Презентация по литературе на тему: М.Лермонтов. Поэма «Мцыри»

Презентация была подготовлена к открытому уроку по теме : «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного произведения). Основная задача этой презентации - показать необычную, мужественную, свободолюбивую натуру главного героя, заставить ребят прочувствовать позицию автора, его отношение к своему герою, раскрыть лермонтовское понимание идеального героя, учить решать проблемные вопросы. Наконец, объяснить, в чём необычная притягательность героев Лермонтова, почему произведения поэта актуальны и в наше время.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Открытый урок на тему: «Для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы?» М.Ю. Лермонтов.«Мцыри» (Отработка элементов анализа художественного текста) Подготовила учитель русского языка и литературы МКОУ СОШ №3 Нефтекумского муниципального района Ставропольского края Мусакадиева Анжела Абдулаевна

Эпиграф урока: Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! В. Г. Белинский Я мало жил, и жил в плену. Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б мог. М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Цели урока: 1. Дать характеристику Мцыри, проникнуть в замысел автора, выявить способы раскрытия образа главного героя поэмы. 2. Отработка элементов анализа художественного текста. 3. Подготовка к сочинению по теме «Каким я вижу Мцыри?»

Основной вопрос урока: В чём загадка Мцыри?

Проблемный вопрос Может ли человек распоряжаться своей жизнью и иметь право на свободу, даже если она несет гибель?

История создания поэмы Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри

Смысл эпиграфа «Вкушая, вкусих мало мёда, и се аз умираю»

Жанр поэмы 1.Смысл названия поэмы «Мцыри». 2.Тема и идея произведения. 3.Сюжет и композиция поэмы. 4. Вывод.

Психологический портрет Мцыри 1.Монолог Мцыри -исповедь или диалог-спор? 2. Каково отношение автора к своему герою? 3. Проанализировать поэму и ответить на поставленные вопросы.

Бой с барсом Какие качества Мцыри проявляются в битве с барсом? Какими сравнениями подчёркивает поэт близость своего героя природе? Найдите цитаты, подтверждающие, что этот эпизод- гимн силе, мужеству.

Отношение автора к герою через описание природы 1.Что увидел Мцыри на воле? 2.Как понимают автор и его герой, что такое счастье? 3.Какими языковыми средствами раскрывается гармоничность отношений между героем и силами природы?

МОНАСТЫРЬ Мцыри упрекает Бога за то, что дал вместо Родины тюрьму - тема узничества: ограничение передвижения, надзиратели, отсутствие борьбы, отказ от любых проявлений жизни, жизнь против законов природы. Символы: река (граница жизни и смерти), рыба в христианстве символ Христа, таинства крещения). Единение с природой Имя как выражение индивидуаль-ности Родина, родной аул, отец и мать, сёстры Любовь Сражения и битвы

В чём смысл жизни В чём смысл жизни у монахов у Мцыри Идеал – покой, Самоотречение ради служения высшей идее, отказ от радостей земного бытия во имя вечного счастья Испытывать радость встречи с бурей, грозой Ему нужны препятствия Не покой, а тревоги и битвы, Смысл жизни в блаженстве вольности

Синквейн Мцыри. Гордый и сильный. Страдает, борется, побеждает. Герой жаждет счастья и жизни. Идеал поэта.

Исповедь – покаяние в грехах перед священником; откровенное признание в чём – нибудь; сообщение своих мыслей, взглядов В каком значении, по – вашему, употреблено это слово в поэме?

Как природа помогает раскрыть образ Мцыри? (Три дня дали герою новый прилив сил, отдых, утоляет жажду, дарит встречу с девушкой)

В сцене с барсом показан прообраз общества, о котором мечтал Лермонтов. Здесь мужеству должно противостоять мужество, здесь нет коварства и хитрости

… прекрасна ли земля. … для воли иль тюрьмы На этот свет родимся мы? Как на этот вопрос отвечают Мцыри и Лермонтов?

Дата :

Класс : 9 «А»

Предмет : русская литература

Тема: Поэма «Мцыри». Образ гордого и непокорного юноши в поэме. «В чём загадка Мцыри?»

