Раскрыть скобки поставить знаки препинания. Тест "знаки препинания в ссп"

Контрольная работа по теме «ССП» 9 класс

1 вариант

1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего. 2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно. 3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся. 4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей. 5) Всё дальше путь и месяц выше и звёзды меркнут в с..ребре. 6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком. 7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок. 8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись.

2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания. Произвести синтаксический и пункт. разбор предложения №3

1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю и конница кочевников увязала в леса.

2) Царь Пётр замысливший обзавестись флотом искал подходящее место начать строительство.

3) Много лесов было осмотрено но только тут под Воронежем царь нашёл то что искал.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая.

Распустилась сирень () и наполнила ароматом весь сад.

1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

2 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво.

2) Изредк.. бл..снёт на со..нцесеребр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит.

3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном луче а за ним подн..маются с земли кусты.

4) Было светло но уже веч..рело.

5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук.

6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рнаяв..сит.

7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча.

8) Скр..пят п..лозья саней или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами.

2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.Произвести синтаксический и пункт. разбор предложения №2

Год за годом проходили исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

1.Когда я прибежал всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому.

2. Каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится.

3.Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.

3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально () и гладил её по голове.

1) ССП, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая


Цель урока: на примере миниатюр, вошедших в книгу Д.С. Лихачева «Заветное», помочь учащимся понять и увидеть возможности скобок как знака препинания в предложениях с вставными конструкциями.

ХОД УРОКА

– Ребята, сегодня мы будем говорить с вами о таком знаке препинания, как скобки. А что вы знаете о скобках?

(Ответы. Скобки – это парный знак препинания.

Скобки, как запятые, тире, кавычки, выполняют функцию выделения. М.В. Ломоносов называл скобки «вместительным» знаком препинания.

Скобками выделяются вставные конструкции.

Скобки бывают круглые, прямые, квадратные, фигурные, ломаные. Ломаные скобки имеют еще одно название – угловые.)

– Хорошо. Все это верно. А использовали мы с вами на уроках русского языка одиночную скобку? Когда?

(Одиночную скобку мы применяли при цифровой или буквенной рубрикации, выделении небольших разделов или пунктов плана: 1); 2); а); б) .)

– Одиночную скобку, применяемую при рубрикации, ученые-лингвисты также считают знаком препинания. Но сегодня в центре нашего внимания будут скобки как парный знак препинания. Продолжим разговор. Какие ассоциации рождаются в вашем сознании, когда вы слышите слово скобки ?

(Дополнительная информация, дополнение, уравнение, пояснение.

Знак препинания, математика, русский язык, урок, выделение.

Вставная конструкция, текст, речь, письмо.

Довольно редкий знак препинания.)

– Что такое вставные (вставочные) конструкции?

(Ответ. Прием вставки в предложение высказываний, так или иначе связанных с его содержанием, широко распространен в речи. Вставные конструкции – это слова, словосочетания и предложения, содержащие различного рода добавочные замечания, попутные указания, уточнения, поправки, разъясняющие предложение в целом или отдельное слово в нем, иногда резко выпадающие из синтаксической структуры целого.

В отличие от вводных конструкций, вставные конструкции не выражают модальных значений, не содержат указания на источник сообщения, на связь с другими сообщениями и т.д. Обычно вставные конструкции не могут стоять в начале предложения, они стоят в середине или в конце предложения. Вставные конструкции выделяются большими паузами, произносятся с понижением тона и убыстрением темпа.)

– Можем ли мы утверждать, что вставные конструкции и скобки неразлучны? (Нет! Вставные конструкции могут выделяться не только скобками, но и тире, реже – запятыми, на месте разрыва, помимо тире – могут быть еще запятые.)

– Все вы прочитали книгу Д.С. Лихачева «Заветное». Встречаются ли в книге вставные конструкции? Какой знак препинания предпочитает Д.С. Лихачев для выделения вставных конструкций? (Скобки в этой книге – очень распространенный знак препинания. Зачастую этот знак автор употребляет вопреки правилам пунктуации.)

– Сделаем небольшое отступление от темы урока. Что вы знаете о Д.С. Лихачеве и его книге «Заветное»?

