Русский язык что такое публицистический стиль речи. Что такое публицистический стиль речи — это особенный способ выражения мыслей

Публицистический стиль называют официальным стилем СМИ (средств массовой информации), в том числе – , репортажей, заметок, интервью и т. п. Данный стиль чаще используется в письменной речи, реже – в устных формах тех же репортажей или публичных выступлений политических и общественных деятелей.

Общими чертами этого стиля можно назвать:

  • эмоциональность и образность речи – для создания необходимой атмосферы;
  • оценочность и уверенность – для заинтересованности;
  • логика изложения с опорой на неопровержимые факты – для придания речи достоверности и информативности;
  • призыв читателей (слушателей) к действию и общедоступность;
  • легкое и внятное изложение.
Задали реферат или курсовую по литературе или другим предметам? Теперь можно не мучиться самому, а просто заказать работу. Рекомендуем обращаться >>сюда , тут делают быстро и дешево. Более того, тут можно даже торговаться
P.S.
Домашки, кстати, там тоже делают 😉

О том, какие языковые средства не стоит использовать при работе над книгой, мы поговорим в соответствующей статье.

Следите за обновлениями!

Все материалы, размещенные на сайте, предназначены для некоммерческого использования и защищены законодательством РФ (Гражданский кодекс РФ, Часть четвертая).
Копирование запрещено.
Частичное цитирование статей и обучающих материалов возможно только с обязательным указанием источника в виде активной ссылки.

I . Вступление.

II . Публицистический стиль.

3. Жанры публицистики.

III . Заключение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публицистический стиль

План

I. Вступление.

II. Публицистический стиль.

1. Характеристика публицистического стиля.

2. Особенности публицистического стиля.

3. Жанры публицистики.

1) Очерк как жанр публицистики.

2) Устное выступление как жанр публицистики.

3) Доклад как жанр публицистики.

4) Дискуссия как жанр публицистики.

III. Заключение

I. Вступление

Русский язык неоднороден по своему составу. В нем прежде всего выделяется язык литературный. Это высшая форма национального языка, определяемая целой системой норм. Они охватывают его письменную и устную разновидность: произношение, лексику, словообразование, грамматику.

Литературный язык в зависимости от того, где и для чего он используется, делится на ряд стилей.

Стили речи

Разговорный Книжные

(научный, официально-деловой,

Публицистический, стиль

Художественной литературы)

Стили русского литературного языка характеризуются:

  1. целью, которая преследуется речевым высказыванием (научный стиль используется для сообщения научных сведений, объяснения научных фактов; публицистический – для воздействия словом через средства массовой информации и непосредственно говорящим; официально-деловой –для информирования);
  2. сферой использования, обстановкой;
  3. жанрами;
  4. языковыми (лексическими, синтаксическими) средствами;
  5. другими стилевыми особенностями.

II. Публицистический стиль

1. Характеристика публицистического стиля.

Публицистический стиль обращен к слушателям, читателям, об этом говорит уже происхождение слова (publicus, лат. – общественный).

Публицистический стиль речи представляет собой функциональную разновидность литературного языка и широко применятся в различных сферах общественной жизни: в газетах и журналах, на телевидении и радио, в публичных политических выступлениях, в деятельности партий и общественных объединений. Сюда же следует добавить политическую литературу для массового читателя и документальное кино.

Публицистический стиль занимает особое место в системе стилей литературного языка, поскольку во многих случаях он должен перерабатывать тексты, созданные в рамках других стилей. Научная и деловая речь ориентированы на интеллектуальное отражение действительности, художественная речь - на её эмоциональное отражение. Публицистика играет особую роль - она стремится удовлетворить как интеллектуальные, так и эстетические потребности. Выдающийся французский лингвист Ш. Балли писал, что "научный язык - это язык идей, а художественная речь - язык чувств". К этому можно добавить, что публицистика - язык и мыслей, и чувств. Важность тем, освещаемых средствами массовой информации требует основательных размышлений и соответствующих средств логического изложения мысли, а выражение авторского отношения к событиям невозможно без использования эмоциональных средств языка.

