Откуда берется вода и куда она уходит. Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит

МБОУ «Гимназия № 36»

г. Иваново

Конспект урока по окружающему миру

в 1 классе

на тему:

«ОТКУДА В НАШ ДОМ ПРИХОДИТ ВОДА,

И КУДА ОНА УХОДИТ».

Выполнила: Ранжина Елена Владимировна,

учитель начальных классов

2015-2016 уч. год.

Конспект урока по окружающему миру.

1 класс.

Тема: «Откуда в наш дом приходит вода, и куда она уходит».

Цели: Образовательные:

Познакомить детей с природными источниками воды, используемой в быту;

- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;

Сформировать умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;

Развивать способность понимать знаки, символы, модели, приведённые в учебных пособиях;

С помощью опытов показать процесс очистки воды.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;

Формировать устойчивое внимание, наблюдательность.

Воспитательные:

Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности;

Воспитывать бережное отношение к природе;

Формировать потребность в здоровом образе жизни.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

Знать: - значение воды для жизни;

Что такое загрязнение и очистка воды;

О пользе чистой воды для здоровья.

Уметь: - прослеживать по рисунку - схеме путь воды;

Очищать воду через фильтр.

Личностные УУД

Формирование положительной учебной мотивации, навыков адекватной самооценки, ответственности за конечный результат;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Формирование нравственно – этического оценивания;

Развитие личной ответственности за свои поступки;

Развитие доброжелательности, внимания к людям.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Формирование умений анализировать, сравнивать, выделять необходимую информацию;

Делать выводы и обобщения.

Регулятивные УУД

Формирование умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

Планировать свою деятельность на уроке;

Контролировать, оценивать процесс и результат своей деятельности

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать учителя, другого ученика;

Доносить до собеседника свою точку зрения;

Формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

Формировать умение признавать свои ошибки, озвучивать их

адекватно оценивать работу в группе

Тип урока:

урок «открытия» нового знания.

Технологии обучения: личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающего направления.

Методы и формы обучения:

Частично-поисковый, проблемный, сочетание индивидуальной работы и работы в парах.

Оборудование: глобус, шаблоны из бумаги "капельки", иллюстрации растений, животных, человека, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, м /проектор, интерактивная доска, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент : эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала.

Всё ль на месте?
Всё ль в порядке –
Книжка, ручка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?

II . Актуализация знаний.

Ребята, посмотрите на…… глобус.

Какой цвет преобладает на глобусе? (синий)

Что обозначают, синим цветом? (воду).

Как вы думаете, о чём мы будем говорить сегодня на уроке. («о воде»)

Правильно о воде! К нам пришла в гости «капелька». Она будет помогать, нам узнавать новое.

Ребята, ¼ часть планеты составляет суша, а ¾ вода. У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета. Разрежем яблоко на 4 части. Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода. (Части яблока разложены на две тарелки)

Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда !

А что вы знаете про воду? Где мы можем с ней встретиться? (слайды 3-13) Так что же такое вода? (слайд 14)

Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным) Давайте составим схему.

Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, на которых изображены те, кому нужна вода.

(на доске получается схема)

Вода нужна животным, растениям и конечно человеку. А как мы используем воду? (для питья, мытья ….) Молодцы!

Ребята послушайте, кто так сказал:

«Надо,надоумываться
Поутрамивечерам.
Анечистым,трубочистам
Стыдисрам,
Стыд и срам».

– Из какого произведения этот отрывок? (К.И.Чуковский «Мойдодыр»)
– Для чего моется человек? (Вода очищает кожу, смывая с нее грязь, пот и болезнетворныемикробы)
– Почему плохо быть грязнулей? (Никто не захочет дружить с грязнулей. Грязные уши – человек плохо слышит. Грязная кожа – организм плохо дышит. Грязные руки – появляются микробы в организме)

Длячегонужначистота?
– Правильно, чистота – залог здоровья.

Физминутка.

Наша капелька проснулась, потянулась, улыбнулась.

Раз она уже умылась,

Два - изящно покружилась,

Три тихонечко присела,

На четыре улетела.

III . Постановка проблемы.

У всех ли дома есть вода? Откуда она у вас?

Капелька спрашивает, знаете ли вы, откуда в кране вода? (ответы детей)

Все знаете, как вода попала в дом?

Подумайте, что мы будем обсуждать на уроке? Что узнаем на уроке? (как вода попадает в дом)

Тема урока: Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит.

Капелька нам будет помогать.

IV . Работа по теме урока.

