сословием, чем крестьяне, считались горожане, хотя их имущественное положение было значительно лучше. Происходило объединение ремесленников и купцов в союзы типа цехов и гильдий. Допускалось возведение богатых купцов в ранг самураев.

Однако XVIII в. принес начало экономического кризиса. Усилилось развитие товарно-денежных отношений, проникавших как в жизнь деревни, так и города, в хозяйства и феодалов, и крестьян. Повышалась экономическая роль горожан.

Аграрная реформа Иэясу в XVI в., направленная на поддержание воспроизводства в области сельского хозяйства, разграничившая сословия и закрепившая крестьян за их землями, сделала возможным максимальный сбор налогов с крестьянства. Это было условие самого существования феодального общества, становление и развитие которого стало возможным благодаря формированию крупных экономических районов. Вместе с тем само становление территориальной специализации было следствием развития товарной экономики. Подобная взаимообусловленность с прекращением междоусобных войн феодалов все больше углублялась.

По мере втягивания в товарно-экономические отношения самураи и крестьянство, зависевшие от земледелия и его продукции нищали. Большинство княжеских домов (дайме) начали приходить в упадок, уменьшались их богатство и власть. Поскольку институт самураев лишался необходимой материальной поддержки, он разлагался. В этом сказывался и уход крестьян в город, причиной которого было их очень тяжелое положение. Часть крестьян вынуждена была включиться в городское хозяйство с помощью системы «рассеянной мануфактуры». В XVIII в. в Японии было организовано 90 мануфактур, в том числе хлопчатобумажные и шелкоткацкие.

С другой стороны, возрастала роль купечества, державшего в своих руках торговый капитал. В этот период в японской деревне начали складываться прослойка так называемых «новых помещиков», формирующаяся из числа купцов, ростовщиков, зажиточных крестьян, даже самураев. Таким образом постепенно складывался капиталистический уклад. Постепенно укреплялось экономическое и социальное положение городов. Росло число их жителей. Так, в начале XVIII численность одного только Эдо составляла свыше 500 тыс. С развитием культуры, особенно в городах, товарами все больше становятся печатные издания, большим спросом на рынке пользуются произведения прикладного искусства: изделия из лака, фарфора, крашеные ткани. Перечень их возрастал по мере подъема жизненного уровня населения и уровня потребления.

С подъемом жизненного уровня городского населения связано развитие такой отрасли экономики, как строительство. В XVIII в. в городах строятся двухэтажные магазины, принадлежавшие богатым купцам, а в целях предупреждения пожаров здания обмазывали глиной и покрывали черепицей.

Развитие экономики городов, появление множества «сидячих профессий стимулировало развитие швейного производства, создание костюма для массового потребления с учетом характера его деятельности.

Одновременно складывалась идеология городского жителя «путь горожанина», противопоставлявшаяся «пути самурая». Основными чертами этой идеологии было убеждение в необходимости отстаивать жизненный идеал горожанина, занятого своим делом и заботившегося о получении прибыли. «Прибыль», «накопление богатства», «материальный интерес», «свое дело» – эти ценности приобретали все большее значение в японском обществе XVIII в.

Япония в XVI-XIX вв.

Подготовил:

преподаватель истории

школы № 5

Юнусабадского района г. Ташкента

Султанов Ш.А


Начало XVI в.:

Император царствовал, но не правил; феодальная вольница

дайме- крупнейших оенных феодало в средневековой Японии ;

Распад государства на части (междоусобицы, крестьянские

восстания), т.н. «Период воюющих стран» с 1507 г.

необходимость в твёрдом правлении


Ода Нобунага

Ода Нобунага (1573 - 1582 гг.) - глава одного из

могущественных кланов, на долю которого выпала высокая

историческая миссия воссоединения страны. Он после

изнурительной борьбы, лишил Асикага сёгунства.

К концу ХVI в. Ода Нобунага воссоединил почти половину

всех провинций и осуществил в стране ряд реформ:

1. Отменил местные налоги и таможенные выплаты,

препятствующие экономическому развитию;

2. Распорядился отремонтировать старые и построить новые

дороги и мосты;

3. Дал указание открыть в городах рынки;

4. Стал поощрять внешнеторговую деятельность городов;

5. Ввел в обращение золотые и серебряные монеты.

Реформы Ода Нобунага способствовали политическому

воссоединению и экономическому развитию Японии


Сёгунат Токугавы (1615-1868гг )

  • Сёгун- «великий полководец», покоряющий варваров, главный советник при императоре, верховный военный правитель.

титул правителей Японии в 1192-1867, при которых императорская династия была лишена реальной власти. Всего было три династии сёгунов: Минамото (1192-1333), Асикага (1335(1338)-1573), Ода Набунага (1573-1582), Токугава (1603-1867).

Контроль над дайме:

  • учёт доходов, поступающих в казну;
  • запрет на междоусобицы;
  • подчинение законодательству.

