Личко А.Е. ‹‹Психопатии и акцентуации характера у подростков

У меня не было ни единого тренинга по сексуальной грамотности, где бы не поднималась тема гомосексуальности. И у взрослых, и у подростков много страхов и сильных эмоциональных переживаний в этой теме. Родители спрашивают, что сделать, чтобы дети наверняка выросли гетеросексуалами, как уберечь их от экспериментов с представителями своего пола и есть ли какие-то признаки гомосексуальной ориентации в раннем возрасте. Подростки же интересуются, нормально ли это, какие причины возникновения однополой симпатии, можно ли от этого вылечиться и что делать, если вдруг понял/поняла, что твоя сексуальность не соответствует ожиданиям родных, друзей и общества… Чтобы разобраться с этими вопросами, я обратилась к психологу Марине Диденко , которая несколько лет работает с ЛГБТ*-подростками и их родителями, проводит тренинги по толерантности, консультирует представителей ЛГБТ-сообщества.

*ЛГБТ — аббревиатура для обозначения лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

— Марина, ваша тема непростая и неоднозначная (но, безусловно, очень важная). Как вы в нее пришли? Есть ли предыстория?

— Сейчас уже сложно сказать, что именно послужило первым рычагом. Я долго училась, но никак не могла начать работать по профессии. Моя подруга работала психологом в ЛГБТ-организации, и мне стало интересно. Попросилась прийти в гости на какой-то праздник, познакомилась с ребятами и начала волонтерить. Через два года у них запускался новый проект «Дружественный врач» (friendlydoctor.org), сервис для ЛГБТ-людей, где можно бесплатно и анонимно пройти тестирование на ВИЧ, консультацию дерматовенеролога, уролога и психолога.

Также параллельно создавалась родительская организация, для поддержки и гармонизации детско-родительских отношений в семье, где есть дети — представители ЛГБТ-сообщества. Придя на один из тренингов, который проводила моя подруга — психолог Анастасия Медко — я осознала, как сложно родителям с принятием своего ребенка. И мне захотелось стать частью этого процесса. И вот уже 5 лет (2 года волонтерства и 3 работы) я сотрудничаю с Всеукраинской благотворительной организацией «Точка опоры» и Родительской инициативой «Терго».

— Насколько наше общество готово к обсуждению и принятию ЛГБТ-темы?

— Я не устаю повторять, что люди боятся того, чего не знают, и если им дать корректную информацию, все меняется. Тема ЛГБТ, с одной стороны, сейчас на слуху, с другой — остается очень сложной для общественности. Люди боятся какой-то немыслимой пропаганды, совращений, разврата… Но это все стереотипы, которые создавались долгие годы. Если познакомить общество с истоками гомосексуальности, показать истинную жизнь ЛГБТ-людей, отсутствие у них каких-либо отличий, кроме пола человека, которого они любят, от так называемого «большинства», тогда мир станет более открытым к разнообразию.

Когда я пришла в ЛГБТ-организацию, я не была изначально толерантна. Мне нравились люди, с которыми я там общалась — за их человеческие качества, интересы, интеллект. И поэтому начала знакомиться с природой гомосексуальности, разными подходами и взглядами на этот аспект жизни человека. Постепенно мой уровень толерантности повышался, а уровень тревожности и непонимания, может, даже непринятия — снижался. Сейчас для меня не имеет значение сексуальная ориентация человека или его гендерная идентичность, главное — какой он как личность, а все остальное — его личное дело.

Что касается нашего общества, то с февраля 2016 года я провела 22 тренинга по толерантности для разных профессиональных групп (психологи, педагоги, учителя, врачи, журналисты) к представителям ЛГБТ и 90 % среди них были очень толерантны, им просто не хватало знаний и информации.

— Давайте начнем с самого начала: что такое сексуальная ориентация, и какие бывают виды.

Сексуальная ориентация – характеристика человека, отражающая более-менее устойчивое во времени и осознаваемое платоническое, эротическое и сексуальное влечение к людям определенного пола или двух полов одновременно. Если говорить очень просто, то сексуальная ориентация это то «кого человек любит», и именно любит, а не занимается с ним сексом.
На сегодняшний день выделяют три вида сексуальной ориентации человека:

  • гетеросексуальная (направлена на людей противоположного пола);
  • бисексуальная (привлекают люди обоих полов в равной степени);
  • гомосексуальная (направлена исключительно на людей своего пола).

Также некоторые подходы к этому перечню добавляют асексуальность , пансексуальность и помосексаульность .

— Какие преимущества в разнообразии сексуальных ориентаций есть для общества, по вашему мнению?

— Принимая разнообразие, мы принимаем разные проявления нашей личности, снимаем зажимы, разрушаем предубеждения и стереотипы. Что касается «преимуществ», то я бы это так не назвала. Человек проходит очень сложный путь принятия своей сексуальной идентичности — у нас в обществе он заведомо обрекает себя в большей части на непринятие, дискриминацию, разрыв отношений с близкими людьми. Важно понимать, что сексуальная ориентация дается человеку при рождении, и он не может ее выбрать. Если бы это было возможно, жизнь бы стала проще. Уменьшилось бы количество случаев алкоголизма или наркомании из-за непринятия себя, а также суицидов или попыток суицидов, особенно среди подростков.

— Вы информируете о том, что гомосексуальность – это разновидность нормы. Чем аргументируете? Как на эти аргументы реагируют люди традиционных взглядов?

— Американская психиатрическая ассоциация исключила гомосексуальность из перечня психических заболеваний еще в 1973 году. С 17 мая 1991 года ВОЗ при ООН также не считает гомосексуальность болезнью или расстройством личности. Так как такого диагноза нет, значит, и лечить нечего — нет клинической картины, мы не можем описать симптомы. Выходит, это вариант нормы.

Я привожу разные теории возникновения гомосексульности человека, говорю, что однозначного ответа на этот вопрос нет. Пытаюсь показать, что люди гомосексуальной ориентации ничем не отличаются от гетеросексуальной, — у них те же проблемы. Нет каких-то психоэмоциональных и физических особенностей. И даю возможность участникам тренинга самостоятельно принять решение, куда они относят гомосексуальность. Но практика показывает, что ознакомившись с информацией и пообщавшись с представителями сообщества, люди сами меняют свое мнение и становятся более открытыми к теме гомосексуальности.

Если говорить про «традиционные взгляды», нужно прояснить, что такое традиция. Это очень условное понятие, традиции меняются. В каждой стране, культуре — они свои. Поэтому говорить про «традиционную» и «нетрадиционную» сексуальную ориентацию сейчас считается некорректным.

— Тема гомосексуальности сейчас обсуждается более открыто, чем 30, 20 и даже 10 лет назад. Это плюс или минус?

— Я думаю, это хорошо. Согласно опросам, проведенным за рубежом, около 40% людей имеют опыт однополых сексуальных отношений, от 3 до 10% населения любого города открывают в себе гомосексуальные чувства. Однако многие представители ЛГБТ-сообщества под влиянием своих родителей, окружения, гетеросексуальных установок общества могут вступить в брак, завести детей, пытаться соответствовать норме. Но, как показали многочисленные истории из реальной жизни, не получают от этого никакого удовольствия – только дискомфорт, уход в себя, отчуждение и страдание от невозможности жить в гармонии с самим собой и окружающим миром. Возрастает риск злоупотребления алкоголем или наркотиками, возможны депрессивные состояния, попытки суицида… Поэтому, чем больше мы про это говорим, тем меньше негативных проявлений и последствий у нас будет.

— Чего больше всего хотят ЛГБТ-подростки?

— Чтобы их приняли и любили такими, как они есть, а не за то, что они будут следовать тем паттернам поведения, которые есть в обществе.

— Родители часто спрашивают, как понять, есть ли предпосылки к гомосексуальности и что можно предпринять в этой ситуации?

— Понять это невозможно. Поведение большинства геев и лесбиянок в детстве ничем не отличалось от других детей. Они играют в те же игры, читают те же книжки, у них одинаковые кумиры в музыке. Можно, конечно, наблюдать за проявлениями внимания и симпатии у мальчиков и девочек, но в большинстве случаев это тоже не показатель.

— Что бы вы посоветовали родителям и подросткам?

