Примеры проверки безударных гласных. Правописание безударных гласных

Написание безударных гласных в корне проверяется ударением. Для проверки написания надо слово изменить или подобрать родственное слово так, чтобы проверяемый безударный гласный оказался под ударением, например: зара жать - зара за, раздра жать - дразнит, нагромо ждение - громо здкий, скри пя (зубами) - скри п .

В некоторых случаях для написания в корне слова буквы е необходимо учитывать чередование е/ё: зачё ркнутый -поче рк, ве сна - вё сны .

Слова с полиогласными сочетаниями -оро , -оло надо проверять словами с полногласием, например сторо жить - сто рож (не стра ж) , похоло дание - хо лод (не прохла да).

В современном русском языке общеупотребительным является написание слова то ннель (то ннельный) , однако возможно и написание ту ннель (ту ннельный) .

Согласно современным орфографическим нормам устаревшим считается написание ну мер , однако буква у сохраняется в словах ну мерация, ну мерованный .

Одинаково допустимыми являются написание но ль (но левой) - ну ль (ну левой). Только с буквой о пишутся сочетания ноль-ноль (в пять ноль-ноль) , ноль целых . Только с буквой у пишутся сочетания сводить к нулю , равняться нулю, держаться на нуле .

Нельзя

Правописание безударных гласных нельзя проверять при помощи глаголов с суффиксами -ывать , -ивать , так как в этих глаголах вместо корневого часто бывает . Например слово вырабо тать нельзя проверять словом выраба тывать (проверочными словами могут быть слова рабо та , рабо тать ).

Нельзя проверять безударную гласную е в словах се док , се дло однокоренными словами си дя, си деть .

Исключения

Правописание безударных гласных во многих словах проверить ударением нельзя. Написание таких слов надо запоминать, причем достаточно усвоить написание одного слова, чтобы правильно писать корни в родственных словах, например о пти мизм, о пти мист, о пти мистический, о пти мальный .

В случае сомнения необходимо обращаться к орфографическому словарю.

(3 оценок, среднее: 5,00 из 5 )
Для того чтобы оценить запись, вы должны быть зарегистрированным пользователем сайта.

Комментарии преподавателя по изучаемому материалу

Возможные трудности

Добрые советы

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что оно вышло (выходит) из активного употребления.

Н..гие поля - нАг (то есть не одет).

К безударному корню трудно подобрать проверочное слово потому, что значения корней в настоящее время уже расходятся по смыслу.

Проз..бать - зЯбь.

Об..яние - бАять.

В этом случае приходится полагаться на вашу начитанность и языковую интуицию. Если вы в них сомневаетесь, обратитесь к списку 1.

Гласную в слове можно проверить разными ударными корнями.

Разв..ваться - вИлся, вЕял.

Зап..вать - пЕть, пИть.

Обратите внимание на значение корня (его легко узнать по контексту). Выберите проверочное слово, близкое по значению. Если вы затрудняетесь это сделать, обратитесь к списку 2.

К одному и тому же безударному корню иногда можно подобрать два проверочных однокоренных слова с разными ударными гласными.

Г..лова - гОловы, двуглАвый.

Г..родской - гОрод, грАд.

Зас..делся - сЕсть, сИдя.

Разбр…сал – брОсил, разбрАсывает.

Скорее всего, перед вами явление полногласия и неполногласия. Не проверяйте корни с полногласными сочетаниями –оло- и –оро- однокоренными словами с неполногласными сочетаниями –ла- и –ра-.

Обратите особое внимание на коварный корень –сид- / -сед-. Запомните правописание слов с этим корнем:

сидеть, посидеть, засидеться (сИдя),

но: седло, заседание, председатель (сЕл).

Безударную гласную О в корнях глаголов совершенного вида нельзя проверять формами несовершенного вида на – ывать, - ивать :
посм…треть – смОтрит (глагол рассмАтривает не является проверочным словом).

Трудно запомнить слова-исключения. Иногда не удаётся вспомнить, какую именно гласную писать в данном слове-исключении.

Воспринимайте исключения как словарные слова. Запоминайте их отдельно от правил. Чтобы запомнить было легче, обратитесь к списку 3. Вставьте буквы вместо многоточий.

Можно ошибочно отнести орфограмму «Безударная гласная в корне, проверяемая ударением» к слову с чередующимся корнем и наоборот.

Пример неверного толкования:

рОсток - безударная гласная в корне проверяется словом подрОс.

Различайте корни, проверяемые ударением, и корни, в которых происходит чередование гласных.

Пример верного толкования:

рОсток - перед нами исключение из орфограммы «Чередование гласных в корне –раст- (-ращ-) \ -рос-».

Возникают трудности при толковании значений слов с корнями –равн- и –ровн-.

Подр…внять волосы - значит сделать их одинаковыми? Прямыми?

Оба варианта толкования кажутся сомнительными.

Действительно, далеко не ко всем случаям с корнями –равн- и –ровн- можно напрямую применить правило. Запомните правописание слов: сровнять, выровнять.

К слову с сомнительной согласной иногда трудно подобрать проверочное слово.

Сырое(ж\ш)ка.

Варе(ж\ш)ка.

Если вы не можете подобрать проверочное слово, обратитесь к списку 4.

Вы не уверенны в написании слова с возможной непроизносимой согласной.

Обратитесь к списку 5.

В некоторых однокоренных словах в корне пишется то удвоенная согласная, то одинарная (тоННа, но трехтоНка).

Иноязычные корни в некоторых русских словах теряют удвоенную согласную. Обратите внимание на следующие случаи:

тоННа - трехтонка, пятитонка и т.п.,

колоННа - колонка,

грамматика - грамота,

кристаЛЛ, кристаЛЛический - кристальный.

Не путайте также два похожих корня: -бал- (на балу, бальное платье) и –балл- (пятибалльный шторм, высший балл).

В некоторых заимствованных словах после согласной либо гласной вместо буквы Е пишется буква Э. Как отличать такие слова?

С…ссия, силу…т, ма…стро, про…кт.

После согласных и после гласной И в таких словах обычно пишется буква Е.

Исключением является слово проект , правописание которого необходимо запомнить.

