Категории персональных данных. Какой штраф ждет компанию за нарушение закона о персональных данных

С 1 июля 2017 года вступает в силу Федеральный закон от 07.02.2017 № 13-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Федеральный закон № 13-ФЗ), которым детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. В связи с этим мы решили напомнить основные положения Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее – Федеральный закон № 152-ФЗ) и гл. 14 ТК РФ, которые регламентируют правила обработки персональных данных работников и гарантии их защиты.

Закон о персональных данных в 2017 г.

Под персональными данными понимается любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному либо определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ).

Согласно п. «a» ст. 2 Конвенции о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных (заключена в г. Страсбурге 28.01.1981) персональные данные означают любую информацию об определенном или поддающемся определению физическом лице (субъекте данных).

В силу п. 3 ст. 3 Федерального закона № 152-ФЗ любые действия или операции с персональными данными считаются их обработкой. К таким действиям относятся сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передача персональных данных (их распространение, предоставление, доступ к ним), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение данных. Все эти действия могут совершаться с помощью средств автоматизации или без использования таковых.

Организация работы с персональными данными.

Согласно ч. 1 ст. 57 ТК РФ в трудовом договоре обязательно указываются фамилия, имя, отчество работника, сведения о документах, удостоверяющих его личность, ИНН. Это значит, что каждый работодатель, заключая трудовой договор, получает информацию, относящуюся к персональным данным. Такая информация содержится в документах, предъявляемых работником при приеме на работу:

  • в паспорте;
  • в военном билете (у военнообязанных);
  • в свидетельстве о присвоении ИНН;
  • в страховом пенсионном свидетельстве;
  • в документах об образовании;
  • в водительском удостоверении и документах на машину, если это требуется в связи с исполнением трудовой функции;
  • в медицинской справке о прохождении медицинского осмотра (медицинской книжке), если это необходимо в связи с исполнением работником трудовой функции.

В статье 86 ТК РФ установлены общие требования, которые должны соблюдать работодатель и его представители при обработке персональных денных в целях обеспечения прав и свобод человека и гражданина:

  • обработка персональных данных работника может осуществляться исключительно в целях обеспечения соблюдения законов и иных нормативных правовых актов, содействия работникам в трудоустройстве, получении образования и продвижении по службе, обеспечения личной безопасности работников, контроля количества и качества выполняемой работы и обеспечения сохранности имущества;
  • при определении объема и содержания обрабатываемых персональных данных работника работодатель должен руководствоваться Конституцией РФ, ТК РФ и иными федеральными законами;
  • все персональные данные работника следует получать у него самого. Если персональные данные работника можно получить только у третьей стороны, работник должен быть уведомлен об этом заранее и от него должно быть получено письменное согласие. Работодатель должен сообщить работнику о целях, предполагаемых источниках и способах получения персональных данных, а также о характере подлежащих получению персональных данных и последствиях отказа работника дать письменное согласие на их получение;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать сведения о работнике, относящиеся в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных к специальным категориям персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ и другими федеральными законами;
  • работодатель не имеет права получать и обрабатывать персональные данные работника о его членстве в общественных объединениях или его профсоюзной деятельности, кроме случаев, установленных ТК РФ или иными федеральными законами;
  • при принятии решений, затрагивающих интересы работника, работодатель не имеет права основываться на персональных данных работника, полученных исключительно в результате их автоматизированной обработки или электронного получения;
  • защита персональных данных работника от их неправомерного использования или утраты должна быть обеспечена работодателем за счет его средств в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами;
  • работники и их представители должны быть ознакомлены под подпись с документами работодателя, устанавливающими порядок обработки персональных данных работников, а также об их правах и обязанностях в этой области;
  • работники не должны отказываться от своих прав на сохранение и защиту тайны;
  • работодатели, работники и их представители должны совместно вырабатывать меры защиты персональных данных работников.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 18.1 Федерального закона № 152-ФЗ каждая организация обязана издать документ, определяющий ее политику в отношении обработки персональных данных, локальный акт по вопросам обработки персональных данных, а также локальный акт, устанавливающий процедуры, направленные на предотвращение и выявление нарушений законодательства РФ, устранение последствий таких нарушений.

Отсутствие в организации локального нормативного акта, устанавливающего порядок обработки персональных данных работников, является нарушением трудового законодательства и влечет административную ответственность по ст. 5.27 КоАП РФ (постановления Московского городского суда от 29.08.2011 № 4а-1743/11, 4а-1742/11, ФАС МО от 27.11.2006 № КА-А40/11424-06 по делу № А40-17389/06-146-165, от 01.11.2006, 08.11.2006 № КА-А40/10787-06 по делу № А40-32068/06-96-156).

Работодатель обязан обеспечить такой порядок хранения персональных данных, который бы ограничивал несанкционированный доступ к ним. Право доступа к персональным данным работника, в частности, имеют:

  • руководитель организации (работодатель – индивидуальный предприниматель);
  • непосредственный руководитель работника;
  • начальник отдела кадров;
  • сотрудники отдела кадров;
  • сотрудники бухгалтерии.

Так как доступ к персональным данным может иметь не только руководитель организации, ответственность за разглашение персональных данных предусмотрена и для работников организации. Например, согласно п. «в» ч. 6 ст. 81 ТК РФ трудовой договор с работником может быть расторгнут по инициативе работодателя в случае разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе при разглашении персональных данных другого работника.

Закон о персональных данных в 2017 г. К сведению:

Положение об особенностях обработки персональных данных, осуществляемой без использования средств автоматизации утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 687 (далее – Положение).

Согласно п. 6 Положения лица, осуществляющие обработку персональных данных без использования средств автоматизации (в том числе сотрудники организации-оператора или лица, осуществляющие такую обработку по договору с оператором), должны быть проинформированы:

  • о факте обработки ими персональных данных, обработка которых осуществляется оператором без использования средств автоматизации;
  • о категориях обрабатываемых персональных данных;
  • об особенностях и правилах осуществления такой обработки, установленных нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также локальными правовыми актами организации (при их наличии).

Меры по обеспечению безопасности персональных данных при их обработке, осуществляемой без использования средств автоматизации

Обработка персональных данных без использования средств автоматизации должна осуществляться таким образом, чтобы в отношении каждой категории персональных данных можно было определить места хранения персональных данных (материальных носителей) и установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ

Необходимо обеспечивать раздельное хранение персональных данных (материальных носителей), обработка которых осуществляется в различных целях

При хранении материальных носителей должны соблюдаться условия, обеспечивающие сохранность персональных данных и исключающие несанкционированный доступ к ним. Перечень мер, необходимых для обеспечения таких условий, порядок их принятия, а также перечень лиц, ответственных за реализацию указанных мер, устанавливаются оператором

К сведению:

Все документы, содержащие персональные данные работников, такие как личные дела, картотеки, учетные журналы, следует хранить в специально оборудованных шкафах или сейфах, которые запираются и опечатываются. Трудовые книжки работников нужно хранить в сейфе отдельно от личных дел.

Оформление согласия работника на передачу его персональных данных.

В соответствии со ст. 88 ТК РФ передача персональных данных работника третьей стороне без письменного согласия указанного работника не разрешается, за исключением предусмотренных законом случаев. Сразу перечислим ситуации, когда не требуется согласие работника на передачу его персональных данных.