Отгадайте загадку:

Если речка по трубе

Прибегает в дом к тебе

И хозяйничает в нём,

Как мы это назовём? (слайд 16)

Правильно, это водопровод (слайд 17). Первые водопроводы появились 700 лет назад в Древнем Риме.

Течет в нашем городе речка. Кстати, как она называется? (Уводь). С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы. Так пришёл в дом водопровод.

Трубы проложили, а как же вода в дома попадает? На 9 этаж поднимается? (демонстрирую 2 опыта: с переливающейся из сосуда водой и со шприцем).

Водопровод есть, насосы воду качают, значит, у нас из крана течет вода прямо из речки?

Конечно, нет, сначала ее очищают. Почему речная вода попадает на станцию очистки? (Предположения детей). (слайд 18).

Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают.

Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратится вот в такую Злючку-Грязнючку.

В Иванове (а раньше наш город назывался Иваново-Вознесенск) очистные сооружения строились уже в 19 веке (более 150 лет назад). Так они выглядят сейчас (слайды 20-25).

Какой же путь проделала Капелька от реки до наших домов? (Ответы детей). А сейчас, давайте, проследим этот путь по схеме (слайд 19).

Река течёт за городом. На её берегу стоит башенка. В неё попадает вода из речки. Вода проходит через решётку и сетку, поэтому рыба в башенку не заплывает. Дальше вода течёт по трубам. Насосы толкают воду в подземные трубопроводы. По этим трубам вода течёт много километров, как река. Только в природе ручейки и маленькие речушки стекаются в большую реку, а из этой трубы, наоборот, ручейки расходятся в разные стороны по другим трубам. Эти трубы подведены в дома, в каждую квартиру. Из башенки, которая стоит на берегу реки, воду гонят на очистительную станцию. Там вода оставляет мусор. Затем воду проверяют врачи. Они смотрят: нет ли в воде вредных для человека микробов. Чтобы уничтожить любые вредные вещества, воду пропускают через специальные фильтры и добавляют чуть- чуть хлор. И только после этого вода попадает в наш кран.

У всех ли есть водопровод? Да, в деревнях все еще пользуются водой из колодцев и родников.

Физминутка.

К речке быстро мы спустились,

Наклонились и умылись.
А теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс,
Одной, другой – это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так, чтоб каждый был сухой
И отправились домой.

V . Первичное закрепление. Практическая работа.

А сейчас мы будем проводить опыты.

Работать будем в парах, для этого вспомните правила работы в паре

Выполняется практическая работа.

(Учитель показывает образец выполнения на своём столе, дети на партах)

Работать будем поэтапно. У вас на партах оборудование для практических работ.

1. Приготовьте стаканчик с чистой водой и воронку.

2. Возьмите пробирку с землёй и песком.

3. Смешаем воду с землей.


4. Установим фильтр в воронку и выльем загрязнённую воду.

5. Сравним воду на первоначальном этапе и после фильтрации.

VI . Закрепление. Построение ситуации затруднения.

Мы каждый день пользуемся водой, а она все течет и не кончается. Почему?

Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?

Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?

Проследим ее путь по схеме (слайд 19).

VII . Экологическая страничка.

Сказка о «больной» речке.

Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная? - На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…

А ты почему жёлтая, как лимон? - Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела… Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из под мусора.

Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Как же мы можем помочь обитателям этой реки?

Давайте, напишем послание первоклассникам, которые будут учиться через 100 лет, как нужно беречь воду (на обратной стороне капельки по одному предложению).

С помощью родителей придумайте знак-обращение к людям: «Берегите воду!»

I Х. Итог урока.

Капелька просит вас закончить предложения, чтобы подвести итог нашего урока:

Сегодня на уроке я узнал ……..

Я научился …

Мне понравилось ….

Х. Рефлексия.

Давайте оживим капельки, которые у вас на столах. Нарисуйте им лицо, по вашему настроению.

А теперь капельки полетят к доске, приклеим их на облачко. Ведь облако – это тоже вода!

Спасибо всем за интересную, работу на уроке. Мне было приятно сотрудничать!

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Мир вокруг нас Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит

Плещет тёплая вода в берега из чугуна. Отгадайте, вспомните: что за море в комнате?

А что было! А что было! Мама речку в дом пустила. Речка весело журчала, Мама в ней бельё стирала. А потом, а потом Я купался под дождём.

Если речка по трубе прибегает в дом к тебе И хозяйничает в нём – как мы это назовём?

Кто из вас, ребята, сегодня утром умывался? Значит, все открывали кран и видели, как из него течет вода. А кто из вас знает, откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

В реке вода недостаточно чистая, пить ее нельзя, поэтому на станции очистки воды ее пропускают через толстый слой песка и другие очищающие устройства.