(Дмитрий Сергеевич Лихачев был одним из самых интересных и талантливых людей России XX века. Во многом он возродил понятие русского интеллигента. Лихачев изучал культуру, быт, искусство, духовную жизнь русского человека. Его книги одинаково значимы и ценны и для ученого, и для школьника и студента. В книгу «Заветное» включены личные наблюдения, открытия, воспоминания – то, что следует знать культурному человеку. Заслуживает внимания то, что Лихачев относился к собственной жизни как к свидетельству истории, он умел в мелочах повседневности увидеть Время. Все вошедшее в книгу побуждает размышлять.)

– Вернемся к теме урока. Обратимся к примерам из книги. В каких случаях автор применяет скобки?

Мои первые детские воспоминания восходят ко времени, когда я только учился говорить. Помню, как в кабинете отца сел на подоконник голубь. Я побежал сообщить об этом огромном событии родителям и никак не мог объяснить им – зачем я их зову в кабинет.

Другое воспоминание. Мы стоим на огороде в Куоккале, и отец должен ехать в Петербург на службу. Но я не могу этого понять и спрашиваю его: «Ты едешь покупать?» (отец всегда что-то привозил из города), но слово «покупать» у меня никак не выговаривается и получается «покукать». Мне так хочется сказать правильно!

И еще воспоминание. Когда ночью выпадал первый снег, комната, где я просыпался, оказывалась ярко освещенной снизу, от снега на мостовой (мы жили на втором этаже). (Образы раннего детства)

С тех пор балетная музыка Пуни и Минкуса, Чайковского и Глазунова неизменно поднимает мое настроение. «Дон Кихот», «Спящая» и «Лебединое» (именно так сокращала названия балетов и Ахматова), «Баядерка» и «Корсар» неразрывны в моем сознании с голубым залом Мариинского, входя в который я и до сих пор ощущаю душевный подъем и бодрость. (Театр нашего детства)

В моем кабинете, отделяя его от холла, висит сейчас на стеклянной двери бархатный голубой занавес: он из старого Мариинского театра, куплен в комиссионном магазине еще тогда, когда мы жили в конце 40-х годов на Басковом переулке и шел ремонт зрительного зала после войны (там попала бомба в фойе, и обивку и занавеси обновили). (Театр нашего детства)

– Итак, прокомментируем данные примеры.

(Скобками выделены вставные конструкции. В данных примерах вставные конструкции по синтаксической структуре представляют собой предложения и дополняют или поясняют содержание основного высказывания.)

– Перечитайте миниатюру «Образы раннего детства». Подумайте и скажите, какую роль играла семья в становлении Д.С. Лихачева. Поделитесь своими самыми ранними детскими воспоминаниями. А какие слова вы произносили смешно? Какое значение в создании портрета семьи играет вставная конструкция отец всегда что-то привозил из города ? (Вставная конструкция рассказывает о семейных традициях, о важности родительского, в частности отцовского, участия в воспитании.)

Чуть что нужно – и появлялась в семье Катеринушка: заболеет ли кто серьезно и нужно ухаживать, ожидается ли ребенок и нужно готовиться к его появлению на свет – шить свивальнички, подгузнички, волосяной (нежаркий) матрасик, чепчики и тому подобное; заневестилась ли девушка и нужно готовить ей приданое – во всех этих случаях появлялась Катеринушка с деревянным сундучком, устраивалась жить и, как своя, вела всю подготовку, рассказывала, говорила, шутила, в сумерки пела со всем семейством старинные песни, вспоминала про старое.

А в благополучные дни она играла и в семейные игры – с взрослыми и детьми – в лото цифровое (с бочонками), причем, выкликивая цифры, давала им шуточные названия, говорила приговорками и поговорками (а это не одно и то же – приговорок сейчас никто не знает, фольклористы их не собирали, а они часто бывали «заумными» и озорными в своей бессмысленности – хорошей, впрочем).

Кроме нашей семьи, семьи бабушки и ее детей (моих теток), были и другие семьи, для которых Катеринушка была родная и попав в которые не сидела сложа руки, вечно что-то делала, сама радовалась, и радость эту и уют распространяла вокруг.

Мать спрашивает свою матушку (а мою бабушку): «Где Катеринушка?», а бабушка отвечает: «Катеринушка закатилась». Так было принято говорить о ее внезапных уходах.

Какую функцию выполняют вставные конструкции в миниатюре «Катеринушка закатилась»? Вы, наверное, уже заметили, что данная миниатюра очень насыщена скобками.

