Качмазов юрий михайлович биография. Как группа «СОК» проиграла битву за АвтоВАЗ: расследование Forbes

контрольного пакета "ИжАвто" вызвала вопросы у Счетной палаты и Генпрокуратуры. Ведомства подозревают СОК в выводе активов завода. В группе утверждают, что сделка проведена в рамках подготовки к продаже "ИжАвто" госкорпорации "Ростехнологии". Однако последняя уже давно прекратила переговоры о покупке ижевского автозавода.

Вчера глава Счетной палаты Сергей Степашин заявил "Прайм-ТАСС", что его ведомство вместе с Генпрокуратурой намерено проверить "законность вывода активов" с автозавода "ИжАвто" самарской группой СОК. Господин Степашин сказал, что СОК "бросила "ИжАвто" на произвол судьбы" и Генпрокуратура со Счетной палатой "будут этим заниматься". Когда может начаться их совместная проверка "ИжАвто", чиновник не уточнил, а в Счетной палате его слова не комментировали. Телефон представителя Генпрокуратуры Александра Васильева не отвечал. В группе СОК также не смогли сказать, когда начнется проверка.

Своим заявлением господин Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже группой СОК 75% акций "ИжАвто". В результате сделки собственником 75% акций "ИжАвто" стали дочерние структуры самого завода (ООО "Иж-Комплект", ООО "Гросс" и ООО "Норэкс"), то есть структура его собственности стала перекрестной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо. Ряд источников "Ъ", близких к сделке, говорили тогда, что акции "ИжАвто" могли быть оплачены автомобилями завода на $200 млн, то есть, по сути, речь могла идти о выводе с завода его товарного остатка (в группе СОК это не комментировали). Сам завод близок к остановке (сборка моделей Kia прекращена 29 апреля), его долги достигают $300 млн. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций "ИжАвто" уже был заложен в одном из банков-кредиторов - Сбербанке.

В группе СОК вчера заявили "Ъ", что "все действия по "ИжАвто" согласовали с госкорпорацией "Ростехнологии"". В госкорпорации от комментариев отказались. Подконтрольный "Ростехнологиям" АвтоВАЗ вел переговоры о возможной покупке "ИжАвто" у группы СОК, но отказался от сделки. Президент АвтоВАЗа Борис Алешин в беседе с "Ъ" вчера подчеркнул, что завод вышел из переговоров с СОК еще до того, как она "закольцевала" структуру собственности "ИжАвто". Один из акционеров АвтоВАЗа также утверждает, что завод не просил группу создавать перекрестную структуру собственности на "ИжАвто". Он напомнил, что "Тройка Диалог", наоборот, потратила больше года на то, чтобы ликвидировать подобную структуру собственности на самом АвтоВАЗе (теперь инвесткомпания владеет блокпакетом завода).

Кредиторы "ИжАвто" не только не пытались оспорить сделку в суде, но и не выступают против нее публично. Мобильный телефон представителя Сбербанка Ирины Кибиной вчера не отвечал, но ранее она говорила "Ъ", что в банке "с пониманием" относятся к происходящему на "ИжАвто". В "Уралсибе" и "АК Барсе" (входят в состав кредиторов) вчера от комментариев отказались.

Счетная палата имеет право проверки тех предприятий, совладельцем которых является государство либо которые используют бюджетные средства или какие-либо преференции государства, например налоговые или таможенные льготы, поясняет адвокат бюро "Николаев и партнеры" Дмитрий Удальцов. Завод "ИжАвто" собирал корейские автомобили Kia (сейчас их выпуск остановлен) в режиме промсборки (режим дает право практически беспошлинного импорт автокомпонентов), поэтому начать проверку "ИжАвто" Счетная палата имеет полное право. "Это обычная практика, когда Счетная палата сначала инициирует проверку, а затем привлекает Генпрокуратуру для придания проверке особого статуса",- отмечает адвокат.

Был ли на самом деле вывод активов из "ИжАвто", пока определить невозможно, говорить Михаил Пак из ИФК "Метрополь". Самая свежая отчетность завода - за третий квартал 2008 года, и, согласно документу, стоимость активов ОАО составляет 17,3 млрд руб. С начала 2008 года они снизились незначительно (на 200 млн руб), в основном за счет сокращения дебиторской задолженности и запасов, но эти данные все равно не показательны, поскольку сделка по продаже контрольного пакета "ИжАвто" прошла в начале 2009 года, говорит господин Пак. Он сомневается, что СОК "закольцевала" структуру собственности "ИжАвто" по просьбе АвтоВАЗа и "Ростехнологий". Скорее всего, за счет продажи СОК дистанцировалась от проблемного актива и подготовила его к банкротству, считает аналитик.

Дмитрий Беликов

Качмазов Юрий Михайлович- Председатель совета директоров компании «СОК» в период 90-х и до 2010 года. Самарский олигарх.

