Если чувства будут не истинны. Афоризмы про чувства

Жажда наслаждений делает жестоким.


Быть чувственным - значит быть страдающим.


Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.

Лукреций


Никогда не действуй в пылу страсти - все сделаешь не так. Кто не в себе, тот не отвечает за себя, страсть изгоняет разум.

Бальтасар


Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною.

Апостол Павел


Страсти в человеке постоянно бодрствуют, высматривая себе добычу; рассудок же спит, пока его не разбудят.

И. Гердер


Чувство и мысль, если хорошо взвесить, походят на слепца, несущего хромого.

Фр. Грильпарцер


Кто властвовать желает над собой,

Тот должен чувства сдерживать порой.


Человек становится беднее мыслями по мере того, как он обогащается чувствами.

Ф. Шатобриан


Доверять неразумным ощущениям - свойство грубых душ.

Гераклит


Люди, живущие только своими чувствами, - это звери.

Л. Толстой


Бессмысленные чувства - удел животных, они унижают человека.

В. Белинский


Импульсы и эмоции ничего не объясняют, они всегда проистекают или из мощи тела, или из немощности духа.

К. Стросс


Всякое чувство имеет тенденцию перейти в вожделение или отвращение.

В. Дильтей


Человек, который может делать все, что захочет, будет скоро делать то, чего не следует.

Велес де Гевера


Чувства ненадежны.

И. Сайкаку


Страсти не только не позволяют видеть данный предмет со всех сторон, они еще и обманывают нас, показывая нам предмет там, где его нет.

Гельвеций


Если бы не было разума, нас заездила бы чувственность.

У. Шекспир


Если человек никогда не владеет своими чувствами, он должен владеть своими выражениями.

Аристотель


Много эмоций - мало разума.


Только обуздавший свои чувства аскет может поститься на пиру, быть здравым и хладнокровным наедине с женой и жертвовать, будучи богатым.

Чанакья Пандит


Владей своими страстями, или они овладеют тобою.


Стена эмоций загораживает человеку внешний и внутренний мир одновременно.

Авессалом Подводный


Мухаммед Аззахири Ас-Самарканди


Печален конец всех страстей.


В момент, когда мы начинаем чувствовать, мы перестаем предаваться мудрым размышлениям.

Э. Д. Булвер-Литтон


Все страсти хороши, когда мы владеем ими; все - дурны, когда мы им подчиняемся.

Ж.-Ж. Руссо


Люди следуют удовольствиям, бросаясь из стороны в сторону, только потому, что чувствуют пустоту своей жизни, но не чувствуют еще пустоты той новой потехи, которая их притягивает.

Б. Паскаль


О счастье познания! Насколько оно выше радости воображения и чувства.

Х. Борхес


Любит, потому что любит, не любит, потому что не любит, - логика чувств и страстей коротка.

Х. Борхес


Иллюзия - это, в сущности, не чувственный мир, а его зло, которое, однако, для наших глаз и составляет чувственный мир.


Освободись, о сердце, от плена чувств земных, от радостей любовных, от горестей пустых.

Иди к дервишам, сердце, присядь на их порог, и ты, быть может, станешь святым среди святых.

Омар Хайам


Терпение и время дают больше, чем сила или страсть.

Ж. Лафонтен


Человек, оказавшийся в плену своих страстей, свободным быть не может.


Благоразумие просвещает, а страсть ослепляет.

Ж.-Б. Мольер


Наши эмоции обратно пропорциональны нашим знаниям: чем меньше мы знаем, тем больше распаляемся.

Б. Рассел


Страсти - это пресмыкающиеся, когда они входят в сердце, и буйные драконы, когда они уже вошли в него.

Гельвеций


Вспыльчивый никогда не познает истину.

Восточная мудрость


Нет греха тяжелее страстей.


Избегайте легкомыслия, чуждайтесь страсти и наслаждений, ибо лишь серьезный и вдумчивый достигает великого счастья.

Восточная мудрость


У сдержанного человека меньше промахов.

Конфуций


Движущая сила развития современной цивилизации - наслаждение, но принцип наслаждения в конечном счете разрушает сам себя.

Чем больше человек стремится к наслаждениям, тем больше он отдаляется от цели быть счастливым.

В. Франкл


Нет наслаждения, которое бы в конце концов не приводило к пресыщению.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Подготовка к итоговому сочинению Направление «Разум и чувство» Подготовила: Шевчук А.П., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №1» г. Братска

2 слайд

Описание слайда:

Разум и чувство - две силы, равно нуждающиеся друг в друге, мертвы и ничтожны они одна без другой. Белинский Виссарион Григорьевич

3 слайд

Описание слайда:

Нравственность - это разум сердца. Гейне Генрих Нравственность должна выступать в роли красоты. Нравственность - это разум воли. Гегель Георг Вильгельм Фридрих

4 слайд

Описание слайда:

"Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным». Тит Лукреций Кар "Понимать, что справедливо, чувствовать, что прекрасно, желать, что хорошо, – вот цепь разумной жизни». Август Платен "Каковы отличительные признаки истинно человеческого в человеке? Разум, воля и сердце. Совершенный человек обладает силой мышления, силой воли и силой чувства. Сила мышления есть свет познания, сила воли – энергия характера, сила чувства – любовь». Л. Фейербах

5 слайд

Описание слайда:

Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств. Пришвин Михаил Михайлович Просвещенный разум облагораживает нравственные чувства; голова должна воспитывать сердце. Шиллер Фридрих

6 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Разум и чувство С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли.Хотя одни идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличии от чувства.Чувства ведут человека не смотря ни на что, не важно, что за этой стеной. А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так. Так же как без разума, так и без чувств человек просто превратился бы в животное. И как мы наблюдаем и у животных есть чувства. Противоречия между разумом и чувством как были так и будут. Почему? Объясняется очень просто. Человеку, как бы он не хотел, не удастся управлять своими чувствами, если они искренни. А разум как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам.

7 слайд

Описание слайда:

(Примеры, мысли, советы сверстников) Сочинение на тему: Чувства и эмоции Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны! Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать.

8 слайд

Описание слайда:

Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась. Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.

9 слайд

Описание слайда:

Оппозиция Разум и чувства - одна из них, и является очень интересной для рассуждения и вывода. На мой взгляд, наиболее интересным будет рассмотреть разум и чувства на примере одного литературного героя, несколько проще - на примере двух героев одного произведения. Сочинение подобного типа логично начать с определения понятий разума и чувств. Такое начало позволит не отклониться от темы и находить признаки разума и чувств в тех героях, которые будут избраны для аргументации. Хорошо для определений подходит словарь Д.Н. Ушакова. "Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания." (Примеры, мысли, советы сверстников)

10 слайд

Описание слайда:

"Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-нибудь (зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса). || Состояние, в котором человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности. Человеческая жизнь невыносима (и скучна, можно будет добавить, если сочинение будет писаться по "Евгению Онегину") без переживаний. Для эмоционального насыщения нужны не только положительные чувства, но и чувства, связанные со страданием." Словарь Д.Н. Ушакова (он-лайн) может быть полезен пишущему и с позиции того, что каждое определение подкреплено цитатой из литературного произведения. (Примеры, мысли, советы сверстников)

11 слайд

Описание слайда:

Сочинение может быть украшено раскрытием понятия через цитату или философское или религиозное учение. Для Разума и чувств можно предложить следующие: "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным. Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о Боге и дьяволе") "Разум есть способность создавать принципы." (И. Кант). "Мозг берет бразды правления, потому что душа вышла в отставку." (О. Шпенглер) "Человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы в нем развились благородные свойства, которые расширили бы круг его жизни." (О. де Бальзак) "Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств." (М. Пришвин) (Примеры, мысли, советы, размышления сверстников)

12 слайд

Описание слайда:

В сочинении можно предположить, что общим между разумом и чувствами является то, что они определяют поступки человека. И тогда можно рассуждать о важности, искренности, правильности поступков человека, совершаемых на основе разума и основе чувств. Тема интересна тем, что можно поразмышлять о том, что важнее - разум или чувства, что нужно для их развития.