2. Особенности публицистического стиля.

Сфера употребления публицистического стиля : выступления, доклады, диспуты, статьи на общественно-политические темы (газеты, журналы, радио, телевидение).

Основная функция произведений публицистического стиля: агитация, пропаганда, обсуждение насущных социальных, общественных вопросов с целью привлечения к ним общественного мнения, воздействия на людей, убеждения их, внушение тех или иных идей; побуждение к тем или иным поступкам, действиям.

Задачи речи публицистического стиля : передача информации об актуальных вопросах современной жизни с целью воздействия на людей, формирование общественного мнения.

Характеристика высказывания : призывность, страстность, выражение отношения к предмету речи, лаконичность при информативной насыщенности.

Черты публицистического стиля : актуальность, своевременность, оперативность, образность, экспрессивность, четкость и логичность, информационная насыщенность, использование средств других стилей (особенно художественного и научного), общедоступность (понятность для широкой аудитории), призывный пафос.

Жанры публицистического стиля : очерки, статьи в СМИ (газетах, журналах, в интернете), дискуссии, политические дебаты.

Особенности стиля : логичность, образность, эмоциональность, оценочность, жанровое разнообразие.

Языковые средства : общественно-политическая лексика и фразеология, слова с подчёркнуто положительным или отрицательным значением, пословицы, поговорки, цитаты, изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, сравнения, инверсия и др.), синтаксические конструкции книжной и разговорной речи, простые (полные и неполные) предложения, риторические вопросы, обращения.

Форма и вид речи: письменная (возможна и устная); монолог, диалог, полилог.

3. Жанры публицистики.

Публицистика уходит корнями в глубокую древность. Публицистическим пафосом пронизаны многие библейские тексты, сохранившиеся до наших дней труды античных ученых, ораторов. В литературе Древней Руси присутствовали жанры публицистики. Яркий пример произведения публицистики древнерусской литературы» – «Слово о полку Игореве» (жанр публицистики – слово). За тысячелетия публицистика развивалась во многих отношениях, в том числе и в жанровом.

Многообразен и жанровый репертуар современной публицистики, не уступающий художественной литературе. Здесь и репортаж, и заметки, и хроникальная информация, и интервью, и передовая статья, и отчет, и очерк, и фельетон, и рецензия, и другие жанры.

1) Очерк как жанр публицистики.

Одним из распространенных жанров публицистики является очерк. Очерк – небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых). Различают документальный, публицистический, бытовой очерки.

Бывают очерки небольшие, публикуемые в газетах, и значительные по объему, публикуемые в журналах, и целые очерковые книги.

Характерной особенностью очерка является документальность, достоверность фактов, событий, о которых идет речь. В очерке, как и в художественном произведении, используются изобразительные средства, вводится элемент художественной типизации.

Очерк, как и другие жанры публицистики, всегда поднимают какую-то важную проблему.

2) Устное выступление как жанр публицистики.

Устное выступление тоже относится к публицистическому жанру.

Важной отличительной чертой устного выступления является заинтересованность выступающего – залог того, что ваша речь вызовет ответный интерес слушателей. Устное выступление не должно быть затянутым: внимание слушателей после 5 – 10 минут притупляется. Речь выступающего должна содержать одну главную мысль, которую автор хочет донести до аудитории. В такой речи допустимы разговорные выражения, активное использование приемов ораторской речи: риторические вопросы, обращения, восклицания, более простой, по сравнению с письменной речью, синтаксис.

Важно подготовить такое выступление: продумать план, подобрать аргументы, примеры, выводы, чтобы не читать «по бумажке», а убеждать слушателей. Если человек владеет предметом своего выступления, имеет собственную точку зрения, доказывает её, это вызывает уважение, интерес, а значит и внимание слушателей.

3) Доклад как жанр публицистики.

