Храм свт николая на болвановке. Храм николая чудотворца на болвановке

На высоком Таганском холме, между улицами Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевская), в 1697-1712 годах была построена Церковь святителя Николая на Болвановке. Болвановские улицы, именовались по слободе мастеров, живших здесь и делавших «болванки» — для изготовления головных уборов или металлических отливок. Деревянная же церковь во имя Николая Чудотворца на Болвановке известна по окладной книге 1632 года и названа «новоприбыльной», то есть вновь построенной.

Начало строительства каменной одноярусной церкви с небольшой трапезной и отдельно стоящей колокольней относится к 1682 году и осуществлялось «по благословению святейшего Иоакима Патриарха, по прошению приходских людей».

В 1702 году на средства, пожертвованные князьями Гагариными храмы расширили, а в 1712 году возвели два дополнительных яруса. Последний строительный этап осуществлялся при непосредственном участии замечательного русского зодчего Осипа Старцева.

На протяжении 18 века церковь неоднократно повреждалась пожарами, после которых ее ремонтировали. Так, в 1753 году выгорела верхняя церковь, а в 1773 году пострадал весь храм и даже обрушилась кровля. Восстановление храма завершилось осенью 1773 года, ремонт же верхней церкви Петра и Павла продолжался в течение еще пяти лет.

При вступлении в город армии Наполеона осенью 1812 года среди огромного количества пострадавших от пожаров построек был и храм святителя Николая. На его ремонт потребовалось два года, верхняя же церковь была освящена лишь в 1824 году.

На средства, пожертвованные старостой и прихожанами, в 1843 году храм внутри расписали «на золотом фоне греческим писанием».

Революция пришла на Таганку стремительно. В начале 20-х годов службы в церкви Святителя Николая Чудотворца были запрещены советской властью, а само здание передали в аренду разным организациям. В 1922 году из храма вывезли более 15 пудов серебра, при этом живопись закрасили, установили перегородки, уничтожили иконостасы, сбили с фасадов изразцы и сняли колокола.

В 1944 году при реконструкции Таганской площади и начале строительства станции метро «Таганская» решено было разобрать церковь Николая Чудотворца, так как она стояла в непосредственной близости от здания метро. Успели снести барабаны с главами основного четверика храма, междуэтажные перекрытия, кровлю над трапезной, шатер и восьмерик колокольни, но, к счастью, благодаря вмешательству общественности работы были остановлены, что спасло храм от гибели.

И только в 1990 году храм отдали верующим. Усилиями настоятеля и прихожан, у храма святителя Николая началась вторая жизнь, второе дыхание. Работы по восстановлению былого величия продолжаются и по сей день.

C Таганской площади я перешел через ул. Земляной Вал, названную так от оборонительного земляного вала, устроенного в 1592-1593 при Борисе Годунове и вышел на Верхнюю Радищевскую улицу, в начале которой красовался большой старинный храм Николая Чудотворца на Болвановке, известной с 1632 г. Прежнее название улицы - Верхняя Болвановская улица.

Полагают, что здесь в XVII в. существовала Болвановская слобода, где делались болванки для пошива головных уборов. Улица называлась и просто Болванкой (по местности), и Николоболвановской - по рядом стоящей церкви. Переименована улица была в 1919 г. в память об Алексее Николаевиче Радищеве (1749-1802), жившем здесь с 1797 г. Он известен прежде всего как автор книги "Путешествие из Петербурга в Москву". За резкую критику крепостничества в России был приговорен к смертной казни, замененной ссылкой в Сибирь на 10 лет.

02. Храм Николая Чудотворца на Болвановке.

Эти две старомосковские улицы – Нижняя и Верхняя Болвановская (ныне Радищевские) – отразили и топографические особенности местности, где был высокий Таганский холм, по преданию, один из семи холмов Москвы. Нижняя Болвановка находилась у подножия холма, подле Яузы, а Верхняя – на самой горе. И именно здесь, на вершине этого высокого, крутого холма, суждено было появиться прекрасному православному храму, освященному во имя святого Николая Чудотворца, которого татаро-монголы называли «русским богом».

Храм Николая Чудотворца на Болвановке относительно молодой среди московских церквей. Первый, деревянный, храм известен только с 1632 года и не существовал до Романовых, хотя крайне редко встречается утверждение, что он был основан в 1506 году. Об истории его строительства существует две версии. Согласно первой, в 1682 году патриарх Иоаким благословил возведение каменной Никольской церкви, той самой, что чудом дожила до нашего времени. Однако у прихожан не оказалось достаточно средств, чтобы осуществить дорогостоящее строительство, и деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 году. Вторая версия гласит, что в 1682 году на этом месте все-таки появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней, насколько позволили собранные пожертвования прихожан. А в начале XVIII века ее стали перестраивать и расширять на средства князей Гагариных. Именно это новое здание храма и построил архитектор Осип Старцев - один из известнейших зодчих второй половины XVII века. Осип Старцев известен еще и тем, что построил в Кремле истинное чудо – вызывающий восхищение ансамбль домовых церквей Теремного дворца с 11-тью золотыми куполами на одной кровле, где объединились Верхоспасский собор, церкви Воскресения словущего и Распятская.