13 слайд

Описание слайда:

Мировая литература дает богатейший материал для рассуждения на тему чувств и разума. Если смотреть в хронологическом порядке, то это: - Дж. Остин "Разум и чувства" (разум Элинор и чувства Марианны); - А.С. Пушкин "Евгений Онегин" (разум Онегина и чувства Татьяны), - А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства); - В. Закруткин "Матерь человеческая" (чувства, которые побеждали разум); - А. и Б. Стругацкие "Пикник на обочине" (работа и отношения Рэдрика Шухарта)флап.рф/Книги/Пикник_на_обочине/Отзывы/6686667 ; - Ф. Искандер "Сон о Боге и дьяволе" (см. цитату выше) флап.рф/Книги/Сон_о_Боге_и_дьяволе/Отзывы/7781794 ; - Л. Улицкая "Дочь Бухары" (Бухара, разум и чувства вместе, чувства, которые движут разумом) флап.рф/Книги/Дочь_Бухары/Отзывы/7785316 ; - Дж. Мойес "До встречи с тобой" (разум Уилла и чувства Луизы) флап.рф/Книги/До_встречи_с_тобой/Отзывы/7779844 .

14 слайд

Описание слайда:

Список не окончательный! Можно облегчить себе жизнь и вместо прочтения посмотреть фильмы. По отношению к литературе нехорошо, но лучше, чем ничего. Главное, выучить имя автора и жанр произведения.

15 слайд

Описание слайда:

Примерные темы итоговых сочинений 2016-2017 года Тематическое направление «Разум и чувство» 1.Разум-путеводитель жизни. Согласны ли вы с этим? 2.Сложный выбор между сердцем и разумом. 3.Мы приходим в этот мир наслаждаться жизнью, а не страдать. 4.Когда человек приходит к внутренней гармонии? 5.Умей пережить ту минуту, когда кажется, что всё уже потеряно. 6.Душа и разум-средства управлять собой. 7.Как сложно найти равновесие между чувствами и разумом… 8.Чувства вызываются не фактами, а мыслями. 8.За криком души не слышно голоса разума. 9.Чувство-нравственная сила, которая без помощи разума выносит суждения. 10. Что преобладает в душевной организации человека-чувства или разум? 11.Что преобладает в юном возрасте, когда человек стремится самоутвердиться? 12.Как проявляются разум и чувства в экстремальных ситуациях?

16 слайд

Описание слайда:

Как написать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? О чем писать сочинение на тему "Разум и чувство - две важнейшие категории, определяющие сущность человека" (Л. Н. Толстой)? Какие аргументы можно привести в сочинении? Раскрывает суть фразы произведение Л. Н. Толстого "Война и мир", писать сочинение о разуме и чувствах, как о двух важнейших категориях можно на примере героев произведения. В качестве примера вы можете привести Соню, довольно благоразумную девушки и чувственную Наташу.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

19 слайд

Описание слайда:

«В романе "Война и мир" Лев Николаевич Толстой пишет о человеческой сущности, которую определяют такие важные категории, как разум и чувство. Причём, и разум и чувство не должны категорично превалировать друг над другом. Иначе быть беде. Всё должно быть в меру. Хотя на примере Наташи Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. И, чтобы человек в полной мере ощутил гармонию мира, разум ему просто мешает. Любимые герои Льва Николаевича Толстого без слов говорят о своём душевном состоянии. Они это выражают глазами, жестами, движениями». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

20 слайд

Описание слайда:

Лев Толстой показывает, что человек, который живёт чувствами, ему ближе. Таких людей он называет прекрасными. Свое душевное состояние выражают глазами, жестами, движениями.

21 слайд

Описание слайда:

«Несмотря на свою животную сущность, человек наделён высоким уровнем интеллекта, который призван контролировать проявления самых разных чувств и эмоций. Отсутствие разума привело бы его к полному подчинению собственным инстинктам, а неспособность чувствовать превратило бы его в холодный и равнодушный механизм, унылый и несчастный... Лев Николаевич Толстой говорит о том, что обе категории - и разум, и чувство - это две стороны одной медали, которые определяют личность человека, дают ему право называться "человеком". В сочинении можно рассказать о том, что бывает, если чувства начинают преобладать над способностью размышлять. Либо, наоборот, описать ситуацию, когда холодному рассудку удаётся задушить зарождающееся чувство. В каком случае человек ощущает себя счастливым? Что делать, чтобы научиться подчинять свои чувства рассудку, при этом не подавляя их? На эти вопросы нужно постараться ответить в сочинении». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

22 слайд

Описание слайда:

Человек обретет гармонию с природой, с другими людьми и с самим собой только в том случае, если будет помнить, что очень важно удерживать баланс между такими категориями, как "разум" и "чувства". Без разума человеку не обойтись: тогда он будет сродни животному, которого ведет по жизни один лишь инстинкт. Многого можно лишиться, многое можно потерять, совершив неверный расчет. Важно не учиться на ошибках других, важно понимать, какое действие будет являться ошибочным именно для вас. Без чувств человек словно мертвое стекло, ему не услышать ни зов собственного сердца, ни тихих подсказок окружающего мира. Так и будет слоняться он, выбирая должные пути и направления, иногда забывая о том, что разуму свойственно ошибаться. Как говорил Лис из "Маленького Принца": «Зорко лишь одно сердце. Самого главного глазами не увидишь» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

23 слайд

Описание слайда:

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» категории «разум» и «чувство» вынесены на первый план. Для писателя важно, насколько преобладают в героях та или иная сторона, чем они руководствуются в своих поступках. Неизбежного наказания, по мнению автора, заслуживают те, кто не считается с чувствами других людей, кто расчетлив и корыстен (семья Курагиных, Борис Друбецкой). Те же, кто отдается чувствам, велениям души и сердца, пусть и совершает тем самым ошибки, но способен в конечном итоге их осознать (вспомним, например, попытку Наташи Ростовой бежать с Анатолем Курагиным), способны на прощение, сочувствие. Безусловно, Толстой, как истинный писатель-философ, призывал к гармоничному единству разумного и чувственного в человеке.