Не требуется согласие работника на передачу его персональных данных

Нормы законодательства

Третьим лицам в целях предупреждения угрозы жизни и здоровью работника

Абзац 2 ст. 88 ТК РФ, абз. 1 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В ФСС, ПФР в объеме, предусмотренном законом

Абзац 15 ч. 2 ст. 22 ТК РФ, п. 2 ст. 12 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ, п. 1, 2 ст. 9, п. 1, 2, 2.1, 3 ст. 11, абз. 2 ч. 2 ст. 15 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, абз. 3 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В налоговые органы

Подпункты 1, 2, 4 п. 3 ст. 24 НК РФ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В военные комиссариаты

Абзац 4 п. 1 ст. 4 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ, пп. «г» п. 30, пп. «а» – «в», «д», «е» п. 32 Положения о воинском учете, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По запросу профессиональных союзов в целях контроля за соблюдением трудового законодательства работодателем

Абзац 5 ч. 6 ст. 370 ТК РФ, п. 1 ст. 17, п. 1 ст. 19 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ, абз. 5 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По мотивированному запросу органов прокуратуры

Пункт 1 ст. 22 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По мотивированному требованию правоохранительных органов и органов безопасности

Статья 6 Федерального закона от 29.07.2004 № 98-ФЗ, п. 4 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 № 3-ФЗ, п. «м» ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 03.04.1995 № 40-ФЗ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

По запросу от государственных инспекторов труда при осуществлении ими надзорно-контрольной деятельности

Абзац 3 ч. 1 ст. 357 ТК РФ, абз. 7 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

В органы и организации, которые должны быть уведомлены о тяжелом несчастном случае, в том числе со смертельным исходом

Абзац 5 ст. 228 ТК РФ. Перечень оповещаемых органов и сроки направления извещений о несчастном случае установлены ст. 228.1 ТК РФ

В случаях, связанных с исполнением работником должностных обязанностей, в том числе при направлении в командировку

Части 5 – 5.2 ст. 11 Федерального закона от 09.02.2007 № 16-ФЗ, п. 19 Правил предоставления гостиничных услуг в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.10.2015 № 1085, абз. 2 п. 2 Постановления Правительства РФ № 1085, абз. 4 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Для предоставления сведений в банк, обслуживающий банковские карты работников, при условии что в договоре о выпуске карт (коллективном договоре, локальном нормативном акте организации) содержится пункт о праве работодателя передавать персональные данные работников либо работодатель действует на основании доверенности на представление интересов работников

Абзац 10 п. 4 Разъяснений Роскомнадзора

Во всех остальных случаях передача персональных данных производится с письменного согласия работника, из которого должно быть ясно, кому будут передаваться его персональные данные и с какой целью.

Кроме того, работодатель обязан предупредить лиц, получающих персональные данные, о том, что данные сведения могут быть использованы лишь в целях, для которых они сообщены, и требовать от этих лиц подтверждения того, что данное правило соблюдено.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных.

Контроль и надзор за обработкой персональных данных работников осуществляются в соответствии с гл. 5 Федерального закона № 152-ФЗ.

К сведению:

Уполномоченным органом по защите прав субъектов персональных данных, на который возлагается обеспечение контроля и надзора за соответствием обработки персональных данных, является федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере информационных технологий и связи. В настоящее время это Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) (Постановление Правительства РФ от 16.03.2009 № 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»).

С учетом поправок, внесенных Федеральным законом № 16-ФЗ , с 01.03.2017 деятельность Роскомнадзора в сфере обработки персональных данных отнесена к государственному контролю и надзору. Теперь Роскомнадзор защищает права субъектов персональных данных – физических лиц и будет проводить проверки организаций и предпринимателей (операторов персональных данных), а также контролировать обработку персональных данных иными операторами. Порядок проведения проверок и других контрольных мероприятий определяет Правительство РФ (ч. 1, 1.1 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ).

Уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных рассматривает обращения субъекта персональных данных о соответствии содержания его персональных данных и способов их обработки целям обработки таких данных и принимает соответствующее решение.

Работодателю следует ознакомиться с положениями Приказа Минкомсвязи РФ от 14.11.2011 № 312, которым утвержден Административный регламент по исполнению данной службой функций по осуществлению государственного контроля (надзора) за правильностью обработки персональных данных. Предметом контроля являются:

  • документы, характер информации в которых предполагает или допускает включение в них персональных данных;
  • информационные системы персональных данных;
  • деятельность по их обработке.

Привлечение к административной ответственности за персональные данные.

Согласно ст. 90 ТК РФ лица, виновные в нарушении положений законодательства РФ в области персональных данных при обработке персональных данных работника, привлекаются к дисциплинарной и материальной ответственности в порядке, установленном ТК РФ и иными федеральными законами, а также к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, предусмотренном федеральными законами.

Пунктом 2 ст. 23 Федерального закона № 152-ФЗ установлено, что уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных имеет право привлекать к административной ответственности лиц, виновных в нарушении положений этого закона. Размер административной ответственности за нарушение закона о персональных данных предусмотрен ст. 13.11 КоАП РФ.

Федеральным законом № 13-ФЗ ст. 13.11 КоАП РФ изложена в новой редакции. В частности, детализирован перечень нарушений в области персональных данных и увеличен размер административной ответственности за них. Новая редакция этой статьи начнет применяться 1 июля 2017 года.

Ответственность за персональные данные. К сведению:

До начала действия поправок ст. 13.11 КоАП РФ предусмотрено, что нарушение требований гл. 14 ТК РФ, Федерального закона № 152-ФЗ, Федерального закона № 27-ФЗ и других законов, определяющих порядок сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (их персональных данных), влечет предупреждение или наложение административного штрафа:

  • на должностных лиц – в размере от 500 до 1 000 руб.;
  • на юридических лиц – в размере от 5 000 до 10 000 руб.

Начиная с 01.07.2017 предусмотрена следующая административная ответственность за нарушения закона о персональных данных.

Вид нарушения

Размер штрафа, руб.

Для юридических лиц

Для должностных лиц

Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством РФ в области персональных данных, либо их обработка, несовместимая с целями сбора персональных данных, за исключением случаев, указанных ниже, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

От 30 000 до 50 000

От 5 000 до 10 000

Обработка персональных данных без согласия в письменной форме субъекта персональных данных на их обработку в случае, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния

От 15 000 до 75 000

От 10 000 до 20 000

Обработка персональных данных с нарушением установленных законодательством РФ в области персональных данных требований к составу сведений, отражаемых в согласии субъекта персональных данных на их обработку в письменной форме

От 15 000 до 75 000

От 10 000 до 20 000

Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по опубликованию документа, определяющего политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведений о реализуемых требованиях к защите персональных данных либо обеспечению иным образом неограниченного доступа к ним

От 15 000 до 30 000

От 3 000 до 6 000

Невыполнение предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по предоставлению субъекту персональных данных информации, касающейся обработки его персональных данных

От 20 000 до 40 000

От 4 000 до 6 000

Невыполнение оператором в сроки, установленные законодательством РФ в области персональных данных, требования субъекта персональных данных или его представителя либо уполномоченного органа по защите прав субъектов персональных данных об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении в случае, если персональные данные являются неполными, устаревшими, неточными, незаконно полученными или не являются необходимыми для заявленной цели обработки

От 25 000 до 45 000

От 4 000 до 6 000

Невыполнение оператором при обработке персональных данных без использования средств автоматизации обязанности по соблюдению условий, обеспечивающих в соответствии с законодательством РФ в области персональных данных сохранность персональных данных при хранении материальных носителей персональных данных и исключающих несанкционированный доступ к ним, если это повлекло неправомерный или случайный доступ к персональным данным, их уничтожение, изменение, блокирование, копирование, предоставление, распространение либо иные неправомерные действия в отношении персональных данных, при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния

От 25 000 до 50 000

От 4 000 до 10 000

Невыполнение оператором, являющимся государственным или муниципальным органом, предусмотренной законодательством РФ в области персональных данных обязанности по обезличиванию персональных данных либо несоблюдение установленных требований или методов по их обезличиванию

От 3 000 до 6 000

Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за нарушение неприкосновенности частной жизни установлена в ст. 137 УК РФ.

Частью 2 данной статьи предусмотрено, что незаконные сбор или распространение сведений о частной жизни лица, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, наказываются:

  • либо штрафом в размере от 100 000 до 300 000 руб. или в размере заработной платы (иного дохода осужденного) за период от одного года до двух лет;
  • либо лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок от двух до пяти лет;
  • либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет или без такового;
  • либо арестом на срок до шести месяцев, лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или осуществлять определенную деятельность на срок до пяти лет.

Возмещение морального вреда.

Согласно ст. 24 Федерального закона № 152-ФЗ лица, виновные в нарушении требований этого нормативного правового документа, несут предусмотренную законодательством РФ ответственность.

Моральный вред, причиненный субъекту персональных данных вследствие нарушения его прав, нарушения правил обработки персональных данных, установленных данным законом, а также требований к защите персональных данных, подлежит возмещению в соответствии с законодательством РФ. Возмещение морального вреда осуществляется независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.

