Расчет экологических платежей пример заг. Пример расчета платы за загрязнение окруж среды

Взаимосвязь человека и природы существовала всегда, однако на разных этапах цивилизации она претерпевала множественные видоизменения. К сожалению, чем дальше двигалось человечество по пути научно-технического прогресса, тем беспощадней эксплуатировались природные ресурсы. Вырубались леса, осушались и загрязнялись водоёмы, вредные выбросы в атмосферу достигли катастрофических размеров . В результате исчезли или находятся на грани выживания отдельные виды растений, животных, рыб и насекомых.

Дошло до того, что международное сообщество всерьёз озаботилось проблемой изменения климата на планете , а индустриально развитые страны стали предпринимать попытки договориться об ограничении выбросов в атмосферу парниковых газов. То есть люди начали принимать срочные меры по спасению Земли от экологической катастрофы . Одной из таких мер стало взимание экологических платежей за негативное воздействие на окружающую среду (НВОС) .

Смысл НВОС

Суть любых экологических платежей, в том числе за НВОС, заключается в том, что государство обязывает природопользователей (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) отчислять денежные средства на предотвращение или компенсацию ущерба, причиняемого ими окружающей среде в процессе производственной или хозяйственной деятельности.

Полученные средства направляются на строительство очистных сооружений, рекультивацию земель, создание рекреационных зон и иные мероприятия экологической направленности .

Обязанность и порядок уплаты экологических платежей прописаны в законе «Об охране окружающей среды» (№7-ФЗ от 10.01.02). Согласно положениям данного закона пользователи природных ресурсов, эксплуатирующие объекты, производящие вредные выбросы, сбросы или отходы производства, должны производить следующие платежи за :

  • выброс в атмосферу вредных субстанций стационарными или передвижными источниками загрязнения;
  • сброс вредных субстанций и микроорганизмов в наземные и подземные водоёмы (реки, озёра, водоносные горизонты);
  • размещение (захоронение) отходов на специально отведённых площадях (в основном на полигонах ТБО).

Здесь нельзя не упомянуть о правовой коллизии. По мнению Минприроды РФ, основанном на поправках к закону «Об охране атмосферного воздуха» (№96-ФЗ от 04.04.1999), платить за выброс «грязи» в атмосферу передвижными источниками (в т. ч. автомобилями) не нужно.

Внесение экологического платежа не освобождает плательщика от выполнения природоохранных мероприятий и возмещения причинённого ущерба окружающей среде или гражданам (например, в случае аварии), поэтому с правовой точки зрения этот платёж по сути ближе к фискальному сбору, чем к налогу.

Порядок исчисления и взимания платы

В Постановлении Правительства РФ №344 от 12.06.2003 присутствуют два норматива , на базе которых начисляется размер экологического платежа. Один норматив касается допустимых пределов, другой – временно согласованных лимитов вредных выбросов/сбросов.

Нормативы устанавливаются по каждому компоненту загрязняющего вещества (ЗВ) с учётом его опасности для окружающей среды и человека.

На 2018 год данный документ утратил силу.

Если природопользователь уложился в предельно допустимый норматив (ПДН) , размер платежа определяется путём умножения дифференцированных ставок на объём загрязнений (по каждому компоненту выброса или сброса) и последующего суммирования результатов по всем видам загрязнений.

Если природопользователь превысил ПДН, но уложился в согласованный лимит , к результату предыдущего расчёта добавляется разница между этим лимитом и ПДН, умноженная на соответствующую ставку.

Если природопользователь превысил и ПДН, и отведённый лимит , к результату предыдущих двух расчётов добавляется разница между фактическим объёмом выбросов (сбросов или отходов) и отведённым лимитом, умноженная на соответствующую ставку и повышающий пятикратный коэффициент. То есть, здесь заложена скрытая штрафная санкция, призванная стимулировать строгое соблюдение природоохранного законодательства.

В случае, если по вине природопользователя произошла авария с нанесением вреда окружающей среде, сумма платёжа определяется так же как для сверхлимитного загрязнения.

При отсутствии у природопользователя требуемых разрешений на выброс/сброс ЗВ либо на размещение отходов на полигонах ТБО, платёж за НВОС возрастает в 5 раз. Налицо рычаг воздействия на нарушителей закона: пренебрегаешь своими обязанностями – плати.