24 слайд

Описание слайда:

«Лев Толстой считал, что человек должен жить чувствами, разум ему лишь вредит. Именно поэтому повезло Наташе, которая не особо утруждала себя лишними рассуждениями, а готова была сбежать с первым же симпатичным мерзавцем. А вот Соня, которая в первую очередь руководствовалась рассудком, потерпела полное фиаско в жизни. В то время остаться старой девой, да еще и нищей - было самым худшим вариантом для женщины. Сам писатель тоже руководствовался скорее чувством, чем разумом. Достаточно вспомнить хотя бы его последний уход из дома. Увы, но жизнь сама все рассудила - чувства оказались не лучшим советником в случае, когда разум отключился». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

25 слайд

Описание слайда:

26 слайд

Описание слайда:

«В романе Л. Толстого "Война и мир" разумная Соня противопоставлена живущей чувствами и эмоциями Наташе, и видно, что Толстому симпатизирует Наташа, а потому она находит свое счастье, в то время как Соня остается одна. Однако разум и чувства должны быть сбалансированы, и Толстой показывает в романе, что Наташа, поддавшись сиюминутному порыву, страсти, готова убежать с Анатолем Курагиным. То есть жить только чувствами опасно, как и анализировать и подчинять все разуму. В сочинении нужно раскрыть, в каких ситуациях важны чувства, а в каких важен разум, и как сделать их гармоничными и взаимодополняющими друг друга». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

27 слайд

Описание слайда:

«Разум и чувство - как два крыла, которые держат человека, не давая упасть и позволяя балансировать в этом сложном и многогранном мире. Взлёты и падения, горение и холодный расчёт, рассудочное препарирование и интуитивное предчувствие - мозаика, из которой складывается наша жизнь. Кто определит правильные пропорции, кто решает, когда поддаться чувствам, а когда их взять в жёсткую узду разума? Интересно, стал ли человек двадцать первого столетия более рассудочным по сравнению со своим дедом и прадедом?» Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

28 слайд

Описание слайда:

«Посмотрите на себя: как вы живете, разумом или чувствами? Когда человек руководствуется только умом, он часто поступает слишком разумно, пытается во всем найти логику, он бывает сух и холоден, его лицо не выдает его чувства. Когда человек живет только чувствами, он бывает излишне эмоционален и вспыльчив, ему сложно принять правильное решение, потому что он в плену эмоций, и такой человек способен на импульсивные поступки. Например, когда Наташа Ростова влюбляется, то готова бежать с Анатолием. Интересно, почему Лев Толстой не позволил ей это сделать? Ведь так романтично убежать с возлюбленным, даже если ты потом будешь страдать. А вы бы убежали? Или приняли бы решение, руководствуясь разумом? А что скажут родители? А свет? Я бы убежала. Жизнь должна быть яркой, как брызги шампанского. Надо жить сердцем». Примеры, мысли, советы, рассуждения сверстников)

29 слайд

Описание слайда:

Не только Л.Н. Толстой в произведении "Война и мир" затронул борьбу разума с эмоциями и чувствами. Подобную войну каждый переживал, и каждый устанавливал, кто же на их корабле жизни капитал - ум или сердце. Герой Андрей Болконский разум возвышал над чувствами. При этом, в романе чувственную сторону больше раскрывают представительницы женского пола, к примеру, Наташа Ростова или княжна Марья.

30 слайд

Описание слайда:

В сочинении можете указать, что разум управляет телом, но иногда уступает чувством. Ведь у каждого человека есть момент, когда возникает мимолетный порыв и человек устремляется к нему забывая про разум. Пример - Из произведения Бунина «Темные аллеи», Надежда - чувства, а Николай Алексеевич - разум.

31 слайд

Описание слайда:

Великолепный пример русской классики – роман И.С. Тургенева «Отцы и дети», в котором автор намеренно сталкивает чувства и разум, приводя читателя к мысли, что любая теория имеет право на существование, если она не противоречит самой жизни. Евгений Базаров, выдвигая рационализаторские идеи по изменению общества, старого уклада жизни, отдавал предпочтение точным наукам, способным приносить пользу государству, обществу, человечеству, отрицая при этом все духовные составляющие человеческой жизнедеятельности – искусство, любовь, красоту и эстетику природы. Подобное отрицание и безответная любовь к Анне Сергеевне приводит героя к крушению собственной теории, разочарованию и моральному опустошению.

33 слайд

Описание слайда:

Интересное воплощение получают две эти категории втворчестве А.П. Чехова. Например, в «Даме с собачкой», где провозглашается всепоглощающая сила любви, показано, насколько сильно это чувство может повлиять на жизнь человека, буквально перерождая людей к новой жизни. Показательны в этом плане финальные строки рассказа, в которых констатируется, что разумом герои понимали, сколько впереди их ждет препятствий и трудностей, но их это не страшило: «И казалось, что еще немного – и решение будет найдено, и тогда начнется новая, прекрасная жизнь; и обоим было ясно, что до конца еще далеко-далеко и что самое сложное и трудное только еще начинается».

34 слайд

Описание слайда:

Или противоположный пример – рассказ «Ионыч», в котором герой заменяет духовные ценности – а именно желание любить, иметь семью и быть счастливым – материальными, холодным расчетом, что неизбежно приводит к моральной и духовной деградации Старцева. Гармоничное единство разума и чувства продемонстрировано в рассказе «Студент», в котором Иван Великопольский приходит к осознанию своего предназначения, обретая тем самым внутреннюю гармонию и счастье. Литература ХХ века представила также множество произведений, в которых категории «разум» и «чувство» занимают одно из первостепенных мест.

35 слайд

Описание слайда:

Разум дан человеку, чтобы понять: жить одним разумом нельзя. Люди живут чувствами, а для чувств безразлично, кто прав. (Эрих Мария Ремарк) Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать (А. С. Пушкин) Разум и чувство: могут ли они владеть человеком одновременно или же это понятия, взаимно исключающее одно другое? Верно ли утверждение, что в порыве чувств человек совершает как низменные поступки, так и великие открытия, которые движут эволюцию и прогресс. На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? Поиск ответов на эти вопросы занимает лучшие умы человечества с тех пор, как появилась жизнь. И этот спор, что важнее – разум или чувство, – ведется с древности, и у каждого свой ответ. «Люди живут чувствами», – утверждает Эрих Мария Ремарк, но тут же добавляет, что для того, чтобы осознать это, необходим разум. Примерное сочинение

36 слайд

Описание слайда:

На страницах мировой художественной литературы проблема влияния чувств и разума человека поднимается очень часто. Так, например, в романе-эпопее Льва Николаевича Толстого «Война и мир» предстают два типа героев: с одной стороны, это порывистая Наташа Ростова, чувствительный Пьер Безухов, бесстрашный Николай Ростов, с другой – надменная и расчетливая Элен Курагина и ее брат, черствый Анатоль. Многие конфликты в романе происходят именно от избытка чувств героев, за перипетиями которых очень интересно наблюдать. Ярким примером, как порыв чувств, необдуманность, пылкость характера, нетерпеливая молодость, повлияли на судьбу героев, является случай с изменой Наташи, ведь для нее, смешливой и юной, ждать свадьбы с Андреем Болконским было невероятно долго, могла ли она подчинить свои неожиданно вспыхнувшие чувства к Анатолю голосу разума? Здесь перед нами разворачивается настоящая драма разума и чувств в душе героини, она оказывается перед нелегким выбором: бросить жениха и уехать с Анатолем или не поддаться минутному порыву и дождаться Андрея. Именно в пользу чувств был сделан этот нелегкий выбор, лишь случайность помешала Наташе. Мы не можем осуждать девушку, зная ее нетерпеливый характер и жажду любви. Именно чувствами был продиктован порыв Наташи, после она сожалела о своем поступке, когда проанализировала его.