ДОлина - отдАленный район;

развИвающиеся страны - знамёна развЕваются;

разрЯдить обстановку - разрЯдить ружьё - разрЕдить грядки;

прожЕвать хлеб - прожИвать в Москве;

завИзировать отчет - завЯзать узел;

сплОтить ряды - заплОтить реку - уплОтнить график - заплАтить по счету;

угАдали ответ - угОдили в западню;

умАлять достоинство - неумОлимая правда;

посЕдел к старости - посИдел на скамейке;

отОщать от голода - утАщить домой;

увИдать приятеля - листья увЯдают;

посвЕтить лампой - посвЯтить жизнь обществу - посвЯтить в тайну;

соблюдать чИстоту в доме - чАстота колебаний - чЕстолюбие;

навЕвать тоску - завИвать волосы - навИвать проволоку на катушку;

скрЕпить печатью - скрИпеть карандашом;

ослЕпить светом - слЕпить из глины - глаза слИпаются;

примЕрять платье - примИрять врагов;

выпАрить на огне - выпОроть молнию;

отвОрите дверь - отвАрить в молоке;

ворона свИла гнездо - свЕла пятно на платье - свЕла по лестнице вниз;

спИшите задание - спЕшите домой;

залИзать раны - залЕзать в окно;

слЕзать вниз - слИзать мед с крышки;

тИсненный золотом переплет - стЕсненный в средствах;

повАлить дерево - позвОлять шалости;

покАрать по закону - покОрить благородством;

укрОтить зверя - сокрАтить сроки;

закОлоть - закАлить на огне;

пристЕгнуться - постИгать истину;

блАгослОвенный- прослАвление;

полАскать ребенка - полОскать белье;

пОлоть грядку - пАлить из пушки;

городской стАрожил - стОрожить склад;

обЕжать вокруг дома - не обИжать младших;

дрОжат от холода - раздрАжать своим видом.

1) Случаи, в которых к данному слову трудно подобрать проверочное.

ОкресТности - окресТ (вышло из употребления);

празДник - празДен (вышло из употребления);

чествовать - чесТь;

яВственный - яВить;

яства - есть;

усТный - усТа;

громозДкий - громозДить;

кудесник - чудеса;

бессловесный - слова, словеса;

ровесник - вровень;

сверсТник - версТа (в значении возраст - из др.-р. яз.);

часТный, часТник - часТь;

сумаСшедший - с ума Сошедший;

чуВство - в др.-р. яз. в этом слове ясно звучал согласный [в].

2) Случаи, в которых проверка может привести к ошибке.

Блеснуть (хотя блестеть);

лесТница (хотя лесенка);

плеснуть (хотя плескаться);

искусный - искусен (не путайте со словами искусство, искусственный).

шеФствовать (шеФ) - шествовать (шедший);

часТный (часТь) - ежечасный (час);

косТный мозг (косТь) - косные воззрения.

Безударные гласные в корне, проверяемые ударением

Осн..щение; распростр..нять; зат..нувшийся; просв..щение.

В большинстве случаев безударные гласные в корне проверяются ударением:

насл..ждение - сладость;

объед..нение - единство.

Не следует проверять безударные гласные в глаголах совершенного вида глаголами несовершенного вида на -ывать / -ивать (в них ударная гласная меняется):

опоздать - нельзя проверять словом опаздывать ;

раскроить - нельзя проверять словом раскраивать.

Оснащение - снасть.

Распространять - пространство.

Затянувшийся - затянутый.

Просвещение - свет.

Чередующиеся гласные в корне

В корнях с чередующимися гласными безударная гласная проверяется не ударением, а по особым правилам. Эти корни можно объединить в четыре группы.

От чего зависит правописание гласной в корне:

от ударения

от последующей согласной

от наличия либо отсутствия суффикса -а-

от значения корня

корни:
-зар-
-плав-
-гор-
-клон-
-твор-
-чин-
-мин-
-жим-

корни:
-скак- / -скоч-
-раст- / -рос-
-лаг- / -лож-

корни:
-бер- / -бир-
-тер- / -тир-
-пер- / -пир-
-дер- / -дир-
-стел- / -стил-
-блест- / -блист-
-чет- / -чит-
-жег- / -жиг-
-мер- / -мир-
-кос- / -кас-

корни:
-равн- , -ровн-
-мак-, -мок-

1. Чередующиеся корни, в которых правописание гласной зависит от ударения:

ЗАР-, -ПЛАВ-, -ГОР-, -КЛОН-, -ТВОР-, -ЧИН-, -ЖИМ-, -МИН-, -НИМ-

Тв..рить; нач..нать; заг..рел; з..ря; зан..мать; попл..вок; вспом..нать; наж..мал.

В данных корнях под ударением могут звучать и писаться разные гласные (например зо́рька, за́рево; скло́н, кла́няться и т. д.).

В безударном же положении в них пишутся следующие варианты корней:

Зар-

Плав-

Гор-

Клон-

Твор-

Чин-

Жим-

Ним-

Мин-

Озарить
Плавучий

Исключения:

зоревать;

пловец;

плывуны .

Сгорел
Наклонил
Сотворить

Исключение:

утварь .

Починил Сжимая Внимал Разминал

Тв о рить - безударный корень -ТВОР-.

Нач и нать - безударный корень -ЧИН-.

Заг о рел - безударный корень -ГОР-.

З а ря - безударный корень -ЗАР-.

Зан и мать - безударный корень -НИМ-.

Попл а вок - безударный корень -ПЛАВ-.

Вспом и нать - безударный корень -МИН-.

Наж и мал - безударный корень -ЖИМ-.

2. Корни, в которых правописание гласной зависит от последующей согласной: -СКАК- / -СКОЧ-, -РАСТ- (-РАЩ-) / -РОС-, -ЛАГ- / -ЛОЖ-

Поск..кал; выск..чка; ск..чок; выр..сти; выр..сли; пол..гать; пол..жить.

Скоч-

Скак-

Раст-, -ращ-

Рос-

Лаг-

Лож-

Отскочил

Исключения:

скачок;

я скачу;

скача .

Проскакал

Подрасти

Выращенный

Исключения:

росток;

ростовщик;

Ростов;

Ростислав .

Исключение:

отр а сль.

Располагались

Излагать

Положение

Изложение

Поск а кал - вариант -СКАК-.

выск о чка - вариант -СКОЧ-.

Ск а чок - исключение.

Выр а сти - вариант -РАСТ-.

Выр о сли - вариант -РОС-.

