Нейтральные государства мира. Почему в Европе исчезают нейтральные государства? Какие факторы вызвали смену тренда во внешней политике страны

Европейские нейтралы времен Холодной войны в последнее время совершают все больше шагов, которые ставят их особый статус под большой вопрос. Речь идет, в первую очередь, о , Австрии, Швеции и, особенно, . Если первая и вторая из перечисленных стран стали нейтральными только после Второй мировой войны, то Швеция не участвует ни в каких военных блоках уже более 200 лет, а Швейцария вообще с конца ХVII века считает нейтралитет основой своей внешней политики. В последнее десятилетие все в корне поменялось.

Насколько нейтральными эти страны были ранее?

1.Про Австрию и Финляндию уже было сказано выше. Они принимали участие во Второй мировой войне на стороне немецко-фашистской , причем Австрия полностью вошла в состав III Рейха и, соответственно, утратила свою независимость, а Финляндия, во главе с К-Г. Маннергеймом, была полноправным союзником Гитлера.
2.Воздержаться от участия в создаваемых военных блоках этим странам предложил , который разгромил Финляндию, выведя ее из войны, и полностью захватил территорию Австрии. Такова была цена за неоккупацию (в первом случае) и за прекращение оккупации (во втором).
3.Швеция, равно как и Швейцария, была настоящим раем для разведок всех воюющих стран в течение обеих мировых войн. Нейтральная Швеция, как известно, пропустила через свою территорию войска Вермахта, а еще более нейтральная Швейцария хранила в своих банках награбленное фашистами в покоренных европейских странах золото и другие ценности.
4. Нейтралитет Австрии определен на законодательном уровне, в Швеции и Финляндии этого нет.
5.В принципе ни в Австрии, ни в Швеции, ни в Финляндии сам термин «нейтралитет» не использовался в официальном политическом лексиконе. Там говорили о «неприсоединении», что оставляло право на неучастие в военных союзах, но, вместе с тем, не исключало возможности участия в военных конфликтах.
6.Однако не так давно даже такая обтекаемая формулировка утратила свой смысл. Это произошло после того, как Австрия, Швеция и Финляндия в 1995 году стали членами Евросоюза. В рамках углубления сотрудничества по вопросам безопасности в рамках ЕС, все страны-участники должны оказывать друг другу помощь в случае нападения или прочих опасностей.
7.Как же теперь называть эти «особые» страны , стоящие в одном ряду с другими, но желающие отличаться от них? Финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) предложил говорить о них, как о государствах не нейтральных, а не входящих в альянс.
8.Австрия, Швеция и Финляндия очень активно и давно сотрудничают с НАТО, участвуя с ним во многих совместных программах и проводя совместные учения. Но ни о каком вступлении в Альянс пока что не может идти и речи, поскольку подавляющее большинство граждан этих стран против такого шага.
Так они и жили долгое время «между небом и землей», с одной стороны вроде бы равные среди равных, а с другой - имеющие собственную специфику.

Чем же отличалась Швейцария?

Швейцария, в отличие от своих «неприсоединившихся» сестер, всегда называла себя исключительно нейтральной страной и всегда настаивала на таком статусе.
.Более того, она до последнего времени принципиально старалась не входить ни в какие международные союзы или организации. Даже в ООН горная республика вступила только в 2002 году. Стоит ли говорить о Европейском Союзе или, тем более, о НАТО, от которых Швейцария всегда предпочитала держаться подальше.
.Именно благодаря нейтральному статусу Швейцарии на ее территории традиционно проходят наиболее представительные международные форумы, например Давосский, и протекают самые сложные дипломатические переговоры. Именно Швейцария выступала посредником между и , США и , и . Один из последних примеров: установление дипломатических отношений между и Турцией в 2009 году.

Куда движутся «неприсоединившиеся»?

1.В конце 2006 года политическое руководство Швеции и Финляндии приняло решение присоединиться к силам быстрого реагирования НАТО. Однако это держалось в тайне от избирателей более полугода и стало достоянием гласности только после проведения выборов. Политики опасались предсказуемой негативной реакции своих избирателей.
2.Этот шаг впоследствии был оправдан географической близостью северных стран к «непредсказуемой» России.
3.Непосредственной причиной для таких действий стало начало работ по проведению газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Финляндия и особенно Швеция опасались, что завершение данного проекта приведет к существенным изменениям в расстановке сил в регионе.
4.Опасения значительно усилились после грузино-югоосетинской войны лета 2008 года, когда в Финляндии и Швеции заметно прибавилось сторонников вступления этих стран в НАТО.
5.Все «неприсоединившиеся» государства Европы, включая Ирландию, являются участниками программы «Партнерство во имя мира», их представители есть среди сил НАТО, размещенных на Балканах и в .
6.И, наконец, Швеция недавно послала восемь своих боевых самолетов для участия в военной кампании в Ливии . Она первая из «неприсоединившихся», кто зашел так далеко. Напомним, более 500 шведских солдат воюют в Афганистане. Ее особый статус предполагает, что истребители королевских ВВС будут открывать огонь только в ответ и не станут атаковать наземные цели. То есть Швеция по-прежнему хочет «есть мед, не убивая пчел». НАТО пока что не возражает, но насколько долго так будет продолжаться - неизвестно.

Долго ли «продержится» Швейцария?