Тип урока: закрепление

Цели : 1) проанализировать поэму, раскрыть особенности характера главного героя, выяснив способы изображения образа главного героя поэмы, организовать деятельность учащихся по обобщению и систематизации знаний в рамках темы; уметь выделять черты романтизма в произведении; 2) развивать навыки аналитической работы с текстом, умение строить монологическое высказывание, сопоставлять, делать собственные выводы; развивать навыки выразительного чтения лиро-эпического произведения; закрепить навыки рассуждения на литературную тему; уметь работать в группе; 3) воспитывать самостоятельность мышления, работоспособность, потребность образно выражать свои мысли; воспитание свободолюбивой личности.

Методические приемы : сообщение уч-ся, проблемное изложение, беседа, исследование в группах, анализ текста, самостоятельная работа.

Оборудование : портрет Лермонтова, эпиграф к уроку, листы оценивания, раздаточный материал, иллюстрации к поэме, аудиозапись «Бой с барсом», видеоролик «Кавказ» с записью грузинской народной мелодии, конверты с высказываниями критиков, схема «Фишбоун», сравнительная таблица (её заполнение).

Ход урока

I . Орг.момент. Приветствие. Психологический настрой на урок.

Тренинг «Добрые пожелания»

Ребята, давайте подумаем, что мы могли бы пожелать друг другу, чтобы работа на уроке была плодотворной. Я вам желаю оптимизма и взаимной поддержки.

Команды дарят пожелания друг другу.

I I . Постановка учебной задачи
Учитель (под тихую грузинскую музыку) : М.Ю.Лермонтов – гениальный поэт, художник, офицер, удивительный певец грусти, романтик и патриот. Он открыл миру красоты Кавказа, всматриваясь в него зорким взглядом гениального поэта и замечательного художника.

Говоря о Лермонтове, Белинский отмечал, что поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу.

Кавказ был колыбелью его поэзии, также, как он был колыбелью поэзии А.С.Пушкина. И после Пушкина никто так поэтически не отблагодарил Кавказ, как Лермонтов. Здесь наиболее полно раскрылся его творческий потенциал. «Герой нашего времени», «Демон», «Кавказ», «Обрыв», «Ашик Кериб», «Мцыри».

Однако с этим краем связаны и грустные воспоминания поэта. Так случилось, что на Кавказе Лермонтов побывал несколько раз: сначала - лечился, потом оказался не по своей воле. Вспомните стихотворение «Тучи» - тяжело расставаться с Родиной, близкими. Романтическая поэма «Мцыри» также наполнена тоской по родине, жаждой жизни, свободы.

Оглашение темы урока «В чем загадка Мцыри?» по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри». (Слайд 1). Чтение эпиграфа (Слайд 2).

Я мало жил, и жил в плену.
Таких две жизни за одну,
Но только полную тревог,
Я променял бы, если б смог.

М.Ю. Лермонтов «Мцыри»

Кому из героев принадлежат эти строки? Почему они взяты эпиграфом к уроку? (В них заключена основная идея произведения – борьба за свободу. В них заключается смысл жизни для Мцыри. А значит помогут раскрыть тему урока).

Какой основной вопрос урока? (Слайд 3). Какие задачи мы поставим к уроку?

(Проанализировать поэму, раскрыть образ лермонтовского Мцыри, узнать, в чём его загадка?)

На ваших партах лежат конверты с именами литературных критиков . Откроем их мы лишь в конце урока. Описав образ Мцыри, мы сравним наши мнения с мнением известных критиков о нем. Посмотрим, совпадут ли они.

Учителем оговаривается лист оценивания. Лист оценивания

ФИ уч-ся

Д\з

Исследование жизни Мцыри.

Работа в группах.

Эссе

Итог

Всего баллов

Оценка

Максимальный балл

13-15

9-12

III . Проверка д\з. Актуализация знаний по теме.

1. Сообщение учащегося (опережающее задание). Храм Джвари, где проживал лермонтовский Мцыри (слайд 4). История создания поэмы . Предполагают, что Лермонтов, странствуя в 1837 г. (во время первой ссылки) по старой Военно - Грузинской дороге, наткнулся в Мцхете на одинокого монаха. Лермонтов узнал от него, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал его вез с собою и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал и делал попытки к бегству в горы. Последствием одной такой попытки была долгая болезнь, приведшая его на край могилы. Излечившись, дикарь угомонился и остался в монастыре, где особенно привязался к старику монаху.

