Самая масштабная катастрофа 20 века. Самые страшные морские катастрофы XX века

Трагедии 20 века

Трагедии XX века - их сотни... Горы трупов, кровь, боль и страдания - вот что принесли с собой революции, мировые войны, политические перевороты и чудовищные проишествия. И все они, как правило, тщательно отфотографированы и запротоколированы...

И открывают этот страшный список фотографии с борта печально знаменитого "Титаника"...

.

ТРАГЕДИЯ "ТИТАНИКА". Прошло более восьмидесяти лет с того момента, как в морозную ночь с 14 на 15 апреля 1912 года южнее острова Ньюфаундленд затонул, столкнувшись с дрейфующим айсбергом, гигантский “Титаник”, самое большое и самое роскошное судно начала века. Погибли 1500 пассажиров и членов экипажа. И хотя в XX столетии было достаточно страшных трагедий, интерес к судьбе этого судна не ослабевает и в наши дни. Перед вами достаточно редкая фотография корабля за три дня до отплытия...

К сожалению, придется смириться с тем, что исчерпывающая правда о гибели “Титаника” уже не будет известна никогда. Несмотря на два расследования, проведенных сразу же после того, как плавучий дворец поглотили волны, многие детали так и остались невыясненными. Корабль отправляется в роковое плавание...

Как только капитану Смиту доложили, что последний трап убран и закреплен, лоцман взялся за дело. На причале отдали швартовы, крепившие нос и корму к мощным береговым тумбам. Затем принялись за дело буксиры. Длинный корпус "Титаника" сантиметр за сантиметром начал удаляться от причала... Ретушированная фотография отплытия "Титаника"...

За сложными маневрами отплытия наблюдали сотни пассажиров, находившихся на прогулочных палубах "Титаника", и тысячи людей на берегу. Проводы...

И тут произошло нечто такое, что могло окончиться очень печально. В гавани стоял пароход "Нью-Йорк". В тот момент, когда "Титаник" проходил мимо, носы обоих судов оказались на одной линии, шесть стальных тросов, которыми был пришвартован "Нью-Йорк", натянулись и раздался сильный треск, похожий на выстрелы из револьвера, и концы тросов засвистели в воздухе и упали на набережную в испуганную, разбегающуюся толпу...

Разумеется, фотографий тонущего "Титаника" не существует. Но. Есть достаточно много снимков, сделанных с борта корабля-спасителя "Карпатия". На его борт удалось поднять более 100 человек - всех, кто остался в живых на пяти шлюпках... "Карпатия"...

Айсберг-убийца...

Шлюпка №12 - одна из тех, которой удалось достичь борта "Карпатии"...

Спасенные. На борту "Карпатии"...

Газетчики. Страшные вести...

ГОЛОДОМОР. Этим страшным словом называют массовую гибель населения Украинской ССР от голода в 1932—1933 годах... В СССР масштабы произошедшей трагедии и её подлинные причины просто скрывались... А ведь свидетели вспоминают, что улицы городов и сел были завалены трупами мертвых, опухших от голода людей...

В настоящее время в научной среде существует точка зрения, согласно которой массовая гибель населения Украины была вызвана сознательными и целенаправленными действиями советского руководства...

В эти страшные годы на Украине погибло как минимум 4 500 000 человек...

Трупы были повсюду...

Больницы и морги не справлялись со своими обязанностями...

Импровизированные кладбища тянулись на городских окраинах десятками километров...

Иностранные журналисты вывозили фотоснимки из Украины рискуя собственной головой. И все-таки в прессу кое-что просочилось...

ПОСЛЕДНЯЯ КАТАСТРОФА ДИРИЖАБЛЯ. 6 мая 1937 года взорвалось и сгорело германское воздушное судно «Гиденбург» - в то время крупнейший в мире дирижабль, длина кторого составляла около 248 м, диаметр более 40 м. Он был построен в 30-е годы как символ новой гитлеровской Германии... Фотография того времени из архива газеты "Комсомольская правда"..

Он мог пролететь 15 тысяч км при максимальной скорости - 135 км/час. На двух этажах пассажирского отделения находились 26 двухместных кают, бары, читальный зал, ресторан, галереи, кухни. Билет стоил более 800 долларов. «Гиденбург» был уничтожен пожаром при подходе к причальной мачте в Лейкхерсте (штат Нью-Джерси, США), завершая полет из Франкфурта (Германия)...

Через 32 сек после взрыва, дирижабль, более чем в 2 раза превышающий по длине футбольное поле, напоминал фантастический обугленный скелет из изогнутого металла. Эта катастрофа унесла 36 человеческих жизней...

Взрыв был слышен на расстоянии пятнадцати миль. Благодаря мужеству и самообладанию капитана спаслась команда и 62 пассажира. Пожар напрямую связан с использованием водорода - единственного несущего газа, которым располагала Германия, поскольку США отказались поставлять гелий в коммерческих количествах. Была еще версия теракта - в начале 1970-х появилась информация, что противник нацистов Эрих Шпель, один из членов команды, заложил часовую мину...

ПЕРЛ-ХАРБОР. Самая известная военно-морская база США на Гавайских оостровах. 7 декабря 1941, во время 2-й мировой войны, японская авианосная авиация нанесла внезапный удар по Перл-Харбору и вывела из строя основные силы американского Тихоокеанского флота. 8 декабря США и Великобритания объявили войну Японии…

Солнце в тот день поднялось над Перл-Харбором во всём своём обычном тропическом блеске. Было воскресенье, и флот находился "дома". Офицеры и матросы думали о предстоящем дне отдыха. Как всегда по воскресеньям, сигнал побудки был дан поздно. В тот момент, когда замерли звуки горна, в небе появились неизвестные самолёты. Без всякого промедления они начали сбрасывать бомбы и торпеды…

50 бомбардировщиков, 40 торпедоносцев и 81 пикирующий бомбардировщик атаковали корабли Тихоокеанского флота, стоявшие на якоре в Перл-Харборе...

Когда последние японские самолёты ушли, оказалось, что потери военно-морского флота и корпуса морской пехоты составляют 2835 человек, из них 2086 офицеров и рядовых было убито или смертельно ранено. Потери армии составляли 600 человек, из них 194 было убито и 364 ранено. Кроме повреждения кораблей и ангаров, было уничтожено 92 самолёта военно-морского флота и 31 самолёт повреждён, а армия потеряла 96 самолётов...

ХИРОСИМА - МЕСТЬ ЗА ПЕРЛ-ХАРБОР? Великая Отечественная Война закончилась 9 мая 1945 года. Но война на этом не кончилась. Она продолжалась до 2 сентября 1945 года. И были бои. И были победы. И были жертвы. И были трагедии. И самой страшной из них является атомная бомбардировка японских городов…

Площадь города Хиросима 6 августа 1945 года составляла около 26 кв. миль, из них только 7 были полностью застроены. Там не было явно выделенных коммерческих, промышленных и жилых кварталов. 75% населения проживало в плотно застроенном районе в центре города...

Командир авиаполка полковник Тибетс дал своему самолету имя «Энола Гей» - в честь своей матери. Корпус атомной бомбы, находящейся в бомболюке «Энолы Гей», был покрыт множеством как шутливых так и серьезных лозунгов. Среди них была надпись «от парней с «Индианаполиса»...

6 августа около 8 часов утра над Хиросимой появились два бомбардировщика «Б-29». Люди продолжали работу, не заходя в убежище, и разглядывали вражеские самолеты. Когда бомбардировщики достигли центра города, один из них сбросил небольшой парашют, после чего самолеты улетели прочь. В 8 часов 15 минут раздался оглушительный взрыв, который, казалось, в одно мгновение разорвал небо и землю...