— Много говорить и не действовать на эмоциях. Потом можно пожалеть. Читайте литературу, не бойтесь обратиться за поддержкой к специалисту или еще кому-то, кто сможет помочь, — не держите все в себе. Если вы будете искать ответы на вопросы, вы их обязательно найдете (видео).

— Куда могут обратиться за помощью подростки, если они поняли, что имеют гомосексуальную ориентацию, и их это тревожит? Что почитать, на какой сайт/форум пойти, к какому специалисту? А если нет денег и возможностей? И тот же вопрос о родителях – где им искать информацию и поддержку?

— В Украине больше 40 действующих ЛГБТ-организаций, которые занимаются поддержкой разных сфер жизни совершеннолетних ЛГБТ-граждан, и, как правило, их услуги бесплатны. Но вот с подростками, сложней. Никто не берет на себе ответственность по работе с детьми, потому что это незаконно. И дети, к сожалению, остаются со своими вопросами один-на-один.

Во многих украинских городах есть так называемые QUEER HOME – места, где можно интересно проводить время среди представителей ЛГБТ-сообщества, слушать лекции, играть в игры, участвовать тренингах. Но там тоже есть ограничения по возрасту. Мне очень нравится центр в Запорожье «Гендер Зед»: у них много подростков, и они очень увлекательно проводят время. Дети там находят поддержку и понимание, которого нет в семье, развиваются по разным направлениям. Но чтобы туда ходить, если тебе нет 18 лет, ты должен принести записку от родителей с разрешением посещать это место.

Сейчас, благодаря интернету, не проблема найти нужную информацию. Вот сайты самых больших в Украине организаций: ВБО «Точка опоры» (t-o.org.ua); Гей Альянс-Украина (upogau.org), Запорожский областной благотворительный фонд «ГЕНДЕР ЗЕД » и многие другие.

Для родителей есть организация РИ «Терго» (tergo.org.ua), где помогут разобраться в вопросах сексуальной ориентации, гендерной идентичности, принять своего ребенка, окажут поддержку другие родители. Тут же можно получить консультацию психолога. Родители «Терго» собираются раз в месяц в разных городах, в зависимости от запроса и проводят встречи, тренинги, группы самоподдержки, могут встретиться, чтобы просто поговорить за чашкой чая или выслушать по телефону. Все, кто прошел нелегкий путь принятия своего ребенка, сейчас готов оказать поддержку другому родителю.

А начать всем мамам и папам, близким и просто не безразличным людям я рекомендую с книги «Ответы на непростые вопросы». Она небольшая и очень легко написана:

— Есть мнение, что достаточная открытость в этой теме провоцирует увеличение гомосексуальных и бисексуальных людей в обществе. Существует ли в Украине статистика по количеству подростков/молодежи с «нетрадиционной ориентацией»? Может, известна динамика изменений.

— Все боятся пропаганды… Но не забывайте, что все геи и лесбиянки родились в обществе, где пропагандировались семейные ценности и гетеросексуальные отношения. Почему же это не сработало? Нельзя заставить человека кого-то полюбить. Да, можно склонить к сексу, но это будет на один раз. Если внутри у тебя нет влечения, ты не «станешь» геем. В закрытых школах подростки часто практикуют однополый секс, но это не влияет на их сексуальную ориентацию. Попадая в открытое общество, они в большинстве случаев находят себе любимого человека, создают семью с человеком противоположного пола.
Количество подростков с гомосексуальностью такое же, как и взрослых — от 3 до 10%. Но меняется возраст принятия себя. Раньше подросток не понимал, почему он отличается от других. Боялся себе признаться, что у него есть влечение к людям своего пола. Более того, чтобы искоренить это влечение, они пробуют встречаться с человеком противоположного пола, но внутренние желания не побороть. Эти мысли будут съедать изнутри.

Клиенты рассказывали, как им в детстве казалось, что они одни такие на всей планете — информации не было, прочитать или поговорить про это с кем-то было нереально… Поэтому они глушили свои мысли и старались об этом вообще не думать. Но чувства и влечения оставались. Коллега делился личной историей: в школе на физкультуре он засматривался на мальчиков, и это было рефлекторно — тогда он не понимал, почему ему это интересно. Сейчас подростки более «продвинутые», да и информации больше (жалко, что не вся корректна). Поэтому современным детям проще пройти процесс идентификации и принятия себя.

Что касается статистики, то в Украине исследования гомосексуальной ориентации практически не проводятся, особенно среди подростков. Сейчас ВБО «Точка опоры» принимает участие в американском проекте GLESEN: готовим опрос среди подростков по поводу булинга в школе. Там тема ЛГБТ вынесена отдельно – посмотрим, какие результаты мы получим.

— Какие наиболее частые заблуждения по отношению к ЛГБТ-подросткам?

— Что это пройдет, перерастет…. Это очень обижает подростков, которые уже приняли себя. Если мы говорим о сексуальной ориентации, то надо различать два понятия: «сексуальная ориентация» и «сексуальное поведение». Про сексуальную ориентации, мы уже говорили: это про то, «кого я люблю». Сексуальное поведение – это весь спектр возможных сексуальных активностей, которые использует человек для удовлетворения своего сексуального влечения, независимо от того, какова его сексуальная ориентация. Сексуальная ориентация и сексуальное поведение не обязательно тождественны. То есть, бывает, что подростки используют однополый секс для снятия сексуального напряжения, экспериментов, получения опыта. Это не значит, что они геи или лесбиянки. Пока человек (подросток) себя не идентифицирует с человеком гомосексуальной ориентации, мы не можем его таким считать. Каждый гомосексуал проходит очень болезненный многолетний процесс «камин-аута» - признания себя геем или лесбиянкой.

То есть, если к вам обратился подросток или это ваш ребенок, и он говорит, что у него влечение к людям своего пола, внимательного выслушайте его. Скажите, что любите, несмотря ни на что, и постарайтесь очень мягко с ним поговорить, чтобы разобраться: это просто подростковые эксперименты или все-таки гомосексуальная ориентация. А лучше, конечно, не спешить с выводами — время все покажет…

— Что больше всего пугает родителей в гомосексуальности детей?

— Рушится их виденье жизни собственного ребенка. Как бы мы не хотели, но все равно подсознательно планируем будущее своих близких. А тут ребенок заявляет информацию, которая никак не вкладывается в гетеронормативную картинку жизни родителей. И тут начинают проявляться все страхи:

  • это болезнь какая-то;
  • у него/нее никогда не будет детей, а у меня внуков;
  • как это отобразится на здоровье моего ребенка;
  • как к этому относится церковь и религия;
  • как сказать родным или что будет, если узнают родные;
  • мой ребенок не будет счастлив.

— Родители часто на тренингах спрашивают, как объяснить ребенку или подростку про людей гомосексуальной ориентации?

— Мы просто говорим о том, что любовь бывает разной. Есть мужчины, которые любят женщин, есть женщины, которые любят мужчин. А есть мужчины, которые любят мужчин, и есть женщины, которые любят женщин. Считаю, что акцент нужно делать на чувствах, эмоционально-романтических отношениях, а не на сексуальных. Им хорошо вместе – и это самое главное. Тут также важно говорить о контрацепции, ведь подростков так или иначе информируют: чтобы не забеременеть, пользуйтесь презервативами. А про однополые контакты не упоминают, и потом имеем молодых людей с ВИЧ-статусом или другими заболеваниями, которые передаются половым путем. По своему опыту скажу, что дети намного легче принимают разнообразие, чем взрослые, — они еще не такие заангажированные.

— Что должно произойти, чтобы в обществе наконец-то перестали дискриминировать и осуждать за проявление своей сексуальности?

— Время!!! Мир меняется, просто все не так быстро. За 3 года активной работы я уже вижу изменения. Все больше специалистов (психологов, врачей) готовы оказывать помощь или работать с представителями ЛГБТ, все больше людей понимают и принимают разнообразие.