.Самая нейтральная страна мира также утрачивает свои незыблемые позиции, которые ей успешно удавалось удерживать на протяжении сотен лет. Способность Берна возвышаться над схваткой в последнее время все больше ставится под вопрос.
.После вступления в ООН в 2002 году Швейцария была вынуждена послать в Косово 200 своих миротворцев.
.Однако в конце 2000-х маленькая европейская страна стала попадать в один скандал за другим, из которых с трудом выбиралась, теряя при этом часть своей безупречной репутации. Кроме того, Швейцария попала под беспрецедентное давление со стороны Вашингтона.
.В августе 2009 года она согласилась разгласить сведения о тысячах счетов в крупном швейцарском банке UBS AG. Речь шла о вкладах, сделанных гражданами США, которых на родине подозревают в уклонении от налогов. Белый дом в этом вопросе серьезно надавил на швейцарцев, и они вынуждены были пойти на нарушение ключевого принципа - сохранения тайны вкладов.
.Потом высокопоставленных чиновников швейцарского правительства обвинили в уничтожении документов дела «о швейцарских инженерах», которых национальное правосудие обвиняло в сотрудничестве с ЦРУ.
.Следующим скандалом стал арест в Цюрихе известного кинорежиссера Романа Полански , который был произведен по ордеру, выписанному в США аж в 1978 году. Этот факт возмутил не только швейцарцев, но и многих европейцев, которые обвинили Альпийскую республику в пресмыкательстве перед Вашингтоном.
.Самой настоящей пощечиной для Швейцарии стал «долгоиграющий» скандал с Ливией. Он разразился в 2008 году после ареста женевской полицией сына ливийского диктатора Муаммора Каддафи Ганнибала. Его обвинили в избиении слуг. В ответ полковник Каддафи задержал у себя в стране двух швейцарских бизнесменов. Никакой особый статус «нейтралам» не помог: Ганнибала пришлось выпускать, а президенту европейской страны лично ездить с извинениями в Триполи. Когда даже такое унижение не помогло сразу выручить соотечественников, швейцарцы всерьез задумались над своим реальным местом в этом мире, а также над перспективой оставаться без могущественных друзей. И, видимо, понемногу стали делать выводы.

С чем же связана смена тренда во внешней политике?

По мнению экспертов академии Masterforex-V причиной этого стало несколько факторов:
1.Прекращение крупных войн на территории Европы.
2.Смещение линии глобального противостояния далеко на юг и на восток. Теперь, когда Европа фактически не делится на Западную и Восточную, нет особого резона балансировать между ними.
3.Новые противники в Северной Африке и Азии не будут всерьез разбираться, кто в Европе придерживается нейтралитета, а кто нет.
4.Международные террористические организации также не будут обходить стороной тихие нейтральные страны. Они не признают международного права и относятся к «особому» статусу отдельных стран без всякого уважения.
5.Многих нейтралов вполне может не радовать выстраивание биполярной системы в мире, при том, что вторым полюсом становится Китай. Возможно, они понимают, что пришло время делать свой цивилизационный выбор.

Аналитики журнала "Биржевой лидер" совместно с экспертами Академии Masterforex-V проводят опрос на форуме трейдеров : как вы считаете, втягивание бывших «нейтралов» в орбиту Вашингтона скорее говорит о:
.силе и амбициях США;
.слабости ЕС;
.консолидированной позиции США и ЕС в критических ситуациях;
.усилении России, Китая, Ирана.

Для того чтобы заслужить статус нейтрального многие из нынешних государств прошли путь длиной в несколько веков. Но сейчас европейские нейтралы времен Холодной войны совершают все больше шагов, которые ставят их особый статус под большой вопрос. Речь идет, в первую очередь, о Финляндии, Австрии, Швеции и, особенно, Швейцарии. Если первая и вторая из перечисленных стран стали нейтральными только после Второй мировой войны, то Швеция не участвует ни в каких военных блоках уже более 200 лет, а Швейцария вообще с конца ХVII века считает нейтралитет основой своей внешней политики. В последнее десятилетие все в корне поменялось.

Насколько нейтральными эти страны были ранее?

1. Про Австрию и Финляндию уже было сказано выше. Они принимали участие во Второй мировой войне на стороне немецко-фашистской Германии, причем Австрия полностью вошла в состав III Рейха и, соответственно, утратила свою независимость, а Финляндия, во главе с К-Г. Маннергеймом, была полноправным союзником Гитлера.

2 . Швеция, равно как и Швейцария, была настоящим раем для разведок всех воюющих стран в течение обеих мировых войн. Нейтральная Швеция, как известно, пропустила через свою территорию войска Вермахта, а еще более нейтральная Швейцария хранила в своих банках награбленное фашистами в покоренных европейских странах золото и другие ценности.

3 . Нейтралитет Австрии определен на законодательном уровне, в Швеции и Финляндии этого нет.

4 . В принципе ни в Австрии, ни в Швеции, ни в Финляндии сам термин «нейтралитет» не использовался в официальном политическом лексиконе. Там говорили о «неприсоединении», что оставляло право на неучастие в военных союзах, но, вместе с тем, не исключало возможности участия в военных конфликтах.

5 . Однако не так давно даже такая обтекаемая формулировка утратила свой смысл. Это произошло после того, как Австрия, Швеция и Финляндия в 1995 году стали членами Евросоюза. В рамках углубления сотрудничества по вопросам безопасности в рамках ЕС, все страны-участники должны оказывать друг другу помощь в случае нападения или прочих опасностей.

6 . Как же теперь называть эти «особые» страны, стоящие в одном ряду с другими, но желающие отличаться от них? Финский министр иностранных дел Александр Стубб (Alexander Stubb) предложил говорить о них, как о государствах не нейтральных, а не входящих в альянс.