Ослепительная вспышка и страшный грохот разрыва — после чего весь город покрыли огромные тучи дыма. Среди дыма, пыли и обломков один за другим вспыхивали деревянные дома, до конца дня город был объят дымом и пламенем. И когда, наконец, пламя улеглось, весь город представлял собой одни развалины. Всюду громоздились обугленные и обожженные трупы, многие из них застыли в той позе, в которой их застал взрыв. Трамвай, от которого остался один остов, был набит трупами, державшимися за ремни…

Единственная бомба, мощностью 20 тыс. тонн тротилового эквивалента, взорвавшаяся на высоте 600 метров над городом, в одно мгновение разрушила до основания 60 процентов города. Из 306545 жителей Хиросимы пострадало от взрыва 176987 человек. Погибло и пропало без вести 92 133 человека, тяжелые ранения получили 9 428 человек и легкие ранения — 27 997 человек. Стремясь уменьшить свою ответственность, американцы, насколько возможно, занизили число жертв, - при подсчете потерь не было учтено число убитых и раненых военнослужащих. Многие погибли от лучевой болезни. От тех, кто был вблизи эпицентра, не осталось ничего - взрыв буквально испарил людей…

ОСВЕНЦИМ - 40 ГЕКТАРОВ СМЕРТИ. Крупнейший лагерь уничтожения, его называли фабрикой смерти, конвейером смерти, машиной смерти. Фактически в польской Силезии на нескольких тысячах гектаров было построено самое чудовищное государство в мире с населением в несколько миллионов человек, из которых уцелели менее трех тысяч, со своей системой ценностей, экономикой, органами управления, иерархией, правителями, палачами, жертвами и героями. Надпись над входом в концлагерь Освенцим гласила: "Труд делает свободным". Вход в Ад…

"Вас привезли сюда не в санаторий, а в немецкий концлагерь. Помните, отсюда есть только один выход - через трубу крематория". Так через репродукторы вещал голос заместителя коменданта Фрача…

Перед инженерами поставили задачу: нужен крематорий, потому что иначе с телами погибших слишком много проблем. Инженеры посчитали: три печи, уголь, загрузка 24 часа в сутки. Они выдали ответ: можно сжечь 340 человек. Начальство инженеров поблагодарило, но поставило новую задачу - увеличить производственную мощность...

Две тонны человеческих волос - это то, что не успели использовать. Лагерь поставлял их по 50 пфеннигов за один килограмм. Промышленники брали охотно - получались недорогая прочная ткань и веревки...

Золотые оравы от очков аккуратно складывались в специальном помещении...

Центральный вход... Людей привозили в вагонах...

На нарах спали до шести человек. Зимой у многих было недержание. И все это стекало с верхних нар на нижние. А в туалет ночью пойти было кошмаром. Надзиратели били людей, потому что у них была инструкция: отхожее место должно быть чистым…

В это же время немцы экспериментировали с газом. Его подавали через отверстия в потолке. Люди не знали, куда идут. Им говорили, что на санобработку. Эсэсовцы проверяли, живы пленные или нет. Они брали гвоздь и тыкали им в тело… Дорога в газовую камеру…

"Циклон-Б"...

Злобу вымещали на русских. Их было двенадцать тысяч, осталось, может быть, человек шестьдесят. Например, у них такое было наказание: в бараке открывали двери с одной и с другой стороны, а дело было зимой, и заключенные должны были стоять голыми. Надзиратели еще и поливали их холодной водой из шланга...

Готовили суп для узников, конечно, без жира и мяса. Когда несли полный котел, похлебка проливалась. Люди лизали землю, если капля упала. Эсэсовцы за это еще и били...

Малыши показывают руки с номерами...

Советские солдаты освободили Освенцим 27 января 1945 года. Там оставалось менее семи тысяч человек. Немцы разрушили все пять крематориев, газовые камеры, а большую часть узников вывезли. Те, которые остались, сами говорили: мы уже не люди после того, что здесь пережили...

СМЕРТЬ ГЕББЕЛЬСА. Во время взятия Берлина советскими войсками главный идеолог фашизма Йозеф Геббельс принял яд, отравив предварительно семью - жену и шестерых детей. Трупы, согласно его предсмертному приказу, были сожжены. Перед вами фотоснимок, запечатлевший труп преступника. Кадр был сделан в здании имперской канцелярии 2 мая 1945 года майором Василием Крупенниковым. На обороте снимка Василий написал: «Причинное место Геббельса мы прикрыли носовым платком, было очень неприятно на это смотреть»…

ЦАРЬ-БОМБА, «ИВАН», «КУЗЬКИНА МАТЬ». Термоядерное устройство, разработанное в CCCP в середине 50-х годов группой физиков под руководством академика И. В. Курчатова

В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов.

Первоначальный вариант бомбы массой 40 т был отвергнут конструкторами как слишком тяжёлый. Тогда ядерщики обещали уменьшить ее массу до 20 т, а самолетостроители предложили программу соответствующей модификации бомбардировщиков Ту-16 и Ту-95. Новое ядерное устройство по традиции, принятой в СССР, получило кодовое обозначение «Ваня» или «Иван», а выбранный в качестве носителя Ту-95 получил название Ту-95В.

Результаты взрыва заряда, получившего на Западе имя — Царь-бомба, впечатляли — ядерный «гриб» взрыва поднялся на высоту 64 километра, ударная волна, возникшая в результате взрыва, три раза обогнула земной шар, а ионизация атмосферы стала причиной помех радиосвязи на сотни километров от полигона в течение одного часа...

Испытание самого мощного в мире термоядерного устройства состоялось 30 октября 1961 года, во время работы XXII съезда КПСС. Подрыв бомбы произошел в пределах ядерного полигона на Новой Земле на высоте 4500 метров. Мощность взрыва составила около 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте. О каких либо жертвах или разрушениях официально не сообщалось...

Число предлагаемых разгадок этого происшествия уверено движется в сторону бесконечности. Что же известно доподлинно?..

22 ноября президент вместе с женой и губернатором Техаса Джоном Конналли ехал из аэропорта Далласа в центр города. На пути кортежа по деловому району города президента приветствовали более 200 тыс. человек. В какой-то момент автомобиль затормозил, и именно тогда раздались выстрелы.

Пули попали в голову и горло Джона Кеннеди. Президент упал на руки своей жены, и следующим выстрелом был тяжело ранен в спину губернатор Техаса.

Эта 40-секундная запись, сделанная на простую видеокамеру кем-то из жителей Далласа, стала самой известной записью в мире. Сразу после прозвучавших выстрелов автомобиль рванул в клинику, где 14 хирургов боролись за жизнь Кеннеди...

Но, несмотря на все их усилия, через 35 минут он скончался...

Через 45 минут после покушения был задержан подозреваемый, Ли Харви Освальд. Но и он оказался таинственным образом убит - через 2 дня его предал смерти владелец ночного клуба Джек Руби.Ну, а новым президентом страны стал вице-президент США Линдон Джонсон. Он, кстати, ехал в другом автомобиле того же кортежа…

ВЬЕТНАМСКАЯ ВОЙНА началась в августе 1964 с инцидента в Тонкинском заливе, во время которого суда береговой охраны демократической республики Вьетнам обстреляли американские эсминцы, оказывавших огневую поддержку правительственным войскам Южного Вьетнама в их борьбе с партизанами...

Для обороны Южного Вьетнама Соединенные Штаты перебросили через океан полумиллионную армию, оснащенную всеми видами современного вооружения, кроме ядерного...

Американские солдаты ожесточенно сражались в непроходимых джунглях против прокоммунистических партизан (вьетконговцев)...

На огромных площадях уничтожали ядохимикатами густую листву, скрывавшую неуловимого противника, нещадно бомбили партизанские районы и территорию Северного Вьетнама - всё было напрасно...

Впоследствии военные действия охватили территорию не только собственно Вьетнама, но и соседних с ним Лаоса и Камбоджи...

Погибли 50 тысяч американцев; вьетнамцев было убито во много раз больше. К началу 1968 война зашла в тупик, в мае 1968 начались мирные переговоры, которые длились более четырех лет… 27 января 1973 администрация США пошла на подписание соглашения об условиях вывода войск из Вьетнама. Война, которую в США представляли себе легкой прогулкой, оказалась кошмаром Америки. Послевоенный кризис продолжался в США больше 10 лет. Трудно сказать чем бы он закончился, не подвернись под руку Афганский кризис…

Во второй половине XX века человечество узнало два страшных словосочетания - "мировой терроризм" и "техногенная катастрофа"... Начиная с 60-х годов прошлого века в этом мире один за другим взрываются космодромы и заводы, поезда и самолеты, дома и атомные реакторы...