*В тексте использованы фрагменты из книги Нины Вербицкой «Ответы на непростые вопросы»

Вконтакте

Главная > Документ

У обследованных нами подростков мужского пола с психопатиями и нарушениями поведения на фоне акцентуаций регулярная половая жизнь до 16 лет отмечена лишь в 9 %. Подростковый промискуитет . Частые половые сношения с непрестанной сменой партнеров встречаются в некоторых асоциальных подростковых компаниях. Промискуитет нередко сочетается с ранней алкоголизацией, особенно у девочек (Илешева Р. Г., 1978). В состоянии алкогольного опьянения у одних растормаживаются влечения, у других - наступает пассивная подчиняемость более старшим и более активным партнерам, в асоциальных компаниях срабатывает также реакция имитации. У девочек промискуитет как форма сексуального поведения склонен закрепляться, и тогда стремление к постоянной смене партнера становится чем-то вроде ложной перверзии. Транзиторный подростковый гомосексуализм . Эта девиация является ситуативно обусловленной - его проявления сильны в закрытых учреждениях, где сосредотачиваются подростки одного пола. У старших подростков он бывает вызван сильным влечением при отсутствии объектов противоположного пола, у младших - подражанием, соблазном, иногда - понуждением со стороны старших. От взаимного онанизма и поцелуев, оставляющих кровоподтеки на теле, переходят к взаимному петтингу, сосанию половых органов, а мальчики - даже к педерастическим актам - введению penis в anus партнера. У подростков мужского пола транзиторный подростковый гомосексуализм встречается чаще, чем у девочек. Причина транзиторного подросткового гомосексуализма состоит в том, что периоду становления полового влечения свойственна его малая дифференцированность, что отметил еще A. Moll (1893). В отличие от истинного при транзиторном подростковом гомосексуализме объект противоположного пола всегда остается более привлекательным. В присутствии представителей противоположного пола своего возраста, даже без всякой половой близости с ними, гомосексуальные склонности блекнут. Транзиторный подростковый гомосексуализм чаще встречается среди эпилептоидов и шизоидов (активная форма), а также у лабильных и неустойчивых (пассивная форма). Первые проявления истинного гомосексуализма также падают на подростковый возраст. Дифференциально-диагностическими признаками зарождения истинного гомосексуализма в отличие от транзиторного подросткового служат полное отсутствие влечения к сверстникам противоположного пола, даже чувство отвращения при представлении о физической близости с ними, эротические сновидения во время поллюций исключительно гомосексуального содержания. В старшем подростковом возрасте к этому присоединяется активный поиск гомосексуальных партнеров, а также ситуаций, где можно увидеть обнаженными гениталии представителей своего пола (общественные бани, туалеты и т. п.). Женственная внешность у юношей и, наоборот, маскулинизированность у девушек сами по себе еще не свидетельствуют о гомосексуальных склонностях. Примером транзиторного подросткового гомосексуализма может послужить поведение Николая К. (см. стр. 64), становления истинного гомосексуализма в подростковом возрасте - Анатолия П. (см. стр. 196). Другие транзиторные сексуальные девиации в подростковом возрасте . Сюда относятся более редкие случаи вуайеризма (подглядывания за обнаженным телом, особенно гениталиями противоположного пола), эксгибиционизма (выставление напоказ собственных обнаженных гениталий, у мальчиков - обычно эрегированного полового члена), манипуляции над половыми органами малолетних или животных и т. п. Обычно эти действия сопровождаются мастурбацией или она следует за ними. Но все это встречается не как стойкая перверзия, а как случайные эпизоды, обычно на высоте полового возбуждения. Более стойкой перверзией, также проявляющейся с подросткового возраста, является своеобразный фетишизм. Такие подростки занимаются онанизмом, переодеваясь в белье и платье противоположного пола, или используют для онанизма предметы туалета противоположного пола. Типологические особенности сексуальных девиаций . Разным типам психопатий и акцентуаций характера присущи неодинаковые особенности сексуальных девиаций. У гипертимных подростков чаще встречается ранняя половая жизнь. При сенситивной и психастенической акцентуации может встречаться упорный онанизм и, главное, депрессивная реакция на него с самоугрызениями, самоукорами, самонаказаниями, тайными зароками и клятвами его прекратить и т. д. Сексуальная жизнь шизоидного подростка обычно покрыта глубокой тайной. Внешняя асексуальность и даже презрение к половым проблемам могут сочетаться у шизоидов с выраженной эротичностью - с интенсивным онанизмом и соответствующими фантазиями или влечение может прорываться в грубой и перверзной форме - часами сторожат, чтобы подглядеть чьи-то гениталии, эксгибиционируют перед малышами, онанируют под чужими окнами, где их могут увидеть, вступают в связь с первыми встречными, назначают свидания по телефону неизвестным лицам «на один раз» и т. д. Сильное влечение толкает эпилептоидов к сексуальной агрессии, понуждению к сожительству. Сексуальные девиации неустойчивых более всего определяются реакцией имитации тем формам сексуального поведения, которые имеют место в компании, к которой очи принадлежат.

