Леонид Парфенов. Сейчас циничное время

Как сообщал VVnews 25 ноября в Москве прошло первое вручение премии имени Владислава Листьева. Премия должна ежегодно вручается человеку сделавшему наиболее весомый вклад в российскую тележурналистику.

Леонид Парфенов, ставший первым лауреатом премии имени Владислава Листьева, произнес на церемонии вручения речь, в которой заявил, что российское телевидение полностью утратило способность объективно информировать о ситуации в стране и занимается лишь обслуживанием власти.

По словам Парфенова, после того, как произошло «огосударствление» телевидения, темы для репортажей «окончательно поделились на проходимые по ТВ и непроходимые по ТВ», а «за всяким политически значимым эфиром угадываются цели и задачи власти, ее настроения,отношение, ее друзья и недруги».

Вообще речь Парфёнова была наполнена острыми высказываниями относительно тем, которые являются больными для современной России, это практически полное сворачивание демократии, давление на оппозиционные СМИ (фактически полное отсутствие их видимости) всеобщая цензура, безнаказанность власти.

Упомянул Парфенов и ситуацию вокруг избиения корреспондента газеты «Коммерсант» Олега Кашина.

«До нападения на него Олег Кашин для федерального эфира не существовал и не мог существовать. Он в последнее время писал про радикальную оппозицию, протестные движения и уличных молодежных вожаков, а эти темы и герои немыслимы на ТВ», - заявил Парфенов, подчеркнув, что «среди тележурналистов у Кашина просто нет коллег».

Завершая своё выступление Парфенов подчеркнул: «Я не вправе винить никого из коллег, сам никакой не борец и от других подвигов не жду. Но надо хоть называть вещи своими именами».

Видео с речью Парфёнова моментально облетело интернет, а на сервисе YouTube за первые часы размещение ролик набрал несколько десятков тысяч просмотров.

Однако такая ситуация сложилась только в Интернете, на российском же телевидении сработали как-раз те механизмы, о которых и говорил Парфенов. Из сюжета о вручении премии были удалены все «неудобные моменты», а речь журналиста была сокращена до абсурдного минимума.

Напомним, по российскому телевидению также не был показан знаменитый диалог между российским премьер-министром Владимиром Путиным и музыкантом Юрием Шевчуком, в котором Путин в оскорбительной форме разговаривал с легендарным рок-исполнителем, который просто указал на явные ущемления прав и свобод в Российской Федерации.

Ролик распространённый в Интернете:

Видео с центрального телевидения России.

Леонид Парфенов известен как оппозиционный общественный деятель, звезда современной тележурналистики и борец за народные права. Он автор документальных фильмов о популярных деятелях культуры, спорта, политики и исторических событиях 20 века.

Детство и юность

Парфенов Леонид Геннадьевич родился в 1960 году в городе Череповце, районном центре Вологодской области. Через 6 лет там же появился на свет его младший брат Владимир. Отец мальчиков работал инженером на заводе, мама – учительницей. Парфенов признавался, что детство в Череповце было хоть и обеспеченным, но ужасающе скучным. Отец часто брал сына на охоту, но, кроме этого, радостей у Парфенова-младшего было мало.

В школе мальчику не с кем было общаться, ведь еще в раннем возрасте Леонид увлекся литературой и к 7-му классу имел уже очень приличный интеллектуальный багаж. В маленьком районном центре просто не нашлось подростка, способного потягаться с Леней в эрудиции. Тем не менее, учился Парфенов плохо, ему никак не давались точные науки.


Уже в 13 лет Леонид писал в районные газеты обширные и серьезные статьи. За одну из них подросток получил роскошную награду: поездку в знаменитый детский лагерь Советского Союза "Артек", где познакомился с такими же юными энтузиастами. Даже находясь в Крыму, Парфенов продолжал писать в местную газету, высказывая интересную и самобытную позицию по поводу задач современных подростков, в то время как сверстники предпочитали проводить время в отдыхе и коллективных развлечениях.

Родители постепенно смирились с решением сына стать журналистом. Но даже им было трудно поверить, что амбициозный Леонид выберет Ленинградский государственный университет имени . Сам Парфенов нисколько не сомневался в собственных силах и легко прошел вступительные экзамены. С тех пор для Леонида началась новая жизнь.