7 . Австрия, Швеция и Финляндия очень активно и давно сотрудничают с НАТО, участвуя с ним во многих совместных программах и проводя совместные учения. Но ни о каком вступлении в Альянс пока что не может идти и речи, поскольку подавляющее большинство граждан этих стран против такого шага. Но полным нейтралитететом в Европе уже давно не пахнет.

Так они и жили долгое время «между небом и землей», с одной стороны вроде бы равные среди равных, а с другой – имеющие собственную специфику.

Чем же отличалась Швейцария?

Швейцария, в отличие от своих «неприсоединившихся» сестер, всегда называла себя исключительно нейтральной страной и всегда настаивала на таком статусе.

Более того, она до последнего времени принципиально старалась не входить ни в какие международные союзы или организации. Даже в ООН горная республика вступила только в 2002 году, поступившись многими своими принципами нейтралитета. Стоит ли говорить о Европейском Союзе или, тем более, о НАТО, от которых Швейцария всегда предпочитала держаться подальше.

Именно благодаря нейтральному статусу Швейцарии на ее территории традиционно проходят наиболее представительные международные форумы, например Давосский, и протекают самые сложные дипломатические переговоры. Именно Швейцария выступала посредником между США и Кубой, США и Ираном, Россией и Грузией. Один из последних примеров: установление дипломатических отношений между Арменией и Турцией в 2009 году.

Куда движутся «неприсоединившиеся»? К удалению и полной потере своего нейтралитета!

1. В конце 2006 года политическое руководство Швеции и Финляндии приняло решение присоединиться к силам быстрого реагирования НАТО. Однако это держалось в тайне от избирателей более полугода и стало достоянием гласности только после проведения выборов. Политики опасались предсказуемой негативной реакции своих избирателей.

2. Этот шаг впоследствии был оправдан географической близостьюсеверных стран к «непредсказуемой» России.

3. Непосредственной причиной для таких действий стало начало работ по проведению газопровода «Северный поток» по дну Балтийского моря. Финляндия и особенно Швеция опасались, что завершение данного проекта приведет к существенным изменениям в расстановке сил в регионе.

4 . Все «неприсоединившиеся» государства Европы, включая Ирландию, являются участниками программы «Партнерство во имя мира», их представители есть среди сил НАТО, размещенных на Балканах и в Афганистане.

5 . И, наконец, Швеция недавно послала восемь своих боевых самолетов для участия в военной кампании в Ливии. Она первая из «неприсоединившихся», кто зашел так далеко. Напомним, более 500 шведских солдат воюют в Афганистане. Ее особый статус предполагает, что истребители королевских ВВС будут открывать огонь только в ответ и не станут атаковать наземные цели. То есть Швеция по-прежнему хочет «есть мед, не убивая пчел». НАТО пока что не возражает, но насколько долго так будет продолжаться – неизвестно.

Долго ли «продержится» Швейцария?

Самая нейтральная страна мира также утрачивает свои незыблемые позиции, которые ей успешно удавалось удерживать на протяжении сотен лет. Способность Берна возвышаться над схваткой в последнее время все больше ставится под вопрос.

После вступления в ООН в 2002 году Швейцария была вынуждена послать в Косово 200 своих миротворцев. (никакая страна, входящяя в состав ООН не может придерживатся полного нейтралитета - ей приходится так или иначе участвовать в "карательных" операциях ООН)

Однако в конце 2000-х маленькая европейская страна стала попадать в один скандал за другим, из которых с трудом выбиралась, теряя при этом часть своей безупречной репутации. Кроме того, Швейцария попала под беспрецедентное давление со стороны Вашингтона.

В августе 2009 года она согласилась разгласить сведения о тысячах счетов в крупном швейцарском банке UBS AG. Речь шла о вкладах, сделанных гражданами США, которых на родине подозревают в уклонении от налогов. Белый дом в этом вопросе серьезно надавил на швейцарцев, и они вынуждены были пойти на нарушение ключевого принципа – сохранения тайны вкладов.

Потом высокопоставленных чиновников швейцарского правительства обвинили в уничтожении документов дела «о швейцарских инженерах», которых национальное правосудие обвиняло в сотрудничестве с ЦРУ.

Следующим скандалом стал арест в Цюрихе известного кинорежиссера Романа Полански, который был произведен по ордеру, выписанному в США аж в 1978 году. Этот факт возмутил не только швейцарцев, но и многих европейцев, которые обвинили Альпийскую республику в пресмыкательстве перед Вашингтоном.

Самой настоящей пощечиной для Швейцарии стал «долгоиграющий» скандал с Ливией. Он разразился в 2008 году после ареста женевской полицией сына ливийского диктатора Муаммора Каддафи Ганнибала. Его обвинили в избиении слуг. В ответ полковник Каддафи задержал у себя в стране двух швейцарских бизнесменов. Никакой особый статус «нейтралам» не помог: Ганнибала пришлось выпускать, а президенту европейской страны лично ездить с извинениями в Триполи.

Источник - Блог forex-fin-ua

Нейтральными странами на европейском континенте принято считать Швейцарию, Швецию, Австрию, Финляндию, Ирландию. С некоторыми оговорками к этой группе можно отнести Мальту, Сан-Марино и Ватикан, а также Лихтинштейн, который не имеет собственных вооруженных сил и во внешней политике ориентируется на нейтральных соседей.