* * *

В заключение перечислим основные обязанности работодателя, которые он должен исполнять при работе с персональными данными:

  • разработать и принять локальные нормативные акты, регламентирующие порядок хранения и использования персональных данных работников;
  • назначить лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных;
  • установить перечень лиц, осуществляющих обработку персональных данных либо имеющих к ним доступ;
  • установить перечень мест хранения документации, являющейся носителем персональных данных работников, а также перечень мер, необходимых для обеспечения сохранности персональных данных, порядок их принятия;
  • ознакомить работников под подпись с положением об организации работы с персональными данными;
  • брать письменное согласие работников на обработку персональных данных, которое должно быть конкретным и информированным и содержать в себе именно те сведения, на которые работники дают согласие для обработки, а также согласие для передачи своих персональных данных третьим лицам с указанием этих лиц;
  • направлять в Роскомнадзор уведомление об обработке персональных данных работников в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

За неисполнение названных требований законодательства работодатель может быть привлечен к административной ответственности, а в отдельных случаях – и к уголовной.


Разъяснения Роскомнадзора «Вопросы, касающиеся обработки персональных данных работников, соискателей на замещение вакантных должностей, а также лиц, находящихся в кадровом резерве», опубликованы на сайте http://www.rsoc.ru 24.12.2012.

Федеральный закон от 22.02.2017 № 16-ФЗ «О внесении изменений в главу 5 Федерального закона «О персональных данных» и статью 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Административный регламент исполнения Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соответствием обработки персональных данных требованиям законодательства РФ в области персональных данных, действует в редакции от 24.11.2014.

С. Е. Нестеров,

Здравствуйте, уважаемые читатели! Совсем недавно вступили в силу изменения в ст. 13.11 КоАП РФ, внесенные Федеральным законом от 07.02.2017 № 13-ФЗ. Персональные данные с 1 июля 2017 года стали для кого-то головной болью, а кто-то на эти изменения не обратил внимания. Как выясняется при анализе поправок — зря.

Законодательство о персональных данных весьма сложное и непонятное. Но ориентироваться в нем сейчас совершенно необходимо, чтобы не попасть под крупный штраф.

Если объяснять суть изменений в двух словах, то штрафы выросли на несколько порядков (до 75 тыс. руб. за одно нарушение), а совершить правонарушение без знания закона можно запросто даже не подозревая об этом.

Поэтому давайте по порядку разбираться во внесенных и вступивших в силу изменениях, на которые многие упорно не обращают внимание.

Сперва давайте в целом поговорим о том, что такое персональные данные.

Что относится к персональным данным физического лица

Отношения, возникающие по поводу обработки персональных данных регулируются Федеральным законом от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных». Ключевым понятием, вокруг которого вертится все остальное, является понятие самих персональных данных.

В соответствии с п. 1 ст. 3 указанного закона это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Из этого определения следуют два важных вывода:

  1. Субъектом персональных данных может быть только физическое лицо. Сведения о юридическом лице не являются и не могут являться персональными данными.
  2. Чтобы сведения о физическом лице признавались персональными данными, они должны позволять идентифицировать его.

С первым выводом все понятно. Со вторым возникает серьезный вопрос: при каких условиях информация, имеющая отношение к человеку, начинает рассматриваться как персональные данные? Что является персональными данными по закону?

При ответе на этот вопрос выделяют два подхода:

  1. Это только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.
  2. Это любая информация, которая имеет отношение к физическому лицу и позволяет выделить его из общей массы людей.

Но это теоретические подходы. Правильный выбор затруднен из-за отсутствия в законе перечня примеров возможных видов персональных данных. В определенной степени этот пробел восполняется судебной практикой.

Например, в Определении Верховного Суда РФ от 24.06.2015 № 18-АПГ15-7 указано:

«...К данным сведениям относятся фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы и другая информация».

Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 13.12.2016 N 33-26115/2016 по делу N 2-3830/2016 повторяет то же самое.

Особого внимания заслуживает информация, которую пользователи оставляют на посещаемых сайтах в сети Интернет. Анализ самой последней судебной практики (в частности, Постановления Девятого арбитражного апелляционного суда № 09-АП-17574/2016 от 23.05.2016 по делу № А40-14902/2016) позволяет сделать вывод, что сведения об IP-адресе пользователя, cookie, сведения о географическом местоположении устройства пользователя и т. п. тоже считаются персональными данными.

В целом суды придерживаются первого подхода — к персональным данным относится только та информация, из которой можно сделать однозначный вывод о том, что речь идет о конкретном человеке.

Обычно это связка «имя» и что-то еще. Например, номер мобильного телефона. Или адрес электронной почты. Или те же cookie и иные метаданные.

Поэтому если на сайте есть какая-либо форма для заполнения пользователями, в которой есть поле «Имя», то вместе с передаваемыми метаданными (IP, cookie) вся эта информация будет относиться к персональным данным, а значит владелец этого интернет-ресурса является оператором их обрабатывающим.

Если совсем по-простому, то при наличии на вашем сайте формы обратной связи, то вы обрабатываете персональные данные. А если есть форма подписки, как у меня, то и подавно.

Роскомнадзор придерживается позиции, что персональные данные — это любая информация, относящаяся к физическому лицу. Такую информацию озвучивает само ведомство. Факт идентификации или неидентификации субъекта персональных данных оператором не влияет на статус данных как персональных.

Отговорка «я не обрабатывают персональные данные, я их только собираю», не сработает.

В 2017 году с 1 июля увеличили штрафы за нарушение закона о персональных данных. Например, штраф за обработку персональных данных без согласия владельца составляет 75 тысяч рублей. Чем рискует компания, которая нарушает закон, и сколько ей придется заплатить.

Читайте в нашей статье:

По действующим правилам ответственность несет лицо, которое нарушает правила сбора, хранения, использования или распространения персональных данных. Максимальная сумма штрафа за нарушение требований закона о персональных данных составляет сейчас 75 тыс. руб. ( КоАП РФ).

Новые штрафы за разглашение персональных данных и другие нарушения действуют с 1 июля 2017 года

1 июля 2017 года произошло повышение штрафов, которые Роскомнадзор начислит за нарушение требований о работе с персональными данными, в 2018 году действуют те же правила. Компанию привлекут к административной ответственности, если она обрабатывает персональные данные:

  • в случаях, которые не указал . Например, от покупателя интернет-магазина требуют сканы документов, подтверждающих личность;
  • в целях, которые отличаются от заявленных. Например, отправляет рекламные сообщения на адрес электронной почты, которую покупатель указал при оформлении заказа в интернет-магазине (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).

В качестве наказания могут вынести предупреждение или оштрафовать. Штраф за нарушение обработки о персональных данных составляет:

  • 1 – 3 тыс. руб. для граждан;
  • 5 – 10 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей;
  • 30 – 50 тыс. руб. для компаний.

Есть исключения. Некоторые случаи могут подпадать под действие ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ. Также иное наказание предусмотрено за действия, в которых присутствует состав уголовного преступления.

Чтобы обезопасить себя от штрафа за персональные данные, нужно обрабатывать их только в заявленных целях и согласно ч. 1 ст. 3 закона о персональных данных.

Штраф за персональные данные достигает 75 тысяч

В ряде случаев граждане должны согласиться на обработку своих данных. Нарушением считается, если компания использует персональные данные граждан без их письменного согласия. Также компанию накажут за несоблюдение требования закона к составу данных, которые необходимо перечислить в документе о согласии на обработку . Например, если компания не указала, каким третьим лицам будут доступны данные после того, как гражданин согласится на их обработку.

По правилам ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ штраф за использование и обработку персональных данных без согласия их владельца составляет:

  • 3 – 5 тыс. руб. для граждан;
  • 10 – 20 тыс. руб. для предпринимателей и должностных лиц;
  • 15 – 75 тыс. руб. для компаний.

Если у нарушения будут признаки уголовно наказуемого деяния, совершивший несет ответственность по ст. 137 или ст. 272 УК РФ.

Чтобы не возникло необходимости платить за обработку персональных данных штраф, нужно получать у граждан согласие на обработку персональных данных и соблюдать требования к списку сведений в документе о согласии.