Парень мгновенно влился в культурную жизнь Ленинграда, кардинально изменил гардероб и завел множество полезных знакомств. Подружившись со студентами-болгарами, Парфенов получил возможность ежегодно отдыхать за пределами СССР и поначалу был шокирован открывшимся перед глазами пластом культуры.

Еще больше студента поразило осознание того факта, насколько плотным был информационный фильтр, не допускавший до жителей Советского Союза ничего "западного". И эти открытия заставили Леонида Парфенова усомниться, что он хочет жить при существующем положении вещей.

Телевидение

В 1982 году, после стажировки в ГДР, журналист Парфенов покинул стены альма-матер и по распределению вернулся обратно в Череповец, где молодому специалисту предстояло проработать следующих 4 года. Постепенно статьи Леонида начали появляться в столичных изданиях, а сам молодой человек за полтора года перевелся из газеты на местное телевидение. Это был небывалый успех для недавнего выпускника университета, тем более что навыкам телеведущего и диктора Леонид Парфенов нигде не обучался.


В 1986 году Эдуард Сагалаев, главный редактор программ для молодежи ЦТ Советского Союза, пригласил Леонида в столицу в качестве специального корреспондента. Разумеется, Парфенов не мог отказаться от такого шанса. 2 года журналист работал в телепередаче "Мир и молодежь" и сотрудничал с несколькими другими программами на ЦТ.

А в 1988 году молодого человека пригласили в только что созданную Анатолием Малкиным и телевизионную компанию "АТВ". Там Леонид Парфенов познакомился с и , и другими, позднее ставшими знаменитыми коллегами, менявшими облик советского телевидения на стыке десятилетий.


Что формат программы, что поведение ведущего в эфире были неожиданно смелыми, даже вызывающими. Реалии нового, позднего советского времени требовали иного формата, и Леонид сумел создать картинку, которая нравилась зрителю. Однако уже в следующем году телеведущий отстранен за слишком резкие высказывания в сторону отставки видного политического деятеля .


Леонид Парфенов в программе "Намедни"

Немилость продлилась недолго и в целом прошла почти незаметно для карьеры Леонида. К тому же после развала СССР, благодаря появившейся свободе слова, образовались множество газет, журналов, радиостанций и телестудий. Талантливому журналисту было из чего выбирать. В том же 1991 году Парфенов присоединился к телекомпании “ВИD”, созданной .

В 1993 году телеведущий начал сотрудничество с еще одним новичком среди телекомпаний - НТВ. Там журналист воскресил свое любимое детище, ранее закрытый проект "Намедни". 1994-й закончился для Парфенова первой в профессиональной биографии премией “ТЭФИ” за придуманную им передачу "НТВ - новогоднее телевидение".


В следующем году Леонид присоединился в качестве ведущего к ток-шоу "Герой дня", формат которого подразумевал интервью в прямом эфире с видными российскими деятелями культуры и политики. Тогда же Парфеновым в соавторстве с было придумано новогоднее шоу "Старые песни о главном", стремительно завоевавшее популярность зрителей постсоветского пространства. Парфенов и Эрнст тонко сыграли на желании аудитории увидеть новое и непривычное, соединив в одной передаче популярных звезд, новый для российского телевещания формат мюзикла и с детства знакомые целевой аудитории советские песни.

С 1997 по 1999 годы Леонид состоял в совете директоров телеканала, а также являлся генеральным продюсером. Телепроект "Намедни" преобразился в цикл документально-исторических фильмов. Всего вышли 16 серий в рамках проекта «Российская империя».


Сериал охватывал жизнь России с 1697 по 1917 годы и был посвящен правителям государства от до . Фильмы выходили до середины 2004 года, пока Парфенова не уволили с НТВ. Тогда журналист начал сотрудничать с Первым каналом, для которого создавал документальные фильмы.

Восторг зрителей и критиков вызвала картина «Цвет нации», посвященная родоначальнику цветных фотоизображений и издателю журнала для поклонников этого вида искусства Сергею Прокудину-Горскому. Фильм рассказывал не столько о человеке, сколько о том, что потеряла Россия с начала 20 века, начиная от памятников архитектуры и заканчивая духовными ценностями.


К 200-летнему юбилею писателя телеведущий снял фильм «Птица Гоголь», рассказывающий об авторе «Носа» и «Ревизора» как об авангардисте своего времени. Отрывки произведений читали , .