Суицидальное поведение.
Термин «суицидальное поведение», распространившийся в последние годы (Stanley E., Barter J., 1970), объединяет все проявления суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Этот термин особенно применим к подростковому возрасту, когда суицидальные проявления отличаются многообразием. С 60-х годов нашего столетия суицидальное поведение подростков стало весьма актуальной проблемой в развитых капиталистических странах. В США на долю подростков до 1958 г. приходилось 8 % суицидных попыток, а после 1960 г. - более 20 % (Stevenson E. et al, 1972) Во многих европейских странах самоубийства подростков занимают 2-3-е место среди причин смерти в этом возрасте (Самоубийства..., 1977). Отмечается, что до 13 лет суицидные попытки чрезвычайно редки. С 14-15 лет суицидальная активность резко возрастает, достигая максимума в 16-19 лет (Otto U., 1972). По нашим данным, 32 % попыток приходится на 17-летних, 31 % -на 16-летних, 21 %-на 15-летних, 12 % - на 14-легних и 4 % - на 12-13-летних. По одним данным, суицидные попытки более часты у мальчиков (Michaux L, 1953), по другим - у девочек «(Otto U., 1972). Во Франции 0,4 % подростковой популяции совершают суицидные попытки (Davidson F., Choquet M., 1978) Обследование юношей перед призывом в армию в Швейцарии показало, что 2 % из них в подростковом возрасте совершали суицидные попытки и еще у 24 % хотя бы однократно появлялись суицидные мысли (Widmer A., 1979). Частота суицидов и суицидных попыток, видимо, от года к году подвержена значительным колебаниям. В Чехословакии в период с 1961 по 1969 г. величины завершенных суицидов в возрасте 15-19 лет на 100 тыс. общего населения были в разные годы от 13 до 36 для мужского и от 6 до 15 для женского пола. Соответственно число незавершенных попыток было от 80 до 158 и от 192 до 386 (Drdkova S., Zemek P., 1978). Суицидальное поведение у подростков - это в основном проблема «пограничной психиатрии», т. е. области изучения психопатий и непсихотических реактивных состояний на фоне акцентуации характера. Лишь 5 % суицидов и попыток падает на психозы, в то время как на психопатии - 20-30 %, а все остальное - на так называемые «подростковые кризы» (Michaux L., 1953; Otto U., 3972). По нашим данным, среди совершивших попытки подростков соотношение числа психопатий и акцентуаций характера приблизительно одинаково. Лишь в 10 % у подростков имеется истинное желание покончить с собой (покушение на самоубийство), в 90 % суицидальное поведение подростка - это «крик о помощи». Неслучайно 80 % попыток совершается дома, притом в дневное или вечернее время, т. е. крик этот адресован к ближним прежде всего. Частота завершенных суицидов по сравнению с попытками в подростковом возрасте относительно невелика. По американским данным (Jacobziener H., 1965), завершается лишь 1 % попыток, по скандинавским - 25 % у мальчиков и 3 % у девочек (Otto U., 1972). Величина, указанная для мальчиков, несомненно представляется завышенной. Суицидные действия у подростков часто носят «несерьезный», демонстративный характер, могут приобретать черты «суицидального шантажа» (Michaux L, 1953). Однако именно в подростковом возрасте дифференциация между истинными покушениями и демонстративными действиями бывает чрезвычайно затруднена. Нашим сотрудником А. А. Александровым (1973), наряду с истинной суицидальностью и демонстративным поведением, у подростков выделен особый тип «неясных» попыток, где все действия определялись необыкновенно сильным аффектом при угнетении рассудочной деятельности. В силу этого отнести эти попытки к истинным, обдуманным или к демонстративным часто бывает совершенно невозможно. Малоопасный для жизни способ мог быть выбран чисто случайно. Например, 14-летний подросток в суицидных целях принял несколько таблеток пипольфена - попытка могла быть расценена как несерьезная, однако выяснилось, что несколько лет назад от одной таблетки пипольфена у него развилась тяжелая аллергическая реакция и он посчитал несколько таблеток «верным средством». Известным французским детским психиатром L. Michaux (1953) было выделено пять типов суицидных попыток (импульсивные, гиперэмотивные, депрессивные, паранойяльные и шизофренические) и 3 типа «суицидального шантажа» (истинный, аффективный и импульсивный). Построенная на интересных наблюдениях, эта классификация все же трудна для практического использования. Критерии разграничения разных типов недостаточно четки, отсутствует единый принцип выделения типов. Наш материал свидетельствует о том, что суицидальное поведение является одной из распространенных форм нарушений при психопатиях и при непсихотических реактивных состояниях на фоне акцентуаций характера в подростковом возрасте. Среди 300 обследованных нами подростков мужского пола суицидальное поведение отмечено у 34 %. Из них демонстративное поведение констатировано у 20 %, аффективные попытки - у 11 %, истинные, заранее обдуманные покушения - лишь у 3 % (от общего числа суицидных попыток это составляет соответственно 59, 32 и 9 %). Демонстративное суицидальное поведение. Это - разыгрывание театральных сцен с изображением попыток самоубийства безо всякого намерения действительно покончить с собой, иногда с расчетом, что вовремя спасут. Все действия предпринимаются с целью привлечь или вернуть утраченное к себе внимание, разжалобить, вызвать сочувствие, избавиться от грозящих неприятностей (например, наказаний за совершенные правонарушения или проступки), или, наконец, чтобы наказать обидчика, обратив на него возмущение окружающих, или доставить ему серьезные неприятности. Место, где совершается демонстрация, свидетельствует обычно о том, кому она адресована: дома - родным, в компании сверстников - кому-либо из ее членов, при аресте - властям и т. п. Примером могут послужить демонстративные сцены, разыгранные Алексеем Б. (стр. 14) и Никитой Б. (стр. 17). Следует, однако, учитывать, что демонстративные по замыслу действия вследствие неосторожности, неправильного расчета или иных случайностей могут обернуться роковыми последствиями. Оценка поступка как демонстративного требует тщательного анализа всех обстоятельств. Аффективное суицидальное поведение. Сюда относятся суицидные попытки, совершаемые на высоте аффекта, который может длиться всего минуты, но иногда в силу напряженной ситуации может растягиваться на часы и сутки. В какой-то момент здесь обычно мелькает мысль, чтобы расстаться с жизнью, или такая возможность допускается. Тем не менее здесь обычно имеется большой или меньший компонент демонстративности. Существует целая гамма переходов от импровизированного на высоте аффекта суицидального спектакля до почти лишенного всякой демонстративности истинного, хотя и мимолетного желания покончить с собой. В первом случае речь идет о демонстративном поведении, но развертывающимся на фоне аффекта - аффективная демонстрация (см. Владимир Б., стр. 113). В других случаях аффективная суицидная попытка может быть обрамлена демонстративными действиями, желанием, чтобы смерть «произвела впечатление» (см. Михаил Б., стр. 18). Наконец, истинное покушение на самоубийство может совершаться также на высоте аффективной реакции интрапунитивного типа (см. Александр О., стр. 127). Истинное суицидальное поведение. Здесь имеет место обдуманное, нередко постепенно выношенное намерение покончить с собой. Поведение строится так, чтобы суицидная попытка, по представлению подростка, была эффективной, чтобы суицидным действиям «не помешали». В оставленных записках обычно звучат идеи самообвинения, записки более адресованы самому себе, чем другим, или предназначены для того, чтобы избавить от обвинений близких (см. Юрий П., стр. 103). Социально-психологические факторы играют важную роль в стимуляции всех видов суицидального поведения. Например, в мае 1968 г. во время «молодежного бунта» во Франции суицидные попытки среди подростков почти исчезли. Среди социально-психологических факторов на первое место выдвигается семейная дезорганизация (Otto U., 1972). Подчеркивается значение утраты родителей, особенно в возрасте до 12 лет, распад семьи вследствие развода. Отец в семье вообще часто отсутствует или играет пассивную роль при властной и деспотичной матери. Обращается также внимание на «школьные проблемы», на роль дезадаптации в учебе и труде, особенно у мальчиков, на утрату контактов с товарищами (Otto U., 1972). Эти проблемы часто возникают у подростков, у которых невысокий интеллект сочетается с выраженной сенситивностью. «Сексуальные» проблемы обычно бывают дополнены другими, не менее важными факторами дезадаптации. Разрыв с возлюбленными толкает на суицидные попытки, если этот разрыв сочетается с унижением чувства собственного достоинства или если имелась чрезвычайно сильная эмоциональная привязанность, встречающаяся у подростков из разбитых семей или у эмоционально-лабильных подростков, которые в родительской семье ощущали эмоциональное отвержение (см. Анатолий П., стр. 196). Стыд из-за раскрывшейся мастурбации, обнаружившейся беременности, импотенции, страх стать гомосексуалистом («гомосексуальная паника») также может толкнуть на суицидную попытку (Glaser К., 1965). L. Zumpe (1959) нашел, что суициды у подростков 11 -16 лет, выросших без отца, чрезмерно привязанных к матери, чаще связаны с проблемами, обусловленными половым созреванием. В возрасте 16-19 лет больше встречается выходцев из полных семей, но в которых не было хорошего контакта. Трудности этих подростков более сопряжены с социальной адаптацией, отсутствием близкого человека, который мог бы послужить им моральной опорой. По мнению Л. Я. Жезловой (1978), «семейные» проблемы более значимы в препубертатном, а «сексуальные» и «любовные» - в пубертатном возрасте. По нашим данным, значение разного рода «проблем» неодинаково в зависимости от типа суицидального поведения. «Семейные» проблемы послужили причиной при демонстративном и аффективном суицидальном поведении в 51-52 % и только в 13 % - при истинных покушениях на самоубийство. «Сексуальные» проблемы оказались в основе истинного суицидального поведения в 61 %, а при аффективном - в 28 % и при демонстративном - в 24 %. При истинном суицидальном поведении речь шла, как правило, вовсе не о неудачной любви, а о переживании своей сексуальной неполноценности. «Школьные» проблемы в наших условиях занимают сравнительно небольшое место: 29 % аффективного, 26 % демонстративного и лишь 12 % истинного суицидального поведения было связано с ними. Угроза наказания за делинквентность толкнула на демонстративные действия в 12 %, на аффективное суицидальное поведение - в 4 % и ни разу не побудила к истинным покушениям. У мальчиков «развязывающим» фактором для суицидального поведения может послужить алкогольное опьянение: по нашим данным, при истинном и аффективном суицидальном поведении алкогольное опьянение имело место в 26-27 %, а при демонстративном - в 16 %. Наиболее частыми способами, к которым прибегают подростки как при истинных, так и при демонстративных попытках, раньше считались отравление у девочек и повешение у мальчиков (Michaux L., 1953). Последние зарубежные данные указывают на то, что как у девочек, так и у мальчиков более 90 % попыток совершается путем отравления (Otto U., 1972). По нашим данным, способы, выбираемые подростками мужского пола, тесно связаны с типом суицидального поведения. При демонстративном поведении чаще всего используются порезы вен, затем отравление неядовитыми лекарствами и реже изображение попыток самоповешения, дефенестрации и т. п. При аффективном суицидальном поведении скорее прибегают к попыткам самоповешения или отравления и гораздо реже - к порезам вен. При истинном суицидальном поведении чаще других используется самоповешение. В выборе способов попыток немаловажную роль играет реакция имитации - подражание поступкам сверстников, услышанному или увиденному, особенно недавно. У подростков обнаруживается определенная склонность к повторению суицидных попыток и особенно суицидальных демонстраций. Среди наблюдавшихся нами 92 подростков с суицидальным поведением у 34 % в анамнезе уже были те или иные проявления суицидального поведения. Катамнестические исследования в Швеции (Otto U., 1972) выявили определенные особенности подростков, пытавшихся совершить суицид. По сравнению с общей подростковой популяцией достоверно чаще были в последующем направление в исправительные школы (т. е. делинквентность), уголовные преступления, агрессивные акты. Отмечена также склонность относительно рано - в 17-18 лет - вступать в браки и большая частота разводов. При призыве на военную службу среди юношей, совершивших суицидные попытки, было признано негодными 46 % по сравнению с 7 % в не совершавшей суициды популяции. И, несмотря на это, число досрочно уволенных с военной службы среди совершавших суицидные попытки до призыва превышало таковое в контроле в 50 раз! С типом личности, в значительной мере определяемом типом акцентуации характера, у взрослых также связаны особенности суицидального поведения (Амбрумова А. Г.,1981). По мнению U. Otto (1972), среди подростков, совершавших суицидные попытки, преобладали истероиды (36 %) и инфантильные эмоционально-лабильные субъекты (33 %), еще у 13 % отмечены астенические черты. Шизоиды и циклоиды встречались крайне редко. По нашим данным, частота, с которой встречаются разные типы психопатий и акцентуаций характера, существенно отличаются от того, имело ли место демонстративное поведение, аффективная попытка или истинное покушение. При демонстративном суицидальном поведении 50 % оказались представителями истероидного, истероидно-неустойчивого, гипертимно-истероидного типов, в 32 % - эпилептоидного и эпилептоидно-истероидного типов и лишь в 18 % - были представители всех других типов, причем шизоидных, циклоидных и сенситивных подростков не было вовсе. При аффективном суицидальном поведении первое место заняли лабильный и лабильно-истероидный типы (37 %), на втором месте были другие варианты истероидного типа (23 %), по 18 % пришлось на сенситивный и конформно-неустойчивый типы и лишь 4 % на эпилептоидный. Истинные покушения в большинстве случаев совершались представителями сенситивного (63 %) и циклоидного (25 %) типов. Обращает внимание чрезвычайно низкая суицидальная активность шизоидов в подростковом возрасте.