Окунём кисточку в краску, затем помоем кисточку в стакане с чистой водой. Какой станет кисточка? А что произойдёт с водой? ПРОВЕДЁМ ЭКСПЕРИМЕНТ

Кисточка стала чистой. А вода – грязной, мутной. ПРОВЕДЁМ ЭКСПЕРИМЕНТ

Давайте знакомиться. Я Злючка – Грязючка. Если я поселюсь в воде, людям её пить нельзя. Люблю, когда люди загрязняют воду! В НАШЕМ СТАКАНЧИКЕ КТО-ТО ПОСЕЛИЛСЯ

Скажите-ка мне, ребята, что произойдет с чистой водой в раковине, ванне, стиральной машине и других местах, где она оказалась. Куда же уходит грязная вода?

Какой путь выбрать – в реку или в очистные сооружения? Если грязная вода попадет в реку, что произойдет? Хорошо ли будет от этого обитателям реки? Кто обрадуется загрязнению реки? Можем ли мы помешать Злючке - Грязючке попасть в чистую реку?

ФИЛЬТР Какая вода была в стакане? Какой она стала? Удалось ли поймать Злючку - Грязючку? Где она осталась? Значит, грязную воду можно очистить. Это и происходит на очистных сооружениях.

РЕЧНАЯ ВОДА ПОДЗЕМНАЯ ВОДА К ДРУГИМ ДОМАМ ОТ ДРУГИХ ДОМОВ СТАНЦИЯ ОЧИСТКИ ВОДЫ ОЧИСТНЫЕ СООРУЖЕНИЯ ПУТЬ ВОДЫ

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Как люди защищают реки от Злючки - Грязючки? Вот когда я взрослым стану И купаться захочу, Влезу сам в большую ванну, Оба крана откручу. Сам потру живот, и спинку, И веснушки на носу, Заверну себя в простынку И в кроватку отнесу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

На уроке учитель создаёт условия для активизации познавательной деятельности учащихся через использование цифровых образовательных ресурсов.Предметные задачи урока:- иметь представление о том, о...

"Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?"

Урок окружающего мира ставит проблему "Откуда в наш дом приходит вода и куда уходит вода". Для решения этой проблемы учащиеся решают ряд задач, высказывают своё мнение, разбирают различные ситуац...

Урок окружающего мира в 1 классе "Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит"

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС. Комплект учебников и рабочих тетрадей (автор А.А.Плешаков) по УМК "Школа России"....

Класс: 1

Цели и задачи урока:

  • систематизировать знания детей о воде;
  • познакомить с понятием "круговорот воды в природе";
  • выяснить, каково значение воды в жизни человека;
  • выявить причины загрязнения водоёмов и меры по охране водоёмов от загрязнения;
  • формировать умение видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие;
  • воспитывать бережное отношение к воде;
  • воспитывать интерес к окружающему миру.

Оборудование:

  • учебник "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
  • рабочая тетрадь "Мир вокруг нас" А. А. Плешаков / 1 класс,
  • глобус,
  • шаблоны из бумаги "капельки",
  • иллюстрации растений, животных, человека, водопровода,
  • рисунок Злючки-Грязнучки,
  • для опыта - мерный стакан,
  • газетная статья "Обращение к людям 22-го века".

Ход урока

I. Оргмомент /Подготовка к восприятию.

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

Вода - великий художник природы. Непрерывно изменяется облик Земли. На месте, где возвышались высокие горы, расстилаются бескрайние равнины, их создает великий преобразователь - вода.
II. Актуализация полученных знаний.

Что вы знаете про воду? Какая она?

Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Оживите её.

(Дети рисуют каплю воды так, как её представляют.

Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

Кому нужна вода?

Зачем вода растениям? (на доску вывешивается изображение растений)

Как они её получают?

Нужна ли вода животным? (на доску - изображение животных)

Нужна ли вода человеку? (на доску - изображение человека)

Для чего нужна вода человеку?

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников не только как лечебное средство, но и для тепла.

Много ли воды на Земле?

Посмотрите на глобус. Вода занимает? поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

III. Постановка проблемы и задач урока.

Спросил на днях малыш-сосед
У струйки, льющейся из крана:
- Откуда ты?
Вода в ответ: издалека, из океана.

Потом малыш гулял в лесу,
Росой искрилась вся поляна.
- Откуда ты? - спросил росу.
- Поверь, и я из океана!