Проблемный вопрос: Почему М.Ю.Лермонтов изменил первоначальное название произведения “Бэри” (с грузинского – монах) на “Мцыри” (послушник, неслужащий монах, пришелец, чужеземец)?

- Форма повествования произведения? (слайд 5). Что такое исповедь?

2. Соотнести композиционные элементы произведений с главами поэмы:

экспозиция (1 - 2 главы, о чем узнаем?);

завязка (конец 2 главы - побег Мцыри);

развитие действия (3 - 16 главы - подъем, 19 - 23 главы - спад);

кульминация (17 - 18 главы - битва с барсом);

развязка (24, 25 главы; 26 глава - завещание героя).

Взаимопроверка группами. Обсуждение.

3. Нарисовать иллюстрации к основным событиям поэмы (вывешиваются в начале урока на доску).

IV . Изучение темы урока. Стадия «Осмысление».

1. Определение поэмы как романтической.

Учитель: Сегодня мы поведём разговор о сложном типе человеческого характера, который появился в XIX веке, - романтическом характере. Романтический герой – личность сильная, сложная, страстная, внутренний мир её необычайно глубок, бесконечен; это целая вселенная, полная противоречий.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать Мцыри романтическим героем? (Да. Герой – сложная, противоречивая натура, страстная, героическая, сильная духом, находится в постоянной конфронтации с внешним миром, в котором обречена жить).

2. Исследование жизни Мцыри. Мцыри в монастыре и Мцыри на свободе. Работа в группах на постерах (раздаточный материал).

Как сложился жизненный путь нашего героя? Можно ли говорить, что он распался на 2 части? Почему? --- Давайте исследуем жизненный путь нашего героя. Для чего? (Раскрыть его образ, ответить на вопрос урока). Исследование будет проходить в группах по темам: «Мцыри в монастыре» и «Мцыри на свободе»

Вспомним правила работы в группах. Совместное выведение и запись на доске.

Учитель кратко знакомит с перечнем заданий в группах.

Определим критерии оценивания будущих работ (уч-ся выводят критерии, рассматривая задания в раздаточном материале).

1.Развернутые ответы на вопросы.

2.Подтверждение ответов текстом.

3. Совместная работа.

4. Соблюдение регламента времени.

5. Творческое оформление работы.

Выступления групп (критериальное оценивание и выставление баллов в листах оценивания + формативное оценивание: 2 звезды и пожелание).

Учитель : Основа поэмы «Мцыри» - романтическая концепция двух миров. Один из них чужд герою, это «мир келий душных и молитв» (монастырь), где он, как ему кажется, томится в плену, второй мир - это
...чудный мир тревог и битв, Где в тучах прячутся скалы, Где люди вольны, как орлы. Эти два мира не могут соединиться. И чем сильнее отрицание плена, несвободы, тем непреклонней порыв героя к «чудному миру», созданному его мятежным воображением.

1 группа. Жизнь в монастыре (Слайд 6).

1) Как проходила жизнь Мцыри в монастыре? Каков был характер и мечты юноши-послушника? Соответствуют ли они условиям жизни, в которых вынужден жить молодой послушник? Заполните таблицу в сопоставлении . Свои ответы подтвердите текстом .

Чего желает душа?

пленение и пребывание в «серых стенах» монастыря

Смирение, пассивность
Боязнь потрясений и бурь
Отказ от земных радостей
Жалкое упование на рай небесный

Жажда бури, тревог, битвы, борьбы
Тяга к свободе, к сильным и вольным людям
Глубоко поэтическое восприятие природы и красоты
Стремление к радостям и страданиям земной жизни, протест против церковного и всякого иного рабства

Сделайте вывод. «Но после к плену он привык»… Если привык, то зачем бежать? Почему бунт Мцыри был неизбежен? (Плен, несвобода - это состояние противоестественное, далекое от природы. Бунт Мцыри можно рассматривать как бунт самой природы, рождающей человека свободным. Обстоятельства способны подавить человека, унизить его, но не могут отнять у него самого права протестовать против тягостных, противных его душе условий жизни в монастыре).