Для расчета экологического платёжа потребуется следующая информация :

  • нормативы ПДВ и ВСВ;
  • лимиты размещения отходов;
  • объём израсходованного топлива (для мобильных источников загрязнения);
  • размер платы за НВОС;
  • фактический объём (масса) выбросов/сбросов ЗВ и размещаемых (либо утилизируемых) отходов с разбивкой по компонентам;
  • соответствующие коэффициенты.

Размер платежа за НВОС рассчитывается плательщиком самостоятельно на базе сведений производственного экологического контроля и уплачивается ежегодно до 1 марта года, следующего за отчётным периодом. Экологические платежи зачисляются в федеральный бюджет.

Кроме того, до 10 марта (т.е. в течение не менее 10 дней после оплаты) плательщик обязан представить в орган местной исполнительной власти декларацию о внесении платежа за НВОС по форме, устанавливаемой этим органом власти.

Нетрудно догадаться, что расчёт экологических платежей – дело кропотливое и трудоёмкое . Поэтому существует немало фирм, оказывающих консалтинговые услуги в данной области. В то же время для грамотного специалиста не составит большого труда овладеть специализированной программой (в частности, разработанной компанией КомЭко), позволяющей автоматизировать расчёт платежей за НВОС и подготовку отчётной документации.

Форма расчёта

Стандартная форма расчёта платежей за НВОС и процедура её заполнения, а также порядок сдачи отчётности определены в Приказе Ростехнадзора РФ №204 от 05.04.2007 . Данное ведомство фигурирует здесь не случайно: раньше именно оно занималось сбором экологических платежей.

Недоразумение было исправлено в августе 2010 года путём передачи полномочий по администрированию платы за НВОЗ Росприроднадзору. Однако последний так и не успел создать собственную нормативно-правовую базу в полном объёме, поэтому нередко приходится пользоваться документами технического надзорного ведомства.

В частности, форма для расчёта платежа по выбросам в атмосферу представляется в формате таблицы и имеет следующий вид :

Именно сбор нормативных показателей является главной проблемой , поскольку нормативная база разбросана по различным инстанциям и систематически корректируется, что требует от исполнителя внимательности, аккуратности и терпения.

Исследование конкретных ситуаций и примеры

Пример 1 : предприятие производит сжиженный газ, является стационарным объектом, выбрасывающим в атмосферу загрязняющие вещества, в данном случае бутан. Расположено в Тверской области. Для завода установлены следующие лимиты :

  • ПДВ — 2 т;
  • ВСВ — 3 т.

В идеале лучше всего уложиться в предельно допустимый норматив, однако для подстраховки руководство предприятия решило оформить дополнительный лимит, чтобы в случае превышения ПДВ ограничиться не слишком большой суммой переплаты. В приведённом примере фактический выброс подобран таким образом, чтобы проиллюстрировать оправданность такого решения.

  • фактический выброс – 2,5 т;
  • норматив по ПДВ – 5 руб./т;
  • норматив по ВСВ – 25 руб./т;
  • коэффициент экологической значимости – 1,9;
  • дополнительные коэффициенты – 1 и 1,2;
  • индексация на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие превысило ПДВ, но одновременно уложилось в ВСВ, расчёт проводим в два этапа . Платёж в пределах ПДВ составит:

2 * 5 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 58,37 руб.

Если бы не было превышения ПДВ, эта сумма была бы окончательной. Но превышение было допущено и составило 0,5 т. (3 – 2,5). Поэтому получается добавка, которая составила:

0,5 * 25 * 1,9 * 1,0 * 1,2 * 2,56 = 72,96 руб.

В итоге получим:

58,37 + 72,96 = 131,33 руб.

То есть за полтонны «сверхлимита» пришлось заплатить гораздо больше, чем за две тонны нормированного количества. А в случае превышения ВСВ «довесок» был бы ещё существенней. Отсюда вывод: берегите окружающую среду, это не только разумно, но и экономически выгодно.

Пример 2 : это же предприятие в процессе производства накапливает определённое количество различных отходов, от которых необходимо каким-то образом избавиться. Вариантов утилизации может быть множество: начиная от использования собственных возможностей и заканчивая отправкой мусора на полигоны ТБО.

  1. Тип отходов – мусор бытовой, несортированный, некрупногабаритный.
  2. Класс опасности – 4.
  3. Фактическая масса отходов (в пределах установленного лимита) нарастающим итогом – 2 т.
  4. Норматив за размещение отходов в пределах установленного лимита – 248 руб./т.
  5. Коэффициент экологической значимости – 1,9.
  6. Дополнительный коэффициент – 1,0.
  7. Коэффициент, учитывающий местоположение объекта размещения отходов – не применяется.
  8. Поправка на инфляцию – 2,56.