Родился в 1966 году в Сызрани. Осетин по отцу. Служил в ВДВ.
Начинал обучение в Куйбышевском политехническом институте, но потом ушел в академический отпуск из которого не вернулся (рассказывают, что во время "катания колпачков" его застал проходящий декан института и произнес: "Ну-ну..."). Первоначально занимался мелким бизнесом ("наперстки", скупка и перепродажа валюты и золота) на самарских рынках.

По утверждению Forbes, "Качмазов, бывший студент самарского Политеха, отслуживший в десантных войсках, пришел на рынок "Энергетик" в поисках заработка и его взяли в бригаду наперсточников. Но на рынке он проработал не долго..."

Из воспоминаний одного из "ветеранов бандитских войн в Самаре": "Потом была московская тема. Качмазов и трое его друзей поехали разводить "лохов" в наперстки в..Москву. Уж кто там им помог- не известно. Но приехали они при деньгах. И стали заниматься золотом. Скупали на рынке золото. Причем "пахали" в прямом смысле- стояли с табличками "Куплю золото" и скупали по дешевке, а потом продавали. Так делался первоначальный капитал. И Качмазову это было "не в падлу". Многие "авторитетные" люди начинали с нуля..."

Позже переквалифицировался на перепродажу автомобилей с АвтоВАЗа.

Из воспоминаний современника тех событий: "По автомобильной теме они начинали с простой консигнации автомобилей с базы на Заводском шоссе (недалеко от Южного моста). Брали автомобили ВАЗ мелкими партиями у некоего комерса по фамилии СОКолов и отгоняли "нах остен".
Затем, открывая фирму на "башне" Ипподрома, дали ей название "СОК". Начинали с нескольких столов и двух простых ксероксов "Кэнон". Два Юры, Алексей, Рустем. Другие - стали подтягиваться потом..."

В 1995-1998 годах - генеральный директор ООО СОК. Устанавливается контроль над финансами и сбытом ОАО «Пластик» (г. Сызрань). Из воспоминаний современника тех событий: "А начиналось все с Сызрани. И госпожа Брюхнова работала там на "Пластике". И вот сидят Юра с Димой (Богданов?- О.И.) на кухне у Димы, пьют пиво. И уважаемый папа Димы- Юрий Николаевич (зам Козлова, кстати, в ЦСКБ) говорит им: не занимайтесь ерундой, займитесь бартером с "Пластика" на ВАЗ, благо родственница там у нас есть- главбух. Ну и поехала тема стремительно в гору и официально оформилась.."

Параллельно шло проникновение на ОАО «АвтоВАЗ», брались под контроль и смежники автозавода.

1998-2008 годах - член правления ЗАО «РосЛада». Практически все 90-е годы бизнес-начинания Ю.Качмазова имели поддержку от руководителя самарской областной налоговой полиции генерала Евгения Григорьева и начальника управления ФСБ РФ по Самарской области генерал-лейтенанта Владимира Большакова (впоследствии возглавлял Инспекторское управление ФСБ РФ, был зам.директора ФСБ РФ).

В 2000-2004 годах холдинг СОК принимает участие в переделе сфер влияния в различных видах бизнеса. К 2003 году через дилерские центры «СОКа» продавалось около 15% выпускаемых АвтоВАЗом автомобилей (около 100 000 штук). В 2004 году АвтоВАЗ обязался закупать определенный объем продукции только на заводах «СОКа». Тогда же был заключен договор о продаже запчастей на вторичном рынке исключительно через принадлежавший «СОКу» торговый дом «Соло». За разрыв эксклюзивного контракта завод должен был заплатить огромный штраф - 14 млрд рублей. При сотрудничестве с «СОКом» АвтоВАЗ продавал по 700 000 машин в год.

Основным направлением деятельности компании на тот период являлось производство автокомпонентов и автомобилей (второе место по выпуску автомобилей в России). Группа контролировала автозаводы «ИжАвто» (в 2005 году выпустил 52 800 автомобилей) и «РосЛада» (22 100 автомобилей). В группу также входили «Автосвет», ОСВАР, Димитровградский завод светотехники, Скопинский автоагрегатный завод, Димитровградский завод радиаторов, «ВазИнтерСервис» (с 2003 года), «Кинельагропласт» и др. Завод «РосЛада» с 1998 по 2006 годы выпускал автомобили из машинокомплектов производства ОАО «АВТОВАЗ». В 2005 группой на заводе «ИжАвто» был запущен проект по выпуску автомобилей «Kia Spectra». Предприятия группы выпускали товары народного потребления, строительные конструкции, оказывали транспортные услуги и т. п. Компании принадлежало мостостроительное предприятие ОАО «Волгомост», сеть кинотеатров в Приволжском федеральном округе, а также сеть автосалонов. Совокупная выручка группы в 2006 году составила $2,95 млрд (в 2005 году - 64,4 млрд руб.).