Пол а гать - вариант -ЛАГ-.

Пол о жить - вариант -ЛОЖ-.

3. Корни, в которых правописание гласной зависит от наличия суффикса -а-

3.1. Корни -бер / бир-â; тер / тир-â; пер / пир-â; дер / дир-â; стел / стил-â; блест / блист-â; чет / чит-â; жег / жиг-â; мер / мир-â.

Наст..лать; уп..реться; уд..рал; бл..стающий.

Здесь правописание гласной зависит от суффикса -а- после корня.

Наст и лать - после корня идет суффикс -а-.

Уп е реться - после корня отсутствует суффикс -а-.

Уд и рал - после корня идет суффикс -а-.

Бл и стающий - после корня идет суффикс -а-.

3.2. Корень -КОС- / -КАС-

Прик..сновение; к..снуться; по к..сательной; к..саться.

Прик о сновение

К о снуться - после корня отсутствует суффикс -а-.

По к а сательной - после корня идет суффикс -а-.

К а саться - после корня идет суффикс -а-.

4. Близкие по значению корни, в которых правописание гласной зависит от значения

4.1. Корни -РАВН- и -РОВН-

Выр..внять (дорогу); ср..внить отрезки.

Выр о внять (дорогу) - сделать ее более прямой, гладкой (по значению подходит корень -РОВН-).

Ср а внить отрезки - провести их сопоставление (по значению подходит корень -РАВН-).

4.1. Корни -МАК- / -МОК-

Обм..кнуть в чай; пром..чил ноги; вым..кнуть.

Обм а кнуть в чай - опустить в жидкость.

Пром о чил ноги - пропустить жидкость через одежду.

Вым о кнуть - пропустить жидкость.

Правописание проверяемых согласных в корне

Проверяемые согласные подразделяются на два типа: сомнительные и непроизносимые.

Подру..ка; голлан..ский; чудес..ный; салфе..ка.

Запомним следующие случаи:

блеснуть (хотя блестеть);

лестница (хотя лесенка);

плеснуть (хотя плескаться);

шефствовать (шеф), но шествовать (шедший);

костный (мозг), но косные (воззрения);

вперемешку (перемешать) - вперемежку (перемежаться);

сверстник, но ровесник;

чувствовать, чествовать;

яства, но явственный;

частная (жизнь);

праздник;

сумасшедший.

Подру ж ка - подруженька.

Голлан д ский - Голландия.

Чудесный - чудеса.

Салфе т ка - салфеточка.

Правописание словарных слов

Слова, написание которых не регулируется орфографическим правилом, называются словарными.

С..рень, интелл..генция, во..зал, па..сажир.

Словарные слова также пишутся по орфографической норме. Эта норма установлена не по тому или иному правилу, а специально для данного слова. Она отражена в орфографическом словаре.

Школьный курс предполагает знание определенного минимума словарных слов, которые входят в школьный орфографический словарь. Кроме того, необходимый минимум словарных слов, которые следует запомнить, находится в конце каждого школьного учебника по русскому языку.

CИрень, интеллИгенция, воКзал, паСсажир.

В группу орфограмм «Безударные гласные в корне слова» включены несколько правил написания:

  • Безударная проверяемая гласная в корне слова.
  • Безударная непроверяемая гласная в корне слова.
  • Чередующиеся гласные в корне слова.
  • Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные.

Безударная проверяемая гласная в корне слова

Чтобы верно написать безударную проверяемую гласную в корне слова, следует подобрать такое однокоренное слово или изменить само слово так, чтобы на данную гласную падало ударение.

Внимание! Нельзя проверять глагол одного вида глаголом другого вида, например: опоздать - опаздывать. В данном случае следует подобрать однокоренное слово другой части речи или изменить глагол, не изменяя его вида.

Безударная непроверяемая гласная в корне слова

В данной орфограмме слова невозможно проверить путем подбора однокоренных слов или изменением самого слова. В данном случае написание того или иного слова следует запомнить. Такие слова называют словарными.
Например: вокзал, атмосфера и т.д.

Чередующиеся гласные в корне слова

В данной орфограмме написание буквы не зависит от ударения и ударением проверить ее нельзя. Написание чередующихся гласных зависит от нескольких условий, а потому их можно разделить на несколько групп:

  • написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-;
  • написание зависит от ударения;
  • написание зависит от конечной согласной корня;
  • написание зависит от значения слова.

Написание зависит от наличия или отсутствия суффикса -а-

В эту группу включено правописание таких корней, как -кас-/-кос(н)- и всех корней с чередованием е/и.

Кас-/-кос(н)-: если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, есди данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Корни с чередованием и/е (-бер-/-бир; -дер-/-дир-; -тер-/-тир-; -пер-/-пир-; -мер-/-мир-; -стел-/-стил-; -жег-/-жиг-; -чет /-чит-; -блест-/-блист-): если за корнем следует суффикс -а-, в корне пишется -а-, если данный суффикс отсутствует, в корне пишется -о-.

Написание зависит от ударения

В эту группу включено правописание таких корней, как -гар-/-гор, -зар-/-зор-, -клан-/-клон-, -твар-/-твор-, -скоч-/ (-скач-), -гар-/-гор-: под ударением пишется -а-, без ударения пишется -о-.

Исключения: выгарки, пригарь. -зар-/-зор-: под ударением пишется -о-, без ударения - -а-.

Исключения: зоревать, зоревой, зорянка.

Клан-/-клон-; -твар-/-твор-: под ударением пишется -а- и -о-, без ударения - -о-.

Скоч-/-скак- (-скач-): в безударном положении перед к пишется -а-, а перед ч пишется -о-.

Исключения: скачок, скачу, скачкообразный.

Написание зависит от конечной согласной корня

В эту группу включено правописание таких корней, как -лаг-/-лож- и -раст- (-ращ-)/-рос-.
-лаг-/-лож-: перед г пишется -а-, перед ж пишется -о-.

Исключения: Ростов, Ростислав, отрасль, ростовщик, росток.

Написание зависит от значения слова

В эту группу включено правописание таких корней, как -равн-/-ровн-, -мак-/-мок-.
-равн-/-ровн-: если корень имеет значение «ровный, гладкий, прямой», то пишется -о-, если значение «одинаковый, наравне», то пишется -а-.

