Обломов и штольц сравнительная характеристика. Презентация на тему "штольц и обломов" Презентация на тему образ штольца

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

И.А.Гончаров «ОБЛОМОВ»

ШТОЛЬЦ ОБЛОМОВ

Андрей Иванович Штольц «Он был весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь. Он худощав; щёк у него почти вовсе нет, то есть есть кость да мускул, но ни признака жирной окружности; цвет лица ровный, смуглый и никакого румянца; глаза хотя немного зеленоватые, но выразительные».

Жизнь в имении оказала огромное влияние на Илью Ильича. Именно она определила поэтическое начало в его характере, его представления о семейной жизни. Герой стремится к духовной жизни, которая складывается вокруг семьи и любви. Человек, душа которого «чиста и ясна, как стекло», «благородный и нежный», Обломов не принимает мир ограниченного и бездуховного общества и по-своему (пассивно) сопротивляется ему.

Образование и воспитание. Воспитание, как и образование, было двойственным: мечтая о том, чтобы из сына вырос «добрый бурш», отец всячески поощрял мальчишеские драки. Если же Андрей появлялся без подготовленного «назубок» урока, Иван Богданович отправлял сына туда, откуда пришёл, - и всякий раз юный Штольц возвращался с выученными уроками. Мать Штольца, наоборот, стремилась воспитать истинного дворянина, порядочного, чистенького мальчика с завитыми кудрями – « в сыне ей мерещился идеал барина, хотя и выскочки, из чёрного тела, от отца бюргера, но всё-таки сына русской дворянки». Из этого причудливого сочетания и сформировался характер Штольца.

Нормальное состояние На нём был халат из персидской материи, настоящий восточный халат, без малейшего намёка на Европу, без кистей, без бархата, без талии, весьма поместительный, так что и Обломов мог дважды завернуться в него… Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием…»

Илья Ильич Обломов Психологический портрет героя «Это был человек лет тридцати двух-трёх от роду, среднего роста, приятной наружности, с тёмно-серыми глазами, но отсутствием всякой определённой идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах, садилась на полуотворённые губы, пряталась в складках лба, потом совсем пропадала, и тогда во всём лице теплился ровный свет беспечности …»

Стихия Штольца – постоянное движение. В свои тридцать с небольшим лет он чувствует себя хорошо и привольно только, когда ощущает свою нужность сразу во всех концах света. Самое же главное в характере Штольца – «как в организме нет у него ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа».

Обломов и Штольц Несмотря на разность характеров, друзей неотступно влекло друг к другу. Рядом со Штольцем – рассудительным, прагматичным, твёрдо стоящим на земле, Обломов чувствовал себя спокойнее и увереннее. Но сам Штольц ещё более нуждался в Илье Ильиче.

Обломовщина в романе В контексте романа обломовщина трактуется по-разному. В социальном аспекте, с одной стороны, это проявление пороков крепостничества, помещичьей жизни. С другой стороны, это национальное явление, которое может рассматриваться с позиций русского национального характера. Однако обломовщина – это и психологическое явление, характерное для людей определённого психологического типа. Соединив в себе эти аспекты, обломовщина иллюстрирует «бегство от реальности», жизнь в иллюзорном мире, сознательный отказ от жизненной активности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку литературы, 11 класс, тема "Русская литература конца XIX - начала XX века. Традиции и новаторство".

Презентация поможет учителю проиллюстрировать лекцию по теме "Русская литература конца XIX - начала XX века". Материал содержит основные тезисы, фотографии....

Презентация к уроку литературы в 9 классе "Литература 18 века. Классицизм. Русский классицизм."

Одна из первых обучающих лекций по литературе в 9 классе. Рассказ учителя сопровождается слайдами с текстом, чтобы ученики могли без суеты записать основное. Лекция рассчитана на 30-40 минут, зависит...

РазделVIII рабочей программы по литературе, 5 кл. Электронное приложение.Презентации к урокам литературы в 5 классе, 1 четверть. Электронное приложение к рабочей программе

Презентации помогают учителю более ярко, чётко и доступно представить изучаемый материал, познакомить учеников с биографическими данными, осбенностями творчества поэтов, писателей....


Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
МИХАИЛ ВАСИЛЬЕВИЧЛОМОНОСОВ(1711 – 1765) (Урок литературы 6 класс) Историк, ритор, механик, минералог, художник и cтихотворец, он всё испытал и всё прошёл. А.С.Пушкин ДЕТСТВО Родился 21 ноября 1711 года в Архангельской губернии в д. Денисовка близ Холмогор в семье крестьянина-помора. Грамоте обучил Михаила дьячок местной церкви. Страсть к знаниям, тяжёлая обстановка в семье заставили Ломоносова принять решение - оставить родной дом и отправиться в Москву. В МОСКВУ Холмогоры Москва ГОДЫ УЧЁБЫ В 1730 году поступил в Славяно-греко-латинскую академию в Москве, где он не только приобрёл вкус к научным занятиям, но изучил латинский язык, ознакомился с тогдашними науками и учебными дисциплинами. В начале 1736 как один из лучших студентов Ломоносов был направлен в университет при Петербургской академии наук Несмотря на тяжёлые условия жизни, любознательный юноша с первых дней прибытия в Академию проявил огромный интерес к наукам. А осенью 1736 г. трое лучших студентов, в том числе Ломоносов, были отправлены Академией Наук в Германию, для обучения математике, физике, химии философии и металлургии. МАРБУРГ Студент немецкогоуниверситета В 1741 г. Ломоносов вернулся в Россию. Научные интересы Ломоносова были поистине всеохватывающими. Ему принадлежат работы в области физики, химии, астрономии, географии, филологии. НАУКА Диплом профессора химии В 1748 он создал химическую лабораторию, в которой проводил научные исследования, в том числе разрабатывал состав стекла, фарфора и смальты, которую использовал для своих мозаик, созданных в 1751. Ломоносов в своейхимической лаборатории. МОЗАИЧНЫЕ КАРТИНЫ М.В.Ломоносов показывает свои работы императрице М.В.Ломоносов. Полтавская баталия. Мозаика. В 1755 по инициативе Ломоносова и по его проекту был основан Московский университет, «открытый для всех лиц, способных к наукам», а не только для дворян. МОСКОВСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Умер Ломоносов в Петербурге 4 апреля 1765. Могила Ломоносова в Александро-Невской лавре «Случились вместе два астронома в пиру» Случились вместе – встретились вместе. Спорили в жару – жарко, горячо спорили. Круг Солнца ходит – вокруг Солнца ходит. Как ты о сем сомненье рассуждаешь? – Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе? Жаркова (сущ.) – жаркого (жаркое – жареное кушанье, обычно мясное. Никола́й Копе́рник (1473 -1543) - польский астроном, математик и экономист. Наиболее известен как автор средневековой гелиоцентрической системы мира. Гелиоцентрическая система мира Кла́вдий Птолеме́й (ок. 87-165) - древнегреческий астроном, математик, музыкальный теоретик и географ. Жил в Александрии, где проводил астрономические наблюдения. Геоцентрическая система мира Какова тема стихотворения? В чём его необычность?Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом?Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются? В чём противоположность взглядов учёных?К кому обращается хозяин дома, чтобы разрешить этот спор? Как повар решает этот спор?Какова идея стихотворения? ОБСУДИМ ПРОЧИТАННОЕ