Поскольку предприятие уложилось в установленный лимит, то получим:

2 * 248 * 1,9 * 1,0 * 2,56 = 2412,54 руб.

Нормативы оплаты за загрязнение окружающей среды

При расчёте платы за НВОЗ применяются ставки и дополнительные коэффициенты, утверждённые Правительством РФ.

Для стимулирования природопользователей к реализации мероприятий по снижению НВОС и внедрению передовых технологий по охране окружающей среды разработаны коэффициенты, применяемые к соответствующим ставкам. Эти коэффициенты приведены в нижеследующей таблице.

Условие Коэффициент
Захоронение собственных отходов в рамках установленных лимитов на полигонах, принадлежащих юридическому лицу или ИП на правах собственности и оборудованных соответствующим образом 0,3
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,33
Захоронение отходов IV класса, сформировавшихся вследствие утилизации отходов III класса 0,49
Захоронение отходов IV и V-го классов, сформировавшихся вследствие утилизации отходов промышленных предприятий 0,5
Захоронение отходов III класса опасности, сформировавшихся вследствие утилизации отходов II класса 0,67

Ответственность за нарушение

За нарушение экологического законодательства полагается административная ответственность в соответствии с КоАП РФ. Санкции за наиболее существенные нарушения изложены в статьях 8.5 , 8.21 и 8.41 .

К таким существенным нарушениям относятся :

  1. Умышленное сокрытие, искажение или несвоевременное представление достоверных данных об окружающей среде и источниках загрязнения;
  2. Выброс загрязняющих веществ в атмосферу без специального на то разрешения;
  3. Невнесение (или несвоевременное внесение) платы за НВОС.

Все эти нарушения влекут за собой штрафные санкции, которые налагаются как на отдельных граждан, так и должностных и юридических лиц. Размер штрафов зависит от того, насколько серьёзным считается то или иное нарушение.

Самому большому штрафу – 250 000 рублей – может быть подвергнуто юридическое лицо за несанкционированный выброс ЗВ в атмосферу. Для должностного лица это же нарушение составит максимум 50 000 рублей .

Самым «невинным» нарушением считается сокрытие или искажение данных о состоянии окружающей среды и источниках загрязнения. Юридическому лицу это может обойтись до 80 000 рублей , должностному лицу – до 6 000 рублей . Пострадать может и простой гражданин: предел его ответственности установлен до 1 000 рублей .

Установление факта неуплаты (либо несвоевременной или неполной уплаты) экологического налога возложено на территориальный орган Росприроднадзора. Помимо штрафа возможно взимание пени в размере 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.

Пример расчета платы за загрязнение окружающей среды. речь идет о плате за мусор. У организация есть арендованный офис. она не занимается производством. никакие лимиты не устанавливает.

В данной ситуации размер платы будет определяться по формуле, приведенной в статье. Сумму платежа необходимо рассчитать так: П= 248,4 руб./т * количество мусора (в тоннах)* 0,3*1,6*2,2*5.

Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»

1. Статья: Рассчитываем и вносим экологические платежи

Расчет размера платы за твердые отходы

Размер платы рассчитывается по следующей формуле:

П = Н? М? Кп? Ки,

где П – размер платы за загрязнение окружающей среды; М – количество мусора за отчетный период; Н – норматив платы за отходы по классам опасности; Кп – коэффициент, учитывающий состояние почвы экономического района, в котором находится компания; Ки – коэффициент индексации.*

Отметим, что норматив платы по классам опасности отходов указан в постановлении Правительства РФ от 12 июня 2003 г. № 344. Всего существует пять классов опасности отходов (I класс – чрезвычайно опасные, V класс – практически неопасные). Принадлежность отходов фирмы к определенному классу можно определить по Федеральному классификационному каталогу отходов. Он утвержден приказом Министерства природных ресурсов РФ от 2 декабря 2002 г. № 786. В этом каталоге каждому виду отходов присвоен тринадцатизначный код, последняя цифра которого как раз и означает класс опасности. Например, мусор от бытовых помещений организаций несортированный, исключая крупногабаритный, – это IV класс опасности, а мусор от уборки территории и помещений – V.

Коэффициент Кп, учитывающий состояние почвы, также есть в постановлении № 344.

