Кто потопил тирпиц и линкор бисмарк. Линкор Тирпиц – потерянные надежды

Операции «Тирпица» [ | код ]

Операция Sportpalast [ | код ]

В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8 . PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии , а QP-8 - примерно в то же время из Мурманска . 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову . Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом, базировавшемся на авианосце HMS Victorious , и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии - адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax ) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться на базу.

Операция Rösselsprung [ | код ]

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории - высшими военными наградами Британской империи.

Атака германского линкора «Тирпиц» советской подводной лодкой «К-21» 5 июля 1942 г. до сих пор является одним из наиболее дискуссионных эпизодов в истории советского ВМФ в Великой Отечественной войне. Суть дискуссии сводится к вопросу: поразил ли командир «К-21» капитан 3 ранга Н.А. Лунин «Тирпиц» торпедой или нет. При этом с легкой руки писателя-мариниста В.С. Пикуля в качестве доказательной базы фигурируют различные косвенные рассуждения о нечистоплотности немецких моряков при ведении боевой документации – ведь противная сторона факт торпедирования категорически отрицает. Давайте попытаемся, абстрагировавшись от «политических» рассуждений, разобрать атаку «К-21» с точки зрения тактики и техники.

«К-21» вступила в строй Северного флота 10.9.1941. В связи с началом войны ее экипаж не проходил положенного курса боевой подготовки, ограничившись сдачей лишь вступительных задач курса подготовки подводных лодок КПЛ-41. В период с 7.11.1941 по 28.1.1942 под командованием капитан-лейтенанта А.А. Жукова подлодка совершила два боевых похода на вражеские коммуникации у побережья Северной Норвегии, в ходе которых имела 8 боевых столкновений, произвела 4 торпедных и 1 артиллерийскую атаки, 2 минные постановки, потопила норвежский мотобот артиллерийским огнем, транспорт и охотник за подводными лодками – минным оружием. Тем не менее, действия командира подлодки были оценены командованием как неудовлетворительные, в результате чего новым командиром 4.3.1942 был назначен Герой Советского Союза (звание присвоено указом от 3.4.1942 за успешное командование «Щ-421») капитан 3 ранга Н.А. Лунин. Под его командованием весной 1942 г. «К-21» совершила 1 боевой поход (в ходе него совершена 1 безуспешная торпедная атака) и 1 поход для оказания помощи подводной лодке «Щ-402».


18.6.1942 «К-21» вышла в четвертый боевой поход для действий на немецких коммуникациях в районе Вардё. Утром 19-го субмарина подверглась внезапной атаке вражеского гидросамолета. В результате близких разрывов сброшенных им бомб получили повреждения магистраль уравнительной цистерны и кингстон цистерны быстрого погружения. Из-за этого при плавании под водой постоянно нарушалась удифферентованность подлодки. 28 июня в соответствии с планом прикрытия союзного конвоя PQ-17 «К-21» заняла позицию севернее острова Рольвсё. За исключением единственного обнаружения днем 1 июля лодка других контактов с противником на новой позиции не имела.


Н.А. Лунин


В 16.22 5 июля, когда «К-21» находилась в подводном положении, гидроакустиком по носу были обнаружены неясные шумы. Взяв курс на источник шума, вахтенный офицер в 17.00 обнаружил в перископ рубку «подводной лодки» противника, которая, как показало последующее наблюдение, оказалась мостиком одного из двух эсминцев головного охранения германской эскадры. Сразу после обнаружения «субмарины» Лунин взял управление кораблем на себя и объявил торпедную атаку.

Согласно немецким документам в момент обнаружения эскадра шла курсом 30° со скоростью 24 узла. Крупные корабли были выстроены фронтом, слева направо «Адмирал Хиппер», «Тирпиц», «Адмирал Шеер». Впереди них строем фронта двигались семь эсминцев и два миноносца, каждый из которых выполнял незакономерный зигзаг. Ордер ПЛО усиливал поплавковый гидросамолет Не-115.