Исключения: равнение, равняться, равнина, сровнять с землей, ровесник, поровну.

Мак-/-мок-: если корень имеет значение «пропускать, впитывать жидкость», то пишется -о-, если имеет значение «погружать в жидкость», пишется -а-.

Корни -плов-/-плав- (-плыв-)

В отдельную группу можно отнести корни -плов-/-плав- (-плыв-), в которых в словах пловец, пловцы, пловчиха всегда пишется -о-, в слове плывуны всегда пишется -ы-, в остальных случаях пишется -а-.

4. Правописание И и Ы в начале корня после приставок, оканчивающихся на согласные

После русскоязычных приставок, окачивающихся на согласную, в корне слова начальная и меняется на ы.
Например: подыграть, предыдущий, безысходный.

Исключениями являются приставки меж- и сверх-, которые не меняют гласную.
Например: сверхинтересный, межинститутский.

Кроме того, исключением является слово взимать.

После иноязычных приставок (дез-, транс-, суб-, контр-) начальная корневая гласная И не меняется на Ы.
Например: дезинфекция, контригра, трансиндийский.

Внимание! Следует отличать сложные и сложносокращенные слова от слов с приставками, окачивающимися на согласную.

В сложных и сложносокращенных словах начальная И корня не меняется на Ы.
Например: спортинвентарь, двухигольчатый.

И.А. БУКРИНСКАЯ,
О.Е. КАРМАКОВА,
г.Москва

Продолжение. См. № 39, 43, 47/2003 и № 3, 7, 11, 15/2004

Правописание безударных гласных в корне слова

Компакт-тема № 8

Безударные гласные, проверяемые ударением

Большинство корней в русском языке пишется в соответствии с основным принципом русской орфографии – морфемным, т.е. в корне с безударным гласным пишется та же гласная буква, что и в слове, где она под ударением. (Дости жение – дости чь, растя жение – растя нет).

Упражнение

Подберите проверочные слова и вставьте пропущенные буквы.

Прогл_тить, препод_ватель, перевопл_титься, вд_леке, насл_ждение. раст_ржение;
ед_ничный, закр_пление, увл_каться, уд_вительный, под_лить.

При подборе однокоренных слов следует помнить о важном ограничении: нельзя проверять безударную гласную корня глаголами, в которых есть суффикс -ива-/-ыва- . В силу исторических причин во многих глаголах, где есть суффикс -ива-/-ыва- , придающий им значение несовершенного вида, безударное о чередуется с ударным а :

    прогло тить – гло тка , а не прогла тывать ;

    опо здавший – по здно , а не опа здывать ;

    спро сить – спро с , а не спра шивать .

Подбирая проверку, надо правильно разделить слово на составляющие его морфемы и найти корень. При этом необходимо учитывать лексическое значение слов. Ведь бывают слова, которые звучат одинаково, а значение имеют разное и пишутся по-разному (они называются омофонами):

    примир ять врагов (мир) пример ять платье (мер ить, мер ка, пример ка);

    посед еть от невзгод (сед енький) посид еть на завалинке (сид я);

    поласк ать котенка (ласк а) полоск ать белье (полощ ет);

    крат чайшее расстояние (крат кость) – крот чайшее создание (крот кий);

    посвет ить фонариком (свет) – посвят ить жизнь (свят ость ).

Трудности возникают и с паронимами (греч. para – «близко, рядом»; onyma – «имя») – словами, похожими по звучанию (но полностью в звучании, в отличие от омонимов, не совпадающими), например: покорять и покарать (первое проверяется словом покорность , второе – кара ).

Или другая пара: обоняние – «способность различать запахи» и обаяние – «способность производить приятное впечатление, очаровывать». Чтобы не ошибиться в правописании слов, необходимо разобрать слова по составу. Обоняние обо- – приставка, -ня- – корень, который мы находим в родственных словах снять, унять, принять, -ниj- – суффикс существительного, – окончание. В слове обаяние , котороепроисходит от глагола баяти – «красиво говорить, заговаривать», о- – приставка, -баj- – корень, -а - – глагольный суффикс, -ниj- – суффикс существительного, – окончание.

Упражнение

Вставьте пропущенные буквы, подобрав проверочные слова.

Разв_вается флаг; разв_вается промышленность; ст_рожил нашего города; ст_рожил склад продуктов; ум_лять о помощи; ум_лять заслуги; упл_тить налоги; упл_тнить бетон; просв_щенная монархия; жизнь, посв_щенная людям;

вл_стелин; просл_влять; укр_титель; пок_рать;

изм_рение; разув_рять; дост_жение цели; неисч_рпаемый запас;

объед_няться; неприм_римые враги; увл_кательно; раздв_жная стенка;

сож_ление; раск_ленный; благосл_влять; вообр_жение;

прор_дить проросшую морковь; тр_стись от страха; разр_дить международную обстановку; тр_скотня пулеметов; пр_дильный станок.

Непроверяемые гласные в корне
Полногласные и неполногласные сочетания в корне

В русском языке много слов, где гласные в корне нельзя проверить сильной позицией, т.е. невозможно подобрать пример, в котором гласный стоял бы под ударением: са пог, то пор, ви не грет .

В школьной практике подобные слова называются словарными. Их правописание опирается на традицию, а то, как их следует писать, мы узнаем из словарей. В этом случае «работает» традиционный принцип русской орфографии. И здесь остается только один путь – запоминание. Чаще всего не поддаются проверке заимствованные слова: архи тектор, ко нцепция, пе ри фе рия, э ска латор.

Большую группу в нашем языке составляют заимствования из старославянского языка. Среди них есть корни с так называемым неполногласием – -ра-, -ла-, -ре-, -ле -. Им соответствуют исконно русские (древнерусские) полногласные сочетания – -оро-, -оло-, -ере-, -ело -/-оло -:

    гра д (старослав. ) – горо д (русск. ), здра вие (старослав. ) – здоро вье (русск. );

    гла с (старослав. ) – голо с (русск. ), зла то (старослав. ) – золо то (русск. );

    бре г (старослав. ) – бере г (русск. ), пре д (старослав. ) – пере д (русск. );

    шле м (старослав. ) – шело м, ошело мить (русск. ), мле ко (старослав. ) – моло ко (русск. ).

Такие сочетания не надо проверять ударением! Их просто надо уметь видеть, узнавать.