Героями документальных рассказов Леонида становились и , и , и . «З00 лет Новому году» посвящен истории появления праздника в России. «Гамбит. На месте событий» послужил своеобразным предисловием к фильму по книге , режиссер и автор романа прошлись по полям сражений Русско-турецкой войны.


«Хребет России» - повествование об Уральском регионе, снятое в формате роуд-муви в соавторстве с писателем Александром Ивановым. Это автор романов «Географ глобус пропил», «Общага-на-крови», «Сердце пармы», по которым уже сняты и в ближайшем будущем появятся новые художественные ленты.

С тех пор Леонид успел выпустить несколько книг-альбомов, поработать главным редактором новостного журнала, сняться в клипе на песню "Рэп-молебен в поддержку веры" и начать тесное сотрудничество с информационным телеканалом "Дождь". Здесь мужчина стал соведущим программы «Парфенов и Познер», затем тележурнала «Парфенов», оба проекта продержались меньше года.


Леонид Парфенов в программе "Парфенов и Познер"

За самоотверженную работу в сфере телевещания Леонид Геннадьевич в 2010 году получил премию имени Влада Листьева, с которым в 90-х годах успел поработать.

Леонид Парфенов неоднократно отмечен наградами со стороны как коллег, так и благодарной аудитории. Вряд ли найдется еще хоть один журналист, который за 15 лет 4 раза получил премию “ТЭФИ”.


В январе 2016 года Парфенов присоединился к образовательному проекту «Открытый Университет», для которого подготовил урок об ответственности элит и новом языке медиа.

Весной 2016-го анонсирован первый фильм нового документального проекта Парфенова «Русские евреи». В трилогии речь идет о влиянии русскоговорящих евреев на историю всего мира. Первая серия проекта охватила 1918-1948 годы. Специфическая тема фильма тут же подняла вопрос о национальности журналиста. Автор никак не комментировал интерес к своим корням и называет себя русским журналистом.

Трейлер фильма Леонида Парфенова «Русские евреи»

Мужчина заявил, что проект о евреях – только начало, впоследствии планируется снять фильмы о русских немцах и грузинах, нациях, которые вместе с евреями, по теории Леонида, стали основными, смешавшимися с русским народом.

В 2017 году ведущий презентовал фильм «Русские евреи. 1918-1948» в Риге. Вскоре канал RTVI (бывший «НТВ–Интернешнл») представил новую развлекательную программу – «Намедни в караоке». Парфенов и гости студии вспоминали и напевали хиты прошлых лет.


Сейчас Парфенова не видно ни на одном телеканале. Как признался в интервью сам журналист, он нигде официально не трудоустроен, но в формате самозанятости работает так много, как не делал этого в телестудиях. Кроме того, телеведущий входил в число советников президента РФ в области обеспечения прав и свобод граждан.

Книги

В 2008 году Леонид стал лауреатом премии «Лучшая книга журналиста» за серию "Намедни. Наша эра. События, люди, явления". Год спустя получил приз «Книга года» от агентства «Роспечать». Писателем Парфенов себя не считает, поскольку у него только 2 профессии – журналист и телеведущий.

«А книга – это журналистика в твердом переплете».

В основу изданий лег телепроект «Намедни». В первых 6 томах прослеживалась поступательная хронология: каждому десятилетию от 60-х до середины 2000-х отводилось по книге. Затем – обращение в предвоенные годы. Леонид пояснил, что в России 21 века не осталось почти ничего от «советскости» и забываются уроки прошлого.

Цикл «Российская империя» посвящен периоду от Петра Первого до Октябрьской революции. Автор вновь объехал места, в которых побывал, представляя зрителям одноименный сериал, расширил и дополнил материал.


«Литература про меня. Леонид Парфенов» вышла в цифровом аудиоформате. В книге телеведущий отвечал на вопросы писателя и колумниста о работе на телевидении, школьных друзьях, музыкальных вкусах и прочих сторонах жизни.

Вместе с супругой Еленой Леонид выпустил сборник рецептов «Ешьте!», где собраны кулинарные хиты, от простых до требующих терпения в приготовлении. На Парфенове лежала обязанность подбирать иллюстрации.

