Оформление и формат чертежей. Основные правила оформления чертежей Черчение для чайников

В основе ремесла хорошего рисовальщика 2 базовые вещи: умение контролировать свою руку и правильное видение. Если хотите создавать или дизайны сайтов, то без специальной подготовки тут не обойтись.

Следующие 6 разделов статьи, по сути, являются первым шагом в данном направлении — вы узнаете как научиться рисовать и с чего начать. Сразу после этого приступайте ко второй части темы и пройдите еще .

Это перевод заметки с Medium от Ralph Ammer (вся графика его же).

Совет. Для следующих 6 задач используйте один вид ручки и один тип бумаги (например, А5).

Ловкость рук – два тренинга

Первые два приема касаются контроля вашей руки. Следует набить руку, а также научиться координировать зоркость глаза и движение кисти. Механические практики отлично подходят новичкам. Позже вы сможете использовать их для пробы новых инструментов. Они также позволяют расслабиться и отдохнуть от умственной или физической работы. Итак, как правильно начать рисовать.

1. Много-много кругов

Заполните лист бумаги кругами разного размера. Старайтесь, чтобы круги не пересекались.

Научиться рисовать круги – это не так просто, как вы могли подумать. Заметьте, чем больше кругов на бумаге, тем сложнее добавить следующий. Нарисуйте их в двух направлениях и как можно больше.

Совет. Потрясите кистью руки, когда ее начнет сводить судорога, делайте так после каждого подхода.

2. Штриховка – создаем структуру

Заполните лист бумаги параллельными линиями.

Диагональные линии для нас самые простые, так как они соответствуют движению нашего запястья. Заметьте, что левша предпочитает противоположное направление штрихов, нежели правша. Взгляните на вашего любимого художника (в моем случае — это Леонардо да Винчи) и попробуйте угадать, какой рукой он писал?

Попробуйте другие направления штрихов. Получайте удовольствие от процесса штрихования. Объедините разные штрихи и наслаждайтесь тем, как бумага покрывается различными теневыми пятнами.

Совет. Не поворачивайте бумагу. Очень важно натренировать руку в разных направлениях.

Итак, после того как мы потренировали руку, нужно сделать упражнения на глаза!

Восприятие – научиться видеть

Рисование в первую очередь связано со зрением и с пониманием того, что ты видишь. Люди часто предполагают, что все видят одно и тоже, но на самом деле это не так. Вы всегда сможете улучшить и наработать качество зрения. Чем больше рисуете, тем больше видите. Следующие четыре приема заставят расширить ваш взгляд на привычные предметы. Это именно то, с чего начинают учиться рисовать на разных курсах.

3. Контур – покажи мне свои руки!

Вы видите эти разные увлекательные контуры вашей руки? Нарисуйте их на листе бумаги. Не пытайтесь воссоздать все, выберите лишь несколько самых интересных.

Неважно рисуете ли человека, растение или ваше любимое животное – вы создаете контур того, что видите. Контуры определяют тело или объект и дают возможность распознать рисунок. Задача состоит не в том, чтобы сразу отобразить все существующие отличительные черты, а чтобы научиться их видеть!

Даже если вы знаете форму объекта, все равно стоит присмотреться и изучить его заново.

4. Кьяроскуро — накладываем свет и тень

Нарисуйте кусочек ткани. Начните с контуров, а затем используйте навыки штрихования – найдите переходы светотени.

Это упражнение поможет вам научиться передавать свет и тень на бумаге. Я должен признать, что это не самый простой способ для начинающих. Имейте в виду, что необязательно делать идеальные переходы светотени. Ткань представляет собой игровое поле, чтобы попрактиковать навыки, полученные в предыдущих уроках. Плюс вы также поймете, как научиться рисовать светотень, используя только свою кисть руки.

Совет. Можете делать изогнутую штриховку для создания формы и перекрестную для достижения более глубоких теней, которые напоминают структуру ткани.

Совет. Прикройте глаза ненамного, когда смотрите на ткань. Вы увидите размытое изображение ткани и усиленный контраст между светотенью.

5. Перспектива — кубы в трехмерном пространстве

Давайте нарисуем кубики! Следуйте простым действиям.

Рисунок в перспективе – это проекция 3D объекта в 2D пространство (ваш лист бумаги).

Построение перспективы – это отдельная наука, которую нереально полностью рассмотреть в рамках одной статьи. Однако мы можем немного позабавиться в пределах простой техники, которая дает нам интуитивное чувство магии создания рисунка в перспективе.

Шаг 1. Нарисуйте горизонтальную линию. Это будет горизонт.

Шаг 2. Поставьте две точки по краям линии — две невидимые точки схода.

Шаг 3. Нарисуйте вертикальную линию в любом месте.

Шаг 4. Соедините концы вертикальной линии с точками схода.

Шаг 5. Добавьте еще две вертикальные линии, как указано ниже.

Шаг 6. Соедините их с точками схода.

Шаг 7. Теперь используйте черный карандаш или ручку, чтобы обвести кубик.

Повторите шаги с 3 по 7 столько, сколько пожелаете. Насладитесь построением! Получайте удовольствие от рисования, тогда у вас все получится. Можете заштриховать стороны куба.

Совет. Когда вы рисуете перекрестные линии, лучше слегка наложить одну линию на другую, так лучше видна форма.

Освоение перспективных чертежей поможет вам создавать иллюзию глубины. А самое главное, вы научите свой мозг видеть и распознавать трехмерное пространство. Это отличная практика как начать рисовать с нуля без каких-либо навыков.

Даже если решите пренебречь правилами перспективы и сделать «плоские рисунки», эти знания никогда не будут лишним, а наоборот поспособствует расширению вашего кругозора и обострению зрительного рецептора.

6. Построение композиции — почему именно здесь?

Сделайте 5 разных рисунков одного объекта. Располагайте предмет по-разному каждый раз.

По мере того, как будете создавать различные варианты расположения своего предмета на бумаге, старайтесь проследить то, как это меняет его коннотацию – значение.

У автора Ralph Ammer имеется еще несколько интересных статей, но именно эту нужно смотреть первой дабы понять с чего начать рисовать карандашом и не только. В комментариях хочется увидеть ваше мнение по поводу плюсов и минусов представленной методики. Какие упражнения действительно доставили вам удовольствие, какие нет? Что еще хотите знать по теме или, возможно, у вас есть свои наработки как научиться рисовать с нуля — пишите все это ниже.

P.S. Бесплатный и полный SEO анализ страницы сайта — sitechecker.pro . В раскрутке важны не только внешние факторы, но и сам веб-проект должен быть хорош.

  • " onclick="window.open(this.href," win2 return false >Печать
  • E-mail
Подробности Категория: Обработка древесины

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел: √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.

https://www.2d-3d.ru/ - готовые чертежи более чем по 70 категориям, такие как дома, инструмент, мебель, техника, краны, бульдозеры, лестницы, деревянные конструкции, бетономешалки.

Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).

Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.

№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Основы черчения

Вы уже знаете, что для изготовления любого изделия надо знать его устройство, форму и размеры деталей, материал, из которого они сделаны, способы соединения деталей между собой. Все эти сведения вы можете узнать из чертежа, эскиза или технического рисунка.


Чертеж
- это условное изображение изделия, выполненное по определенным правилам с помощью чертежных инструментов.
На чертеже показывают несколько видов изделия. Виды выполняют, исходя из того, как наблюдают изделие: спереди, сверху или слева (сбоку).