В большинстве случаев сопоставление полногласных и неполногласных сочетаний не вызывает трудностей. Однако не все соответственные пары возможно восстановить в современном языке, например: в парах мороз – мраз, корова – крава второй вариант корня утрачен, он есть лишь в других славянских языках. Есть слово благо (старослав.), но слово с полногласием болого не сохранилось в современном литературном языке, есть лишь Бологое (имя собственное, название населенного пункта).

Многие из слов, имеющих старославянское происхождение, стилистически окрашены: град, брег, древо, врата, злато и др. – высокие. Они были принадлежностью книжной, торжественной и поэтической речи. Это связано с тем, что старославянский язык, литературно-книжный язык всех славян IX–XI вв., был языком сакральным, т.е. на нем велось богослужение, именно на него с древнегреческого языка была переведена Библия. Другие слова со старославянскими корнями за долгую жизнь в русском языке утратили возвышенную окраску, обрели новое значение и употребляются как нейтральные; например, ставшие омонимами слова глава : 1 – руководитель чего-либо; 2 – часть книги, статьи.

Упражнения

1. Сравните пары слов. Какие из слов могут быть расценены как старославянизмы?

Прах – порох, храм – хоромы, влачить – волочить, мрак – морок, переворот – превращение, молодежь – младший, колодец – кладезь, пленить – заполонить, древесина – дерево, хранить – похоронить.

Ответ : прах, храм, влачить, мрак, превращение, младший, кладезь, пленить, древесина, хранить.

2. Что значит слово прах в приведенных текстах?

а) Они схватились на конях;
Взрывая к небу черный прах,
Под ними борзы кони бьются.

(А.Пушкин)

б) Борис: Но Дмитрий мертв! Он прах! Сомнений нет! (А.К.Толстой)

Словарные значения: 1. высокое . Тело человека после смерти; останки, труп. 2. Традиционно-поэтическое . Мельчайшие частицы чего-либо, пыль. 3. То, что недолговечно, ничтожно, малоценно.

Ответ: а) 2; б) 1.

Помогает правильно писать слова с непроверяемыми гласными этимология (от греч. etymologia , из etymon «истина» и logos «понятие, учение») – наука о происхождении слов.

Например, слово уважать происходит от ува га «внимание, уважение», ва га «вес». Проверочное слово в современном языке – важный . Можно привести параллели из других славянских языков.

Сметана – «снятая часть скисшего молока» – происходит от сметать – «сгребать, собирать».

Впечатление исторически восходит к слову печать . Это то, что впечаталось в память.

Слово преодолеть родственно существительному доля : одолеть – значит о + долеть «делить», от доля – «часть, участь». Первоначально – «получить свою долю». Слово забастовка , появившееся в России в конце XVIII в., пришло из Италии сначала как термин карточной игры – отказ продолжать игру, имеет корень basta – «хватит».

Порой люди создают ложные объяснения происхождения слов: пиджак – спинжак (надевается на спину), скопидом «человек, бережливый до скупости», – скупидом . Такие смешные и неправильные объяснения ученые называют «народной этимологией».

Упражнения

1. Вставьте безударные гласные:

    инт_ллект, опт_мизм, в_теран, ман_фест, ор_гинальный, ун_в_рситет;

    ф_нтазия, апл_дисменты, акв_рель, ант_гонизм, к_нфликт, прогн_зировать;

    атр_бут, д_летант, абон_мент, прив_легия, д_ликатес, пр_оритет;

    тр_диция, к_мпаньон, иде_логия, п_триотизм, пр_паганда, пл_гиат.

2. Вставьте пропущенные буквы, определив происхождение слова :

п_тух, к_сель, м_теж, кл_вета, п_сец (пушной зверь), к_лея, подч_нить, к_пыто, исц_лить, п_явка, к_стыль, покр_витель, ч_рнила, п_ломник, соз_рцать, пр_стыня, б_лье.

(Подсказки : петь, кислый/киснуть, мять, клев (клевать – задевать, задирать кого-то, оговаривать), пес, коло «колесо» (околица), чин – «порядок», «должность, звание», копать – «бить, ударять», целый, пить, кость, кров, черный, пальма: паломники возвращались из святых мест с пальмовыми ветками; зеркало; простой: простыня – из простого полотна, белый).

3. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные проверяются ударением?

1) ум_лчание, возр_ждение, д_ректива;
2) ч_стопородный, м_рщинистый, х_реографический;
3) вл_стелин, просв_щение, з_млетр_сение;
4) оп_лчение, прив_легия, препод_ватель.

Ответ: 3.

4. Какой ряд целиком состоит из слов, в которых пропущенные безударные гласные не проверяются ударением?

1) увл_кательный, оч_рование, обв_р_жительный;
2) в_негрет, инт_лл_генция, д_летант;
3) н_гилист, тр_диция, просл_влять;
4) пап_ротник, ст_рожил города, недос_гаемый.

Ответ: 2.

Чередование гласных в корне

Помимо корней с безударными гласными, проверяемыми ударением, и с теми, которые проверить нельзя, существуют корни с различными чередованиями гласных.

Чередование гласных и /е в корне

Как видно из таблицы, корней, в которых и чередуется с е , всего девять . При этом в корне пишется и перед суффиксом -а- .

Корни с чередующимися гласными надо выучить , чтобы не возникало соблазна в противоречащих друг другу проверках. Например, слово затираю , казалось бы, можно проверить словами протер и протирка , а слово стелить – стелет и подстилка . Какой же образец выбрать для проверки? Никакой !

Противопоставление е и и в корнях глаголов, как правило, соответствует противопоставлению совершенного и несовершенного вида: умереть – умирать, затереть – затирать, выжечь – выжигать, расстелить – расстилать, обдеру – обдираю .

Это чередование гласных является очень древним, оно относится еще к праславянскому периоду и встречается во всех славянских языках. В отдельных корнях до сих пор сохранились четыре ступени чередования – е – и – о – ноль звука: соберу – собирать – сбор – брать ; умереть – умирать – мор – мрут . Слова с о в корне «оторвались» от родного гнезда и воспринимаются как отдельные лексемы. Они обросли уже своими словообразовательными гнездами: сбор – сборище – сборник – собор – соборный – соборность .

Упражнения

1. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только и.