.

БАЙКОНУР, 24 ОКТЯБРЯ 1960 ГОДА. «Катастрофа Неделина». Взрыв межконтинентальной баллистической ракеты Р-16 при испытаниях на космодроме…

При взрыве и возникшем пожаре погибло более 90 человек, в том числе главнокомандующий РВСН... По неофициальным данным их было 165...

Ненадолго отлучившийся перед стартом конструктор академик М. К. Янгель чудом остался жив...

Катастрофа была засекречена вплоть до конца 90-х годов...

Впрочем, тогда засекречивали и куда менее трагичные события. Интересно, что на Байконуре по сей день ходят слухи, что Советский Союз еще до Гагарина посылал людей в космос. Но поскольку эти попытки заканчивались гибелью космонавтов, их сохранили в тайне...

А памятник погибшим получился весьма скромным...

КРОВАВЫЙ ВТОРНИК В МЮНХЕНЕ. 5 сентября 1972 года, на ХХ Олимпиаде, произошла самая чудовищная трагедия за всю историю спортивных состязаний. В 3:30 утра в один из домов Олимпийской деревни ворвались 8 вооруженных до зубов террористов, принадлежавших к боевой группе Организации Освобождения Палестины Черный сентябрь". Им удалось захватить в заложники 11 членов израильской спортивной делегации. Охрана Олимпийской деревни попросту не заметила террористов...

Перебравшись через металлическую сетку, огораживающую общежитие спортсменов, террористы распаковывают оружие и входят в подъезд №1 дома 31. Спустя несколько секунд они настойчиво стучат в дверь комнаты, в которой находится израильский судья по классической борьбе Йосеф Гутфрейнд. Гутфрейнд славится своим богатырским телосложением и силой Геракла. Увидев подозрительных людей, он всем телом наваливается на дверь и на какие-то секунды задерживает преступников...

Один из террористов приказывает одному из заложников показать комнаты, в которых живут остальные израильтяне. Он отказывается, и террорист выпускает в него очередь из "Калашникова". Тем самым он спасает жизнь стрелкам, фехтовальщикам, мастеру по спортивной ходьбе и пловцу...

Все-таки в плену у террористов оказалось 12 израильтян. Были выдвинуты требования - немедленное освобождение 234 террористов из израильских тюрем и 16 - из тюрем Западной Европы… Переговоры велись до глубокого вечера…

Тела всех одиннадцати погибших спортсменов отправили в Израиль. В ходе неудачной операции также погибли двое граждан ФРГ: полицейский и пилот одного из вертолетов. На Родине погибших в траурной церемонии, кроме родственников, принимали участие глава правительства Голда Меир, все министры, депутаты Кнессета, члены спортивной делегации, покинувшие Олимпиаду, тысячи граждан Израиля...

ЧЕРНОБЫЛЬСКАЯ КАТАСТРОФА. 26 апреля 1986 года 187 стержней системы управления и защиты вошли в активную зону для глушения реактора. Цепная реакция должна была прерваться. Однако через 3 секунды зарегистрировано появление аварийных сигналов по превышению мощности реактора, росту давления. А еще через 4 секунды - глухой взрыв, сотрясший все здание. Стержни аварийной защиты остановились, не пройдя и половины пути...

С крыши четвертого энергоблока, как из жерла вулкана, стали вылетать сверкающие сгустки. Они поднимались высоко вверх. Это было похоже на фейерверк. Сгустки рассыпались многоцветными искрами и падали в разных местах...

Черный огненный шар взвился вверх, образуя облако, которое вытянулось по горизонтали в черную тучу и пошло в сторону, сея смерть, болезни и беду в виде мелких-мелких капель..

А в это время внутри еще работали люди. Крыши нет, часть стены разрушена... Погас свет, отключился телефон. Рушатся перекрытия. Пол дрожит. Помещения заполняются то ли паром, то ли туманом, пылью. Вспыхивают искры короткого замыкания. Приборы радиационного контроля зашкаливают. Повсюду течет горячая радиоактивная вода...

После крупнейшей в мировой истории техногенной катастрофы в Зоне рождались вот такие сосны...

Такие животные...

И вот такие дети...

Эти фотографии сделаны для одного из секретных отчетов в ЦК Политбюро СССР...

Сейчас практически все дома в Зоне выглядят так...

ЕМЛЕТРЯСЕНИЕ 1988-ГО ГОДА, УНИТОЖИВШЕЕ ГОРОД СПИТАК. Также в Армении разрушены города Ленинакан, Степанаван, Кировакан. Обращены в руины 58 сел на северо-западе республики, частично разрушено почти 400 сел.

Из братских союзных республик в Армению прибыли 450 горноспасателей. В спасательных работах в зоне бедствия участвуют 6,5 тыс. военнослужащих, 25 бригад военных медиков, 400 единиц армейской техники.

Погибли десятки тысяч людей, 514 тыс. человек остались без крова. Потери национального богатства составили 8,8 млрд рублей.

За последние 80 лет это наиболее мощное землетрясение на Кавказе...

Убийство генерального директора ОРТ и просто популярного человека стало потрясением для миллионов людей. Он был настолько любим и популярен, что даже тогдашний глава государства Борис Ельцин, бросив все дела, примчался в “Останкино”, чтобы извиниться перед телевизионщиками. Расследование началось практически сразу же, были сделаны и опубликованы фотороботы предполагаемых убийц, однако поиск по горячим следам не дал результатов.

В течение последних 11 лет формулировка сообщений Генпрокуратуры почти не менялась. Менялся лишь объем материалов следствия: на этот год уже более 200 томов.

ЗАХВАТ БУДЕННОВСКА. 14 июня 1995 года в Буденновск вошли отряды чеченских боевиков под командованием Шамиля Басаева и захватили около 1500 заложников. Террористы, выставив условием освобождения заложников прекращение боевых действий и начало переговоров в Чечне, закрепились в городской больнице.

17 июня спецподразделениями МВД и ФСБ было предпринято несколько попыток штурма больницы. В ходе этих операций убитые и раненые были и у террористов, и у штурмующих, но больше всего (от огня штурмующих) пострадали заложники — погибли до 30 человек и многие были ранены. Во время штурма террористы вынуждали заложников, в том числе и женщин, становиться к окнам и кричать российским военнослужащим: "Не стреляйте!"

После провала штурма 18 июня при посредничестве С.А.Ковалева начались переговоры премьер-министра Черномырдина с Басаевым, в ходе которых удалось достичь договоренности об освобождении заложников. Условиями их освобождения стали: прекращение военных действий на территории Чечни и решение спорных вопросов путем переговоров. Отряд боевиков выехал на предоставленных федеральной стороной автобусах в горное чеченское село Зандак. При этом в качестве "живого щита" использовались 120 заложников, вызвавшихся сопровождать террористов. Всего в результате этой террористической акции в Буденновске погибли 105 гражданских лиц, в том числе 18 женщин, 17 мужчин старше 55 лет, юноша и девочка младше 16 лет. Погибли также 11 милиционеров и, как минимум, 14 военнослужащих.

УБИЙСТВО ИЦХАКА РАБИНА. Имя убийцы израильского премьера знает любой израильтянин. Игаль Игаль Амир - член подпольной ультра-ультра-правой националистической организации "Эйаль" (Львы Иудеи).

Убийство случилось 4 ноября 1995 года в Тель-Авиве, вечером после многотысячной демонстрации в поддержку мирного процесса. Раненного в спину 2 пулями Ицхака Рабина на заднем сидении правительственного лимузина повезли в находящуюся неподалеку больницу "Ихиллов"

К 23:00 личный секретарь Рабина сообщил, что премьер был застрелен насмерть..

Стареющий лидер Рабочей партии Ицхак Рабин, политика которого подвергалась жесточайшей критике, в момент был канонизирован. Его именем в Израиле теперь принято называть площади, улицы и общеобразовательные учреждения...