Глава IV. Типы конституциональных психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Первую из классификаций психопатий, получившую широкую известность, дал Е. Kraepelin (1915). Ее недостаток состоял в том, что она не охватывала все наблюдаемые типы и изобиловала бытовыми названиями (чудаки, спорщики и т. п.). Однако именно эта классификация послужила отправной точкой для создания более полных и совершенных. Все довольно многочисленные попытки в области группировок типов психопатий можно разделить на два направления. Первое из них основывалось на клинико-индуктивном методе и отражало стремление как-то систематизировать то многообразие клинических проявлений, с которыми приходится сталкиваться. Большинство авторов, следовавших в этом направлении, выделяло около десятка типов психопатий. Наиболее известными классификациями этого направления были систематики K. Schneider (1923) и П. Б. Ганнушкина (1933). Другое направление более базировалось на теоретико-дедуктивном подходе. Определенные концепции, изначальные установки служили отправной точкой для построения классификаций. Все богатство клинических проявлений оценивалось с точки зрения определенного постулата. Обычно систематики этого направления отличались подкупающей, на первый взгляд, простотой - два - четыре типа, но на практике они всегда оказывались недостаточными. Так, например, Е. Kretschmer (1921) пытался разделить всех психопатов на шизоидов и циклоидов соответственно двум типам биологической конституции - астеникам и пикникам. О.В. Кербиков (1961, 1962) и его последователи использовали для классификации психопатий учение И.П. Павлова о типах нервной системы (темпераментах). В зависимости от преобладания процессов возбуждения или торможения психопатии были разделены на две группы - возбудимые и тормозимые. Однако все разновидности психопатий уложить в такую схему оказалось невозможным. Тогда был добавлен паранойяльный тип как проявление патологической инертности и тип «неустойчивых» как проявление патологической лабильности нервных процессов. В дальнейшем от возбудимых и тормозимых были еще отделены шизоидный, психастенический и истерический типы (Гурьева В.А., Гиндикин В.Я., 1980). Но по-прежнему оставшиеся от первоначальной идеи О.В. Кербикова возбудимый и тормозимый типы представляют собой сборную группу. Сохранение этих типов, видимо, оправдано в судебно-экспертных целях у взрослых, но для задач реабилитации и психотерапии требуется их большая дифференциация, особенно в подростковом возрасте, когда для каждого из вариантов возбудимых и тормозимых требуются особые дифференцированные реабилитационно-психотерапевтические программы (см. «Заключение»). Среди классификаций типов психопатий (нарушений характера) в детском и подростковом возрасте наиболее известные принадлежат F. Homburger (1926), М. Tramer (1949), L. Michaux (1953), Г. Е. Сухаревой (1959), Н. Stutte (1960). Почти все они выделяют около десятка типов и весьма похожи одна на другую. Классификация Г. Е. Сухаревой (1959) развивает в отношении детского возраста систематику П. Б. Ганнушкина. Детально описаны те типы, которые могут формироваться еще в детстве (аутисты, т. е. шизоиды, истероиды) или в младшем школьном возрасте (неустойчивые, психастеники, реже гипертимы). Об эпилептоидном и паранойяльном упоминается как о редких типах. Систематика, которой мы придерживаемся при дальнейшем изложении, в основном исходит из классификаций типов психопатий по П. Б. Ганнушкину (1933) и Г. Е. Сухаревой (1959) и типов акцентуированных личностей у взрослых по К. Leonhard (1968). Однако наша систематика отличается от предыдущих двумя особенностями. Во-первых, она предназначена специально для подросткового возраста; все типы описываются такими, какими они в этом возрасте предстают. Поэтому в систематику включены такие типы, которые в детстве еще не видны: циклоидный, лабильный, астеноневротический, сенситивный, конформный. Во-вторых, данная систематика охватывает как психопатии, т. е. патологические аномалии характера, так и акцентуации, т. е. варианты нормы. В отношении акцентуаций существуют две классификации типов. Первая предложена К. Leonhard в 1968 г., вторая разработана нами в 1977 г. (опубликована в первом издании данной книги). В. В. Юстицкий (1977) сопоставил классификацию К. Leonhard и нашу. Однако во втором издании книги К. Leonhard (1976) его классификация была несколько видоизменена. Сопоставление с нею, сделанное нами, приводится ниже:

Тип акцентуированной личности по К. Leonhard (1976)

Тип акцентуации характера по нашей классификации

Демонстративный Истероидный
Педантичный Психастенический
Застревающий
Возбудимый Эпилептоидный
Гипертимический Гипертимный
Дистимический
Аффективно-лабильный Циклоидный
Аффективно-экзальтированный Лабильный
Эмотивный Лабильный
Тревожный (боязливый) Сенситивный
Экстравертированный Гипертимно-конформный
Интровертированный Шизоидный
То же Сенситивный
Неустойчивый
Конформный
Астеноневротический
В классификации К. Leonhard отсутствуют довольно распространенные в подростковом возрасте неустойчивый и конформный типы, а также астеноневротический тип. Дистимический тип в его классификации соответствует конституционально-депрессивному типу по П.Б. Ганнушкину (1933), а застревающий тип - паранойяльному - оба они в подростковом возрасте практически не встречаются. Далее будут описаны следующие типы психопатий и акцентуаций характера в подростковом возрасте: 1) гипертимный, 2) циклоидный, 3) лабильный, 4) астеноневротический, 5) сенситивный, 6) психастенический, 7) шизоидный, 8) эпилептоидный, 9) истероидный, 10) неустойчивый, 11) конформный. Циклоидный и конформный типы встречаются только в виде акцентуаций. Паранойяльный тип в подростковом возрасте проявляется чрезвычайно редко, он раскрывается в 30-40 лет в период полной социальной зрелости (Печерникова Т. П., 1979). Астеноневротический и психастенический типы будут представлены относительно кратко, как типы акцентуаций, на основе которых преимущественно могу г возникать соответствующие неврозы. В табл. 3 приводятся сведения о частоте указанных типов в трех группах подростков мужского пола: 1) при психопатиях, 2) при акцентуациях характера, потребовавших обследования в психиатрической больнице в связи с нарушениями поведения или реактивными состояниями, 3) в популяции здоровых подростков - учащихся ПТУ (данные нашего сотрудника Н. Я. Иванова). Смешанные типы психопатий и акцентуаций оценивались по чертам типа доминирующего. Данные табл. 3 свидетельствуют, что достоверные различия (Р<0,05) в частотах в сравнении с общей популяцией обнаружены при нарушениях поведения на фоне акцентуаций и при психопатиях эпилептоидного и истероидного типов. Видимо, именно при этих типах акцентуаций наиболее высок риск нарушений поведения, приводящих к госпитализации в психиатрическую больницу. При шизоидном типе достоверное различие имеется только в отношении частоты психопатий. Неустойчивых в процентном отношении среди госпитализированных оказалось даже меньше, чем в общей популяции. Очевидно, нарушения поведения при этом типе таковы, что чаще применяются воспитательные меры (направление в специальный интернат и т. п.).