Линкор "Тирпиц"


Торпедная атака осложнялась следующими факторами:
  • Исключительно хорошими условиями видимости и малым (2-3 балла) волнением, при котором бурун от поднятого перископа мог просматриваться с большого расстояния;
  • Случайным сближением в начале атаки двух эсминцев и подлодки на дистанцию 20-50 кбт;
  • Отсутствием у командира «К-21» (как и у любого другого командира советского подводного флота) опыта атаки быстро движущихся целей с сильным охранением;
  • Незнанием Н.А. Луниным истинных возможностей немецкой гидроакустической аппаратуры и противолодочного оружия, и возникшими, как следствие, опасениями за судьбу корабля и экипажа.
Все это заставило осуществлять подъем перископа на весьма короткие промежутки времени, что не позволило организовать удовлетворительного наблюдения за целью. Это в частности подтверждается и теми фактами, что один из трех крупных немецких кораблей (по-видимому, наиболее удаленный от «К-21» «Шеер») на протяжении всей атаки так и не был обнаружен, а другой - «Хиппер», наоборот, был опознан как «Шеер».


"Тирпиц", "Хиппер" и эсминцы в Альтен-фиорде


Условно атаку «К-21» можно разделить на пять фаз:

1. 17.00-17.18. Маневрирование для атаки эсминца охранения. Фаза завершилась с момента обнаружения мачт крупных боевых кораблей.
2. 17.18-17.36. Выход подлодки на генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны левого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением смены курса эскадры с 60° на курс 330° (значения курсов приводятся в соответствии с донесением Лунина; немецкими материалами смена курса не подтверждается). Неверные результаты этих наблюдений в конечном итоге привели к тому, что подлодке пришлось производить залп из весьма невыгодного положения – из кормовых торпедных аппаратов на расходящихся курсах.
3. 17.36-17.50. Выход «К-21» на «новый» генеральный курс эскадры для атаки носовыми аппаратами со стороны правого борта цели. Фаза завершилась с обнаружением «смены курса» эскадры с 330° на старый курс 60°. В результате наблюдения в 17.50 Лунин определил, что лодка оказалась почти прямо по курсу «Тирпица» (курсовой угол цели 5-7° левого борта) на дистанции 35-40 кбт. Атака носовыми аппаратами невозможна.
4. 17.50-18.01. Уход подлодки с курса «Тирпица» для атаки кормовыми аппаратами со стороны левого борта цели. При этом около 17.55 «К-21» совершила прорыв передовой линии охранения эскадры. Фаза завершилась торпедным залпом.
5. 18.01-19.05. Выход из атаки – отрыв от эскадры движением контркурсом на глубине 30 м.


Схема атаки "Тирпица" К-21 по Юану


Особого внимания заслуживает торпедный залп. Согласно донесению Лунина он производился из всех четырех кормовых торпедных аппаратов с дистанции 18-20 кбт, временным интервалом 4 сек, при угле упреждения 28°, угле встречи – 100°. Скорость цели определялась в 22 узла, а ее истинный курс в 60°. Из сопоставления с немецкими материалами известно, что в момент атаки эскадра шла со скоростью 24 узла курсом 90°. Столь значительная погрешность в определении элементов движения цели (ЭДЦ) объяснялась вышеизложенными факторами, а также тем обстоятельством, что из-за крайне малого времени подъемов перископа ЭДЦ определялись командиром «К-21» глазомерно. Залповая стрельба с временным интервалом обеспечивала перекрытие погрешностей в определении ЭДЦ только в тех случаях, когда ошибка в определении курса не превышала 10°, а в определении скорости – 2 узлов. Следует отметить и то, что в соответствии с действующими таблицами Лунину следовало стрелять с интервалом не в 4, а в 14 сек. Выбрав меньший интервал, командир, очевидно, старался сократить время нахождения на боевом курсе и быстрей уйти на глубину.


Схема атаки "Тирпица" К-21 по Емельянову


Вторым отрицательным моментом являлась большая дистанция, с которой подлодка производила залп. Если в момент залпа лодка и линкор шли примерно перпендикулярно расположенными относительно друг друга курсами, а дистанция составляла 18-20 кбт, то торпедам предстояло пройти около 18,5-19 кбт. На самом деле из-за грубой ошибки с определением истинного курса цели «К-21» и «Тирпиц» шли расходящимися курсами, и угол встречи должен был составить не 100, а около 130°. При этом торпедам было необходимо пройти около 23,8 кбт. Максимальная дальность хода торпед 53-38 с той установкой режима, которой стреляла лодка, составляла 4000 м (21,6 кбт). Стрельба с такой дистанции стала прямым следствием неверного выбора боевого курса, что в свою очередь объяснялось той поспешностью, с которой Лунину пришлось менять решение на атаку в 17.50-17.53. Следует подчеркнуть, что введенными в действие приказом НК ВМФ №0219 от 10.3.1942 «Правилами стрельбы торпедами с подводных лодок» стрельба с дистанций 16-20 кбт по движущемуся кораблю при углах встречи свыше 90° запрещалась как бесполезная. Несомненно, что в сложившейся ситуации Лунин был обязан использовать любой шанс, но одного рвения командира мало, чтобы обеспечить успех атаки.