Личная жизнь

С женой Парфенов познакомился благодаря профессии. Увидев в газете статью Леонида, журналист Чекалова загорелась желанием увидеть воочию талантливого юношу. Подруга пришла к Лене в гости и за компанию привела Парфенова. С тех пор начался роман, закончившийся свадьбой в 1987 году.


Чекалова работала на Первом канале, вела в программе «Утро» кулинарную рубрику «Счастье есть!». В конце 2013-го женщину уволили, по словам Елены, за политические взгляды супруга и за поддержку , баллотировавшегося в мэры Москвы. Но в глаза об этом, конечно, не сказали. Да еще и на сайте разместили недостоверную информацию: якобы у телеведущей другие проекты. Это, пожалуй, единственный раз, когда семья Парфенова привлекла внимание прессы. Личная жизнь журналиста ни в молодости, ни спустя годы брака не становилась источником слухов и сплетен.


У супругов двое взрослых детей - сын и дочь. Иван окончил университет в Милане и работает, по одним источникам, в РИА «Новости», по другим – развивает азиатское направление в коммуникационном холдинге «Апостол», гендиректором которого одно время значилась . Мария училась в Лондоне, на факультете СМИ и социологии Городского университета, занимается семейным ресторанным бизнесом.


В 2015-м Леонид Парфенов породнился с банкиром Михаилом Бройтманом: Иван женился на дочери предпринимателя Марии, выпускнице лондонской Architectural Association School of Architecture. Свадьбу отпраздновали по еврейским обычаям. Фото с торжества и последующего медового месяца опубликовали глянцевые издания. Через 3 года журналист стал дедом.

Леонид Парфенов сейчас

В интервью на «Эхо Москвы» в 2017 году Леонид Парфенов сказал:

«Либо я не нужен «Ютубу», либо «Ютуб» не нужен мне, но по какой-то причине эта история не срастается».

В 2018-м, видимо, все «срослось», и журналист открыл собственный канал. С названием не мудрствовал, обыграл фамилию – «Парфенон». Ярко и узнаваемо. Ролики Леонид Геннадьевич именует дневником событий за неделю. Первый выпуск за пару дней набрал свыше 500 тыс. просмотров.


Помогают Парфенову продюсер Илья Овчаренко, бывший менеджер ВГТРК и «Рамблера», и соведущий , которого Интернет-сообщество знает под ником Wylsacom. Коллег Леонид удивляет тем, что отвечает на комментарии пользователей, что по большому счету в Сети мало кто делает.

Взлет популярности блога обеспечила личность журналиста, считает Илья. Парфенов умеет подать информацию так, что зритель по ту сторону экрана становится собеседником. К слову, сам владелец канала в интервью «Дождю», данном в январе 2019-го, назвал деятельность на YouTube не блогерством, а именно журналистикой.


«Парфенон» превратился не только в способ самовыражения бывшего телеведущего. В СМИ приводилась оценка исследовательского агентства блогеров, предположившего, что создатель канала заработал за год 22,9 млн руб. К этим словам сам Парфенов отнесся спокойно:

«Я не суммировал. Даже те деньги, которые там были названы, невелики. Вообще деньги там не сумасшедшие, мягко говоря. И материальный стимул для меня самый слабый».

Нынешнее телевидение Леониду не интересно ни как зрителю, ни как специалисту, разбирающемуся в процессе создания контента. Поэтому телевизор журналист не смотрит, а резонансную новость или фильм можно раздобыть в Интернете.

Фильмография

  • «Намедни 1961-2003: Наша эра»
  • «300 лет Новому году»
  • «И лично Леонид Ильич»
  • «Цвет нации»
  • «Современница» (о Галине Волчек)
  • «Он пришел дать нам волю» (о Михаиле Горбачеве)
  • «Живой Пушкин»
  • «Жизнь Солженицына»
  • «Русские евреи»

Библиография

  • «Ешьте!»
  • «Намедни. Наша эра. 1946-1960»
  • «Намедни. Наша эра. 1961-1970»
  • «Намедни. Наша эра. 1971-1980»
  • «Намедни. Наша эра. 1991-2000»
  • «Российская империя. 1689-1762. Пётр I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна»
  • «Российская империя. 1762-1801. Екатерина II, Павел I»
  • «Российская империя. 1801-1855. Александр I, Николай I»

"Причиной увольнения стало закрытие программы "Намедни", связанное с нарушением трудового договора, допущенным Парфеновым, обязывающим его поддерживать политику руководства телекомпании", - говорится в сообщении руководства телекомпании.