Если компания не опубликует документ о политике использования данных, ее ждет штраф

Компания не опубликовала на интернет-ресурсе или иным образом не предоставила неограниченный доступ к документу, из которого граждане могут узнать о политике компании в отношении обработки персональных данных, либо к информации о том, как компания реализует требования к защите данных.

Согласно ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ за такое нарушение могут вынести предупреждение или назначить штраф. Штраф за такое нарушение составляет:

  • 700 – 1,5 тыс. руб. для граждан;
  • 3 – 6 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 5 – 10 тыс. руб. для предпринимателей;
  • 15 – 30 тыс. руб. для компаний.

Чтобы предотвратить нарушение, компании нужно опубликовать у себя на сайте в общем доступе ссылки на документ о политике компании в отношении обработки данных и другие сведения о требованиях к защите данных.

Штраф получит лицо, которое не ответило на запрос граждан

Если компания не предоставила гражданину сведений о том, что касается обработки его данных, такое нарушение наказывают предупреждением или штрафом. Такие правила закрепили в ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ. В данном случае штраф за нарушение обработки персональных данных составляет:

  • 1 – 2 тыс. руб. для граждан;
  • 4 – 6 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 10 – 15 тыс. руб. для предпринимателей;
  • 20 – 40 тыс. руб. для организаций.

Во избежание нарушения предоставляйте гражданам информацию по запросу в течение 30 дней (ч. 1 ст. 20 Закона о персональных данных).

Если информацию своевременно не уничтожить, это влечет штраф

Гражданин или его полномочный представитель потребовали уточнить персональные данные, блокировать их или уничтожить. Компания обязана сделать это, если данные утратили актуальность, оказались неполными или неточными, а также в случае незаконного получения или если они были собраны с целью, отличающейся от заявленной.

В ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ указано, что нарушение наказывается предупреждением или штрафом. Роскомнадзор начислит штраф за персональные данные по такому нарушению в сумме:

  • 1 – 2 тыс. руб. для граждан;
  • 4 – 10 тыс. руб. для должностных лиц;
  • 10 – 20 тыс. руб. для предпринимателей;
  • 25 – 45 тыс. руб. для компаний.

Если компания не хочет, чтобы ее оштрафовали, следует выполнить требования заявителя.

Компания получит штраф, если не обеспечила сохранность носителей с данными

Компания не обеспечила сохранность носителей, на которые записаны персональные данные, и не создала условий, исключающих несанкционированный доступ. Это является нарушением по ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ. Норма касается случаев, когда:

  • персональные данные обрабатывают без средств автоматизации;
  • нет состава уголовного преступления;
  • данные оказались доступны постороннем улицу, которое их уничтожило, распространило или незаконно использовало иным образом.

В этом случае штраф за персональные данные начисляют в размере.

С 1 июля 2017 года вступили в силу поправки в статью 13.11 КоАП РФ, в соответствии с которыми были значительно повышены штрафы за нарушение законодательства в области персональных данных (ПД).

Делая покупки в интернет-магазинах, покупатели оставляют некоторые сведения о себе - ФИО, адрес доставки и другие контактные данные. Поэтому владельцам интернет-магазинов следует внимательно изучить данный вопрос и обеспечить исполнение требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» при осуществлении торговли в сети интернет.

Подскажем, какая касса из нашего каталога подойдет под ваш бизнес.

Что относится к персональным данным физического лица, который является посетителем интернет-магазина

Персональные данные - это любая информация, которая прямо или косвенно относится к конкретному физическому лицу либо позволяет идентифицировать его (п. 1 ст. 3 Закона «О персональных данных» № 152-ФЗ).

В контексте организации работы интернет-магазина к персональным данным, в принципе, могут быть отнесены даже файлы Cookie – применяемые, в частности, для персонификации товарных предложений конкретным пользователям. Есть судебные прецеденты, подтверждающие отнесение таких файлов к персональным данным - например, Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.2016 года по делу № А40-14902/2016-84-126 11.

Персональные данные могут быть:

  • обработаны;
  • распространены;
  • изменены;
  • предоставлены тем или иным лицам (раскрыты);
  • удалены.

Указанные действия совершает оператор персональных данных. Им может быть любое физлицо, организация либо государственный или муниципальный орган власти. В том числе, безусловно, и интернет-магазин - учрежденный физлицом (ИП) либо принадлежащий юридическому лицу.

Поэтому, становясь оператором персональных данных, интернет-магазин обязан соблюдать нормы Закона № 152-ФЗ. Но в каких случаях он приобретает такой статус?

Чтобы приобрести статус оператора персональных данных, хозяйствующему субъекту достаточно совершить любую процедуру, которая характеризует их обработку, в частности:

  • сбор;
  • запись;
  • систематизацию;
  • накопление;
  • уточнение;
  • применение;
  • распространение.

То есть, осуществив хотя бы первую процедуру - сбор данных (на практике - получение от клиента через онлайн-форму) интернет-магазин становится оператором, и у него возникают обязательства по исполнению норм Закона № 152-ФЗ.

Отдельный сегмент правоотношений, в которых требуется соблюдение законодательства о персональных данных - взаимодействие интернет-магазина как работодателя и его наемных сотрудников (работающих как удаленно, так и в офлайновых подразделениях интернет-магазина). Однако, такие правоотношения, в целом, осуществляются в юрисдикции тех правовых норм, которые актуальны для взаимодействия работодателей и работников (удаленного или офлайнового) вне зависимости от вида осуществляемой ими деятельности.

В свою очередь, обмен данными именно между интернет-магазином и его клиентами образует отдельный и, фактически, уникальный - в части применения норм Закона № 152-ФЗ, сегмент правоотношений, в котором у хозяйствующего субъекта образуется широкий спектр прав и обязанностей в соответствии с законодательством.

Рассмотрим подробнее, какие именно обязательства должен выполнять интернет-магазин в связи с необходимостью исполнения норм Закона № 152-ФЗ.

Подпишись на наш канал в Яндекс Дзен - Онлайн-касса !
Получай первым горячие новости и лайфхаки!

Что нужно сделать интернет-магазину для соблюдения требований Федерального закона № 152-ФЗ

Главная обязанность любого оператора персональных данных (и интернет-магазин - не исключение) заключается в соблюдении порядка их обработки. Главное условие данного порядка - получение от субъекта персональных данных (то есть, покупателя) согласия на такую обработку.

Такое согласие может быть получено в любом достоверном виде (п. 1 ст. 9 Закона № 152-ФЗ). Но в предусмотренных законом случаях требуется такое согласие в письменном виде - то есть, на бумаге или с применением электронного документа, который заверен электронной подписью (п. 4 ст. 9 Закона № 152-ФЗ).

Покупка товаров в интернет-магазине прямо не отнесена законом к тем операциям, которые требуют письменного согласия субъекта персональных данных . Поэтому, получение такого согласия возможно, в принципе, в любом виде - который, однако, должен позволять однозначно удостоверить факт одобрения физлицом передачи персональных данных оператору.

Следующая обязанность оператора персональных данных - выполнение действий, направленных на реализацию законных прав субъектов персональных данных. В частности, речь идет о праве:

  • на подтверждение факта получения ПД интернет-магазином и начала их обработки;
  • на получение сведений о целях и способах обработки ПД;
  • на ознакомление с лицами (исключая лиц, которые работают в штате оператора), которые участвуют в обработке ПД).

К числу иных важнейших обязанностей операторов персональных данных правомерно отнести соблюдение конфиденциальности данных. Если клиент интернет-магазина не дал согласия на распространение своих данных другим лицам, то хозяйствующий субъект не вправе этого делать - как и иным образом раскрывать персональные данные (ст. 7 Закона № 152-ФЗ). При этом, даже если согласие получено, то за действия третьих лиц, которые получили персональные данные клиента интернет-магазина, ответственность несет сам интернет-магазин (п. 5 ст. 6 Закона № 152-ФЗ).

Важный нюанс, характеризующий обработку персональных данных - обязанность оператора размещать данные на серверах, расположенных в России - если законом не определено иного (п. 5 ст. 18 Закона № 152-ФЗ). Российские интернет-магазины не попадают под исключения, и потому должны выполнять указанную норму закона.