37 слайд

Описание слайда:

Именно чувство безграничной, всепоглощающей любви помогло Маргарите воссоединиться с возлюбленным в романе Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Героиня, не раздумывая ни секунды, отдает душу дьяволу и отправляется с ним на бал, где убийцы и висельники прикладываются к ее колену. Отринув обеспеченную, размеренную жизнь в роскошном особняке с любящим мужем, она бросается в авантюрное приключение с нечистой силой. Вот яркий пример того, как человек, выбрав чувство, сотворил свое счастье. Таким образом, высказывание Эриха Марии Ремарка совершенно справедливо: руководствуясь только лишь разумом, человек может прожить, однако это будет жизнь бесцветная, тусклая и безрадостная, только чувства придают жизни непередаваемые яркие краски, оставляя эмоционально наполненные воспоминания. Как написал великий классик Лев Николаевич Толстой: «Если допустить, что жизнь человеческая может управляться разумом, то уничтожится сама возможность жизни».

38 слайд

Описание слайда:

3 уровня EQ

Эмоции выходят из-под контроля в повседневном общении людей, и это уже никого не удивляет. За последнее десятилетие зафиксировано множество сообщений, которые свидетельствуют о наибольшем за всю историю человечества уровне эмоциональной несдержанности, пренебрежении какими-либо нормами в проявлении чувств на всех уровнях общения людей, начиная с семьи, и заканчивая коллективом, в котором они работают.

Полная эмоциональная неосведомленность, которая выражается в резком увеличении случаев депрессии практически по всему миру, во вспышках жестокости, насилия, агрессивного поведения, к сожалению, становится одной из характерных особенностей современной цивилизации.

Это привело к тому, что эмоциональный мир человека стал, наконец-то, объектом пристального изучения. В 1995 году после проведения крупномасштабных исследований на базе Гарвардского университета вышла монография Д.Гоулмена «Эмоциональный интеллект», которая сразу стала бестселлером.

И неудивительно – автор не только определил значимость эмоций как основной детерминанты жизненного успеха, а и предложил пути для овладения такими личностными качествами, как САМОКОНТРОЛЬ, НАСТОЙЧИВОСТЬ, САМОМОТИВАЦИЯ, ПОНИМАНИЕ СОБСТВЕННЫХ ЭМОЦИЙ И ЭМОЦИЙ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ, что способствует поддержанию доброжелательных отношений с окружающими.

И самое главное, в этих исследованиях было доказано, что эмоциональный интеллект можно формировать и совершенствовать в ЛЮБОМ ВОЗРАСТЕ, И ЭТО, ПРЕЖДЕ ВСЕГО, ВОПРОС ЖЕЛАНИЯ, ВРЕМЕНИ И ПРАКТИКИ!

Одна из основных функций эмоционального интеллекта – защита от стрессов и адаптация к изменяющимся условиям жизни.

Правильно сформированный эмоциональный интеллект дает возможность позитивного отношения:

К окружающему миру, оценивать его как такой, в котором можно обеспечить себе успех и процветание;

К другим людям (как достойным такого отношения);

К себе (как к человеку, который в состоянии самостоятельно определять цели своей жизни и активно действовать в направлении их осуществления, а также достоин самоуважения).

Уровни сформированности эмоционального интеллекта

Каждый человек имеет определенный уровень сформированности своего эмоционального интеллекта. Давайте рассмотрим возможные варианты.

Самому низкому уровню эмоционального интеллекта соответствуют: эмоциональные реакции по механизму условного рефлекса (вас придавили в транспорте – вы нагрубили в ответ); осуществление активности с преобладанием внешних компонентов над внутренними, на низком уровне ее понимания (вам кто-то сказал, что так нужно, и вы делаете это, не задумываясь почему? зачем? и нужно ли вообще?); низкий самоконтроль и высокая ситуативная обусловленность (т.е. не вы влияете на ситуацию, а ситуация влияет на вас и провоцирует на определенные действия и эмоциональные реакции).

Среднему уровню сформированности эмоционального интеллекта соответствует произвольное осуществление деятельности и общения на базе определенных волевых усилий. Высокий уровень самоконтроля, определенная стратегия эмоционального реагирования. Ощущение психологического благополучия, позитивного отношения к себе. Для этого уровня сформированности эмоционального интеллекта характерной является высокая самооценка.

Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека. Это значит, что у человека есть определенные установки, которые отражают индивидуальную систему ценностей. И эта система ценностей была выработана человеком самостоятельно и четко им осознается.

Этот человек четко знает, как ему нужно вести себя в различных жизненных ситуациях и при этом он чувствует себя свободным от различных ситуативных требований. Выбор поведения, адекватного ситуации, осуществляется таким человеком без чрезмерных волевых усилий. Мотивация такого поведения осуществляется не снаружи, а исключительно изнутри. Таким человеком сложно манипулировать.

И самое главное, человек ощущает высокий уровень психологического благополучия и прекрасно живет в гармонии с самим собой и окружающими людьми.

Основные принципы процесса работы с чувствами

Чтобы разобраться в самом себе и поведении других людей, мы с вами примем за основу три положения:

1. То, что вы видите, не обязательно соответствует реальности – мир вокруг нас немного сложнее, чем он кажется на первый взгляд. Многое из того, что происходит, остается за пределами нашего сознательного понимания.

Давайте проведем простой тест: чтобы вы поняли, как работает ваш мозг, подсчитайте количество F, которое вы увидите в простом предложении. Не тратьте на это много времени – прочтите предложение быстро.

Fair fathers help in the fulfillment of emotions of the child in the first years of life

(Хорошие отцы помогают детям воплощать свои эмоции с первых лет жизни).

Как ни странно, лишь немногие дают правильный ответ. Люди насчитывают четыре, пять, шесть, семь и даже восемь F. Этот эксперимент демонстрирует основной момент в человеческом восприятии – мы не контролируем полностью процесс восприятия реальности. Я предлагаю помнить об этом, когда вы считаете, что ваша точка зрения единственно верная, и вы учли все возможные нюансы.

Для тех, кому интересно точное число, скажу, что F в предложении было девять.

2. Любое человеческое поведение, каким бы странным оно не казалось, всегда имеет под собой логическое обоснование, просто вы о нем не знаете.

Многие наши желания, фантазии и страхи носят подсознательный характер. Но, тем не менее, именно они чаще всего побуждают нас к действию.

3. Все мы являемся результатом нашего прошлого. Ранние стадии жизни оставляют в каждом из нас глубокий след, и мы склонны повторять определенные модели поведения, выработанные в детстве. Как говорит японская пословица, «душа трехлетнего ребенка остается с человеком до ста лет».

Если вы готовы принять эти три положения, перейдем к правилам, которые обеспечат эффективность в работе над собственными чувствами.

Правила эффективности

1. Надежда на успех – чем больше вы уверены в успехе, тем результативнее ваши действия (если они, конечно, имеют место – просто надежды, сами по себе, никогда не дают никаких результатов, а чтение книг действием не считается).

2. Универсальность человеческих проблем – чем раньше вы осознаете, что ваша проблема далеко не исключительна и свойственна еще двум–трем миллионам людей, тем быстрее вы поймете, что уже давно существуют варианты ее решения. А пока постарайтесь поверить мне на слово – уникальных проблем НЕ БЫВАЕТ! Они все сводятся к десятку основных.