Схема атаки "Тирпица" К-21 по Морозову


В сумме все допущенные просчеты и погрешности не могли не привести к отрицательному результату – торпеды «К-21» должны были затонуть, пройдя предельную дистанцию, без пересечения курса цели. Те взрывы, которые слышали на лодке в 18.04, по-видимому, стали результатом срабатывания ударников торпед при ударе о каменистое дно после прохождения предельной дистанции, а около 18.30 – взрывами глубинных бомб германских эсминцев, сброшенных на обнаруженную перед атакой британскую субмарину «Аншейкн». Исходя из направления и скорости движения германской эскадры, можно утверждать, что взрывы торпед на дне не могли быть зафиксированы на немецких кораблях ни визуальным, ни гидроакустическим наблюдением. Поэтому информация об атаке «К-21» была получена противником только вечером тех же суток после пеленгования места передачи немецкой радиоразведкой.

В заключение хотелось бы еще раз подчеркнуть, что атака «К-21» производилась в исключительно сложных условиях обстановки к тому же экипажем, который отработал и сдал лишь вступительные задачи КПЛ и имел довольно ограниченный боевой опыт. Несмотря на это Н.А. Лунин и его подчиненные продемонстрировали большое личное мужество, сумев выйти в атаку на крупнейший боевой корабль кригсмарине, двигавшийся в мощном противолодочном охранении. Это достижение тем более примечательно, если учесть тот факт, что ни одной другой советской подлодке не удалось выйти в атаку на боевой корабль размером крупнее эсминца, хотя потенциальные возможности к этому имелись.

Мирослав Морозов


Статья опубликована в виде приложения к книге Малова А. и Патянина С."Линкоры "Бисмарк" и "Тирпиц".
Для оформления статьи использовались использовались материалы автора и материалы с сайтов kbismarck.com, wiesel.wlb-stuttgart.de, uboat.net

» и «Тирпиц». Ничего сопоставимого по размерам Германия не строила ни до, ни после этого. Эти линейные корабли стали зримым символом возрождающего могущества Третьего Рейха. Внешний вид линкоров произвел на Гитлера такое впечатление, что он отдал приказ заняться проектированием еще более мощного корабля с водоизмещением 144 тыс. тонн, однако война перечеркнула эти планы.

Именно с этими кораблями были связаны надежды немцев на превращение их страны в первоклассную морскую державу. Но этому не суждено было сбыться. Линкоры были отлично вооружены, имели прекрасную защиту, могли развивать скорость до 30 узлов и пройти 8 тыс. морских миль, не заходя в порт.

Англичане отправили «Бисмарк» на дно уже во время его первого похода, а «Тирпиц» практически не принимал участия в боевых действиях. Однако самим фактом своего присутствия он создавал угрозу для союзных арктических конвоев и стягивал на себя значительные силы британского ВМФ. Когда-то американский адмирал Альфред Мэхэн сказал, что флот самим фактом своего существования влияет на политику. «Тирпиц» можно назвать наглядным доказательством этого утверждения.

В течение всей войны англичане пытались уничтожить линкор, но потопить гордость немецкого флота они смогли только в конце 1944 года.

Линкор «Тирпиц» - один из самых известных кораблей в истории: судьба этого судна и его гибель и сегодня привлекает внимание исследователей.

Проектирование и постройка

После прихода к власти гитлеровцы начали восстанавливать былое могущество немецкого военно-морского флота. По условиям Версальского мира Германии было запрещено спускать на воду корабли с водоизмещением более 10 тыс. тонн. Это привело к созданию так называемых карманных линкоров – кораблей с небольшим водоизмещением (около 10 тыс. тонн) и мощным вооружением (орудия калибром 280 мм).

Было понятно, что его главным соперником в предстоящей войне будет ВМФ Великобритании. В военном ведомстве Германии развернулась дискуссия о том, какие лучше корабли строить, чтобы успешно вести боевые действия на коммуникациях противника: подводные или надводные.

В середине 30-х годов приняли секретный план Z, согласно которому немецкий флот в течение 10-15 лет должен был значительно пополниться и стать одним из сильнейших на планете. Эта программа так и не была реализована, однако линейные корабли, предусмотренные планом, все-таки были спущены на воду.

