Презентация по ознакомлению детей с народным художественным промыслом Гжель "Голубая сказка" презентация к уроку по рисованию (старшая группа) на тему. Техника рисования элементов росписи Гжель, Хохлома, Жостово Воспитатель: Перерва Валентина Анатольевна

Слайд 2

Что мы хотим выяснить? Как расписывали гжельскую посуду? Из какого материала ее изготавливали? В каком районе России развивался этот промысел? Какие цвета использовали Мастера при росписи посуды? Только ли посуду расписывали гжельские Мастера?

Слайд 3

Мы считаем, что этот промысел очень старинный. Им занимались великие мастера, которые достигли высоких результатов в своем деле. Этот промысел развивается и сегодня, так как в магазинах можно купить такие же изделия, которые хранятся в музеях. Наше предположение

Слайд 4

Вопросы, на которые надо искать ответы Из каких элементов состоит гжельская роспись? Где зародился этот промысел? Кто такой Мастер?

Слайд 5

1. Обсудим тему в классе. 2. Разделимся на группы и будем искать ответы на вопросы. 3. Подготовленный материал покажем своимодноклассникам. должны научиться подбирать информацию о традиционных промыслах из исторических источников научиться анализировать подобранную литературу давать характеристики этому промыслу учиться делать выводы учиться работать в группах при освоении умений и навыков по созданию сервиза из бумаги с отражением одного из промыслов План наших действий Чтобы ответить на все вопровы, мы:

Слайд 6

Для поиска ответов надо Изучить данные о промысле в энциклопедии Прочитать исторические материалы Посмотреть документальные фильмы на эту тему 4. Познакомиться с историческими образцами изделий декоративно – прикладного искусства в виртуальных музеях 5. Встретиться с работниками библиотеки 6. Найти информацию в сети Интернет

Слайд 7

Гжель – большой район, объединяющий до 30 сел и деревень, находится в 60 км от Москвы. Археологические исследования на территории Гжели подтверждают существование здесь гончарного ремесла с начала XIV века. И неудивительно, гжельская земля издавна была богата лесами, реками, высококачественными глинами. С тех пор за свою более чем шестивековую историю Гжель переживала разные периоды. Гжель известна массовым производством керамической посуды, игрушек и декоративных статуэток в течение всего XIX века. На рубеже XIX-XX веков гжельский промысел пришел в упадок. Своим возрождением знаменитая Гжель обязана ученому-искусствоведу А.Б. Салтыкову, художнице Н.И. Бессарабовой и местным мастерицам. Что же мы узнали

Слайд 8

При разработке нового стиля за основу был взят принцип сочетания белого фона с синей росписью. В 1978 году ведущие художники объединения "Гжель" были удостоены премии им. И.Н. Репина. Предприятие успешно работает и в настоящее время. Кроме посуды мастера Гжели делают декоративную скульптуру: людей, животных и сцены из жизни. Посуда Гжели очень разнообразна по форме и назначению: тарелки, масленки, солонки, чашки, чайники, миски. Традиционная роспись - выполненные от руки растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива.

Слайд 9

Элементы росписи

  • Слайд 10

    Гжель и резьба по дереву «Татьянка»

    Мы представляем Вам уникальные работы по дереву в которых гармонично переплелись два совершенно разных стиля декоративно прикладного искусства Гжельская роспись и резьба по дереву "Татьянка". Попытка объединить два этих разных направления предпринята впервые. Представленные здесь работы - авторские и являются 100% эксклюзивом.

    Слайд 11

    Изделия, которые изготавливают сегодня

    Слайд 12

    В результате исследования мы выяснили Где зародился гжельский промысел Сколько лет этому русскому народному промыслу Какие Мастера работают на фабрике «Гжель» Какие элементы рисунка используются в гжельской росписи Какими цветами выполняется роспись на посуде и предметах быта

    Слайд 13

    Гжель - это название живописного подмосковного региона. Гжель - это колыбель и основной центр русской керамики. Здесь сформировались ее лучшие черты и проявились высшие достижения народного искусства. Край этот был необычайно богат гончарными глинами. Поэтому едва ли не все население почти трех десятков окрестных деревень и сел издавна занималось изготовлением глиняной посуды, тем более что и в топливе недостатка не было - вокруг тянулись дремучие леса. Не случайно в самом слове "Гжель" слышатся отзвуки глагола "жечь". Гжельские изделия всегда имели ярко выраженный народный характер, несли в себе национальные черты. Символично, что уже в XIX веке слова "Гжель" и "Русская народная керамика" стали в значительной мере синонимами. Наши выводы


    В работе могут быть использованы различные методы и приемы, педагогу не сложно подобрать наглядный материал: посуду, альбомы, иллюстрации, фотографии, диапозитивы, плакаты, открытки, но показать правильно технику рисования и приемов кистевого письма мастеров удается не каждому. Сегодня попробуем вспомнить и освоить азбуку кистевой росписи на примере хохломской, гжельской и жостовской росписи. Будем учиться рисовать цветы – самый красивый, распространенный и сложный элемент узора.