Наиболее сложной формой устных выступлений является доклад . В этом случае можно пользоваться заранее приготовленными записями, но не злоупотреблять чтением, иначе докладчика перестанут слушать. Доклад обычно касается какой-либо области знаний: это может быть научный доклад, доклад-отчет. В докладе необходима четкость, логичность, доказательность, доступность. По ходу доклада можно зачитывать яркие цитаты, демонстрировать графики, таблицы, иллюстрации (они должны быть хорошо видны слушателям).

4) Дискуссия как жанр публицистики.

Доклад может стать отправной точкой дискуссии , то есть обсуждения какого-либо спорного вопроса. Важно четко определить предмет дискуссии. В противном случае она обречена на провал: каждый участник спора будет говорить о своем. Необходимо возражать аргументировано, приводить убедительные доводы.

III. Заключение

Публицистический стиль – очень важный стиль, с помощью него можно передать то, что нельзя передать другими стилями речи. Среди главных языковых особенностей публицистического стиля следует назвать принципиальную неоднородность стилистических средств; использование специальной терминологии и эмоционально окрашенной лексики, сочетание стандартных и экспрессивных средств языка, использование и абстрактной, и конкретной лексики. Важной чертой публицистики является использование наиболее типичных для данного момента общественной жизни способов изложения материала, наиболее частотных лексических единиц, характерных для данного времени фразеологизмов и метафорических употреблений слова. Актуальность содержания заставляет журналиста искать актуальных форм его выражения, общепонятных и в то же время отличающихся свежестью, новизной.
Публицистика является основной сферой возникновения и наиболее активным каналом распространения языковых неологизмов: лексических, словообразовательных, фразеологических. Поэтому данный стиль оказывает существенное влияние на развитие языковой нормы.

Использованная литература

1. А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. Базовый уровень. М., «Просвещение», 2010г.

2. В.Ф.Греков, С.Е.Крючков, Л.А.Чешко. Русский язык. 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010г.

3. Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык (базовый и профильный уровни). 10-11 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений. М. Вербум-М , 2005г.

4. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012. Ростов-на-Дону, «Легион», 2011г.


Публицистический стиль речи – один из функциональных стилей, обслуживающий широкую область общественных отношений: политических, экономических, культурных, спортивных и др. Используется в политической литературе, в СМИ (в газетах, журналах, на радио, на телевидении), в документальном кино. Таким образом, сфера употребления публицистического стиля – политика, идеология, философия, экономика, культура, спорт, быт, текущие события (его еще называют «летописью современности»). Синонимы: газетно-публицистический, газетный, политический, газетно-журнальный. Естественная форма бытования – письменная. В устной речи – доклады, речи, выступления на собраниях, митингах, в государственных и общественных организациях. Задачи – сообщение новостей, их комментирование. Функции: воздействующая, информационная. Общие черты: сочетание экспрессии и стандарта, выразительность речи, социальная оценочность, документальность, эмоциональность, субъективность изложения, непосредственное обращение к читателю, персонализированность.

Современная газетная проза эмоциональна, личностна, пристрастна. До середины 80-ых гг. автор в газетной прозе – обобщенное лицо, рупор партии, издающего органа. Публицистика, безусловно, отражает настроение времени, изменения, которые происходят в обществе, в человеке.

Лингвистические черты:

I. Лексика. Используется общелитературная лексика, которая становится собственно публицистической по причине переноса значений, например, в следующих лексемах произошел перенос значения: сцена, арена, агония, артерия, раковая опухоль. В результате мы видим, что эти слова стали в обновленном виде активно использоваться в публицистике в ином контексте. Широко используется позитивно и негативно оценочная лексика (веха, форум, свершения – злодеяния, клика, клеймить). В публицистике очень часто меняются значения с «+» на «-»: слова «бизнес», «бизнесмен» имели до 80-ых гг. XX века отрицательный смысл, сейчас, наоборот, имеют положительный смысл. Произошла нейтрализация значения в слове «элита». В публицистике активно используется ирония. За текстами публицистического стиля всегда видна конкретная личность. Авторское «я» носит черты мягкости, человечности, раскованности. Визитная карточка публицистики – газетизмы (слова и выражения, употребляемые только в рамках данного стиля): агентура, акробаты благотворительности, акула пера, желтая пресса, вандал, жупел, зубр, кликуша, плутократ, пошехонец, опиум для народа.