Название изделия и деталей, а также сведения о количестве и материале деталей заносят в специальную таблицу - спецификацию .
Часто изделие изображают увеличенным или уменьшенным по сравнению с оригиналом. Но несмотря на это, размеры на чертеже проставляют действительные.
Число, которое показывает, во сколько раз уменьшены или увеличены действительные размеры, называют масштабом .
Масштаб не может быть произвольным. Например, для увеличения приняты масштабы 2:1 , 4:1 и т. д., для уменьшения -1:2 , 1:4 и т. д.
Например, если на чертеже сделана надпись «М 1:2 », то это означает, что изображение в два раза меньше действительного, а если «М 4:1 », то в четыре раза больше.

На производстве часто применяется эскиз - изображение предмета, выполненное от руки по тем же правилам, что и чертеж, но без соблюдения точного масштаба. При составлении эскиза сохраняется соотношение между частями предмета.

Технический рисунок - наглядное изображение предмета, выполненное от руки теми же линиями, что и чертеж, с указанием размеров и материала, из которого изготовлено изделие . Его строят приближенно, на глаз, выдерживая соотношения между отдельными частями предмета.

Число видов на чертеже (эскизе) должно быть таким, чтобы давать полное представление о форме предмета .

Существуют определенные правила простановки размеров. Для прямоугольной детали размеры наносят так, как это показано на рисунке выше.
Размер (в миллиметрах) проставляют над размерной линией слева направо и снизу вверх . Наименование единиц измерения не указывают.
Толщину детали обозначают латинской буквой S ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает толщину детали в миллиметрах.
К определенным правилам относится и обозначение на чертеже диаметра отверстия – его обозначают символом Ø .
Радиусы окружностей обозначают латинской буквой R ; цифра, стоящая справа от этой буквы, показывает радиус окружности в миллиметрах.
Контур детали
на чертеже (эскизе) надо показывать сплошными толстыми основными линиями (линиями видимого контура); размерные линии - сплошными тонкими ; линии невидимого контура - штриховыми ; осевые - штрихпунктирными и т.д. В таблице приведены различные типы линий, применяемых в чертежах.

Наименование Изображение Назначение Размеры
Сплошная толстая основная Линии видимого контура Толщина – s = 0,5 … 1,4 мм
Сплошная тонкая Размерные и выносные линии Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная тонкая Осевые и центровые линии Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 3 … 5 мм
Штриховая Линии невидимого контура Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 2 … 8 мм, расстояние между штрихами 1 … 2 мм
Сплошная волнистая Линии обрыва Толщина – s / 2 … s / 3
Штрихпунктирная с двумя точками Линии сгиба на развертках Толщина – s / 2 … s / 3, длина штрихов – 5 … 30 мм, расстояние между штрихами 4 … 6 мм

Прочитать чертеж, эскиз, технический рисунок - значит определить название изделия, масштаб и изображения видов, размеры изделия и отдельных деталей, их названия и количество, форму, местоположение, материал, вид соединения.

Техническая документация и средства гармонизации

Техническая документация на изготовление простого однодетального, многодетального или комплексного изделия включает в себя:
изображение готового изделия, спецификацию и краткие сведения о функции (Ф ), конструкции (К ), технологии (Т ) и отделке (эстетике) (Э ) данного объекта труда - первый лист;
схемы возможных вариантов изменения габаритных размеров и конфигурации изделия или его деталей. В основу предлагаемых изменений положены различные системы соотношения и членения форм - второй лист;
чертежи деталей сложной конфигурации, которые изготавливаются по шаблонам,- третий лист (не для всех изделий);
иллюстративно-технологическую карту , содержащую сведения о последовательности изготовления деталей или самого изделия в виде пооперационных чертежей и об инструментах и приспособлениях, используемых при выполнении данной операции,- последующие листы. Содержание их может быть частично изменено. Эти изменения касаются в основном использования специальных технологических приспособлений, позволяющих ускорить выполнение отдельных операций (разметка, пиление, сверление и т. п.) и получать более качественные детали и изделия.
Разработка конструкции любого изделия, к внешнему виду которого предъявляются те или иные эстетические требования, сопряжена с использованием определенных закономерностей, приемов и средств композиции. Игнорирование хотя бы одного из них ведет к существенному нарушению формы, делает изделие невыразительным и некрасивым.
Чаще всего применяют такие средства гармонизации, как пропорционирование (нахождение гармонического отношения сторон изделия), соподчинение и расчленение формы .

Пропорциональность - это соразмерность элементов, наиболее рациональное соотношение частей между собой и целым, придающее предмету гармоническую целостность и художественную завершенность. Пропорции устанавливают гармоническую меру частей и целого с помощью математических отношений.
Систему прямоугольников с пропорциональным отношением сторон можно построить, используя:
а) отношения целых чисел от 1 до 6 (1:2, 1:3, 1:4, 1:5, 1:6, 2:3, 3:4, 3:5, 4:5, 5:6) (рис. 1);
б) так называемое, «золотое сечение ». Определяется формулой а:в=в:(а+в). Любой отрезок можно пропорционально разделить на две неравные части в этом отношении (рис. 2). На основе этого отношения можно построить или расчленить стороны прямоугольника (рис. 3);
в) пропорциональный ряд , составленный из корней натуральных чисел : √2, √3, √4» √5. Можно построить систему прямоугольников этого ряда так: на стороне квадрата «1» и его диагонали «√2» - прямоугольник с отношением сторон 1: √2; на диагонали последнего - новый прямоугольник с отношением сторон 1: √3; далее прямоугольник - 1: √4 (два квадрата) и 1: √5 (рис. 4).
Для нахождения гармонического соотношения сторон используют систему соподчинения и расчленения формы :
а) соподчинение применяется тогда, когда к какому-то элементу пристраивают другой, соразмерный основной части (рис. 5);
б) расчленение используется тогда, когда необходимо разбить на более мелкие элементы основную форму (рис. 6).

Ниже даны варианты изменения конфигурации формы изделий и варианты изменения габаритных размеров, в которых использованы вышеизложенные правила гармонизации.


Разметка прямоугольных деталей

Назначение и роль разметки. Процесс нанесения на древесину контурных линий будущей заготовки называется разметкой. Разметка - одна из важнейших и трудоемких операций, от выполнения которой во многом зависит не только качество изделий, но и затраты материала и рабочего времени. Разметка перед распиливанием называется предварительной или разметкой черновых заготовок .
На производстве предварительная разметка осуществляется с учетом припусков на обработку и усушку. В учебных мастерских обрабатывают высушенные материалы, поэтому припуски на усушку не учитывают.
Следует знать, что при обработке высушенных заготовок получают поверхность с низкой шероховатостью и достигают высокой прочности склеивания и отделки. Припуски на шлифование с одной стороны детали строганых поверхностей равны 0,3 мм, а для деталей, поверхности которых обработаны пилением ,- не более 0,8 мм. Припуски на строгание древесноволокнистых плит и клееной фанеры не предусмотрены, так как их не подвергают строганию.
Разметку выполняют карандашом с помощью разметочных инструментов (измерительной линейки, столярного угольника, рейсмуса, малки, рулетки, штангенциркуля и т.д.) в соответствии с чертежом, эскизом, техническим рисунком. Общий вид некоторых разметочных инструментов показан ниже.

