Не дайте себя обмануть, или несколько слов о "евангелии мира от ессеев". Ессеи

Кто такие Ессеи? Они представляли собой членов кумранской общины. Известно об этом от Филона Иудейского или Александрийского (25 до н. э. - 50 н. э.) и Иосифа Флавия (37-100). Об общине также упоминает Плиний Старший (23-79). По сути, община являлась иудейской сектой. Её возникновение датируется 20-ми годами II века до н. э.

Представители секты жили в городах и селениях на землях Иудеи. Объединяло этих людей единство религиозных взглядов и образ жизни. Они оказывали яростное сопротивление эллинизму. То есть выступали против распространения греческого языка и насаждения греческой культуры в тех странах, которые после смерти Александра Македонского стали вотчинами его военачальников (диадохов).

Проповедник ессей призывает людей к праведной жизни

Видимо борьба ессеев не увенчалась успехом, так как они вынуждены были покинуть города и деревни. Чтобы сохранить самобытность и традиции, этот древний народ основал отдельную колонию на северо-западном берегу Мёртвого моря. На новых землях переселенцы жили замкнутой жизнью, не пуская к себе чужаков.

Во главе сообщества стоял праведный учитель. В его задачу входило подготовить путь для мессии. Последний должен был появиться в «конце дней». Конец же наступал после 40-летней войны. Её исходом должна была стать победа «сынов света» над «сынами тьмы».

Все представители общины давали обет безбрачия. Но чтобы сообщество, в конце концов, не выродилось, ессеи брали на воспитание чужих детей. Им с детских лет прививалось соответствующее мировоззрение. В коллектив колонии мог также попасть любой желающий, разделяющий взгляды её членов. При этом назначался испытательный срок. Продолжался он три года.

При вступлении в сообщество давалась клятва. Новичок торжественно обещал почитать Бога, не приносить никому вред, не выделяться среди других одеждой и не носить украшения. Он также заверял членов братства, что неустанно будет обличать тех, чьи уста глаголют ложь, и искренне любить истину. Никогда не посмеет воспользоваться незаконной прибылью и ни слова не скажет посторонним о делах и устремлениях сообщества.

Человек, нарушивший клятву, изгонялся из колонии. В этом случае он не имел права принимать пищу, так как это категорически запрещалось делать вне сообщества. Умирая от голода, несчастный просил, чтобы его взяли обратно. В большинстве случаев просьба удовлетворялась. Нарушитель возвращался в родной коллектив, и считалось, что он искренне раскаялся.

Всё сообщество делилось на общины. Это были как бы отдельные семьи. Каждая из них жила в одном доме. В большинстве случаев членов общины не связывали родственные отношения. Просто люди объединялись в группу и сосуществовали вместе. В таких семьях столовались все за одним столом, а дети почитали старших, как своих отцов, оказывая им соответствующие почести.

Безбрачие члены общины считали выше по статусу, нежели брак. Поэтому семьи создавались лишь в те годы, когда пожилых людей становилось слишком много. В этом случае половые отношения продолжались лишь до тех пор, пока женщина не беременела. После этого всякие интимные контакты прекращались.

Ессеи чётко разделялись на четыре касты. Совершенствуясь душой, любой член сообщества мог подняться от самой низшей касты до высшей. Пройдя весь путь и оказавшись на вершине иерархической лестницы, человек обретал определённые способности и мог предсказывать будущее. Эти люди также становились странниками. Шли они в города и деревни, чтобы обратить в свою веру заблудших.

Ярким представителем кумранской общины являлся , живший в 6 году до н. э. - 30 году н. э. Именно он крестил в водах реки Иордан Иисуса Христа. В это можно верить, можно не верить, но в любом случае что-то было в то далёкое время. И именно это что-то оставило неизгладимый след на всей дальнейшей истории человеческой цивилизации.

Иоанн Креститель входил в высшую касту ессеев. Он оставил общину и пошёл к людям. Призывал их к раскаянию, убеждал смирить гордыню и умерить алчность. Долго жил в пустыне, довольствуясь малым. Конец его жизненного пути был трагичен. Благодаря козням царицы Иродиады, Иоанну Крестителю отрубили голову. Он считается последним из пророков, предвещавших появление мессии.

Трагически сложилась судьба и всей кумранской общины. Она также носит названия общины Мёртвого моря и общины обновлённого завета . В 37 году до н. э. римляне захватили Иерусалим. В 66 году вспыхнуло восстание против захватчиков. Ессеи принимали в нём активное участие.

Римские легионеры значительно превосходили по численности восставших, и те были вытеснены из своих поселений. Спасались они в пещерах, но, в конечном счете, были все истреблены. Память об общине померкла, и вообще исчезла бы из памяти людей, если бы не мальчишки пастухи. Они абсолютно случайно обнаружили пергаментные свитки в пустынной местности Вади-Кумран в 1947 году. Именно эти древние манускрипты и раскрыли тайну загадочного народа.

В трапезную храма Иоанна Воина требуется помощник повара. Православное вероисповедание и воцерковленность обязательны.

График: 1/3 с 13-00 до 18-00. Оплата 60 руб./ час – 300 руб. /смена.

Обращаться по тел.: 9-908-046-21-38 старший повар Елена.