Линкор «Тирпиц» был заложен 2 ноября 1936 года на верфи в Вильгельмсхафене (1 июля заложили «Бисмарк»). Согласно первоначальному проекту корабль должен был иметь водоизмещение в 35 тыс. тонн, но в 1935 году Германия отказалась выполнять условия Версальского договора, и тоннаж линкора увеличили до 42 тыс. тонн. Он получил свое имя в честь адмирала Альфреда фон Тирпица – выдающегося флотоводца и фактического создателя германских ВМС.

Корабль изначально задумывался как рейдер – обладая высокой скоростью хода и значительной дальностью плавания, «Тирпиц» должен был работать на английских коммуникациях, уничтожая транспортные корабли.

В январе 1941 года был сформирован экипаж, затем начались испытания корабля в восточной Балтике. Линкор был признан годным к дальнейшей эксплуатации .

Описание

Линкор «Тирпиц» имел максимальное водоизмещение в 53 500 т, общую длину — 253,6 метра и ширину – 36 метров. Корабль был прекрасно защищен: броневой пояс покрывал 70% его длины. Толщины брони составляла от 170 до 320 мм, рубка и башни главного калибра имели еще более серьезную защиту – 360 мм.

Каждая башня главного калибра имела собственное имя. Кроме того, следует отметить отличную систему управления огнем корабельной артиллерии, великолепную немецкую оптику и отменную выучку артиллеристов. Пушки «Тирпица» могли поражать 350-мм броню на дистанции до двадцати километров.

Вооружение «Тирпица» состояло из восьми орудий главного калибра (380 мм), расположенных в четырех башнях (две носовые и две кормовые), двенадцати 150 мм орудий и шестнадцати 105 мм пушек. Весьма мощным было и зенитное вооружение корабля, состоявшее из 37-мм и 20-мм орудий. «Тирпиц» располагал и собственной авиацией: на борту было четыре самолета Arado Ar196A-3 и катапульта для их запуска.

Силовая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов Wagner и трех турбин Brown Boveri & Cie. Она развивала мощность более 163 тыс. л. с., что позволяло кораблю иметь скорость хода выше 30 узлов.

Дальность плавания «Тирпица» (при скорости 19 узлов) составляла 8 870 морских миль.

Подытоживая все вышесказанное, можно сделать вывод, что «Тирпиц» мог противостоять любому кораблю союзников и представлял для них серьезную угрозу. Проблема была лишь в том, что количество вымпелов в американском и английском флоте было куда больше, чем в германском, а тактика ведения боевых действий на море исключает рыцарские поединки «один на один».

Англичане боялись немецких линкоров и внимательно следили за их перемещениями. После выхода в море линкора «Бисмарк» весной 1941 года на его перехват были брошены основные силы британского флота и англичанам, в конце концов, удалось потопить его, хотя это и стоило им потери первоклассного линкора «Худ».

Операции с участием «Тирпица»

После потери «Бисмарка» Гитлер несколько разочаровался в надводном флоте. Немцы не хотели лишиться последнего настоящего линейного корабля и использовали его крайне редко. Превосходство английского флота в Атлантике было практически подавляющим, поэтому «Тирпиц» был направлен в Норвегию, где он почти без дела простоял до момента своей гибели.

Однако, несмотря на такое пассивное поведение флагмана германского флота, англичане не давали ему покоя и приложили массу усилий, чтобы уничтожить его.

20 сентября 1941 года Гитлер отдал распоряжение о формировании группы кораблей (Baltenflotte) в Балтийском море для предотвращения возможного прорыва остатков Балтийского флота СССР в нейтральную Швецию. «Тирпиц» назначили флагманом этого соединения. Однако вскоре эта группа была расформирована, и военное руководство Рейха решило отправить линкор в Норвегию для обеспечения его большей безопасности.

В марте 1942 года немецкое командование получило информацию о двух союзных конвоях: PQ-12 и QP-8. PQ-12 шел из Исландии и состоял из 16 транспортных кораблей. QP-8 вышел первого марта из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» покинул Фэттен-фьорд и в сопровождении трех эсминцев пошел на перехват конвоев. Через Северный Ледовитый океан линкор направился к острову Медвежьему.

В это же время в море находились значительные силы английского ВМФ, включая главные силы Флота метрополии, под командованием адмирала Тови, утопившего «Бисмарк». Они искали «Тирпиц».