Ты, газировка, что шипишь?
И из бурлящего стакана
Донесся шепот:
- Знай, малыш, и я пришла из океана.

На поле лёг туман седой,
Малыш спросил и у тумана:
- Откуда ты? Ты кто такой?
- И я, дружок, из океана.

Удивительно, не так ли?
В супе, в чае, в каждой капле,
В звонкой льдинке, и в слезинке,
И в дождике, и в росинке
Нам откликнется всегда
Океанская вода.

Проблема урока:

Откуда берется вода в кране? Мы каждый день пользуемся этой водой, а она все течет и течет, не кончается.

IV. Поиск решения проблемы.

Кто сегодня пользовался водой?

Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (Предположения детей)

Проследим её путь по иллюстрации.

Работа по иллюстрации в учебнике: стр 44-45.

Где начало этого пути?

Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодца, да вёдра с коромыслами.

Почему речная вода попадает на станцию очистки?

Если рассмотреть капельку в микроскоп, чего в ней только нет! Плавают, шевелятся, какие-то странные существа - микробы. Целый зоопарк. Среди них попадаются опасные для здоровья. Поэтому воду на очистительных станциях обезвреживают. В настоящее время существует несколько способов очистки воды. Самый простой - создание водохранилищ. В водохранилищах вода как бы сама очищается: твёрдые примеси оседают на дно, а многие бактерии теряют свою силу.

Но всё-таки полностью таким образом очистить воду невозможно, поэтому добавляют различные химикаты, чтобы усилить процесс оседания примесей.

Много лет тому назад обратили внимание, если воду профильтровать через песок, она так же очищается от бактерий.

Пока мы беседовали, к нам пожаловала Злючка-Грязнучка. В какой воде она живёт?

Грязная вода может сразу попасть в реку, а может пройти этот путь через очистные сооружения. Какой путь выбрать? Длинный или короткий?

Что произойдёт, если она сразу попадёт в реку?

V. Схематическая запись вывода в рабочей тетради: стр 18.

Покажите в тетради синим карандашом путь воды из реки до станции очистки, от станции до дома; коричневым карандашом - путь от дома до очистных сооружений, затем вновь синим от очистных сооружений до реки.

Вода! Необыкновенное чудо. Сколько нужно человеку воды?

Около 100 лет назад горожанин расходовал в сутки 11 литров воды. На сегодняшний день - около 300 литров. На мытье рук -6-8 литров. Душ -15-20 литров в минуту. Принятие ванны -150 литров. А питье, приготовление пищи, влажная уборка, полив комнатных растений:

Запасы пресной воды на нашей планете ограничены и постепенно истощаются.

VI. Физминутка.

Я - мама Тучка, а вы - детки Капельки, и им пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке.

VII. Эксперимент.

Установить на опыте, сколько воды теряется в сутки.

  • Открываем кран таким образом, чтобы за 1 секунду капала одна капля.
  • Подставляем под кран мерный стакан 200 мл.
  • Через какое время стакан заполнится водой?
  • Высчитываем потери за сутки.

Соблюдая эти простые правила, за год ты сможешь сэкономить целое озеро диаметром 200 м и глубиной 2 м. Кроме того, будут сэкономлены химикаты, которые применяются для очистки воды, и энергия, которая используется на ее нагрев и перекачку.

VIII. Статья в газете (работа в микрогруппах по 3 человека).

Обращение к людям 22 века.

"Я обращаюсь к вам с этим посланием, так как если не сделаю этого, то случится то, что я видела.

Я была в 22 веке и видела ужасное. Сейчас начало 21 века и до 22 века осталось 90 лет - для истории природы это совсем мало.

В 22 веке не останется чистой воды - она вся будет только в искусственных закрытых хранилищах, там она будет очищаться, и будет стоить очень дорого. Это будет вся вода мира - в природе - реках и океанах - её не останется. Это все, потому что в 21 веке мы не берегли воду, очень много её расходовали без пользы. Вода в 20 и 21 веке загрязнялась мощными заводами, фабриками, было множество утечек нефти, все отходы стекали в воды морей и рек.

Не останется деревьев и растений вообще - леса вырубят, почва разрушится. Берегите природу сейчас, пока не поздно, экономьте энергию, воду и природные ресурсы.

Составьте обращение к людям, которые будут жить через 100 лет.

Выступление групп. Обсуждение составленных обращений.

IX. Итог урока.

Нашли ли мы ответ на поставленный вопрос?

Откуда в наш дом приходит вода?
Ни умыться, ни напиться -
Без:(воды).
Листику не распуститься без:(воды)
Без: (воды) прожить не могут
Птица, зверь и человек,
И поэтому всегда -
Всем нужна... (вода)!