04. Колокольня храма.

Красавец-храм построен в традиционном допетровском стиле: пирамида кокошников, пятиглавие куполов, шатровая колокольня, замыкающая храм с запада. Храм оказался о двух этажах. Внизу находилась теплая, то есть отапливаемая в холодное время года церковь с престолом во имя святителя Николая Чудотворца для зимних богослужений, а на втором ярусе – летняя, где престол освятили во имя апостолов Петра и Павла, по тезоименитству правившего тогда государя Петра Алексеевича. Были и приделы – Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Интересно, что алтарные апсиды нижней церкви более выдвинуты на востоке, чем верхние, ибо, согласно старинному церковному правилу, один храмовый престол не должен перекрывать другой престол, чтобы не мешать молитвам, творимым в алтаре, свободно возноситься к небу.

В августе 1712 года новоустроенный храм освящало духовенство Успенского собора. Храм, воздвигнутый на Таганском холме, был высотной доминантой площади и замыкал на себе перспективу прилегающих улиц, в соответствии с исконной московской традицией, где храмы имели роль градостроительных символов, и получалось, что в перспективе каждая улица Москвы вела к храму.

Спустя два года после освящения Никольского храма, в 1714 году, вовсе было запрещено каменное строительство в Москве. Для православного московского архитектора это было настоящей катастрофой. Известно, что старый мастер принял иноческий постриг в одном из московских монастырей и умер после рокового в его жизни 1714 года. Именно поэтому Никольский храм на Болвановке называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением последнего средневекового архитектора Москвы – «лебединой песнью» в творчестве московского зодчего, его прощанием с Москвой. Но судьба оказалась для его детища благосклонной.

Церковь сильно пострадала во время пожара в середине XVIII века, в частности, был практически полностью утрачен первоначальный белокаменный декор. Он неоднократно восстанавливался и поновлялся на средства прихожан, а в 1900-1905 годах на средства М. В. Коликова под руководством архитектора В. А. Осипова была проведена масштабная реставрация, частично вернувшая храму первоначальный облик. Были возвращены некоторые архитектурные детали, а также поновлены росписи художниками И. М. и М. И. Дикаревыми.

Около 1920 года храм был закрыт, разорён и отдан под учреждения. В 1944 году, при строительстве станции метро «Таганская» и перестройки Таганской площади была предпринята попытка разрушить храм, были уничтожены главы и верхушка колокольни, но от окончательного уничтожения его спасло присвоение статуса памятника архитектуры. Впоследствии храм был восстановлен, не вернули только кресты на куполах. В 1960-х храм покрасили. В 1980-х здесь находился Производственный научно-исследовательский институт по инженерным изысканиям в строительстве Госстроя СССР.

С севера-запада от храма была поставлена бензоколонка, которая до сих пор стоит обнесённая забором. В 1990 году церковь была возвращена верующим, с большим трудом отреставрирована и приписана к соседней церкви Успения в Гончарах где находится подворье Болгарской Православной Церкви в Москве. В виду отсутствия достаточного финансирования, по сей день неспешно продолжаются реставрационные работы.

Интерьер храма, конечно, не возобновлен в дореволюционном виде, но вполне прекрасен. Здесь находится очень редкий в Москве образ иконы Богоматери «Прибавление ума», столь важный, столь необходимый людям. Перед этой иконой Богоматери молятся и о детях, и об учащихся, и о болящих, и о даровании разума – духовного и телесного. А слева от иконостаса – дивный образ святителя Николая Чудотворца. Увидев его, так и хочется затеплить перед ним свечу…

Купив в палатке при храме потрясающе вкусные пирожки с курагой, приготовленные в трапезной этого храма, я двинулся дальше вниз по старой Верхней Радищевской (Болвановской) улице. Стоит отметить, что я никогда в жизни не ел подобных пирожков, в которых 80% - это курага и лишь 20% - тесто... и это все за символическую цену...

Именно здесь я начал чувствовать тот самый дух старой Москвы, в поисках которого я и отправился в этот район. С двух сторон небольшой улочки, резво убегающей вниз с Таганского холма, расположились старинные малоэтажные красивые домики, почти не было прохожих и автотранспорта... Я забыл о времени и шел все дальше и дальше...