"Леонид Парфенов, безусловно, один из наиболее талантливых журналистов на современном телевидении. Однако инцидент не был первым. Поэтому мы были вынуждены принять подобное решение. Все обязательства перед своим бывшим работником, содержащиеся в трудовом контракте, будут выполнены телекомпанией в полном объеме", - заявил генеральный директор ОАО "Телекомпания НТВ" Николай Сенкевич, слова которого приводятся в сообщении компании.

В ответ на вопрос корреспондентов, о каких инцидентах идет речь, пресс-секретарь канала Ирина Ган заявила, что руководство НТВ пока от дальнейших комментариев воздерживается.

Напомним, что 30 мая исполняющий обязанности гендиректора телеканала НТВ Александр Герасимов запретил к показу в программе "Намедни" эксклюзивное интервью с вдовой чеченского сепаратиста Зелимхана Яндарбиева Маликой.

По словам Герасимова, сюжет был снят с эфира программы по просьбе российских спецслужб. Герасимов заявил, что Леонид Парфенов фактически "вынес сор из избы", так как распоряжение о снятии сюжета с эфира было внутренним делом телекомпании.

Сам Парфенов пока отказался дать какие-либо комментарии по поводу своей отставки. Тем временем ведущий программы "Свобода слова" на НТВ Савик Шустер заявил, что относится к произошедшему плохо. "Других комментариев у меня нет", - сказал он. Некоторые корреспонденты НТВ, готовящие программу "Намедни", узнали о ее закрытии от журналистов.

Журналисты попросили прокомментировать ситуацию шеф-редактора программы "Сегодня с Михаилом Осокиным" на НТВ Елену Савину. "Конечно, это квинтэссенция кремлевской глупости и пошлости. За последние четыре года власть всегда из двух возможных решений выбирает самое неудачное. Парфенов никогда не внушал Кремлю доверия. Он оставался вещью в себе, занимался профессией, а не кремлевскими играми. Мы, новостники, понимаем, что это серьезная атака является предупреждением и нам, и Татьяне Митковой. Я рассматриваю случившееся как начало перепрограммирования компании, подготовки НТВ к превращению в третьесортный канал", - заявила Елена Савина.

Генеральный секретарь Союза журналистов России Игорь Яковенко назвал увольнение Леонида Парфенова с НТВ таким же революционным и знаковым событием, как убийства Дмитрия Холодова и Владислава Листьева или закрытие телеканала ТВС.

1 июня автор и ведущий программы "Намедни" Леонид Парфенов был уволен с НТВ. "Власть" попыталась разобраться в том, кто был заинтересован в увольнении Парфенова и чьими руками это было сделано.
Парфенова уволил Сенкевич
Формально решение об увольнении Парфенова и закрытии программы "Намедни" принял гендиректор НТВ Николай Сенкевич. По его словам, поводом послужил тот факт, что ведущий передал в СМИ внутренний документ компании — распоряжение замгендиректора НТВ Александра Герасимова о снятии с эфира на европейскую часть страны сюжета "Выйти замуж за Зелимхана". По убеждению Сенкевича, "никакой размер таланта не дает права на нарушение корпоративной этики". Официальная формулировка увольнения для прессы: "В связи с нарушением трудового договора, обязывающего поддерживать политику руководства телекомпании".
Как известно, в этой части трудовой договор Парфенов нарушил не первый раз. В ноябре прошлого года он показал на "Орбиту" сюжет о книге Елены Трегубовой "Байки кремлевского диггера". С европейского эфира "Намедни" этот сюжет по распоряжению Николая Сенкевича (устному) был снят. Тогда Парфенов также позволил себе некорпоративно комментировать решение руководства.
Да и вообще Сенкевичу не за что любить Парфенова. Вряд ли он забыл, с какой открытой неприязнью его встретили на канале в феврале 2003 года после увольнения Бориса Йордана. Парфенов открыто говорил о "некомпетентности" нового гендиректора. И именно в программе "Намедни" Парфенов заявил о неприятии коллективом нового руководства, а потом в знак протеста ушел в длительный отпуск. Тогда неокрепший еще Сенкевич был вынужден принять одумавшегося Парфенова обратно. Теперь же Сенкевич окреп. По неофициальной информации, совсем недавно Николай Сенкевич интересовался у понимающих людей, что ему делать с Парфеновым. Ему якобы ответили: сам решай, ты давно уже начальник. Вот он и решил.