(Вставные конструкции в примерах 1, 2, 3, 4 поясняют отдельные слова. Сразу становится понятно, почему для новорожденного шили волосяной матрасик – он был нежаркий, что немаловажно. Автор подчеркивает, что лото было с бочонками, а это так интересно. Вставная конструкция моих теток рассказывает о том, что у бабушки не было сыновей, были только дочери. Вставная конструкция а мою бабушку конкретизирует лексическое значение слова матушка , в данном случае это важно, так как слово многозначное. Вставная конструкция о приговорках (пример 2) так и побуждает заглянуть в словарь, лучше всего В.И. Даля, и уточнить разницу между приговорками и поговорками, или можно обратиться к своей бабушке.)

– Какую работу выполняют скобки в следующем предложении?

Утром Рыбинск встретил нас дождем и холодом. Мы направились в магазин купить мне длинные чулки, на которые мне надо было сменять мои носочки. Разумеется (дети всегда одинаковы!), мне этого очень не хотелось. (Волга как напоминание)

(В скобки заключена вставная восклицательная конструкция, выражающая эмоции автора.)

– Что представляют собой вставные конструкции в следующих примерах?

Петр I приказывал сажать в первую очередь душистые цветы, а по дорожкам, вместо того чтобы посыпать их гравием, сажать мяту, которая пахнет, когда по ней ходишь («мнешь» ее). (Сила дерева)

А в лондонском Сити крупные сделки заключались рукопожатием (к рукопожатиям англичане прибегают редко). (Честь и совесть)

(Здесь вставные конструкции выполняют еще одну функцию – попутные авторские замечания.)

– Найдите самостоятельно вставные конструкции, представляющие собой попутные авторские замечания. (Учащиеся работают с текстами и затем зачитывают примеры.)

Теперь обратимся к следующему блоку примеров. Ваша задача – самостоятельно определить в них функции вставных конструкций.

– Ребята, вы заметили, что зачастую скобки Д.С. Лихачев ставит вопреки общепринятым пунктуационным правилам. Как называется такая пунктуация? (Это авторская пунктуация.)

– Что мы понимаем под этим термином?

(Особенности пунктуационного оформления текстов, носящие индивидуальный характер, но в целом не противоречащие принятым в данный период правилам. Автор может предпочесть один из знаков препинания, расширить функции этого знака.)

– Верно. Лингвист А.И. Ефимов в своих работах показывает широкое использование М.Е.Салтыковым-Щедриным такого сравнительно редкого знака препинания, как скобки. Для писателя-сатирика скобки были одним из эффективных средств создания выразительности: в них заключались образные эквиваленты, синонимы слова, разъяснялась устаревшая лексика, «эзоповские» словечки, профессионализмы, давались комментарии к именам и фамилиям, фразеологические параллелизмы, указания на источники фразеологии, раскрывались перифрастические выражения, они обрамляли полемические выпады, включали остроты, анекдоты, всякого рода замечания и др. По подсчетам А.И. Ефимова, скобки у М.Е.Салтыкова-Щедрина выполняли до сорока функций. Какую работу выполняют скобки в текстах Д.С. Лихачева? (Учащиеся читают примеры, которые распечатаны и розданы каждому, и комментируют постановку скобок.) Затем поразмышляйте на тему одного из высказываний. Какой смысл в нем заключен? На что оно направлено? Чему учит?

1. Нравственности в высокой степени свойственно чувство сострадания. В сострадании есть сознание своего единства с человечеством и миром (не только людьми, народами, но и с животными, растениями, природой и т.д.). (Этажи заботы)

2. Сенека (кажется) утверждал, что «общество человеческое похоже на свод, где различные камни, держась друг за друга, обеспечивают прочность целого». Это удивительно верно. (Этажи заботы)

3. Удивительно, что несмотря на голод и на физические работы по спасению наших ценностей в Пушкинском Доме, несмотря на все нервное напряжение тех дней (а может быть, именно благодаря этому нервному напряжению), язвенные боли у меня совсем прекратились, и я находил время читать и работать. (Блокада)

4. А еще представьте себе или вспомните (это было совсем недавно) те отсутствующие классы в ленинградских школах, которые приходились на годы рождения их учащихся – особенно 1941–1942. (Блокада)

5. Пушкин – величайший преобразователь лучших человеческих чувств. В дружбе он создал идеал возвышенной лицейской дружбы, в любви – возвышенный идеал отношения к женщине-музе («Я помню чудное мгновенье...»). Он создал возвышенный идеал самой печали. Три слова: печаль моя светла – способны были утешить тысячи и тысячи людей. Он создал поэтически-мудрое отношение к смерти («Брожу ли я вдоль улиц шумных...»). (Пушкин)