3. Будьте готовы к альтруизму – он обладает очень мощным психотерапевтическим эффектом. Научившись помогать самому себе, вы сможете помочь своим близким, что положительно скажется на всех ваших отношениях.

4. Анализ родительской семьи – нам с вами придется покопаться в собственном прошлом. Это не всегда приятно, но приносит потрясающие результаты.

5. Развитие социализирующих техник – что там говорить, часто мы с вами просто боимся себе подобных. Будьте готовы применять эти техники, несмотря на собственный страх – в результате может измениться очень многое. Во всяком случае, хотя бы страх пропадет…

6. Значение межличностных отношений – вы не сможете изменяться сами по себе. Это возможно только в отношениях с другими людьми. Ну, разве что, вы Маугли. Если нет – тогда придется заняться отношениями.

7. Открытое переживание собственных чувств и эмоций, а также попытка пережить заново те эмоции, которые были вытеснены вами за всю вашу жизнь. Другими словами, будьте готовы выпустить джинна из бутылки.

8. Самооценка и социальная оценка – вам придется научиться адекватно оценивать себя чтобы перестать зависеть от оценок окружающих.

9. Самопонимание и честность перед собой – вы узнаете, с помощью каких защит ваша психика оберегает вас от реальности, одновременно искажая ее.

10. Самодисциплина – без этого правила все вышеприведенные можно даже не учитывать. Если вы готовы делать ничтожно мало, но КАЖДЫЙ ДЕНЬ, вы справитесь с задачей ЛЮБОЙ

Владеть страстями выгоднее чем умом
(Евгений Файнберг)





В последние годы одним из самых модных понятий психологии стал так называемый эмоциональный интеллект — EQ. Этим словосочетанием ученые обозначают способность человека понимать и контролировать свои эмоции, а также эмоции окружающих. Считается, что EQ куда более важный фактор для успеха человека, чем «обычный» интеллект — IQ. Именно благодаря ему люди становятся крупными бизнесменами, топ-менеджерами и эффективными политиками. В последнем номере научного журнала «Вопросы психологии» опубликована статья белорусского психолога Ирины Андреевой, посвященная тому, что увеличивает и что уменьшает показатели эмоционального интеллекта.

Если они такие умные, то почему они такие бедные?

Эмблемой двадцатого века можно смело считать две латинские буквы — IQ. Еще до Первой мировой войны психологи подарили миру такие понятия, как «коэффициент умственных способностей» и «тесты интеллекта».

Развитые страны с воодушевлением принялись измерять интеллект своих граждан. Соблазнительно было получить простое средство, позволяющее отличить умного от дурака. Тесты интеллекта применялись везде: в армии, в школе, в иммиграционных центрах, при приеме на работу. Миллионы людей честно пытались решить многочисленные варианты тестов IQ, выискивали закономерности в квадратиках с кружочками и вставляли пропущенные в логическом ряду цифры.

Но все сильнее звучали голоса критиков. Среди прочих упреков в адрес IQ был и такой: этот показатель не позволяет сколько-нибудь точно предсказать реальный успех человека в жизни. За примерами далеко ходить не нужно. Президент США, мягко говоря, престижная должность. Однако ее занимают и те, чей IQ высок, как нью-йоркские небоскребы, и те, у кого этот показатель, как говорится, ниже плинтуса. Независимо от своего IQ и те и другие победили на выборах и правили с примерно одинаковой степенью успешности.

В мире существует организация под названием «Менса», куда входят только люди с очень высоким IQ. На своем сайте они честно признаются: «Есть менсаиты небогатые, и есть — миллионеры. Диапазон занятий определить невозможно. В «Менсе» состоят профессора и водители грузовиков, ученые и пожарные, программисты и фермеры, художники, военные, музыканты, рабочие, полицейские». То есть коэффициент интеллекта не является решающим в жизненном успехе.

Может быть, тогда существует какая-то другая характеристика, которая помогает человеку подниматься на социальный верх?

EQ как могильщик IQ

«Традиционный коэффициент интеллекта, или IQ, показывает возможности человека оперировать информацией, логическими правилами, схемами и т. д. Для успеха в жизни этого явно недостаточно. Нужно как минимум еще понимать чувства, эмоции как свои, так и других людей, управлять ими. Поэтому исследователи обратились к так называемому эмоциональному интеллекту — EQ», — говорит Леонид Бурлачук, профессор Киевского национального университета имени Тараса Шевченко.

Эмоциональный интеллект — понятие молодое. Если IQ уже отпраздновал свое столетие, то EQ вошел в оборот только в 90-х годах ХХ века. «Понятие «эмоциональный интеллект» введено американским психологом Линдсеем Гарднером. Этот ученый предположил, что существует не один вид интеллекта, влияющий на успешность жизнедеятельности человека, а несколько. Среди них был назван и эмоциональный. Чуть позднее вышла в свет книга еще одного американца, Дэниела Големана, «Эмоциональный интеллект», она в значительной мере способствовала укоренению этого понятия не только в психологии, но и в обыденном сознании», — рассказывает Бурлачук.

После этого началось создание средств, позволяющих его измерять. Сейчас существуют десятки тестов, измеряющих EQ (правда, для русскоязычной среды из них адаптировано всего несколько).

Чтобы пройти такой тест, не нужно напрягать мозги, как в случае с проверкой IQ. Некоторые из тестов эмоционального интеллекта требуют лишь оценить степень своего согласия с каждым высказыванием из списка. Например: «Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в моей жизни», «Люди охотно изливают мне душу», «Когда я в сильном гневе, я могу что-нибудь сломать, разбить и даже ударить человека» и т. д.

Возможность количественно измерять эмоциональный интеллект позволила ученым оценивать, насколько это качество влияет на достижения человека. Большинство исследований доказывают, что EQ — один из ключевых факторов успеха. Хорошо развитый эмоциональный интеллект позволяет добираться до вершин бизнеса, менеджмента и политики.

Но остаются еще вопросы. Является ли высокий EQ врожденным качеством, запрограммированным в генах? Если нет, то как можно его повысить?

Правое полушарие и андрогинность

Наследственность или среда? Эта дилемма считается одной из самых дискуссионных в психологии. Ученые с жаром спорят, насколько то или иное качество заложено в человеке от природы, а насколько оно порождено воспитанием, школой и социальным окружением.

Этот спор идет и в отношении эмоционального интеллекта. Одни психологи утверждают, что уровень EQ заложен в генах как некое биологическое свойство мозга. Если его и можно изменить, то очень ненамного. Их оппоненты настаивают — эмоциональный интеллект вполне можно наращивать.

В своей статье белорусский психолог Ирина Андреева из Полоцкого государственного университета, которая уже много лет занимается проблемой эмоционального интеллекта, проанализировала результаты множества разных исследований и попыталась разобраться в том, что же все-таки влияет на EQ.

Например, в одном из исследований обнаружилось, что уровень эмоционального интеллекта ребенка связан с аналогичным качеством его матери, но с отцовскими характеристиками связь не прослеживается. Это явный аргумент против «генетической» теории в пользу «воспитательной», ведь гены наследуется от родителей в равной степени, а возится с ребенком больше мать.