К нейтралитету эти страны приходили различными путями и в разное время. В течение самого продолжительного срока, придерживается нейтралитета Швейцария. После подписания в 1815 г. на Венском конгрессе Декларации о признании и гарантии ее нейтралитета великими державами, в том же году в Париже это решение было подтверждено в политико-правовом плане подписанием соответствующего акта. В 1848 г. нейтралитет Швейцарии получил закрепление в Конституции страны. Новая редакция Конституции Швейцарии была принята в 1999 г. В ней подтверждалось сохранение прежнего курса: в обязанности правительству, по-прежнему, вменяется «принимать меры для обеспечения внешней безопасности, независимости и нейтралитета Швейцарии» (Ст. 185, абзац 1).

Швейцария не понесла материального ущерба в годы Второй мировой войны, благодаря выдерживаемой правительством внешнеполитической линии. Она сохранила вся свою производственную базу и даже получила выгоды, происходившие из ее особого положения. Предприятия, занимавшиеся военными заказами для воюющих стран (химическая отрасль, машиностроение, металлообработка) работали на полную мощность, экспорт продукции значительно увеличился.

То, насколько удалось Швейцарии сохранить чистоту нейтралитета в период Второй мировой войны и, в какой мере пришлось в национальных интересах отступить от принципа абсолютного невмешательства, до сих пор вызывает споры историков. В сентябре 1996 г. Швейцария в очередной раз столкнулась с претензиями относительно позиции ее политического руководства и финансовых кругов во время Второй мировой войны. Дискуссии вышли за пределы страны. В сейфах швейцарских банков был обнаружен выморочный капитал, принадлежавший репрессированным гитлеровцами евреям и нацистское партийное золото, значительная часть которого была изъята на оккупированных территориях.

Профессор социологии Женевского университета и бывший национальный советник от партии социалистов Жан Зиглер вновь подверг разоблачению не вполне законную деятельность швейцарских банковских учреждений во время войны. В его книге «Швейцария, золото и мертвые» Ziegler J. La Suisse, l"or et les morts. - Paris, 1997. утверждается, что швейцарские банки сознательно финансировали военные расходы Гитлера, и что они также послужили укрывателями имущества, украденного у депортированных или отправленных в газовые камеры. Подобные утверждения заставляют задуматься о степени добровольности таких шагов, о том, не были ли действия Швейцарии вызваны очевидной, хотя и косвенной угрозой ее статусу и безопасности, заставлявшей «подыгрывать» потенциальному агрессору.

Политологам и экспертам-международникам важно понять, в какой мере нейтралитет Швейцарии обезопасил ее от немецкой агрессии, и каких уступок потребовало даже формальное невмешательство во внутренние дела нейтрального государства. Тогда швейцарцы были напуганы самой мыслью о том, что даже всеми признаваемый нейтралитет их страны не может гарантировать им безопасности. Стало в очередной раз понятно, что нормы и традиции международной жизни целиком и полностью зависят от доброй воли действующих на мировой арене государств.

Вместе с тем, военный опыт Швейцарии лишний раз подтвердил, что в условиях крупномасштабного военного конфликта попираются все нормы международного права. Однако статус нейтральности позволяет надеяться на сохранение пусть очень хрупких, но мирных взаимоотношений с воюющими государствами. Полный же отказ от обеспечения защиты и неприкосновенности территории статусом постоянно нейтрального государства, был сочтен ставящим под прямую угрозу «независимость конфедерации … и безопасность Швейцарии» Rechtsaussen attackieren Ziegler mit Strafklage. // Sonntagszeitung , Ndu 27 septembre, 1998..

В настоящее время Швейцария является не только процветающей европейской страной, но и государством, где наиболее активно проявляется международная жизнь, деятельность гуманитарных международных организаций. Именно благодаря своему нейтральному статусу Швейцария является европейским центром деятельности ООН. В Женеве находится Европейское отделение ООН, штаб-квартира Всемирной организации здравоохранения, Международной организации труда и многих других крупнейших международных организаций.

Гибкое толкование политики нейтралитета позволило Швейцарии сотрудничать с государствами-членами НАТО. Так, например, швейцарская армия сотрудничала с армиями стран НАТО в процессе подготовки военных кадров, стандартизации вооружений. Западные фирмы, выполняющие заказы НАТО по производству вооружений, были размещены на территории Швейцарии.

Еще одна влиятельная европейская страна - Австрия, пришла в лагерь нейтральных государств, в соответствии с Московским меморандумом 1955 г., где была зафиксирована договоренность о том, что австрийское правительство возьмет на себя обязательство придерживаться нейтралитета. Тогда это давало Австрии возможность восстановления хозяйственного комплекса после военных разрушений. В том же году был подписан договор со странами-победительницами о восстановлении независимой и демократической Австрии.

В национальном законодательстве нейтралитет получил закрепление принятием 26 октября 1955 г. федерального конституционного закона о постоянном нейтралитете, в котором Австрийская республика обязалась поддерживать и защищать свой новый политический и международно-правовой статус «всеми имеющимися в ее распоряжении средствами» (ст.1) Международное право в избранных документах. - М., 1957. Т. 3. С. 211.. Статус постоянного нейтралитета принес Австрии, так же, как и другим вышеназванным государствам, политическую стабильность и экономическое благосостояние. Территория страны постепенно становилась местом проведения важных международных встреч. Авторитет страны, доверие к ее политике с принятием нейтрального статуса только возросли.

Весьма значительное влияние на международный престиж страны оказало принятие нейтралистского внешнего курса Ирландией. Она получила фактическую возможность придерживаться нейтралитета в 30-х годах, после ликвидации на своей территории военно-морских баз Великобритании. Основой для принятия политики нейтралитета стала ирландская Конституция, которая была ознаменована отказом от статуса доминиона.