Дорогие братья и сестры! Просим всех, кто записался в крестные родители на Крещение детей в Доме ребенка № 2, еще немного подождать. Крещение переносится в связи с высокой заболеваемостью детей ориентировочно на январь месяц . О точной дате обязательно сообщим!

Благодарим всех, кто вызвался на это благое дело!


Дорогие братья и сестры!
Вот и настал такой долгожданный и великий праздник Рождество Христово! Пусть этот праздник наполняет душу и сердце светлым чувством любви и радости. Будьте счастливы!

С Рождеством Христовым!


Не дайте себя обмануть, или несколько слов о "Евангелии мира от ессеев"

«Евангелие мира от ессеев» иногда называют просто "Евангелие мира", "Евангелие ессеев" или реже - «Евангелие ессеев от Иоанна».

Отрывки из него очень любят цитировать в кругах сыроедов, вегетарианцев, а также религиозных групп, которые «уличают» христиан во лжи и обвиняют их в заговоре по «сокрытию того, чему на самом деле учил Христос». То есть в тех группах, которые состоят в явной или скрытой оппозиции к христианству.

Действительно, вы никогда не услышите ни строчки из «Евангелия мира» от православного священника. Почему?

Просто потому что ессеи (так называлась древняя иудейская община, секта ревностных иудеев, которая существовала со 2-го века до Р.Х. по 1-й век после Р.Х) не писали это евангелие. Оно даже не является древним апокрифом. Но об этом чуть ниже.

А пока отметим, что вышеупомянутые группы (в основном, это различные секты) заявляют, что Иисус Христос обучался у ессеев и именно от них почерпнул свои знания, которые потом и проповедовал. Иногда они понимают текст наоборот - что Иисус учился где-то (например, в Тибете или Индии), а потом проповедовал самим ессеям. В этом они как раз и опираются на «Евангелии мира», которое рассказывает о том, как Иисус проповедовал группе «больных и увечных» иудеев, а они слушали эти новые истины, затаив дыхание. На реальные исторические источники эти секты обычно не опираются.

Чтобы убедиться в том, что "Евангелие мира" не имеет отношения к древней общине ессеев, достаточно немного узнать о самих ессеях и их верованиях, и сопоставить эти данные с «Евангелием мира». Конечно, важен также вопрос, откуда появилось само "Евангелие мира".

Основные противоречия между историческими сведениями о ессеях и «Евангелием мира» таковы:

  • Иисус из «Евангелия мира» для очищения от внутренней и внешней скверны и греха рекомендует очень простой способ: принимать воздушные, водные и солнечные ванны, причем это сводится к простому внешнему действию и наслаждению процессом. Однако, найденный археологами во второй половине 20-го века устав общины ессеев сообщает прямо противоположное: без покаяния и послушания общине очиститься никакой водой нельзя. Тот, кто пренебрегает установлениями общины, «не удостоится прощения и не очистится водой очищения, не освятится морями и реками и не очистится всей водой омовения, нечист, нечист будет во все дни, пока отвергает законы Бога ... ибо духом совета Божьей правды искупаются пути человека » (Амусин, 1Q S V, 13-14).
  • Иисус из «Евангелия мира» запрещает есть замороженную пищу (стихи 535-536). Одним этим «Евангелие от ессеев» изобличает само себя: в жаркой палестинской пустыне, где жили ессеи, даже в гористой местности нет ни единой снежной шапки, равно как и в остальной Палестине, где проповедовал реальный Иисус Христос.

Замороженная пища просто не могла быть массово используемым продуктом как 2000 лет назад, так и до самого изобретения холодильников.

  • Вегетарианцы на основании «Евангелия мира» утверждают, что ессеи не ели мяса. Однако известно, что ессеи выращивали скот и избегали отношений с торговцами . Зачем выращивать скот, если не продавать его? Ясно, что для употребления в пищу, как и заповедано законом Моисея, который ессеи чтили даже больше, чем другие иудеи.
  • Известно, что изучение писаний было одним из главных занятий у ессеев, так как они были одной из иудейских сект и отличались особой ревностью к Закону Моисея . По свидетельству Иосифа Флавия, они подолгу упражнялись в священных книгах и свято чтили их. Но Иисус из «Евангелия мира» заявляет слушающим его иудеям: «Не ищите закон в ваших книгах с писаниями, ибо закон есть жизнь, писания же мертвы » (ст. 77). То есть он объявляет мертвыми те писания, которые для реальных ессеев были непреложны и святы, и изучению которых они уделяли треть каждой ночи. Истинный ученик ессеев никогда бы не сказал такого о Законе Моисея и других иудейских писаниях. А если бы какой-нибудь проповедник порекомендовал ессеям так относиться к священным книгам, то они бы его в лучшем случае выгнали взашей.
  • Кроме того, ессеи принимали кого-либо в свою общину только после трехлетнего испытания. Совершенно невероятно, чтобы они слушали первого встречного проповедника и бросались выполнять его рекомендации по первому зову, как это излагает "Евангелие от ессеев".
  • Как строгие последователи иудейского закона, ессеи были ревностными монотеистами. Из книги Бытия они усвоили, что есть Бог Творец, который создал материю (землю) , светила и все остальное. То есть земля – это не божество, а тварная неживая материя. Можно сказать, что это убеждение стало главной предпосылкой научного мировоззрения, которое потом смогло развиться в христианской культуре. Но Иисус из «Евангелия от ессеев» призывает поклоняться «Матери-Земле и Отцу Небесному» (это режет христианский слух, но очень нравится родноверам). Однако, за одну такую рекомендацию любого проповедника забили бы камнями не только сами ессеи, но и другие законопослушные иудеи, потому что эта рекомендация ведет к нарушению первой и второй заповедей – основы Закона Божия (почитать Единого Бога и не поклоняться другим богам).