6. Составитель известного словаря английского языка доктор Самюэль Джонсон утверждал: «Знание бывает двух видов. Мы либо знаем предмет сами, либо знаем, где можно найти о нем сведения». Это изречение имело в английском высшем образовании огромное значение, ибо было признано, что в жизни самое необходимое знание (при наличии хороших библиотек) – второе. Поэтому экзаменационные испытания в Англии проводятся часто в библиотеках с открытым доступом к книгам. (Познание иных)

7. Выдающиеся пейзажи должны быть учтены и сохраняемы, как памятники культуры (человеческой и природной). (Старые деревья)

8. Ворота нации – искусства: архитектура, живопись, особенно музыка, театральное искусство. Ведь если мы едем в другой город, особенно в другой стране, мы прежде всего знакомимся с памятниками искусства, находящимися в этом городе, с музеями, с городским пейзажем, с обликом города (это тоже свидетельство отношения нации, народа к искусству). (О патриотизме)

– Продолжаем работу. Расставьте знаки препинания в следующих примерах, затем сравните с пунктуацией у Д.С. Лихачева. Много ли у вас получилось расхождений? Что вы думаете по этому поводу?

1. В Русском Севере удивительное сочетание настоящего и прошлого, современности и истории (и какой истории – русской! – самой значительной, самой трагической в прошлом и самой «философской»), человека и природы, акварельной лиричности воды, земли, неба, грозной силы камня, бурь, холода снега и воздуха. (Русский Север)

2. Школьником я был на Севере у поморов. Они поразили меня своей интеллигентностью, особой народной культурой, культурой народного языка, особой рукописной грамотностью (старообрядцы), этикетом приема гостей, этикетом еды, культурной работы, деликатностью и пр., и пр. (Об интеллигентности)

3. До сих пор помню про рассказ и восхищение главы семьи, крепкого помора, о море, удивление морем (отношение как к живому существу). (Об интеллигентности)

4. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер (а это, безусловно, верно), то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И все это должно было отразиться в языке. (Русский язык)

5. Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой. (Чтение)

6. Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.

«Скоростное чтение» создает видимость знаний. (Чтение)

7. Между совестью и честью есть одно существенное различие. Совесть – всегда исходит из глубины души и совестью в той или иной мере очищается. Совесть «грызет». Совесть не бывает ложной. Она бывает приглушенной или слишком преувеличенной (крайне редко). Но представления о чести бывают совершенно ложными, и эти ложные представления наносят колоссальный ущерб обществу. (Честь и совесть)

8. Мы часто восхищаемся разнообразием и богатством природы, но очень редко (вернее – никогда) восхищаемся богатством и разнообразием мира культуры, который нас окружает. Точно человек не ценит то, что создал сам. В мире культуры мы чаще отвергаем, чем признаем, отказываемся знать, вместо того чтобы изучать и признавать. (Культура)

Подведение итогов

– Молодцы. Ребята, при вставных конструкциях возможен другой знак препинания. Какой? (Тире.)

– Пользуется ли Д.С. Лихачев этим знаком препинания? Почему?

(Пользуется, но редко. Тире как парный знак препинания употребляется не только при вставных конструкциях, но и в простых предложениях с обособленными членами. Скобки же как парный знак препинания используются для выделения вставных конструкций. Скобки – это довольно редкий знак препинания. А раз так, то наличие скобок сразу обращает на себя внимание. В скобках Д.С. Лихачев помещает очень интересные и ценные дополнительные замечания, сведения, поправки и т.д.)

Вспомните: какие способы включения вставных конструкций в основное предложение существуют? Какие из этих способов использует Д.С. Лихачев?

(В книге «Заветное» встречаются различные способы включения вставных конструкций: без помощи союзов, с помощью сочинительных союзов (эти конструкции помещаются после тех слов, к которым относятся, и содержат замечания, противоречащие иногда тому, о чем сообщается в основном предложении), с помощью подчинительных союзов и относительных слов. Вставные конструкции могут относиться ко всему предложению в целом или к отдельным словам.)

– Обобщим. Какую смысловую нагрузку несут у Д.С. Лихачева вставные конструкции?

(Смысловые функции вставных конструкций у Д.С. Лихачева самые разнообразные. Это рассуждения, отступления, весьма существенные для понимания сообщения в целом. Вставные конструкции уточняют, конкретизируют содержание отдельных слов или выражений, расширяя или сужая их значение; служат терминологическими пояснениями употребленных в предложении слов и выражений, комментариями к именам собственным, обращениями к читателю, слушателю. Вставные конструкции указывают на место и время действия, детализируют обстановку, передают разнообразные чувства по поводу сообщения, высказывания и др.)