На 2008 год установлено два коэффициента индексации: 1,48 и 1,21 (п. 3 ст. 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 198-ФЗ «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов»). Первый применяется по отношению к нормативам 2003 года. А второй – по отношению к нормативам 2005 года.

Отходы обычно измеряют в кубических метрах, и для того, чтобы перевести их в весовые единицы, нужно знать плотность отходов. Данные сведения можно получить из лимитов предприятия или воспользоваться специальной литературой.

Пример 1

Торговая организация получила разрешение Ростехнадзора на размещение твердых бытовых отходов. Предположим, что за I квартал 2008 года фактическое количество бытовых отходов составило 0,3 тонны в пределах установленного лимита. Этот вид отходов относится к IV классу опасности. Следовательно, в соответствии с приложением № 1 к постановлению № 344 норматив платы равен 248,4 руб/т. Организация ведет деятельность в Центральном экономическом регионе, поэтому повышающий коэффициент, согласно приложению № 2 к постановлению № 344, равен 1,6. Коэффициент индексации в рассматриваемом случае будет равен 1,48 (так как при расчете платы мы пользуемся нормативами 2003 года).

Таким образом, сумма платежа за размещение твердых бытовых отходов составит:

248,4 руб/т? 0,3 т? 1,6 ? 1,48 = 176,46 руб.*

Обратите внимание: плата за загрязнение сверх лимита дополнительно умножается на 5.*

И.А. Евстратова, главный бухгалтер ООО «Харвест»

2. ПОСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ от 12.06.2003 № 344 «О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов» ... (с изменениями на 8 января 2009 года)

Нормативы платы за размещение отходов
производства и потребления

(рублей)
Вид отходов
(по классам опасности
для окружающей среды)
Единица
измерения
Нормативы платы за
размещение 1 единицы
измерения отходов в
пределах установленных
лимитов размещения
отходов*
1. Отходы I класса опасности
(чрезвычайно опасные)
тонна 1739,2
2. Отходы II класса опасности
(высокоопасные)
тонна 745,4
3. Отходы III класса опасности
(умеренно опасные)
тонна 497
4. Отходы IV класса опасности
(малоопасные)
тонна 248,4*
5. Отходы V класса опасности (практически
неопасные):
добывающей промышленности тонна 0,4
перерабатывающей промышленности тонна 15
прочие тонна 8
(позиция в редакции, введенной в действие с 20 июля 2005 года постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2005 года N 410, - см. предыдущую редакцию)

* Нормативы платы за размещение отходов производства и потребления в пределах установленных лимитов применяются с использованием:коэффициента 0,3 при размещении отходов на специализированных полигонах и промышленных площадках, оборудованных в соответствии с установленными требованиями и расположенных в пределах промышленной зоны источника негативного воздействия; *коэффициента 0 при размещении в соответствии с установленными требованиями отходов, подлежащих временному накоплению и фактически использованных (утилизированных) в течение 3 лет с момента размещения в собственном производстве в соответствии с технологическим регламентом или переданных для использования в течение этого срока.

Приложение N 2
к постановлению Правительства
Российской Федерации
от 12 июня 2003 года N 344

Статьей 15 Федерального закона от 23.12.2003 N 186-ФЗ “О федеральном бюджете на 2004 год” установлено, что нормативы платы за негативное воздействие на окружающую среду, действовавшие в 2003 году, применяются в 2004 году с коэффициентом 1,1.
- Примечание изготовителя базы данных.

Коэффициенты, учитывающие экологические факторы
(состояние атмосферного воздуха и почвы), по территориям
экономических районов Российской Федерации

Экономические районы
Российской Федерации
Значение коэффициента
для атмосферного
воздуха*
для почвы**
Северный 1,4 1,4
Северо-Западный 1,5 1,3
Центральный 1,9 1,6*
Волго-Вятский 1,1 1,5
Центрально-Черноземный 1,5 2
Поволжский 1,9 1,9
Северо-Кавказский 1,6 1,9
Уральский 2 1,7
Западно-Сибирский 1,2 1,2
Восточно-Сибирский 1,4 1,1
Дальневосточный 1 1,1
Калининградская область 1,5 1,3

* Применяется с дополнительным коэффициентом 1,2 при выбросе загрязняющих веществ в атмосферный воздух городов.** Применяется при определении платы за размещение отходов производства и потребления.