Это только некоторые противоречия «Евангелия мира от ессеев» с жизнью реальных ессеев.

Еще больше противоречий между этим произведением и каноническими евангелиями, но их разбор не стоит в задачах данной статьи. Более того, многие места из «Евангелия мира от ессеев» для христианского уха звучат прямо кощунственно и хулительно , и вряд ли это будет сильно зависеть от конфессии. Отметим только, что рецепты счастливой жизни, которые даются в этом «Евангелии», известны еще со времен встречи Евы со змием, например: «Пусть вес вашей ежедневной пищи будет не меньше одной мины, но смотрите, чтобы он не был более двух. Тогда ангелы Бога будут вечно служить вам , и вы никогда не впадете в рабство Сатаны и его болезней ». Звучит также многообещающе и просто, как съешьте плод и «будете как боги» (Быт, 3:5). В целом же характер изложенного в "Евангелии мира" учения носит явный оккультно-эзотерический характер.

Между жизнью христианам и исторических ессеев, конечно, можно отметить внешние сходные черты: общие трапезы, отказ от своего имущества в пользу ближнего и другие. Но при внимательном изучении становится очевидно, что учения первых христиан и ессев совершенно различны в главных вопросах : вопросах мессианства, посмертной участи, ритуальной чистоты, праведности, отношения к закону, браку, пище и многому другому, но это вопрос отдельный.

Так откуда взялось это «Евангелие мира от ессеев»?

Некто Эдмонд Бордо Секей (иногда его фамилию переводят как Шекли), специалист по древним языкам, заявил, что в 1923 году он нашел некие древние тексты - не где-нибудь, а прямо в «секретных архивах Ватикана», и перевел их. Да, именно так он и заявил: получил беспрепятственный доступ в секретные архивы Ватикана и сам, в одиночку , все перевел.

Вообще, подобными текстами обычно занимаются целые группы ученых, а не отдельные личности, иначе это неизбежно грозит субъективным толкованием переводимого текста, искажением его смысла. Да и пускают ли простых переводчиков в "секретные архивы Ватикана"?

В 1928 году Секей уже организовал свое Биогенетическое сообщество, религиозную группу наподобие секты, куда привлекал адептов с помощью пропаганды здорового образа жизни. Собственно, многие секты так поступают и сегодня.

Заявленные переводы так называемых «текстов ессеев» привлекли к себе внимание последователей различных вероисповеданий, но оригинальные манускрипты так и не были найдены или предъявлены, из-за чего современные исследователи религий считают их фальсификацией.

В более поздних изданиях «Евангелия от ессеев» на титульной странице были изображены некие свитки, но оказалось, что это инвертированные (перевернутые) снимки Кумранских рукописей, найденных в 1947 году, взятые из книги профессора Миллара Барроуза «Свитки Мёртвого моря» (1958 г.), а не оригинальные манускрипты, с которых, якобы, переводил Секей.

Также теолог Лундского университета Пер Бесков расследовал притязания Секея в «Странных сказках о Христе». Но Ватикан, так и Национальная библиотека Вены опровергли существование исходного манускрипта. Представители Ватикана также отрицают, что Секей был допущен в архивы Ватикана в 1923г. – в простые архивы, не то что «секретные».

Многих, кто поверхностно знаком с христианством, ввело в заблуждение нарочитое использование евангельского стиля и вставка перефразированных новозаветных выражений в произведение Секея. В связи с этим просим наших читателей быть внимательнее при выборе источников для ознакомления с христианством.

Источники:

  1. Иосиф Флавий, Иудейская война, книга 2., гл.8.
  2. И.Д. Амусин, Находки у Мертвого моря, гл.2, 1963 г.
  3. Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона, Ессеи -
  4. Эдмонд Бордо Секей - https://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%E5%EA%E5%E9,_%DD%E4%EC%EE%ED%E4_%C1%EE%F0%E4%EE
  5. Краткие заметки об общинах ессеев и терапевтов.

Ессе́и или осси́ны (греч. Εσσηνοι , Εσσαίοι , Ὀσσαιοι, Ὀσσηνοί, или кумраниты ) - одна из иудейских сект , получившая начало в первой четверти II в. до н. э.

Первоначальные сведения о них находятся у Филона Иудейского , Иосифа Флавия и Плиния Старшего . Во времена первых двух названных историков ессеев было около 4000. Рассеянные в Иудее , они жили сначала в городах и деревнях, под именем ассидеев , и, как думают новейшие учёные, составляли ту национальную партию в еврействе , которая боролась с другой, более могущественной партией - эллинистов . Затем, по Филону, почувствовав отвращение к испорченным нравам городов, а по мнению новейших исследователей, потеряв надежду на успех в борьбе за национальные начала еврейской жизни, ессеи удалились на северо-запад от Мёртвого моря и, составив там обособленные колонии, избегали встречи с остальными соплеменниками даже в Иерусалимском храме , образовали из себя строго замкнутый орден , жили безбрачно, но принимали и воспитывали в своих понятиях чужих детей; принимали в своё сообщество и других - после трёхлетнего испытания.