    Секреты мастеров Прежде чем приступить к рисованию цветка, поупражняемся писать мазки. Чтобы мазки получились красивыми, аккуратными в кистевой росписи мастера используют специальные кисти: круглые беличьи или колонковые 1, 2,3 – в хохломской росписи, 2, 3 и 6 – в гжели и жостово. Кончик ворса кисточки должен быть очень тоненьким. В начале обучения важно правильно держать кисть. Она должна находиться в строго вертикальном положении относительно работы. Кисточка в руке удерживается тремя пальцами: большим, указательным и средним, таким образом, чтобы направление движения кисти осуществлялось средним пальцем.



    Азбука кистевых мазков Плоский мазок (кисть 6) – проводим всем ворсом прямо и резко поднимаем кисть с середины ворса. Поупражняемся в разные стороны слева направо, справа налево и сверху вниз, снизу вверх. Соединим несколько плоских мазков в форме овала и у нас получиться первый элемент в росписи «коронка», используется, как верхняя часть цветка. Мазок «капелька». Ставим кисть вертикально, нажимаем до середины, ведем кисть вниз и переходим на кончик. Рисуем второй мазок вместе с первым с правой стороны - получается первый не сложный элемент «сердечко». Мазок «запятая» выполняется точно так же, как и плоский мазок, но с поворотом влево или вправо. Если нарисовать два или три мазка вместе получиться элемент узора цветка – «лепесток».


    Мазок «зигзаг» начинаем с кончика кисти, поворачиваем кисть в одну сторону, нажимаем на ее до середины и поворачиваем в другую сторону, заканчиваем мазок концом кисти. Попробуем нарисовать элемент «стебелек» - два мазка «зигзага» вместе. Мазок «в плоскости» - двухцветный мазок, на кисть с одной стороны набираем цветную краску, лишнее убираем и на другую сторону берем белила. Кладем мазок, так чтобы на листе получились сразу два цвета. Упражняемся рисовать мазки «плоский, капелька, запятая и зигзаг». Попробуем выполнить элемент «листочка». Для этого на кисть берем два цвета желтый и зеленый и рисуем две «запятые», так чтобы в центре листика был один цвет краски.


    Секреты гжельской росписи Мазок «полутень». Набираем краску наполовину сырой кисти с палитры и делаем несколько мазков. После рисования 2-3 мазков кисть надо промыть и набрать краску снова, тогда получиться мазок, который с одной стороны темный, а с другой – светлее. Бордюры. Орнамент широкий и используют элементы точки, штрихи, дуги.



    Рисуем цветы по мотивам гжельской росписи Материалы. Используем акварель краску кобальт, кисть 1, 3, 6, белая бумага и лист бумаги для упражнений. Бутон. Приступаем рисовать верхнюю нераскрывшуюся часть розы «бутон» – рисуем два мазка «запятая» похожие на «чашечку». И по два лепестка от бутона таким же способом сверху вниз. Поворачиваем кисть вниз налево и направо, рисуем прямые короткие мазки «капельки» – еще два лепестка бутона. Начинаем с кончика кисти и заканчиваем основанием. Затем берем кисть 3 и сверху бутона прокладываем еще такие же мазки, получаем тень. Кистью 1 дорисовываем внутри бутона элемент «сеточка» - с наклоном штрихи, в одну и другую сторону и украшаем сверху «усиком». Рисуем тоненький стебелек и листики «капельки».



    Цветок. Располагаем мазки «запятые» по горизонтали, чтобы получился овал. Под ним еще широкие такие же мазки, похожие на элемент «чаша». Теперь рисуем лепестки, как у бутона, только по три с каждой стороны. Прорисовываем глубокую тень. Рисуем тоненький, длинненький стебелек, заканчиваем мазком «капелькой». Украшаем цветок «усиками» и «ягодками». Листочки. Рисуем кистью 6, 3 – мазки «капельки». Дорисовываем травку. Травка «папоротник». Сначала рисуем длинный закругленный на конце стебелек. Отступив, от края снизу, рисуем мазки «капельки» параллельно друг другу по убыванию в размере.