3. Справочники: Коэффициенты индексации платы за загрязнение окружающей среды

Экологические платежи (называемые также платой за негативное воздействие на окружающую среду - НВОС) установлены действующим законодательством. Основным документом, регулирующим природоохранную область, является Федеральный Закон №7-ФЗ от 10.01.2002 года. Он предусматривает обязанность для всех предприятий, негативно влияющих на окружающую среду, ежегодно предоставлять расчет платы за НВОС и выполнения соответствующих платежей в бюджет. Это требование является обязательным для любых организаций, работа которых сопряжена со следующими вариантами загрязнения природы:

  • размещение отходов, образующихся на предприятии при осуществлении производственной деятельности;
  • выбросы в атмосферу вредных веществ;
  • сбросы в виде стоков загрязняющих веществ в водные объекты.

Расчет платы за НВОС в 2016 году достаточно сильно отличается от выполняемых в предыдущие календарные годы. Причина этого - вступившие в силу изменения законодательства, регулирующего сферу деятельности предприятий, которые воздействуют негативным образом на окружающую среду. Они коснутся всех организаций, чья деятельность связана с негативным воздействием на окружающую среду и регулируется ФЗ №7-ФЗ от 10.01.2002 г.

Изменения расчета платы за НВОС, вступившие в силу в 2016 году

Внесенные в действующее законодательство изменения затронули сразу два основных момента, касающихся расчета платы за НВОС:

  • вторым важнейшим моментом, который предположительно серьезно изменить методику расчета, является вступление в силу Постановления Правительства РФ №913 от 13.09.2016 г. В нем содержатся ставки, которые будут использоваться при расчете платы за НВОС в 2016-2018 годах. Кроме того, данный документ содержит и новый дополнительный коэффициент индексаций, размер которого с 01.01.2016 года составит 2.

Очевидно, что вносятся достаточно серьезные изменения, касающиеся расчета платы за НВОС, вступившие в силу в 2016 году. Кроме того, определенную обеспокоенность предпринимателей-плательщиков НВОС вызывает то, что до сих пор нет полной ясности, как по форме декларации, которую необходимо предоставлять, так и по окончательной методике расчета. Несколько успокаивает ситуацию то, что сроки предоставления декларации о плате за НВОС за 2016 год достаточно щадящие - не позднее 10.03.2017, при этом оплата в соответствии с указанными в отчете данными, должна быть произведена до 10.01.2017 г.

Состав декларации по расчету платы за НВОС

В уже упоминавшемся выше проекте Приказа Минприроды предполагается следующий состав декларации по оплате за НВОС:

  • расчет общего размера оплаты, включая разбивку по каждому из видом воздействия;
  • расчет размера оплаты отдельно по каждому источнику загрязнения или по обособленному территориально подразделению предприятия-плательщика;
  • расчет исходной платежной базы;
  • расчет средств, направленных на осуществление мероприятий по охране природы, с подтверждением их освоения;
  • платежные документы, которые подтверждают выполнение оплаты в бюджет.

В настоящее время пока нет утвержденных форм перечисленных выше расчетов. Даже приведенный бланк титульного листа декларации имеет статус проекта, который, возможно, будет доработан и только после этого утвержден.

Вместе с тем, основные принципы расчета платы за НВОС в 2016 году, как утверждают специалисты, работающие над разработкой и утверждением рассматриваемых документов, останутся неизменными. Поэтому вполне логичным будет подробнее рассмотреть их.

Правила выполнения расчета платы за НВОС

До внесения изменений, вступивших в силу в 2016 году, расчет платы за НВОС состоял из следующих частей:

  • титульный лист и расчет размеры платы за НВОС, которую необходимо перечислить в бюджет;
  • разделы 1, 3 и 4, содержащие расчеты по каждому виду загрязнения (раздел 2 с 01.01.2015 года не составляется; ранее в нем содержались данные о выбросах в атмосферу вредных веществ передвижными объектами).

Титульный лист и расчет суммарной платы за НВОС

Заполнение титульного листа и расчета суммарного платежа за НВОС в бюджет не представляет особой сложности. В основном для этого используется информация из уставных документов, различных свидетельств о регистрации и постановке на учете организации-плательщика, а также данные из соответствующих разделов расчета. Они просто суммируются для получения размера платежа за НВОС в бюджет.

Бланки документов титульного листа расчета (действовавшего до 2016 года), расчета платежа в бюджет и соответствующих разделов расчета можно найти в специальном разделе официального сайта Росприроднадзора, на сайте любого его территориального органа или самых разнообразных информационных порталах.