Разметочные и измерительные инструменты. Как вам уже известно, разметку древесины и древесных материалов выполняют различными инструментами, большинство из которых используют и для измерений в процессе изготовления деталей: рулетка - для измерения и разметки пило- и лесоматериалов; метр - для разметки черновых заготовок; линейка - для измерения деталей и заготовок; угольник - для измерения и вычерчивания прямоугольных деталей; ерунок - для вычерчивания и проверки углов 45° и 135° и при разметке соединений на «ус»; малка - для вычерчивания и проверки различных углов (заданный угол устанавливается по транспортиру); рейсмус и скоба - для нанесения параллельных линий при обработке кромок или пластей заготовок; циркуль - для вычерчивания дуг, окружностей и откладывания размеров; кронциркуль - для определения диаметра круглых отверстий; нутромер - для измерения диаметра отверстий.

От точности выполнения разметки зависит качество изделия. Поэтому будьте внимательны при работе. Старайтесь разметку вести так, чтобы из одной заготовки получилось как можно больше деталей.
Не забывайте о припуске . Припуск - слой древесины, который снимается при обработке заготовки (при пилении обычно дают припуск до 10 мм, при строгании - до 5 мм).

При разметке прямоугольной детали из фанеры (рис. а ) поступают так:
1. Выбирают базовую кромку заготовки (если такой кромки нет, то ее следует выпилить по предварительно нанесенной по линейке базовой линии ).
2. По угольнику проводят линию под прямым углом к базовой кромке (линии) на расстоянии примерно 10 мм от торца (рис. б )
3. От проведенной линии по линейке откладывают длину детали (рис. в ).
4. По угольнику проводят линию, ограничивающую длину детали (рис. г ).
5. По линейке откладывают ширину детали на обеих линиях, ограничивающих длину детали (рис. д ).
6. Соединяют обе полученные точки (рис. е ).

Если деталь делают из доски или бруска, то разметку производят от самых ровных и гладких пласти и кромки (если их нет, то предварительно выстрагивают лицевые пласть и кромку). Лицевые поверхности на заготовке отмечают волнистыми линиями.
Последующую разметку выполняют так:
1. От лицевой кромки откладывают ширину детали и проводят карандашом разметочную линию (рис. а).
2. Рейку рейсмуса выдвигают так, чтобы расстояние от острия шпильки до колодки было равным толщине детали (рис. б).
3. Рейсмусом размечают толщину детали (рис. в).
4. Размечают длину детали с помощью линейки и угольника (рис. г).


Разметку большого количества одинаковых деталей или деталей, имеющих криволинейный контур, осуществляют с помощью специальных шаблонов . Они выполнены в виде пластин, имеющих такие же очертания, что и контур изделия.
Размечать детали надо простым и остро отточенным карандашом.
При разметке шаблон должен быть плотно прижат к заготовке.

Процесс изготовления изделия из древесины

В учебных мастерских учатся изготавливать различные изделия из пиломатериалов и фанеры. Каждое из этих изделий состоит из отдельных деталей, соединенных вместе. Детали могут иметь различную форму. Сначала пробуют изготовить плоские прямоугольные детали. Для этого нужно правильно выбрать заготовку (брусок, доску, лист фанеры), научиться выполнять разметку, строгание, пиление, зачистку. После изготовления всех деталей выполняется сборка и отделка изделия. Каждый из этих этапов работы называется операцией .

Каждая операция выполняется определенным инструментом, часто с использованием приспособлений . Так называются устройства, которые облегчают работу и делают ее более качественной. Одни приспособления помогают, например, быстро и надежно закрепить деталь или заготовку, инструменты, другие точно произвести разметку, без ошибок выполнить ту или иную операцию. Приспособления целесообразно использовать и в том случае, когда надо сделать большое количество одинаковых деталей . С одним из приспособлений - зажимом столярного верстака - вы уже знакомы.

В учебной мастерской вы будете чаще всего работать по технологической карте , в которой указана последовательность операций . Ниже представлена технологическая карта изготовления кухонной доски.


№ п/п Последовательность выполнения операций Графическое изображение Инструменты и приспособления
1. Выбрать заготовку из доски или фанеры толщиной 10 … 12 мм и разметить контур изделия по шаблону. Шаблон, карандаш
2. Выпилить контур изделия Ножовка, столярный верстак
3. Наколоть шилом центр отверстия. Высверлить отверстие. Шило, сверло, дрель
4. Зачистить изделие, скруглить острые кромки и углы. Верстак, рубанок, напильник, шлифовальная колодка, тиски

В технологических картах, применяемых на производстве, указывают все операции, их составные части, материалы, оборудование, инструменты, время, необходимое для изготовления изделия, и другие необходимые сведения. В школьных мастерских применяют упрощенные технологические карты. В них часто используют различные графические изображения изделий (технические рисунки, эскизы, чертежи).

Готовое изделие будет качественным, если оно соответствует размерам и требованиям, указанным на чертеже.
Для получения качественного изделия необходимо правильно держать инструмент, соблюдать рабочую позу, точно выполнять все операции, постоянно контролировать себя.

Введение.

Цели и задачи предмета, ознакомление с разделами программы предмета и методами их изучения. Краткие исторические сведения о развитии графики и стандартизации, о значении конструкторской документации в производстве.

Обзор ГОСТов, единой системы конструктивной документации. Роль стандартизации в повышении научно-технического прогресса.

Ознакомление студентов с необходимыми учебными пособиями, материалами, инструментариями, приспособлениями и машинами, применяемыми в работе и оснащении современных проектных и конструкторских бюро.

знать:

основные положение стандартов на оформление и разработку чертежей; - ГОСТ 2.301-68 «Форматы», ГОСТ 2.302-68 «Масштабы», ГОСТ 2.303-68 «Линии», ГОСТ 2.304-68 «Шрифты чертёжные», ГОСТ 2.307-68 «Нанесение размеров и предельных отклонений, правила и приёмы геометрических построений».

уметь:

организовать рабочее место , правильно пользоваться чертёжными инструментами;

оформлять чертежи в соответствии с требованиями ГОСТов; выполнять основные геометрические построения.

Вопросы для самопроверки к разделу 1.

1. Какие форматы установлены для черчения.

2. Из чего складывается обозначение дополнительного формата.

3. В каком месте чертежа располагают основную надпись. Какие данные помещают в графах.

4. Какая линия на чертеже является основной. От чего зависит её толщина.

5. Какие установлены типы линий чертежа в зависимости от их назначения.

6. Что определяет размер шрифта.

7. Какие размеры чертёжного шрифта установлены ГОСТом.

8. Что называется масштабом чертежа. Назовите стандартные масштабы.

9. Каковы основные правила нанесения размеров на чертежи.

10. Как разделить отрезок прямой на любое число равных частей.

11. Что называют уклоном и конусностью.

12. Что называют сопряжением. Какова последовательность выполнения сопряжений.

13. Какие кривые называют лекальными.

Раздел 2. Основы проекционного черчения.

Тема 2.1.Методы проецирования. Ортогональные проекции.

При изучении темы необходимо усвоить терминологию процесса проецирования, уяснить разницу между центральным и параллельным проецированием, ортогональным и косоугольным. Плоскости и оси проекции, их обозначение. Проецирование точек, отрезков, плоских фигур. Проецирование геометрических тел. Построение развёртки поверхности геометрических тел.

Упражнение: Решение задач на построение проекций точки, прямой, плоскости. Построение развёрток геометрических тел.

Тема 2.2.Аксонометрические проекции.

Общие понятия , принцип получения аксонометрических проекций. Виды аксонометрических проекций. Аксонометрические проекции многоугольников, окружностей, геометрических тел.

Упражнение: Изображение плоских фигур и геометрических тел в разных видах аксонометрических проекций.