У подростков масса сомнений на свой счет, эти сомнения касаются и половой жизни. Для того чтобы понять и прийти к внутреннему согласию со своей сексуальностью, требуется время, а когда окружающие или ты сам поспешно наклеиваешь на себя определенный ярлык, это создает массу проблем и сложностей.

Отчасти в том виновата начавшаяся в шестидесятых годах так называемая «сексуальная революция». До этого подростки вступали в сексуальные отношения гораздо позже, их взросление шло постепенно. Их смущали определенные, но вполне естественные сексуальные фантазии, в которых могли участвовать и партнеры того же пола, но дальше фантазий дело редко когда шло. Сейчас многие молодые люди вступают в половые связи до того, как успевают полностью осознать свои желания.

Когда двадцать лет назад молодой человек или девушка не интересовались особями противоположного пола, про таких говорили, что они из тех, кто поздно развивается. Сейчас, когда в половые связи стали вступать раньше, а информация о гомосексуализме стала доступнее, родители с беспокойством взирают на свое чадо, которое более увлечено спортом, учебой или коллекционированием марок, чем девушками. Неужели мой сын или дочь — из «этих самых»? Да может, они просто пока еще не интересуются сексом? Это-то ведь тоже совершенно естественно — вопреки всему тому, что доносится с экранов телевизоров, о чем говорится в кино, в песнях и даже самими подростками.

Чувствовать растерянность и беспокойство по поводу своих сексуальных пристрастий — нормальный возрастной процесс в наше ненормальное время, когда люди сталкиваются с сексуальными проблемами в двенадцать, тринадцать лет, а иногда даже и раньше. Это неизбежно.

Согласно исследованиям, 60 процентов всех мальчиков и 30 процентов Девочек имели к пятнадцати годам хотя бы один гомосексуальный опыт. И это вовсе не значит, что они гомосексуалисты. У всех у нас есть характеристики — и, соответственно, гормоны — обоих полов, и все мы способны к бисексуальности. Некоторые из нас действуют в соответствии со своими инстинктами, в то время как большинство отказывает им в праве голоса. Современные исследования показывают, что 10 процентов всех мужчин и 3 процента женщин — гомосексуальны.

Что является причиной гомосексуализма?

Хотя психиатры и пришли к заключению, что гомосексуализм вовсе не болезнь, а просто иная форма выражения сексуальности, причины его пока еще не имеют четкого определения. Возможно, единой причины и не существует, а в каждом конкретном случае мы имеем дело с комбинацией таких причин. В формировании сексуальных пристрастий играют роль окружение и воспитание, например, отсутствие любящего родителя одного с тобой пола. Может играть свою роль и наследственность, и особое сочетание генов. Но до сих пор пока никто не знает точного ответа.

Гомосексуалисты стали жертвами многих ложных стереотипов, например, считается, что мужчина-гомосексуалист ведет себя как женщина, что он женоподобен, а гомосексуальные женщины мужеподобны и жестоки. В действительности только 15 процентов мужчин-гомосексуалистов выказывают какие-то женские черты характера, и только 5 процентов лесбиянок явно мужеподобны.

Наверняка ты знаешь вполне гетеросексуального парня, который обожает танцевать и невероятно чувствителен. Или девочку весьма мужественную и спортивную. Но оба они вовсе не гомосексуалисты. Точно так же не существует единого типа гомосексуалистов. Единственным отличием являются сексуальные предпочтения. И чувства, которые гомосексуалисты испытывают друг к другу, ничем не отличаются от чувств, которые испытывают друг к другу члены гетеросексуальных пар. Они так же влюбляются и так же страдают.

Если ты имел гомосексуальный опыт — один или более раз, — это все же вовсе не означает, что ты гомосексуалист. Иногда для того, чтобы разобраться, кто ты на самом деле, требуется время. Некоторые люди достаточно рано понимают, что их притягивают лица того же пола, что заставляют себя встречаться с лицами противоположного пола. Иные гомосексуалисты ходят на свидания, даже женятся, порой только для того, чтобы доказать самим себе, что они не гомосексуалисты. Но в один прекрасный день они выходят из подполья» и честно говорят себе и, возможно, своим любимым и друзьям всю правду. С мужчинами это случается годам к двадцати, с женщинами, как правило, позже.

Гомосексуалистов преследовали на протяжении всей истории. По древнеиудейским законам их приговаривали к смерти, в средние века церковь приговаривала их к пыткам и сожжению. Но другие общества были достаточно терпимы. В США отношение к гомосексуализму тоже становится терпимее, однако до сих пор такие люди вынуждены жить во лжи, скрывая правду от родителей, друзей, сотрудников и начальства, боясь стать изгоями, опасаясь преследований и шантажа.

В юные годы признать такую правду о себе непросто. Мало того, что подростки вообще не любят ничего, что «выходит за рамки», многие из них настолько не уверены в своей собственной сексуальности, что боятся или чувствуют враждебность по отношению к гомосексуалистам. Или верят, что гомосексуалисты только и думают, как бы кого-нибудь совратить. Однако 90% всех сексуальных преступлений по отношению к малолетним совершено гетеросексуальными лицами. Гомосексуалисты вовсе не более склонны к насилию над детьми.

Но, несмотря на все сложности, связанные с их образом жизни, только пять процентов гомосексуалистов желали бы быть гетеросексуальными. Многие из них вовсе не хотят меняться, они хотят одного — признания своих прав. И постепенно такое признание приближается.

Больше, чем друг. Подростки и гомосексуализм

Больше, чем друг
подростки и гомосексуализм

Положение юных геев и лесбиянок значительно хуже положения представителей любого расового, национального или культурного меньшинства. Коли черный (еврейский, армянский, чеченский, русский - подставьте любое "нехорошее" в данной местности меньшинство) ребенок испытывает трудности или подвергается преследованию из-за цвета кожи, акцепта или национальности, он может обратиться к своим несущим ту же стигму родителям, поговорить с ними и получить если не помощь, то хотя бы утешение. Гей или лесбиянка лишены и этого: родители часто так же предубеждены, как и соученики. Подросток чувствует себя гадким утенком, единственным на всем белом свете.

Юность вообще довольно одинокий возраст, но никто не бывает так одинок, как гомосексуальные подростки. Проблема подросткового гомосексуализма гораздо актуальнее, чем это может показаться на первый взгляд. Родители узнают обо всем, как правило, слишком поздно...

Одно из самых страшных последствий такого положения вещей - непонятные, так называемые "немотивированные", самоубийства. От 20 до 35% американских юношей-геев совершают попытки самоубийства, что гораздо больше, чем в любой другой социально-возрастной группе. В бывшей ГДР 36% опрошенных гомосексуалов признались, что думали о самоубийстве, а 13% пытались его осуществить. По данным клинического исследования, риск суицида среди юных геев и лесбиянок особенно велик, если они: 1) слишком рано проявляют свою гомосексуальность открыто; 2) подвергаются в связи с этим насилию и преследованиям; 3) пытаются решить свои проблемы с помощью алкоголя и наркотиков; 4) отвергнуты своими семьями. Эти молодые люди умирают не от гомосексуальности, а от страха перед ней и от жестокости окружающих.

Решить эти проблемы можно только приняв себя таким, какой ты есть, и открывшись миру. Признание своей гомосексуальности часто представляется разовым драматическим событием, чем-то вроде публичной декларации, после которой пути назад отрезаны, и для человека начинается новая жизнь. На самом деле такого крутого, драматического поворотного пункта может и не быть, и даже если он есть, это только кульминация длительного и сложного процесса психосексуального самоопределения.