ВЗРЫВЫ ДОМОВ В МОСКВЕ И ВОЛГОДОНСКЕ В 1999 ГОДУ. Серия террористических актов в Москве и Волгодонске в сентябре 1999 года унесла жизни более 300 человек. Взрывы произошли в ситуации, когда в Дагестане шли бои между федеральными войсками и вторгшимися вооружёнными отрядами сепаратистов из Чечни, которых возглавляли Шамиль Басаев...

Взрыв на улице Гурьянова. 8 сентября 1999 года в 23 часа 58 минут в подвале 9-этажного жилого дома 19 по улице Гурьянова (район Печатники) на юго-востоке Москвы произошёл взрыв. Здание было частично разрушено, одна секция жилого дома обвалилась. На развалинах жилого дома в течение нескольких дней работали спасатели...

По официальным данным, в результате взрыва погибли 109 человек, пострадали 160 человек. Как было установлено взрывотехниками, в подвале дома сработало взрывное устройство мощностью 300—400 кг тротила. Взрывной волной деформированы конструкции соседнего дома 19. Через несколько дней дома 17 и 19 были уничтожены взрывотехниками, жители переселены в другие дома...

В средствах массовой информации высказывались предположения, что это террористический акт. На 13 сентября назначили день траура по погибшим при взрыве. В тот же день по телевидению был показан фоторобот человека, который якобы снимал подвальное помещение в жилом доме...

Взрыв на Каширском шоссе. 13 сентября в 5 часов утра произошел новый взрыв на Каширском шоссе в 8-этажном жилом доме номер 6/3. В результате взрыва дом был полностью разрушен, почти все находившиеся в жилом доме жильцы - 124 человека - погибли, 9 человек были ранены и извлечены спасателями из завалов, пострадали 119 семей. Из-за того, что дом был кирпичный, погибли почти все жители, находившиеся в нем во время взрыва...

В тот же день, 13 сентября, в районе Марьино были найдены запасы взрывчатки в мешках из-под сахара, достаточные для уничтожения ещё нескольких жилых домов. Чрезвычайное положение не вводилось, но были приняты беспрецедентные меры безопасности в Москве и других городах, проверены все чердаки и подвалы. Жителями жилых домов в течение нескольких месяцев были стихийно организованы круглосуточные дежурства…

16 сентября, через несколько дней после взрывов в Москве, в 5.40 утра город Волгодонск Ростовской области потряс взрыв страшной силы.Возде здания ОВД и рядом с 9-этажным жилым домом по улице Гагарина, 35 взорвался автофургон "ГАЗ-53", начиненный взрывчаткой. Во дворе дома образовалась воронка диаметром 15 м и глубиной 3 м. В 144 квартирах панельного дома проживали 437 человек - погибло 18 человек.

ТРАГЕДИЯ В ПЕРЕХОДЕ НА ПУШКИНСКОЙ ПЛОЩАДИ. В Москве прогремел очередной мощный взрыв. Взрывное устройство заложили два молодых кавказца…

Предположительно, они подошли к коммерческой палатке номер 40 и попросили продать им товар за доллары США. Продавец отказал, тогда молодые люди попросили продавца присмотреть за сумкой, пока они сходят обменять доллары на рубли. Буквально через несколько минут после их ухода сработало лежавшее в сумке самодельное взрывное устройство мощностью от 400 грамм до 1,5 кг тротила…

По словам свидетелей, которые находились в тот момент в переходе, сначала раздался сильный хлопок, яркая вспышка, затем по тоннелю прокатилась взрывная волна и повалил сильный дым. Люди стали выбегать наружу. У тех, кто был ближе к эпицентру, были многочисленные ожоги и ранения, лилась кровь. Взрыв был такой силы, что буквально срывал одежду с пострадавших...

В результате взрыва погибло 7 человек, 93 обратились за медицинской помощью. Из них 59 человек были доставлены в городские больницы, 34 от госпитализации отказались. Среди пострадавших было три ребенка…

ГИБЕЛЬ "КУРСКА". 12 августа 2000-года в Баранцевом море разыгралась трагедия, приковавшая к экранам телевизоров сотни миллионов людей

В течение нескольких дней силами российских и британских морских сил спасатели пытались вызволить из подводного плена 118 членов экипажа атомной субмарины.

Однако, все усилия оказались тщетными...

Как позже установит следствие, причной трагедии стал взрыв так называемой "толстой торпеды" в торпедном отсеке. Все находившиеся на борту подводники погибли.

ТРАГЕДИЯ НА ДУБРОВКЕ. 23 октября, 2002-го года в 21 час 15 минут в здание Театрального центра на Дубровке, на улице Мельникова (бывший Дворец культуры Государственного подшипникового завода), ворвались вооруженные люди в камуфляже. В это время в ДК шел мюзикл «Норд-Ост», в зале находились более 700 человек. Террористы объявили всех людей - зрителей и работников театра - заложниками и начали минировать здание...

В 10 часов вечера стало известно, что здание театра захватил отряд чеченских боевиков во главе с Мовсаром Бараевым, среди террористов есть женщины, все они обвешаны взрывчаткой...

24 октября в четверть первого ночи была предпринята первая попытка установить контакт с террористами: в здание центра прошел депутат Госдумы от Чечни Асламбек Аслаханов. В половине первого ночи в здании раздалось несколько выстрелов. Заложники, которым удалось связаться по мобильным телефонам с телекомпаниями, просят не начинать штурм: «Эти люди говорят, что за каждого убитого или раненого своего будут убивать по 10 заложников»...

26 октября в пять часов 30 минут у здания ДК раздаются три взрыва и несколько автоматных очередей. Около шести часов спецназ начал штурм, во время которого был применен нервно-паралитический газ. В половине седьмого утра официальный представитель ФСБ сообщил, что Театральный центр находится под контролем спецслужб, Мовсар Бараев и большая часть террористов уничтожены...

В 7 часов 25 минут помощник президента РФ Сергей Ястржембский официально заявил, что операция по освобождению заложников завершена. Число обезвреженных террористов только в здании Театрального центра на Дубровке составило 50 человек - 18 женщин и 32 мужчины. Трое террористов задержаны...

7 ноября 2002 года прокуратура Москвы опубликовала список граждан, погибших в результате действий террористов, захвативших театральный центр на Дубровке. Он включал 128 человек: 120 россиян и 8 граждан из стран ближнего и дальнего зарубежья. Пятеро заложников в результате действий боевиков получили огнестрельные ранения. Четверых погибших заложников длительное время не могли опознать, и их имена не включались в списки органов здравоохранения...

11 СЕНТЯБРЯ - ВОЙНА БЕЗ ПРАВИЛ. Такой трагедии Америка не знала никогда... Исполнились самые страшные кошмары... Манхеттен, 8 часов 44 минуты утра 11 сентября 2001 года, за минуту до трагедии.

В 8.45 первый самолет-камикадзе врезался в одну из башен Всемирного торгового центра. На кадре видно, как подлетает второй...

Одна из башен высотой в 110 этажей протаранена насквозь...

Взрыв и сразу же сильный пожар. Последний, кто ответил по телефону с верхних этажей, прокричал "Мы умираем!"

По периметру "башен-близнецов" прошла серия мощных взрывов...

Огонь вырвался наружу. Верхушка здания "проваливается" внутрь основания...

Два самых высоких здания Всемирного торгового центра рухнули, продержавшись меньше часа...

Улицы Манхеттена южнее Colon Street окутаны таким плотным дымом, что спасатели не могут туда добраться...

БЕСЛАН - ГОРЬКИЙ УРОК. Примерно в 8 утра 1 сентября 2004 года в районе села Хурикау, на границе Моздокского и Правобережного районов Северной Осетии, примерно в 60 км от Беслана, вооруженные люди остановили местного участкового, майора милиции и посадили его в свою машину. По предварительным данным, именно с помощью удостоверения сотрудника МВД боевики на ГАЗ-66 и двух легковых автомобилях беспрепятственно миновали несколько КПП по пути до Беслана...

Во время проведения торжественной линейки по случаю 1 сентября они ворвались на территорию школы №1. Всего на линейке, по данным комитета образования администрации Беслана, присутствовали 895 учеников и 59 учителей и технических сотрудников школы. Количество родителей, пришедших проводить детей в школу, неизвестно...