Плохие погодные условия исключали использование авиаразведки обеими сторонами. Из-за этого британцы не смогли найти немецкий линкор, а немцы пропустили оба конвоя. Один из немецких эсминцев обнаружил советский лесовоз «Ижора» и потопил его. 9 марта английский самолет-разведчик сумел отыскать «Тирпиц», после чего немцы решили возвратить корабль на базу.

Именно «Тирпиц» сыграл драматическую роль в судьбе конвоя PQ-17. Летом 1942 года немцы решили провести стремительную операцию с привлечением большого количества тяжелых кораблей для полного уничтожения этого конвоя. Операция получила название Rösselsprung («Ход конём»). Кроме «Тирпица», в ней должны были участвовать крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер». Немецким кораблям запрещалось ввязываться в бой с равными или превосходящими силами противника.

Узнав о пропаже «Тирпица» с места его постоянной стоянки, английское военно-морское руководство приказало распустить конвой и отозвало крейсера и эсминцы его сопровождения на запад.

1 июля линкор был обнаружен английской подводной лодкой HMS Unshaken, которая передала данные руководству. Немцы перехватили это сообщение и смогли расшифровать его. Поняв, что «Тирпиц» обнаружен, немцы решили прекратить операцию и возвратить линкор на базу. Конвой PQ-17, оставленный без прикрытия, сильно пострадал от действий подводных лодок и авиации.

С этим выходом «Тирпица» в море связана еще одна история, а именно атака на линкор советской подлодки К-21 под командованием капитана 2-го ранга Лунина. Лодка произвела залп из четырех торпед по «Тирпицу». Видеть результаты своей атаки они не могли, но слышали несколько сильных и слабых взрывов. Лунин посчитал, что в результате его атаки был поврежден «Тирпиц» и потоплен один из эсминцев сопровождения.

Информацию о повреждении линкора в результате атаки К-21 можно найти в советской и российской литературе, в немецких источниках сведений о ней вовсе нет. Немцы эту атаку попросту не заметили. Некоторые из современных экспертов считают, что в тех условиях (дальность стрельбы, ее угол) советская подлодка не могла попасть по немецким кораблям, а взрывы – это результат детонации торпед о морское дно.

Еще одной операцией, к которой привлекали «Тирпиц», стала атака немецких сил на Шпицберген. Она началась в сентябре 1943 года и получила название Sizilien («Сицилия»). Немцы подошли к острову и после обстрела его с линкоров и эсминцев, высадили десант. Это была единственная операция, в которой «Тирпиц» применил свою артиллерию. При этом следует отметить, что этот корабль не выпустил ни одного снаряда по любому кораблю противника.

Операции против «Тирпица» и гибель линкора

Линкор «Тирпиц» не давал покоя британскому военному руководству. После потери «Худа» англичане отлично понимали, на что способен немецкий флагман.

В последних числах октября 1942 года началась операция Title. Англичане решили потопить «Тирпиц» с помощью торпед, управляемых человеком. К месту стоянки линкора их планировали отбуксировать в подводном положении с помощью рыболовецкого катера. Однако практически у самого входа в гавань с «Тирпицем» поднялась сильная волна, которая стала причиной потери обеих торпед. Англичане затопили катер, а диверсионная команда пешком ушла в Швецию.

Почти через год после этих событий британцы начали новую операцию по уничтожению корабля, она получила название Source («Источник»). В этот раз уничтожить линкор планировали с помощью сверхмалых подводных лодок (проект Х), которые должны были сбросить заряды со взрывчаткой под корпус «Тирпица». Каждая из этих лодок имела водоизмещение 30 тонн, длину — 15,7 м и несла по два заряда, каждый из которых содержал почти две тонны взрывчатого вещества . В операции принимали участие шесть мини-подлодок, к месту ее проведения их доставили на буксире обычные субмарины.

Диверсионные подводные лодки должны были атаковать не только «Тирпиц», дополнительными целями являлись «Шарнхост» и «Лютцов».

Лишь двум лодкам (X6 и X7) удалось сбросить свои заряды под днищем корабля. После чего они всплыли, и их экипажи попали в плен. «Тирпиц» не успел уйти с места стоянки, взрывы нанесли ему значительные повреждения. Со станины сорвало одну из турбин, повреждены шпангоуты, башня главного калибра «С» была заклинена, несколько отсеков затопило. Были уничтожены все дальномеры и приборы управления огнем. Линкор на длительное время был выведен из строя. Капитаны подлодок Х6 и Х7 на родине удостоились крестами Виктории – высшими военными наградами империи.