Незаметно старая Вехне-Болвановская улочка перешла в Яузскую улицу . Свое название улица получила от Яузы – самого крупного притока Москвы-реки. Еще в XIV веке улица была частью дороги в Коломну, в Рязань и другие города. По ней в 1380 году проехал с войском Дмитрий Донской, отправляясь на Куликово поле, по ней же возвращался с него с победой. В честь этого на пересечении Яузской и Николоямской улиц, в небольшом скверике, был установлен памятный крест, извещающий, что вскоре на этом месте будет установлен памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

07. Памятник святому благоверному князю Дмитрию Донскому.

На плане 1739 года на современной Яузской улице между Николоямской улицей и Тетеринским переулком было еще пять переулков. В конце XVIII веке они были уничтожены, и на их месте раскинулось обширное владение заводчика Баташева, который в 1798 году построил здесь для своего зятя, генерала Шепелева, великолепный дворец, до сих пор являющийся лучшим архитектурным украшением улицы.

Вскоре я вышел к реке Яуза. Прямо за ней открывался вид на небесно-голубую Церковь Троицы в Серебряниках с колокольней и храмом Иоанна Предтечи, построенную в 1768 г. архитектором К. Бланком.

09. Река Яуза - самый крупный приток Москвы реки.

11. Церковь Троицы в Серебряниках

Слева открывался потрясающий вид на самый известный из семи высотных зданий в Москве - 153 метровый 32-этажный жилой дом, расположенный в 900 м от Кремля, на слиянии Яузы с Москвой-рекой и построенный в начале 50-х годов.

Данная высотка всегда славилась своими именитыми жильцами. Здесь в разное время жили (а некоторые живут и сейчас) великая Фаина Раневская, Людмила Зыкина, Константин Паустовский, Галина Уланова, Александр Твардовский, Нонна Мордюкова, Никита Богословский, Клара Лучко и Лидия Смирнова, Андрей Вознесенский, Василий Аксенов, Александр Ширвиндт, Дмитрий Нагиев и масса других весьма известных людей.

Как писал Василий Аксенов: "Еще в самом начале строительства Яузской высотки по соседству, на Швивой горке, возник и распространился под эгидой гэбэ большой лагерный пункт. Собственно говоря, именно зэки и начинали стройку, и для этого их не надо было гнать издалека; везти вагонами или фургонами; просто открывались ворота в глухом заборе, и из зоны выходило нужное количество рабсилы, чтобы спуститься со Швивой горки в котлован.

Строительство высотки вроде было уже закончено, въехали и расселились высокопоставленные жильцы, а концлагерь по соседству продолжал существовать. Во-первых, не все еще работы были завершены, например, самая высотная часть центрального корпуса, Башня, еще не была доведена до ума, и туда каждое утро из-под земли на спецлифте поднималась отобранная бригада. Во-вторых, за годы строительства в Таганском ОЛПе сформировалась группа самых изощренных на всей планете заключенных строителей небоскребов, и гэбэ не торопилась ее распускать. В-третьих, с лагерями ведь вообще какое дело: построить их гораздо легче, чем разобрать".

14. Кинотеатр "Иллюзион".

На первом этаже находится знаменитый кинотеатр «Иллюзион», в котором показывают отечественную и зарубежную классику из коллекции Госфильмофонда России, проходят ретроспективы фильмов выдающихся режиссёров и актёров и творческие встречи с ведущими деятелями кино. Этот кинотеатр - один из последних бастионов ностальгии по советскому кино. Потрепанная, но солидная касса, билеты с местами, вписанными от руки, кафе-бар с фотографиями кинозвезд XX века. Фильмы, снятые после 1990 года попадают в репертуар нечасто.

С Яузской улицы я решил подняться мимо кинотеатра «Иллюзион» вверх на Швивую горку по Большому Ватину переулку, ведущему на ул. Гончарную к стенам Афонского подворья в Москве. Переулок назван по фамилии (с искажением) C. Е. Вагина, строителя известной в этой местности с XVI века церкви великомученика Никиты, «что за Яузой на Швивой горке».

От начала улицы тянется вереница старинных приземистых домов, есть среди них даже одноэтажный из дерева. А вокруг не видишь ни одного доходного дома, которыми успели до 1917 года подпортить центр города, сломав много особняков, оплаканных Мариной Цветаевой в Замоскворечье.