Отдельный вопрос - необходимость оператора персональных данных подавать уведомление о том, что осуществляется их обработка, в Роскомнадзор - в соответствии с предписанием п. 1 ст. 22 Закона № 152-ФЗ. В общем случае такое уведомление подавать требуется. Но положениями п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ предусмотрен широкий спектр исключений из указанного правила.

В частности, подп. 2 п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ предусматривает, что уведомление вправе не подавать операторы при исполнении договора, заключенного с субъектом персональных данных и при условии неосуществления передачи персональных данных третьим лицам без согласия субъекта. Под такие критерии вполне попадает договор купли-продажи, заключаемым между магазином и покупателем. Поэтому, интернет-магазину в общем случае не нужно - при взаимодействии с заказчиками, подавать уведомления, о которых идет речь (но возможны и исключения из этого правила - далее в статье мы рассмотрим их).

Итак, основные обязанности оператора персональных данных сводятся:

  • к получению согласия на их обработку;
  • к обеспечению конфиденциальности ПД;
  • к выполнению прочих требований законодательства (о размещении ПД на территории России, о выполнении запросов субъектов ПД, касающихся того, каким образом они используются).

Изучим подробнее, каким образом указанные обязанности могут быть технически выполнены интернет-магазином.

Онлайн-кассы для всех видов бизнеса! Доставка по всей России.

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

Как получить согласие на обработку персональных данных через интернет

Итак, поскольку в отношении деятельности интернет-магазинов законом не установлено требований по письменному получению согласия на обработку персональных данных, такое согласие может быть получено любым достоверным способом. Но каким именно?

Варианты здесь возможны следующие:

  1. Когда интернет-магазин запрашивает персональные данные через форму заказа.

В этом случае согласие на обработку данных может быть получено посредством задания условия, при котором отправка данных по заказу через форму возможна только при условии проставления галочки (или иного элемента формы, выполняющего аналогичную функцию) напротив строки, в которой написана формулировка наподобие «Даю согласие на обработку персональных данных, передаваемых оператору посредством настоящей формы».

В Согласии, как правило, отражаются:

  • цель предоставления документа оператору (в случае с интернет магазином - для доставки товара и иных целей, определенных процедурой купли-продажи);
  • перечень передаваемых оператору ПД;
  • сроки и порядок хранения ПД;
  • порядок передачи ПД тем или иным сторонним лицам (например, службе доставки товаров).

При этом, рядом с галочкой и ссылкой на Согласие следует прикрепить ссылку на особый документ, подробно разъясняющий порядок обработки интернет-магазином персональных данных в соответствии с Законом № 152-ФЗ - Политику конфиденциальности. Ее можно оформить как приложение к форме заказа. В описании ссылки должна присутствовать формулировка, которая может звучать как «С приложением к настоящей форме, в котором отражен порядок обработки персональных данных в соответствии с законодательством, ознакомлен».

Политика конфиденциальности - документ, который должен быть обязательно опубликован в общем доступе. Кроме того, она может рассматриваться как часть локальной нормативной базы организации, которая учреждает интернет-магазин. Сотрудники хозяйствующего субъекта, таким образом, должны быть обязаны следовать утвержденной Политике.

В состав Политики обычно входят:

  • общие положения;
  • формулировки, отражающие цели сбора хозяйствующим субъектом ПД;
  • положения о юридических основаниях для сбора ПД;
  • классификация используемых ПД, порядок и условия работы с ними;
  • порядок обеспечения реализации субъектами ПД прав, установленных законом.

В Политике можно отразить:

  • то, каким образом интернет-магазин обеспечивает права пользователей по запросу сведений об обработке ПД;
  • то, каким образом организуется хранение данных (в данном случае могут быть приведены сведения, позволяющие установить факт размещения серверов с ПД покупателей в России).
  1. Когда интернет-магазин запрашивает персональные данные через форму рекламной рассылки (подписки на тематические материалы с сайта - например, буклеты со скидками, промокодами).

Сбор персональных данных здесь возможно осуществить по аналогичной схеме - с применением галочки напротив пункта «Согласен», файлом Согласия и ссылкой на Политику конфиденциальности с формулировкой, отражающей факт прочтения Политики покупателем интернет-магазина.

В среде IT-специалистов и экспертов в области законодательства о персональных данных распространена точка зрения, по которой получение согласия человека на обработку персональных данных следует осуществлять в режиме, предполагающем установление «повышенной достоверности» его волеизъявления. Общераспространенная схема с применением галочки с Согласием и ссылки на Политику конфиденциальности рассматривается такими экспертами с критических позиций - и, надо сказать, небезосновательно, поскольку, по мнению экспертов:

  • галочка может быть проставлена случайно;
  • онлайн-форма может загрузиться с ошибкой - как вариант, без ссылки на Политику конфиденциальности, с отсутствием галочки или сопровождающих ее формулировок;
  • случайно или намеренно пользователь может вписать в форму чужие персональные данные.

С учетом данных нюансов предлагается дополнить рассматриваемую систему - с сохранением ее основных элементов в виде галочки, Согласия и ссылки на Политику конфиденциальности, механизмом вторичного получения согласия. Вариантами организации такого механизма в случае с интернет-магазином могут быть:

  1. Обязательная регистрация пользователя перед оформлением покупки.

Такая регистрация предполагает заполнение, фактически, той же формы с галочкой, Согласием и ссылкой на Политику конфиденциальности, при последующей отправке интернет-магазином на указанный пользователем e-mail письма с подтверждением регистрации (и одновременно для удостоверения факта предоставления согласия на обработку персональных данных и ознакомления с Политикой конфиденциальности).

В форме при этом предполагается указание логина и пароля, которые пользователь будет задействовать для последующего входа в свой аккаунт на сайте интернет-магазина.

Если пользователь не подтвердит регистрацию письмом, то согласие на обработку персональных данных не будет считаться полученным (но, вместе с тем, будет считаться, что пользователю предложено ознакомиться с Политикой конфиденциальности).

Рассматриваемый способ получения согласия на обработку данных с «повышенной достоверностью» может быть задействован магазином и в маркетинговых целях. Через персональный аккаунт покупателя его можно информировать о различных скидках и акциях, обмениваться с ним сообщениями и решать иные задачи, характерные для взаимодействия продавца и покупателя.

  1. Подтверждение совершения отдельного заказа по e-mail (без обязательной регистрации аккаунта на сайте интернет-магазина).

Алгоритм такого подтверждения, в принципе, будет схож с тем, что характеризует процедуру регистрации аккаунта покупателя, за исключением применения логина и пароля пользователя. В данном случае подтверждение будет производиться, фактически, с единственной целью - получения согласия на обработку персональных данных и удостоверения факта ознакомления человека с предложением о прочтении Политики конфиденциальности.

Следующая масштабная задача интернет-магазина - обеспечение конфиденциальности персональных данных на практике.

1. Задай вопрос нашему специалисту в конце статьи.
2. Получи подробную консультацию и полное описание нюансов!
3. Или найди уже готовый ответ в комментариях наших читателей.

Как интернет-магазину обеспечить конфиденциальность ПД

В соответствии с п. 1 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ оператор персональных данных должен принимать меры, достаточные для исполнения обязанностей, предусмотренных законом. При этом, оператор определяет перечень соответствующих мер самостоятельно - если законом не предусмотрено иного.

Очевидно, что речь идет, прежде всего, о мерах, которые призваны обеспечивать конфиденциальность персональных данных - то есть:

  • недопущение доступа к ним лиц, не имеющих разрешения к прочтению соответствующих ПД;
  • недопущение несанкционированного использования, видоизменения, распространения ПД;
  • обеспечение необходимой защиты ПД от различных кибер-угроз, видоизменения, распространения и совершения иных несанкционированных операций с ПД в силу технических сбоев.

Законом предлагаются следующие меры, направленные на решение указанных задач:

  1. Назначение оператором, имеющим статус юридического лица, ответственного работника - который организует обработку ПД на предприятии.
  1. Разработка оператором локальных нормативных актов, регулирующих порядок обработки ПД в соответствии с требованиями законодательства.
  1. Применение технических средств для обеспечения защиты ПД.
  1. Проведение внутреннего контроля процедур в рамках обработки ПД.
  1. Проведение оценки вреда, который может быть нанесен субъектам ПД вследствие нарушений законодательства об обработке персональных данных и устранение последствий таких нарушений.
  1. Проведение необходимой работы с сотрудниками на предмет повышения уровня их знаний в области защиты ПД.