Домашнее задание. Выпишите из книги «Заветное» 10 примеров на разные функции скобок.

Н.М. РУХЛЕНКО,
г. Белгород

1 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Я был резв ленив и вспыльчив но чу..ствителен и ч..столюбив и ласкою от меня можно было добит..ся всего.

2) То исти..ой дыш..т всё в ней то всё в ней пр..творно и ложно.

3) К (не)счастью всякий вмешивался в моё воспитание и (н..)кто (н..)умел за меня взят..ся.

4) Было т..мно но я всё(таки) вид..л и деревья и воду и людей.

6) Где(то) в глубине глухо посвист..вал сквозняк и капала вода с прозрач..ным звуком.

7) Наша лодка оставляя..т след (не)исчеза..щий на воде от рыбы то(же) ост..ётся кружок.

8) То (ли) ра..ветало то (ли) тучи на неб.. ра..сеялись.

2.

1) На лесных дорогах при приближении врага валили деревья вершинами к неприятелю и конница кочевников увязала в леса.

2) Царь Пётр замысливший обзавестись флотом искал подходящее место начать строительство.

3) Много лесов было осмотрено но только тут под Воронежем царь нашёл то что искал.

На скамейку кто-нибудь присаживался () и начинался неторопливый разговор.

Распустилась сирень () и наполнила ароматом весь сад.

1) ССП с общим второстепенным членом, перед союзом И нужна запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

2 вариант

1. Раскрыть скобки, поставить знаки препинания, подчеркнуть основы.

1) Жизнь даёт..ся один раз и хочет..ся прожить её бодро осмысле..о красиво.

2) Изредк.. бл..снёт на со..нце серебр..ной ч..шуёй летучая рыба и шумно выпустит ф..нтан кит.

3) Всё быстрее встаёт туман с лугов и серебрит..ся в солн..чном луче а за ним подн..маются с земли кусты.

4) Было светло но уже веч..рело.

5) Вот откуда (то) доносит..ся отрыв..стый и тр..вожный крик (не) уснувшей птицы или раздаёт..ся (не) определё..ый звук.

6) То со..нце тусклое бл..стит то туча ч..рная в..сит.

7) С..кунду он м..лчал мать см..трела на него то (же) молча.

8) Скр..пят п..лозья саней или хлопа..т двери м..газинов или кричат т..рговцы пир..гами.

2. Укажите количество грамматических основ в предложениях, расставьте знаки препинания.

Год за годом проходили исписанная тетрадка ложилась на другую исписанную тетрадку и так собиралась моя драгоценная словесная кладовая.

Пока я прибежал всё село было в огне но я думая о тетрадках пустился бежать к своему дому.

Смотрю на свой каменный дом ещё цел но занавески горят и лесенка на террасе дымится.

Всё так и сгорело и остались только тетрадки да заяц в печке в чугунном котелке прикрытом вьюшкой.

3. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Иволги кричат () да кукушки кому-то отсчитывают непрожитые годы.

1) ССП, перед союзом ДА ставится запятая

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА ставится запятая.

3) простое предложение с однородными членами, перед союзом ДА запятая не нужна.

4) ССП с общим второстепенным членом, поэтому запятая перед союзом ДА не нужна.

4. Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении:

Он улыбался ласково-печально () и гладил её по голове.

1) ССП, перед союзом И запятая не нужна

2) простое предложение с однородными членами, перед союзом И запятая не нужна

3) ССП, перед союзом И нужна запятая

4) простое предложение с однородными членами, перед союзом И нужна запятая

Вариант1

    Я был резв ленив и вспыльчив но чувствителен и ч…столюбив и ласкою от меня можно было добиться всего. 2) К (не) счастью всякий вмешивался в моё воспитание и никто не умел за меня взяться . 3) Зелёной сетью трав подёрнут спящий пруд и за прудом село дымится и встают (в) дали туманы над полями. 4) Стол и кровать стояли на прежних местах но на окнах уже не было цветов и всё кругом показывало ветхость и (не) брежение. 5) Дни поздней осени бранят обыкнове…о но мне она мила читатель дорогой.