Немцы сумели отремонтировать «Тирпиц» только к весне 1944 года и он снова стал опасен. Следует отметить, что ремонт линкора после весьма тяжелых повреждений, произведенный без сухого дока – это настоящее достижение немецких моряков и инженеров.

В это время англичане начинают новую операцию против «Тирпица» - Tungsten («Вольфрам»). В этот раз упор делался на использовании авиации. В операции были задействованы несколько британских авианосцев. Две волны самолетов-торпедоносцев Fairey Barracuda несли не торпеды, а бомбы разных типов. В результате налетов корабль был сильно поврежден. Бомбы не смогли пробить броневой корпус линкора, но надстройки были серьезно разрушены. 123 члена корабельной команды погибли, еще 300 были ранены. Восстановление «Тирпица» заняло три месяца.15 сентября началась операция Paravane. Самолеты Avro Lancaster ВВС Великобритании взлетели с аэродрома под Архангельском и взяли курс на Норвегию. Они были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и подводными минами. Одна из бомб попала в нос корабля и причинила такие повреждения, что линкор практически потерял мореходность. Переправить «Тирпиц» в сухой док и провести серьезный ремонт в конце 1944 года у немцев уже возможности не было.

Линкор был переведен в залив Сёрботн у острова Хокёйя и превращен в плавучую артиллерийскую батарею. В этом месте дислокации он был в зоне досягаемости авиации с английских аэродромов. Следующий налет (операция Obviate) не увенчался успехом из-за плохой погоды.

Фатальным для корабля стал налет 12 ноября (операция Catechism), во время которой три сверхмощные бомбы Tallboy поразили линкор. Одна из них отскочила от брони башни, но две другие пробили броневой пояс и привели к затоплению «Тирпица». Из 1700 человек экипажа погибли 1000, включая командира корабля. До сих пор непонятным является пассивное поведение люфтваффе, самолеты которого не предприняли попыток помешать бомбардировке.

После окончания войны обломки линкора были проданы норвежской компании, которая разбирала останки корабля до 1957 года. Носовая часть «Тирпица» так и осталась лежать там, где корабль принял свой последний бой.

Неподалеку от места гибели линкора был установлен памятник погибшим членам экипажа.

«Тирпиц» является одним из самых известных военных кораблей. О линкоре написаны сотни статей и книг, о нем сняты фильмы. Безусловно, история этого корабля является одной из ярчайших страниц Второй мировой войны.

Несмотря на то что «Тирпиц» практически не использовал свои орудия в бою, его влияние на ход войны в северной Атлантике и Арктике было огромным. После его уничтожения союзники смогли перевести значительные силы ВМФ на другие театры военных действий: Тихий и Индийский океан, что значительно ухудшило положение Японии.

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений.

История полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира. В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене. Линкор « » — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века.

После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота «Бисмарк» и«Тирпиц». Внушительный вид новыхвоенных кораблейнастолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям.

Линкор «Тирпиц» был построен на верфи «Wilhelmshaven » в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, «Тирпиц» в боевых действиях поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам. Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и » начал стремительно кренится на левый борт. Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

С точки зрения истории можно посмотреть на любой и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

линкор Тирпиц фото

линкор Тирпиц показательные стрельбы

линкор Тирпиц ходовая рубка

орудие линкора Тирпиц, фото сделано в порту Fættenfjord, Норвегия

линкор Тирпиц готовится к бою

Тирпиц в одном из походов

линкор «Tirpitz» в порту Fættenfjord возле Trondheim, Норвегия, июнь 1942

линкор Тирпиц в Scheerhafen, Киль, 1941

линкор «Тирпиц» брат-близнец линкора «Бисмарк», с которым они никогда не виделись

линкор «Тирпиц» в порту крепости Altenfjord, Северная Норвегия

линкор «Тирпиц» немцы не спешили выставлять в бой

Технические характеристики линкора «Тирпиц» :

Длина - 251 м;
Ширина - 36 м;
Высота - 15 м;
Осадка - 10,6 м;
Водоизмещение - 53500 тонн;
Судовая силовая установка - 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность - 163026 л.с.;
Скорость - 30,8 узла;
Дальность плавания - до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав - 108 человек;
Личный состав - 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм - 8;
Орудие 150 мм - 12;
Орудие 105 мм - 16;
Торпедные аппараты 533 мм - 2Х4;
Зенитное вооружение 37 мм - 16;
Зенитное вооружение 20 мм - 12;
Авиация:
Самолёт «Arado» - 4;