По принципу правовой аналогии все указанные нормы применимы и в отношении индивидуальных предпринимателей, ведущих продажу онлайн. В том числе - если ИП работает самостоятельно, без привлечения работников. В потенциале у него, так или иначе, может появиться штат сотрудников, и к тому моменту у него должны быть действующие локальные нормативы, регулирующие порядок организации обработки персональных данных.

Следует знать, что в соответствии с п. 4 ст. 18.1 Закона № 152-ФЗ те документы, которые интернет-магазин должен издать в рамках исполнения указанных выше предписаний и рекомендаций, могут быть запрошены Роскомнадзором при проведении проверки хозяйствующего субъекта.

Так или иначе, меры, направленные на обеспечение оператором персональных данных исполнения требований закона (прежде всего, в части обеспечения конфиденциальности персональных данных) можно разделить на 2 группы:

  • организационные (по сути, и в основе своей правовые);
  • технические.

Организационные (правовые) меры касаются, главным образом, документальной регламентации применения указанных механизмов взаимодействия интернет-магазина (в лице владельца или его работников) с покупателем.

Отметим, что при реализации организационных и правовых мер предполагается разработка

договора купли-продажи (оферты) между магазином и покупателем, на основании которого согласие на обработку персональных данных оформляется в виде, отличном от письменного - с применением галочки в форме заказа и ссылки на Политику конфиденциальности.

Технические меры могут быть представлены в самом широком спектре - рассмотрим их подробнее.

Техническое сопровождение оборудования. Решим любые проблемы!

Оставьте заявку и получите консультацию в течение 5 минут.

В чем заключается техническая сторона обеспечения конфиденциальности ПД

Основной источник правовых норм, которым нужно следовать при решении технических задач по обеспечению конфиденциальности персональных данных - положения ст. 19 Закона № 152-ФЗ.

В ней сказано, в частности, что обеспечение безопасности персональных данных может быть осуществлено за счет:

  1. Установления угроз безопасности данных в рамках их обработки с использованием информационных систем .

На практике, реализация такой меры подразумевает применение различных антивирусных и дополняющих их решений - которые предполагается внедрить в систему управления сайтом. Такие решения призваны вовремя обнаруживать попытки автоматического или осуществляемого хакерами вручную несанкционированного доступа к персональным данным, собираемым с помощью форм заказов на сайте или хранящимся на серверах, которые администрируются интернет-магазином.

  1. Применением технических средств для повышения уровня защищенности персональных данных .

Речь идет, прежде всего, о различных инструментах шифрования данных - так, чтобы при получении доступа к ним они были представлены в виде, при котором их прочтение без последующей дешифровки невозможно при условии, что сама дешифровка должна санкционироваться интернет-магазином.

  1. Применением технических средств для восстановления удаленных, поврежденных или несанкционированным образом видоизмененных персональных данных .

Здесь речь может идти о решениях, которые применяются в целях:

  • дублирования персональных данных на случай их удаления с исходного носителя (повреждения либо видоизменения);
  • собственно, восстановления удаленных (поврежденных либо видоизмененных) данных с имеющихся носителей.
  1. Применением технических средств, позволяющих разграничить доступ (определить уровни доступа) к персональным данным в зависимости от статуса лица, которое имеет полномочия на обработку персональных данных .

Так, например, менеджер интернет-магазина может иметь доступ лишь к контактным данным покупателя (для того, чтобы связаться с ним в случае возникновения тех или иных вопросов), а менеджер по доставке - еще и к адресу. Либо - у первого могут быть полномочия лишь на прочтение контактов, а у второго - и на их изменение.

  1. Применением систем контроля над лицами, производящими обработку персональных данных .

Действительно, одних лишь локальных регламентов для обеспечения конфиденциальности персональных данных мало - нужен механизм контроля их исполнения. Решения здесь могут задействоваться самые разные - от выборочного мониторинга действий конкретных работников интернет-магазина до внедрения инструментов сплошного анализа трафика на предмет несанкционированной передачи персональных данных.

То, насколько защищенной должна быть информационная система для обработки персональных данных, определяется исходя из потенциального вреда, который может быть нанесен системе в силу влияния типичных для нее угроз. Перечни таких угроз и требования к защищенности системы, соответствующие степени угроз, определены в Постановлении Правительства России от 01.11.2012 № 1119.

Рассмотрим их подробнее.

Насколько защищенным должен быть интернет-магазин для безопасной обработки ПД

Владельцу интернет-магазина для того, чтобы определить, какие конкретно меры нужны для обеспечения необходимого уровня защиты персональных данных, следует воспользоваться таблицей по Приложению к Составу и содержанию организационных и технических мер, который утвержден приказом № 21.

Отметим, что данный перечень касается, прежде всего, все тех же кадровых нюансов организации работы интернет-магазина. Но даже если его владелец - ИП, работающий без штата работников, то ему, в частности, для обеспечения защиты персональных данных покупателей хотя бы на 1 уровне, придется:

  • применять средства идентификации и аутентификации пользователей;
  • управлять учетными записями пользователей;
  • контролировать доступ к серверу, на котором располагаются ПД;
  • использовать антивирус;
  • выявлять инциденты, связанные с несанкционированным доступом к ПД.

Безусловно, значительную часть такой работы ИП (и юрлицу, конечно, тоже) имеет смысл делегировать стороннему партнеру - например, владельцу хостинга, на котором размещен сайт интернет-магазина. Но передача таких полномочий должна быть правильно закреплена юридически - с применением детально проработанных соглашений, которые грамотно разграничивают ответственность интернет-магазина и его партнера, обеспечивающего защиту персональных данных покупателей в соответствии с законодательством.

На практике многие из современных CMS-систем управления сайтами имеют необходимый функционал для обеспечения соответствия работы интернет-магазина указанным выше требованиям, касающимся установления уровней безопасности обработки персональных данных.

Но, безусловно, во многих случаях требуется их доработка и дополнение. Как правило, крупнейшие поставщики решений для управления сайтами и хостинговых услуг стараются предлагать своим клиентам продукты, максимально соответствующие по характеристикам тем требованиям, что установлены законом № 152 и ведомственными стандартами. Тем не менее, при выборе определенной CMS-системы всегда полезно запрашивать дополнительные консультации специалистов по поводу ее соответствия нормам законодательства о защите персональных данных.

Таковы основные нюансы, характеризующие выполнение интернет-магазином предписаний Закона № 152-ФЗ и сопутствующих ему правовых актов в части взаимодействия с покупателями товаров. Однако, такое взаимодействие может осуществлять и в иных правовых контекстах. В частности - отражающих расчеты между магазином и покупателем с применением инновационного типа ККТ

Как мы уже отметили в начале статьи, по Закону № 152-ФЗ к персональным данным относятся любые сведения, которые могут прямо или косвенно относиться к определенному человеку (или идентифицировать человека). Очевидно, что e-mail или телефон могут быть, как минимум, косвенными идентификаторами.

Что касается e-mail, то он может принимать вид наподобие [email protected], и при утечке такого электронного адреса из баз данных интернет-магазина сторонние лица могут без труда понять, что покупки в магазине совершал Степан Петров, родившийся в 1976 году в Москве и обучающийся в Массачусетском университете.

С телефоном сложнее - но и его при желании можно посчитать за косвенный идентификатор. Например, лицо, несанкционированно получившее номер от интернет-магазина, может позвонить по нему и, представившись человеком из курьерской службы, попросить абонента уточнить ФИО и адрес доставки - но на самом деле для оформления навязчивой рекламной рассылки.

Таким образом, несмотря на то, что по Закону № 54-ФЗ, регулирующему применение онлайн-касс , покупатели интернет-магазинов оставляют свои контакты для получения чеков добровольно, речь идет о передаче продавцу персональных данных.

Означает ли это, что в отношении операций с такими данными будут действовать те же требования, что характеризуют обработку прочих персональных данных?