Образцы заполненных документов с некоторыми советами, облегчающими процедуру, выглядят следующим образом:

Вполне возможно, что в окончательном варианте Приказа Минприроды, будет внесены изменения не только в титульный лист и его названия, но и в расчет платы за НВОС в 2016 году в бюджет.

Разделы 1, 3 и 4 декларации по оплате за НВОС

Основные расчеты платы за НВОС содержатся в данных разделах подаваемой декларации. Они выполняются на основе одинаковых принципов. Каждый раздел состоит из информационной и расчетной части.

В первой находится информация о разрешении на выбросы, стоки или размещение отходов производственной деятельности предприятия-плательщика, а также основные данные об источнике загрязнения или объекте размещения отходов.

Вторая часть каждого из перечисленных разделов содержит расчет платы за НВОС по соответствующему виду загрязнения. Порядок выполнения расчета прописан в соответствующем Приказе Ростехнадзора №204 от 05.04.2007 г. Информация о ставках платы за НВОС на 2016 год, а также используемых в расчетах индексах содержится в уже упоминавшемся выше Постановлении №913 от 13.09.2016.

Базой для выполнения расчета являются ставки оплаты за НВОС по каждому отдельному виду или источнику загрязнения на 2016-2018 годы и данные бухгалтерского и аналитического учета, который обязаны вести организации-плательщики.

Механизм учета территориальных особенностей местонахождения предприятий, оказывающих негативное влияние на окружающую среду, а также размер оплаты при превышении установленных для организации нормативов по выбросам, стокам или лимитам размещения отходов также содержится в Постановлении №913 от 13.09.2016 г.

Методика расчета, существовавшего до внесения последних изменений в законодательство, была достаточно сложной. Поэтому в подавляющем большинстве случаев, бухгалтеры или другие сотрудники, ответственные за выполнение расчетов оплаты за НВОС и заполнение соответствующих отчетов, использовали различные вспомогательные программные продукты.

Одним из наиболее популярных считается программа «Модуль природопользования», разработанная непосредственно работниками Росприроднадзора и расположенная в соответствующем разделе его официального сайта. Кроме того, достаточно большое количество сервисных продуктов разработано специализированными компаниями, например, вот этот.

Пример расчета платы за НВОС, выполненного при помощи соответствующего программного продукта, приведен на видео:

Заключение

Расчет платы за НВОС в 2016 году будет происходить в соответствии с новыми, принятыми в течение 2015-2016 годов, нормативными актами. Главным изменением является необходимость заполнения декларации по расчету платы за НВОС. При этом целесообразно воспользоваться вспомогательными программными продуктами, разработанными сотрудниками Росприроднадзора или специализированных информационных компаний.

В процессе работы любой организации образуются отходы и загрязненные сточные воды. Помимо этого, большинство предприятий имеют на балансе оборудование и механизмы (в том числе автотранспорт), являющиеся источниками загрязнения атмосферного воздуха.

Согласно статье 16 федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды», негативное воздействие на окружающую среду является платным. Плата за негативное воздействие или экоплатежи, как ее сокращенно обозначают, перечисляются ежеквартально. Таким образом, любое крупное и малое предприятие должно проводить расчет экологических платежей и вносить в бюджет плату за негативное воздействие на окружающую среду.

Следует также учесть, что специализированные организации, принимающие отходы на размещение и обезвреживание, как правило, не включают в свои тарифы экологические платежи (экоплатежи ).

Согласование экологических платежей

Администратором платы за негативное воздействие являются территориальные органы Росприроднадзора, которые по утвержденным формам принимают расчет экоплатежей, опубликовывают информацию о реквизитах, по которым следует перечислить экологические платежи, а также проводят проверки полноты и своевременности внесения платы.

Виды экологических платежей и КТО их ПЛАТИТ ?

Плата за негативное воздействие на окружающую среду в бесспорном порядке налагается на юридеческих и физических лиц, деятельность которых оказывает негативное влияние на окружающую среду и является формой компенсации ущерба, наносимого загрязнением окружающей среде.

Экологические платежи взимаются с природопользователей, осуществляющих следующие виды воздействия на окружающую среду:

— выброс загрязняющих веществ в атмосферу от передвижных и стационарных источников;
— сброс загрязняющих веществ в подземные и поверхностные водные объекты;
— размещение отходов потребления и производства;
— иные виды негативного воздействия на окружающую среду.