Нейтралитет Ирландии изначально имел своеобразную форму и подходил скорее под определение «вооруженный нейтралитет». Статья 28 Конституции Ирландии гласит, что «война не должна объявляться и государство не должно участвовать в какой-либо войне без согласия Палаты представителей» Конституции государств Европейского союза. - М. 1997. С. 56. . В то же время, Конституция оставляла Ирландии право на самооборону: «в случае вторжения на ее территорию, правительство может предпринимать действия, которые сочтет необходимыми для защиты» Указ. соч. С. 58.. Нейтралитет Ирландии заключался в отказе от участия в военных блоках, прежде всего в НАТО. Ирландия не входила в группу нейтральных и неприсоединившихся стран СБСЕ и в 1973 г. стала первым нейтральным государством-членом Общего рынка. «Ирландский нейтралитет не является доктриной, застывшей во времени и изолированной от реалий безопасности. Он не навязан извне, не гарантирован никаким международным договором. Эта политика поддерживалась всеми ирландскими правительствами. Ее суть, главная характеристика - уклонение от участия в военных альянсах» Ireland and the Partnership for Peace: an Explonatory Guide. - Dublin, 1999. P.7/. Центральным направлением ирландской внешней политики начала 60-х гг. стало миротворчество в различных регионах мира, прежде всего, в Европе.

Свою специфику имеет нейтралитет Люксембурга. Нейтралистская политика не стала долговременной характеристикой международного положения этой страны. Под влиянием политической конъюнктуры правящие круги Люксембурга добровольно отказались от нейтрального статуса, как препятствия к тесному экономическому сотрудничеству с ведущими западноевропейскими державами. Это государство более половины национального дохода получало от металлургической промышленности, соответственно более половины рабочих были заняты в этой отрасли. Такое положение в экономике делало Люксембург зависимым от экспортно-импортных обменов и иностранных инвестиций, что, в свою очередь, накладывало отпечаток на внешнюю политику. В сентябре 1944 г. правительства Бельгии, Нидерландов и Люксембурга подписали соглашение об унификации таможенных пошлин, а в 1948 г. объединились в свой собственный таможенный союз. В том же году вместе с Англией и Францией они подписали Брюссельский Акт о создании Западного союза.

Включение стран Бенилюкса в план Маршала и начало «холодной войны» определили дальнейшее развитие политики этих стран в сторону «атлантизма». В 1949 г. они вошли в Организацию Североатлантического договора. От Люксембурга это потребовало предварительного изъятия из Конституции статьи о нейтралитете.

Примером успешной реализации принципа нейтралитета является Швеция. Она долгое время на протяжении своей истории находилась в вооруженном противостоянии с Россией, однако, не достигла военных побед и была лишь финансово истощена. Политика нейтралитета дала ей возможность резко сократить военные расходы, аккумулировать финансовые средства, осуществить экономический подъем и сделала, в конечном итоге, одним из самых преуспевающих государств Европы.

Политика Швеции - это классический пример традиционного нейтралитета. При этом, в отличие от швейцарского варианта, обязанность Швеции придерживаться политики нейтралитета не закреплена ни в одном законодательном акте. Нет документов, где упоминается о статусе нейтралитета этого североевропейского государства. После Второй мировой войны Швеция придерживалась во внешней политике «воздержания от членства в союзах с целью соблюдения нейтралитета во время войны» Международные договоры, содержащие правила нейтралитета. /Материалы МИД России. Указ. соч. С.15.. Поскольку внешняя политика этой страны с XIX в. неизменно остается нейтральной, все прочие государства признают эту позицию в международных отношениях.

Приверженность политике нейтралитета и, как следствие, стабильность и социальная бесконфликтность в обществе позволили Швеции провести ряд успешных реформ. Быстрый экономический рост превратил Швецию в самую развитую европейскую страну. Комплекс социально-экономических и политических мер, успешно воплощенных в жизнь Швецией, получил даже название «шведской модели социального государства». Широко используется право государственного контроля в распределении, потреблении и перераспределении национального дохода в целях повышения жизненного уровня населения. Столь же активно шведское государство в выработке внешнеполитической стратегии. Репутация страны, стремящейся в любых международных конфликтах придерживаться нейтральной позиции, позволяет Швеции играть активную посредническую роль, выступать в качестве беспристрастного арбитра, к услугам которого охотно прибегают конфликтующие стороны.

Финляндия начала придерживаться политики нейтралитета с момента подписания в Москве Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между СССР и Финляндской Республикой. В нем указывалось на «стремление Финляндии оставаться в стороне от противоречий между интересами великих держав» Внешняя политика Советского Союза. 1948 год. - М.,1950. Ч. 1. С. 183.. Из сути договора следовало, что Советский Союз выступал гарантом безопасности Финляндии в случае нападения Германии или ее союзников. Финской стороной военная помощь СССР должна была быть оказана только в случае нападения на него через территорию Финляндии. В этом случае применение Финляндией вооруженных сил не противоречило нейтралитету, так как совпадало с самообороной.

Оставшись в стороне от активных военных операций, страны Северной Европы понесли сравнительно небольшой материальный ущерб в годы Второй мировой войны. После подписания двусторонних договоров о перемирии с СССР и Великобританией Финляндия стала утверждать новый курс во внутренней и внешней политике.