В результате изучения раздела студент должен: иметь представление:

о методах проецирования; - о зависимости наглядности чертежа от выбора аксонометрической проекции;

знать:

Методику проецирования точек, фигур, геометрических тел;

последовательность выполнения комплексного чертежа модели с применением среза;

уметь:

выполнять комплексные чертежи точек, фигур, геометрических тел; - проводить анализ геометрической формы предметов по проекциям;

вычерчивать аксонометрические проекции плоских фигур и геометрических тел.

Вопросы для самопроверки к разделу 2.

1. Что называется проекцией точек, плоскостью проекций, проецирующей прямой.

2. В чём разница между параллельным и центральным проецированием.

3. Что называется развёрткой геометрического тела.

4. Что называется аксонометрией. Каковы достоинство аксонометрии по сравнению с ортогональными проекциями.

5. Как построить третью проекцию по двум данным.

6. Какими способами можно определить натуральную величину фигуры сечения.

7. В каком порядке выполняется чертёж модели в аксонометрии.

Раздел 3. Основы технического черчения

Тема 3.1. Изображения. Виды, разрезы, сечения.

При изучении темы необходимо рассмотреть такие изображения технического черчения, как виды, разрезы, сечения. ГОСТ 2.305-68.

Виды - основные, дополнительные, местные, принцип получения, расположение. Сечение. Правила выполнения наложенных и вынесенных сечений. Обозначение сечений. Разрезы - простые, сложные, местные. Обозначение секущей плоскости. Соединение части вида и части разреза. Упражнение:

по заданным моделям построить три вида модели;

один из видов на чертеже заменить сложным ступенчатым разрезом;

* по заданному наглядному изображению и виду выполнить целесообразные сечения.

Тема 3.2. Разъемные и неразъёмные соединения.

При изучении темы необходимо уяснить назначение соединений, их виды и изображение на чертеже. Изучить резьбовые соединения, условное изображение и обозначение резьбы на чертеже. Сварные соединения. Понятие о типах сварных швов. Понятие о сборочном чертеже.

Тема 3.3. Технический ри сунок.

При изучении темы необходимо усвоить назначение технического рисунка и его особенности. Технические приёмы владения карандашом.

Черчение – это графическая азбука, облегчающая чтение схем, деталей и узлов со всеми техническими параметрами и пониманием разновидности материала, из которого последние изготовлены. Чертежные обозначения строго регламентированы, что делает их понятными и легко читаемыми во всех странах мира, где применяются данные стандарты ЕСКД.

Штамп чертежа

Штамп чертежа иначе называют рамкой для чертежа. В соответствии с ЕСКД чертеж должен располагаться на листе определенного размера, также он имеет рамку и штамп. Левое поле с учетом расположения технического рисунка (горизонтально или вертикально) предназначено для сшивания и составляет всегда 20 миллиметров, а остальные поля по 5 миллиметров.

Первый лист чертежа несет максимальную информацию и имеет высоту штампа 55 миллиметров, со спецификацией – 40 (ее наличие не обязательно), а каждый последующий – по 15. Штамп всегда располагают внизу справа относительно рамки чертежа.

Чертежный алфавит

Все обозначения, наносимые на чертеж и на любые иные технические документы, выполняются русскими, греческими или латинскими буквами, а числа – арабскими или римскими. Они должны быть исполнены регламентированным чертежным шрифтом, для унификации которого принято несколько технических характеристик.

В первую очередь, размер шрифта, что соответствует высоте прописной (заглавной) буквы, выраженная в миллиметрах, которая замеряется строго перпендикулярно основанию надписи. Следует отметить, что буквы могут быть как с наклоном в 15 градусов от вертикали, так и без него.

Параметры шрифта в настоящее время признаны следующие:

  1. h - размер (1.8; 2.5; 3.5; 5; 7; 10; 14; 20);
  2. d - толщина;
  3. c - высота строчной (маленькой) буквы или цифры;
  4. a - расстояние между буквами (цифрами);
  5. e - минимальная дистанция от слова;
  6. b - максимальный шаг строки.

Следует обратить внимание на следующую особенность, что при написании слов из букв, стоящих последовательно и не параллельно друг другу (например, «А» и «Б»), расстояние между ними необходимо уменьшить вдвое. Надписи выполняются вручную без применения линейки. Буквы и цифры должны иметь четкость.

При подписании технических характеристик самого чертежа, важно не размещать их внутри самой проекции за исключением размерных чисел . Последние должны располагаться над размерной линией 1 миллиметр от нее.

Сопряжение

Сопряжением в черчении называют округление одной прямой линии в другую прямую, то есть плавный переход с помощью циркуля или лекала. Сопряжение возможно между любыми линиями: двумя прямыми, окружностью и прямой, двумя дугами окружностей, а также может быть внутренним или внешним.

Для того чтобы технические характеристики сопряжения не были нарушены, то радиус последнего должен под перпендикуляром соединяться в точке касания прямой линии. При соблюдении этого правила линия такой сложной формы будет выглядеть едино. Это необходимо в случае, когда контуры детали, узла или букв (цифр) большого размера шрифта имеют округлые формы.

Линии

Основным инструментом передачи чертежа, безусловно, является линия. Она бывает разного начертания, толщины и несет различное назначение. Существуют следующие типы линий: обычные и обводки (основных элементов и маловажных деталей).

Линия-обводка должна быть только черного цвета и предназначена для обведения контуров чего-либо:

  • Сплошная (различной толщины) – внутренний и внешний контур предмета, очертание его внутренних частей, а также применяется для нанесения размерных линий и штампа чертежа.
  • Штриховая – линия невидимого контура предмета или пересечения поверхностей.
  • Штрихпунктирная - используется для выявления симметрии, центров, геометрических осей, секущей плоскости.
  • Линия излома или обрыва наносится в месте прерывания детали, когда ее размер не сопоставим с размером листа.

Графические изображения в технике получают, используя множество различных способов, причем некоторое количество из них было изобретено совсем недавно, а другие – еще в глубокой древности. До наших дней дошло не так уж и много письменных свидетельств, изучение которых позволило бы исследователям досконально изучить то, как эволюционировали графические способы отображения информации, однако совершено ясно, что их основы были заложены еще на ранних этапах человеческой цивилизации.

Историки утверждают, что истоки графического языка, который сейчас широко используется в технике, следует искать еще в каменном веке. Именно этой эпохой датируются древние пиктограммы и наскальные первобытные рисунки. По всей вероятности, как раз тогда сформировались основные способы изображений, которые используются в графическом языке.

Еще задолго до того, как появилась письменность, рисунки использовались в качестве одного из средств коммуникации. Они послужили основой для развития так называемого рисунчатого письма.

При помощи рисунков в древности передавались сообщения делового, экономического и военного характера, множество другой важной информации, в том числе и технической. При помощи простых рисунков практически невозможно получить исчерпывающую информацию о различных объектах, однако именно они успешно использовались древними архитекторами и строителями при проектировании и сооружении многих грандиозных объектов.

Постепенно, с течением времени, такого рода рисунки трансформировались и превратились в «специализированные» технические.

Механизация рабочего места конструктора

На протяжении многих столетий технические чертежи выполнялись исключительно вручную, при помощи таких инструментов, как линейки, угольники и циркули, и этот процесс требовал больших затрат времени.