Кумранская община

При приёме вступающий в орден должен был дать обет:

  • чтить Бога
  • быть справедливым ко всем
  • никому не вредить
  • быть врагом неправды
  • сохранять верность властям
  • достигнув власти, не превозноситься
  • не отличать себя от других особой одеждой и украшениями
  • обличать ложь и любить истину
  • ничего не утаивать от сочленов и о них ничего посторонним не сообщать
  • воздерживаться от незаконной прибыли
  • догматов ессейского учения никому не передавать
  • не употреблять клятвы
  • верно хранить писания (древние книги) ессеев и иудеев и имена ангелов (по Тосту и Грецу - таинственные имена Божии)
  • не приносили кровавых жертв (по Флавию - они не приносили этих жертв лишь в Иерусалимском храме)
  • усердно занимались
    • земледелием
    • пчеловодством
    • скотоводством
    • ремеслами
    • врачеванием (посредством дыхательной гимнастики и произнесения заклинательных формул и стихов)
  • не делали оружия и отвергали войну до пришествия Мессии, но готовились к войне против сил Зла на стороне Мессии
  • признавали лишь общую собственность
  • безусловно отрицали рабство
  • помогали друг другу всячески
  • учили, что все они братья между собой

Обычаи

Все потребное для себя они изготовляли сами, избегая отношений с торговцами. Много занимались аллегорическим толкованием Святых Книг и учением о нравственности. Жили они не по одиночке, а общинами, каждая в особом доме; имели общий стол; младшие чтили старших, как дети отцов, окружая их всякой заботливостью. По словам Иосифа Флавия, Моисея ессеи ставили непосредственно после Бога (почему особенно строго чтили субботу) и хулу на него наказывали смертью. Жили они, вообще, безбрачно, не потому, чтобы отрицали брак, а потому что считали безбрачие выше брака. Одна отрасль секты позволяла своим членам вступать в брак; но, как скоро жена беременела, муж прекращал с нею общение, желая доказать, что взял её не для удовольствия, а для произведения детей. Презирая украшения, ессеи не мазались маслом, одежду носили одну и ту же до совершенной её негодности, но на свои трапезы надевали всегда особого покроя белое платье. Их доходами распоряжались на общую потребу избранные ими попечители и священники. Помогали бедным и не принадлежащим к ордену. Вставали до восхода солнца и не говорили ни о чём житейском; приветствовав солнце молитвой (что вовсе не означает, вопреки мнению некоторых, парсизма), они отпускались начальствующими (без ведома которых не позволялось ничего делать, кроме дел милосердия достойным и подачи пищи голодному) на работы, по окончании которых купались в холодной воде (что имело значение религиозного очищения) и садились затем, надев чистую одежду (в особенном доме, в который вход посторонним запрещался), за трапезу, имевшую вид священнодействия. За большие преступления виновные исключались из общества и, оставаясь верными клятве не принимать пищи вне его, умирали голодной смертью; искренно раскаявшиеся принимались обратно. Судьи у ессеев (числом не менее 100) были «строги и справедливы». В исполнении узаконений своего ордена ессеи были очень строги; славную смерть предпочитали постыдной жизни. Орден разделялся на четыре степени (не считая степени испытуемых), по времени вступления, причём одна степень отделялась от другой так строго, что высшие через соприкосновение с низшими становились нечистыми. Ессеям, особенно глубоко изучившим Священное Писание и приготовленным особыми аскетическими очищениями, приписывали дар предсказывать будущее. Ессеи учили, что душа состоит из тончайшего эфира и заключена в тело, как в темницу (вследствие своего падения), из которой после смерти человека улетает на небо; для праведной души место вечной жизни - в блаженных полях по ту сторону океана; злые души вечно мучаются в холоде и мраке. Ессеи верили в предопределение.

Происхождение

Кумранские рукописи

Одна из самых популярных гипотез гласит, что именно Кумранская община ессеев являлась владельцем так называемых Свитков Мёртвого моря , или Кумранских рукописей - большого количества (около 1000) манускриптов, обнаруженных в пещерах Кумрана и являющихся наиболее древними известными фрагментами Пятикнижия . Также ведется дискуссия по поводу свитка 7Q5 , возможно являющимся самым древним из известных отрывком из Евангелия от Марка . Согласно данной гипотезе, ессеи спрятали свитки в близлежащих пещерах во время еврейских восстаний в 66 г н. э. незадолго до того, как они были перебиты римскими солдатами.

См. также

Напишите отзыв о статье "Ессеи"

Примечания

Литература

  • Владимиров А. . - М .: Беловодье, М., 2002.
  • Амусин И. Д. Находки у Мёртвого моря / Ответственный редактор В. В. Струве. - М .: «Наука», 1964.
  • Амусин И. Д. Рукописи Мёртвого моря / Ответственный редактор С. И. Ковалёв. - М .: Издательство академии наук СССР, 1960.
  • Амусин И. Д. Кумранская община. - Л. : Наука, 1983.
  • Елизарова М. М. Община терапевтов (из истории ессейского общественно-религиозного движения I в. н.э.) / Ответственный редактор И. Д. Амусин. - М .: «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1972.
  • Зусман А. Ессеи: Религиозное течение в Палестине во времена Иисуса Христа. - М ., 1913. - 47 с.
  • Лебедев П. А., прот. Ессеи и ферапевты // Дух Христианина. - 1862.
  • Lucius. Der Essenisinus und das Judenthum. - 1889.
  • Лурье С. Я. Ессеи // Историческое обозрение. - 1892. - Т. IV.
  • Тантлевский И. Р. . - Центр "Петербургское Востоковедение", СПб., 1994. - 368 с.