Парфенова уволил Герасимов
Именно Александр Герасимов курировал информационное вещание и в отсутствие Сенкевича исполнял обязанности гендиректора. Именно от Герасимова Парфенов добился письменного распоряжения о снятии сюжета, которое и было опубликовано в газете "Коммерсантъ".
Есть все основания обидеться и требовать от своего непосредственного начальника наказания строптивого подчиненного. Который, к тому же, является еще и конкурентом по эфиру. Леонид Парфенов не скрывал своего мнения о программе Герасимова "Личный вклад". По его словам, "Личный вклад" часто "беззастенчиво передирал темы, стилистику, подачу и даже рубрики "Намедни"".
В этом году НТВ выдвинуло "Личный вклад" на ТЭФИ в категории "информационно-аналитическая программа", а "Намедни" Сенкевич предлагал выдвинуть как "информационно-развлекательную программу", от чего, естественно, Парфенов отказался. И если в первое время рейтинги "Личного вклада" были в несколько раз ниже показателей "Намедни", то в последний месяц у программы Герасимова они начали заметно расти. И в этом смысле увольнение Парфенова и уход из эфира его программы дает возможность "Личному вкладу" еще больше закрепиться в эфире и, возможно, претендовать на воскресную позицию "Намедни".

Парфенова уволил Парфенов
Без помощи Леонида Парфенова Парфенова бы не уволили. Парфенов прекрасно знал, что им давно недовольны и Герасимов, и Сенкевич, поскольку многие сюжеты в "Намедни" вызывали недовольство в Кремле.
Кроме сюжета о книге Трегубовой это еще и знаменитая история с сурдопереводом встречи Владимира Путина с силовиками во время "Норд-Оста". Из последних передач особое раздражение, как говорят, вызвал сюжет Алексея Пивоварова об инаугурации Владимира Путина и комментарий Парфенова, посвященный посланию президента Федеральному собранию.
Конечно, с сюжетом о вдове Яндарбиева Парфенов, что называется, "подставился". Не мог же он не понимать, что начальству придется за этот сюжет держать ответ. А уже после снятия сюжета Парфенов еще и выставил это начальство политическими цензорами. Да еще до того глупыми, что готовы письменные цензурные распоряжения издавать.

Парфенова уволил Кремль
При каждом очередном обострении борьбы за свободу слова в России под подозрение попадает администрация президента.
Не обойдется без кремлевской версии и на этот раз: как уверяли "Власть" коллеги Парфенова, катарский сюжет был снят именно по звонку из Кремля. Александр Герасимов, выступая на "Эхе Москвы" 2 июня, честно признался: "Была просьба воздержаться от эмоциональных оценок происходящего в Катаре". Чья это была просьба, Герасимов не сказал, но отметил, что для него "вот этой просьбы было достаточно для того, чтобы ее принять". Парфенов еще раньше в интервью "Коммерсанту" подтверждал, что перед предпоследним выпуском "Намедни" "руководство компании (и не только) просило не давать сюжет в эфир". А уже после выхода 30 мая сюжета на "Орбиту" к Александру Герасимову, по словам Парфенова, от неких спецслужб поступила просьба снять сюжет с европейского эфира.
Как говорят практикующие телевизионные журналисты, обычно просьбы спецслужб передаются на телевидение не напрямую, а через Кремль. Впрочем, представители пресс-службы президента России, к которым обратилась "Власть" с вопросом, не они ли запретили сюжет и уволили Леонида Парфенова, ответили, что это "внутреннее дело телекомпании НТВ".
Нельзя не признать, что именно сейчас громкий скандал с увольнением известного журналиста крайне невыгоден Кремлю со стратегической точки зрения. 8-10 июня в США пройдет очередной саммит "восьмерки", и Владимиру Путину вряд ли захочется, чтобы одной из основных тем в его беседах с мировыми лидерами стал вопрос об очередном "наступлении российских властей на свободу СМИ".