1) Проб_рались, ум_реть, ст_раный.
2) Заж_гать, бл_стательный, оп_раясь.
3) Пост_лю, отч_тал, сд_раем.

Ответ: 2.

2. Определите, в какой строке на месте пропусков должно быть только е.

1) Бл_снула, не прид_райся, выж_г.
2) Уст_лаю, соч_тание, зам_рать.
3) Зап_реть, соб_рутся, выт_рли.

Ответ: 3.

3. Распределите слова в два столбика: один с и в корне, другой – с е .

Соб_ратель, расст_латься, п_рила, обж_гающий, словосоч_тание, раст_реть, оп_раться, разд_раемый, обт_рание, заст_лить, ст_реть, выб_рут, изб_рательная (кампания), прост_раться,пост_рать (белье), бл_стательный, бл_снуть, выж_чь, оп_реться, заст_лить.

4. Распределите слова в два столбика: в один поместите слова с чередующимися корнями, а в другой – с корнями, проверяемыми ударением .

Зам_реть, ум_рать, изм_рять, см_ренный (мирный, покорный), усм_рять, обм_реть, отм_рающие (обычаи), см_риться, прим_рявший (костюм), прич_тать (плакать), ч_тальный зал, выч_ты, выч_тать рукопись (проверить), рассч_тать, ч_тательский, сосч_тать.

Ответ:

чередующиеся корни: замереть, умирать, обмереть, отмирающие, причитать, вычеты, рассчитать, сосчитать ;

проверяемые ударением корни: измерять – мера, смиренный – мир, усмирять – мир, обмерять – мерка, смириться – мир, примерявший – примерка, читальный, вычитать (рукопись), читательский – прочитанный, читка .

Чередование гласных о/а в корне

Корни с подобным чередованием делятся на несколько групп.

1. Правописание корня зависит от ударения. В тех гласных, которые стоят под ударением, ошибиться невозможно. Поэтому следует запоминать только безударные корни.

2. Правописание корня зависит от суффикса -а-.

3. Правописание корня зависит от последующей согласной.

К этому же случаю – зависимость от последующей согласной – можно отнести и корни -лаг- – -лож-.

4. Правописание корня в зависимости от смысла.

Распознавать корни -равн-/-ровн - бывает трудно, поскольку их значения часто близки. Исторически они означали одно и тоже, но корень -ровн - исконно русский, а -равн - по происхождению старославянский. Наиболее частотные слова с этими корнями следует просто выучить.

Чередование в корне -плов -/-плав -/-плыв - не подчиняется никаким правилам. Мы пишем пловец, пловчиха , но плавучесть, плавучий;

ы – в словах плывуны, плывущий, плывя .

Существует еще одно важное чередование.

Ударное а или я в безударном положении чередуется с -им или -ин :

нача ть – начин ать; приня ть – приним ать, поня ть – поним ать, сня ть – сним ать, сжа ть -сжим ать. При этом правописание -им , -ин , как видно из примеров, связано с последующим суффиксом -а- .

Упражнения

I.В каких словах надо вставить а?

1) З_рница;
2) благотв_рительный;
3) обг_релый;
4) к_сательная;
5) оз_рить.

Ответ: 1, 4, 5.

II. В каких словах надо вставить о ?

1) Прик_сновение;
2) прекл_няться (перед авторитетом);
3) утв_рь (домашняя);
4) разг_раться;
5) отв_рить (темницу).

Ответ: 1, 2, 4, 5

III. а ?

1) Р_стительность;
2) распол_жение;
3) неприк_саемый;
4) выск_чка;
5) сл_гаемые;
6) пром_кательная бумага;
7) попл_вки удочек;
8) р_внинный ландшафт;
9) обм_кнуть перо в чернильницу;
10) ср_внительный оборот.

Ответ: 1, 3, 5, 7, 8, 9, 10.

IV. В каких словах надо вставить о ?

1) Водор_сли;
2) подр_стковый;
3) изл_гались;
4) ск_калка;
5) выр_щенный;
6) знаменитый пл_вец;
7) непром_каемый плащ;
8) квадратное ур_внение;
9) пропл_вавшие корабли;
10) место пор_внее.

Ответ: 1, 2, 6, 7, 10.

V. Вставьте пропущенные буквы, обозначьте корни.

Синее безобл_чное небо, г_рячее солнце, шумящее Эгейское море с белыми гр_бешками волн, которых сл_гка к_саются прол_тающие чайки. Из волн подн_маются ск_листые б_р_га, изрезанные глубокими бухтами. Вд_ли б_леют снежные в_ршины гор, оз_ряемые к_сыми лучами солнца. Т_кова Греция – родина древних г_роев. Всю стр_ну перес_кают горные хр_бты. В ст_родавние вр_мена по склонам их шумели прохладные л_са с пышной р_стительностью. У п_дножия гор л_са см_нялись рощами с_р_бристых м_слин и т_мнеющих лавров. Между горными хр_бтами бл_стали светлые излучины рек, бл_гоухали д_лины.
Кустарники и травы п_стрели з_л_тистыми и пурпурными цв_тами, которые подн_мали к солнцу свои г_ловки. Теплый ветер разн_сил по р_внине, расст_лающейся между морем и горами, обл_ка цв_точной пыли.

Правописание букв безударных гласных, проверяемых ударением, является одной из самых сложных тем школьной программы по русскому языку.

Казалось бы, это одно из самых простых орфографических правил! Ведь что может быть проще: определил по опознавательному признаку (безударный гласный в корне) «опасное» место, подобрал проверочное слово с сильной позицией искомого звука - и… пиши без ошибки; не получилось подобрать проверочное - нашёл слово в словаре, и… порядок!!! Однако ошибки на правописание безударных гласных в корне - самые распространённые ошибки в письменных работах, как младших школьников, так и выпускников.

Оправданий такому положению можно найти немало: это и снижение интереса к чтению, но ошибки в написании безударных гласных в корне присутствуют и в работах начитанных учеников, которые переживают за уровень своей грамотности и знают любое правило, и бедность словаря учащихся, и безразличие к качеству собственной устной и письменной речи, и незнание элементарных правил, и снижение речевой культуры общества…

Навыки грамотного письма относятся к числу сложнейших. Одна из главных причин низкой грамотности учащихся - в нацеленности на знание правил, а не на их применение. Над проблемой применения правил и успешного формирования умений и навыков работало не одно поколение методистов, учителей, учёных-психологов.