Человек открывается не всем сразу, а в определенной последовательности. Первым конфидентом подростка становится, как правило, друг-сверстник того же пола. Например, в Чикаго средний возраст первых признаний составил 16 лет для девочек и 17 лет для мальчиков, причем две трети мальчиков и свыше половины девочек раскрылись другу (подруге), только 5% - матери и ни один - отцу. Потом 41% мальчиков и 59% девочек поставили в известность мать, но лишь треть мальчиков и меньше четверти девочек сочли материнскую реакцию достаточно теплой и доброжелательной. Отцам открылись только 14% мальчиков и 25% девочек.

По мере роста терпимости к гомосексуальности средний возраст "выхода в свет" снижается. Если в конце 1960-х годов этот показатель у американских мужчин был 19,3 года, то теперь 14,5-16 лет. Однако и возраст, и обстоятельства - кому и как человек раскрывается - зависят от множества конкретных условий.

Мужчины осознают себя и "выходят" более резко, и это чаще сопряжено с психологическими трудностями. У женщин все происходит плавно и постепенно. Поскольку у женщин более широкий круг эмоциональных и телесных взаимодействий друг с другом, они часто воспринимают возникающую интимность как "просто дружбу". У мужчин экспрессивные возможности ограниченнее, они больше склонны сексуализировать свои отношения, поэтому потребность в эмоциональном и физическом контакте с представителями своего пола сразу же воспринимается как гомосексуальность.

Сколь бы трудной ни была сексуальная идентификация, ее завершение приносит огромное облегчение. Люди, определившиеся со своей сексуальной ориентацией, в большинстве случаев считают ее естественной, нормальной и единственно приемлемой для себя. На вопрос, хотели бы они, если бы это было возможно, изменить свою сексуальную ориентацию, 95% сан-францисских лесбиянок и 86% геев ответили "нет". 87% гомосексуальных восточных немцев принимают свою гомосексуальность полностью, 16% - с некоторыми оговорками и только 1% - с трудом. На вопрос "нравится ли вам быть гомосексуалом?" 31% ответили "да", 15% - "с некоторыми оговорками", а 51% - "для меня тут нет вопроса, я не могу быть другим".

Однако полное принятие себя большей частью происходит уже за рамками подросткового и юношеского возраста.

Но вернемся к подросткам. Несколько лет назад интеллигентная пара средних лет обратилась ко мне за советом: что делать с шестнадцатилетним сыном, который, как им кажется, не просто дружит с одноклассником, а форменным образом влюблен в него. Когда родители заговорили об этом с сыном, он ответил: "Ну почему вы все видите в таком свете?" Я посоветовал оставить мальчика в покое. Присущий юношеской дружбе гомоэротизм большей частью остается духовным, сублимированным.

Снижение его до уровня физической чувственности для подростка столь же оскорбительно, как вопрос, спит ли он с любимой девушкой и не окажется ли она беременной. Однополые влюбленности часто проходят сами собой. А если это действительно любовь, вы тут бессильны. Жесткий надзор, запреты, хождения по психиатрам могут отравить подростку жизнь, сделать его скрытным, довести до самоубийства, но не способны изменить его сексуальную ориентацию.

Конечно, никакие, даже самые "либеральные" родители не хотят, чтобы их отпрыск оказался в стигматизируемом сексуальном меньшинстве. Однако истинная родительская мудрость в подобной ситуации - проявить терпимость и понимание, принять сына или дочь такими, какие они есть, и поддержать в этот самый трудный и драматический период их жизни. От родителей больше, чем от кого бы то ни было, зависит юношеское самоуважение, с которым, в свою очередь, связаны все остальные психологические свойства личности. Отношение к гомосексуальности ребенка - самое серьезное испытание для родительской любви. К сожалению, многие его не выдерживают.

В бывшей ГДР научной и гуманитарной информации об однополой любви было гораздо больше, чем в нынешней России, тем не менее, понять своих гомосексуальных сыновей пытались только 19% матерей и 7% отцов. Подавляющее большинство (70% матерей и 78% отцов) об их проблемах вообще не знали. И только 8% матерей и 5% отцов приняли сексуальную ориентацию сыновей сразу и безоговорочно. Остальные были к этому не готовы, надеялись, что все еще изменится, просили сохранить все в тайне. Со временем отношения налаживаются: по тем же немецким данным, 49% матерей и 37% отцов в конце концов полностью приняли гомосексуальность своих сыновей, и еще 49 и 25% отнеслись к ней с пониманием. Порвали отношения с гомосексуальными сыновьями только 2% матерей и 3% отцов. Но часто понимание приходит с большим опозданием, а некоторые родители вообще так и не узнают правды.

Что делать учителям и психологам? Рассуждая абстрактно, чем раньше подросток осознает и примет себя, тем легче ему будет жить. Однако поспешное и преждевременное - лишь бы снять мучительную неопределенность - сексуальное самоопределение может, как и в других сферах бытия, закрыть подростку пути к более глубокому осмыслению собственных возможностей и стремлений.

Даже если сам подросток не сомневается в своей сексуальной ориентации (что бывает далеко не всегда), преждевременно обнародовав ее, он рискует оказаться в полной изоляции и в школе, и дома - и не выдержать отрицательной реакции окружающих, от которых он социально, материально и психологически зависит и от которых ему просто некуда уйти.

Единственным противовесом домашней и школьной враждебности часто оказывается криминальная уличная среда, которая быстро и незаметно проституирует подростка со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Поэтому лучше отложить "выход" до совершеннолетия и осуществить его в более благоприятных условиях. Это не трусость и не лицемерие, а житейский здравый смысл. Однако убедить в этом подростка вы сможете только, если он увидит, что вы уважаете его право на выбор, и не пытаетесь им манипулировать.

Copyright сайт: Российский сервер геев, лесбиянок, бисексуалов и транссексуалов. Гей Знакомства и многое другое. ГЕЙ - ЛЕСБИ - БИ - ТРАНС - Russian Les Bi Gay site. Все права защищены.

В раннем возрасте мальчики обычно считают, что они могут рожать детей, а девочки тоже хотят иметь пенис. Подобные мысли не являются признаком глубоких психологических расстройств. Они всего лишь свидетельствуют о вере детей в то, что они смогут все, чего захотят. Если хочешь пенис - пожалуйста, будет тебе пенис!

Осознание половой принадлежности развивается под влиянием как биологических, так и социальных факторов. Два главных гормона - тестостерон и эстроген - определяют, будет тело развиваться как мужское или как женское, а также оказывают воздействие на развивающийся мозг. Мужской головной мозг отличается от женского, но такие половые различия, как уровень агрессивности или степень овладения речью, по своим проявлениям намного слабее, чем чисто индивидуальные различия между людьми. Другими словами, существует множество чувствительных и спокойных мальчиков, также как и немало решительных и задиристых девочек.

Как ребенок осознает свою половую принадлежность

Люди склонны восхищаться ловкостью маленьких мальчиков и красотой девочек. Девичьи платьица предназначены для того, чтобы взрослые говорили: «Какая ты красивая!» В каком-то смысле это, конечно, нравится девочкам, но одновременно они привыкают к мысли о том, что их ценят главным образом за внешность, а не за достижения.

На картинках в детских книжках мы часто видим, как мальчики что-то строят, переживают какие-то приключения, а девочки наблюдают за ними или играют в куклы. Девочек обычно предупреждают, чтобы они не лазили по деревьям или не залезали на крышу гаража, так как у них меньше сил и они быстрее могут пораниться. Мальчикам дарят игрушечные машинки, конструкторы, спортивные принадлежности, а девочкам кукол, наборы для шитья, детскую посуду и украшения. Сами по себе такие подарки никакого вреда принести не могут, особенно если ребенок хочет их получить. Хуже, когда взрослые постоянно подчеркивают эти различия, внушая детям, что девочки (или мальчики) предназначены для того, чтобы заниматься только определенными видами деятельности.