Но здесь Бог миловал. Сохранились старинные усадьбы внесенные в реестр памятников русской истории и архитектуры XVIII века. Есть и более древние постройки. А за массивной стеной белеют шатер колокольни, стены церквей и часовен. Куполов всех сразу не сосчитать. На просторном дворе каменное крыльцо ведет в храм Никиты, облепленный приделами. Кажется, что это монастырь, но надпись над воротами гласит: "Афонское подворье".

16. Афонское подворье.

Храм впервые упоминается в летописи под 1476 годом. Современный храм построен в 1595 году «торговым человеком Саввой Емельяновым сыном Вагиным по челобитной Бориса Годунова», как написано на сохранившейся «вкладной плите». Бесстолпный одноглавый храм стоит на древнем подклете. К нему с разных сторон примыкают созданные позднее пристройки.

В 1684-1685 годах с юга к храму пристроен придел, освященный в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, с трехчастной апсидой и трапезной. Он украшен двумя рядами кокошников. Главка покоится на четырех кокошниках. Сохранился перспективный портал на западной стене и бочковидные наличники стен. В это же время с северо-запада от храма возведена шатровая колокольня.

В середине XVIII века храм был значительно перестроен и получил завершение в стиле барокко. К этому времени относится постройка западного двухэтажного притвора. В 1740 году освятили придел преподобных Онуфрия Великого и Петра Афонского. Перед западным притвором возвели новое гульбище. Церковный участок был обнесен оградой с коваными решетками, возвели арочные въездные ворота со стороны Гончарной улицы.

В 1878 - 1880 годы на средства купцов Кудряшевых и по проекту архитектора А. П. Попова в стиле XVII века был возведен северный придел во имя святой равноапостольной княгини Ольги с отдельным входом. Церковь закрыли в 1936 году, сломали ограду. Внутреннее убранство храма утрачено. В 1958-1960-х годах была проведена реставрация, во время которой восстановили завершение церквей, открытую паперть с лестницами на два входа. Малиновый цвет, в который были окрашены стены храма, был заменен на белый. Богослужения возобновились в 1992 году.

Церковь является подворьем Афонского Свято-Пантелеимоновского монастыря. Вокруг подворья в 1996 году возведена ограда со Святыми вратами и двумя часовнями - великомученика Пантелеймона и преподобного Силуана Афонского. Святынями храма являются иконы великомученика Пантелеймона с частицей его мощей, преподобного Силуана Афонского с частицей его мощей и святителя Феофана затворника с частицей его мощей.

Осмотрев Афонское подворье я повернул назад к Таганской площади, т.к., к сожалению, мое свободное время заканчивалось. По Нижней Радищевской улице я вышел к метро и вскоре уже ехал на станцию Комсомольская к Ярославскому вокзалу, откуда должен был направиться в город Мытищи.

-----------------
Вам понравился мой блог?

Фото: Церковь Николая Чудотворца на Болвановке

Фото и описание

Болвановка – еще одна московская слобода, которая получила свое название от рода занятий своих жителей. Слобожане зарабатывали себе на жизнь тем, что делали «болваны» - шаблоны для производства головных уборов и, возможно, сами шляпы и шапки. Средства на строительство храма Николая Чудотворца также собирали сами болвановские мастера.

Первый деревянный Никольский храм в Болвановке был упомянут в 1632 году, хотя есть предположения о том, что первая церковь была построена гораздо раньше, в начале XVI века. Во второй половине XVII столетия среди прихожан был начат сбор средств на строительство каменного храма. Правда, сборы затянулись, и нужная сумма была собрана только ближе к концу столетия. Автором проекта храма называют Осипа Старцева, а сам построенный им храм – последней на Москве постройкой средневекового периода.

Никольский храм был возведен в двух этажах: на первом находилась «теплая» (или зимняя) церковь с главным престолом в честь Святителя Николая, а на втором – «холодная» с престолом в честь Петра и Павла. Еще два придела храма были освящены в честь двух церковных праздников – Введения Богородицы во Храм и Усекновения главы Иоанна Предтечи. Участие в обустройстве храма в конце XVII – начале XVIII веков принимали князья Гагарины.

Храм несколько раз перестраивали: после пожаров в середине XVII столетия и в 1812 году, во второй половине XIX века. В начале прошлого столетия в церкви были проведены реставрационные работы, восстановившие ее изначальный облик.

В советское время храм был закрыт, а перед этим лишен ценностей. В 40-е годы был изменен облик Таганской площади, велось строительство Таганской линии метрополитена, и здание бывшего храма, которое занимали разные учреждения, могло быть снесено. К счастью, этого не произошло, так как здание объявили памятником архитектуры. В настоящее время за зданием закреплен статус памятника федерального значения.