Следует иметь ввиду, что Законом об охране окружающей среды установлено, что организации, регулярно вносящие экологические платежи не могут быть освобождены этим от обязанности выполнения мероприятий по охране окружающей среды и возмещения вреда окружающей среде.

Оплата экологических платежей И ПОДАЧА ОТЧЕТНОСТИ

Экоплатежи необходимо вносить до 20 числа месяца, следующего за отчетным кварталом (20 апреля, 20 июля, 20 октября, 20 января). При проверке инспектор Росприроднадзора попросит также предъявить согласованные формы расчета платы за негативное воздействие и платежные поручения за последние 3 года.

Расчет экологических платежей

Воспользуйтесь для расчета экологических платежей.

Расчет экологических платежей формируется в программе «Модуль природопользователя», которую можно скачать на официальном сайте Росприроднадзора . Кроме того, с официального сайта Росприроднадзора можно в электронном виде через веб-портал приема отчетности заполнить и отправить ), отчет субъектов малого и среднего предпринимательства, а при наличии электронной подписи - расчет платы за НВОС.

Выданный веб-порталом приема отчетности электронный номер необходимо запомнить. Он понадобится в Росприроднадзоре при подаче бумажной версии отчета и подтверждающих документов.

Изменения в порядке исчисления и взимания экоплатежей в 2016 году

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон „Об охране окружающей среды“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 1 января 2016 года вступят в силу ряд существенных изменений, в том числе, связанных с порядком исчисления и взимания платы за негативное воздействие на окружающую среду.

В частности, будет пересмотрен перечень лиц, обязанных вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду, изменится порядок определения платежной базы для расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядок ее исчисления.
Из суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду будут вычитаться затраты на реализацию природоохранных мероприятий (документально подтвержденные расходы в отчетном периоде).

Изменения в законодательстве в 2020 году

С 1 января 2020 года начнут действовать положения, стимулирующие (путем применения понижающих и повышающих коэффициентов при расчете экологических платежей) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к проведению мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду и внедрению наилучших доступных технологий.Предупреждение: include(http://www..php) [function.include]: failed to open stream: HTTP request failed! HTTP/1..htm (строка 28)Предупреждение: include() [function.include]: Failed opening "http://www..php" for inclusion (include_path="..htm (строка 28)

Новая форма "Форма расчета суммы экологического сбора" официально утверждена документом Приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 22.08.2016 N 488.

Подробнее о применении формы "Форма расчета суммы экологического сбора":

  • Об учете в целях исчисления налога на прибыль сумм утилизационного сбора

    Обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в... обязанность уплаты утилизационного сбора. Сделано это для обеспечения экологической безопасности, в... среди которых: расчет суммы утилизационного сбора (для КТС – по форме, утвержденной Приказом ФНС... документов об уплате утилизационного сбора; расчет суммы утилизационного сбора по форме, утверждаемой ФНС. После... где среди прочих названы: расчет суммы утилизационного сбора (форма приведена в приложении 1 ...

  • Отчетность по экоплатежам: большое разъяснение от Минприроды России

    Расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации) представляются в Росприроднадзор в форме... апреля 2019 года включительно. Расчет суммы экологического сбора следует представить до 15 апреля... от использования товаров и Расчет суммы экологического сбора) с 2018 года вводится... о выполнении нормативов и в расчете суммы экологического сбора данных о товарах (упаковке... что срок уплаты экологического сбора и срок подачи Расчета суммы экологического сбора истекают только 15 ...

  • О новых штрафах за нарушения экологического законодательства

    16.4 Закона № 7-ФЗ) Форма и порядок заполнения декларации о... , следующего за отчетным периодом. Расчеты по авансовым платежам не представляются... почте; – либо в электронной форме по каналам ТКС Место представления... в территориальном отделении Росприроднадзора. Форма заявки по каждому такому объекту... РФ предусматривает ответственность за неуплату экологического сбора. Напомним: экологический сбор уплачивается в срок до... лиц – трехкратный размер неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров (группе...

  • Об отражении в учете и отчетности переплаты по экологическим платежам

    Работе формы документов, среди которых: заявление о зачете излишне уплаченных сумм платы... на окружающую среду; акт сверки расчетов сумм платы за негативное воздействие на... признания обязательства по экологическим сборам могут выступать декларация и расчеты авансовых платежей, если... декларации, расчетов, подтверждающих суммы принятых обязательств. В рассматриваемом случае сумма переплаты по экологическим платежам...