Но, с другой стороны, уставлена четкая связь между EQ и доминированием правого или левого полушария мозга, которое во многом задается от рождения. Как известно, людей можно условно разделить на «правополушарных» (у них лучше развито образное мышление, они более творческие и т. д.) и «левополушарных» (они более рациональны, у них получше с математикой, логикой и прочими точными дисциплинами). Согласно некоторым исследованиям, у правополушарных с эмоциональным интеллектом дело обстоит гораздо лучше.

Еще одна зависимость: чем выше уровень образования родителей и семейный доход, тем более высокими являются показатели эмоционального интеллекта у подростков. Но здесь сложно понять, что причина, а что следствие. Возможно, родители стали богатыми благодаря своей врожденной эмоциональности, и эти гены они передали своему чаду. Но есть и другой вариант: обеспеченная и образованная семья больше занимается с ребенком, более гуманно его воспитывает, и в результате у него высокий EQ.

В любом случае воспитание в детстве — один из ключевых факторов. «Склонность родителей к обсуждению эмоциональных проблем способствует лучшему пониманию ребенком собственных эмоций и развитию у него способности к саморегуляции... В эмоционально благополучных семьях складывается особая воспитательная стратегия, во главу угла которой ставится внимание не столько к поведению и событиям в жизни ребенка, сколько к его переживаниям», — пишет Ирина Андреева.

Отдельно психологи рассматривают половой вопрос: насколько ребенку прививают качества, свойственные мальчикам или девочкам. Выяснилось, что ни чисто мужской, ни чисто женский характер не способствует высокому EQ. Наилучший вариант — это андрогинность, то есть сочетание качеств обоих полов. Андреева утверждает: «Андрогинность как предпосылка эмоционального интеллекта может формироваться в результате определенной стратегии воспитания в семье, при которой у девочек поощряются самоконтроль и выдержка, в то время как проявления сопереживания и нежных чувств у мальчиков не встречают осуждения у взрослых. Андрогинные испытуемые в зависимости от ситуации могут быть то независимыми и сильными, то мягкими, заботливыми и добрыми».

В своей работе Андреева практически не рассматривает повышение эмоционального интеллекта у взрослых людей. Между тем именно на этом делают немалые деньги тысячи фирм, в том числе и в странах бывшего СССР. «Повысь своей эмоциональный интеллект!», «Стань лидером — увеличь свой EQ!» — таких объявлений в Интернете немало. Научных данных об эффекте от таких тренингов и программ нам найти не удалось, но надеемся, что он все-таки есть.

В 1995 году американец Даниель Гоулмен ввел термин "эмоциональный интеллект". Смысл, вложенный им в это понятие, был таким: "Эмоциональный интеллект есть способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей". Вы возразите: "Прислушиваться к собственным ощущениям, конечно, полезно. "Познай себя"... Но при чем тут интеллект? Ведь этот термин обычно связывают с рациональными способностями человека, с его умением мыслить логически, со склонностью к математике..." Но обратимся к одной из классических интерпретаций термина "интеллект". Как гласит определение Давида Вечслера, "интеллект есть умение действовать целенаправленно, рационально и эффективно с целью достижения успеха в данных условиях". Стоит ли говорить, что такая трактовка подразумевает не только мыслительный процесс в строгом смысле этого слова, но и множество внеинтеллектуальных факторов. Практика показывает, что наибольшего успеха в жизни добиваются те, кто в состоянии в критический момент взять себя в руки и не поддаться гневу, раздражению или унынию. Интересно, что, если человек наделен подобными качествами, то они распространяются на все жизненные ситуации, а не только на область, связанную с учебой, работой и т.д. Наилучшей иллюстрацией к этому может послужить, наверное, знаменитый "зефирный тест", проведенный учеными из Стенфордского университета. С точки зрения любого здорового ребенка тест этот носил ярко выраженный характер издевательства. Ибо заключался он в том, чтобы как можно дольше сидеть перед столом со сладостями, ни к чему не притрагиваясь. Вскоре были выявлены рекордсмены самообладания, и, как ни смешно, именно они оказались наиболее успешными предпренимателями спустя десяток лет.

Контроль за эмоциями, как правило, заключается в том, чтобы не давать выплеснуться негативным впечатлениям. Речь идет о непрерывном психотреннинге, позволяющем поддерживать себя в хорошем настроении. Так, Мартин Селигман разработал целую концепцию "ученого оптимизма". Ее суть - в том, чтобы выместить абстрактное недовольство в случае неудачи конструктивной самокритикой. То есть, когда вас в очередной раз обломают, не восклицайте раздраженно: "Все плохо, эта жизнь - отстой!", а возьмите бумажку и проанализируйте собственные недочеты. Что было сделано, как надо, а что - не так? В результате у вас поубавится уныния, да, к тому же, в следующий раз вы будете осмотрительнее - ведь в вашем распоряжении будет новая информация.

Иногда - перед важным испытанием - стоит изначально настроиться на великолепный исход дела. Мысленно нарисуйте себе на лбу ярко-красную пятерку (?! психологи не брезгуют "необъяснимым"? Чего уж мелочиться - татуируйте сразу зеленый "$"), когда идете на экзамен!

Кстати, этот момент стоит учитывать руководителям всех рангов: при благоприятных ожиданиях со стороны начальства производительность труда вырастает раза в полтора. Подтверждением тому - еще один эксперимент. На одном из треннингов по подготовке кадровых специалистов в число обучающихся включили профессионального актера. При работе с добровольцами, выступавшими в роли сотрудников, он целенаправленно изменял эмоциональный фон общения с "персоналом". В одном случае, он "заражал" их энтузиазмом, в другом - пугал угрюмостью, в третьем - демонстрировал верх раздражительности, в четвертом - вызывал поклонение, являя миру харизму... Ожидания себя оправдали: степень "слаженности" коллектива и скорость работы напрямую зависели от поддержки со стороны руководителя.

Напоследок стоит упомянуть о еще одной ипостаси эмоционального интеллекта. Эмпатия - способность "вживания" в другого. Если вы способны "впрыгнуть" в шкуру собеседника и лучше, чем он сам мог бы это выразить, понять, чего же он от вас ждет - успех обеспечен. Как показывает практика, из подобных людей выходят первоклассные менеджеры.

Практика.

Учимся идентифицировать свои эмоции. Для развития навыка осознания собственных эмоций полезно периодически себя спрашивать «Что я сейчас чувствую?», начиная с самых простых для распознавания базовых состояний: радость, печаль, гнев или страх. Несложно научиться определять также источник эмоции и степень ее интенсивности. Представьте себе 10-балльную шкалу, где отметка 1 означает интенсивность эмоции, которой вы можете управлять без особых усилий; 5 – момент, когда уже начинает лихорадить; 10 – когда вы прыгаете от восторга или взрываетесь от негодования. Прочувствуйте каждое состояние, вспомните, как вы себя ведете, ощущая эмоцию такой интенсивности. Можно также визуализировать это состояние. Например, закрыв глаза, снижаете интенсивность эмоции, скажем, с отметки 10 на отметку 3.

Расширяем диапазон эмоций. Я это еще называю – учим алфавит эмоций. Наверное, об этой технике слышали все. Как много эмоций вы можете назвать? Пять, десять, двадцать. Попробуйте сделать такое упражнение: берете алфавит и на каждую букву алфавита пишете все эмоции и эмоциональные состояния, которые вам известны.