2) Сформулируйте тему «Мцыри» (изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю).

3) Составьте синквейн

Мцыри

Свободолюбивый, угнетенный,

Страдает, мечтает, протестует,

Романтический герой.

Учитель : Уже в монастыре мы видим Мцыри сильным и гордым юношей, одержимым страстью – лю-бовью к родине и свободе. Но тогда он сам много не знал о себе, так как только настоящая жизнь проверяет человека и показывает, что он собой представляет. Что же узнал Мцыри о себе, очутившись на свободе?

2 группа. «Побег Мцыри, 3 дня свободы» (Слайд 7).

Для этого воспользуемся диаграммой «Фишбоун» (рыбья кость). В голову вписывается проблема для обсуждения: что, кроме смертельной раны, приобрел Мцыри за три «блаженных» дня? « Что бесполезно столько дней терпел, страдал, и все зачем?"

На нижних «косточках» группа выписывает цитаты из текста (Что видел Мцыри на свободе?) в качестве аргументов, а на верхних «косточках» - причины, т.е. черты характера, которые открыл в себе Мцыри (См. приложение 1). После окончания работы и обсуждения делается вывод.

2) Какие художественные приёмы использует автор в описании жизни Мцыри на свободе? (Приведите примеры). С какой целью? (Раскрыть характер Мцыри).

3) Сформулируйте идею поэмы (Поэт прославляет борьбу за свободу, подвиг, мятеж, силу характера и непримиримость. Своим героизмом, неудержимым стремлением к цели, беспокойством, жаждой борьбы, яркостью чувств Мцыри близок Лермонтову).

3) Составьте синквейн к образу героя в этот период жизни. Пример.

Мцыри

Мятежный, смелый,

Любит, борется, торжествует

Стремится увидеть родину, слиться с природой-

Романтический герой.

3. Центральный эпизод поэмы - бой с барсом. ТСО. Это кульминация трех «вольных» дней героя. Прослушаем отрывок из поэмы «Бой с Барсом». Иллюстрация (слайд 8).
1) Почему Мцыри вступает в схватку с барсом? (В нем проснулось желание доказать свою принадле-жность к «могучему духу» предков, проверить себя, свою силу, волю, достоин ли он доблести отцов).


2) Какие чувства испытывает юноша в схватке со зверем? (Напряжение сил, упоение открытой и честной борьбой, полное слияние с природой, радость и торжество победы.)

4. Создание проблемных ситуаций : постановка проблемных вопросов. Написание эссе (Слайд 11). Авторский стул.

1 группа. Своей добротой и удушливой заботой монахи разрушили жизнь человека? Есть ли чёткая грань между добром и злом? Когда добро может обернуться злом?

2 группа . Зачем человек живёт на земле? Что значит жить для Мцыри? Что значит жить для вас? (Находиться в постоянном поиске, тревоге, бороться, побеждать, любить, видеть своих родных, иметь дом, узнавать себя)

(Самостоятельная работа сопровождается тихой музыкой).

V . Выставление оценок (по листам оценивания).

Подведение итогов урока.

1. Возвращение к вопросу урока.

Какие мы ставили цели к уроку? Удалось ли нам раскрыть образ Мцыри?

Сделайте вывод: В чём особенность лермонтовского Мцыри? В чём его загадка? Почему на протяжении многих десятилетий он будоражит и волнует чувства читателей? (1 мин. письм. инд. раб.)

(В центре поэмы Мцыри не разочарованный индивидуалист, а сильный человек, жаждущий счастья и жизни. В поэме утверждается необходимость свободы для человека и отрицание рабства и смирения.)

2. Цитирование высказываний критиков о поэме Лермонтова.

А теперь откроем конверты. (Читают уч-ся.) Цитаты на доске также.

Белинский В.Г .…Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственною мощью.

Максимов Д.Е. Мцыри – высокий мятежный герой, ищущий пути из своего заточения на родину, в мир цельного бытия, свободы, борьбы и любви.