Группа "СОК" в итоге объединила 42 предприятия в 15 регионах. Общий оборот в 2004 г. – $2 млрд, в 2003 г. - $1,7 миллиарда. На автокомпоненты приходится 59% выручки, на автомобили - 34%, прочие виды бизнеса – 7%. В группу входят "РосЛада" и "Ижмаш-Авто", которые в 2004 г. выпустили 114,3 тыс. машин.

В начале 2000-х гг.ГК "СОК" пролоббировала приход к власти в г.Димитровграде Сергея Ивановича Морозова. Он стал мэром города,а до этого был начальником ГУВД Димитровграда.После этого СОК стал монополистом в этом регионе.

В 2006 году ГК "СОК" участвовала в финансировании выборной компании на пост мэра Самары В.Тархова. В октябре 2006 года, после победы на выборах мэра Виктора Тархова, ГК "СОК" получила 7 руководящих постов в самарской мэрии.

29 марта 2005 года ГК СОК распространила официальный меморандум, в котором впервые была предана огласке официальная информация о собственниках Группы. В меморандуме было указано, что владельцами СОКа являются его топ-менеджеры, а основным бенефициаром компании - её основатель Юрий Качмазов(70%).

Качмазова на тот период уже охраняют от 5 до 15 охранников (все нанятые в г.Сызрани) и передвигается он в кортеже из дорогих внедорожниках с номерами 010.

"Собственники СОКа скрывались за сотнями компаний, учрежденных в Самаре, Сызрани, Ижевске, Димитровграде, Угличе, Москве, на Британских Виргинских островах" ("Самарское обозрение" от 04.04.2005)

Юрий Качмазов и Владимир Каданников

Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от "неугодных элементов".

«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы.

9 декабря 2005 года в московском офисе ГК СОК прошла выемка документов. Формальной причиной для этого стали два уголовных дела, возбуждённые в процессе работы на АвтоВАЗе сотрудников МВД, ФСБ и Генпрокуратуры. Одно возбуждено по факту хищения денежных средств. Второе связано с неуплатой АвтоВАЗом налогов в размере 230 миллионов рублей. По данным СМИ, целью оперативных действий было желание госструктур, к которым переходит контроль над АвтоВАЗом, вынудить СОК отказаться от кабального для завода контракта на поставки Группой запчастей к вазовским автомобилям (Коммерсантъ, 12.12.2005).

В 2008 группа «СОК» пыталась вести бизнес в Южной Осетии: президент республики Эдуард Кокойты, являвшийся якобы другом Качмазова, пригласил топ-менеджеров самарской компании на руководящие посты в новообразованном государстве. «СОК» в республике интересовали инфраструктурные проекты - ремонт автодорог, Рокского тоннеля, строительство аэропорта. Качмазов даже планировал в Южной Осетии построить себе дом. Но «СОК» в Южную Осетию так и не пустили. Под давлением оппозиции (по другим данным - из-за давления Москвы) эта деятельность была свёрнута.

В 2008 году компания «Рособоронэкспорт» сумела вытеснить представителей «СОКа» с «АвтоВАЗа», после чего группа стала терять свои позиции в Поволжье. В 2009 году «СОК» продал «ИжАвто» менеджменту предприятия.
Весной 2009 года председатель Счётной палаты Сергей Степашин поставил под сомнение законность сделки по продаже ГК СОК 75% акций «ИжАвто». В результате сделки собственником 75% акций «ИжАвто» стали дочерние структуры самого завода (ООО «Иж-Комплект», ООО «Гросс» и ООО «Норэкс»), то есть структура его собственности стала перекрёстной. Фактический контроль над заводом получил его топ-менеджмент во главе с гендиректором Михаилом Добындо.
Сам завод был практически остановлен, его долги достигли 300 миллионов долларов. На момент, когда о сделке стало известно, контрольный пакет акций «ИжАвто» уже был заложен в Сбербанке (Коммерсантъ, 08.05.2009)

В рейтинге российского Forbes в 2007 году Качмазов с состоянием в $700 млн занял 93 место.
По оценкам журнала «Финанс», в 2010 году Юрий Качмазов занял 126 место в рейтинге самых богатых россиян с состоянием 26,5 миллиардов рублей.

Глава Сбербанка Герман Греф пообещал сделать всё, чтобы привлечь собственников «ИжАвто» - ГК СОК - к уголовной ответственности. «Компания не вернула нам долги, в результате компания в стадии банкротства. Мы фактически взяли на себя управление компанией, - сказал Греф. - Конечно, мы не простим тем людям, которые допустили мошеннические действия, эту ситуацию. Думаю, что им заниматься бизнесом в стране дальше будет очень непросто ». (Источник: BFM.ru, 17.09.2010)

В сентября 2010 года после обращения в Генпрокуратуру Сбербанка, было возбуждено уголовное дело о преднамеренном банкротстве ОАО «ИжАвто». По мнению ряда экспертов, ударом для Группы стала борьба за активы «ИжАвто» с «АвтоВАЗом», в ходе которой владельцы СОКа «столкнулись с серьёзным противодействием группы лиц, имеющих аппаратную поддержку на самом высоком уровне».