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 1- класс

Тема: Урок-путешествие. Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?

Практическая работа

Цели :

Образовательные :

Познакомить детей с природными источниками воды , используемые в быту ;

- сформировать у детей представления о том, как в наш дом приходит вода;

Сформировать умения видеть , сравнивать , обобщать и делать выводы ;

Развивать способность понимать знаки, символы , модели , приведённые в учебных пособиях ;

- с помощью опытов показать процесс очистки воды .

Развивающие :

Развивать познавательный интерес к окружающему миру путём привлечения занимательного материала , создания проблемных ситуаций ;

Формировать устойчивое внимание , наблюдательность .

Воспитательные :

Воспитывать ответственное отношение к учебной деятельности ;

Воспитывать бережное отношение к природе ;

Формировать потребность в здоровом образе жизни .

Планируемые результаты .

Предметные результаты :

Знать:

Значениеводы для жизни;

Чтотакоезагрязнение и очистка воды;

О пользечистойводы для здоровья.

Уметь :

Прослеживать по рисунку - схеме путь воды;

Очищать воду через фильтр.

Личностные УУД

Формированиеположительнойучебноймотивации, навыковадекватнойсамооценки, ответственности за конечный результат;

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

Формированиенравственно – этическогооценивания;

Развитиеличнойответственности за свои поступки;

Развитиедоброжелательности, внимания к людям.

Метапредметные УУД

Познавательные УУД

Формированиеуменийанализировать, сравнивать, выделятьнеобходимуюинформацию;

Делатьвыводы и обобщения.

Регулятивные УУД

Формированиеумениясамостоятельновыделять и формулироватьпознавательнуюцель;

Планировать свою деятельность на уроке;

Контролировать, оцениватьпроцесс и результат своейдеятельности.

Коммуникативные УУД

Слушать и слышать учителя, другого ученика;

Доносить до собеседника свою точку зрения;

Формироватьумениедоговариваться и приходить к общемурешению в совместнойдеятельности;

Формироватьумениепризнаватьсвоиошибки, озвучиватьих;

Адекватно оцениватьработу в группе.

Тип урока : урок-путешествие, «открытия» нового знания.

Технологии обучения : личностно – ориентированное деятельностного типа, здоровье – сберегающегонаправления.

Методы и формы обучения : частично-поисковый, проблемный, сочетаниеиндивидуальнойработы, работы в парах и группах.

Оборудование : учебник "Окружающий мир" А. А. Плешаков / 1 класс, глобус, шаблоныизбумаги "капельки", иллюстрациирастений, животных, человека, рисунок Злючки – Грязнючки, карточки для закрепления, картинка – облако, для опыта - мерный стакан, стакан, воронка, фильтр, телевизор, компьютер, презентация « Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?»

Ход урока

I . Организационный момент.

Ребята, сегодня у нас с вами необычный урок, нооченьважный.

Начинаем ровно в срок , .
Наш
любимейший урок.
Дружно за руки
возьмёмся ,
И друг другу
улыбнёмся .
Пусть сегодня для нас всех ,
На урок
придёт успех !
Поприветствуем гостей,
С ними нам
вдвойне теплей !
Пожелайте нам удачи ,
И
успешности в придачу!

Покажитевеером, с какимнастроениемвыначинаете урок (на двустороннем веере изображены – солнышко и тучка)

II . Подготовка к восприятию. (слайды 1-3)

    Слушание стихотворения

Вы слыхали о воде?
Говорят, она везде!
В луже, в море, в океане,
И в водопроводном кране.
Как сосулька, замерзает,
В лес туманом заползает.
Ледником в горах зовется,
Лентой серебристой вьется.
Мы привыкли, что вода -
Наша спутница всегда!
Без нее нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею я вам доложить:
Без нее нам не прожить!

Объясните, почему так говорят: Пока есть хлеб да вода – всё не беда !

2. Ведение в тему

О чём сегодня пойдёт речь на уроке?

Уточним тему урока. Откройте учебник на с. 60. Прочитайте, какой вопрос задаёт вам любопытный Муравьишка. (Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит?)

Что вы сами знаете по теме урока?

Всё ли нам известно?

Хотите узнать больше?

Прочитайте, что Мудрая Черепаха предлагает нам узнать по теме урока и чему научиться. Вы согласны с ней?

Итак, что мы будем делать на уроке?

III. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите на глобус.

Каким цветом на глобусе изображена вода? (Раскрутить глобус)

Какого цвета был сейчас глобус? (Голубым)

- Почему?