Династия сёгунов

В 1603 год в Японии началось фактическое правление

третьей династии сёгунов - семейного клана Токугавы.

Она стояла у власти до 1867 года и завершила дело

воссоединения Японии. В стране установилась абсолютная

власть династии Токугава. Этот клан, хоть и номинально, но

сохранил неприкосновенность императорской власти,

потому, что для японского народа божественность

императора была неоспорима. Куда легче было вести

политику от имени императора, чем игнорировать его власть.

Божественность императора (микадо) закреплена

национальной политической религиозной системой

синтоизмом


СИНТОИЗМ

Аматэрасу (яп. аматэрасу о:миками , «великое божество,

озаряющее небеса») - богиня - солнце, одно из

главенствующих божеств всеяпонского пантеона синто,

согласно синтоистским верованиям, прародительница

японского императорского рода. Считается, что первый

император Дзимму был её праправнуком правительницы

небесных полей Такамагахара . Согласно легенде, в

прошлом император Сёму испытывал трудности с

завершением Великого Восточного Храма Тодайдзи и

грандиозной статуи будды Вайрочана в нем

Самоизоляция Японии

Токугава продолжил политику изгнания христианства, начатую Хидаёси. В 1614 году сёгун издал закон, запрещающий христианскую проповедь. Согласно закону, христианская религия признавалась врагом империи. Те, кто неуважительно относились к буддийской религии, должны были покинуть Японию. Такая политика не могла не повлиять на отношения между Европой и Японией. В результате, Япония оказалась изолированной от внешнего мира. Что заставило вести такую политику?

Дом Токугавы счел, что благодаря политике самоизоляции, силы, не желающие подчиниться центральной власти, будут подавлены, и дело воссоединения Японии будет завершено. С другой стороны, будет оказано экономическое давление на тех, кто монополизировал торговлю с Европой и, тоже, не желает подчиняться центральной власти.

Опасения сёгуна были не напрасны. К этому времени Индия, Индонезия и другие юго-восточные страны были охвачены европейскими рынками, и шла интенсивная колонизация этих стран. В ряде государств европейцы проводили политику миссионерства, т.е. вовлечение местных народов в христианство


Реформы Ёсимуне

  • Ёсимуне самый известный государственный деятель из рода Токугавы. Он был седьмым сёгуном из этого клана. Правил в 1716 - 1745 годах. При нем были освоены новые земли и он вел политику поощрения целинных земледельцев. Ёсимуне совершенствовал систему оросительных сооружений. Издал закон, запрещающий куплю-продажу и сдачу в залог земли. Большое значение имел изданный при нем сборник законов «Указ из 100 пунктов», регулирующий жизнь общества и страны.

2. Передача городов в собственность государства.

3. Препятствия для производства и торговли:

  • мелочная регламентация;
  • принижение роли купцов и предпринимателей.

4. Полное бесправие крестьян.


Реставрация Мэйдзи

  • Реставрация Мэйдзи (Революция Мэйдзи) - череда событий, которая привела к значительным изменениям в японской политической и социальной структуре. Четырёхлетний период с 1866 по 1869 гг. Реставрация Мэйдзи была прямым следствием открытия Японии для Западных стран, произошедшего после прибытия «чёрных кораблей» коммодора Мэтью Пэрри.
  • Власть перешла в руки 15-летнего императора Муцухито (1852-1912). Его коронуют императором Мэйдзи («просвещенное правление»).

1868-1895: Модернизация Японии

  • После Реставрации Мэйдзи в 1868 году, новое правительство Японии взяло курс на модернизацию страны. Девизом реформ был выбран лозунг «богатая страна, сильная армия» («фококу кехей»).

Реформы Мэйдзи

  • 1871 - распущены все клановые армии и правительства и, таким образом, ликвидирована феодальная система управления.
  • 1872 – создание национальной призывной армии, заменившей войска самураев.
  • Административная реформа уничтожила власть князей. Страна была разделена на губернии и префектуры во главе с чиновником.

  • Новая Япония решительно начала догонять Запад в экономическом и военном отношениях.
  • Границы между социальными классами, созданными сёгунатом Токугава, были стерты. Наиболее недовольны этой реформой были самураи, потому что потеряли все свои привилегии.
  • Также были провозглашены гарантии прав человека, например, в 1873 году была объявлена свобода религии.

Следствия

  • Реставрация Мэйдзи послужила катализатором для последующей бурной индустриализации Японии, которая к 1905 году вывела Японию в разряд сильнейших мировых военных держав.
  • После Реставрации император покинул Киото и переселился в новую столицу - Токио. Политическая власть перешла из рук Сёгуната Токугава в руки небольшой группировки знати и бывших самураев.

Традиционные искусства

соединение живописи, поэзии и почерка мастера-каллиграфа

архитектура дворцовых ансамблей (каменные сады, колодцы, мостики, храмы)


искусство чайной церемонии : жесты, чашки, композиции из цветов, свиток со стихами .


нэцкэ

гравюра на дереве