Ссылки

  • // Еврейская энциклопедия Брокгауза и Ефрона . - СПб. , 1908-1913.
  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Отрывок, характеризующий Ессеи

В апреле месяце войска оживились известием о приезде государя к армии. Ростову не удалось попасть на смотр который делал государь в Бартенштейне: павлоградцы стояли на аванпостах, далеко впереди Бартенштейна.
Они стояли биваками. Денисов с Ростовым жили в вырытой для них солдатами землянке, покрытой сучьями и дерном. Землянка была устроена следующим, вошедшим тогда в моду, способом: прорывалась канава в полтора аршина ширины, два – глубины и три с половиной длины. С одного конца канавы делались ступеньки, и это был сход, крыльцо; сама канава была комната, в которой у счастливых, как у эскадронного командира, в дальней, противуположной ступеням стороне, лежала на кольях, доска – это был стол. С обеих сторон вдоль канавы была снята на аршин земля, и это были две кровати и диваны. Крыша устраивалась так, что в середине можно было стоять, а на кровати даже можно было сидеть, ежели подвинуться ближе к столу. У Денисова, жившего роскошно, потому что солдаты его эскадрона любили его, была еще доска в фронтоне крыши, и в этой доске было разбитое, но склеенное стекло. Когда было очень холодно, то к ступеням (в приемную, как называл Денисов эту часть балагана), приносили на железном загнутом листе жар из солдатских костров, и делалось так тепло, что офицеры, которых много всегда бывало у Денисова и Ростова, сидели в одних рубашках.
В апреле месяце Ростов был дежурным. В 8 м часу утра, вернувшись домой, после бессонной ночи, он велел принести жару, переменил измокшее от дождя белье, помолился Богу, напился чаю, согрелся, убрал в порядок вещи в своем уголке и на столе, и с обветрившимся, горевшим лицом, в одной рубашке, лег на спину, заложив руки под голову. Он приятно размышлял о том, что на днях должен выйти ему следующий чин за последнюю рекогносцировку, и ожидал куда то вышедшего Денисова. Ростову хотелось поговорить с ним.
За шалашом послышался перекатывающийся крик Денисова, очевидно разгорячившегося. Ростов подвинулся к окну посмотреть, с кем он имел дело, и увидал вахмистра Топчеенко.
– Я тебе пг"иказывал не пускать их жг"ать этот ког"ень, машкин какой то! – кричал Денисов. – Ведь я сам видел, Лазаг"чук с поля тащил.
– Я приказывал, ваше высокоблагородие, не слушают, – отвечал вахмистр.
Ростов опять лег на свою кровать и с удовольствием подумал: «пускай его теперь возится, хлопочет, я свое дело отделал и лежу – отлично!» Из за стенки он слышал, что, кроме вахмистра, еще говорил Лаврушка, этот бойкий плутоватый лакей Денисова. Лаврушка что то рассказывал о каких то подводах, сухарях и быках, которых он видел, ездивши за провизией.
За балаганом послышался опять удаляющийся крик Денисова и слова: «Седлай! Второй взвод!»
«Куда это собрались?» подумал Ростов.
Через пять минут Денисов вошел в балаган, влез с грязными ногами на кровать, сердито выкурил трубку, раскидал все свои вещи, надел нагайку и саблю и стал выходить из землянки. На вопрос Ростова, куда? он сердито и неопределенно отвечал, что есть дело.
– Суди меня там Бог и великий государь! – сказал Денисов, выходя; и Ростов услыхал, как за балаганом зашлепали по грязи ноги нескольких лошадей. Ростов не позаботился даже узнать, куда поехал Денисов. Угревшись в своем угле, он заснул и перед вечером только вышел из балагана. Денисов еще не возвращался. Вечер разгулялся; около соседней землянки два офицера с юнкером играли в свайку, с смехом засаживая редьки в рыхлую грязную землю. Ростов присоединился к ним. В середине игры офицеры увидали подъезжавшие к ним повозки: человек 15 гусар на худых лошадях следовали за ними. Повозки, конвоируемые гусарами, подъехали к коновязям, и толпа гусар окружила их.
– Ну вот Денисов всё тужил, – сказал Ростов, – вот и провиант прибыл.
– И то! – сказали офицеры. – То то радешеньки солдаты! – Немного позади гусар ехал Денисов, сопутствуемый двумя пехотными офицерами, с которыми он о чем то разговаривал. Ростов пошел к нему навстречу.
– Я вас предупреждаю, ротмистр, – говорил один из офицеров, худой, маленький ростом и видимо озлобленный.
– Ведь сказал, что не отдам, – отвечал Денисов.
– Вы будете отвечать, ротмистр, это буйство, – у своих транспорты отбивать! Наши два дня не ели.
– А мои две недели не ели, – отвечал Денисов.
– Это разбой, ответите, милостивый государь! – возвышая голос, повторил пехотный офицер.
– Да вы что ко мне пристали? А? – крикнул Денисов, вдруг разгорячась, – отвечать буду я, а не вы, а вы тут не жужжите, пока целы. Марш! – крикнул он на офицеров.
– Хорошо же! – не робея и не отъезжая, кричал маленький офицер, – разбойничать, так я вам…
– К чог"ту марш скорым шагом, пока цел. – И Денисов повернул лошадь к офицеру.
– Хорошо, хорошо, – проговорил офицер с угрозой, и, повернув лошадь, поехал прочь рысью, трясясь на седле.