Открыв беспорядочную стрельбу в воздух, боевики приказали всем присутствующим зайти в здание школы, однако большинство - в основном старшеклассники и взрослые - смогли просто разбежаться. Тех кто не смог это сделать - учеников младших классов и их родителей и часть учителей - бандиты загнали в спортзал...

Дальше все происходило как в страшном сне... Зафиксирован взрыв внутри школы. Данные о количестве заложников по-прежнему разрозненные. По составленным родственниками и родителями учеников спискам установлено, что в школе может находиться 132 ребенка. Всего по не подтвержденным данным, боевикам удалось захватить от 300 до 400 человек...

Появляются данные, что спортзал заминирован... В спортзале горят тела, их заливают из брандспойтов. Сильные взрывы внутри школы раздаются с какой-то настойчивой периодичностью. Тем временем толпа медленно, но верно начинает приближаться к зданию. Солдаты внутренних войск пытаются встать у них на пути. "Лучше пустите", - спокойно произносит один из мужчин. И они отступают. Люди хотят пройти к спортзалу и увидеть своими глазами, сколько там убитых...

Заложников расстреливают, они умирают от обезвоживания и удушья...

Вот так выглядел спортзал после штурма...

Печальные итоги: в Беслане говорят, что спаслось около шестисот человек. Никто уже не отрицает, что заложников было не меньше тысячи — так что общая цифра жертв крутится около 400 человек. Точных данных до сих пор нет - многие пропали без вести…

В конце декабря 2004 г. произошло сильнейшее за последние 40 лет землетрясение и цунами в шести странах Юго-Восточной Азии.

Первый и самый мощный подземный толчок произошел 26 декабря около 03:00 в акватории Индийского океана. Буквально через несколько минут разрушительная волна-цунами достигла суши - в первую очередь острова Суматра (Индонезия), а потом Малайзии, Таиланда, Мьянмы, Индии, Шри-Ланки и Мальдивских островов/

Очевидцы рассказывали, как в абсолютно солнечную безветренную погоду вода внезапно стала отступать от пляжа, а затем образовалась шестиметровая волна. Спаслись те, кто за эти несколько минут смог убежать. Тонны воды сметали на своем пути все: людей, машины и даже целые отели

Число жертв достигло 400 тыс. человек. До сих пор не найдены или не опознаны еще около 100 тысяч.

Наибольшее число жертв - более 10 тыс. -зарегистрировано в Индонезии, у берегов которой находился эпицентр силой в 9 баллов по шкале Рихтера.

Тогда были затоплены и стерты с лица земли сотни населенных пунктов.

Сейсмологи называют декабрьские события исключительными. По их словам, таких землетрясений за прошлое столетие зарегистрировано не более пяти.

От срашных разрушений этот регион Южно-восточной Азии не может оправиться до сих пор.


Порой оценить масштабы той или иной мировой катастрофы достаточно сложно, ведь последствия некоторых из них могут проявляться спустя много лет после самого происшествия.

В данной статье мы представим 10 самых страшных катастроф мира, которые не были вызваны целенаправленными действиями. Среди них происшествия, которые происходили на воде, в воздухе, и на земле.

Авария на Фукусиме

Катастрофа, которая произошла 11 марта 2011-го года, одновременно объединяет в себе черты техногенных и природных катастроф. Сильнейшее землетрясение мощностью в девять баллов, и последующее за ним цунами вызвали отказ системы электроснабжения ядерной установки Daiichi, в результате чего был остановлен процесс охлаждения реакторов с ядерным топливом.

Помимо чудовищных разрушений, которые были вызваны землетрясением и цунами, это происшествие привело к серьезному радиоактивному заражению территории и акватории. Кроме того, властям Японии пришлось эвакуировать более двухсот тысяч человек из-за высокой вероятности появления тяжелых заболеваний из-за попадания под жесткое радиоактивное облучение. Сочетание всех этих последствий дает право аварии на Фукусиме называться одной из самых страшных катастроф мира в двадцать первом веке.

Общий ущерб от аварии оценивается в 100 миллиардов долларов. В эту сумму включены расходы на ликвидацию последствий и выплату компенсаций. Но при этом нельзя забывать о том, что работы по устранению последствий катастрофы продолжаются до сих пор, что соответственно увеличивает эту сумму.

В 2013-м году фукусимская АЭС была официально закрыта, а на её территории производятся только работы по ликвидации последствий аварии. Специалисты считают, что для приведения в порядок здания и зараженной территории понадобится как минимум сорок лет.

Последствиями аварии на Фукусиме являются, переоценка мер безопасности в атомной энергетике, падение стоимости на природный уран, и соответственно снижение цен акций уранодобывающих компаний.

Столкновение в аэропорту Лос-Родеос

Возможно самой большой катастрофой в мире, произошедшей в результате столкновения самолетов, произошла на Канарских островах (остров Тенерифе) в 1977 году. В аэропорту Лос-Родеос, на взлетной полосе столкнулись два авиалайнера Boeing 747, которые принадлежали компаниям KLM и Pan American. В результате погибло 583 из 644 человек, в числе которых как пассажиры, так и экипажи авиалайнеров.

Одной из главных причин возникновения подобной ситуации был теракт в аэропорту Лас-Пальмас, который устроили террористы из организации MPAIAC (Movimiento por la Autodeterminación e Independencia del Archipiélago Canario). Сам теракт не повлек за собой человеческих жертв, но администрация аэропорта закрыла аэропорт и прекратила принимать самолеты, опасаясь повторных инцидентов.

Из-за этого Лос-Родеос оказался перегружен, поскольку к нему направляли самолеты, которые следовали в Лас-Пальмас, в частности два Boeing 747 рейсов PA1736 и KL4805. При этом нельзя не отметить тот факт, что самолет, принадлежащий компании Pan

American, имел достаточный запас топлива для того, чтобы приземлиться в другом аэропорту, но пилоты подчинились приказу диспетчера.

Причиной самого столкновения являлись туман, который серьезно ограничивал видимость, а также сложности в переговорах между диспетчерами и пилотами, которые были вызваны сильным акцентом диспетчеров, и тем фактом, что пилоты постоянно перебивали друг друга.

Столкновение Донья Пас с танкером Вектор

20 декабря 1987 года зарегистрированный на Филлипинах пассажирский паром «Doña Paz» (Донья Пас) столкнулся с нефтяным танкером «Вектор», что привело к самой крупной катастрофе в мире, которая произошла в мирное время на воде.

Во время столкновения паром следовал по своему стандартному маршруту Манила-Катбалоган, который он проходил два раза в неделю. Двадцатого декабря 1987-го года, около 06:30 «Донья Пас» отплыл от Таклобана и направился в Манилу. Примерно в 22:30 паром проходил пролив Таблас возле Мариндуке, по сообщению выживших очевидцев погода была ясной, но с волнением на море.

Столкновение произошло уже после того как пассажиры уснули, паром столкнулся с танкером «Вектор», который перевозил бензин и нефтепродукты. Сразу же после столкновения, возник сильный пожар, связанный с тем, что нефтепродукты разлились по морю. Сильный удар и пожар практически моментально вызвали панику среди пассажиров, кроме того, по утверждению выживших на пароме не было нужного количества спасательных жилетов.

Выжило всего 26 человек, из которых 24 пассажира Доньи Пас и два человека с танкера «Вектор».

Массовое отравление в Ираке 1971 год

В конце 1971-го года, в Ирак была ввезена из Мексики партия зерна обработанного метилртутью. Разумеется, зерно не было предназначено для переработки в продукты питания, и должно было использоваться только для посадки. К сожалению, местное население не знало испанского языка, и соответственно все предупреждающие надписи, которые гласили «Не употреблять в пищу».

Также нельзя не отметить тот факт, что зерно было доставлено в Ирак с опозданием, поскольку сезон посадки уже прошел. Все это привело к тому, что в некоторых селениях обработанное метилртутью зерно начали принимать в пищу.