Чтобы их сократить, стали изобретать различные приспособления, позволявшие конструкторам работать быстрее и эффективнее. Так появились и стали активно эксплуатироваться различные специализированные чертежные приборы и машины. На сегодняшний день они представляют собой сложные компьютеризованные программно-аппаратные комплексы, существенно ускоряющие и упрощающие разработку различной проектно-конструкторской документации. Тем не менее, даже используя их, невозможно обойтись без знания основ графического языка, которые изучаются предметом «Черчение ».

Системы автоматизированного проектирования

Конструкторы широко используют в своей работе различные инновационные системы автоматизированного проектирования, позволяющие им трудиться с наибольшей эффективностью.

Одной из наиболее популярных и распространенных из них является система AutoCAD , которая первоначально была рассчитана на создание двумерных графических построений. Поскольку этого функционала довольно быстро конструкторам стало недостаточно, то разработчики американской фирмы Autudesk разработали и успешно интегрировали в программный пакет модули, позволяющие создавать трехмерные изображения.

Конструкторами довольно широко используются и такие программы, как CATIA , SolidWorks , Pro/Engeneer и Autodesk Inventor , изначально созданные для 3D -моделирования и имеющие широкие возможности в части оформления конструкторской документации в соответствии с действующими стандартами.

Поскольку технические грамотные люди могут без проблем читать чертежи, которые созданы в разных странах , графический язык можно смело назвать интернациональным средством коммуникации.

Учреждение образования «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО

ЧЕРЧЕНИЯ

Допущено Министерством образования Республики Беларусь

в качестве учебного пособия для студентов учреждений,

обеспечивающих получение высшего образования по техническим и технологическим специальностям

УДК 744.4(075.8) ББК 30.11я7

А. И. Вилькоцкий, В. А. Бобрович, С. Э. Бобровский, В. С. Исаченков

Рецензенты:

кафедра пожарной профилактики и предупреждения чрезвычайных ситуаций государственного учреждения образования «Командно-инженерный институт» МЧС Республики Беларусь (начальник кафедры кандидат технических наукИ. И. Полевода); заведующий кафедрой инженерной графики машиностроительного профиля БНТУ, кандидат технических наук, доцентП. В. Зелёный

Все права на данное издание защищены. Воспроизведение всей книги или

ее части не может быть осуществлено без разрешения учреждения образования « Белорусский государственный технологический университет».

Основы машиностроительного черчения: учеб. пособие для О-75 студентов технологических специальностей / А. И. Вилькоцкий [и др.]. –

Минск: БГТУ, 2008. – 236 с. ISBN 978-985-434-793-6

Пособие предназначено для ознакомления студентов с основанми машиностроительного черчения. В нем приведены данные о правилах выполнения рабочих чертежей, эскизов, сборочных чертежей и спецификаций. В приложении содержится большое количество чертежей типовых деталей, применяемых в химическом машиностроении.

УДК 744.4(075.8)ББК 30.11я 7

ВВЕДЕНИЕ

Любая машина, прибор состоят из деталей, соединенных между собой. Детали могут отличаться друг от друга формой, размерами и технологическим процессом их изготовления. Одни детали изготовляют из листового материала, другие – из сортаментного и фасонного проката, третьи получают литьем, горячей штамповкой и т. д.

Применяют самые различные способы соединения деталей: разъемные – соединения на резьбе (болтовые, винтовые, шпилечные, свинчиванием), шпоночные инеразъемные – соединения на заклепках, а также полученные методами пайки, сварки, запрессовки, опрессовки, склеивания, сшивания и др.

Собирая или разбирая какую-нибудь машину, легко заметить, что одни детали можно просто отвернуть, другие – разъединить при снятии крепежных изделий, например болтов или винтов, третьи – снять в виде целой группы деталей (соединенных между собой сборочными операциями), представляющей сборочную единицу. Если соединение деталей разъемное, то сборочную единицу, в свою очередь, можно разобрать на отдельные детали.

Изготовление всех деталей, как простых, так и сложных, а также сборочных единиц и изделий в целом выполняется по технологическим и операционным картам, составленным на основе чертежей.

Без чертежей невозможно современное производство. Для изготовления даже самой простой детали потребовалось бы подробное словесное описание ее формы и размеров, шероховатости поверхностей и т. д. Такое описание значительно сократится и станет яснее, если мы добавим наглядное изображение этой детали.

Прочитать современный рабочий чертеж изделия (детали, узла) – значит получить полное представление о форме, размерах и технических требованиях к готовому изделию, а также определить по чертежу все данные для его изготовления и контроля.

По чертежу детали выясняют форму и размеры всех ее элементов, назначенный конструктором материал, форму и расположение поверхностей, ограничивающих деталь, и другие данные.

При чтении сборочного чертежа изделия выясняют взаимное расположение составных частей , способы их соединения и другие данные для выполнения сборочных операций.

1. ВИДЫ КОНСТРУКТОРСКОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ЕЕ ОФОРМЛЕНИЕ

1.1. Единая система конструкторской документации

Современное производство невозможно без тщательно разработанной конструкторской документации. Она должна, не допуская произвольных толкований , определять, что необходимо изготовить (наименование, величина, форма, внешний вид , используемые материалы и др.). Такое большое значение конструкторской документации потребовало создания правил ее разработки, одним из видов которых является Единая система конструкторской документации (ЕСКД) – комплекс стандартов, устанавливающий правила по разработке и оформлению конструкторской документации.

Чертежи должны быть выполнены грамотно и с хорошей техникой оформления. Под грамотностью необходимо понимать целесообразное и правильное применение положений стандартов для передачи конструктивных и

технологических требований, которые должны быть отражены на чертежах.

Под техникой оформления понимают графическую аккуратность, четкость и соответствие стандартам всех линий, условных обозначений и надписей чертежа.

Единообразие графического оформления чертежей регламентируется стандартами:

1) линии – ГОСТ 2.303–68;

2) форматы – ГОСТ 2.301–68;

3) шрифты чертежные – ГОСТ 2.304–81;

4) основные надписи – ГОСТ 2.104–68;

5) масштабы – ГОСТ 2.302–68.

1.2. Линии чертежа

ГОСТ 2.303–68 устанавливает начертание и основное назначение линий, применяемых при выполнении чертежей (табл. 1.1). Толщинаs сплошной основной линии выбирается в пределах 0,5–1,5 мм в зависимости от величины и сложности изображения, а также от формата чертежа. Крупные изображения, вычерчиваемые на больших форматах, выполняются более толстыми линиями и наоборот. Выбранная толщина линий должна быть одинаковой для всех изображений, вычерчиваемых в одинаковом масштабе на данном чертеже. На учебных чертежах толщину сплошной основной линии следует принимать равной

Таблица 1.1

Наименование, начертание и толщина типов линий по отношению к толщине основной линии

s = 0, 5−1, 5 мм

перехода, линии контура разрезов и вынесенных

Окончание табл. 1.1

Наименование

Начертание,

Основное назначение

толщина линий

Сплошная тонкая

Размерные и выносные линии, линии штриховки,

линии контура наложенного сечения, полки линий-

Сплошная волнистая

Линии обрыва, линии разграничения вида и разреза

Штриховая

Линии невидимого контура, невидимые линии

перехода

Штрихпунктирная

Осевые и центровые линии

Штрихпунктирная

Линии сгиба на развертках, линии для изображения

частей изделий в крайних или промежуточных

Штрихпунктирная

Линии, обозначающие поверхности, подлежащие

утолщенная

термообработке или покрытию; линии для

изображения элементов, расположенных перед

секущей плоскостью («наложенная проекция»)

Разомкнутая

Линии разрезов и сечений

Сплошная

изломами

Длинные линии обрыва

Длину штрихов в штриховых и штрихпунктирных линиях следует выбирать в зависимости от величины изображения. Для большинства изображений, выполняемых в учебных чертежах, длину штрихов штриховой линии принимают равной 4–6 мм, а промежуток между ними – 1–1,5

Длину штрихов в штрихпунктирной линии, применяемой в качестве осевой или центровой, принимают равной 12–20 мм, а промежутков между


ними – 2–3 мм. Штрихи в линии должны быть одинаковой длины, промежутки между ними также должны быть равны. Штрихпунктирные линии пересекаются и заканчиваются штрихами, а не точками (рис. 1.1).