Подписание североевропейскими странами Устава ООН не означало полного разрыва с политикой нейтрализма. Все страны заявили о своем желании держаться вне блоков. Летом 1947 г. Швеция, Норвегия, Дания приняли план Маршала. 4 апреля Дания, Норвегия и Исландия стали соучредителями НАТО с «базовыми оговорками», означавшими, что территории трех стран не будут в мирное время использоваться для размещения иностранных вооруженных сил. Швеция не вступила в НАТО, сохраняя верность политике нейтралитета.

С распадом Советского Союза на постсоветской территории образовалось много новых независимых государств. Каждое из них по-своему подходило к процессу государственного строительства с целью переустройства политической системы. Для молодых суверенных государств очень привлекательной была идея нейтрализма. Нейтралитет, как сложившийся институт, уже доказал свою состоятельность и целесообразность для государств, выстраивающих независимость. Он являлся, по сути, апробированным механизмом сохранения суверенитета и отстаивания своих национальных интересов для стран, не являющихся великими державами.

Идея приобретения статуса постоянно нейтрального государства, или провозглашения политики нейтралитета в свое время прорабатывалась во многих бывших советских республиках. Практически во всех созданных после дезинтеграции СССР государствах обсуждали этот вариант внешнеполитического курса. Подобные дискуссии проходили в Прибалтийских республиках, Беларуси, в Казахстане и Украине.

Сегодня Украина воспринимается Европой как государство, придерживающееся нейтральной политики, поскольку она не заявила прямо о своем намерении вступить в Североатлантический альянс или какой-либо другой военно-политический блок.

Туркменистан, оказавшись в силу своего геополитического положения вблизи со странами, где политическая ситуация крайне нестабильна, а также ввиду неоднозначных оценок международным сообществом развития своих религиозных контактов с исламским миром, посчитал для себя выгодным приобрести статус постоянно нейтрального государства.

К тому времени ни одно из вновь образовавшихся на постсоветском пространстве государств еще не создало своих национальных законов. Определяющей идеей Конституции независимого Туркменистана явилось органичное соединение традиционного и современного, достижений мировой цивилизации и исторического опыта государственного и общественного строительства Кадыров В. Конституция - олицетворение демократизма и гуманизма политики Сапармурата Туркменбаши. //Нейтральный Туркменистан . 18 мая, 2000..

Используя мировой опыт, Туркменистан провозгласил статус постоянно нейтрального государства с главной целью - идентифицировать страну в системе международных отношений. В 1992 г. Туркменистан вошел в Европейскую организацию безопасности и сотрудничества.

Механизм признания нейтралитета Туркменистана был абсолютной новацией в истории этого института мировой политики. Туркменистан стал первым в мире государством, нейтралитет которого утвержден ООН. 12 декабря 1995 г. Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Резолюцию «Постоянный нейтралитет Туркменистана». Она была поддержана представителями 185 стран.

Очевидно, что нейтральные страны современной Европы не только пришли к нейтралитету различными путями и в разное время, но также имеют различный круг политических и международно-правовых обязанностей. Кроме того, в различные исторические периоды содержание и толкование этих обязанностей изменялось.

Так, право нейтрального государства иметь собственные вооруженные силы для самообороны в случае нападения и отстаивания нейтралитета, появилось далеко не сразу. Сегодня «гибкое» понимание термина позволяет даже государствам со статусом постоянного нейтралитета не только закупать вооружения для своих воинских подразделений, но и самим производить его. Развитие высоких технологий, интеграция европейских стран в экономической сфере естественным образом привели к тому, что нейтральные государства уже не считают неприемлемым для себя экспорт вооружений.

Являясь членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) (Organization for Economic Cooperation and Development) нейтральные страны имеют военно-промышленные компании, выпускающие вооружения. Так, Швейцарская «Eidgenossische Rustungsb» изготавливает стрелковое оружие и боеприпасы, двигатели, авиационную и артиллеристскую технику, а «Oerlikon-Buhrle» - еще и ракетную технику Ежегодник СИПРИ. 2000. Вооружения, разоружение и международная безопасность. - М., 2001. С. 357-359. . Швейцарская «Celsius» производит боеприпасы, стрелковое оружие и артиллеристскую технику, корабли и суда. Всемирно известные «Saab» и «Ericsson» - военную электронику. Кроме того, «Saab» занимается выпуском артиллеристской и ракетной техники Указ. соч. С. 357-361.. Экспорт различных видов обычных вооружений производит также Австрия. В период с 1995 г. по 1999 г. обычных вооружений в Швейцарию было поставлено на 1 млрд. 672 млн. долл., в Финляндию - 2 млрд. 513 млн. долл. Указ. соч. С. 371.

Начиная с 60-х годов, Швейцария проявляет интерес к сближению с другими нейтральными странами Европы - Швецией и Австрией. В мае 1960 г. как Швейцария, так и Австрия вошли в Европейскую ассоциацию свободной торговли (ЕАСТ), задуманную, как альтернатива ЕЭС, чисто экономическую организацию, не предусматривающую создание наднациональных институтов.

Договор между ЕЭС и ЕАСТ о создании Европейского экономического пространства вызвал дополнительную заинтересованность нейтральных стран в интеграции. В январе 1995 г. Австрия стала членом Европейского сообщества.

Исключения лишь подтверждают общую тенденцию. Население Швейцарии, например, настолько одобряет политику нейтралитета своей страны, что отказывается поддерживать вступление в какие бы то ни было международные союзы. На референдуме 1992 г. 50,3 % населения высказалось против присоединения к объединенной Европе Новейшая история стран Европы и Америки. ХХ век (1945 - 2000). - М.,2001. С. 18..