Задание

1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, подчеркните все грамматические основы;

2. Выполните синтаксический разбор предложения №3 и составьте схему к нему;

3.Укажите номера предложений, где есть противительные союзы;

4. Укажите способ связи в словосочетаниях, выделенных курсивом;

5.Выпишите из предложения №1-2 слово, образованное бессуффиксным способом;

6. Выделите в тексте вводные слова и обращения;

7. Укажите способ образования подчёркнутых слов;

8. Выпишите олицетворение из предложений 3-4.

Контрольная работа по русскому языку по теме «Сложносочинённое предложение»

Вариант 2

    Под облаками зал…вая воздух серебря…ыми звуками дрожали жаворонки а над пашнями крыльями н…сились грачи. 2) Листва не ш…велилась на деревьях кричали ц…кады и однообразный глухой шум моря доносившийся снизу говорил о покое . 3) Даль была видна но уже её нежная окраска мглой пропала и вся степь пряталась во мгле. 4) Из-за гряды песча…ых бугров слев… от них появилась луна обл…вая море серебря…ым блеском. 5) Вёсла дружно упали в волны и баркас рванулся вперёд в широкую р…внину озарё…ой воды .

Задание:

1. Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы, подчеркните все грамматические основы;

2. Выполните синтаксический разбор предложения №1 и составьте схему к нему;

3.Укажите номера предложений, где есть противительные союзы;

4. Укажите способ связи в словосочетаниях, выделенных курсивом;

5.Выпишите из предложения 1-2 слова, образованные бессуффиксным способом;

6. Выделите в предложениях обособленные члены предложения;

7. Укажите способ образования подчёркнутых слов;

8. Какое изобразительное средство применяется в 5 предложении?

Упражнение 33

Прочитайте бессоюзные сложные предложения и найдите в них грамматические основы. Решите, в каких бессоюзных сложных предложениях между частями нужно поставить запятую, а в каких- точку с запятой. Устно обоснуйте свой выбор.

Запишите предложения, расставляя знаки препинания. Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

1. Ядре(н,нн)ый воздух напое(н,нн)ый зап_хом хвойных деревьев охватывал со всех сторон дышалось легко и свободно коляска на стари(н,нн)ых круглых ре(с,сс)орах тихо тихо укачивала. (С.-Щедрин).

2. Один п_логий холм см_нялся другим п_ля бе_конечно т_нулись за п_лями кусты словно вст_вали вдруг из земли перед самым м_им носом. (И. Тургенев). 3. Была грус_ная августовская ноч_ грус_ная потому что уже пахло осенью покрытая б_гровым облаком восх_дила луна и еле(еле) осв_щала дорогу и по сторонам ее темные оз_мые поля. (А. Чехов) 4. По реке мчались нумерова(н,нн)ые «метеоры» на подводных крыльях от каждого острым углом отд_лялась головная волна дох_дившая с плеском до берегов к_чавшая какую (нибудь) пл_скодонку с рыболовом его удочкой и его отр_жением. (И. Грекова). 5. Ноч_ т_жело и сыро п_хнула мне в разг_ряче(н,нн)ое лицо к_залось г_товилась гр_за ч_рные тучи р_сли и п_лзли по небу в_димо м_няя свои дымные оч_ртания. (И. Тургенев).

Упражнение 34

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные: а) с запятой; б) с точкой с запятой.

Небо на востоке начало темнеть…

На вечерних улицах зажглись огни…

Молния блистала почти непрерывно…

Река в половодье сильно разлилась…

За селом прогремел гром…

Вся природа дышит свежестью…

Воздух чист и прозрачен…

Постановка двоеточия

Упражнение 35

Прочитайте предложения. Укажите бессоюзные сложные предложения, в которых вторая часть:

а) указывает на причину того, о чем говорится в первой части;

б) раскрывает, поясняет содержание первой;

в) дополняет смысл первой части.

1. Я привстал и взглянул в окно: кто-то вторично пробежал мимо его и бог знает куда. (М. Лермонтов). 2. Сам я учился в той гимназии, но никакими привилегиями не пользовался, наоборот: с меня, директорского сына, учителя взыскивали строже, чем с других. (И. Грекова). 3. Дома было чудесно: цвели мальвы, душистый горошек карабкался по плетню, пчелы гудели, и все это плавало в сладчайшем густом запахе лип. (И. Грекова). 4. Не одеваясь, Серго выскочил на улицу, пробежался по круглому каменному двору и остановился в подворотне: он не знал, куда теперь идти. (Л. Улицкая). 5. Я понял: долго не был дома, и здесь отвыкли от меня. (В. Корнилов). 6. Обломов прислушивался и ждал: вот кто-то взялся за кольцо у калитки, и в то же мгновение раздался отчаянный лай и началось скакание на цепи собак. (И. Гончаров). 7. Я не мог заснуть: передо мною во мраке все вертелся мальчик с белыми глазами. (М. Лермонтов). 8. Заглянув в посылку, я обалдел: сверху прикрытые аккуратно большим белым листом бумаги лежали макароны. (В. Распутин). 9. Мы знаем: время растяжимо, оно зависит от того, какого рода, содержимым вы наполняете его. (С. Маршак).