Центр окружности изображают пересечением штрихов, а не точкой. Если диаметр окружности или размеры других геометрических фигур в изображении менее 12 мм, в качестве центровых применяются сплошные тонкие линии. Осевые и центровые линии выходят за контур изображения на 3–5 мм (рис. 1.1).

1.3. Форматы

Чертежным форматом называют размер конструкторского документа. Форматы листов определяются размерами внешней рамки, выполняемой сплошной тонкой линией (рис. 1.2).

За основной принят формат с размерами 1189×841, площадь которого равна 1 м2 , а также меньшие форматы, получаемые делением каждого предыдущего формата на две равные части линией, параллельной меньшей стороне. Обозначение и размеры основных форматов приведены в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Размеры основных форматов

Обозначение формата

Размеры сторон формата, мм

Пример разбиения формата А1 дан на рис. 1.3.


При необходимости допускается применять формат А5 с размерами 148×210.

Внутри внешней рамки сплошной линией, равной по толщине основной линии, принятой для обводки чертежа, проводят внутреннюю рамку. Сверху, справа и снизу расстояние между линиями, ограничивающими внутреннюю и внешнюю рамки, принимается равным 5 мм, слева – 20 мм.

Дополнительные форматы образуются увеличением сторон основных форматов на величину, кратную их размерам. Обозначение производного формата составляется из обозначения основного формата и его кратности, согласно табл. 1.3.

Таблица 1.3

Обозначения основных и дополнительных форматов

Кратность

Выполнение чертежа начинается с определения необходимого формата и его оформления. Формат следует выбирать так, чтобы чертеж был ясным, четким, изображения достаточно крупными, надписи и условные обозначения удобочитаемыми.

Не следует надписи и изображения приближать к рамке формата ближе чем на 5–10 мм.

Формат не должен быть излишне велик. Значительные пустоты не допускаются. Исходя из общих требований к оформлению чертежей, можно рекомендовать такую последовательность определения оптимального формата для чертежа:

1. Выбрать масштаб изображения, определить число изображений (виды, сечения, разрезы) и их расположение, а также учесть место для основной надписи, расстановку размеров, расположение технических требований и технической характеристики.

2. Определить рабочее поле чертежа, т. е. той части формата чертежа, которая отводится непосредственно для изображений. Расчет рабочего поля заключается в определении охватывающего изображения контура. Необходимо, чтобы рабочее поле составляло 70–80% площади всего чертежа.

1.4. Шрифты

На всех чертежах и в других технических документах применяют стандартные шрифты русского, латинского и греческого алфавитов, арабские и римские цифры и специальные знаки. Параметры этих шрифтов определяются ГОСТ 2.304–81. Эти шрифты отличаются четкостью, простотой исполнения и обеспечивают высокое качество получения копий. Начертание букв должно соответствовать рис. 1.4.

АБВГДЕЖЗИЙКЛ

МНОПРСТУФХЦ

ЧШЩЪЫЬЭЮЯ

абвгдежзийкл

мнопрстуфхц

чшщъыьэюя

Размер шрифта характеризуется высотой h прописных букв в миллиметрах. Установлены следующие его размеры: 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20; 28; 40.

На чертежах, выполненных карандашом, размер шрифта должен быть не менее 3,5 мм. Можно использовать шрифты или без наклона, или с наклоном

около 75° к основанию строки. В последнем случае размер шрифта измеряется также по перпендикуляру к основанию строки.

Перед нанесением надписей рекомендуется выполнить на чертеже разметку в виде сетки из тонких параллельных линий, проведенных на расстоянии h (высоты шрифта) друг от друга, и нескольких линий, задающих наклон шрифта, т. е. расположенных под углом 75° к первым линиям.

Расстояние между словами должно быть не менее ширины одной буквы шрифта данного размера. Толщина обводки букв и цифр должна составлять примерно s 2 (половину толщины основной линии).

Пример выполнения надписей чертежным шрифтом дан на рис. 1.5.

Принятые размеры надписей должны быть одинаковыми для данного чертежа.

1.5. Основная надпись чертежа

Основную надпись помещают в правом нижнем углу чертежа. На форматах А4 она может быть расположена только вдоль короткой стороны листа, на других форматах – как вдоль короткой, так и вдоль длинной стороны листа.

ГОСТ 2.104–68 устанавливает формы основных надписей на чертежах. В частности, для чертежей и схем применяется форма 1 (рис. 1.6), а для текстовых конструкторских документов первого и заглавного листа – форма 2 (рис. 1.7). Для последующих листов чертежей и схем используют форму 2а (рис. 1.8).


В основной надписи (номера граф даны в скобках) указывается:

графа 1 – наименование изделия (например, Вал);

графа 2 – обозначение технического документа (например, БГТУ 010203.

графа 3 – обозначение материала, данную графу заполняют только для чертежей деталей (например, Сталь 20 ГОСТ 1050-88);

графа 4 – литера, присвоенная данному документу по ГОСТ 2.103–68 (графу заполняют последовательно, начиная с крайней левой клетки. Например, литера О означает «опытный образец», «опытная партия», литера У – « учебный чертеж»; при этом заметим, что литера У стандартом не предусмотрена, но широко используется в технических учебных заведениях);

графа 5 – масса изделия (например, 0,7 кг);

графа 6 – масштаб изображения предмета на чертеже (например, 1: 1); проставляется в соответствии с ГОСТ 2.302–68;

графа 7 – порядковый номер листа (например, 1); если чертеж выполнен на одном листе, то графа не заполняется;

графа 8 – общее количество листов документа (графу заполняют только на первом листе);

графа 9 – наименование предприятия, выпустившего данный чертеж. Пример выполнения основной надписи приведен на рис. 1.9.

Подпишитесь на новости

Форматы чертежей и оформление чертежных листов

Размеры чертежных листов выбирают в зависимости от габаритных размеров чертежа в соответствии с установленным стандартом форма­тами.

Форматом чертежа или другого документа называется размер листа этого документа, определяемый размерами внешней рамки. Внешняя рамка выполняется тонкой линией (рис. 1).

ГОСТ 2.301-68 устанавливает пять основных форматов листов чертежей и других конструкторских документов, выполненных в элек­тронной и бумажной форме: АО, A1, А2, АЗ, А4. Площадь формата АО равна одному квадратному метру. Другие основные форматы могут быть получены последовательным делением формата АО на две равные части параллельно меньшей стороне соответствующего формата. Раз­меры сторон основных форматов приведены на Рис 1. 1.

Допускается при необходимости применять формат А5 с размера­ми сторон 148x210 мм.

Кроме пяти основных форматов допускается применять дополни­тельные, образуемые увеличением короткой стороны основного фор­мата на величину, кратную ее размеру.