Отметим, что часть таких требований сохраняет актуальность. Например, интернет-магазин, проводящий оплату через онлайн-кассу , обязан:

  • гарантировать покупателям права на получение сведений об обработке ПД;
  • обеспечить конфиденциальность данных;
  • соблюсти прочие требования Закона № 152-ФЗ (в частности, о размещении ПД на российских серверах).

Самое примечательное - в число таких требований не будет входить получение согласия на обработку персональных данных.

Дело в том, что в п. 1 ст. 6 Закона № 152-ФЗ перечислен ряд исключений из правила о необходимости получения согласия. К таким исключениям относится обработка данных в рамках исполнения оператором функций и обязанностей, которые возложены на него законодательством. К таким функциям и обязанностям интернет-магазина правомерно отнести предписания Закона № 54-ФЗ - о формировании кассовых чеков при расчетах с покупателями.

Таким образом, согласие на получение e-mail и телефона - как разновидностей персональных данных, интернет-магазин запрашивать у покупателя не обязан.

Конечно, нет никаких правовых препятствий, чтобы запрашивать у покупателей согласие на обработку персональных данных, представленных e-mail и телефоном, одновременно с запросом согласия на обработку прочих персональных данных. То есть, в Согласии - которое скачивается при подтверждении формы заказа, и в сопутствующей ему Политике персональных данных, можно отразить, что часть данных - e-mail и телефон покупателя, будет использоваться интернет-магазином в целях исполнения положений Закона № 54-ФЗ. То есть - для отправки электронных кассовых чеков покупателю.

Но эта процедура, строго говоря, необязательна с точки зрения законодательства - хотя и несложна совершенно.

При этом, продавцу следует иметь в виду, что получение персональных данных в целях выполнения норм Закона № 54-ФЗ не попадает под исключения, прописанные в п. 2 ст. 22 Закона № 152-ФЗ - те, что относятся к обязательству по информированию Роскомнадзора о получении персональных данных. То есть - при приеме оплаты онлайн такое уведомление потребуется подать . Ведомство, получив от интернет-магазина уведомление, вносит его в реестр операторов персональных данных.

В уведомлении должны быть указаны:

  1. Наименование документа - «Уведомление об обработке персональных данных».
  1. Наименование оператора, его юридический адрес.
  1. Правовые обоснования, цели обработки данных.
  1. Типы обрабатываемых данных.
  1. Категории лиц, которые становятся субъектами персональных данных.
  1. Способы обработки данных.
  1. Меры обеспечения безопасности обработки данных.
  1. Сведения о расположении серверов, на которых хранятся персональные данные.
  1. Сроки начала обработки данных.
  1. Условия прекращения обработки данных.

Указывается ФИО и должность составителя уведомления. Он проставляет дату составления документа, подписывает его.

Таким образом, закон накладывает на владельцев интернет-магазинов внушительный объем обязательств. И санкции за их невыполнение - достаточно серьезные. Изучим их.

Ответственность и новые штрафы

За нарушение требований законодательства по данному вопросу предусмотрены следующие санкции:

  1. Административные штрафы .

Основной их перечень определен в ст. 13.11 КоАП РФ. Но некоторые прописаны в корреспондирующих статьях Кодекса.

К числу типичных штрафов можно отнести:

  • за обработку ПД без согласия их владельца - до 20 тыс. рублей на должностных лиц и ИП, до 75 тыс. рублей - на юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за отказ в предоставлении физлицу информации, с которой он вправе ознакомиться по закону - до 10 тыс. рублей на должностных лиц и ИП (ст. 5.39 КоАП РФ);
  • за неправомерную (не предусмотренную обозначенными целями) обработку ПД - до 10 тыс. рублей на должностных лиц и ИП, до 50 тыс. рублей на юридических лиц (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за отсутствие опубликованной Политики конфиденциальности - до 6 тыс. рублей на должностных лиц, на ИП - до 10 тыс. рублей, на юрлиц - до 30 тыс. рублей (ст. 13.11 КоАП РФ);
  • за отказ в ознакомлении физлица со сведениями об обработке его ПД - до 6 тыс. рублей на должностных лиц, до 15 тыс. рублей - на ИП, до 40 тыс. рублей - на юрлиц (ст. 13.11 КоАП РФ).
  1. Уголовная ответственность .

В соответствии со ст. 137 УК РФ незаконный сбор персональных данных, составляющих личную тайну гражданина, может привести к штрафу до 200 тыс. рублей либо назначению исправительных работ, дисквалификации, лишению свободы на срок до 2 лет.

  1. Определяемая в порядке гражданского судопроизводства .

Здесь речь может идти о самых разных санкциях, но к числу типичных можно отнести:

  • обязательство по возмещению убытков, причиненных субъекту ПД вследствие нарушения оператором положений Закона № 152-ФЗ;
  • обязательство по компенсацию морального ущерба субъекта ПД.

Так или иначе, с наибольшей вероятностью при нарушении интернет-магазином норм Закона № 152-ФЗ в отношении него будут применены административные санкции. При этом, следует иметь в виду, что самые строгие из них - в частности, штраф за неосуществление получения согласия на обработку данных (до 75 тыс. рублей) применяются при нарушении требований о письменном получении согласия на обработку персональных данных. Если допустимо получение согласия в любом достоверном виде, то при неосуществлении получения такого согласия применяется санкция в виде штрафа за неправомерную обработку данных (до 50 тыс. рублей).

Есть вероятность применения ряда дополнительных административных санкций к оператору. Например:

  • в виде штрафа за несоблюдение требований по защите данных - до 2 тыс. рублей на должностных лиц и ИП, до 15 тыс. рублей - на юрлиц (ст. 13.12 КоАП РФ);
  • в виде штрафа за непредоставление уведомления в Роскомнадзор - до 500 рублей на должностных лиц и ИП, до 5 000 рублей - на юрлиц (ст. 19.7 КоАП РФ).

Теоретически возможна блокировка сайта интернет-магазина - по решению суда. Например - если он допустит неправомерное публикование персональных данных покупателей без их согласия в отзывах о покупках.

В зависимости от конкретного нарушения и сферы правоотношений, в котором нарушение допущено, в отношении оператора персональных данных могут быть, таким образом, инициированы разные санкции.

Об изменениях закона по персональным данным рассказывают много, и мы решили присоединиться

Что происходит?

  • вводятся новые составы административных правонарушений за нарушения законодательства в области персональных данных (больше поводов вас поштрафовать немножечко),
  • упрощается процедура привлечения к административной ответственности за нарушения (вас становится легче штрафовать),
  • увеличиваются суммы штрафов (легче – и интереснее!).

Если раньше штраф был 10 000 рублей, то после 1 июля совокупный размер штрафов для юридических лиц может достигать 295 000 рублей. Вот теперь появляется экономический смысл заняться-таки этими несчастными персональными данными.

Кого могут оштрафовать?

Всех, кто обрабатывает персональные данные. А обработка персональных данных – это любые действия по сбору, хранению, записи, использованию, передаче персональных данных (п. 3 ст. 3 Федерального закона «О персональных данных» № 152-ФЗ).

Что относится к персональным данным?

Любая информация, позволяющая идентифицировать человека. В формулировке закона - любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных).

Такой информацией, например, являются:

  • фамилия, имя, отчество;
  • год, месяц, дата рождения, адрес, семейное положение, социальное положение, имущественное положение, образование, профессия, доходы;
  • e-mail, фотография, cookie, данные об IP-адресе, местоположении без указания фамилии и имени. Если cookie и IP-адреса стало неожиданностью, то можно посмотреть Решение Арбитражного суда г. Москвы от 11.03.16 г. по делу № А40-14902/2016 .

В конечном итоге, если вы сомневаетесь, относится ли что-то к персональным данным, на всякий случай лучше считать что относится.

Что делать если я - владелец сайта и получаю персональные данные?

Сайт должен соответствовал требованиям Закона.