- Близки ли ваши характеристики главного героя поэмы к мнению критиков?

VI . Рефлексия «Дерево настроения»
- Какое настроение у вас после урока? У вас в руках по 3 яблока-стикера разного цвета. Наклейте стикеры на «Дерево настроения»:

Розовый стикер - отличное

Желтый стикер – хорошее

Зеленый стикер - плохое

VII . Д\з (Слайд 12).

1. Написать сочинение-эссе: «Кем стал для меня Мцыри?»

2. Выучить наизусть понравившийся отрывок из поэм.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Лермонтов пронизывает всю поэму идеей борьбы за свободу, протестом против сковывающих человеческую личность общественных условий. Счастье жизни для Мцыри в борьбе за поставленную им себе цель - обрести родину и свободу. Чтобы подчеркнуть эту целеустремлённость Мцыри, его верность до конца своей «пламенной страсти» к свободе, Лермонтов изменил историю жизни старика-монаха, положенную в основу сюжета поэмы: Мцыри умирает, потому что не может примириться с жизнью в монастыре.

3 слайд

Описание слайда:

Что вдохновило Лермонтова на создание поэмы «Мцыри»? Ещё в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. В 1830 году в незаконченной поэме «Исповедь» он рассказал о молодом испанском монахе, заключённом в монастырскую тюрьму. По своему характеру созданный здесь образ близок Мцыри. Но поэма не удовлетворила Лермонтова и осталась незаконченной. Однако замысел создать такой характер не исчез у поэта. В одной из заметок от 1831 года находим: «Написать записки молодого монаха 17 лет. С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы...»

4 слайд

Описание слайда:

Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить этот замысел. В 1837 году, странствуя по Военно-Грузинской дороге, Лермонтов в Мцхете встретил старика-монаха, который рассказал поэту историю своей жизни. Родом он горец; в детстве был взят в плен войсками генерала Ермолова. Генерал вёз его с собой, но мальчик по дороге заболел и был оставлен в монастыре на попечение монахов. Здесь он и вырос, но долго не мог привыкнуть к монастырской жизни и неоднократно пытался бежать в горы, на родину. Последствием одной из таких попыток была долгая и тяжёлая болезнь, после которой молодой горец примирился со своей судьбой и остался в монастыре.

5 слайд

Описание слайда:

Описание блужданий Мцыри в лесу в поисках пути на родину дало возможность Лермонтову насытить поэму картинами кавказской природы, которую он великолепно знал, и использовать фольклор народов Кавказа: сцена борьбы Мцыри с барсом подсказана хевсурской песней о тигре и юноше и сценой борьбы Тариэля с тигрицей из поэмы грузинского поэта Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре».

6 слайд

Описание слайда:

Тема поэмы Тема поэмы - изображение сильной, смелой, свободолюбивой личности, юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой и враждебной ему монастырской среды. Раскрывая эту основную тему, Лермонтов ставит и частные темы, представляющие различные её грани: человек и природа, связь человека с его родиной, с народом, тяжесть вынужденного одиночества и бездействия.

7 слайд

Описание слайда:

Образ Мцыри В образе Мцыри поэт выразил свои мечты о человеке-герое, который стремится к свободной жизни и способен на борьбу за неё. Отмечая родственность стремлений Мцыри и самого Лермонтова, Белинский писал: «Что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это любимый идеал нашего поэта, это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всём, что пи говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью!» Так же понял образ Мцыри и поэт Огарёв, друг Герцена. Он сказал, что Мцыри - «его (Лермонтова) самый ясный или единственный идеал».