На чертеже наносится рамка (обрамляющая линия), которую прово­дят сплошной основной линией толщиной не менее 0,7 мм. Обрамля­ющая линия проводится вдоль левой стороны формата на расстоянии 20 мм от внешней рамки в направлении поля чертежа (поле для под­шивки), а вдоль остальных сторон - на расстоянии 5 мм (см. рис. 1).

Основная надпись. Каждый чертеж должен иметь основную надпись, которая располагается в правом нижнем углу чертежа: на формате А4 вдоль короткой стороны, а на форматах больше А4 может располагаться как вдоль длинной, так и вдоль короткой стороны формата (см. рис. 1).

Форма основной надписи для рабочих чертежей в соответствии с ГОСТ 2.104-2006 приведена на рис. 2.

В учебных заведениях заполняют следующие графы (на рис. 2 гра­фы обозначены числами в скобках):

  • графа 1 - наименование детали, изображенной на чертеже;
  • графа 2 - обозначение чертежа по ГОСТ 2.201-80;
  • графа 3 - обозначение материала детали;
  • графа 4 - литера, присвоенная документу (литера У);
  • графа 5 - масса детали в килограммах;
  • графа 6 - масштаб изображения;
  • графа 7 - порядковый номер листа;
  • графа 8 - общее количество листов, выполняемых на протяже­нии полугодия или семестра (сообщается учащимся преподава­телем);
  • графа 9 - номер учебной группы и при необходимости вариант выполняемого задания;
  • графа 10 - характер выполняемой работы;
  • графа 11 - фамилия учащегося и преподавателя;
  • графа 12 - подписи тех же лиц;
  • графа 13 - дата подписания чертежа.

В основной надписи чертежа наименование детали записывается в именительном падеже единственного числа, например: «Втулка», «Корпус». Если наименование состоит из нескольких слов, то на пер­вое место помещается имя существительное, например: «Призма уста­новочная», «Крышка смотровая», «Колесо зубчатое».

Обозначение чертежей (графа 2) по ГОСТ 2.201-80 показано в виде общей схемы на рис. 3. Схема, применяемая для учебных чертежей, приведена на рис. 4.

Пример обозначения учебного чертежа:

  • УЗ.КЧ0115.000, что означает:
  • УЗ - учебное заведение;
  • КЧ0115 - курс черчения, задание первое, вариант пятнадцатый;
  • 000 - порядковый номер детали.

Выбор формата. Формат следует выбирать так, чтобы чертеж был четким, ясным, изображения - достаточно крупными, позволяющи­ми нанести размеры, читаемые условные обозначения и надписи.

Не следует изображения и надписи приближать к рамке формата ближе, чем на 5-10 мм.

Чтобы определить наиболее целесообразный формат для данного чертежа, можно рекомендовать следующую последовательность:

  • выбрать масштаб изображения;
  • определить число изображений и их расположение;
  • определить рабочее поле чертежа, т.е. размер той части форма­та чертежа, которая отводится непосредственно для изображе­ний. Для этого необходимо определить размеры охватывающего контура изображения (квадрат или прямоугольник), желательно с симметричным расположением этого контура в пределах рабо­чего контура чертежа. Рабочее поле чертежа должно составлять 70-80% площади всего чертежа;
  • учесть место для основной надписи, расстановки размеров, раз­мещения технических требований, таблиц и т.д.

ЛИНИИ

При выполнении любого чертежа основными эле­ментами являются линии. Согласно ГОСТ 2.303-68 (СТ СЭВ 1178-78) для изображения изделий на черте­жах применяют линии различных типов в зависимости от их назначения, что способствует более четкому выявлению формы изображаемого изделия. На чер­теже рукоятки (рис. 22) показаны примеры примене­ния некоторых линий.

Сплошная толстая основная линия выполняется толщиной, обозначаемой буквой, в пределах от 0,5 до 1,4 мм в зависимости от сложности и величины изобра­жения на данном чертеже, а также от формата черте­жа. Сплошная толстая линия применяется для изобра­жения видимого контура предмета, контура вынесен­ного сечения и входящего в состав разреза.

Сплошная тонкая линия применяется для изобра­жения размерных и выносных линий, штриховки сече­ний, линии контура наложенного сечения, линии

выноски, линии для изображения пограничных дета­лей («обстановка»).

Сплошная волнистая линия применяется для изоб­ражения линий обрыва, линии разграничения вида и разреза.

Штриховая линия применяется для изображения невидимого контура. Длина штрихов должна быть оди­наковая. Длину следует выбирать в зависимости от величины изображения, примерно от 2 до 8 мм, рассто­яние между штрихами 1...2 мм.

Штрихпунктирная тонкая линия применяется для изображения осевых и центровых линий, линий сече­ния, являющихся осями симметрии для наложенных или вынесенных сечений. Длина штрихов должна быть одинаковая и выбирается в зависимости от размера изображения, примерно от 5 до 30 мм. Расстояние между штрихами рекомендуется брать 2...3 мм.

Штрихпунктирная утолщенная линия применяется для изображения элементов, расположенных перед секущей плоскостью («наложенная проекция»), линий, обозначающих поверхности, подлежащие термообра­ботке или покрытию.

Разомкнутая линия применяется для обозначения линии сечения. Длина штрихов берется 8...20 мм в зависимости от величины изображения.

Сплошная тонкая с изломами линия применяется при длинных линиях обрыва.

Штрихпунктирная с двумя точками линия приме­няется для изображения частей изделий в крайних или промежуточных положениях (рис. 23, а) линии сгиба на развертках (рис. 23, б); для изображения развертки, совмещенной с видом.

Чертежи и прочие конструкторские документы всех отраслей промышленности и строительства содержат необходимые надписи: название изделий, размеры, данные о материале, обработке деталей, специфика­ции и другие надписи.

Если надписи на чертежах сделаны небрежно, то при изготовлении деталей по таким чертежам возможны ошибки.

ГОСТ 2.304-81 (СТ СЭВ 851-78 - СТ СЭВ 855- 78) устанавливает чертежные шрифты, наносимые на чертежи и другие технические документы всех отраслей промышленности и строительства.

Размер шрифта h - величина, определенная высо­той прописных букв в миллиметрах.

Толщина линии шрифта d зависит от типа и высоты шрифта.

ГОСТ устанавливает следующие размеры шрифта: (1,8); 2,5; 3,5; 5; 7; 10; 14; 20 (см. табл. 5 и 6). Примене­ние шрифта 1,8 не рекомендуется и допускается только для типа Б

Устанавливаются следующие типы шрифта:

тип А с наклоном около 75°(d=l/14/h) (рис. 24);

тип А без наклона (d=1/14h);

тип Б с наклоном около 75° (d=1/10h) (рис. 25);

тип Б без наклона (d =1 /10 h ).

Параметры шрифтов А и Б приведены в табл. 5 и 6. Ширина букв и цифр определяется в зависимости от размера шрифта h и может быть выражена в h (табл. 7) или d . Например, в шрифте типа А ширина буквы Ш равна 9/14/h или 9d ,букв Э - 5/10/h или 5 d. буквы И - 6/10/h или 6d d .

Высота строчных букв с определяется размером вы­соты шрифта h. Например, в шрифте типа А с= 10/14h, в шрифте типа Б c=7/10/h.

Для облегчения понимания и построения конструк­ции шрифта выполняется вспомогательная сетка сплошными тонкими линиями.

При построении шрифта по вспомогательной сетке следует учитывать разную ширину букв (рис. 26; буквы Ш, X, Ю). Необходимо также помнить, что рас­стояние между некоторыми буквами, например, Г и А

(и в аналогичных сочетаниях букв) уменьшается до размера, равного толщине линии букв (см. рис. 27; буквы Г и Л).