II.Грамматика.

2.1. Словообразование. Используются существительные с иноязычными суффиксами (утопизм, космизм, провокация, продукция), прилагательные с иноязычными аффиксами (телегеничный, биогенный, диссертабельный, коммуникабельный), прилагательные с русскими и старославянскими приставками (вне-, внутри-, меж-, про-, противо-, со-, все-, пре-, вос-), иноязычные приставки (анти-, архи-, де-, дез-, пост-, транс-, контр-, гипер-), сложные слова (взаимовыгодный, повсеместный, добрососедский, торговопромышленный).



2.2. Морфология. В публицистике достаточно часто происходит отступление от норм литературной речи. Использование разговорных флексий привносит в речь особый оттенок доверительности: вместо в цехе – в цеху, тракторы – трактора. Существительные часто обрастают отвлеченным и обобщенным значением (читатель, пенсионер, избиратель). Не используются местоимения я, мои. Вместо них – мы, наш. Часто употребляемые формы – глаголы в настоящем времени.

2.3.Синтаксис. Речь в публицистике должна быть яркой, эмоциональной, выразительной. Поэтому использование стилистических фигур – необходимый компонент стиля. Наиболее популярны инверсия (обратный порядок слов), анафора (единоначатие), эпифора (одинаковые концовки), параллелизм (лексический, синтаксический), риторические вопросы, обращения. Характерна правильность построения предложений. Используются разные формы речи в зависимости от жанра. Монологическая речь – в аналитических жанрах; диалог, прямая речь – в интервью. Так как речь должна быть эмоциональной, используются разные предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске. Чаще других – все виды односоставных предложений. Номинативные, присоединительные, парцеллированные конструкции придают речи фрагментарность, выполняют контактоустанавливающую функцию. Для публицистики характерно «нанизывание» однородных членов предложения.

В публицистике активно используются методы риторики, теории аргументации, методы социального, политического анализа.

Имеется два подстиля: газетно-информационный, собственно публицистический. Сфера применения газетно-информационного подстиля – периодическая печать, политического подстиля – политический аспект в подходе к действительности.

Информационные жанры : хроника, информационные заметки, интервью, репортаж, отчет. Аналитические жанры: статья, корреспонденция,беседа, обзор, обозрение. Художественно-публицистические жанры: очерк, фельетон, памфлет, эссе, рецензия.

Публицистический стиль занимает ведущее место в стилистической структуре русского литературного языка: по силе, масштабу влияния на развитие литературного языка, формирование языковых вкусов, речевых норм превосходит художественную речь. Велика роль СМИ в формировании, изменении языковых норм, стилевых особенно. Многие языковые средства апробируются сначала в публицистике. Но отрицательное влияние публицистики на литературный язык тоже имеется – это злоупотребление заимствованиями, жаргонизмами, вульгаризмами, нарушение языковых норм.

Публицистический стиль и его особенности


Введение

публицистический стиль речь информационный

Целью данной работы является изучение публицистического стиля речи и его особенностей.

Задачи: рассмотреть общую специфику публицистического стиля; определить его основные функции; изучить различные подстили, относящиеся к публицистическому стилю и, наконец, раскрыть языковые особенности данного стиля речи.

Публицистика тесно вплетена в жизнь любого современного общества, которое трудно представить без средств массовой информации (СМИ), рекламы, политических воззваний и выступлений. Кроме того, именно публицистические тексты являются индикатором языковой культуры всего общества в целом.

Рассмотрим ниже особенности публицистического стиля речи.