Да, вода занимает большую часть земного шара. Ребята, что вы знаете о воде? Какая она?

1. Составление ассоциативного куста

Ребята, кому нужна вода? (человеку, растениям, животным). Давайте составим « Ассоциативныйкуст» (схему-кластер).

Посмотрите на картинки на доске, выберите те из них, кому нужна вода для существования.

Вывод : - Вода нужнаживотным, растениям и конечно человеку.

А какмыиспользуем воду

Ребятапослушайте, кто так сказал: (аудиозапись)

«Надо , надо умываться
По утрам и вечерам .
А нечистым , трубочистам
Стыд и срам ,
Стыд и срам». (слайд)

Из какого произведения этот отрывок ? ( К.И. Чуковский «Мойдодыр»)
Для чего моется человек ? (Вода очищает кожу , смывая с нее грязь, пот и болезнетворные микробы .)

– Почему плохо быть грязнулей ? ( Никто не захочет дружить с грязнулей . Грязные уши человек плохо слышит . Грязная кожа организм плохо дышит . Грязные руки – появляются микробы в организме )

Для чего нужна чистота? Вывод:– Правильно, чистота – залог здоровья .

    Мотивация учащихся . (детипоказывают сценку)

Послушаемразговордвухмальчиков.

- Привет , Ваня! А что ты такой веселый ?

-Да я сейчас с другом здорово играл . Набрали целую ванну воды и пускали кораблики!! А потом пошли на улицу .

- А кран закрыли ?

- А зачем ? Воды и так много . Пусть течет , потом закроем

Каквыоцениваетеповедениедрузей? Хорошолиони поступили?

Вывод : -Водунужноэкономить.

Действительно , воды на Земле много . А какая вода бывает на вкус ?

3.Игра « Ревизор » ( определение воды на вкус )

(Чай – сладкий , а если соль добавить в воду - то солёная .

- Где ещё вода солёная ?

Кто-нибудь летом отдыхал на море? Можно пить морскую воду?

А много ли пресной воды , то есть той, которую мы пьем , на Земле? Её оказывается мало, ведь в морях и океанах вода соленая . (слайд)

Вывод : Значит что нужно делать с пресной водой ? ( беречь )

Физминутка ( слайд- имитация движений )

Немного отдохнём .

К речке быстро мы спустились,
Наклонились и
умылись .
А
теперь поплыли дружно,
Вместе раз – это брасс ,
Одной , другой это кроль.
Вышли на берег,
Обтерлись полотенцем
Так,
чтоб каждый был сухой
И
отправились домой .

4.Рассказ учителя

Вода - добрый друг и помощник человека. Она - удобная дорога: по морям и океанам плавают корабли. Она побеждает засуху, повышает урожай полей и садов. Вода послушно вращает турбины на электростанциях. Вода минеральных источников используется не только как лечебное средство, но и для питья.

IV . Творческая работа в микрогруппах.

1.Повторение правил работы в группе

Сейчас вам надо проявить фантазию и умение. У каждого на столе лежит лист бумаги, где изображена капля. Чтобы она у нас появилась на уроке, надо ее оживить.

Оживите её. (Дети рисуют каплю воды так, как её представляют: в виде аппликации, рисунка, лепки. Вывешиваем капли на доску. Обсуждаем полученные изображения.)

Вывод: И вот к нам пришла Капелька. Она нам будет помогать.

V . Постановка проблемы урока. (слайд)

Капелька спрашивает, знаетеливы, откуда в кране вода? (ответыдетей)

Все знаете, как вода попала в дом?

Текла речка. С незапамятных времён течёт. Бывало, кончится в доме вода, хозяйки скорее бегут к реке с вёдрами и низко кланяются ей: "Здравствуй, речка-матушка, водицы нам набрать!" И идут домой с полными вёдрами. Тяжело нести. Вот и решили люди "Хватит к речке на поклон ходить!" Проложили от берега трубы, поставили насосы. Повернёшь дома кран - льётся холодная прозрачная вода.

Так пришёл в дом водопровод. Но в деревнях ещё сохранились колодцы, да вёдра с коромыслами.

1. Работа по теме урока с учеником (с.60-61)

Давайте посмотрим, какпоказан в учебнике «путь воды».

Где же начало пути «Капельки»?

Какимцветомобозначеначистая вода на рисунке?