Мальчикам поручают работу в гараже, в подвале или в саду. Девочки занимаются хозяйственными заботами по дому. Конечно, ведение домашнего хозяйства важно для всей семьи, и к нему нужно относиться с должным уважением, но если им занимаются только женщины, а мужчинам отводятся более престижные виды деятельности, то важность такой работы принижается в глазах представителей и одного, и другого пола.

Мальчики часто скрывают свое ощущение неполноценности, дразня девочек и говоря, что они не умеют быстро бегать, бросать мяч, и поэтому они не возьмут их в команду. К сожалению, некоторые родители и педагоги тоже внушают девочкам, что они по своей природе никогда не добьются больших успехов в высшей математике или физике и не смогут работать инженерами. Уже к подростковому возрасту многие девочки убеждены, что они стоят на ступень ниже мужчин в таких областях, как абстрактное мышление, комплексное планирование и эмоциональный контроль. Эти ложные убеждения сами по себе подрывают уверенность девочек в себе и могут повлечь за собой дальнейшее ухудшение способностей, которые, как утверждают, у женщин якобы и без того слабее, чем у мужчин.

Гомосексуализм и гомофобия у детей

В нашем обществе от 5 до 10% взрослых мужчин и женщин относят себя к гомосексуалистам - геям и лесбиянкам. Поскольку гомосексуализм до сих пор рассматривается как своего рода клеймо, многие гомосексуалисты скрывают свою сексуальную ориентацию, и в связи с этим точный процент определить трудно.

В настоящее время геи и лесбиянки стали более заметны в сфере поп-культуры. Их можно увидеть в кинофильмах, журналах, по телевидению. Такие заметные в обществе фигуры, как музыканты, дизайнеры моды, спортсмены и даже политики, все мосексуальных наклонностях. Несмотря на это, а может быть, именно из-за этого многие люди все еще испытывают неоправданные страхи по отношению к гомосексуализму. Этот страх называется гомофобией. В своей самой распространенной форме она сводится к опасениям гетеросексуалов, что они сами могут стать геями или лесбиянками, а также к убеждению, что гомосексуализм - это патология. Эти опасения приводят к тому, что из гомосексуалистов уже сделали козлов отпущения, обвинив их в распространении СПИДа, и к тому, что родители запрещают своим детям вступать в контакты со взрослыми геями и лесбиянками. В своей самой острой форме гомофобия приводит к преступлениям, направленным против гомосексуалистов, и к принятию законов, ограничивающих права и свободы представителей сексуальных меньшинств.

Некоторые родители полагают, что если ребенок общался с гомосексуалистом, то и сам может стать таким. Однако нет никаких свидетельств в пользу того, что на основании чужого примера ребенок может изменить свою сексуальную ориентацию. В последнее время получено множество данных, что уже при рождении люди предрасположены к гомосексуальной или гетеросексуальной ориентации. Совершенно очевидно, что первичная сексуальная ориентация закладывается в самые первые годы развития ребенка. Никакие поощрения или запреты не могут изменить эту ориентацию в зрелом возрасте.

Если ребенок в 6 лет или старше задает вам вопросы относительно гомосексуалистов или если вы ведете с ним разговор на тему сексуальных отношений, то, на мой взгляд, ему следовало бы просто разъяснить, что некоторые мужчины и женщины влюбляются в представителей своего пола и живут с ними.

Если гомосексуализм считается грехом в вашей религии, то к этому вопросу надо подойти с особой деликатностью, когда существует вероятность, что ваш ребенок вырастет гомосексуалистом. В этом случае разговор на подобные темы следует вести таким образом, чтобы ребенок не боялся признаться вам в этом и мог без стеснения обратиться за поддержкой.

Опасения по поводу половой идентификации

Когда родители замечают, что их маленький мальчик слишком женственный или в их девочке проявляются мужские черты, у них сразу возникает опасение, что ребенок вырастет гомосексуалистом. В связи со сложившимися в обществе предрассудками по поводу гомосексуализма это может вызвать у родителей сильное беспокойство и тревогу. Однако сексуальная ориентация - гомосексуальная или гетеросексуальная - не имеет практически ничего общего с половой самоидентификацией (о чем мы говорили выше). То, что девочка или мальчик хотят играть с детьми противоположного пола и им нравятся их игры и игрушки, ни о чем не говорит в плане их сексуальной ориентации. Небольшой процент детей, независимо от их половой самоидентификации в детском возрасте, вырастают гомосексуалистами, а большинство сохраняют гетеросексуальную ориентацию.

Не вижу никакой патологии, если мальчик в своих играх любит готовить, убирать квартиру и нянчиться с куклами, а иногда даже выступает в играх в роли мамы или младенца. Но если мальчику нужны только платья и куклы и он предпочитает играть только с девочками, то стоит задуматься о его половой идентификации. Я считаю, что большинство, если не все случаи, когда ребенок чувствует себя несчастным в своем половом обличье, объясняются физиологическими или генетическими причинами, которые нам в настоящее время пока доподлинно не известны. Но какова бы ни была причина, такая ошибочная самоидентификация может стать в будущем источником сильных переживаний для ребенка и больших забот для его родителей. В данном случае необходимо проконсультироваться со специалистами.

Если девочка любит играть с мальчиками и время от времени высказывает желание стать мальчиком, то это, скорее всего, реакция на насмешки со стороны мальчишек по поводу того, что девчонки ни на что не годятся, что им не хватает силы или ума. Возможно также, что она пытается таким образом идентифицировать себя с отцом или братом. Однако если девочка хочет играть только с мальчиками и постоянно говорит о своем нежелании быть девочкой, то следует проконсультироваться по этому поводу со специалистами, которые помогут выяснить причину и окажут необходимую помощь и ей, и ее семье.

Надо ли разделять роли по половому признаку?

Основное, что заставляет мальчика чувствовать свою принадлежность к мужскому полу, - это не подаренные ему игрушечные машинки или ковбойский костюм, а прежде всего позитивная связь с отцом в раннем возрасте, которая побуждает его вырасти похожим на него.

Если отец отказывается купить своему сыну куклу или каким-то другим образом выражает свою обеспокоенность девичьими вкусами сына, это вовсе не усилит мужскую ориентацию ребенка. Наоборот, мальчик может почувствовать, что и его собственная ориентация, и ориентация отца несколько сомнительны и неадекватны. Если отец уверен в своих мужских качествах, то он поддержит желание сына поиграть с куклами, чтобы тот познакомился и с «женской» составляющей настоящего отцовства.

Точно так же девочка видит в матери образец для подражания. Мать, которая поощряет желание девочки освоить как можно больше навыков, не ограничивая себя какими-то рамками, и которая сама поступает точно так же, вырастит сильную и уверенную в себе женщину. Но если мать сама чрезмерно озабочена своей женственностью и сексуальной привлекательностью в глазах мужчин, то это проявится и в формировании характера дочери. Если она дарит ей только кукол и детскую посуду и постоянно одевает в нарядные платьица, тем самым она внушает девочке искаженное представление о роли женщины.

Для девочки также очень важно установить положительную связь с отцом. Если отец обращает мало внимания на дочь или вообще игнорирует ее, отказывается играть с ней в мяч, не берет с собой в походы и на рыбалку, этим самым он закрепляет сложившиеся ролевые стереотипы и внушает девочке осознание ее второстепенное.

Желание маленьких мальчиков играть с куклами совершенно естественно, так же как и стремление девочек играть с машинками. Не надо запрещать им этого. Мальчик, играющий с куклами, проявляет не женственные, а родительские черты своего будущего характера. Это поможет ему стать хорошим отцом. Нет ничего плохого, если мальчики и девочки хотят носить одинаковую одежду, например джинсы и майки. Если же девочка предпочитает носить платья - что ж, таков ее выбор.

Что касается работы по дому, то и мальчикам и девочкам полезно давать одинаковые задания. Точно так же для мужчин и женщин разумно было бы совместно выполнять какие-то работы как в доме, так и вне его. Мальчики могут не хуже своих сестер заправлять постель, убирать комнату и мыть посуду. Девочки тоже способны работать в саду и мыть машину. Речь идет не о том, что обязанности между мальчиками и девочками должны распределяться строго поровну и они не могут заниматься ничем иным. Необходимо лишь постараться, чтобы в этом распределении заданий не проявлялась очевидная дискриминация. Пример родителей может при этом сыграть важную роль.