Таким образом, можно заключить, что институт нейтралитета претерпел длительную эволюцию. Он возник в европейской политике на заре становления крупных государств и стал специфическим дипломатическим инструментом для обеспечения безопасности и экономической стабильности отдельных государств, оказывавшихся во враждующем окружении в условиях международных кризисов и войн. Современное состояние института нейтралитета базируется на сложном комплексе норм международного права. Вместе с тем, очевидно, что этот феномен мировых международных отношений как никакой другой отличается множеством форм и вариантов, которые отражают национальную специфику нейтральных государств и являются их специфическим вкладом в сохранение общеевропейского мира. Нейтралитет невозможно рассматривать вне живого контекста мировой политики. Его вариативность является лишь подтверждением того, что этот институт, базируясь на международном праве, тем не менее, в значительной степени может функционировать лишь в результате «гибкого» использования доказавших свою эффективность внешнеполитических подходов нейтральных стран.

Нейтральные государства Европы , которые еще в обозримом прошлом таковыми являлись, все чаще стали совершать шаги, которые совершенно не вяжутся с их статусом. Речь идет о нейтралах холодной войны: Австрии, Финляндии , Швеции и Швейцарии . Следует заметить, что первые две страны не участвуют в военных конфликтах относительно недавно, со времен Второй мировой. Что же касается Швеции, то она не вступает в военные блоки более двухсот лет, а Швейцария – сохраняет нейтралитет с 17 века. Однако за последние 10 лет многие страны пересмотрели приоритеты своей внешней политики.

В чем проявлялся нейтралитет этих стран раньше?

1. Финляндия и Австрия во Вторую мировую были на стороне Германии, Австрия была ей полностью подконтрольна.

2. Главную роль в их воздержании от последующего участия в военных блоках сыграл СССР, который вывел Финляндию из войны, разгромив ее. А также захватил Австрию. Эти страны заплатили за свою свободу принятием нейтралитета.

3. Швеция в свое время пустила по своей территории немецкие войска, а Швейцария хранила в своих надежных банках награбленное немцами в европейских странах добро. При этом, эти страны считаются нейтральными.

4. В Австрии нейтралитет прописан законом, в Финляндии и Швеции – нет.

5. Эти три государства не используют такой термин, как нейтралитет, они всегда говорят о неприсоединении. То есть неучастие в военных союзах, и возможность участия в военных конфликтах.

6. Эта обтекаемая и неоднозначная формулировка перестала иметь значение в 1995 году, после того, как все три государства стали членами Европейского Союза. По законам Союза все страны обязаны помогать другим членам ЕС при возникновении любых военных конфликтов и операций.

7. Эти страны, входящие в ЕС, но желающие отличатся от других его членов, стали «особыми». Они входят в Альянс, но сохраняют нейтралитет.

8. Финляндия, Швеция и Австрия находятся в постоянном сотрудничестве с НАТО, проводят совместные учения и программы. Однако вступать в эту организацию страны не спешат, так как считаются с мнением населения, которое против в подавляющем большинстве.

9. Вот и получается, что страны вроде как равные всем остальным, но «с изюминкой».

Чем выделилась Швейцария?

Швейцария никогда не отрицала термина «нейтральный», в отличие от своих соседок, которые настаивают на другом статусе.

До недавнего времени эта страна избегала участия даже в международных организациях и союзах. Чего стоит только тот факт, что в ООН Швейцария вступила лишь в 2002 году, а о Европейском Союзе и НАТО здесь и слышать не хотят.

Благодаря своей действительно нейтральной политике эта страна всегда принимает на своей территории различные форумы, на которых поднимаются сложные дипломатические вопросы и споры (Давосский).

Как себя ведут неприсоединившиеся государства?

1. В 2006 году власти Швеции и Финляндии решили присоединиться к натовским силам быстрого реагирования. Этот факт стал известен населению стран только после проведения выборов, так как до них власти опасались предсказуемой негативной реакции людей.

2. Желание примкнуть к НАТО впоследствии оправдали близостью границ РФ.

3. Эксперты полагают, что на самом деле власти этих стран были обеспокоены строительством «Северного потока», завершение которого приведет к перестановке сил в данном регионе.

4. После грузино-южноосетинского конфликта в Швеции и Финляндии стало больше сторонников вступления этих государств в НАТО.

5. Все неприсоединившиеся государства входят в программу «Партнерство во имя мира».

6. Совсем недавно Швеция решила подсобить коалиционным войскам и отправила в небо над Ливией 8 своих боевых судов. Около полутысячи шведских солдат находятся сейчас в Афганистане. При этом военные суда над Ливией находятся в особенном статусе: они имеют право открыть огонь лишь в случае опасности нападения на них и не могут атаковать наземные цели.

Долго ли нейтральная Швейцария сможет оставаться таковой?

Швейцария по праву носит звание самой нейтральной страны мира сотни лет. Однако и ей эксперты пророчат скорую смену вектора внешней политики.

Вступления в ООН «обошлось» Швейцарии отправкой в Косово двухсот своих миротворцев.

В 2009 Швейцария разгласила секретные сведения о счетах своих банков, сделанных гражданами Соединенных Штатов. На родине их подозревали в неуплате налогов. Вашингтон прессинговал швейцарцев очень долго.

Потом был скандал с арестом Полански, после которого многие европейцы и американцы стали обвинять Швейцарию в пресмыкательстве перед Штатами.