Материалы для урока-экскурсии. 6-9 классы

Болвановские переулки, некогда расположенные в Замоскворечье и Заяузье, давным-давно переименованы. Сегодня память о них сохранилась лишь в названии двух старинных православных храмов: Спаса Преображения на Болвановке и Николая Чудотворца, что на Болвановке.

Приглашаю вас на воображаемую экскурсию, которая свяжет эти два храма, - от современной Таганской площади, где расположена церковь Николая до Новокузнецкого переулка к храму Преображения. Столетие разделяет великие исторические события, связанные с ними - Куликовскую битву (1380 г.) и окончательное избавление от монголо-татарского ига (1480 г.). Но вначале попробуем разобраться в значении слова, от которого произошло название интересующей нас местности.

В словаре В.Даля читаем: «болван - истукан, статуя, идол, языческий изваянный бог». Такие изображения из грубо отёсанных столбов было принято ставить на могилах воинов-героев, в «Слове о полку Игореве» упоминается Тмутараканский болван. Из Заяузья и из Замоскворечья шли на юго-восток дороги в столицу Золотой Орды - Сарай-Бату (развалины города находятся у с.Селитренное, Астраханская обл.). На Болвановках московские князья с почётом встречали и провожали татарских послов, с поклоном подносили им золотой кубок с кумысом, слушали ханские грамоты, которые послы зачитывали, ступив на постеленные им под ноги собольи меха, здесь же князья присягали хану, кланяясь идолу или его войлочному изображению. Можно предположить, что из-за этого идола местности и прозвали Болвановками.

Другая версия связывает это название с деятельностью местных ремесленников. «На другой стороне Москвы-реки (за Яузой) были слободы Кузнецкая и Болвановка. Близко жили мастеровые чугунного и гончарного дела, которые для своих изделий имели формы, или болваны, потому полагаем, что на месте, где теперь Болвановка, жили мастера, которые делали такие формы, или болваны», - писал Н.П.Розанов в книге «Описание московских церквей». Со временем «болванкой» стали называть все металлические заготовки для изделий, необходимые для литейного и гончарного дела.

П.В.Сытин толкует происхождение местности иначе: «Название улицам дано в XVIII в. по находившейся здесь в XVII в. ремесленной Болвановской слободе, жители которой делали из дерева болванки для пошива на них головных мужских уборов», - возможно, что жили здесь и шляпных дел мастера.

Заяузская Болвановка впервые упоминается в «Сказании о Мамаевом побоище». В конце 1380 г. объединённое русское войско под предводительством московского князя Дмитрия Донского выступило из белокаменного Кремля навстречу неприятелю: «Князь же великий отпустил брата своего, князя Владимира, дорогою на Брашево, а белозерских князей - Болвановскою дорогою, сам же великий князь пошёл дорогою на Котёл». Уже в наше время на бывшей Нижне-Болвановской, ныне Яузской улице, поставлен закладной крест, знаменующий, что на этом месте в будущем откроют памятник благоверному князю Дмитрию Донскому.

В 1547 г. заяузская Болвановка сгорела при пожаре, вспыхнувшем после венчания на царство Ивана Грозного. Через двадцать лет вновь отстроенная слобода стала местом поселения иноземцев, появившихся в столице после Ливонской войны (1558-1583). Воины жили в милости у русского царя, они были определены на государеву службу с «хорошим рационом», царь им пожаловал лошадей и огнестрельное оружие. По соседству с иноземцами поселились московские стрельцы, о чём свидетельствует название Тетеринского переулка. Согласно старинной традиции переулок был назван в честь начальника слободы, стрелецкого головы Тетерина, который в годы правления Ивана IV участвовал в походе на Астрахань.

При Борисе Годунове местность стала заселяться ремесленным людом, который принадлежал дворцовым слободам. В одной из них изготавливали таганы - чугунные треножники-подставки для котлов, на которых варили пищу на костре, отчего впоследствии и произошло название этих мест - Таганка. Каждая слобода строила свои приходские храмы, не исключением стали ремесленники Болвановской слободы, которые возвели церковь в честь Николая Чудотворца.

Никольский храм, известный с 1632 г., вначале был деревянным. И.К.Кондратьев в книге «Седая старина Москвы» утверждает, что он носил название «что в Кузнецах, у Таганских ворот». Через пятьдесят лет патриарх Иоаким благословил возведение каменной церкви, но у прихожан не нашлось достаточно средств на строительство, деньги собирали очень долго, так что возведение храма началось только в 1697 г. Правда, есть версия, что в 1682 г. на месте деревянного храма всё же появилась маленькая каменная церковь с шатровой колокольней. В начале XVIII в. князья Гагарины внесли пожертвования на строительство, и было отстроено здание храма, сохранившееся до наших дней.