По-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

Высокий уровень грамотности достигается не просто за счёт хорошего знания правил русского языка, а в результате формирования автоматизма при их применении, когда собственно знания оттесняются в область бессознательного, а грамотное письмо превращается в навык , то есть ставшее привычным, осуществляемое без контроля сознания действие. При этом по-настоящему грамотный человек не только «автоматически» пишет без ошибок, но и умеет в сложных ситуациях проверять себя с помощью «опорных вопросов и подсказок», словарей и справочников.

Д.Н. Богословский в книге «Психология усвоения орфографии» показывает, что быстрейшему пониманию и освоению учебного материала «способствует создание целенаправленной чёткой системы универсальных учебных действий, умственных приемов, обеспечивающих сознательность действий ученика - алгоритма».

Алгоритм - это схема, модель умственных действий, указывающая ряд последовательных операций, которые непременно приведут к правильному результату. Навык, полученный при выполнении упражнений с использованием такой модели, оказывается более прочным и надёжным.

Как же довести до «автоматизма» процесс выбора безошибочного написания проверяемых и непроверяемых безударных гласных корня?

Как утверждает Д.Н. Богоявленский, «алгоритм действий ученика начинается с определения опознавательного признака».

Все правила русской орфографии сгруппированы по опознавательному признаку.

Возьмём безударный гласный - опознавательный признак орфограммы.

    Если в слове имеется безударный гласный, то прежде всего необходимо установить, в какой части слова он находится.

    Если безударный гласный находится в корне, то надо решить, какой это безударный гласный: проверяемый или непроверяемый.

    Если безударный гласный является проверяемым, то надо изменить слово или надо взять однокоренное слово, где безударный гласный окажется под ударением.

    Если безударный гласный непроверяемый, то слово нужно найти в орфографическом словаре и запомнить. Это алгоритм наших действий.


М.Г. Львов выделял шесть этапов, которые должен пройти школьник, решая орфографические задачи:

  1. Увидеть орфограмму в слове.
  2. Определить её вид.
  3. Определить способ решения задачи в зависимости от вида орфограммы.
  4. Определить шаги, ступени решения и их последовательность, т.е. составить алгоритм решения.
  5. Решить задачу, т.е. выполнить последовательные действия по алгоритму.
  6. Написать слово в соответствии с решением задачи и осуществить проверку.
  7. При точном соблюдении шагов алгоритм всегда приведёт к правильному решению.

Алгоритм проверки безударной гласной корня

1 шаг. Найди в слове корень.

2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный.

3 шаг. Измени слово или подбери родственное.

4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо писать корень.

Проговори отчётливо. Напиши. Проверь написанное.

Вроде бы, всё очень просто! Но давайте рассмотрим, какими знаниями и умениями должен владеть ученик, чтобы справиться со всеми «операциями», указанными в алгоритме.

На письме. Во-первых, нужно определить в слове ударение; затем определить корень и подобрать ряд однокоренных слов, выделить корень и букву безударного гласного; подобрать проверочное слово (состоящее из одного корня или однокоренное с ударением в корне), отметив в нем ударение; записать проверочное слово перед тем, в корне которого имеются проверяемый безударный гласный;

При устном объяснении учащийся должен строить рассуждение по схемам (алгоритм):

В слове «вода» безударный гласный в корне - это проверяемый безударный гласный. Проверочное слово «воды». Пока не будут выработаны все необходимые умения, страх перед написанием останется, а он, как известно, «блокирует» выполнение «операций» алгоритма.

Чтобы преодолеть это обстоятельство, необходимо, чтобы у учащихся возникали прочные подсознательные связи между значением, строением и написанием слова. Только в том случае возможно грамотное письмо. Как этого добиться?

Конечно, чудодейственных методов, которые позволили бы научить всех и сразу, нет. Но использование ряда традиционных приёмов в сочетании с новыми подходами в обучении позволяет добиваться повышения грамотности учащихся, сокращения количества ошибок на правописание безударных гласных корня.

Один из таких приёмов - группировка способов проверки орфограммы, и кропотливая систематическая работа, постоянный тренинг по предупреждению ошибок, расширению активного словаря.


Я считаю, если ученик чётко знает конкретные способы проверки орфограммы - проще выйти из затруднений. Поэтому я подбираю задания, используя конкретный материал урока, провожу устную работу или письменную, диктант с карточками, или выборочный диктант, комментированное письмо, работу с деформированным текстом. Часто использую материал из «Банка открытых заданий НИКО ».

Я сгруппировала способы проверки написания безударных гласных в корне слова. У меня получилось 13 групп. При знакомстве с этими способами, ребята наглядно видят, как можно подбирать проверочные слова и запоминают способы проверки. Постепенно мы с ребятами знакомимся с этими способами, а помогает нам в этом тетрадь - тренажёр.

Залог успеха - постоянный тренинг.

Безударные гласные, проверяемые ударением.

п/п

Способ проверки

Примеры

Слово во множественном числе замени словом в единственном числе.

М…ря, п…ля, пл…ды, д…ма, д…ла, х…лода, гр…чи, н…ж, м…ха, цв…та, гр…бы, р…ды, са…ды, сл…ды, сл…ва, к…ты, сл…ны, л…са, р…га, х…лмы, кр…ты, дв…ры, гр…чи, д…ньки, ч…жи, ч…сы, зв…рьки, …зёра, шм…ли, б…бры, ш…рфы, г…рб, кр…я, х…рьки.

Слово в единственном числе замени словом во множественном числе.

Ч…сло, ...кно, з…ма, стр…ла, св…ча, ст…на, р…са, св…нья, п…ро, р…ка, ст…на, дл…на, пл…чо, к…за, гр…за, тр…па, г…ра, н…га, з…мля, тр…ва, в…да.

Слово с безударной гласной проверь словом, состоящим из корня.

К…рмить, с…лить, б…леть, с…рить, св…тить, ст…нать, ш…гать, св…стеть, кр…чать, нар…дились, д…рить, уг…стить, н…чевать, гр…знить, сн…га, ст…на, к…рмушка, б…льница, ст…ловая, г…стиница, л…нтяй, л…сток, б…йцы, сн…говик, т…шина, к…фейник, св…стун, ц…почка, гр…бок, д…тишки,в…щица, св…тает, н…беса.