Настоящей звонкой пощечиной для Швейцарии стал скандал с Ливией в 2008 году, после задержания сына Каддафи в Женеве. В отместку Каддафи арестовал в своей стране швейцарских бизнесменов. В итоге сына Каддафи отпустили, а президент Швейцарии поехал в Триполи, чтобы извиниться перед ливийским диктатором лично. Швейцарцы были возмущены и стали подумывать о том, что их положение на международной арене хуже некуда, да и перспектива остаться без союзников не внушает оптимизма.

Какие факторы вызвали смену тренда во внешней политике страны?

Эксперты отмечают следующие факторы:

1. На территории Европы нет серьезных и крупных войн.

2. С недавних пор Европа перестала строго делиться на Восточную и Западную, а значит, пропала и необходимость балансировать.

3. Противники североафриканского региона и Азии не будут вникать в детали внешнеполитических особенностей страны, равно как и террористические организации, которые не выделяют никаких европейских государств и на статусы не обращают внимания.

4. В мире выстаивается биполярная система, и нейтралов это совсем не радует, особенно, если учесть что второй полюс – это Китай.

Нейтральные государства понимают, что пришло время делать цивилизованный выбор.

10 Самых Безопасных Стран Мира в Случае Мирового Конфликта June 28th, 2013

В какой стране Вы хотели бы оказаться, если разразится третья мировая война или нечто похожее? Мы можем все дружно молиться, чтобы этого не случилось и искренне надеяться на лучшее, но войны во все времена становились самой острой и важной причиной для массовой иммиграции. Мы можем вспоминать как семья фон Трапов из мюзикла «Звуки Музыки» с песней об Эдельвайсе и улыбкой пешком уходила из Австрии в Швейцарию, но на деле, если придется идти пешком и с детьми на руках, большинство из нас будут вряд ли петь песни.

Безопасность и максимальная удаленность от мирового конфликта может стать мотивирующим фактором именно для Вас, если придется выбирать, куда бежать. Естественно, многие из читателей нашего блога имеют недвижимость за границей, а кто-то побежит к родственникам, живущим за рубежом. Я же расскажу о своем топ 10 стран, которые я на данный момент считаю безопасными в случае мирового конфликта.

10. Швейцария

У Швейцарии долгая история нейтралитета и эта страна спрятана в Альпах. Соседняя Австрия также считается нейтральной нацией и, кстати, очень многие наши читатели интересуются иммиграцией в Австрию.

В Швейцарии в каждом доме есть бомбоубежище.


9. Коста Рика

В Коста Рике стабильная демократия и страной проводится политика нейтралитета. Коста Рика занимает высокие позиции в различных независимых обозрениях и рейтингах, например, в рейтинге Глобального Мира (Global Peace Index), Рейтинге Счастливой Планеты (Happy Planet Index) и в рейтинге удовлетворения жизнью (Life Satisfaction Index). И хотя Коста Рика находится в достаточно неспокойном регионе, но сама по себе считается очень мирной и нейтральной. С целью поиска своей идеальной страны на случай конфликта Вы можете также сверится с последними новостями вышеупомянутых мировых рейтингов.
8. Папуа Новая Гвинея

Если цель - изолированное место в мире и стана в которой еще есть места, куда не ступала нога человека, то переезд в Папуа Новую Гвинею позволит максимально изолироваться от внешнего мира.
7. Канада

Канада - вторая по количеству населения страна в мире, но у нее лишь одна граница с другой страной - США и это мирная граница. У Канады в мире немного врагов и эта страна также высоко расположена во всемирном индексе мирных стран.
6. Сейшелы

Кроме того, что Сейшелы изолированы от всего мира и находятся посреди Индийского океана, эти острова еще и очень красивы. Здесь вы сможете не только изолироваться, но и насладится жизнью. Более подробно о возможностях райской жизни на Сейшельских островах можно узнать из статьи - Лучшая налоговая гавань мира - Сейшельские Острова .
5. Финляндия

У Финляндии есть долгая история успеха в способности выходить сухой из воды в международных конфликтах. Финляндия считается политически нейтральной страной и всегда входит в десятку самых мирных стран на планете в Глобальном Рейтинге Мира - Global Peace Index. Если вы не боитесь холода, то северная часть Финляндии отличное место для того, чтобы исчезнуть.
4. Тувалу

Эта страна располагается в центре Микронезии и находится среди самых безопасных и отдаленных мест в мире. Это третья по количеству населения страна с конца в списке всех стран мира и четвертая с конца по размерам. В мире есть совсем немного мест, которые так удалены и изолированы от активной глобальной жизни как Тувалу.
3. Исландия

У Исландии нет границ и врагов в мире. Эта страна всегда высоко в рейтинге самых мирных стран. Если случиться мировой конфликт, то очень маловероятно, что Исландия будет в нем участвовать.
2. Бутан

Находящийся среди Гималайских гор Бутан - одна из самых изолированных стран мира и отличный пример достижения баланса между модернизацией и сохранением древней культуры. Религиозное население Бутана верит в мирные способы разрешения всех конфликтов и, хотя Бутан находится в сравнительно неспокойном регионе - географически страна защищена.
1. Новая Зеландия

Новая Зеландия самая изолированная из крупных и развитых стран. У Новой Зеландии нет границ и страна находится в удалении от других стран мира. У Новой Зеландии нет национальных врагов, но есть безопасная демократия и разнообразный географический масштаб с множеством удаленных мест, где можно спрятаться. У нас на блоге есть очень много актуальной и свежей информацией о переезде в Новую Зеландию для инвесторов и бизнес иммигрантов. Новой Зеландии на блоге посвящен целый