Для возведения Никольской церкви был приглашён русский зодчий Осип Дмитриевич Старцев (? - после 1714), построивший ранее в московском Кремле настоящее архитектурное чудо - ансамбль домовых церквей Теремного дворца (1681-1682), а также Крутицкий терем (1693-1694) и трапезную Симонова монастыря (1677-1680). Исследователи считают, что Старцевы были тесно связаны с Таганкой. Возможно, отец Осипа Дмитриевича - Дмитрий Михайлович, тоже зодчий, построил здесь Воскресенскую церковь, а Осип владел располагавшейся неподалёку гончарной мастерской, в которой изготавливались поливные изразцы, украшающие Крутицкий терем. Дом Осипа Старцева мог находиться рядом с мастерской, в районе Заяузья, и построенный им Никольский храм стал его приходским храмом.

В XVIII в. быть зодчим означало совмещать множество талантов: Осип Дмитриевич был не только талантливым архитектором, но и руководителем строительства, распорядителем вверенных ему финансовых средств, решал важные административные вопросы. Его талант был вознаграждён, Старцев дважды получал награду от царя, «ибо он у каменных дел цену сбавил». Время строительства Никольского храма выдалось сложным - это были первые годы петровских преобразований. На смену московскому барокко пришли западноевропейские новшества, активно насаждаемые Петром I, и то, что храм Старцева был выстроен в архитектурных традициях Московской Руси, можно считать дерзновением зодчего. С 1703 г. начинается строительство Санкт-Петербурга, все архитекторные силы направлены на новое детище Петра. Но Осип Старцев не получил приглашения в Петербург, может быть поэтому при строительстве Никольского храма он попытался сохранить дух древней Москвы.

По оси с востока на запад протянулись постройки храма, трапезной и колокольни. Двухэтажный пятиглавый красавец-храм вобрал в себя многие черты московского барокко. В храме на Болвановке «мы видим и традиционную пирамиду кокошников, и довольно обычное пятиглавие, и традиционную шатровую колоколенку, замыкающую храм с запада». На первом этаже находилась отапливаемая в зимнее время церковь с главным престолом во имя святителя Николая, на втором - летняя, с престолом в честь апостолов Петра и Павла. В трапезной находились приделы -Введения во храм Пресвятой Богородицы и Усекновения главы Иоанна Предтечи.

Алтарь храма выполнен согласно архитектурным традициям начала XVIII в.: апсиды нижней церкви более выдвинуты на восток по сравнению с верхними, поскольку по церковным правилам один храмовый престол не должен перекрывать другой, чтобы не мешать молитвам возноситься к небу. Трапезная, строившаяся одновременно с основным помещением храма, равна ему по ширине и украшена белокаменными наличниками. Исследователи предполагают, что первоначально фасад здания был украшен изразцами. В августе 1712 г. «по челобитою подмастерья каменных дел Иосифа Старцева, велено на Москве у Таганских ворот, что на Болвановке, новопостроенную верхнюю церковь Петра и Павла освятить Большого Успенского собора протопопу Фёдору с братией». Именно по этой записи определяют дату окончания строительства Никольского храма.

Спустя два года каменное строительство в Москве царским указом было запрещено. Весь кирпич предназначался для строительства новой столицы. Поэтому церковь Николая Чудотворца часто называют последней средневековой постройкой старой Москвы и последним произведением талантливого зодчего Осипа Старцева. Известно, что мастер принял монашеский постриг в одном из московских монастырей и вскоре скончался. Время же оказалось довольно благосклонно к его детищу.

К сожалению, из-за пожаров (самый крупный случился в середине XVIII в.), да и по другим известным причинам сегодня мы видим храм не таким, каким его создал Старцев. Почти полностью утерян белокаменный декор, исчезли дубовые позолоченные иконостасы, паникадила из дорогой бронзы, не сохранились древние иконы, написанные специально для храма.

В начале XX в. храм был частично отреставрирован. Здание было подновлено, отчасти ему возвратили первоначальный облик: восстановлены колонки на углах нижнего этажа и наличники с фигурными навершиями снаружи храма и трапезной.