Чтобы посмотреть презентацию с картинками, оформлением и слайдами, скачайте ее файл и откройте в PowerPoint на своем компьютере.
Текстовое содержимое слайдов презентации:
Сравнительная характеристика Обломова и Штольца. И.А. Гончаров в своем романе затрагивает очень актуальную тему противостояние труда и лени, которая на протяжении веков остается самой обсуждаемой. В то же время эта тема является очень проблемной, учитывая, что в нашем современном обществе идет прогресс техники и люди перестают трудиться, лень перерастает в смысл жизни. Герои романа Обломов и Штольц, являются друзьями с раннего детства. Важно учесть, что их знакомство происходит при обучении в доме отца Штольца, который преподавал азы главнейших наук. Илья Обломов выходец и дворянской семьи, с самого раннего детства маленького Илью холят и лелеют. Родители и няньки запрещают ему проявлять какую - либо самостоятельную активность. Илюша, видя такое к себе, отношение сразу понял, что можно ничего не делать, учитывая, что за него все это сделают другие люди. Его обучение происходило в доме Штольца, учиться он особо не желал и родители ᴨᴏᴛакали ему в этом. Так прошла вся юность Обломова. Взрослая жизнь ни чем не отличалась от детства и юности, Обломов продолжает вести спокойный и ленивый образ жизни. Его пассивность и праздность сказываются в повседневной жизни. Он просыпался к обеду, неспешна слазил с кровати, лениво принимал пищу и не интересовался никакими делами. Лень, заложенная с детства, не давала Обломову ни малейшего шанса на стремление к наукам, к познанию окружающего мира. Не смотря на все это, воображение у него было очень хорошо развито, учитывая, что из - за безделья воображаемый мир Обломова был очень богат. Так же Обломов был очень доверчивым человеком, и главным кому доверял Илья, был Андрей ШтольцИлья Ильич. . Щтольц является полным антиподом Обломова. С самого раннего детства Андрей был приучен к порядку, к труду. Родители воспитывали его строго, но справедливо. Отец, по национальности был немцем, прививал Андрею точность, трудолюбивость и пунктуальность. С юных лет Андрей выполнял различные поручения отца, закаляя свой характер. Обучался он вместе с Ильей, у своего отца, в отличие от Обломова, Андрею хорошо давались науки, и он с любопытством изучал их. Переход из детства во взрослую жизнь у Штольца случился очень рано, поэтому Андрей был очень активным человеком. Он стремился к постоянному пополнению знаний, ведь «ученье – свет, а неученье – тьма. У него был, трезвый и практичный взгляд на происходящие события, он никогда ничего не делал поспешно без обдумывания данного вопроса, которого ему нужно было решить. Заложенные с детства расчетливость и пунктуальность нашли себе место и во взрослой жизни Штольца. Подвижность и энергичность способствовали ему в каких – либо начинаниях.Андрей Штольц. Рассматривая жизненные позиции Обломова и Штольца по отношению к Ольге Ильинской можно сделать следующие выводы: Обломов, живя в своем мире – «Обломовщине», был романтиком, который долго решался на конкретные шаги в реальной жизни. Их знакомство с Ольгой Ильинской происходит благодаря Штольцу. Важно учесть, что их взаимоотношения с самого начала были не прочные. Ольга, зная многое про Обломова по рассказам Штольца, пытается возвратить к жизни Обломова по средствам своей любви, но ей этого не удается сделать и «Обломовщина» побеждает. Взаимоотношения Ольги и Андрея складываются сами собой в течение жизни, «она смеется над его шутками, а он с удовольствием слушает ее пение». У них было много общего, но самым главным было то, что они стремились к жизни, это и поспособствовало к их сближению и образованию семьи. Как бы то ни было, судьбы обоих героев складываются относительно удачно. Штольц обретает свое счастье с Ольгой, а Обломов находит свою Обломовку в доме на Выборгской стороне и доживает там свой век с женщиной, о которой всегда мечтал. Такая развязка показывает, что позиция автора по отношению к обоим своим героям носит положительный характерЧерты сходства. Прочитав роман И.А. Гончарова «Обломов», я склоняюсь к мысли о том, что события описанные в данном произведение могут быть применимы и к нашему времени, учитывая, что в современном обществе есть много таких людей как Штольц и Обломов. И их противостояние будет вечным.Вывод.Обломов - романтик, мечтающий о тихом семейном счастье. Штольц же - враг “всякой мечты”, всего “загадочного и Таинственного”. Но под “мечтою” он разумеет не только розовую романтику, но и всякий идеализм.“То, что не Подвергается анализу опыта, практической истины, было в глазах его оптический обман, то или иное отражение Лучей и красок на сетке органа зрения, или же, наконец, факт, до которого еще не дошла очередь опыта”.

Обломов и Штольц. Описание и сравнительная характеристика персонажейПодготовила студентка группы 12Б
Стрикачева Ксения

Обломов

«лет тридцати двух-трех
от роду, приятной
наружности, с темносерыми глазами, но с
отсутствием всякой
определенной цели,
всякой
сосредоточенности в
чертах
лица…мягкость была
господствующим и
основным
выражением…всей
души».

Штольц

«Он весь составлен из
костей, мускулов и
нервов, как кровная
английская лошадь. Он
худощав; щек у него
почти вовсе нет, то есть
кость да мускул, но ни
признака жирной
округлости; цвет лица
ровный, смугловатый и
никакого румянца;
глаза хотя немного
зеленоватые, но
выразительные».

Детство Обломова и Штольца

Основные сходства Обломова и Штольца

У обоих осталось
светлое воспоминание
о детстве;
Способны на
искренние чувства;
Привязанность к
матери;
Оба служили
чиновниками;
Образованные, умные,
добрые, глубокие,
чуткие, честные и
искренние люди;
Любят музыку и пение.