Проследите: кудаименнопопадает вода? А для чего вода попадает на станцию очистки? (вода грязная, в нейможетбытьмусор, в нейживутрыбы, растутводоросли, в неймикробы)

Можнопить воду изреки? (нет, можнозаболеть)

А какуюнужнопить воду? (чистую) (слайд )

Для того чтобы вода стала пригодной для питья и для общегоиспользования, изнеедолжныбытьудаленымикробы, а такжевещества, придающиеводенеприятныйвкусиливнешний вид.

Воду забираютиз озер, рекиливодохранилищ с помощьюнасосов, и по огромным трубам онапоступает на водоочистныесооружения. Здесь воду фильтруют, чтобыудалитькрупныеинородныевещества – мусор, ветки. Послеэтого воду очищаютхимическимивеществами, потом пропускают через слоикамня и песка, затем в воду добавляютособыебактерии, которыеуничтожаютмикробыеслиониещёприсутствуют в воде и хлорируют воду. И толькопослеэтого, она по трубам идёт в дома.

Если воду не очищать, наша голубая Капелька превратитсявот в такуюЗлючку-Грязнючку. (слайд)

Откудаещёможет прийти в дом вода? (изподземныхродников)

Онапроходит через камни и песок и становитсячистой.

А какойонастановитсяпослеприменения, после стирки, мытья рук, мытьяпосуды?

Куда же онадевается?

Темнымцветом на рисункепроследите путь грязнойводы(опять в очистныесооружения и только потом опять в реку).

Вывод: Почемунельзяспускатьгрязную воду в реку? (чтобы не навредить жителям водоёма)

2 . Сказка о «больной» речке.

Среди полей и лесов, окружённая травами да кустарниками, текла речка – чистая и прозрачная. К реке спешили животные, чтобы напиться; дети – чтобы купаться; рыбаки наловить рыбы. Все любили эту реку. Но вот однажды река загрустила, потому что стала она разноцветной: серой, жёлтой, красной, чёрной…

Плачет малая речонка,

Одолел речонку страх.

Стала речка тонкой – тонкой,

Обмелела на глазах.

Собрались вместе обитатели реки, а узнать друг друга не могут. - Соседка, почему ты такая красная?

На берегу нашей речки построили завод и провели к воде две трубы. Одна берёт на завод чистую воду, а другая сливает в неё грязную. Вот я и стала от сточных вод красной…

А ты почему жёлтая, как лимон?

Жила я на мелководье: плескалась, играла с подружками. Но вот прошёл сильный дождь. Ручей с берега принёс мутный поток. Чего только в нём не было: и удобрения, и ядохимикаты, и отходы.

А ты, подружка, чего такая фиолетовая? Видела бы ты, какой на мне лежал груз? Банки, брёвна, даже колёса. Можно ли это выдержать? От такой натуги я и краснела, и синела, и зеленела. Вот и стала фиолетовой, еле – еле выбралась из мусора.

Не пугайтесь, подружки. Я такая же рыбка, как и вы, только почернела от нефти, которую возили по нашей речке. Нефть тонкой плёнкой покрыла воду, стало нечем дышать, нечем питаться, а на берегу лежат утки и умирают. Их крылья слиплись от нефти.

Как же мы можем помочь обитателям этой реки?

3.Постановка проблемы на уроке

Ребята, посмотрите, я вам принесла 2 стакана с водой.

Какая вода в 1 стакане? Каквыдумаете,откудаона? (с родника – оначистая)

А эта вода какая, откудаона?

Ктопоселился в этомстакане? (Злючка – Грязнючка)

Подумайте, почему у неетакоеимя? Кому онаможет принести вред?

Чтомыможемсделать с этойводой?

Давайте проведемЗлючку-Грязнючку через «лечебницу» - через фильтр, и когда, онаочистится и подобреет,отпустимее в реку. Согласны?

VI . Практическая работа : проведение опытов, показывающих загрязнение воды и ее очистку

1.Работа в научной лаборатории «лечебницы»

Что значит лаборатория, лечебница?

2. Опыты по загрязнению и очистке воды (закрыли глазки и оказались в научной лаборатории)

Представьте, что мы учёные – исследователи и нам нужно провести опыты. Я буду вашим руководителем.

Нам предстоит провести опыты. Мы впервые будем пользоваться специальными оборудованием для опытов (показать и назвать). При работе с оборудованием будьте осторожны, стаканчики хрупкие, легко бьются. Поэтому проводить опыт в группе будет главный исследователь. Остальные должны наблюдать и делать выводы.

1 ряд - 1 группа. Главный исследователь -…

2 ряд - 2группа. Главный исследователь -…

3 ряд - 3 группа. Главный исследователь - ….

Внимательно послушайте инструкцию проведения опыта.

Для 1 опыта берем воду . (Учитель показывает стакан с чистой водой ).