  • Новый экологический налог

    И потребления» есть понятие «экологический сбор». Экологический сбор не является налогом, но платежи... от нефтепродуктов. Ставка экологического сбора считается из средних сумм издержек на сбор, транспортировку, обработку... от плательщиков экологического сбора направляются на реализацию государственных программ в форме субсидий субъектам... поступления в бюджет за счет расчета платежа исходя из необходимых затрат... и экологии по повышению ставки экологического сбора. Проект предлагает установить новые...

  • Отчетность за 2016 год: о том, как правильно учесть ежегодные разъяснения Минфина

    Законодательства, в бухучете признается соответствующая сумма оценочного обязательства (п. 4, ... вид расходов, на который относится сумма соответствующего налога. Если оценочное... отражение прибыли КИК; бухгалтерский учет экологического сбора; представление пересмотренной бухгалтерской отчетности; отчетный... бухгалтерской отчетности организации, реорганизованной в форме присоединения; составление консолидированной финансовой... средства отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами...

  • К вопросу о понятии «экономическая ценность»

    И их разнообразных по организационным формам и правам собственности объединений. На... Дч, прибыли до вычета налогов, сборов и процентов Пдв и чистой... этого предприятия [ 3, 4 ], соответствующие суммы которых за периоды календарного времени... производственно-технической базы предприятия в расчете на один нормо-час затрат... .е.; Фоп - финансовые, социальные и экологические обязательства оцениваемого предприятия по состоянию...

  • Утверждена форма расчета суммы экологического сбора

    N 488 "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора" Согласно Федеральному закону от... , во втором приводится расчет суммы экологического сбора. Экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу готового... упаковку, подлежащих утилизации. При предоставления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе он заверяется... с законодательством РФ лицо, подавшее расчет суммы экологического сбора, должно иметь печать. приказ Прочий

  • О сроке уплаты экологического сбора за 2017 год

    Об уплате экологического сбора" Росприроднадзор напомнил, что уплата экологического сбора за 2017 ... 2017 год уплата экологического сбора и представление расчетов сумм экологического сбора осуществляются в соответствии... О порядке взимания экологического сбора", по форме, утвержденной приказом Росприроднадзора... N 488 "Об утверждении формы расчета суммы экологического сбора", и с применением... , осуществляющие исчисление и уплату экологического сбора, не позднее 1 апреля...

  • Об особенностях уплаты экологического сбора в 2019 году

    Распоряжение N 2971-р). Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по... экономического союза. Декларация, отчетность и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации... срок следует уплатить экологический сбор. То есть, направить расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор за 2018 ... г. включительно. Отчетность, декларация и расчет суммы экологического сбора (в случае недостижения нормативов утилизации...

  • О представлении документов по экологическому сбору импортерами

    О выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экологического сбора импортерами товаров подается в Федеральную... подать заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора и уплатить его по... о выполнении нормативов утилизации и расчет суммы экологического сбора импортерами товаров подается в Федеральную... Росприроднадзора заявление о возврате суммы излишне уплаченного экологического сбора (форма заявления утверждена приказом Росприроднадзора...

  • О формах документов, используемых для возврата или зачета излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора

    Утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления... суммы излишне уплаченного (взысканного) экологического сбора" Приказом установлены формы документов: акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора... ; заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора...

  • О представлении декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду

    ... "Отправка отчетности по экологическому сбору до 10.03.2018" ... Кроме того, Росприроднадзор напоминает плательщикам экологического сбора о необходимости до 1 апреля... апреля 2018 года необходимо представить расчет суммы экологического сбора (форма утверждена Приказом Росприроднадзора от 22 ... формированию и отправке отчетности по экологическому сбору размещены на официальном сайте Росприроднадзора... от использования товаров", "Расчет экологического сбора". информация Росприроднадзор

  • О направлении информации об утилизации отходов от использования товаров, упаковки

    Утверждении форм акта совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления о проведении совместной сверки расчетов суммы экологического сбора, заявления... о зачете суммы излишне... уплаченного (взысканного) экологического сбора, решения о...

  • Форма расчета суммы экологического сбора начнет действовать с 22 октября 2016 года

    Регистрацию в Минюсте, Росприроднадзор утвердил форму расчета суммы экологического сбора. Приказ вступит в силу с... 22 октября. В расчете будет указываться наименование и код... (упаковки), за которые необходимо уплатить экологический сбор; ставка и сумма сбора.