АвтоВАЗ принялся сбивать цену за «ИжАвто» с 480 млн долларов до 350 млн. Качмазов перевел активы в офшор Shonapol Investment Ltd и прекратил переговоры. В 2009-м «ИжАвто» объявил об остановке производства и увольнении 90% из 5,5 тыс. рабочих, а в августе инициировал процедуру банкротства. Следственный комитет МВД обвинил главу СОКа в преднамеренном банкротстве предприятия и выводе активов на 6,7 млрд рублей. Так владельцем ижевского предприятия (пакета в 51%) оказался Сбербанк: завод задолжал ему 7,74 млрд рублей.

На период 2009-2010 гг. считалось, что Качмазов владеет следующими активами:
доля в ОАО «Волгомост»;
доля в группе компаний «КераМир»;
ООО «Строительство и ремонт дорог»;
50% ООО «Мост-Инвест»;
ООО «СОК – Автокомпонент»;
ЗАО «ВАЗинтерСервис» (Тольятти):
ОАО «БелЗАН» (Белебей, Башкортостан);
ОАО «Освар» (Вязники, Владимирская область);
ОАО «Завод «Автосвет» (Киржач, Владимирская область);
ОАО «Счетмаш» (Курск);
ЗАО «КинельАгроПласт»;
ООО «Димитровградский завод радиаторов»;
ООО «Димитровградский завод вкладышей»;
ООО «Самарские автомобили – Люкс»: дилерский центр Infiniti;
ООО «Самарские автомобили – Юг»: дилерские центры Peugeot и Mitsubishi;
ООО «Самарские автомобили»: дилерские центры Nissan, Mitsubishi, Peugeot и Ford;
ООО «Виват-Авто»: дилерский центр Citroen;
ООО «Автосалон на Ипподроме»;
ООО «Сельмаш» (Сызрань);
ООО НК «Мобиле»;
ООО «СимбирскЦемент» (Ульяновская область);
ЗАО «Мотор-супер» (Тольятти);
ЗАО «Самарская кабельная компания»;
«Самарские оконные конструкции»;
«Самарская общестроительная корпорация»;
КРЦ «Звезда»;
мультиплекс «КиноМост» (в ТРК «Космопорт»);
кинотеатр «Спутник» (Димитровград);
здание кинотеатра «Современник»;
около 1% акций ОАО «АвтоВАЗ» ()

Но в этот же период Ю.Качмазов начинает избавляться от своих активов. Помимо «ИжАвто», в 2008-2011 годах были проданы, выставлены на продажу или переоформлены на третьих лиц компании «Волгомост», «Самарские оконные конструкции», «Пластик», «АВТОВАЗТРАНС», ликёро-водочный завод «ТАЛКО», кинотеатры «Шипка» и «Самара», телекомпания «Орион» и др. В марте 2011 года компания продала свой крупнейший актив- компанию "Волгомост".

Качмазов избавился и от личного имущества.Через доверенных людей продал свою знаменитую роскошную яхту длиной 38 м. и многочисленный автопарк.

Теплоход «Смайл» (личная яхта Юрия Качмазова) относился к модельному ряду Timmerman40 и был построен в 2004 году международным консорциумом по строительству яхт класса «люкс» Timmerman Yachts. Длина «Смайл» составляет 38 метров, ширина 6, 8 метра. Яхта может плавать в смешанном режиме – как по внутренним водным путям, так и по морю. Дизайн судна разработан голландской группой Vripack Yachting International. Помимо своих технических данных, «Смайл» поражал гостей роскошной внутренней отделкой и интерьерами, выполненными с использованием мебели и аксессуаров известных итальянских домов.

На 2010 год Качмазов имел в окрестностях Самары огромную вилу- основное строение полностью остеклено, имело большую подземную стоянку. На территории находися домик охраны и собственная газовая котельная. Охранники были уверены, что охраняют не дачу, а режимный объект. По всей видимости,и от этой недвижимости Ю.Качмазов успешно избавился. Хотя есть версия,что значительную часть своего бизнеса Ю.Качмазов просто переоформил на своих подконтрольных людей и продолжает все это контролировать.

" Загородная вилла Юрия Качмазова сменила собственника. Земельные участки площадью около 5 тыс. кв. м под по­строенным в лесной зоне Красноглинского района Самары "дворцом", именуемым домом председате­ля совета директоров группы "СОК" Юрия Качмазо­ва, сменили собственника. Теперь ими владеет швейцарская компания Swiss Top villa management AG, соз­данная незадолго до сделки - в августе 2011 г. 15-16 ноября 2011 г. Росреестр зареги­стрировал права собственности швейцарской компании на че­тыре участка в Красноглинском районе Самары, где на протяжении несколь­ких лет возводился дворец для Юрия Качмазо­ва" ()

Качмазов покинул Россию в сентябре 2010 г. По одной версии, он реально опасался ареста и был предупрежден об опасности. По другой, ему дали спокойно вывести свои капиталы в обмен на "сдачу позиций в подконтрольных регионах и сферах".