8 слайд










Презентация о поэме «Мцыри» — Чтобы распечатать эту презентацию ее можно скачать бесплатно. Скачать презентацию

«Мцыри» — романтическая поэма Лермонтова
Из истории создания поэмы
Поэма была напечатана при жизни Лермонтова в сб. «Стихотворения М.Лермонтова» за 1840г. Написана в 1839г. В Петербурге. Первоначальное название — «Бэри» (по-грузински «монах»). Изменил первоначальный эпиграф («У каждого есть только одно отечество») на цитату из «Книги царств» («Вкушая, вкусих мало мёда и се аз умираю») – о нарушении запрета и последовавшем за ним наказании. Название тоже было изменено: «мцыри» — послушник и пришелец, чужеземец – одинокий человек, прибывший из других краёв.
Там, где, сливаяся, шумят,​
Немного лет тому назад,​
Обнявшись, будто две сестры,​
Струи Арагвы и Куры,​
Был монастырь…​
Джвари – здесь у Лермонтова родился замысел поэмы. ​
Особенности композиции и сюжета
1. Поэма состоит из вступления, краткого рассказа автора о жизни Мцыри и исповеди героя, причём порядок при изложении событий изменён.​
2. Сюжет поэмы составляют не внешние факты жизни Мцыри, а его переживания.​
3. Все события трёхдневных скитаний Мцыри показаны через его восприятие.​
4. Особенности сюжета и композиции позволяют сосредоточить внимание читателя на характере центрального героя.​
Жизнь Мцыри в монастыре
Автор не описывает монастырскую жизнь, а передаёт лишь краткие замечания Мцыри о ней. Для героя монастырь – символ неволи, тюрьма, с «сумрачными стенами» и «кельями душными», где человек бесконечно одинок. Остаться в монастыре – навсегда отказаться от свободы и родины.
​…Я мало жил, и жил ​
в плену…​
…Она мечты мои ​
звала​
От келий душных ​
и молитв…​
…Я вырос в сумрачных стенах​
Душой – дитя, судьбой – монах…​
Описание характера и мечты Мцыри
Автор не раскрывает характер мальчика, попавшего в монастырь. Он только рисует его физическую слабость и пугливость, а затем даёт несколько штрихов его поведения, и личность пленника-горца вырисовывается отчётливо. Он вынослив, горд, недоверчив, потому что в окружающих монахах видит своих врагов. Ему знакомо чувство одиночества и тоски.
И я, как жил, в земле чужой​
Умру рабом и сиротой…​

Я знал одной лишь думы власть,​
Одну – но пламенную страсть…​
Я эту страсть во тьме ночной​
Вскормил слезами и тоской…
Мцыри за три «блаженных дня» увидел и узнал:
Увидел мир, закрытый от него монастырскими стенами​
— пышные поля​
— холмы и горные хребты​
— ущелья, потоки ​
— растительность
Мцыри на воле
…О, я как брат​
обняться с бурей был бы рад!​
Глазами тучи я следил,​
Рукою молнию ловил…Мцыри ощущал свою близость с дикой природой и наслаждался ею:​
Скажи мне, что средь этих стен​
Могли бы дать вы мне взамен​
Той дружбы краткой, но живой,​
Меж бурным сердцем и грозой?
Качества раскрывшиеся в герое, оказавшемся на свободе:
Смел и бесстрашен​
Презирает смерть​
Жаждет борьбы​
Любит родину и мечтает вернуться в родные края​
Твёрдый и целеустремлённый​
Выносливый и мужественный​
Страстная и пламенная натура
Гибель Мцыри
Сияньем голубого дня ​
Упьюся я в последний раз.​
Оттуда виден и Кавказ!​
Быть может, он с своих высот​
Привет прощальный мне пришлет…​

Всего три дня Мцыри провел на свободе. И именно за это время раскрывается внутренний мир героя. Он обнаруживает в себе чувства, ранее совершенно не­знакомые ему. Юноше не удается достичь своей цели - увидеть дом родной - но даже смерть его вос­принимается как победа. Мцыри не сломили ни от­чаяние, ни страшные испытания, он до последней ми­нуты остается верен себе и своему идеалу.​
Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён.
«Мцыри» — романтическая поэма
1.Выражается мечта, идеал, противостоящий действительности.​
2.Герой – человек, враждующий с обществом или непонятый им.​
3. Лирическое преобладает над эпическим. Автор не скрывает своего сочувствия герою.