Общая специфика


Языковые особенности каждого из стилей определяются теми задачами, которые стоят перед автором текста. В публицистике описываются социально значимые события: бытовые, спортивные, культурные, экономические, политические. Эти события затрагивают интересы большой аудитории - а значит, адресат публицистического текста является массовым.

Цель автора публицистического текста - донести до читателя, зрителя, слушателя определенную информацию и дать ее оценку, убедить в своей правоте адресата. Сочетание информативного и оценочного планов в публицистическом стиле речи приводит к использованию как нейтральных, так и крайне экспрессивных языковых средств. Наличие терминов, логичность изложения и присутствие нейтральных по стилистической окраске слов сближают публицистический стиль с научным и официально-деловым. При этом значительная языковая экспрессия делает публицистический текст авторским, менее стандартизированным.

В публицистике обязательно следует учитывать, кто именно является адресатом в каждом конкретном случае. Исходя из этого, автор строит свой текст в соответствии с возрастом, полом, социальным статусом, жизненными интересами читателя.


Функции


Выделяют две функции публицистического стиля: информационную и воздействующую .

Информационная функция в публицистическом тексте сводится к передаче адресату определенных сведений и фактов. При этом данные сведения и факты используются лишь в том случае, когда они представляют общественный интерес и не противоречат убеждениям, высказываемым автором текста.

Публицистика призвана активно вмешиваться в социальную жизнь, формировать общественное мнение. И поэтому очень важной является ее воздействующая функция. Автор публицистического текста является не равнодушным регистратором событий, а их активным участником и комментатором. Его цель - убедить адресата в своей правоте, воздействовать на читателя, внушить ему определенные идеи. Позиция автора является прямой и открытой.

Функции публицистического стиля тесно и неразделимо связаны между собой.


Подстили


Публицистический стиль является сложным и разветвленным, характеризуется многочисленными переходными влияниями. В связи с этим выделяют три его основных подстиля: политико-идеологический , политико-агитационный и собственно публицистический . Каждый подстиль подразделяют на разновидности в зависимости от жанровых и иных особенностей. Жанровые различия здесь очень ощутимы.

Политико-идеологический подстиль представлен партийными документами и характеризуется наибольшей официальностью и малой экспрессией текста. Данный подстиль достаточно близок к официально-деловому стилю. Во времена СССР он был более распространен, чем в современной России.

Воззвания, прокламации, приказы относятся политико-агитационному подстилю. В данном подстиле наиболее значимой является воздействующая функция. Политико-агитационные тексты преимущественно ориентированы на взрослое политически активное население страны.

Наиболее распространенным является собственно публицистический (газетно-публицистический) подстиль. Поэтому рассмотрим его более подробно.

Газетно-публицистический подстиль очень быстро развивается, динамично отражая социальное и культурное состояние общества. За последние пятьдесят лет он претерпел существенные изменения в плане снижения декларативности и расширения содержательного и языкового диапазона.

Данный подстиль наиболее тесно связан с повседневной жизнью общества и, соответственно, подвержен влиянию разговорного стиля. При этом сфера межличностного общения современного человека охватывает темы и науки, и производства, и спорта, и общественной деятельности. В результате в собственно публицистическом подстиле наиболее заметны переходные, межстилевые влияния. Сочетание элементов разных стилей приводит одновременно и к частичной нейтрализации, и к сохранению исконной стилистической окраски. Язык газеты близок к обиходной речи многих современных людей, но отличается большей экспрессией и красочностью. В пределах газетно-публицистического подстиля совершается своеобразная стилистическая переориентация языковых ресурсов. Часть газетной лексики становится общеупотребительной, проходит общеязыковую адаптацию. В то же время многие речевые единицы пришли в газету из научной, профессиональной, разговорной речи и со временем начинают восприниматься преобладающей частью аудитории как «газетизмы» (например, «производительность труда», «снижение себестоимости», «красный уголок» и пр.).