После употребления этого зерна в пищу наблюдались такие симптомы как онемение конечностей, потерю зрения, нарушение координации. В результате преступной халатности отравление ртутью получило около ста тысяч человек, из которых погибло около шести тысяч.

Этот случай привел к тому, что Всемирная Организаций здравоохранения стала тщательнее контролировать оборот зерна, и более серьезно начала относиться к маркировке потенциально опасных продуктов.

Массовое уничтожение воробьев в Китае

Несмотря на то, что мы не вносим в наш список катастрофы, вызванные целенаправленными действиями людей, данный случай является исключением, поскольку он вызван банальной глупостью и недостаточным знанием экологии. Тем не менее данный случай полностью заслуживает звание одной из самых ужасных катастроф мира.

В рамках экономической политики «Большого скачка», проводилась масштабная борьба с сельскохозяйственными вредителями, среди которых власти Китая выделили четырех самых страшных - комаров, крыс, мух и воробьев.

Сотрудники китайского научно-исследовательского института зоологии подсчитал, что из-за воробьев в течение года терялся объем зерна, с помощью которого можно было бы прокормить около тридцати пяти миллионов человек. Основываясь на этом, был разработан план уничтожения этих птиц, который был одобрен Мао Цзэдуном 18-го марта 1958-го года.

Все крестьяне активно начали охотиться на птиц. Наиболее действенным методом было не давать им опуститься на землю. Для этого взрослые и дети кричали, били в тазы, размахивали шестами, тряпками и т.п. Это позволяло пугать воробьев и не давать им приземляться на землю в течение пятнадцати минут. В результате птицы просто падали замертво.

Спустя год охоты на воробьев урожай действительно увеличился. Однако позднее начали активно плодиться гусеницы, саранча, и другие вредители, которые поедали побеги. Это привело к тому, что еще через год урожаи сильно упали, и наступил голод, который привел к гибели от 10 до 30 миллионов человек.

Катастрофа на нефтяной платформе Piper Alpha

Платформа Piper Alpha была построена в 1975-м году, а добыча нефти на ней стартовала в 1976-м. Со временем её переоборудовали для добычи газа. Однако 6-го июля 1988 года произошла утечка газа, которая привела к взрыву.

Из-за нерешительных и непродуманных действий персонала умерло 167 человек из 226 находившихся на платформе.

Разумеется, после этого события добыча нефти и газа на этой платформе была полностью прекращена. Застрахованные потери составили около 3,4 миллиардов долларов США. Это одна из самых известных катастроф мира, связанная с нефтедобывающей отраслью.

Гибель Аральского моря

Данное происшествие является самой большой экологической катастрофой на территории бывшего Советского Союза. Когда-то Аральское море было четвертым по размеру озером, после Каспийского моря, Верхнего озера в Северной Америке, озера Виктория в Африке. Сейчас на его месте располагается пустыня Аралкум.

Причиной исчезновения Аральского моря является создание новых каналов орошения для сельскохозяйственных предприятий на территории Туркмении, которые забирали воду из рек Сырдарья и Амударья. Из-за этого озеро сильно отступило от берега, что привело к обнажению дна покрытого морской солью, пестицидами и химикатами.

Из-за естественного испарения Аральское за промежуток с 1960-го по 2007-й год, море потеряло около тысячи кубических километров воды. В 1989-м году водоем распался на две части, а в 2003-м году объем воды составил около 10% от изначального.

Результатом этого происшествия стали серьезные изменения климата и ландшафта. Кроме того, из 178 видов позвоночных животных, которые обитали в акватории Аральского моря, осталось только 38.;

Взрыв нефтяной платформы Deepwater Horizon

Произошедший 20-го апреля 2010-го года взрыв на нефтяной платформе Deepwater Horizon считается одной из крупнейших техногенных катастроф по негативному влиянию на экологическую обстановку. Непосредственно от взрыва погибло 11 человек, и пострадало 17. При ликвидации последствий катастрофы погибло еще два человека.

Из-за того, что от взрыва были повреждены трубы на глубине 1500 метров, за 152 дня в море вылилось примерно пять миллионов баррелей нефти, что создало пятно площадью в 75 тысяч километров, кроме того, было загрязнено 1770 километров побережья.

Разлив нефти создал угрозу для 400 видов животных, и также привел к введению запрета на рыбную ловлю

Извержение вулкана Мон-Пеле

Восьмого мая 1902-го года произошло одно из наиболее разрушительных извержений вулкана в истории человечества. Это происшествие привело к появлению новой классификации вулканических извержений, и поменяли отношение многих ученых к вулканологии.

Вулкан пробудился еще в апреле 1902-го года, и в течение месяца внутри скапливались раскаленные пары и газы, а также лава. Спустя месяц у подножия вулкана вырвалось огромное облако сероватого цвета. Особенностью данного извержения является то, что лава выходила не из вершины, а из побочных кратеров, которые располагались на склонах. В результате мощного взрыва был полностью уничтожен один из главных портов острова Мартиника, город Сент-Пьер. Катастрофа унесла жизни тридцати тысяч человек.

Тропический циклон Наргис

Эта катастрофа развивалась следующим образом:

  • Циклон Наргис образовался 27-го апреля 2008-го года, в Бенгальском заливе, и изначально двигался к побережью Индии, в северо-западном направлении;
  • 28 апреля он перестает двигаться, однако скорость движения ветра в спиральных завихрениях начала значительно увеличиваться. Из-за этого циклон начали классифицировать как ураган;
  • 29 апреля, скорость ветра достигла 160-ти километров в час, а циклон возобновил движение, но уже в северо-восточном направлении;
  • 1 мая направление движения ветра изменилось на восточное, и при этом ветер постоянно усиливался;
  • 2 мая скорость ветра достигла 215 километров в час, а в полдень достигает побережья Мьянманской провинции Иравади.

По данным ООН в результате буйства стихии пострадало 1,5 миллиона человек, из которых 90 тысяч погибло, а 56 тысяч пропало без вести. Кроме того, серьезно пострадал крупный город Янгон, а многие населенные пункты были полностью уничтожены. Часть страны, осталась без телефонной связи, интернета и электричества. Улицы были завалены мусором, обломками строений и деревьев.

Для устранения последствий этой катастрофы понадобились объединенные силы многих стран мира и таких международных организаций как ООН, ЕС, ЮНЕСКО.

Четверг, 6 мая 1937 года, 18 часов 25 минут. Дирижабль «Гинденбург» (LZ 129 «Hindenburg»), преодолев тысячи километров над Атлантикой, появился над окрестностями Нью-Йорка. Дирижабль заходит на посадку на военно-морскую базу Лэйкхёрст в Нью-Джерси. Неожиданно толчок сотрясает воздушную махину, изнутри беззвучно показываются огоньки пламени - через 32 секунды чудо инженерной мысли представляет собой огненный шар - на землю падает обгоревший алюминиевый каркас.

Трагедия унесла жизни 35 из 97 пассажиров и членов экипажа, еще один сотрудник базы погиб на земле под обломками летательного аппарата.

Это было самое крупное летательное судно в мире. Длина дирижабля достигала 245 метров, что всего лишь на 24 метра короче легендарного «Титаника». Остальные показатели тоже до сих пор впечатляют: 41,2 метра в поперечнике, макс. объем газа в баллонах до 200 тыс. куб.м. (обычно для полета алюминиевые баки заполняли на 95 % - т.е. 190 000 кубометров водорода), оснащен четырьмя дизельными двигателями «Даймлер» мощностью 1100 л.с., способный поднять в воздух до 242 тонн брутто и пролететь более 15 тысяч километров, цеппелин развивал скорость до 150 километров в час при попутном ветре.

В марте 1936 г., названный в честь рейхспрезидента Германии Пауля фон Гинденбурга , дирижабль впервые появился в небе над Германией во время выборов в рейхстаг. Вместе с другим дирижаблем - «Граф Цеппелин» - он курсировал от Кёнигсберга (ныне Калининград) до Гармиш-Партенкирхена. На фюзеляже развевались нацистские вымпелы, хвост украшен свастикой, на толпу сыпался дождь пропагандистских листовок, а из громкоговорителей раздавалась: «Выполни свой долг - выбери фюрера!» По официальным данным на выборах 29 марта 1936 г. партия НСДАП по одномандатному списку получила 99 процентов голосов.