Упражнение 36

Запишите предложения, расставляя знаки препинания, подчеркивая грамматические основы, в следующей последовательности:

а) второе предложение указывает на причину того, о чем говорится в первом предложении;

б) второе предложение раскрывает, поясняет содержание первого;

в) второе предложение дополняет смысл первого предложения.

1. Прерывистый звон слабо прошел сквозь замерзшие два пальца и скоро затих холодно было и надзирателю неохота было долго рукой махать. (А. Солженицын). 2. Я глянул на отвесную стену яра она вся была в круглых норках – гнездах. (В. Сапожников). 3. Не одной только полудикой прелестью разлитой по всему ее тонкому телу привлекла она меня ее душа мне нравилась. (И. Тургенев). 4. Голова у меня ходила кругом слишком много впечатлений в нее нахлынуло разом. (И. Тургенев).

5. Во вторник в класс пришла старшая пионервожатая и сказала чтобы они не беспокоились им назначили очень хорошую классную вожатую из шестого «А» Лизу Цыпкину но она болеет и придет к ним сразу как только выздоровеет… Девочки переглянулись и без слов поняли друг друга никакая вожатая Цыпкина им не нужна. (Л. Улицкая). 6. Не воспитал в себе старанья, так получай от жизни кукиш чему не научился Ваня тому Ивана не научишь. (В. Геллер).

Упражнение 37

Продолжите предложения так, чтобы получились бессоюзные сложные предложения с двоеточием. Определите смысловые отношения между частями.

1. Растения освежают воздух:…

2. Лес влияет на температуру воздуха:…

3. Я посмотрел на небо:…

4. Об одном прошу тебя:…

Постановка тире

Упражнение 38

Прочитайте предложения. Какие смысловые отношения выражаются знаком тире в этих бессоюзных сложных предложениях? Какими союзами это можно проверить?

1. Я был готов любить весь мир – меня никто не понял. (М. Лермонтов). 2. Обстановка её поразила – в первый раз она видела старинные вещи, альбомы, красное дерево. (И. Грекова). 3. Тронула клавиши, запела. Он уже и пошевелиться не мог – весь слушал, всем своим старым телом, утопавшим в кресле. (И. Грекова). 4. Выстрел раздался – дым наполнил комнату. (М. Лермонтов). 5. Слой облаков был очень тонок – сквозь него просвечивало солнце. (К. Паустовский). 6. Лучше вспашешь – больше хлеба возьмёшь. (пословица).

Упражнение 39

Спишите, сгруппируйте пословицы по смысловым отношениям их частей. Вставьте пропущенные буквы.

1. Лето пр_пасает – зима по_даёт. 2. Тьма свету не люб_т – злат доброго не терп_т. 3. Напролом идут – в_лос не ж_леют. 4. Источник ут_ляет жажду – доброе слово ож_вляет сердце. 5. На глаз повер_ш_ – криво отмер_ш_. 6. Не кричи о с_бе – пусть другие о тебе тихо скажут. 7. Наука даром не даёт_ся – наука трудом берёт_ся. 8. Вз_шло красно солн_шко – пр_щай, светел месяц. 9. Извериш_ся в алтыне – не поверят в рубле. 10. С воза упало – не сыщеш_. 11. Ручка бел_нька – душа ч_рненька. 12. С глупым водит_ся – сам п_глупееш_. 13. Помаш_ш_ палкой не умея – своя же постр_дает шея.

Упражнения на все виды знаков

в бессоюзном сложном предложении

Упражнение 40

Прочитайте предложения. Сложносочинённые и сложноподчинённые предложения переделайте в бессоюзные. Запишите, ставя нужные знаки препинания.

1. Пословицы и поговорки всегда кратки, и ум и чувства вложено в них на целые книги. (М. Горький). 2. Есть народное поверье, что зарницы «зарят хлеб», то есть освещают его по ночам. Оттого хлеб наливается быстрее. (К. Паустовский). 3. Если собираетесь кого-нибудь полюбить, научитесь сначала прощать. (А. Вампилов). 4. Не только вы собрали книги, но и книги собрали вас. (В. Шкловский).