В результате формируется новая стилистическая целостность, которую можно условно назвать общественно-обиходной. Она составляет основной полунейтральный фон газетно-публицистического подстиля и является связующим звеном между языком СМИ и языком сферы межличностного общения.

В собственно публицистическом подстиле выделяют четыре типа жанров: информационные , аналитические , художественно-публицистические , рекламные . К информационным жанрам относятся репортаж, интервью, информационная статья; к аналитическим - комментарий, обзор, аналитическая статья; к художественно-публицистическим - очерк, эссе, фельетон, зарисовка; в рекламе используются элементы практически всех жанров.


Языковые особенности


Среди языковых особенностей публицистического стиля выделяют три группы: лексические , морфологические и синтаксические особенности. Начнем с рассмотрения первой группы.


Лексические особенности


В публицистических текстах наблюдается использование элементов всех функциональных стилей и даже нелитературных форм русского языка, включая жаргонизмы. При этом красочность и экспрессия публицистического стиля обусловлена использованием:

·речевых стандартов, клише («служба занятости», «силовые ведомства»);

·типичных газетных оборотов («выйти на передовые рубежи», «маяки производства»). В других стилях они не употребляются;

·научной терминологии, выходящей за рамки узкоспециального употребления («виртуальный мир», «дефолт», «инвестиция»);

·социально окрашенных слов-синонимов («банда наемных убийц»);

·необычной лексической сочетаемости («проповедник кнута», «апостол невежества»);

·слов, отражающих социальные и политические процессы в обществе («политика диалога», «баланс интересов»);

·новых слов и выражений («разрядка напряженности», «консенсус», «холодная война»);

·общественно-политической лексики и фразеологии («общество», «свобода», «гласность», «приватизация»);

·стилистически сниженных слов с негативной оценкой («пиратский курс», «политика агрессий и провокаций»);

·речевых штампов, имеющих канцелярскую окраску и возникших под влиянием официально-делового стиля («на данном этапе», «на сегодняшний день», «в данный отрезок времени»);

·разговорных слов и выражений («тишь да гладь», «орава»).


Морфологические особенности


Морфологические особенности публицистического стиля характеризуются использованием:

·сложных слов («взаимовыгодный», «добрососедский», «СНГ», «ОМОН»);

·интернациональных словообразовательных суффиксов (-ция, -ра, -изм, -ант) и иноязычных приставок (архи-, анти-, гипер-, дез-, пост-, контр);

·отдельных типов отвлеченных существительных с суффиксами -ость, -ство, -ние, -ие («сотрудничество», «осуждение», «непримиримость»);

·образований с русскими и старославянскими приставками, называющих общественно-политические понятия («всеобщий», «сверхмощный», «межпартийный»);

·слов с эмоционально-экспрессивными аффиксами -щина, -ичать, ультра- («важничать», «бытовщина», «ультра-левый»);

·субстантивации прилагательных и причастий (прилагательные и причастия в роли существительных).


Синтаксические особенности


·правильность и четкость построения предложений, их простота и ясность;

·использование всех видов односоставных предложений;

·синтаксические приемы экспрессии (инверсия, риторические вопросы, обращения, побудительные и восклицательные предложения);

·монологическая речь, диалог, прямая речь.


Используемые приемы


Среди различных языковых особенностей публицистического стиля необходимо рассмотреть следующие.

Публицистические штампы . Публицистические штампы имеют двойную природу. С одной стороны, это устойчивые словосочетания, близкие официально-деловым клише («задаваться вопросом», «относиться с недоверием», «открывать блестящие перспективы», «стать ярким событием»). Многие из них являются перифразами, к ним можно подобрать однословные нейтральные синонимы («иметь намерение» - «собираться», «хотеть»; «относиться с недоверием» - «не доверять»). С другой стороны, в публицистических текстах используются клише, обладающие экспрессивностью: «погрозить пальцем», «кусать локти», «хлопать глазами». Большинство этих фразеологизмов имеет устную природу; они появляются в текстах наряду с разговорной лексикой.