    Секреты жостовской росписи Двойной мазок. Особенность двойного мазка – цвет и оттенок, например белый и красный, белый и синий, зеленый и желтый. Опустить кисть в красную краску, снять лишнюю, а потом на кончик набрать белой и нарисовать и нарисовать мазок. Этапы работы. На черном фоне рисуют сначала пятна цветов и листьев, их силуэт называется «подмалевок», потом «тенежка» - рисуют самые темные цвета – тени, сверху накладывают яркие цвета – это «прокладка». А потом «бликовка» - блики, оживки, цветы становятся как настоящие. Последними наносят белые штрихи - называется «чертежка» и рисуются стебельки, усики – «привязка». Последний этап. Рисуют кайму - украшают тонким узором, по краю желтым цветом – золотым.



    Рисуем цветы по мотивам жостовской росписи Материалы. Гуашь, кисть 6, 1. палитра, бумага черного цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Используем прием «двойного мазка». На кисть берем цветную краску, лишнюю убираем, а на кончик – белую. Первый рисуем вертикальный мазок «запятая», второй – «зигзаг» рядом и заходим на «запятую». Закрываем бутон длинными листочка, мазками «зигзагами» - слева, справа, спереди и сзади (цвет мазка зелено-желтый). Очерчиваем мазком «запятая» основание бутона. Дорисовываем тонкий стебелек с шипами кистью 1. Рисуем кистью 3 листья – два вместе мазка «запятая». Наносим «бликовку» и «чертежку».



    Цветок. Рисуем всей кистью круг, крутим кистью на одном месте. Переходим к нижним лепесткам цветка. Первый лепесток вертикальный похожий на элемент «сердечко». Вторые слева и справа под кругом. Третьи – длиннее и наклоняются вниз. Приступаем к верхним лепесткам. Обводим круг двумя мазками «запятыми», посередине круга рисуем «капельку» и рядом с ней два мазка «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Листья. Первые большие, крупные от 1 до 3. Прорисовываем концом кисти контур «сердечко». Двойным мазком далее прорисовываем прожилки листка – сверху вниз от середины листочка наносим друг к другу мазки «запятые». Наносим «бликовку» и «чертежку». Дополнительно украшаем травкой – «привязка». Травка. На тонкий длинный стебелек наносят мазки «зигзаги» параллельно и по убыванию. Дополняют «чертежку».







    Секреты хохломы Хохломская роспись делиться на три основных вида: «верховая» или «травная», «под фон» и «кудрина». Особенность хохломской росписи - завиток, от которого завиваются все элементы и используют четыре краски: красную, черную, желтую, зеленую. Обучение кистевой росписи начинается с выполнения элементов «травки» на листе бумаги – осочки, капли, завитки, усики, кустики. Отличительная особенность мазков в том, что они начинаются и заканчиваются концом кисти, а движения всегда закругленные. Узор «травка». «Осочки» и «усики» рисуют концом кисти, «травинки» и «завитки» - нажимая на середину ворса кисти, начинают и заканчивают кончиком кисти. «Кустик» можно начинать рисовать снизу вверх или сверху вниз.



    Рисуем цветы по мотивам хохломской росписи Материалы. Гуашь, кисти 1,3 бумага желтого цвета диаметром 20 см, лист для упражнений. Бутон. Рисуем, друг против друга, два мазка «травки», чтобы получился элемент «сердечко», начинаем с кончика кисточки и заканчиваем отрывистым движением руки. Слева и справа рисуем лепестки, похожие на элемент «стебелек» - удвоенный мазок «запятая», начинаем всегда с кончика кисти. Внизу ставим точку «ножкой» кисти. Украшаем черными «капельками».



    Цветок. Рисуем вертикальный мазок «капелька». С одной стороны удвоенный мазок «запятая», который длиннее «капельки» и ее огибает. С другой стороны «капельки» такой же элемент, но длиннее. Рисуем также слева, затем справа утроенный мазок и последний слева такой же. Приступаем рисовать нижние лепестки цветка. Справа и слева от нижней части цветка рисуем лепестки похожие на «гусиную лапку», они должны быть длинные. Затем такие же лепестки, сначала один посередине, затем два между ними. Украшаем черными «капельками» все лепестки. Кустик. Начинаем с одной стороны кустика рисовать «осочки» 2-3, затем «травинки» 1-2, большой «завиток» и заканчиваем «капельками». Симметрично рисуем такие же мазки с другой стороны кустика. Украшаем черными «усиками».

    Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,

    • Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
    • Животные и птицы невиданной красы.
    • Деревня в Подмосковье прославилась теперь.
    • Известно всем в народе ее названье – Гжель.
    • Гордятся в Гжели жители небесной красотой,
    • Не встретите на свете вы красоты такой.
    • Голубизну небесную, что сердцу так мила,
    • Кисть мастера на чашечку легко перенесла.
    • У каждого художника есть свой узор любимый
    • И в каждом отражается сторонушка родимая.
    • Ее трава шелковая, ее цветы весенние –
    • И мастерство волшебное достойно восхищения.
    • Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай.
    • Гостей на праздник радостный сердечнее встречай.
    • Изделия гжельских мастеров
    • ГЖЕЛЬ
    • в современном
    • Разнообразны и технические приемы работы: четкие мазки лепестков и листьев темно-синего цвета или мазки с мягкими размытыми краями наносят всей кистью, обильно насыщенной краской, с разным нажимом, концом кисти наносят жилки, штриховку и прихотливо изогнутые стебельки и усики. Кистью, смоченной краской с одной стороны, поворотом вокруг черенка получают «мазок с тенями».По синему фону пишут только золотом.
    Элементы Гжельской росписи
    • мазок
    • линия
    • Виды Гжельской росписи
    • Это растительная роспись - травка, злаки, ягоды, веточки, листья, букеты и гирлянды цветов.
    • 2. Орнаментальная - шашечки, сетки, «капельки», «жемчужинки», «усики».
    • 3. Сюжеты - природа, сценки городской жизни, деревенский пейзаж и быт, персонажи из русских сказок. Исполнение росписи вручную позволяет создавать множество вариантов одного и того же декоративного мотива
    • Элементы
    • росписи
    • Украшали гжельские мастера свои изделия, рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.
    • КВАСНИК
    • КУМГАН
    • Изначально, ещё в стародавние времена Гжель была разноцветной, посуда расписывалась яркими красками, и цветочки были не синие, а жёлтые, красные и зелёные. Только в 20 веке она стала выполняться синим кобальтом Керамика - изделия из обожженной глины. Майолика – поливная керамика т.е. покрытая непрозрачной глазурью
    • «Бельё» - это фарфоровая форма без росписи. «Крытьё» - это синяя роспись по белому фону.
    • Фарфоровые изделия изготавливаются путем литья в гипсовых формах. Изделия, прошедшие обжиг, расписывает живописец. Гжельская роспись считается подглазурной, т.е. расписывается сначала просто обожженный черепок, после нанесения рисунка изделие окунают в глазурь и отправляют снова в печку при - 1350˚. Там глазурь делается прозрачной как стекло, а кобальт меняет цвет. Инструмент живописца – кисточки, стеклянная палитра, шпатель для смешивания красок, баночка с окисью кобальта. Кобальт – особая керамическая краска, чёрный как сажа порошок и ярко синяя после обжига.
    • Физкультминутка
    Спасибо за творчество!
    • «Играет нежная свирель,
    • И замирает в восхищенье
    • Жемчужина России – Гжель,
    • Где поселилось вдохновенье.
    • Здесь каждый – мастер и творец...»
    • (Татьяна Алферова)
    • Презентация
    • на тему: «Искусство Гжели»
    • подготовлена учителем
    • МОУ «СОШ №1 р.п. Дергачи»
    • Печеновой Ларисой Васильевной

    «Роспись Палеха» - Переселение. Золотой петушок. У колодца. Рождество. Васелиса Прекрасная. Гулянье. Царевна. Творчество палешан. Тройка. Свадьба. Емеля. Дети и внуки. Герои русских былин. Немного о селе Палех. Роспись Палеха. Три брата. Снегурочка. Сова. Лаковые миниатюры. Конек Горбунок.

    «Промысел гжель» - Фарфоровые изделия. Городок Гжель. К середине мазка нажим кисти становится слабее. Старинный городок. Как украшали свои изделия гжельские мастера. Где расположен узор. Посуда. Мазок состоит из различных оттенков синего. Пористый гипс. Гжель. Элементы так называемой. Синие птицы по белому небу. Гжельские мастера.

    «Элементы городецкой росписи» - Рисование цветов и листьев. Ромб. Цветочная полоса. Расположение города. Композиция. Фантазии. Сюжетная роспись. Ассортимент изготавливаемых вещей. Городецкая роспись. Типы орнамента. Производство детской мебели. Венок. Роспись разделочных досок.