Заключение

Сравнение Штольца и Обломова позволяет понять,
что оба героя – личности не только типичные для
своего времени, но и являются образами,
тенденциозными для любых времен. Обломов –
типичный сын богатых родителей, воспитанный в
атмосфере любви и усиленной заботы,
ограждаемый семьей от необходимости работать,
что-то решать и активно действовать, ведь всегда
будет «Захар», который все сделает за него.
Штольц же – человек, которого с малых лет
приучают к необходимости работать и трудиться,
при этом обделяют любовью и заботой, что
приводит к некой внутренней черствости такой
личности, к непониманию природы чувств и
эмоциональной обделенности.

Разделы: Литература

Урок-исследование “И.И.Обломов и А.Штольц ”(по роману И.А.Гончарова “Обломов”). 2 часа.

В ходе урока учащиеся смогут:

  • сформулировать проблемный и исследовательский вопросы урока;
  • выработать критерии сравнения героев романа;
  • совершенствовать навыки работы с текстом;
  • сделать выводы и связать их в монологическое высказывание;
  • дать самооценку учебной деятельности.

Материалы к уроку:

  • текст романа И.А.Гончарова “Обломов”,
  • учебник “Русская литература 19 века. 10 класс” Ю.В.Лебедева,
  • карточки с фамилиями героев романа и философскими понятиями “взаимосвязь”,
  • “существенные связи”,“несущественные связи”,
  • задание для исследования в группах,
  • листы бумаги А-3, маркеры.

Ход урока

1. Мотивация.

Одной из составляющих характеристики литературного героя являются его взаимоотношения с другими персонажами, что помогает во многом понять этого героя. Для продолжения работы над составлением характеристики Обломова учащимся предлагается соотнести фамилии действующих лиц романа с философскими понятиями “взаимосвязь”, “существенные связи”, “несущественные связи”. Появляется схема (см. <Приложение 1>)

Учащиеся должны обосновать своё мнение, опираясь на определение философских понятий: Ильинская и Штольц могли изменить образ жизни Обломова.

Учитель ставит вопрос: “Готов ли сам Обломов изменить свою жизнь?”. Ученики приводят цитату из романа, доказывающую, что такое желание у Обломова есть: “Дай мне своей воли и ума и веди меня, куда хочешь. За тобой я, может быть, пойду…”

На данном уроке ведётся разговор об Обломове и Штольце.

Учащимся предлагается сформулировать проблемный вопрос урока. Возможны варианты:

  1. Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?
  2. А.Штольц – антипод или двойник Обломова?

Если ученики формулируют только первый (проблемный) вопрос, учитель помогает с формулировкой второго вопроса: этот исследовательский вопрос является более конкретным и помогает ответить на проблемный вопрос урока. Учащиеся записывают в тетради тему и вопросы урока.

2. Исследование. Работа в группах.

Для ответа на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?” учащимся предлагается определить критерии сравнения этих героев.

В результате обсуждения сформулированы следующие критерии:

  • воспитание,
  • цель жизни,
  • содержание деятельности,
  • отношение к женщине,
  • семейная жизнь,
  • жизненная позиция.

В соответствии с данными критериями сравнения героев ученикам даётся задание для исследования:

  1. выбрать критерий сравнения героев;
  2. прочитать указанные страницы романа;
  3. найти материал для сравнения по данному критерию (выписать цитаты);
  4. дать ответ на исследовательский вопрос “ А.Штольц – антипод или двойник Обломова?”;
  5. сформулировать ответ на проблемный вопрос урока “ Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”;
  6. оформить рабочий лист.

Проводится исследовательская работа в группах (6 групп).

3. Обмен информацией.

После проведённого исследования учащиеся представляют отчёт групп в виде оформленных рабочих листов (см. <Приложение 2>).

4. Связывание выводов групп.

На основании проведённого обсуждения группы приходят к выводу, что Штольц – в большей степени двойник Обломова (кроме группы, работавшей с критерием “воспитание”).

5. Формулировка обобщения.

Сформулированное учащимися обобщение является ответом на проблемный вопрос урока: “Почему А.Штольцу не удалось изменить образ жизни Обломова?”

6. Применение.

7. Рефлексия.

На данном этапе учащиеся подводят итоги: практическая значимость урока, самооценка деятельности, умения и навыки, применённые на уроке.

Учителем даётся оценка работы учащихся.

8. Домашнее задание.

Задание является пропедевтическим, мотивационным для следующего урока.

Учащиеся дают письменный ответ на вопрос: “Любила ли Ольга Ильинская Обломова? Аргументы “за” и(или) “против”.