Прописные буквы по начертанию условно можно разделить на три группы. При написании букв первой группы, например, Ш, Ц Г, И не требуются вспомога­тельные линии (рис. 26; буквы Ш, , X), Для написа­ния второй группы нужно учитывать, что посередине сетки проходит линия, над которой или под которой располагаются средние элементы букв, например букв Э, Ч, Ю, Б (рис. 26, 27). Для написания букв третьей группы необходимо учитывать две линии, которые на­ходятся на расстоянии 3/14Л (для шрифта типа А) от верхней и нижней линии, ограничивающие скругление букв (рис. 26; буквы Э, Ю). В шрифте типа Б эти две линии расположены на расстоянии 2/10 Н (рис. 27, а). Это нужно учитывать и при выполнении строчных букв (рис. 27, б).

Для написания шрифтов малого размера часто при-

меняют упрощенную сетку. На рис. 28 показано впи­сывание букв шрифта типа Б в обычную сетку (рис. 28, а ) и упрощенную (рис. 28, б ).

На рис. 29 дана конструкция некоторых знаков.

Для выполнения упражнения по написанию шрифта следует разметку сетки выполнять упрощенно (см. рис. 28).

Вначале нужно заготовить лист бумаги стандартного формата А4 с рамкой на расстоянии 5 мм от краев сверху, справа и снизу и 20 мм слева.

При выполнении упражнения по написанию стан­дартного шрифта типа Б размером 10(h) проводят все вспомогательные горизонтальные прямые линии, определяющие границы строчек шрифта. Расстояния между строчками b, равное 15 мм, откладывают, как показано на рис. 30. Далее надо отложить высоту шрифта h, т. е. 10 мм. На основаниях полученных строк следует отложить отрезки, равные ширине букв плюс расстояние между буквами. Например, для буквы

А этот отрезок равен 9/10h (7/10/г - ширина буквы, 2/10h - расстояние между буквами). При разметке строки следует учитывать сочетания букв типа РА, ГА, ТА и т. п. Наклонные линии для сетки под углом

75° проводят через намеченные точки при помощи двух треугольников: с углом 45° и с углами 30 и 60° (рис. 31).

После выполнения упражнений в написании шриф­тов и освоения этого процесса надписи на чертежах не­обходимо выполнять без построения сеток, от руки, соблюдая наклон букв, толщину линии шрифта и соот­ношения их элементов и толщины линии шрифта по ГОСТу. Карандаш затачивается в зависимости от тол­щины шрифта (параметра d ) (рис. 32, а). Допускается проводить только горизонтальные вспомогательные линии (рис. 32, б).

МАСШТАБЫ

Чертежи рекомендуется выполнять по возможности в натуральную величину, что дает правильное пред­ставление о действительных размерах изделия. Но это не всегда позволяют размеры изделия и размеры фор­матов листов. В таких случаях чертеж выполняют в уменьшенном виде, т. е. в некотором масштабе.

Масштаб - это отношение линейных размеров изображаемого предмета на чертеже к его натураль­ным размерам.

ГОСТ 2.302-68 (СТ СЭВ 1180-78) устанавливает масштабы изображения и их обозначение на чертежах всех отраслей промышленности и строительства (табл. 8).

Черчение – на первый взгляд сложный и совершенно непонятный предмет с такими же сложными и непонятными чертежами. Но это только на первый взгляд. Достаточно выполнения трех-четырех работ и многое станет понятным и простым. Напомню, все чертежи выполняются простым карандашом (также тушью, но это намного сложнее) на листах А3 (420 на 297 мм); а все размеры указываются в миллиметрах.

Итак, у нас есть желание чертить; либо его нет, но преподаватели в ваших учебных заведениях уже дали задание, которое придется выполнить. С чего начнем? Для начала, конечно, нам нужны чертежные инструменты. Нам понадобится: Несколько разных простых карандашей (хотя бы один твердый и один мягкий), набор линеек, циркуль, ластик и, собственно, листы формата А3. Как отличить твердый карандаш от мягкого и чем они различаются, да и зачем вообще несколько карандашей? Твердый карандаш оставляет за собой тонкую линию, которая легко стирается. Мягкий же оставляет за собой более толстую линию, которую сложнее вытереть. Именно поэтому сначала чертеж выполняется твердым и потом обводится мягким карандашами.

Теперь пару слов о циркуле: не скупитесь и купите хороший циркуль. При выборе инструмента обращайте внимание на: массу (чем тяжелее, тем лучше), материал (желательно выбрать металлический), количество сменных грифелей (опять же должны быть твердый и мягкий грифели), остроту иголки (в моем циркуле острая игла, но если Вы не хотите дырявить бумагу, возьмите с затупленной иглой). Давайте разберемся, почему же не стоит покупать самый дешевый циркуль. Одна из основных причин – качество инструмента, вряд ли пластмассовый циркуль выдержит несколько падений. Ну а тяжесть циркуля нам нужна для того, чтобы инструмент не «ездил» по бумаге и не скользил по ней. При желании можно также купить различные лекало, книги с теорией и другие инструменты на Ваш выбор.

Далее, нам нужно выбрать рабочее место. Помещение должно освещаться естественным светом, либо хорошим искусственным. С выбором стола не все так сложно: подойдет обычный письменный стол. Конечно, есть специальные столы для черчения, на которых рабочая поверхность располагается под определенным углом, на которых есть специальные места для инструментов. Но такие столы отнюдь недешевы и большого смысла их покупки для любителей нет.
Теперь можно приступать непосредственно к работе. Расположите инструменты так, чтобы они были под рукой, но в тоже время абсолютно не мешали Вам. Это значительно сократит время выполнения чертежа. Совет студентам и школьникам: не откладывайте работу на последние день-два. Будучи абсолютным новичком, на свой первый чертеж (состоящий всего из трехсот девяти букв) я потратил четыре дня, а общее время выполнения составило около 15-16 часов. В то время как сейчас я потрачу на тот же чертеж 1-2 часа. Все дело в практике: чем больше и чаще чертишь, тем меньше времени уйдет на выполнение работы.

Итак, любой чертеж (кроме титульного листа) начинается с двух вещей: рамки и штампа (в титульном штамп не нужен). Рамка нужна для того, чтобы ограничить рабочую поверхность с целью использования пространства вне рамки для некоторых нужд (например, с левой стороны два и более чертежа могут сшиваться между собой, без рамки это могло бы испортить важную часть чертежа). Размеры рамки: сверху, снизу, справа – 5 мм, слева – 20мм. Штамп – поле для заполнения основных надписей, таких как: разработчик, проверяющий, дата, подпись, название, количество листов, масса и многое другое. Штамп располагают в правом нижнем углу, вплотную к рамке. А вот его размеры бывают трех видов: 55 на 185 мм, 40 на 185 мм и 15 на 185 мм – всё зависит от типа выполняемой работы.

Только теперь можно приступать непосредственно к работе. Что получится в итоге – зависит только от Вас. Но помните: даже минимальная ошибка в 1-2 мм может привести к искривлению и нечитабельности всего чертежа. Удачи в начинаниях!

14.08.2017 / от https://сайт/best/wp-content/uploads/2017/08/CHerchenie-dlya-novichkov-2.jpg 553 1000 DeSigner https://сайт/art/wp-content/uploads/2017/05/aero2.png DeSigner 2017-08-14 09:05:11 2017-08-14 09:05:11 Черчение для новичков. Основы и первые шаги + несколько советов.