14 февраля 2011 года следственный комитет МВД сообщил, что основной владелец самарской ГК "СОК" Юрий Качмазов объявлен в федеральный розыск. Он обвиняется в том, что в 2008-2009 годах вместе с рядом руководителей завода «ИжАвто» вывел на офшоры часть кредитов, полученных от Сбербанка. Кроме того, с «ИжАвто» также был выведен товарный остаток (автомобили), а само предприятие было впоследствии продано и обанкрочено. Общая сумма хищений - 6,7 миллиардов рублей. Уголовное дело возбуждено по ст. 196 УК РФ (преднамеренное банкротство). Вместе с господином Качмазовым в федеральный розыск объявлены бывший гендиректор «ИжАвто» Михаил Добындо, а также топ-менеджеры завода Андрей Фролов, Юрий Амелин и Евгений Страхов (все являются выходцами из ГК СОК).

Впоследствии следователи потребовали у суда арестовать всех заочно. 8 апреля 2011 года Качмазов, Фролов и Амелин были объявлены в международный розыск. На заседании Тверского суда Москвы, когда им избирали меру пресечения, они не присутствовали. Согласно постановлению суда, указанные лица должны быть заочно заключены под стражу.

Удивительно, но по статистике обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора. Но никто не сомневался, что в отношении Качмазова все будет "единично и особо"....

На данный момент Ю.Качмазов предположительно проживает на собственной островной виле в ОАЭ и эпизодически в Великобритании (являясь гражданином Великобритании). Имеет свой бизнес в различных государствах (Италия, Китай, и в России на третьих лиц). Перспективы выдачи ОАЭ российских бизнесменов наблюдатели относятся скептически – в Эмиратах преднамеренное банкротство не считается преступлением.

Качмазов практически никогда не давал интервью и редко выступал на публике. Не все топ-менеджеры российских автозаводов, с которыми вёл бизнес СОК, знали Качмазова лично. Малопьющий, регулярно занимался спортом (в 40 с лишним лет мог ходить на руках). Интересовался эзотерикой,индийской философией и йогой. Любимые виды спорта- футбол, лыжи и сноуборд.

Женат. Имеет четверых детей. Жена Илона до апреля 2011 года являлась президентом благотворительного фонда "СОК". В 2011 году также покинула территорию России.

Из интервью современника тех событий: "Знаешь, почему Качмазова все уважают? Он не способен на предательство. Правильный мужик. От него нож в спину не получишь. И потому все там были как братья...Не то, что нынешние барыги. Когда Качмазов был в Москве и работал с "наперстками", то они останавливались у одного самарского пацана. Он там хату снимал. А уже потом этот пацан пришел к Юрию и попросил дать работу. И Качмазов его устроил в казино. Он друзей никогда не забывал. Например, Олег "Хлеб" крутил в Москве наперстки. А потом присел на наркоту. Опустился...Качмазов его и вытащил. Взял на работу. Был такой Боря..Он тогда развелся и не мог трудоустроиться. Депрессия....Качмазов взял его кем то типа завскладом. Борис увидел как там все прут и наеб..ют- и навел порядок. Потом Борис стал старшим менеджером по продажам на АвтоВАЗе (если я правильно произношу должность). Качмазов ценил людей честных и трудолюбивых.
Знаешь, Качмазов всегда был коммерсантом,но никто и никогда ему не сказал: "Барыга". Вот такое было к нему уважение. Он делал темы. И от них имели все- и бандиты, и коммерсы, и менты. И еще. Вот ты в основном про него пишешь, что он то забрал, то отобрал. Но он то, в отличии от многих, забирал не для того, чтобы раздербанить, а чтобы... воссоздать. Для работы...Для страны"
.

Сегодня, бесспорно, день ИжАвто. Сбербанку повезло: он рассчитывал на долгую и мучительную предпродажную подготовку, настроился на бесконечные переговоры и лавирования между китайцами, корейцами и ВАЗом. но тут пришло Наше Всё, сказало кому надо нужные слова и Сбербанк, взяв под козырёк, решил продать ИжАвто ВАЗу. ВАЗу, обременённому долгами по самое "не балуйся", ВАЗу, который самому Сбербанку должен столько, что просто охренеть. То ли я невнимательно читал, то ли журналисты невнимательно пишут, но сказано было именно так: продаст ВАЗу. Не Ростехнологиям, а ВАЗу. Который, замечу, на момент продажи (март-апрель 2011) сам будет продан французам.