В тройках пообсуждать значане эмоций

Поверьте, это очень хорошая тренировка, если у вас плохо получается, подключите к этой работе коллег, родных.

Тест «Насколько широк Ваш спектр эмоции?»

1. Что Вас злит? Вспомните последний случай, когда вы были в гневе. Как вы справились с ситуацией? Могли бы вы сделать это по-другому, лучше?

2. Что вас огорчает? Можете ли вы описать несколько случаев, когда вам было грустно? Как вы справились с этими ситуациями?

3. От чего вы испытываете чувство стыда? Опишите несколько ситуаций, в которых вам было стыдно.

4. Что вас радует? Можете ли вы описать несколько случаев радости?

Запишите свои ответы и подумайте над ними. Они должны рассказать вам о том, насколько вы чувствительны к своим эмоциям, и помогут вам лучше понять вашу эмоциональную жизнь.

Самонаблюдение

1. Эмоции и чувства – это ответ нашего организма на влияние на него окружающей среды. Ведь реагируя на ситуацию, мы отвечаем, поэтому очень важно отмечать свой собственный ответ на происходящее. В течение двух недель наблюдайте за собой и своими эмоциональными реакциями на то, что происходит вокруг вас и по отношению к вам и заполняйте так называемый «Дневник чувств», где в форме таблицы (модификация Н. Рубштейн и Н. Кузнецовой)

Дата/Ситуация Ваша эмоция/чувство в ответ на ситуацию Что именно в ситуации вызвало такую реакцию? Каким образом можно было отреагировать по другому?

2. Тест «Как бы вы оценили свой эмоциональный потенциал?»

Задайте себе следующие вопросы и дайте оценку, от «плохо» (7-10) до «очень хорошо»(1-3). Если можете, попросите близких тоже ответить на эти вопросы про вас. Взгляд со стороны поможет избежать автоматической необъективности.

1. Как хорошо вы понимаете других с их точки зрения?

2. Насколько вы чувствительны к эмоциям других?

3. Легко ли вы заводите друзей?

4. Охотно ли вы рассказываете о своих чувствах другим?

5. Легко ли вы разрешаете конфликты?

6. Можете ли вы легко приспособить свое поведение к изменившимся обстоятельствам?

7. Вызывает ли ваше поведение теплое к вам отношение у других?

8. Осознаете ли вы, какое влияние вы имеете на окружающих (даже если они не показывают этого)?

9. Когда вы сталкиваетесь с трудной ситуацией, можете ли вы справиться с ней?

10. Легко ли Вы имеете дело с людьми, которые спрашивают Вас о вашей личной жизни?

11. Легко ли вы находите помощь, если возникает такая необходимость?

12. Размышляете ли вы постоянно о своих действиях?

Если вы (и знакомые) постоянно ставили наивысшие очки, вы счастливчик: похоже, у вас высокий эмоциональный потенциал. Если нет, вам надо приложить усилия для дальнейшего развития этой важнейшей части человеческого существования. Обратите особое внимание на различие ваших оценок и тех, что давали ваши знакомые. Если отличие большое, вы, возможно, занимаетесь самообманом или создаете у других неправильное представление о себе.

3. Когда вы читаете книгу, смотрите какой-либо фильм, общаетесь с любимым, с ребенком старайтесь фиксировать свое состояние. Тогда в любом состоянии вам будет понятно, что с вами происходит, и исходя из этого

Учимся говорить о своих эмоциях, вербализовать свое эмоциональное состояние. Не « ты меня раздражаешь», а «меня злит твое поведение», не «я ненавижу, когда ты так говоришь», «я чувствую обиду, когда ты это говоришь» и т.п. И всегда только пресловутое «Я-послание», только мои чувства, которые я осознаю, а не перекладываю ответственность за свои чувства на своего собеседника. Наверное, такие советы вы слышали много раз, однако как часто вы говорите своим коллегам, родным, попутчикам о ваших настоящих чувствах? Думаю, что нечасто.

Ведь сообщение о собственных чувствах и понимание чувств других — чрезвычайно трудная задача. Очень редко два человека открыто говорят о своих реакциях на действия другого. Большинство из нас сдерживает чувства (даже с теми, кто очень важен и дорог нам), поскольку мы боимся обидеть другого, разозлить его или быть отвергнутыми им. Не зная, как быть конструктивно открытым, мы просто ничего не говорим. Наш партнер остается в полном неведении о нашей реакции на его действия. Аналогичным образом, мы ничего не знаем о результате наших собственных действий. Как следствие, многие взаимоотношения, которые могли быть продуктивными и приятными, постепенно ухудшаются под грузом накопленных мелких недоразумений, взаимонепонимания и обид, о которых никогда отрыто не говорилось.

Если вы учитесь выражать свои эмоции, и постепенно этот навык становится привычным, то вам гораздо легче сохранять самообладание в стрессовых ситуациях, на сложных переговорах, если вы отстаиваете свои позиции. Человеку, как и животному, свойственны два вида реакции на раздражение – напасть или убежать. Именно эти тактики поведения люди проявляют в стрессовых, конфликтных ситуациях. Смысл развития эмоционального интеллекта – выстраивать отношения в любых условиях.

Выводы:

«Если мы живы, то сообщаем о своих чувствах другим людям, выражая радость, печаль, недовольство. Но если по каким-либо причинам вы не выявляете себя, то окружающие поступают с вами так, как считают нужным, а не так, как вы хотите, потому что вы им ничего о себе не сообщаете. Невыраженные чувства подвергаются неосознаваемому подавлению, а отсюда депрессии, психосоматические заболевания, неудачи». (Н.Рубштейн, М. Кузнецова «Тренинг привлекательности»).

Поэтому проявляйте себя, будьте эгоистами в хорошем смысле этого слова!

Высокий EQ позволит вам окружать себя умными людьми и использовать их гениальность, а не манипулировать ими.

Компетенции эмоционального интеллекта ГОУЛМАН



4 сферы компетенций по Гоулману:



Точная самооценка. Лидеры с высокой самооценкой обычно знают свои сильные стороны и осознают пределы своих возможностей. Они относятся к себе с юмором, с готовностью обучаются навыкам, которыми плохо владеют, и приветствуют конструктивную критику и отзывы о своей работе. Руководители с адекватной самооценкой знают, когда нужно попросить помощи и на чем следует акцентировать внимание при выработке новых лидерских качеств.

Уверенность в себе. Точное знание своих способностей позволяет лидерам полноценно использовать свои сильные стороны. Уверенные в себе лидеры с радостью берутся за трудные задачи. Такие руководители не теряют ощущения реальности, обладают чувством собственного достоинства, которое выделят их на фоне групп


Открытость. Лидеры, которые откровенны с собой и окружающими, живут в согласии со своими ценностями. Открытость — искреннее выражение своих чувств и убеждений — способствует честным отношениям. Такие лидеры открыто признают свои ошибки и неудачи и, не закрывая на это глаза, борются с неэтичным поведением других.

Адаптивность. Лидеры, обладающие адаптивностью, способны ловко расправляться с многообразными требованиями, не теряя сосредоточенности и энергии, и чувствуют себя комфортно в неизбежно полной неопределенностей организационной жизни. Такие руководители гибко приспосабливаются к очередным сложностям, ловко подстраиваются под меняющуюся ситуацию и чужды косности мышления перед лицом новых данных и обстоятельств.