Какая вода должна быть в стаканчике сначала?

– Что вы пронаблюдали?

Вывод : (Вода стала грязной)

1 группа, чем вы загрязнили? (землёй)

2 группа, чем вы загрязнили? (песком)

3 группа, чем вы загрязнили? (остатками растений)

И так, мы с вами увидели, что вода загрязняется по-разному.

Продолжаем исследование и проведем 2 опыт

Эксперимент мы проведем,

Воду чистую найдем.

Возьмите фильтр, поместите его в воронку, пропустите через нее воду.

Посмотрите, что получилось.

Делаем вывод: Как мы очистили воду? (Воду можно очищать через фильтр).

- Спасибо за работу группам. Главные исследователи принесите на стол учителя стаканчики с водой.

- Сравним очищенную воду?

У всех ли одинаково очистилась вода?

Вывод: Чтобы вода снова стала чистой, она проходит через множество фильтров.

Многие из вас с родителями бывают в походах. А представьте, что у вас закончилась питьевая вода? Как поступить?

Можно ли пить такую воду?

Что нужно сделать?

(Выводы заносим в журнал наблюдений)

VII . Первичное закрепление

1. Работа в парах по вариантам

Скажите, гдемы с вами живём? (в городе)

Откуда вода приходит в дом? (с родника по трубам - водопроводам иливоду приносятвёдрамидомой с колодца). (слайд)

Капелька просит вас повторить путь воды. У вас в конвертах карточки. Разложите в нужномпорядке, показав правильныйпуть воды от реки в дома (1 вариант)

А теперь постройте цепочкувыхода воды из домов (2 вариант)

Проверим по слайду, кторазложил правильно, поднимите руки.

ФИЗМИНУТКА

Я - мама Тучка, а вы - детки - Капельки, и вам пора отправляться в путь. (Звучит музыка, напоминающая звуки дождя). Капельки прыгают, разбегаются, танцуют. Полетели Капельки на землю...

Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались, они по двое и потекли маленькими веселыми ручейками.

Встретились ручейки и стали большой речкой (ручейки соединяются в одну цепочку).

- Плывут Капельки в большой реке, путешествуют. Текла - текла речка и попала в большой океан (дети перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали - плавали Капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка говорила им домой вернуться. А тут как раз солнышко пригрело. Стали Капельки легкими, потянулись вверх (присевшие Капельки поднимаются, затем вытягивают руки вверх). Испарились они под лучами солнышка, вернулись к маме Тучке (дети садятся за парты).

VIII . Осознание и осмысление учебного материала (блок второй)

Чему вы научились вместе с Муравьишком-Вопросиком? (Как проводить опыты и очищать воду)

Мы очистили небольшое количество воды. Город наш большой, чистой воды надо много, каким же образом очистить такое количество воды?

IX. Закрепление учебного материала.

1. Посмотрите фрагмент мультфильма «Над нами не каплет» и подумайте, почему он так называется?

Ребята, почему мультфильм называется «Над нами не каплет»?

Как нужно относиться к воде?

2. Работа в парах

- Ребята, сейчас вы будете работать в парах. Возьмите конверт №3.

Вам нужно составить пословицу из частей и озвучить.

Кто составит, поднимают вместе руки вверх домиком.

«Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан» .

Запомните эту пословицу и всегда выполняйте это правило.

X. Итог урока.

Ребята, наш урок подходит к концу. На какие вопросы Муравьишки мы смогли сегодня ответить?

А давайте прочитаем, какой вывод по уроку сделала Мудрая Черепаха. (Читают по учебнику с. 61 внизу).

Сравните выводы. Что вы можете сказать.

Вода – наше богатство. К ней надо относиться бережно, разумно, экономно.

6 капель за 10 секунд дают 12 литров потерянной воды в день, за неделю 80 - литров, а в год – 4000 литров хорошей воды уходит в канализацию. Проверьте дома, не капает ли у вас из кранов вода? Плотно ли закрыты краны в школе? Не расходуй зря воду!

Посмотрите на глобус. Какого цвета на глобусе больше? Вода занимает большую часть поверхности земного шара. Но лишь малая часть всей воды пригодна для питья. Для сравнения: если взять 10 литров океанской воды, то пресной воды - только 1 стакан.

Рефлексия

С каким настроением вы закончили урок?

-Как надо относиться к воде?

Поэтому воду нужно беречь! Вода - это жизнь!

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды –

Жить нельзя нам без… ВОДЫ!

Мудрая Черепаха очень рада, что помогла вам найти ответы на вопросы.