Ладно. Греф сегодня сказал (цитирую): «Мы не сможем обеспечить возвратность в полной мере». Это значит, что он продаёт завод себе в убыток. Сумма контракта, кстати, нигде не фигурирует (или я опять невнимателен?), но по состоянию на сентябрь общая задолженность ИжАвто составляла 13 млрд руб. Думаю, что справедливая цена такого завода, как ИжАвто, составляет примерно полмиллиарда долларов, это если без обременений. 13 млрд - близкое к этому число. Если Греф говорит о грядущих убытках, то ВАЗ заплатит меньше. Вопрос, насколько. Ну, пусть в два раза, пусть будет 7,5-8 млрд, хотя на месте Грефа на такую сделку я бы не пошёл даже по совету Путина. За завод можно выручить больше! Но даже 8 млрд для ВАЗа совершенно неподъёмная сумма! И знаете, в чём прикол? Что сделку будет финансировать сам Сбербанк! Ну я даже не знаю, как нужно было нагнуть Грефа, чтоб он на это согласился.

Между тем, стратегически это решение абсолютно ожидаемое. Если помните, я ещё в июне, в футорологической заметке на Слоне предсказывал это. А когда Комаров в августе решил собирать "семёрку" в Ижевске, я настойчиво говорил о том, что туда перенесут и "Самару". Сегодня начали говорить ещё и про "Приору" - но это вряд-ли, по крайней мере до того момента, как будет подготовлена ей замена. А это, если не ошибаюсь, 2015 год.

Вообще с этой сделкой весь стратегический план ВАЗа летит к чертям. Как они теперь будут строить модельный ряд, что выпускать - похоже, они сами не знают. Но кто потирает руки от удовольствия, так это Карлос Гон. Переговоры о передаче французам контрольного пакета ВАЗа, конечно, были увязаны с покупкой ИжАвто, но французы до последнего не верили в силу административного ресурса, позволяющую вот так запросто принуждать ведущий банк страны к невыгодным сделкам и потерям в 7-10 млрд руб. Для французов это просто шикарный подарок! Теперь уже совершенно не стоит вопрос о том, кто будет главным на российском рынке, теперь пойдёт битва только за второе место - между VW, GM и Hyundai. Последних откровенно жаль, им закрылась дорога в новые условия промсборки. Вчера, кстати, Рахманов на конференции объявил, что верхняя планка поднимается до 350 тыс автомобилей. А на мой вопрос по поводу одноплатформенности сказал, что должен быть "единый набор агрегатов". Насколько он един для всех выпускаемых моделей, число которых должно составлчять те самые 350 тыс, будет решаться с каждым заводом в индивидуальном порядке.

А вот что там с Качмазовым, а? Путин сегодня опять попенял "бывшим собственникам" на увод 6 млрд рублей "в оффшоры". При этом Качмазова настойчиво и последовательно не трогают. Хотя уже можно, вроде как: "Вазтраст" выкуплен ВАЗом, СОК больше не диктует условия поставок компонентов. Остаются, правда, ещё два СОКовских завода в поставщиках, но это мелочь, они уже не делают погоды.

Вчера, кстати, повстречался на упомянутой конференции с Добындо, бывшим директором ИжАвто. Поймал его уже на выходе и радостно (и даже немного театрально) заорал: "Михал Николаич, здравствуйте! Вы меня помните?". "Помню, как же" - ответствовал Добындо, ныне глава ОАТ, структуры, выполняющей по отношению к ВАЗу роль бывшегно СОКа. Обменялись телефонами. Я говорю: буду вам звонить, интервью брать. Звони, говорит, бери. Если дам.

Вот интересно, общается он сейчас с Качмазовым?

Я вот тут что подумал: вероятно, есть планы добрать недостающее с Качмазова. Эта версия многое объясняет. Если его сейчас начать чморить, то СОК развалят, а какие деньги можно получить с убиенного сОКа? А сейчас у него есть деньги, есть устойчивый бизнес и надо только деликатно построить взаимоотношения. В идеале так, чтобы сам Качмазов, поняв серьёзность ситуации, принёс деньги и покаялся. То-то Наше Всё грозно упоминает "бывших собственников", но ни разу не назвал конкретной фамилии! А что, Юрий Михайлович в политику не лезет, не опасен, чай не Ходорковский. Чего его сажать? Сидящий он денег точно не отдаст, придётся силой забирать. И ещё не факт, что там много наберёшь, он же не дурачок какой, не первый год в бизнесе.

Дмитрий Румянцев, глава пресс-службы СОКа - милейший человек, но он не считает нужным даже как-то отвечать на письма, в коих я прошу его об интервью с Качмазовым. Мы оба знаем, что это нереально. А когда станет реально (вероятно, тогда, когда власти надоест с Качмазовым сюсюкаться и она таки перейдёт к жёстким мерам по изъятию), то первым будет не беззвестный Серёжа Цыганов, а "Коммерсантъ" или "Ведомости".

В сентябре Качмазова пытались, кстати, допросить, и это вылилось в большой конфуз: Качмазов послал следственные органы подальше и не явился по повестке. Говорили, что он уехал за границу. При всём при этом в федеральный розыск его не объявили, что говорит об отсутствии на это команды сверху. Это был такой "пристрелочный" ход, способ поговорить. Поговорить, судя по всему, не получилось. Где сейчас Качмазов - я не знаю.