линкор Тирпиц иллюстрации

на линкор «Tirpitz» немцы возлагали большие надежды

Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Detect language Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish ⇄ Afrikaans Albanian Arabic Armenian Azerbaijani Basque Belarusian Bulgarian Catalan Chinese (Simplified) Chinese (Traditional) Croatian Czech Danish Dutch English Estonian Filipino Finnish French Galician Georgian German Greek Haitian Creole Hebrew Hindi Hungarian Icelandic Indonesian Irish Italian Japanese Korean Latin Latvian Lithuanian Macedonian Malay Maltese Norwegian Persian Polish Portuguese Romanian Russian Serbian Slovak Slovenian Spanish Swahili Swedish Thai Turkish Ukrainian Urdu Vietnamese Welsh Yiddish

Линейный корабль «Тирпиц ». Назван в честь Гросс-адмирала А. фон Тирпица создателя Германского флота Открытого моря в П ервую мировую войну.
Вступил в строй в 1941г.

Водоизмещение полное 52 600 т. Длина наибольшая 251 м, ширина 36 м, осадка 9,9 м., скорость 30 уз.

Вооружение: восемь 380-мм и двенадцать 150-мм орудий, шестнадцать 105-мм зениток, шестнадцать 37-мм и двенадцать 20-мм автоматов, 8 торпедных аппаратов (установлены в 1942 г.), 6 гидросамолетов.

Всего построено 2 единицы: "Бисмарк"(1939г.) и "Тирпиц " (1941 г.). После гибели линкора Бисмарк немцы использовали «Тирпиц » крайне осторожно. Фактически на его счету всего одна боевая операция — почти безрезультатный поход к Шпицбергену в сентябре 1942 года. Остальное время сверхлинкор прятался в норвежских фьордах.


11 сентября 1943 года он получил сильнейший удар из-под воды: британские сверхмалые субмарины X-6 и X-7 подорвали под его днищем 4 двухтонные мины.
Потом за линкор принялись английские авианосцы, с которых с апреля по август 1944 года было совершено семь налетов на Альтен-фьорд . Наиболее удачным оказался самый первый налет 3 апреля 1944 года, в котором вместе с пятью другими авианосцами участвовал Фьюриес .


В тот день в 4.15 утра с авианосцев, находившихся в 120 милях от цели, поднялись истребители сопровождения «Корсар», за ними взлетело первое ударное крыло из 21 пикирующего бомбардировщика «Барракуда», а потом остальные истребители «Хэллкэт » и «Уайлдкэт ». Появление этой армады над «Тирпиц » оказалось полной неожиданностью для немецкой ПВО, которая не только не успела поднять в воздух истребители, но даже не открыла упредительный зенитный огонь.


В то время как бомбардировщики пикировали на вражеский линкор, истребители огнем своих пулеметов и пушек полностью дезорганизовали корабельную и береговую зенитную артиллерию. Немцы начали спешно ставить дымовую завесу, но было уже поздно. В 5.29 первые бомбы начали рваться на палубе линкора. К небу взметнулось пламя и дым, поднялись фонтаны воды.


Когда через час над Альтен-фьордом появилась вторая волна самолетов, дымовая завеса почти полностью скрыла корабль, а оправившаяся зенитная артиллерия открыла сильный заградительный огонь. Однако по вспышкам пламени на палубе «Тирпиц » летчики сумели отыскать линкор и, пикируя с высоты 3 тыс. м, снова атаковали его. Бомбы разорвались близ кормовой башни главного калибра, в середине корпуса и на полубаке. К 8 часам все было кончено.


Из 121 самолета, участвовавшего в налете, погибло всего 3, на «Тирпиц » сбросили 40 бомб. Тяжело поврежденный, корабль немцы отбуксировали в район Тромсе с целью включить его артиллерию в линию обороны Северной Норвегии. А чтобы обеспечить непотопляемость под его днищем соорудили огромный фундамент из валунов.


«Тирпиц » добили в Тромсё . Честь нанести смертельный удар по крупнейшему гитлеровскому линкору выпала 24-летнему командиру эскадрильи британских ВВС Дж. Тэйту . Утром 12 ноября 1944 года 32 тяжелых сухопутных бомбардировщика «Ланкастер», увидели свою цель-израненный , но по-прежнему грозный “Тирпиц ”. В 9.35 немецкие наблюдатели увидели приближавшиеся бомбардировщики.