С приходом революционных событий 1917 г. Никольский храм был закрыт. Его здание занимали различного рода учреждения, всё внутреннее церковное убранство было уничтожено. В 1930-х гг. в связи с перестройкой Таганской площади главы и верхний ярус колокольни были снесены, но храм удалось отстоять как памятник архитектуры. Через двадцать лет была проведена его частичная реставрация, в результате которой колокольню храма восстановили. В 1992 г. храм Николая Чудотворца передали Русской православной церкви, и сегодня там продолжаются ремонтные работы…

А теперь давайте спустимся с Таганского холма к его подножию по мосту через Москва-реку и пройдём от Болвановки Заяузской к Болвановке Замоскворецкой. Именно здесь некогда находилось золотоордынское подворье, т.е. резиденция ханских послов. Долгое время подворье располагалось в Кремле, но в 70-х гг. XV в. его перенесли в Замоскворечье, этого удалось добиться жене великого князя Ивана III Софье Палеолог. Решив избавиться от нежелательного соседства, княгиня преподнесла золотоордынской ханше богатые дары с просьбою уступить ей место подворья. На этом месте Софья, побуждаемая таинственным видением, пожелала построить православный храм. Так татарские баскаки оказались на Болвановке. Вот на этом месте вскоре разыгрались события, предвосхитившие окончательное освобождение Руси от монголо-татарского ига.

Разъярённый отказом московского князя выплачивать ежегодную дань Орде хан Ахмат отправил в русскую столицу посольство с требованием не только «ордынского выхода», но и приезда князя на ханский суд. Иван III получил от баскаков ханскую грамоту - басму (от глагола «басмак» (тюрк.) - «давить, бить, чеканить»), оттиск, отпечаток с ханским распоряжением, возможно, и с изображением самого правителя Орды. «Великий же князь приим басму его, плевав на ню, излома ея, и на землю поверже, и потопта ногами своими, и гордых послов всех изымати повеле, а единого отпусти живе…».

Повелев умертвить послов, кроме одного, Иван III отпустил его в Орду, с тем, чтобы тот рассказал, что случилось с ханской басмой. А в 1480 г. после знаменитого стояния на реке Угре «Россия перестала платить дань монголам. В ознаменование великого события Иван III приказал поставить храм во имя Преображения Господня» - пишет И.Н.Жиянова в книге «Храм Спаса Преображения на Болвановке».

Первый деревянный храм появился здесь в легендарном 1465, в год, когда Иван III разорвал ханскую грамоту. Скорее всего, церковь в это время была приходской для местных ремесленников-слободчан. Примечательно, что в конце XV в. Болвановка пользовалась недоброй славой у москвичей. Здесь в 1490 г. по приказу Ивана III состоялась публичная казнь иноземного лекаря Леона, обвинённого в смерти сына великого князя - Ивана Ивановича Младого.

В XVII в. обветшалая церковь была разобрана и отстроена заново при непосредственном участии инокини Марфы - матери первого царя из рода Романовых Михаила Фёдоровича. Позже земля, на которой стоял храм, перешла к царице Евдокии Лукьяновне (в девичестве Стрешневой), второй жене царя, в связи с чем в церкви был освящён новый придел во имя преподобной мученицы Евдокии.

Через несколько лет, в 1722 г. здание храма перестраивается ещё раз, опять из дерева. И вот, наконец, в 1749 г. начинаются работы по строительству каменной церкви Спаса Преображения, сохранившейся до наших дней. К сожалению, имя архитектора этого уникального памятника первой трети XVIII в. мы не знаем. Зато можем восхищаться его прекрасным творением - церковью с высоким восьмериком на четверике с апсидой, украшенном крупными фигурными наличниками арочных окон, с гранёным световым барабаном. Строительство нового храма стало возможно благодаря пожертвованиям московских купцов 2-й гильдии Космы Матвеевича Матвеева и Дмитрия Родионовича Оленева. К 1755 г. строительные работы были закончены, и храм освятили. Но ещё почти тридцать лет простояла деревянная колокольня храма, ставшая каменной только в конце XVIII в.

Пожар Москвы 1812 г. не пощадил церковь Преображения, как и многие другие строения города храм лишился кровли, пострадали стены здания. Через два года Московская Духовная консистория дала разрешение на восстановление святыни, а ещё через год церковь была освящена вновь. В 1825 г. храм окружила кованная из железных звеньев на каменных столбах ограда, остатки её сохранились и сегодня. «Тщанием московского купца Андриана Озерского с помощью прихожан» удалось собрать более 40 тыс. рублей на реставрацию храма и колокольни. В 1839 г. здесь трудился знаменитый московский архитектор Н.И.Козловский (1791-1878), он выстроил новую трапезную с двумя приделами и колокольню, завершённую шпилем. Во второй половине XIX в. храм всё более преображался: стены были отштукатурены и расписаны заново, иконостас стал позолоченным, отремонтированные оконные рамы обрели подоконники, выполненные из итальянского мрамора.

В 1930-м (по другим сведениям в 1932 г.) храм был закрыт, в этом же году его обезглавили - сняли крест и разобрали верхние ярусы колокольни, а в 30-е гг. XX в. бывшая колокольня стала парашютной вышкой. Церковная утварь была вывезена, росписи на стенах сколоты или замазаны, в здании храма разместились учреждения кондитерской фабрики «Рот-Фронт».