История создания Замысел поэмы «Мцыри» возник у Лермонтова еще в 1831 году. 17- летний поэт размышлял о судьбе своего ровесника, монаха, томящегося в монастыре: «Написать записки молодого монаха 17-ти лет. С детства он в монастыре; кроме священных, книг не читал. Страстная душа томится. – Идеалы…». Но поэт не мог найти для этого замысла воплощения: всё написанное до сих пор не удовлетворяло. Самое трудное заключалось в слове идеалы. Прошло восемь лет, и Лермонтов, когда ему было 25 лет, воплотил свой старый замысел в поэме Мцыри. Родной дом, отчизна, свобода, жизнь, борьба – всё соединилось в едином лучезарном созвездии и наполняет душу читателя томительной тоской мечты. Романтическая мечта создаёт нового героя, волевого и сильного, пламенного и мужественного, готового, по мнению Лермонтова, к дальнейшей борьбе.


В уста Мцыри Лермонтов вложил свои чувства и мысли. Как и Мцыри, ссыльный поэт рвался домой, подобно ему мечтал о свободе. В свое время по дороге к ссылке Лермонтов сделал остановку в древней грузинской столице Мцхете. Монах показал ему могилы грузинских царей, в том числе и Георгия XII, при котором произошло присоединение Грузии к России. Это впечатление в поэме превратилось в старика сторожа, сметающего пыль с могильных плит: Которых надпись говорит О славе прошлой и о том, Как, удручен своим венцом, Такой-то царь в такой-то год Вручал России свой народ.


На возникновение замысла поэта повлияли также впечатления от природы Кавказа, знакомство с кавказским фольклором. Впервые Лермонтов побывал на Кавказе в детстве вместе с бабушкой. Ребенком его возили лечиться на воды. Позже впечатления от кавказской природы еще более усилились. Биограф поэта П.А.Висковатов пишет (1891): «Старая военно-грузинская дорога, следы коей видны и поныне, своими красотами и целой вереницей легенд особенно поразила поэта. Легенды эти были ему известны уже с детства, теперь они возобновились в его памяти, вставали в фантазии его, укреплялись в памяти вместе с то могучими, то роскошными картинами кавказской природы». Одна из таких легенд – народная песня о тигре и юноше. В поэме она нашла отзвук в сцене боя с барсом.


Возникновение замысла поэмы связано с путешествием по Военно-Грузинской дороге. Тогда Лермонтов посетил древнюю столицу Грузии, город Мцхета (рядом с Тбилиси), расположенную в месте слияния рек Арагвы и Куры. Там Лермонтов встретил одинокого монаха, который рассказал ему, что родом он горец, плененный ребенком генералом Ермоловым. Генерал вез его с собой и оставил заболевшего мальчика монастырской братии. Тут он и вырос; долго не мог свыкнуться с монастырем, тосковал, делал попытки к бегству в горы.




На рукописи поэмы рукой Лермонтова поставлена дата её завершения: «1839 года. Августа 5». В следующем году поэма была напечатана в книге «Стихотворения М.Лермонтова». В черновом варианте поэма носила название «Бэри» (сноска Лермонтова: Бэри по-грузински: монах»). Послушник – на грузинском языке – «мцыри».


Род, жанр, творческий метод Поэма – излюбленный жанр Лермонтова, им было написано около 30 поэм (1828 – 1841), но опубликовал поэт только три из них. Поэмы, как и лирика Лермонтова, носили исповедальный характер, часто они представляли собой монолог или диалог героев, становились психологическим портретом исключительной личности. Поэма «Мцыри» является романтическим произведением Поэма написана в виде страстной исповеди героя.


Сюжет и композиция В основе сюжета «Мцыри» лежит традиционная романтическая ситуация бегства из неволи. Монастырь как тюрьма всегда привлекал мысль и чувства поэта, причем Лермонтов не ставил знак равенства между монастырем и верой. Бегство Мцыри из монашеской кельи не означает безверия: это яростный протест героя против неволи.


Сюжет и композиция В поэме 26 глав. Мцыри не только герой, но и рассказчик. Форма исповеди является средством наиболее глубокого и правдивого раскрытия психологии героя. В поэме она занимает большую часть. Авторское вступление Оно помогает читателю соотнести действие поэмы с определенными историческими событиями. Здесь Лермонтов уделяет внимание наиболее ярким эпизодам поэмы: это созерцание природы Кавказа и мысли героя о родине, сцена грозы и бегства Мцыри из монастыря, встреча героя с грузинкой, его поединок с барсом, сон в степи.