Линкор немедленно (с дальности более 11 км) открыл огонь главным калибром — чудовищные разрывы в воздухе 380-мм снарядов с дистанционными трубками заставили англичан рассредоточиться. “Ланкастеры” встретили шквал огня, но они один за другим метко сбрасывали свой смертоносный груз — гигантские 5500-кг бомбы, начиненные 2,5 тоннами взрывчатки. “Тирпиц ” получил 3 прямых попадания.


К огромным разрушениям добавились разрывы обшивки от нескольких близких разрывов, и линкор начал стремительно валиться на левый борт. Подложенные под днище камни не помогли, и в 9.50 крен достиг 60°. Восемь минут спустя в районе погребов боезапаса 3-й башни раздался сильный взрыв, и вслед за этим “Тирпиц ” перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории немецких сверхлинкоров .


Характеристики:
Длина: 251 м
Ширина: 36 м
Водоизмещение: 50300 тонн
Осадка: 10 м
Скорость: 30 узлов
Орудия: 8 — 380 мм; 12 — 150 мм
Торпедные аппараты: 8
Зенитные установки: 16 — 105 мм; 16 — 37 мм; 12 — 20 мм автоматов
Самолеты: 6 гидро

Дополнения:

Вот более достоверно как мне кажется
Н. Г. Мухин
…майор медицинской службы в отставке, участник полярных конвоев и союзнической операции по уничтожению линкора
Как линкор "Тирпиц " окончил свой недолгий путь

Английский премьер-министр Уинстон Черчилль, хорошо понимая опасность возможных неожиданных рейдов "Тирпитца " в районы прохождения конвоев, в сердцах заявил чинам британского адмиралтейства: "Пока этот проклятый линкор в строю, он будет представлять постоянную угрозу для наших морских коммуникаций… " …

…Уничтожить или серьезно повредить корабль — таково было второе, теперь категорическое, требование Черчилля. Что же предпринималось для его выполнения?

Одной из первых попыток была внезапная авиационная атака. Тщетно! Королевские военно-воздушные силы потеряли 14 новейших боевых самолетов, не причинив линкору ни малейшего ущерба. "Орешек" оказался крепким.
В рамках обеспечения очередного союзного конвоя "PQ-17" на подходах к основным пунктам базирования советское и британское командования развернули подводные лодки. Одной из них, "К-21", командовал будущий Герой Советского Союза капитан 2 ранга Николай Александрович Лунин…
…Поздно ночью с 3 на 4 июля 1942 года разведка донесла в штаб Северного флота, что немецкая эскадра из трех тяжелых кораблей, среди которых был "Тирпитц " и 7 эсминцев вышла в открытое море с целью перехвата конвоя "PQ-17". Командующий флотом радиограммой, переданной командирам подводных лодок, находящихся на позициях, приказал решительно атаковать врага. 5 июля 1942 года, после полудня, Лунин увидел в перископ отряд кораблей. В сопровождении миноносцев шел "Адмирал Шеер ", а за ним следовал "Тирпиц ". Совершив дерзкий прорыв в центр вражеской эскадры, подводная лодка "К-21" в 18 часов одну минуту, с дистанции 17-18 кабельтовых, с короткими интервалами, произвела залп из четырех кормовых торпедных аппаратов и тут же ушла на глубину. Акустик зарегистрировал несколько взрывов. В начале 60-х годов, автор и Н.А. Лунин, будучи лекторами Общества "Знание" в Ленинграде, многократно встречались. Вспоминая службу на Северном флоте в годы минувшей войны, всякий раз разговор невольно заходил и о дерзкой атаке "Тирпитца "" подводной лодкой "К-21". Лунин был сдержан. Он утверждал: ".. . Торпеды попали в цель, хотя характер повреждений на линкоре остался неизвестным" …

…Между тем "проклятый линкор" продолжал представлять опасность. Справится с ним не смогли проникшие на вражескую базу 22 сентября 1943 года специально сконструированные и построенные в Англии "карликовые субмарины" или "мини-подлодки". Прикрепленные их экипажами к корпусу корабля четыре мины с часовым механизмом нанесли незначительный ущерб. Проведенный в сжатые сроки ремонт вернул линкор в строй. Да, усилия для борьбы с "Тирпицем " предпринимались немалые. И все же удалось его обезвредить…
…На осень 1944 года британские ВВС запланировали новый массированный налет на линкор, стоявший в то время на якоре в Альтен-фьорде . Первоначально намечалось осуществить эту операцию с баз на территории Великобритании. Однако, в результате достигнутой между союзниками договоренности, удар по "Тирпитцу " наносился английскими бомбардировщиками с советской военно-воздушной базы "Ягодник", расположенной близ Архангельска…