Сочетание нейтральных и экспрессивных клише особенно характерно для текстов полемических, оценочных.

Языковая игра - намеренное нарушение норм речевого поведения, вызывающее смех. Психологической основой языковой игры является эффект обманутого ожидания: читатель ожидает, что в соответствии с нормами языка будет написано одно, а читает совсем другое.

Языковая игра задействует средства различных уровней - от фонетики и графики до синтаксиса:

«Наука храма хрома?» - обыгрывается звуковое сходство слов;

«Утоп-модель» - образовывается несуществующее слово;

«Техника опасности» - «разрушается» устойчивое словосочетание.

Прецедентные тексты . К таким текстам относят названия общественных событий, имена или тексты, которые говорящие воспроизводят в своей речи. При этом прецедентные тексты служат своего рода символами определенных стандартных ситуаций (например, говорящие имена).

Источником прецедентных текстов являются «древние» произведения (Библия, древнерусские тексты), устное народное творчество, авторские художественные произведения и пр.

Апелляция к адресату . Средством, помогающим автору публицистического текста убедить читателя в своей правоте, является апелляция к адресату - обращение к читателю, имеющие особый, доверительный характер.

Средством апелляции может быть вопрос, на который автор дает ответ, а также риторический вопрос.

Автор может обращаться к адресату напрямую: «итак, уважаемые читатели…». Он может также призвать читателя к совершению совместного действия («Представим себе другую жизненную ситуацию…»). Все эти средства позволяют автору «приблизиться» к адресату, завоевать его доверие.


Заключение


Таким образом, публицистический стиль является сложным стилем с разнообразными языковыми особенностями, различными сферами применения и обладающим разными функциями. Он в различной степени перекликается с каждым из остальных функциональных стилей русского языка: художественным официально-деловым, научным. При этом публицистический стиль широко распространен как в устной форме, так и в письменной и телевизионной. Вмешиваясь в социальную жизнь каждого человека, публицистика глубоко проникает в современное общество - и тенденция эта только растет со временем.


Список литературы


Лаптева М. А. Русский язык и культура речи/ М. А. Лаптева, О. А. Рехлова, М. В. Румянцев. - Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2006. - 216 с.

Васильева А. Н. Газетно-публицистический стиль. Курс лекций по стилистике русского языка для филологов/ А. Н. Васильева. - М.: Русский язык, 1982. - 198 с.

Слово публицистический образовано от латинского слова publicus, что значит “общественный, государственный”. Однокоренными со словом публицистический являются слова публицистика (общественно-политическая литература на современные, актуальные темы) и публицист (автор произведений на общественно-политические темы). Этимологически все эти слова родственны слову публика, имеющему два значения: 1)посетители, зрители, слушатели; 2) люди, народ.

Цель публицистического стиля речи - информирование, передача общественно значимой информации с одновременным воздействием на читателя, слушателя, убеждением его в чем-то, внушением ему определенных идей, взглядов, побуждением его к определенным поступкам, действиям.

Сфера употребления публицистического стиля речи - общественно-экономические, политические, культурные отношения.

Жанры публицистики - статья в газете, журнале, очерк, репортаж, интервью, фельетон, ораторская речь, судебная речь, выступление по радио, телевидению, на собрании, доклад.

Для публицистического стиля речи характерны логичность, образность, эмоциональность, оценочность, призывность и соответствующие им языковые средства. В нем широко используется общественно-политическая лексика, разнообразные виды синтаксических конструкций.

Публицистический текст часто строится как научное рассуждение: выдвигается важная общественная проблема, анализируются и оцениваются возможные пути ее решении, делаются обобщения и выводы, материал располагается в строгой логичной последовательности, используется общенаучная терминология. Это сближает его с научным стилем.