– Собака на забог"е, живая собака на забог"е, – сказал Денисов ему вслед – высшую насмешку кавалериста над верховым пехотным, и, подъехав к Ростову, расхохотался.
– Отбил у пехоты, отбил силой транспорт! – сказал он. – Что ж, не с голоду же издыхать людям?
Повозки, которые подъехали к гусарам были назначены в пехотный полк, но, известившись через Лаврушку, что этот транспорт идет один, Денисов с гусарами силой отбил его. Солдатам раздали сухарей в волю, поделились даже с другими эскадронами.
На другой день, полковой командир позвал к себе Денисова и сказал ему, закрыв раскрытыми пальцами глаза: «Я на это смотрю вот так, я ничего не знаю и дела не начну; но советую съездить в штаб и там, в провиантском ведомстве уладить это дело, и, если возможно, расписаться, что получили столько то провианту; в противном случае, требованье записано на пехотный полк: дело поднимется и может кончиться дурно».
Денисов прямо от полкового командира поехал в штаб, с искренним желанием исполнить его совет. Вечером он возвратился в свою землянку в таком положении, в котором Ростов еще никогда не видал своего друга. Денисов не мог говорить и задыхался. Когда Ростов спрашивал его, что с ним, он только хриплым и слабым голосом произносил непонятные ругательства и угрозы…
Испуганный положением Денисова, Ростов предлагал ему раздеться, выпить воды и послал за лекарем.
– Меня за г"азбой судить – ох! Дай еще воды – пускай судят, а буду, всегда буду подлецов бить, и госудаг"ю скажу. Льду дайте, – приговаривал он.
Пришедший полковой лекарь сказал, что необходимо пустить кровь. Глубокая тарелка черной крови вышла из мохнатой руки Денисова, и тогда только он был в состоянии рассказать все, что с ним было.
– Приезжаю, – рассказывал Денисов. – «Ну, где у вас тут начальник?» Показали. Подождать не угодно ли. «У меня служба, я зa 30 верст приехал, мне ждать некогда, доложи». Хорошо, выходит этот обер вор: тоже вздумал учить меня: Это разбой! – «Разбой, говорю, не тот делает, кто берет провиант, чтоб кормить своих солдат, а тот кто берет его, чтоб класть в карман!» Так не угодно ли молчать. «Хорошо». Распишитесь, говорит, у комиссионера, а дело ваше передастся по команде. Прихожу к комиссионеру. Вхожу – за столом… Кто же?! Нет, ты подумай!…Кто же нас голодом морит, – закричал Денисов, ударяя кулаком больной руки по столу, так крепко, что стол чуть не упал и стаканы поскакали на нем, – Телянин!! «Как, ты нас с голоду моришь?!» Раз, раз по морде, ловко так пришлось… «А… распротакой сякой и… начал катать. Зато натешился, могу сказать, – кричал Денисов, радостно и злобно из под черных усов оскаливая свои белые зубы. – Я бы убил его, кабы не отняли.
– Да что ж ты кричишь, успокойся, – говорил Ростов: – вот опять кровь пошла. Постой же, перебинтовать надо. Денисова перебинтовали и уложили спать. На другой день он проснулся веселый и спокойный. Но в полдень адъютант полка с серьезным и печальным лицом пришел в общую землянку Денисова и Ростова и с прискорбием показал форменную бумагу к майору Денисову от полкового командира, в которой делались запросы о вчерашнем происшествии. Адъютант сообщил, что дело должно принять весьма дурной оборот, что назначена военно судная комиссия и что при настоящей строгости касательно мародерства и своевольства войск, в счастливом случае, дело может кончиться разжалованьем.
Дело представлялось со стороны обиженных в таком виде, что, после отбития транспорта, майор Денисов, без всякого вызова, в пьяном виде явился к обер провиантмейстеру, назвал его вором, угрожал побоями и когда был выведен вон, то бросился в канцелярию, избил двух чиновников и одному вывихнул руку.
Денисов, на новые вопросы Ростова, смеясь сказал, что, кажется, тут точно другой какой то подвернулся, но что всё это вздор, пустяки, что он и не думает бояться никаких судов, и что ежели эти подлецы осмелятся задрать его, он им ответит так, что они будут помнить.
Денисов говорил пренебрежительно о всем этом деле; но Ростов знал его слишком хорошо, чтобы не заметить, что он в душе (скрывая это от других) боялся суда и мучился этим делом, которое, очевидно, должно было иметь дурные последствия. Каждый день стали приходить бумаги запросы, требования к суду, и первого мая предписано было Денисову сдать старшему по себе эскадрон и явиться в штаб девизии для объяснений по делу о буйстве в провиантской комиссии. Накануне этого дня Платов делал рекогносцировку неприятеля с двумя казачьими полками и двумя эскадронами гусар. Денисов, как всегда, выехал вперед цепи, щеголяя своей храбростью. Одна из пуль, пущенных французскими стрелками, попала ему в мякоть верхней части ноги. Может быть, в другое время Денисов с такой легкой раной не уехал бы от полка, но теперь он воспользовался этим случаем, отказался от явки в дивизию и уехал в госпиталь.