Художественное своеобразие Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Герои и автор внутренне близки. Исповедь героя – это исповедь автора. В единый взволнованный и волнующий монолог поэмы включены и голос героя, и голос автора, и сам величественный кавказский пейзаж. Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы


Лермонтов создал в поэме «Мцыри» яркий образ героя-бунтаря, неспособного к компромиссам. Это характер исключительный по глубине и тщательности психологической проработки. В то же время личность Мцыри – поразительно цельная, завершенная. Он – герой-символ, в котором автор выразил свои представления об определенном типе личности. Это личность пленника, стремящегося к абсолютной свободе, готового вступить в спор с судьбой даже ради глотка свободы. Мцыри – это могучая, пламенная натура. Главное в нём – страстное и пламенное стремление к счастью, которое невозможно для него без свободы и родины. Он непримирим к жизни в неволе, бесстрашен, смел, отважен. Мцыри поэтичен, по-юношески нежен, чист и целеустремлён. Художественное своеобразие


Воплощению авторского замысла помогают поэтические образы. Среди них важную роль играет образ грозы. Гроза – это не только явление природы, но и выражение гнева Божия. Противопоставляются образы «Божьего сада» и «вечного леса». Трем дням свободы посвящена вся исповедь героя. Уже во времени: три дня – свобода, вся жизнь – неволя, автор обращается к антитезе. Временное противопоставление усиливается образным: монастырь – тюрьма, Кавказ – свобода.


Сравнения Они подчеркивают эмоциональность образа Мцыри (как серна гор, пуглив и дик и слаб и гибок, как тростник; он страшно бледен был и худ и слаб, как будто долгий труд, болезнь иль голод испытал). Сравнения отражают мечтательность юноши (Я видел горные хребты, Причудливые, как мечты, Когда в час утренней зари Курилися, как алтари, Их выси в небе голубом). С помощью сравнений показано как слияние Мцыри с природой, сближение с ней (сплетясь, как пара змей), так и отчужденность Мцыри от людей(Я сам, как зверь, был чужд людей И полз и прятался, как змей; я был чужой для них навек, как зверь степной).


Метафорические эпитеты передают: душевное настроение, глубину чувств, их силу и страстность, внутренний порыв(пламенная страсть; сумрачные стены; блаженные дни; пылающая грудь), поэтическое восприятие мира(снегах, горящих, как алмаз; в тени рассыпанный аул). Метафоры передают напряженность, гиперболичность переживаний, силу чувств Мцыри, эмоциональное восприятие окружающего мира. Это язык высоких страстей. Неистовая жажда свободы порождает неистовую стилистику выражения чувств(бой закипел; но земли сырой покров их освежит и смерть навеки заживит; судьба… смеялась надо мной! Я тайный замысел ласкал; Унесть в могилу за собой Тоску по родине святой, Надежд обманутых укор).


Развернутые олицетворения С их помощью передается понимание природы, полное слияние Мцыри с ней. Возвышенно-экзотические пейзажи предельно романтические. Природа наделена теми же качествами, что и романтические персонажи, она существует в одном ряду с человеком: человек и природа равновелики и равнозначны. Природа человечна (Там, где, сливаяся, шумят, Обнявшись, будто две сестры, Струи Арагвы и Куры) Риторические вопросы, восклицания, обращения являются средством выражения сильных душевных переживаний. Их большое количество придает речи взволнованность и страстность(дитя мое, останься здесь со мной; о милый мой! Не утаю, что я тебя люблю).


Анафора способствует созданию лиризма, она усиливает впечатление, нагнетает ритм. И снова я к земле припал И снова вслушиваться стал… Он с детских глаз уже не раз Сгонял виденья снов живых Про милых ближних и родных, Про волю дикую степей, Про легких, бешеных коней, Про битвы чудные меж скал, Где всех один я побеждал! В многообразии изобразительных средств проявляется богатство переживаний, чувств лирического героя. С их помощью создается страстный, приподнятый тон поэмы.