Слово, обозначающее предмет, проверь родственным словом, обозначающим признак предмета.

Б…лизна, ж…лтизна, н…визна, т…мнота, д…брота, т…шина, хр…брец, м…лыши, вр…дитель, дл…на, д…тишки, см…льчак, сн…жинка, б…дняга, ч…рнота.

Слово, обозначающее признак предмета, проверь родственным словом, обозначающим предмет.

С…сновые деревья, м…рская волна, ст…льной обруч, д…ждливая осень, з…лёная трава, в…здушные шары, сп…ртивные успехи, л…сные жители, …сенняя погода, зв…риные следы, стр…ительная пл…щадка, цв…тные карандаши, п…лезный совет, б…говая дорожка, в…шнёвое варенье, л…нивый ученик, кл…новый листок,скр…пучая дверь, л…довый дворец, ц…нтральная улица, з…ркальная поверхность, сч…стливый случай, жур…влиный крик, к…менистый берег, гл…зной врач, …довитый гриб, спр…ведливый человек, ш…рстяные носки, б…говая дорожка.

Слово с безударной гласной проверь родственным ласковым словом.

Пт…нец, п…тно, к…за, д…жди, тр…ва, д…ма, к…ты, л…сты, зм…я, гл…зной, тр…па, сл…ны, л...цо, м…чи, гр…да, сп…на, л…са, з…ма, зв…зда, к…зёл, …сёл, к…вёр, тр…ва, лош…дь.

Слово, обозначающее действие предмета, проверь словом, обозначающим признак предмета.

Пл…тить, кр…снеть, с…нел, з…мовал, т…мнел, ч…рнеет, ск…льзят, т…плеет.

Слово, обозначающее действие предмета, проверь словом, обозначающим предмет.

Сп…шить, гл…дит, см…треть, зап…щать, к…чать, т…нцевать, пл…сать, зв…нить, б…жать, г…ревать, ст…нать, см…треть, св…стеть, охр…нять, поб…дить, под…рить, др…жал, п…лить, д…рить, уг…сть, п…щать, св…стит, дов…рять, св…тает.

Слово, отвечающее на вопрос что делал? Проверь словом, отвечающим на вопрос что делает?

Ск…кал, бр…дил, н…сил, д…рил, д…ржал,мп…лил, т…нул, ц…нил, хв…лил, т…чил, в…зил, к…тался, пл…сал, к…тил, см…трел, пл…тил, св…тил, т…птал, в..зал, х…дил, х…тел, т…пил,к…сил.

10.

Слово с буквой Е проверь буквой Ё.

Т…мнеть, т…мнота, т…плеть, т..пло, ч…рнеть, ч…рнота, ж…лтеть, ж…лтизн, зв…зда, оз…ро, в…сло, ст..кло, в…дро, с…ло, м...тла, п..ро

11.

Слово, отвечающее на вопрос что делает? Проверь словом, отвечающим на вопрос что делал?

Ж…вёт, в…зёт, м…тёт, пл…тё, в..дёт, н…сёт, т…чёт.

12.

Слово, отвечающее на вопрос что делал? Проверь словом, отвечающим на вопрос что сделает?

Пр…сил, т…щил, т…нул (о или а), од..ржал, см…трел, п…сал, т…нул (и, я, е), ут…шал, пр…сил.

13.

Правописание слов с двумя безударными гласными в корне.

Подбери к словам по два проверочных слова.

Ст…р…на, м …л…дой, б…р…да, п…л…са, м…л…ток, г…л…ва, в…л…сок, к…л…сок, з…л…нел, в…с….ло, ст…б…лёк, к…р…шок, в…ч…реет, д…р…вянный, х…л…да, ст…р…жить, з…л…той, ст…р…на.

Особое внимание я обращаю на слова с двумя безударными гласными в корне. Обозначением двух безударных гласных в корне слова связано в основном с написанием буквосочетаний -оро-, -оло-, -еле-, -ере- .

При объяснении этого материала необходимо показать, как пользоваться для проверки таких написаний уже известными способами. А для того, чтобы легче было их запомнить, я наиболее употребительные из них сгруппировала по буквосочетаниям, а затем вводила в упражнения;

голова борода берегу зеленеть

золотой города береговой пелена

молоко воробей черепаха шелестеть

молоток воротник середина

молодой сторона

Таким образом, в процессе сознательного формирования правописания букв безударных гласных, ученик получает в свое распоряжение четкие способы их проверки.


Многие дети не очень охотно выполняют задание учебника, плохо запоминают правила, не проявляют интереса к уроку. Чтобы предотвратить это, я использую на уроке рифмовки, стихотворные упражнения по орфографии. Приведу пример таких упражнений.

1) Если буква гласная

Вызвала сомнение,

Ты её немедленно

Поставь под ударение.

2) Безударный хитрый гласный:

Слышим мы его прекрасно,

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный ставь под ударенье

Чтоб развеять все сомненья!

3) Сосна, вода, дела, трава -

Проверить надо все слова.

Безударный гласный -

Стоп!

Писать опасно!

Слуху вы не доверяйте -

Удареньем проверяйте:

Сосны, воды, травы, дело,

А теперь пишите смело.

4) Село, гнездо, сосна, весна -

Одна из гласных не ясна.

Не верь таким словам на слух,

Коль есть в них безударный звук.

Ты в них число лишь измени,

Подскажут гласную они:

Сёла, гнёзда, вёсны

И, конечно, сосны.

5) Гряда, цена, скала, весна.

Коза, стрела, стена, сосна,

Места, земля, столяр, сова -

Проверить надо все слова.

Ты будь внимательным, мой друг:

В словах есть безударный звук,

Поставь его под ударенье,

Потом пиши стихотворенье.

6) Речной, лесной, гористый,

Морской, родной, лесистый.

Проверь слова, да не спеши,

Красиво, грамотно спиши.

По собственному опыту могу сказать, что использование подобных рифмованных упражнений в сочетании с заданиями учебника и другими дидактическими материалами способствует более успешному овладению детьми орфографическими навыками.

В процессе таких упражнений формируется у учащихся умение не только «видеть», но и «слышать» орфограмму.

Я считаю, что научить ребенка грамотно писать - значит научить думать над языком, а не заучивать десятки правил и определений, научить слышать и видеть орфограммы и знать, как найти способ её проверки.