В 1957 г. по просьбе руководителей фабрики была взорвана трапезная и полностью разобрана колокольня. С 1980 г. в здании храма разместили управление Госкомитета по науке и технике. Забившие тревогу краеведы смогли добиться признания полуразрушенного храма архитектурным памятником, после чего его поставили на государственную охрану.

В 1991 г. часть территории храма возвращена верующим. Активные реставрационные работы помогли восстановить архитектурный памятник XVIII в., заново отстроена деревянная колокольня.

На этом месте - бывшей замоскворецкой Болвановке, вновь украшенной замечательным старинным храмом, завершается наша экскурсия. До новых встреч.

Статья подготовлена при поддержке интернет-магазина «Akbauto.Ru». Если Вы решили приобрести качественный и надежный аккумулятор для своего автомобиля, то оптимальным решением станет обратиться в интернет-магазин «AKBauto .Ru». На сайте, расположенном по адресу www.Akbauto.Ru, вы сможете, не отходя от экрана монитора, заказать автомобильные аккумуляторы по выгодным ценам. Более подробную информацию о ценах и акциях действующих на данный момент вы сможете найти на сайте www.Akbauto.Ru.

Адреса храмов

Храм Николая Чудотворца, что на Болвановке - ул. Верхняя Радищевская, 20. Ст. м. «Таганская».

Храм Спаса Преображения на Болвановке - 2-й Новокузнецкий пер., 10. Ст. м. «Павелецкая».

История московских районов: энциклопедия. М., 2005.

Кондратьев И.К. Седая старина Москвы. М., 1996.

Лебедева Е. Город храмов и палат. М., 2006.

Филякова Е. Московские храмы: тайны имён. М., 2008.

Наталья ДОРОЖКИНА

Первое упоминание о церкви Николая Чудотворца на Болвановке в Москве относится к 1632 году. Тогда на этом месте стояла деревянная церквушка.

Возведение церкви и название местности связывают с временами татаро-монгольского нашествия.

Существует мнение, что именно здесь приносилась дань и подписывались различные договора перед «болванами» (изображениями ханов Золотой Орды, сделанных из войлока). После свержения татаро-монгольского ига, было принято на таких местах возводить церкви во славу освобождения от инородцев.

По другой версии, которая принадлежит П.В.Сытину, район назывался Болвановкой по роду занятий местных мастеровых. Они изготавливали болванки под мужские головные уборы, а их слобода существовала на этом месте еще с XVII века.

Вплоть до 1922 года улица Верхняя Радищевская носило имя Верхняя Болвановка.

История храма Николая Чудотворца на Верхней Радищевской

Но вернемся к Храму Николая Чудотворца на Верхней Радищевской.

Возведение каменной церкви относят к периоду 1702-1712 годов. Зодчим здесь выступил Осип Старцев, один из известнейших «каменных» мастеровых того времени.

Интересно знать, что это было последние творение мастера, т.к. в 1714 году в Москве, по приказу Петра I, запретили строительство церквей из камня. Все средства уходили на возведение северной столицы. Приказ каменных дел упразднили, а Осип Старцев принял постриг и ушел в монастырь.

Строение возвели в допетровском стиле. Ему свойственны пятиглавие куполов, колокольня в виде шатра, пирамида кокошников.

Внутренняя часть храма состоит из двух церквей: нижней (отапливаемой) и верхней (не отапливаемое помещения для летних служб).

В конце XIX века, на средства купца М.П. Коликова, храм Николая Чудотворца обновили под руководством архитектора В.А. Осипова. Роспись внутреннего убранства выполнили М.И. и И.М. Дикаревы.

Во время реставрации восстановили узорчатые кокошники, наличники вытесали из белого камня, покрыли позолотой главы церквей.

В 1944 году, в связи с реконструкцией Таганской площади и строительством станции метро «Таганская», церковь начали демонтировать. Уже снесли верхнюю часть колокольни и купола, когда вновь восстановленное патриаршество вступилось за здание и сумело его отстоять, переведя объект в реестр памятников архитектуры.

Храм восстановили, но с куполов исчезла позолота, а вместо крестов торчали металлические штыри.

В 1992 году Храм был возвращен в лоно Православной Церкви.

Расположен храм (церковь) Николая Чудотворца на Болвановке по адресу: Москва, Верхняя Радищевская, 20 (м. Таганская).

Вам понравился материал? Поблагодарить легко! Будем весьма признательны, если поделитесь этой статьей в социальных сетях.