Ессеи (ессены, эссены) - члены предхристианских тайных организаций, существовавших на территории палестинских государств. Историки связывают зарождение этих общин со вторым веком до рождения Христа. Большинство ессеев жило на западном берегу Мертвого моря. Многими исследователями они идентифицированы с Кумранской общиной, которая создала "Свитки Мертвого моря".

Ессеи (от арамейских "хасен, хассия" - слуги Божии, святые, благочестивые, или "асен, ассия" - целители) в талмудической литературе именуются "первыми хасидами". Позднее хасидами стали называть иудейских мистиков, мудрых и проницательных учителей-рабби.

Отсутствие торговли, занятие ремеслом и земледелием, умение защитить себя - обеспечивали полную самостоятельность ессейских общин. Члены ессейских орденов, связанных между собой, селились в пустынях, окрестностях городов и селений. У них не было своих городов, но рядом с каждым жили многие. Путешествующие ессеи всегда могли найти кров и поддержку в любом из домов единоверцев.

Вступающие в ордена проходили испытательный срок в течение трех лет, переходя на скромное "безубойное" питание и изменяя свой образ жизни. Посвящая себя совершенствованию, давая обет, который подразумевал преданность общине, они руководились тремя основными принципами: любовью к Богу, любовью к добродетели, любовью к человеку. Нарушившие подвергались осторожному и выверенному наказанию.

Этическое развитие было основой их духовного продвижения. Воздержание от клятв, лжи, равнодушие к наслаждениям, умеренность, скромность, постоянство входили в "нравственный кодекс общины". Ношение белых одежд было символом духовной чистоты (часто ессеев называли "братство чистых"). Отказавшись от храмовых жертвоприношений и посещения синагог, они создавали "храм человеческий", где "воскурения пред Богом" совершались в виде добрых дел. Высшим наказанием считалось изгнание из ордена.

Учение ессеев говорило о "тленности" тела и всего материального. Человеческие души - бессмертны имеют преджизненное существование. Они, воплощаясь, соединяются с телами, как с темницами. После смерти тел очищенные души попадают в "мягкий эфир", для дурных душ уготована "мрачная бездна". Знания философии, логики и физики ессеи подчиняли бытию Бога.

О духовных упражнениях ессеев, использовавшихся учениками, можно судить лишь из кратких литературных упоминаний. Применялись глубокие медитации, посты, специальные молитвы.

Иоанн Креститель, по прозвищу Ха-Матбил - "тот, кто омывает", был одним из ессеев. Покинув кумранский орден, он поселился на берегу Иордана: "был послан всему народу израилеву". "Покаянной тевиллой" назвал Иоанн Креститель ессейский ритуал омовения, символизирующий внутреннее очищение. Прежде, чем зайти в воду, приходившие исповедовали свои грехи. Наставник требовал переоценки всей жизни, полного внутреннего переворота. Буквальный смысл его возгласа: "Исуву!" таков: "Опомнитесь, обратитесь, покайтесь!". Близкие ученики Иоанна Крестителя, Андрей и Иоанн по прозвищу "Сын грозы", были призваны Иисусом за свои пламенные натуры и стали Его апостолами.

Г.И. Гурджиев, путешествовавший по Востоку, упоминает посещение монастырей ессеев. В частности, он описывает их "бдение", которое, по-видимому, было общим приемом их работы. "Бдение" - это "самоосознание", "самовспоминание" себя всегда, в т.ч. в критических ситуациях.

А вот свидетельство о ессеях времен иудейского восстания (ок. 68 г. н.э.): "Улыбаясь в мучениях и насмехаясь над теми, кто их пытал, они испускали дух в радостной уверенности, что снова его обретут".

Ессеи селились общиной в удаленных местах, стараясь почти никак не контактировать с окружающим миром. Имущество у них было общим, жен они не имели, считая, что этим они связали бы себя с грешным миром. Правда, пребывание женщин и детей в общине категорически не запрещалось. Ессеи строго соблюдали букву закона, которая, согласно их мнению, только и могла спасти человека. Основателем учения был учитель праведности, живший во втором веке до Р. Х., разошедшийся в свое время с религиозными кругами Израиля и учредивший свою общину на монастырский лад. Ессеи верили в грядущую гибель Израиля и ожидали прихода Мессии.

Как правило, ессеи руководствовались солнечным 364-дневным календарем, в отличие от иудеев, ориентирующихся на лунный. Общинные трапезы-сисситии начинались и заканчивались у ессеев молитвами к Богу. Также и вставая до рассвета в полном молчании, обращаясь на восток, каждый ессей возносил молитвы. Встающее утреннее солнце символизировало для ессеев Божественную Мудрость. В их практику входило исполнение священных гимнов и мантр, сопровождавшихся жестикуляцией и плавными движениями.