Воля к победе. Лидеры, которые обладают этим качеством, ориентируются на высокие личные стандарты, заставляющие их постоянно стремиться к совершенствованию — повышению качества собственной работы и эффективности деятельности подчиненных. Они прагматичны, ставят перед собой не особенно высокие, но требующие усилий цели, и способны рассчитать риск так, чтобы цели эти были достижимыми. Признаком воли к победе является постоянное желание учиться самому и обучать других приемам более эффективной работы.

Инициативность. Лидеры, чувствующие, что необходимо для эффективности, т. е. убежденные, что держат удачу за хвост, отличаются инициативностью. Они используют благоприятные возможности — или сами их создают, — а не просто сидят у моря и ждут погоды. Такой лидер, не колеблясь, нарушит или как минимум обойдет правила, если это необходимо для будущего. Оптимизм. Лидер, который заряжен оптимизмом, найдет способ выкрутиться из трудных обстоятельств, он увидит в создавшейся ситуации благоприятную возможность, а не угрозу. Такой руководитель позитивно воспринимает других людей, ожидая от них самых лучших проявлений. Благодаря их мировоззрению (для них, как известно, «стакан наполовину полон») они воспринимают все грядущие перемены как изменения к лучшему.

Социальная чуткость

Сопереживание. Лидеры, обладающие способностью прислушиваться к чужим переживаниям, умеют настроиться на широкий диапазон эмоциональных сигналов. Это качество позволяет им понимать невысказанные чувства как отдельных людей, так и целых групп. Такие лидеры участливо относятся к окружающим и способны мысленно встать на место другого человека. Благодаря такой эмпатии лидер прекрасно ладит с людьми из различных социальных слоев или даже других культур.

Деловая осведомленность. Лидеры, остро чувствующие все движения организационной жизни, часто политически проницательны, способны выявлять важнейшие социальные взаимодействия и разбираться в тонкостях властной иерархии. Такие руководители обычно понимают, какие политические силы действуют в организации и какие руководящие ценности и негласные правила определяют поведение ее сотрудников.

Предупредительность. Лидеры, наделенные этой способностью, стремятся создать в организации такой эмоциональный климат, чтобы сотрудники, непосредственно общающиеся с клиентами и покупателями, всегда поддерживали с ними нужные отношения. Такие руководители внимательно отслеживают, насколько удовлетворены их клиенты, желая убедиться, что те получили все необходимое. Сами они тоже всегда готовы общаться со всеми желающими.

Управление отношениями

Воодушевление. Лидеры с такими навыками умеют вызвать у сотрудников отклик и одновременно увлечь их привлекательным образом будущего или общей миссией. Такие руководители лично подают подчиненным пример желаемого поведения и способны отчетливо изложить общую миссию так, чтобы воодушевить остальных. Они ставят цель, выходящую за рамки повседневных задач, и тем самым делают работу сотрудников более одухотворенной.

Влияние. Признаки способности оказывать влияние на людей многообразны: от умения выбрать верный тон при обращении к конкретному слушателю до способности привлечь на свою сторону заинтересованных лиц и добиться массовой поддержки своей инициативы. Когда лидеры, владеющие этим навыком, обращаются к группе, они неизменно убедительны и обаятельны.

Помощь в самосовершенствовании. Лидеры, имеющие опыт развития человеческих способностей, проявляют неподдельный интерес к тем, кому они помогают совершенствоваться, — видят их цели, достоинства и недостатки. Такие руководители способны своевременно дать своим подопечным ценный совет. Они от природы хорошие учителя и наставники.

Содействие изменениям. Лидеры, которые умеют инициировать преобразования, способны разглядеть необходимость в изменениях, бросить вызов установившемуся порядку вещей и отстаивать новый. Они могут убедительно выступать в защиту преобразований даже перед лицом оппозиции, приводя веские доводы в пользу необходимости перемен. Они умеют находить практические способы преодоления препятствий, стоящих у них на пути.

Урегулирование конфликтов. Лидеры, которые искусно улаживают разногласия, умеют вызвать на откровенный разговор конфликтующие стороны; они способны понять разные мнения и затем нащупать точку соприкосновения — идеал, который смогут разделить все. ни выводят конфликт на поверхность, принимают чувства и позиции всех его участников, а затем направляют эту энергию в русло общего идеала.

Командная работа и сотрудничество. Лидеры, которых можно назвать великолепными командными игроками, создают в организации атмосферу общности и сами подают пример уважительного, отзывчивого и товарищеского отношения к людям. Они вовлекают остальных в активное, азартное стремление к общим идеалам, укрепляют моральный дух и чувство единства коллектива. Они не жалеют времени на создание и скрепление тесных человеческих отношений, не ограничиваясь рамками рабочей обстановки.


Тит Лукреций Кар родился около 99 года до н.э. Римский поэт и философ. Считается одним из ярчайших приверженцев атомистического материализма, последователем учения Эпикура. Автор философской поэмы «О природе вещей». Кончил жизнь самоубийством, бросившись на меч в 55 году до н.э.

  • Дух силен радостью.
  • Не все подходит ко всему.
  • Дело само говорит за себя.
  • Все совершенствует природа.
  • Человек гибнет, дело остается.
  • Дырявого кувшина не наполнишь.
  • Неминуемый конец предстоит смертным.
  • Выражай смертными словами бессмертные вещи.
  • Лучше спокойно подчиняться, чем властвовать самому.
  • На сколько страшных злодейств толкнула людей религия!
  • Если чувства будут не истинны, то и весь наш разум окажется ложным.
  • Каждый чувствует, каковы его силы, на которые он может рассчитывать.
  • Ничего нет отраднее, чем занимать безмятежно светлые выси, умом мудрецов укрепленные прочно.
  • Ничто, по-видимому, не совершается столь же быстро, как то, что замышляет и приводит в исполнение сам ум.
  • Человек сам не знает, чего он хочет, и постоянно ищет перемены мест, как будто это может избавить его от бремени.
  • Дна никакого нет у вселенной нигде, и телам изначальным остаться негде на месте, раз нет ни конца, ни предела пространству.
  • Правда, бывают трудные минуты, но сопротивляйся им - повернись к дурному спиной, и твоя внутренняя весна не обманет тебя. Даже старость и та не всегда сгибается под холодным мраком ночи.
  • После того как тело расслабили тяжкие удары времени, после того как руки и ноги отяжелели, утратили силу, разум тоже начинает прихрамывать, язык заплетается и ум убывает.
  • Значит, изгнать этот страх из души и потемки развеять Должны не солнца лучи и не света сиянье дневного, Но природа сама своим видом и внутренним строем. За основание тут мы берем положенье такое: Из ничего не творится ничто по божественной воле. Значит, нам смерть - ничто и ничуть не имеет значенья, Ежели смертной должна непременно быть духа природа.
  • Оттого только страх всех смертных объемлет, что много видят они явлений на земле и на небе нередко, коих причины никак усмотреть и понять не умеют, и полагают, что все это божьим веленьем творится. Если же будем мы знать, что ничто не способно возникнуть из ничего, то тогда мы гораздо яснее увидим наших заданий предмет: и откуда являются вещи, и каким образом все происходит без помощи свыше.