1. Должно быть размещено согласие на обработку персональных данных, без одобрения которого, пользователь не может вам направлять данные.
2. Разместить на сайте в общем доступе ссылку на документ – политика организации по обработке персональных данных.
3. Все новые пользователи сайта должны быть предупреждены всплывающим на сайте сообщением о сборе данных пользователей (cookie, данные об IP-адресе и местоположении) с целью обеспечения работы сайта. Если пользователь не хочет эти данные предоставлять, он должен покинуть сайт или настроить свое программное обеспечение и/или оборудование таким образом, чтобы сайт эти данные не получал или по ним нельзя было определить пользователя.
4. Определить, должны ли вы подать уведомление об обработке персональных в Роскомнадзор. Из требования уведомлять Роскомнадзор есть исключения (об этом ниже, а также см. ч. 2 ст. 22 Закона).

Что по ответственности?

До 1 июля 2017 года возбуждать дела по административным делам, связанным с персональными данными был вправе исключительно прокурор, с 01 июля 2017 г. дела по статье 13.11 КоАП будут вправе возбуждать должностные лица Роскомнадзора (п. 58 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). Если до 1 июля 2017 года был один состав правонарушения (общее нарушение в сфере персональных данных), то сейчас их стало много:

Правонарушение Административное наказание Защита от риска
Обработка персональных данных в "иных" целях
Обработка персональных данных в случаях, не предусмотренных законодательством, либо обработка персональных данных, несовместимая с целями сбора персональных данных (ч. 1 ст. 13.11 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на граждан - в размере от 1000 до 3000 руб.;
  • на должностных лиц – 5000 до 10 000 руб.;
  • на юридических лиц – от 30 000 до 50 000 руб.
Обрабатывать персональные данные только в указанных в согласии и политике целях и согласно ч. 1 ст. 3 Закона о персональных данных.
Обработка персональных данных без согласия
Обработка персональных данных без согласия в письменной форме в случаях, когда такое согласие должно быть получено в соответствии с законодательством РФ (ч. 2 ст. 13.11 КоАП РФ).
Штраф:
  • на граждан - в размере от 3000 до 5000 руб.;
  • на должностных лиц (например, директор, кадровик или ИП) – от 10 000 до 20 000 руб.;
  • на организации - от 15 000 до 75 000 руб.
Получить согласие на обработку. При этом согласие на обработку персональных данных должно включать в себя информацию, указанную в части 4 статьи 9 Закона № 152-ФЗ.
Непредоставление доступа к политике по обработке персональных данных
Невыполнение операторомобязанности по опубликованию или обеспечению иным образом неограниченного доступа к документу, определяющему политику оператора в отношении обработки персональных данных, или сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. (ч. 3 ст. 13.11 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на граждан - от 700 до 1500 руб.;
  • на должностных лиц (например, директора или главбуха) - от 3000 до 6000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей - от 5000 до 10 000 руб.;
  • на организации - от 15 000 до 30 000 руб.
Опубликовать на сайте документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу.
Сокрытие информации от субъекта о собираемых о нем персональных данных
Невыполнение оператором обязанности по предоставлению информации, касающейся обработки персональных данных, в том числе содержащей сведения, указанные в ч. 7 ст. 14 Закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ) (ч. 4 ст. 13.11 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на граждан – от 1000 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц (например, директора, кадровика или бухгалтера) - от 4000 до 6000 руб.;
  • на индивидуальных предпринимателей – 10 000 до 15 000 руб.;
  • на юридических лиц (организаций) – от 20 000 до 40 000 руб.
Предоставлять субъекту персональных данных информацию, касающуюся обработки его персональных данных, в сроки, установленные законом.
Невыполнение требований об уничтожении и блокировке персональных данных
Невыполнение оператором требования об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении (ч. 5 ст. 13.11 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • на граждан - от 1000 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц (например, директора, кадровика или главбуха) - от 4000 до 10 000 рублей;
  • на ИП - от 10 000 до 20 000 рублей;
  • на юридических лиц – 25 000 до 45 000 руб.
Выполнять требования об уточнении персональных данных, их блокировании или уничтожении, в сроки, установленные законом.
Несохранность персональных данных
Необеспечение оператором сохранности персональных данных, если это привело к неправомерному или случайному доступу к персональным данным. А это, в свою очередь, послужило причиной их уничтожения, изменения, блокирования, копирования, предоставления, распространения либо иного неправомерного действия. (ч. 6 ст. 13.11 КоАП РФ).
Штраф:
  • на граждан - 700 до 2000 руб.;
  • на должностных лиц (например, руководителя) - от 4000 до 10 000 руб;
  • на индивидуальных предпринимателей - от 10 000 до 20 000 руб;
  • на организаций – от 25 000 до 50 000 руб.
Обеспечить хранение материальных носителей персональных данных, утвердить правила получения доступа к персональным данным.
Неуведомление Роскомнадзора об обработке данных
Непредставление уведомления об обработке персональных данных в Роскомнадзор, его несвоевременное представление либо представление уведомления, содержащего неполные или недостоверные сведения (ст. 19.7 КоАП РФ).
Предупреждение или штраф:
  • для граждан - от 100 до 300 руб.;
  • для должностных лиц (в том числе индивидуальных предпринимателей - примечание к ст. 2.4 КоАП РФ) - от 300 до 500 руб. При этом согласно примечанию к ст. 2.4 КоАП РФ такими лицами являются руководители и иные работники организаций, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции;
  • для юридических лиц - от 3000 до 5000 руб.
Если вы обрабатываете, храните персональные данные – вы оператор и должны уведомить Роскомнадзор (ч. 1 ст. 22, п. 2 ст. 3 Закона).

Исключение: уведомлять Роскомнадзор не нужно (часть 2 статьи 22 Закона), если:

  • Вы обрабатываете данные работника (п. 1 ч. 2 ст. 22 Закона).
  • Если обработка включает только фамилии, имена и отчества субъектов персональных данных (п. 5 ч. 2 ст. 22 Закона).

Отсутствие обязанности уведомлять Роскомназдор не освобождает от обязанности получать согласия на обработку персональных данных и иметь политику обработки. Например, если у вас есть работники, то согласие на обработку персональных данных необходимо либо сделать отдельным документом, либо в самом трудовом договоре оставить строчку для подписи работника (Судебная практика считает, что если согласие на обработку персональных данных дано в трудовом договоре, но нет места для подписи работника, то согласие работника не было дано).

Важно помнить: политику, согласие на обработку нужно составлять с учетом того, какие данные вы обрабатываете и какими способами. Это значит, что недостаточно просто скачать в сети эти документы, а нужно переделать их под себя . Если документы не учитывают ваши процессы обработки - считайте что у вас этих документов нет.

И самое главное – насколько риск привлечения к ответственности реален?

Ответ здесь будет крайне расплывчатым. Учитывая новые полномочия Роскомнадзора, новые статьи в КоАП и их весомые суммы, риск привлечения к ответственности вырастет по сравнению с тем, как это было раньше. Но насколько? Практика покажет.

И последнее, что беспокоит из-за грядущих изменений: сейчас регистраторы доменных имен (особенно крупные) по адвокатскому запросу от имени правообладателя охотно выдают информацию об администраторе доменного имени (физическом лице), чье доменное имя или сайт на этом доменном имени, нарушает права этого правообладателя.

Что же будет после 1 июля непонятно. Если регистраторы перестанут выдавать информацию об администраторе-физическом лице (его ФИО, адрес), ссылаясь на необходимость сохранять персональные данные, то правообладатель окажется в затруднительной ситуации: он не сможет обратиться в суд, потому что не знает к кому предъявлять иск.

Правообладатель может обратиться с требованием к владельцу сайта (если его контакты есть на сайте, конечно), а не администратору домена, а потом судебному запросу узнать, кто администратор домена. Однако дальше арбитражный суд не будет рассматривать иск к администратору из-за несоблюдения претензионного порядка разрешения споров. Но соблюсти этот претензионный порядок правообладатель не мог, так как не знал, кому писать.

И получается что после нескольких месяцев судебного процесса, когда правообладатель узнает, кто администратор и направит тому претензию, размер ущерба для правообладателя может стать очень существенным.

Кроме того, в связи с разъяснениями Суда по интеллектуальным правам, некоторые претензии можно предъявить только администратору домена, но не владельцу сайта. Из этого следует, что правообладатель должен еще потратиться на суд с владельцем сайта, который так-то ему не нужен. Такой проблемы нет, если администратор домена – юридическое лицо, но администраторов-физических лиц очень много.