Публицистические выступления отличаются достоверностью, точностью фактов, конкретностью, строгой обоснованностью. Это также сближает его с научным стилем речи. С другой стороны, для публицистической речи характерна страстность, призывность. Важнейшее требование, предъявляемое к публицистике, - общедоступность: она рассчитана на широкую аудиторию и должна быть понятна всем.

У публицистического стиля много общего и с художественным стилем речи. Чтобы эффективно воздействовать на читателя или слушателя, на его воображение и чувства, говорящий или пишущий использует эпитеты, сравнения, метафоры и другие образные средства, прибегает к помощи разговорных и даже просторечных слов и оборотов, фразеологических выражений, усиливающих эмоциональное воздействие речи.

Широко известны публицистические статьи литературных критиков В.Г. Белинского, Н.А. Добролюбова, Н.Г. Чернышевского, Н.В. Шелгунова, историков С.М. Соловьева, В.О. Ключевского, философов В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, выступления выдающихся русских юристов А.Ф. Кони, Ф.Н. Плевако. К публицистическим жанрам обращались М. Горький (циклы «О современности», « В Америке», «Заметки о мещанстве», «Несвоевременные мысли»), В.Г. Короленко (письма А.В. Луначарскому), М.А. Шолохов, А.Н. Толстой, Л.М. Леонов. Известны своими публицистическими статьями писатели С.П. Залыгин, В.Г. Распутин, Д.А. Гранин, В.Я. Лакшин, академик Д.С. Лихачев.

К публицистическому стилю (как говорилось ранее) относится речь защитника или обвинителя на суде. И от их ораторского искусства, умения владеть словом, нередко зависит судьба человека.

Для публицистического стиля речи характерно широкое использование общественно-политической лексики, а также лексики, обозначающей понятия морали, этики, медицины, экономики, культуры, слов из области психологии, слов, обозначающих внутреннее состояние, переживания человека, и др.

В публицистическом стиле часто используются слова: с приставками а-, анти-, де-, меж-, раз- (с-); с суффиксами -и(я), -ци(я), -изаци(я), -изм, -ист; с корнями, близкими по значению к приставкам, все-, обще-, сверх-.

Для лексики публицистического стиля характерно использование образных средств, переносного значения слов, слов с ярко эмоциональной окраской.

Средства эмоционального воздействия, употребляемые в этом стиле речи, многообразны. В большинстве своем они напоминают изобразительно- выразительные средства художественного стиля речи с той, однако, разницей, что основным их назначением становится не создание художественных образов, а именно воздействие на читателя, слушателя, убеждение его в чем-то и информирование, передача сведений.

К эмоциональным средствам выразительности языка могут быть отнесены эпитеты (в том числе являющиеся приложением), сравнения, метафоры, риторические вопросы и обращения, лексические повторы, градация. Градация иногда сочетается с повтором (нельзя терять ни одной недели, ни одного дня, ни одной минуты), она может усиливаться грамматическими средствами: употреблением градационных союзов и союзных сочетаний (не только…, но и; не только…, а и; не только…, сколько). Сюда относятся фразеологизмы, пословицы, поговорки, разговорные обороты речи (в том числе просторечия); использование литературных образов, цитат, языковых средств юмора, иронии, сатиры (остроумных сравнений, иронических вставок, сатирического пересказа, парадирования, каламбуров).

Эмоциональные средства языка сочетаются в публицистическом стиле со строгой логической доказательностью, смысловым выделением особо важных слов, оборотов, отдельных частей высказывания.

Общественно-политическая лексика пополняется в результате заимствований, новообразований и возрождения известных ранее слов, но получивших новое значение (например: предприниматель, бизнес, рынок и др.).

В публицистическом стиле речи, как и в научном, часто используются существительные в родительном падеже в роли несогласованного определения типа голос мира, страны ближнего зарубежья. В предложениях в роли сказуемого часто выступают глаголы в форме повелительного наклонения, возвратные глаголы.

Д ля синтаксиса этого стиля речи характерно использование однородных членов, вводных слов и предложений, причастных и деепричастных оборотов, сложных синтаксических конструкций.