Упражнение 41

Запишите предложения, расставьте знаки, обоснуйте свой выбор. Подчеркните грамматические основы предложений.

I. 1. А просьба моя состоит в следующем берегите наш язык.

(И. Тургенев). 2. Этап уже сошёл с моста будка часового была недалеко как внезапно давно неслыханный звук проник в сознание звонил соборный колокол последний из неупразднённого ещё храма. (Митрополит Тихон). 3. Надо просто что-то хорошее делать что-то делать тогда улыбнутся и заплачут от счастья матери наши матери. (О. Шестинский). 4. Милая добрая старая нежная с думами грустными ты не дружись. Слушай под эту гармонику снежную я расскажу про свою тебе жизнь. (С. Есенин).

II. Во вторник после второго урока пять избранных девочек покинули третий класс «Б». Они уже с утра были как именинницы и одеты особо не в коричневых форменных платьях с чёрными фартуками и даже не в белых фартуках а в пионерских формах «тёмный низ, белый верх» но пока ещё без красных галстуков. Шёлковые хрустящестеклянные они лежали в портфеле ещё не тронутые человеческой рукой. (Л. Улицкая).

Упражнение 42

Прочитайте текст. Озаглавьте его. Спишите, расставляя знаки препинания и вставляя пропущенные буквы.

Хороша наша ру(с,сс)кая зима! Огромное снежное покрывало заст_лает всё вокруг. Ударят морозы ин_ем сказочным узором ра_красятся деревья и дома. Наигравшись вдоволь ещё раз уд_вит нас зимушка февральскими л_зурями ярким со_нцем б_дрящем воздухом и светом. Вот тогда почу_ствуем мы весна пр_ближается. Оч_рованию первого снега ещё нежного робкого посв_щена к_ртина ру(с,сс)кого художника. (А. Пластова «Первый снег»).

Обычный деревенский зимний день изображ_н на к_ртине К. Коровина «Зимой» мы вид_м деревя(н,нн)ый старый домишко (полу)развалившийся забор лошадь зпр_ж_(н,нн)ую в сани. Рядом несколько заснеже(н,нн)ых деревьев а (в)дали поля лес. К_ртина пр_влека_т простотой сюжета и исключительной живописной выр_зительностью. (По В. Кузину).

Упражнение 43

Покажите, что двоеточие в примерах относится к трём разным пунктограммам. В чём сходство интонации всех предложений, имеющих двоеточие?

1. Всё было новым и неиспытанным в эту минуту: и одиночество, и отдалённость от дома, и эти унылые вопли, и даже запах снега….

(Л. Улицкая). 2. Она (Анфиса) открыла ставни, распахнула окно в сад: за окном…тихая ночь была… . (В. Шимков). 3. Эрнест Павлович Щукин бродил по пустой квартире, любезно уступленной ему на лето приятелем, и решил вопрос: принять ванну или не принимать.

(И. Ильф, Е. Петров). 4. К Остапу протиснулся молодой человек шофёрского типа и спросил: «Как остальные машины?» (И. Ильф, Е. Петров). 5. Происходя из городских мещан, он имел пристрастие

к простой русской пище: грибным щам с кашей и картофельной запеканке. (Ю. Нагибин).

Упражнение 44

Укажите, где поставлено тире:

а) между подлежащим и сказуемым; б) в неполном предложении; в) перед обобщающим словом; г) в бессоюзном сложном предложении; д) в сложноподчинённом предложении.

1. Пошёл мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. (А. Пушкин).

2. Взрослые же люди – Маргарита, Серго, Эмма Антоновна – произносили постоянно лишь внутренние монологи. (Л. Улицкая). 3. Утончённому слуху, отвыкшему от житейских шумов, было чудесно услышать скрип нового коромысла – шли к водокачной будке. И все новинки жизни, сибирская раздольная река, синее небо, пенье петухов, золото осенней листвы – всё, как близкая свобода, встретило прибывших, а с ними и едва поспевавшего священника. (Митрополит Тихон). 4. Видна птица по перьям, а человек – по речам. (Пословица). 5. Заяц – самое робкое и беззащитное творение. 6. Свои женственно-лирические свойства Надежда Филаретовна унаследовала от отца, а деловую сметку – от матери.

(Ю. Нагибин).