Несколько позднее из него сделали воздушный лайнер, который летал по маршруту Франкфурт-на-Майне - Нью-Йорк. Вскоре количество трансатлантических рейсов достигло 30 и полеты стали восприниматься рутинными. 36 пассажиров обслуживал 61 член экипажа, включая нескольких официантов и одну стюардессу.

В Рунете автору этих строк несколько раз встречалась цифра - 800 долларов. Якобы столько стоил билет на борт этого воздушного судна. Это вдвое больше, чем платили в действительности. За 400 баксов любой, имеющий эту сумму, получал право на воздушное путешествие в Новый Свет. Прежде чем вступить на трап, пассажир обязан был сдать спички, зажигалки и электрические фонарики, словом, все, что способно было вызвать хотя бы малейшую искру. К безопасности подходили с немецкой основательностью. Персонал носил специальную одежду и обувь.

Однако сразу же отметим - курительный салон на «Гинденбурге» все же был. Специально оборудованный. Там для развлечения публики находился рояль, выполненный из алюминия. Пассажиры располагались в комфортабельных каютах, где были оборудованы душевые кабинки с проточной горячей водой. Смотровая площадка. Столовая, где сидя за столиком, с высоты птичьего полета можно было рассматривать проплывавшую внизу местность.

3 мая 1937 года начался отсчет последнего полета «Гинденбурга». Дирижабль поднялся в 20.16 и взял курс на Америку. Из-за крепкого встречного ветра над Атлантикой путешественники опаздывали почти на 10 часов. В среднем путь до Нью-Йорка занимал от 65 до 70 часов. Наконец-то в 15 часов вдалеке показался Манхеттен. По воспоминаниям бортового офицера Боёциуса (Boëtius), расположившись у открытых окон, гости воздушного судна любовались панорамой американского мегаполиса, и глазели на встречавших их ньюйоркцев, которые вовсю сигналили в клаксоны.

Через час, оглохнув от сирен и гудков, пассажиры начали собираться на выход, но возникла еще одна непредвиденная ситуация. Командир военной базы Лейкхерст Чарлз Росендал (Charles Rosendahl), в связи с надвигавшейся страшной грозой, не рекомендовал приближаться к причальной мачте. В нештатной ситуации капитан дирижабля Макс Прусс (Max Pruss) принял решение барражировать в окрестностях, с целью переждать непогоду. «Гинденбург» развернулся и поплыл вдоль побережья, по направлению к Нью-Йорку.

Опытный навигатор Боёциус взялся за рули высоты. «Когда Росендал по радио передал нам, что гроза над Лейкхерстом утихла, мы снова повернули назад и попали в грозовой фронт», - записал Боёциус. «Я отчетливо почувствовал в ногах турбулентность. Сильный кратковременный дождь также не прекращался».

В 7 часов вечера дирижабль во второй раз за день зашел на посадку. В 19.21 цеппелин все еще находился над землей на расстоянии 80-ти метров. Нос дирижабля, направленный к причальной мачте, резко упал вниз. Эдуард Боёциус, все еще находившийся в штурманской рубке, ощутил удар. Он не мог поверить, что вот-вот разразится катастрофа. В это же время юнга Вернер Франц , которому тогда было 14 лет, находился в офицерской столовой. Подростка вдруг с силой отбросило на шкаф. После того, как его несколько раз резко бросило из стороны в сторону, он увидел гигантскую стену огня, которая мчалась на него из хвостовой части. Цеппелин первоначально выровнявшийся, опять стал на попа.

Парня привела в чувство вода, хлынувшая на его бедную голову из многочисленных перевернутых резервуаров. Франц увидел через люк, что до земли не более двух с половиной метров и выпрыгнул из горящего ада. Внизу за происходящим наблюдал радиорепортер Герберт Моррисон, оставивший нам описание катастрофы глазами свидетеля со стороны.

Боёциус тоже оказался у раскрытого окна. Кто-то из его товарищей крикнул: «Эдди, прыгай!» Было достаточно высоко и Эдвард выжидал. Когда нос дирижабля снова потянуло вниз - он спрыгнул. Рядом с ним упали трое его сослуживцев, чудом избежавших пламени гигантской печи. Вскочив на ноги, Боёциус помчался к упавшему, быстро таявшему на глазах, цеппелину, чтобы помочь выбраться остальным пассажирам.

Это было «инстинктивное побуждение», скажет он через много лет в интервью газете «Frankfurter Allgemeine Zeitung». А тогда сам Гитлер лично наградил его почетной грамотой за героизм на пожаре.

Вскоре после катастрофы комиссия по расследованию рассматривала несколько причин гибели «Гинденбурга»: гроза, выстрелы с земли, диверсия на борту и нарушение в технологии покрытия оболочки дирижабля. Все они приняты в качестве рабочих гипотез. Не более того. Доказательств не хватает, чтобы поставить точку в этом деле.

Самой нелепой представляется следующая версия. Дирижабль, как известно, многократно пролетал над некой птичьей фермой, владелец которой грозился подбить летающую махину из дедовского ружья. Владелец фермы уверял, что от шума цеппелина его куры плохо несутся, и он скоро обанкротится. Комиссия подтвердила факты угроз и наличия у фермера допотопного ружья, но вот в ход он его так и не пустил. Причем эксперты доказали, что из ружья возможно пробить обшивку дирижабля, но не вызвать его возгорание.

Такими же дикими можно считать соображения по поводу вероятного теракта. Такую «утку» запустил еще комендант Чарлз Росендал, возглавлявший группу экспертов с американской стороны. Потом в 60-е годы американец немецкого происхождения Адольф Аугуст Хёлинг (Adolph August Hoehling) одним из первых заявил, что на борту «Гинденбурга» находился техник низшего ранга, которого его «леворадикально настроенная подруга» уговорила уничтожить этот «символ тевтонской агрессивности». «Клеветой и злословием» назвала такую провокацию пенсионерка, проживавшая тогда в Гессене, когда узнала, в чем её обвиняют.

Майкл Макдональд Муни в своей книге заявил, что катастрофа была осуществлена 24-летним антифашистом Эрихом Шпелем, позже скончавшимся от ожогов в больнице. Награжденный фюрером Эдуард Боёциус, через десятилетия говорил в интервью журналу «Шпигель», что «политика Гитлера сделала нас за границей объектом ненависти». Третий офицер цеппелина подтверждал существование еврейского заговора или акта саботажа со стороны американской авиакомпании Pan American Airways , видевших в немцах своих конкурентов. Свои домыслы о мрачных временах нацизма развил в книге «Феникс из пепла» сын Боёциуса.

В прекращении расследования, как ни странно, оказалась замешана сама нацистская верхушка. Сперва они, устами министра пропаганды Йозефа Геббельса , пытались представить гибель дирижабля как «акт возмездия» за разрушенную испанскую Гернику. Уничтоженную налетами «Легиона Кондор». Но потом развернулись ровно на 180 градусов. Прославленный летчик Первой мировой войны Герман Геринг , который сильно увлекался самолетами, терпеть не мог дирижабли. Он называл их «летающими сосисками» и не признавал за ними никакого будущего. Гибель «Гинденбурга» пришлась ко времени, чтобы покончить со всеми проектами развития этого средства воздухоплавания.

Самая серьезная, но также полностью не доказанная, гипотеза гласит: причина в водороде и покрытии оболочки дирижабля. В 30-е годы заменить водород более безопасным гелием мешали американцы, которые владели им монопольно. Огни святого Эльма или кистевой разряд (некоторые свидетели говорили о видимом ими свечении на поверхности дирижабля) проникли сквозь несовершенное покрытие внутрь. Одной искры оказалось достаточно, чтобы мгновенно уничтожить чудо техники 20 века.

Человечество вроде бы выросло и в сказки больше не верит. А зря! Духи четырех стихий не утратили своего могущества и не охотно допускают людей в свои сферы.