    «Городецкая роспись» - Эскиз росписи кухонной разделочной доски» Вид занятия: декоративное рисование. Центр исполняют чистой краской, без белил. Городецкая роспись первоначально возникла в городе Городец Нижегородской губернии. Лепестки цветов имеют форму полукруглых дужек. 4. На доске вывешены пословицы. Несколькими движениями кистью мастер определяет силуэт цветка в форме круга.

    «История возникновения гжели» - Искусство народного русского фарфора. Один из традиционных российских центров производства керамики. Промысел росписи фарфора. Секрет фарфора. Артель повторяла дореволюционные образцы. Артель "Художественная керамика". Исполнение росписи. Традиционная роспись солями цветных металлов. Гончарные трубы.

    «Жостовская роспись» - Композиционное решение подноса. Какие характерные черты ЖОСТОВСКОЙ РОСПИСИ Вы можете выделить. Отправляемся в первое путешествие. Жостово. Отправляемся во второе путешествие. Жостовских подносов. Сюжетная живопись. Спасибо. Презентация. Федоскино. ЖОСТОВО и ФЕДОСКИНО. Выполнение коллективной (групповой) работы.

    Данная презентация знакомит детей дошкольного возраста с народными традициями и промыслами России, закладывает основу национальной культуры, формирует интерес и определенные основы знаний в многообразии предметов и особености росписи Гжель. Изучая особенности данного вида искусства, ребенок освоит основные принципы построения предмета и законы композиции, научится воспроизводить традиционные для Гжели элементы узора: сеточки и линии, точки, мазки и бордюры, а также чувствовать игру света, тени и оттенки красок.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Голубая сказка

    Сине – голубые Розы, листья, птицы. Увидев вас впервые, Каждый удивится. Чудо на фарфоре – Синяя купель. Это называется Просто роспись… ГЖЕЛЬ

    Гжель – старинное село на берегу реки Гжелки, расположенное недалеко от Москвы. Здесь располагаются богатейшие залежи глин и издавна жили гончары. Своё название деревня получила от слова « жгель », т. е. «жечь» или «обжечь».

    С обрались умные и умелые мастера, и стали думать, как бы им лучше мастерство своё показать, всех людей порадовать да свой край прославить. И придумали. Нашли они в родной стороне глину чудесную, белую- белую. Решили лепить из неё посуду разную, да такую, какой свет не видывал.

    Гжельская роспись Но не только лепниной украшали гжельские мастера свои изделия, стали расписывать посуду синей краской. Рисовали разные узоры из сеточек, полосочек, цветов.

    Стал каждый мастер своё умение показывать. Один слепил чайник: носик в виде головки петушка, а на крышке – курочка красуется.

    При виде гжельских чайников глаза разбегаются. Уж очень они хороши!

    Другой мастер посмотрел, подивился, но чайник лепить не стал. Увидел он на улице бычка, да и вылепил его.

    Третий мастер подивился красоте такой, а сам ещё лучше придумал. Слепил он сахарницу в виде рыбки сказочной. Улыбается рыбка, хвостом помахивает. Дивная получилась сахарница.

    Услышав сказку про кита, вылепил мастер маслёнку дивную На спине кита вылеплен сказочный город с башенками и церквушками. Добрый молодец на коне скачет, за ним собачка бежит. Над головой кита - фонтан с завитушками, а глаза рыбы – точно роза.

    Лепили гжельские мастера животных и птиц

    Делают в Гжели и часы

    Поиграем

    Кроссворд Название промысла 2. Любимый цвет гжельских мастеров 3. Элемент росписи 4. Инструмент художника 5. Приёмы работы кистью 6. Глиняная посуда обожженная в печи

    Работы детей


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    презентаци Народные художественные промыслы Нижегородской области

    В 2014 году исполняется 300 лет со времени создания Нижегородской губернии. Именно тогда наш регион, объединяющий русские земли Волго-Окского междуречья с городами Нижний Новгород, Арзамас и Балахна, ...

    Мастер – класс «НАРОДНЫЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ПРОМЫСЛЫ» (ГЖЕЛЬ)

    Предлагаемый материал можно использовать для знакомство детей с народными художественными промыслами (Гжель)...

    Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России

    Презентация по ознакомлению детей с народными росписями России в целях ознакомления с народно-прикладным искусством. Изучение росписей, их элементов для дальнейшей работы детей на занятиях по художест...