Одним из направлений их совершенствования было целительство. Их успехи в терапии были более сильными, чем у городских врачей, поскольку ессеи лечили не только тело, но и душу, увязшую в страхе, наслаждениях и желаниях. Они большое значение придавали чистоте души и тела, давали людям практические указания - как поддерживать в хорошем состоянии свой организм.

В манускрипте "Евангелие Мира Иисуса Христа" от ученика Иоанна, врачеватель из секты ессеев-терапевтов в I веке н. э. так обращается к больным людям:

"Сыны человеческие, Вы забыли, чьи Вы дети. Ваша мать - Земля. И все, кто живут на земле, должны жить по законам Природы. Здоровье - естественное состояние Человека. Болезнь - это ответ Природы на неразумное поведение человека. Чтобы стать на путь здоровья, попросите у Матери-Земли, трех помощников - Ангела Воды, Ангела Воздуха, Ангела Света. Первым придет на помощь Ангел Воды. Найдите большую тыкву с полым стеблем в рост человека, обчистите ее изнутри, заполните ее водой, прогретой в реке Солнцем. Повесьте тыкву на дерево, а полый стебель вставьте себе в кишечник сзади. Станьте на колени и преклоните голову низко к земле. Молите Мать-Землю избавить Вас от грехов, что нажили вы в обжорстве. Когда вода, омыв кишечник, выйдет из вас, вы своими глазами увидите, вы своим носом ощутите, вы своими пальцами можете попробовать, какие омерзительные камни носили вы в себе. Как быть вашему телу здоровым, а разуму незатуманенным? И так продолжайте всю неделю, воздерживаясь от сытой пищи. Только тогда вы познаете, какое это счастье - жить в чистом теле. И сделайте один, единственно возможный для разумного человека вывод: человек, омывающий себя только снаружи, подобен гробнице, заполненной зловонными камнями и украшенной дорогими одеждами".

Ессеи широко использовали покаяние, как метод этического очищения души. На общих собраниях "близких по духу" кающийся адепт искренне рассказывал о своих ошибках и несовершенствах. Очевидцы также утверждают, что они редко ошибались в предсказаниях.

Ессеи деятельно занимались изучением и переписыванием Священного Писания, а также составлением различных комментариев на его отдельные книги. Дело в том, что до этого открытия самый древний оригинал Писания относился к Х веку по Р. Х., что и дало повод критикам утверждать, что за тысячу лет, прошедших со времени падения Иудейского царства, текст резко изменился. Но открытие в Кумране заставили замолчать даже самых рьяных противников Библии.

В один из летних дней 1947 года бедуинский мальчик Мухаммед эд-Дхиб пас стадо и случайно обнаружил древние кожаные свитки в одной из пещер, которая располагалась в 2-х километрах от северо-западного побережья Мертвого моря, в местечке Кумран. Эти несколько кожаных свитков, проданных за бесценок маленьким пастухом, послужили толчком к началу раскопок, которые, поистине, стали сенсационными.

Планомерные раскопки начались в 1949 году и продолжались до 1967 года под руководством Р. Де Во. В ходе них было откопано целое поселение, погибшее в первом веке по Р. Х. Это поселение и принадлежало иудейской секте ессеев, которые наряду с фарисеями и саддукеями, представляли собой одно из направлений иудаизма.

Кумраниты спрятали свою библиотеку в пещерах, спасая ее от римлян, опустошивших страну в ходе Иудейской войны (около 73 гг. н. э.), когда община погибла, но свои свитки успела укрыть в потаенных местах, где они и пролежали до 1947 года. Именно эти свитки и произвели своего рода взрыв в научном мире.

В были найдены сотни текстов всех книг Ветхого Завета, кроме книги Есфирь. При проведении сравнительного их анализа с современным текстом Библии выяснилось, что они являются полностью тождественными. За тысячу лет ни одна буква в Писании не изменилась. Кроме этого было доказано авторство книг Библии, которые стоят в их заглавиях. Даже многие места и хронология Нового Завета были подтверждены, как, например, датировка послания апостола Павла к Колоссянам и Евангелие от Иоанна.

Заметим здесь в дополнение, что еще в 19 веке в манускриптах библиотеки буддийского монастыря Химис (Гималайские горы) было найдено Повествование о неизвестном периоде жизни Иисуса Христа. По этому преданию, "Исса - человек, благословленный Богом", в 13 лет, тайно оставив дом, ушел из своей страны с купцами. Знакомившись с различными учениями, священными писаниями - Ведами, Пуранами, Сутрами, - Он начал проповедовать новое знание среди языческих народов, говоря о существовании Единой Вселенской Силы - Бога-Отца. К 30 годам Иисус вернулся в Иудею, где затем был распят. Так следует из Повествования.

В общинах ессеев было достаточно много записей, изречений Иисуса, описаний Его биографии и проповедей Его последователей. Начиная с 4 века церковное христианство стало заботиться о "чистоте" письменной традиции, устранив все нежелательные для чтения тексты. Лишь 27 произведений были признаны каноническими. Но многие апокрифические (не вошедшие в число тех 27) произведения впоследствии были найдены в библиотеке гностиков (Наг-Хаммади, Египет, 1945) и в библиотеке кумранской общины.