Крупнейшие катастрофы XX века. «Титаник» и «Вильгельм Густлов»
Едва ли не самой знаменитой морской катастрофой прошлого века слало кораблекрушение круизного лайнера «Титаник» в 1912 году. В результате погибло 1 523 человека.

Однако эта катастрофа далеко не самая большая если смотреть на количество погибших. Величайшей морской катастрофой произошедшей когда-либо можно назвать потопление советской подлодкой во время Второй мировой войны (в январе 1945 года) лайнера «Вильгельм Густлов».
По самым скромным оценкам, потери составили около 9 500 человек.

«Атомная бомба» Голифакса
6 декабря 1917 года. В то утро в гавань канадского портового города Галифакс вошел французский военный транспорт «Монблан», направлявшийся из Нью-Йорка в Бордо. Во время входа в порт, «Монблан» столкнулся с норвежским грузовым пароходом «Имо», который как раз покидал Галифакс.
В трюмах французского транспорта находилось… 3000 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для войны с Германией! В результате столкновения на «Монблане» вспыхнул сильный пожар.
После неудачных попыток потушить огонь, команда начала спешно эвакуироваться с корабля.
А на набережной города уже собирались толпы людей, пришедших поглазеть на пожар.
В 9 часов утра раздался взрыв, которого мир не знал до появления атомной бомбы. Взрыв до дна обнажил залив – вода под кораблем словно расступилась.
Десятки стоящих в порту судов утонули. Почти все портовые и береговые сооружения в радиусе пятисот метров были буквально сдуты ударной волной. В тот день погибло более 3000 человек, 2000 пропали без вести, около 9000 человек были ранены.
Все что осталось от корабля-бомбы, так это 100-килограмовый кусок корпуса, который улетел аж за 22 километра!

Единственная фотография взрыва в порту Галифакса 6 декабря 1917 года. Снимок сделан с расстояния в 20 км.

Крупнейшие катастрофы XX века. Г орький час «Максима Горького»

18 мая 1935 года с московского аэродрома на Ходынском поле взлетел самый большой самолет того времени – «Максим Горький». Этот небесный гигант был построен как флагман специальной агитационной авиаэскадрильи.
Самолет поражал воображение. Длина – более 30 метров, размах крыльев – 63 метра, 8 моторов. Самолет мог брать на борт 72 пассажира и члена экипажа, что для авиации тех лет было рекордным показателем.

В тот день на его борту самолета находились 11 членов экипажа и 36 пассажиров – сотрудники одного московского авиационного института с семьями. Через несколько минут после взлета в «Максима Горького» врезался истребитель сопровождения.
Пилот истребителя ошибся в выполнении сложного маневра. Ему специально для прессы приказали выполнить «мертвую петлю» вокруг гигантского самолета… Показуха стоила жизни 47 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Суперпожар на супердирижабле
6 мая 1937 года в Нью-Джерси (США) произошла катастрофа немецкого супердирижабля «Гинденбург». Дирижабль имел невообразимые размеры: длина – 245 метров, диаметр – около 40 метров, объем – 200 тысяч кубометров водорода!
Это был самый огромный летательный аппарат за всю историю воздухоплавания.

Он принимал на борт около сотни пассажиров и членов экипажа, развивал скорость до 140 километров в час и мог находиться в воздухе несколько дней. «Гинденбург» выполнял свой 18-й трансатлантический перелет из Франкфурта в Нью-Йорк. Местом посадки был Лейхерст, пригород Нью-Йорка. Однако, во время посадки, на дирижабле вспыхнул пожар. Пламя за 34 секунды полностью уничтожило «гордость и величие Германии». Трагедия унесла жизнь 35 человек. С этой катастрофы начался стремительный закат эры пассажирских дирижаблей.

Дирижабля загорелся во время стыковки с причальной мачтой.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смерть адмирала
И все же крупнейшая катастрофа в истории воздухоплавания произошла 4 апреля 1933 года. Во время шторма в Атлантическом океане потерпел катастрофу дирижабль «Акрон», принадлежавший Военно-морским силам США. Из 76 человек, находившихся на борту, погибли 73.
«Акрон» был одним из самых больших в мире дирижаблей.

Так он мог перевозить пять самолетов. Когда Акрон пролетал мимо маяка Барнегат в Нью-Джерси, поднялся сильный ветер. Дирижабль снизился и при ударе об воду разрушился. Погибло 73 человека. Удалось спастись только трем. Эта катастрофа стала конечной точкой службой дирижаблей на флоте. Ведь главный сторонник этого, адмирал Моффет, погиб на «Акроне».

Крупнейшие катастрофы XX века. Жертвы Мерседеса
Крупнейшая авария в истории автогонок произошла в 1955 году в Ле-Мане (Франция). Mercedes-Benz за рулем которого был известный гонщик Пьер Левег врезался в трибуны на высокой скорости и взорвался. 83 человека погибли, в том числе и Пьер Левег.

Крупнейшие катастрофы XX века. Боинг в Боинг
27 марта 1977 года в аэропорту Тенерифе (Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

А крупнейшая авиакатастрофа в истории советской авиации произошла 10 июля 1985 года. В результате ошибки экипажа, Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» вошел в штопор и разбился возле города Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту…

Крупнейшие катастрофы XX века. 73 секунды «Челленджера»

28 января 1986 года произошла крупнейшая катастрофа в истории космонавтики. В тот день с космодрома на мысе Канаверал (Флорида, США) стартовал космический корабль «Челленджер» с семью астронавтами на борту. К этому событию было привлечено особое внимание. Телевизионщики транслировали этот старт прямо с космодрома.

В составе экипажа были две женщины. Одна из них, учительница Криста Мак-Олифф, должна была впервые в истории человечества вести урок географии, находясь на околоземной орбите. Кроме тысяч зрителей, на мысе Канаверал присутствовал и президент Рональд Рейган с супругой.
На 73-й секунде полета, на высоте 17 000 метров из-за неполадок в двигателях «Челленджер» взорвался. Несколько сот тонн ракетного топлива в мгновение ока испепелили корабль, не оставив астронавтам ни малейших шансов на спасение.

Через 15 лет, 1 февраля 2003 года во время возвращения с орбиты развалился еще один американский космический челнок Шаттл-Колумбия. Все семь членов экипажа на борту погибли.

Крупнейшие катастрофы XX века. Исчезнувший район
4 июня 1988 года мощный оглушительный взрыв раздался на северо-западной окраине города Арзамас.
Взорвались три вагона грузового поезда № 3115, следовавшего в Арзамас-16 из Дзержинска. В вагонах находилось около 118 тонн взрывчатых веществ, предназначенных для горных предприятий. В результате взрыва чудовищной силы с лица земли было сметено 1530 жилых домов, образовалась огромная воронка диаметром 52 метра и глубиной 26 метров (высота девятиэтажного дома).

Взрывная волна подняла в воздух все в районе полукилометра от эпицентра. В считанные секунды с лица земли был стерт целый микрорайон Железнодорожников.
По самым приблизительным подсчетам в тот день пострадали 1500–2000 человек.

Крупнейшие катастрофы XX века. Смертоносное облако
4 июня 1989 года около Уфы произошла крупнейшая в истории России и СССР железнодорожная катастрофа. В момент прохождения двух пассажирских поездов произошел взрыв газа, который сочился из трубы проходящего рядом трубопровода.

По официальным данным 573 человека погибли (по другим данным – 645), 623 стали инвалидами, получив тяжелые ожоги и телесные повреждения. Детей среди погибших – 181. Мощность взрыва была оценена в 300 тонн тринитротолуола. Возникший при взрыве пожар охватил территорию около 250 га.

PS.
Нельзя не упомянуть и еще об одной катастрофе, которая произошла 11 сентября 2001 года. Утром этого дня группа из 19 террористов захватила сразу 4 самолета. Два из них были направлены на башни Всемирного Торгового Центра, что привело к полному разрушению небоскребов. Третий самолет упал в здание Пентагона под Вашингтоном, а еще один упал около города Шенксвилл, что в Пенсильвании. Тогда в самолетах погибло 246 человек. Всего же в результате глобальной атаки террористов жертвами стало 2977 человек. Кадры тех событий облетели весь мир.