UPD: Там всё ещё интереснее оказалось. ВАЗ будет покупать не сам ИжАвто, а его управляющую компанию - сбербанковскую "Объединённую автомобильную группу". И тут надо посмотреть, успел ли Сбербанк перевести основные фонды в пользу ОАГ? В ином случае - ну что такое ОАГ, пшик, не более. Юридическое лицо без активов.

Кроме того, Сбербанк выделит "на модернизацию" ещё 7 млрд. То есть, если суммировать, арифметика такая: ИжАвто стоит, допустим, 500 млн дол. Должен Сбербанку и другим банкам 400 млн дол. Значит, справедливая продажная цена - 900 млн. Но сумма сделки с ВАЗом не раскрывается, напротив, Сбербанк ещё и приплачивает, юридически перенося все задолженности (включая 7 упомянутых млрд руб) на бюджет ВАЗа. Это что же, ВАЗу увеличили долговую нагрузку больше чем на миллиард долларов? Никогда не поверю.

UPD2 Да, мне тут подсказывают: стоимость предприятия как бы равна разнице между стоимостью основных фондов и долговой нагрузки. А вот это как раз неочевидно. Устойчиво работающее предприятие с долгом меньшим половины балансовой стоимости при продаже будет суммировать стоимость фондов и долга.Но в данном случае, вероятно, исходить нужно из того, что цена ИжАвто будет определяться суммой долга на момент продажи (кредитор является собственником и его основная задача - вернуть кредит) плюс небольшая премия, за срочность. Или, напротив, небольшой - процентов 10 - дисконт, за единовременное избавление от головной боли. Склоняюсь к тому, что за ИжАвто Сбербанку сейчас не будет выплачено ничего, у него ещё и кредит возьмут. И договорятся расплачиваться по мере возобновления производства. То есть цена всё-таки будет близкой к сумме кредитов, просто возобновится обслуживание всех кредитов.

Как сообщила «ВК» 26 апреля, Тверской районный суд Москвы по ходатайству Следственного комитета МВД принял решение о заключении под стражу главы группы компаний «СОК» Юрия Качмазова и двух ее топ-менеджеров. Заочный арест руководителей до недавнего времени крупнейшего холдинга губернии вызвал в регионе большой резонанс. Впрочем, комментируя этот факт, эксперты напоминают, что группа компаний уже фактически прекратила свое существование в прежнем качестве.

Долгое разбирательство
«Дело Качмазова» продолжает развиваться по стандартному и, увы, зачастую нерезультативному сценарию. За выдвижением обвинений топ-менеджерам «СОКа» последовало их объявление в розыск внутри России, а теперь - международный розыск и заочное заключение под стражу. Столичный суд в понедельник выдал разрешение на арест Юрия Качмазова, Андрея Фролова и Юрия Амелина. Однако осуществить задержание обвиняемых будет непросто: их местонахождение следствию неизвестно. По предположениям различных СМИ, владелец группы «СОК» может сейчас находиться в Лондоне или в Арабских Эмиратах, хотя его семья, согласно тем же источникам, остается в Самаре. Как показывает практика сходных дел (например, менеджеров «Волготанкера»), в подобных обстоятельствах следствию бывает сложно добиться экстрадиции обвиняемых на родину.
Напомним, что руководителей «СОКа» обвиняют в преднамеренном банкротстве Ижевского автомобильного завода. Арбитражный суд Удмуртии в 2009 году признал несостоятельность ОАО «ИжАвто» и ввел на автозаводе процедуру наблюдения. При этом были уволены около пяти тысяч работников предприятия.
В том же году Сбербанк РФ, который является держателем 8,25 млрд руб. из общего долга завода в 11,3 млрд руб., направил в Генпрокуратуру заявление о противозаконных действиях руководства компании «ИжАвто». Была организована проверка, которая выявила признаки преступлений при выводе активов ОАО. И 10 сентября 2009 г. в Ижевске было возбуждено уголовное дело по статье 196 УК РФ, но конкретные обвиняемые появились значительно позже.
Сегодня следствие называет доказанную сумму ущерба, причиненного акционерам и кредиторам ОАО«ИЖ-Авто», в размере 6,7 млрд рублей.
Подъем на олимп
Империя Юрия Качмазова ведет историю с 1994 года, когда группа «СОК» начинала свой бизнес с торговли автомобилями Lada. Впоследствии группа вышла на рынки коммерческой недвижимости, машиностроения, автокомпонентного производства, дорожного строительства и т.д.
Ключевым моментом для «СОКа» стало сотрудничество с «АвтоВАЗом». Занимаясь реализацией машин, группа Качмазова постепенно проникла в структуры управления заводом. И к середине 2000-х годов «соковцы» практически полностью контролировали сбыт тольяттинского автогиганта. К тому же холдинг подчинил себе десятки предприятий-поставщиков ВАЗа.
Затем группа открыла новое направление - выпуск автомобилей. В Сызрани на заводе «РосЛада» была запущена сборка вазовской «классики», а затем «девяток». В числе прочих автомобильных активов «СОКу» удалось заполучить удмуртский завод «ИжАвто».
Закат империи
Закат империи Юрия Качмазова начался в 2005 году, когда на «АвтоВАЗе» сменилась власть. Тогдашний председатель совета директоров автогиганта Владимир Каданников ушел в отставку, на смену ему пришла команда управленцев из «Рособоронэкспорта» (позднее - ГК «Ростехнологии»), которая начала масштабную «зачистку» города и завода от криминальных элементов.
«СОК» максимально быстро и жестко отодвинули от всех рычагов управления на ВАЗе. Топ-менеджеры завода, подконтрольные Качмазову, покинули вазовскую высотку. Поставки машинокомплектов на «РосЛаду» прекратились. Часть контрактов на поставки комплектующих с компаниями «СОКа» были расторгнуты. В результате за два-три года группа растеряла практически все автокомпонентные активы. Последним был завод «ИжАвто», однако и он потерял всякий смысл вне привязки к ВАЗу. Уже в 2005 году Качмазов попытался продать предприятие новым хозяевам тольяттинского автогиганта. Переговоры о продаже «ИжАвто» шли несколько лет, но так и не закончились сделкой. Теперь, кстати, удмуртский завод все же достанется тольяттинскому заводу. Только продаст его уже не «СОК», а Сбербанк, которому «ИжАвто» достался за долги.
В 2008 году финансовые показатели ижевского предприятия резко упали, а кризис доконал его окончательно. Перед этим «СОК» перекинул акции завода на топ-менеджеров, создав перекрестную схему владения предприятием (такая же была у ВАЗа до вмешательства «Рособоронэкспорта»).
«Сейчас группа «СОК», по сути, уже прекратила существование как мощный холдинг с несколькими направлениями бизнеса, - говорит директор консалтинговой компании «Бизнес Плюс» Иван Калинин. - Мы видим распродажу останков некогда могучей империи, а личные перспективы экс-владельцев и топ-менеджеров «СОКа» в России близки к нулю».
Качмазов умыл руки, но кредиторы завода, главным из которых был Сбербанк, не дали ему уйти спокойно. Герман Греф лично пообещал наказать тех, кто довел «ИжАвто» до банкротства.

Василий Секлетов, начальник филиала Национального центрального бюро Интерпола в Самарской области, подполковник милиции:
- Через наш филиал ежегодно направляется в Интерпол несколько материалов на лиц, подозреваемых в совершении тяжких или особо тяжких преступлений, в том числе экономических. Объявить в международный розыск можно, когда федеральный не дал положительных результатов, или если есть основания полагать, что человек покинул пределы страны. Эти лица могут скрываться не только от органов предварительного следствия, но и от суда. Иногда они покидают Россию по поддельным документам и находятся в розыске сколь угодно долго, так как законодательство приостанавливает течение срока давности, пока человек находится в розыске.

Владимир Рахманов, адвокат:
- Президент Медведев считает, что нужно подходить щепетильно к аресту как мере пресечения при расследовании экономических преступлений. Виновность в экономических преступлениях вообще трудно доказывать, тем более такой состав, как преднамеренное банкротство. Я считаю, столь жесткая мера нелогична. И если такое решение принято, то, вероятно, арест Качмазова кому-то очень нужен.

Анна Мариасис, эксперт АНО «Центр судебных экспертиз»:
- В рамках федерального законодательства фиктивное и преднамеренное банкротство рассматривается в двух ракурсах - как административное правонарушение и уголовно наказуемое деяние. Статистика возбуждения уголовных дел по делам о преднамеренном банкротстве с точки зрения защиты интересов государства и третьих лиц - негативная.
Обвинительные приговоры по ст. 196 УК РФ носят единичный характер - только 5% от всех возбужденных уголовных дел по этим составам заканчивались вынесением обвинительного приговора.

Besides being memorable, .com domains are unique: This is the one and only .com name of its kind. Other extensions usually just drive traffic to their .com counterparts. To learn more about premium .com domain valuations, watch the video below:

Turbocharge your Web site. Watch our video to learn how.

Improves Your Web Presence

Get noticed online with a great domain name

73% of all domains registered on the Web are .coms. The reason is simple: .com is the where most of Web traffic happens. Owning a premium .com gives you great benefits including better SEO, name recognition, and providing your site with a sense of authority.

Here"s What Others Are Saying

Since 2005, we"ve helped thousands of people get the perfect domain name
  • Good - Saeed Yousefzadeh, 6/14/2019
  • I trust hugedomains.com 100%. Their service is reliable, the staff is courteous, compassionate and kind. I was able to get my domain even after payment period expired and was most grateful for their support and assistance and giving me the chance to purchase the domain without paying additional charges. I would recommend them 100%! Thank you Huge Domains. - Avanelle Sahadeo, 6/13/2019
  • Great service - Vincent Miller, 6/12/2019
  • More