Государственное регулирование конкуренции в рф. Образовательный портал - все для студента юриста

Выходные данные сборника:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Тагирова Асет Вахаевна

ассистент кафедры коммерции и менеджмента Нижневартовский государственный университет, РФ, г. Нижневартовск

PUBLIC REGULATION OF BUSINESS COMPETITION IN RUSSIAN FEDERATION

Aset Tagirova

assistant of Commerce and Management Chair, Nizhnevartovsk State University, Nizhnevartovsk, Russia

АННОТАЦИЯ

Конкуренция - важнейший институт рыночной экономики. Конкуренция является гарантом эффективного функционирования рыночного механизма. Государственная конкурентная политика нацелена на обеспечение оптимальных условий для конкуренции между хозяйствующими субъектами. Антимонопольное законодательство обеспечивает развитие предпринимательства на основе конкуренции.

ABSTRACT

Competition is the most important institution of the market economy. Competition is the guarantor of the efficient functioning of the market mechanism. State competition policy aims to ensure optimal conditions for competition between economic entities. Antitrust laws providethe development of enterprise based on competition.

Ключевые слова: конкуренция; конкурентная политика; государственное регулирование конкуренции; антимонопольное законодательство.

Keywords: competition; competition policy; state regulation of competition; antitrust laws.

Современная рыночная экономика России - это такой вид экономики, где преобладает предпринимательский способ хозяйствования. Естественно, что конкуренция является важнейшим институтом рынка. Достижение устойчивой экономической системы возможно только при наличии здоровой конкурентной среды - конкуренции между участниками экономических отношений, ограничение и вытеснение монополистической деятельности, запрет на недобросовестную конкуренцию.

Так что же значит «конкуренция»? О конкуренции опубликовано множество научных работ и в каждой из них даются те или иные определения данного понятия. Смысл любого понятия «конкуренции» заключается в состязательности субъектов для достижения наилучшего результата (получение наибольшей прибыли). В экономическом словаре под редакцией А.И. Архипова дано следующее определение: «конкуренция - соперничество между производителями товаров и услуг за рынок сбыта, завоевание определенного сегмента рынка» . В статье 4 Федерального закона «О защите конкуренции» указано, что под конкуренцией следует понимать «соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке» .

Исходя из понятия можно сделать вывод, что в итоге конкурентной борьбы можно прийти к монополии.

Конкуренцию и монополию можно рассматривать как две стороны одной медали. Ведь, если субъект рыночных отношений будет успешно повышать конкурентоспособность своего предприятия, обгоняя, так называемых соперников, в какой-то момент он станет монополистом. Заняв определенную нишу рынка, монополист диктует цену, завоевывает рынок сбыта, тем самым препятствует свободной конкуренции и развитию экономики страны в целом.

Ограничение конкуренции мешает нормальному функционированию рыночного механизма, приводит к росту цен и нерациональному распределению ресурсов, тормозит научно-технический прогресс, понижает общественное благосостояние. В таких условиях необходимо вмешательство государства для регулирования рыночного механизма, основным элементом которого является свободная конкуренция.

В концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года «стратегической целью является достижение уровня экономического и социального развития, соответствующего статусу России как ведущей мировой державы XXI века, занимающей передовые позиции в глобальной экономической конкуренции и надежно обеспечивающей национальную безопасность и реализацию конституционных прав граждан» . Согласно стратегии развития конкуренции и антимонопольного регулирования в Российской Федерации на период 2013-2024 гг. главный приоритетом государственной политики является защита и развитие конкуренции.

Для обеспечения качественного функционирования и стимулирования рынка необходимо наличие следующих условий, которые формируются государством:

· развитая инфраструктура;

· низкий входной барьер;

· эффективная правовая база.

Перед государством стоит задача по созданию комфортных условий для развития конкуренции и недопущению процветания монополизма. Решение данной задачи приведет к развитию добросовестной конкуренции, что окажет положительное влияние на экономику страны в целом.

С целью обеспечения «здоровой» конкуренции государство использует систему правил и мер, как способ регулирования данных отношений. Система правил и мер изложена в актах, которые входят в антимонопольное законодательство РФ и запрещают недобросовестную конкуренцию и монополистическую деятельность.

Согласно статьи 8 Конституции РФ государство гарантирует поддержку конкуренции, тем самым на законодательном уровне ограничивая монополистическую деятельность. Государство стимулирует конкуренцию и делает акцент на необходимость ведения добросовестной и честной конкурентной борьбы.

Федеральным законом «О защите конкуренции» определены организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:

1. монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции;

2. недопущения, ограничения, устранения конкуренции федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, Центральным банком Российской Федерации .

Государственное регулирование конкуренции представляет собой комплекс мер, которые направлены на создание равных условий конкуренции для каждого хозяйствующего субъекта. Проводимая конкурентная политика предполагает поддержку предпринимательства, малого бизнеса и институтов частно-государственного партнерства.

В V «Гайдаровском Форуме», который прошел 15-18 января 2014 года принял участие Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев, который обозначил точки роста для российской экономики. «Базовых условий для формирования реальной конкурентной среды - три. Это сокращение избыточного присутствия государства, продуманная антимонопольная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства», - перечислил Медведев .

Государственная поддержка малого и среднего бизнеса регламентируется федеральным законом № 209-ФЗ от 6 июля 2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», а также законами и нормативными правовыми актами субъектов РФ, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. В статье 16 перечислены формы поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства:

· финансовая;

· имущественная;

· информационная и консультационная;

· в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации

· их работников;

· в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества;

· субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность;

· субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность .

В Российской Федерации ведение конкурентной политики возложено на Федеральную антимонопольную службу (ФАС России), которая осуществляет следующие функции:

1. обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства;

2. выявляет, принимает меры и привлекает к ответственности за нарушения антимонопольного законодательства;

3. предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4. осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией, в том числе в сфере использования природных ресурсов, а также при проведении торгов в случаях, предусмотренных федеральными законами.

Ежегодно Федеральной антимонопольной службой представляется Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. В Докладе за 2013 год приведены характеристики состояния конкуренции по данным: государственного статистического наблюдения (Росстат), Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, международных рейтингов, предпринимательского сообщества .

Согласно статистическим данным в 2013 году отметили улучшение состояния конкурентной среды 22 % респондентов, представляющих крупные и средние предприятия (для сравнения в 2012 году - 18 %). В качестве респондентов Росстат определил сообщество, включающее в себя предпринимателей-собственников и руководителей хозяйствующих субъектов вне зависимости от их организационно-правовой формы. Приведены результаты международного исследования в области делового климата, проводимого группой Всемирного банка. Согласно данному рейтингу, Российская Федерация с каждым годом улучшает условия ведения бизнеса. В 2014 году Россия поднялась на 20 позиций и заняла 92 место из 189 стран, в 2013 году - 112 место из 185 стран, в 2011 году, 118 место из 183 стран, в 2010 году Россия занимала 123 место.

Проанализировав все статистические данные, включенные в Доклад, можно проследить положительную динамику развития конкурентоспособности российской экономики. Следует отметить, что государственное регулирование конкуренции представляет собой совокупность мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, которое осуществляется уполномоченными государственными учреждениями, в результате такого подхода Россия идет к стабилизации рыночной экономики.

Список литературы:

  1. Архипов А.И. Экономический словарь / А.И. Архипов [и др.]; отв. ред. А.И. Архипов. 2-е изд.,перераб. и доп., М.: Проспект, 2010. - 672 с.
  2. Доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://minec.government-nnov.ru/?id=36271 (дата обращения 28.11.2014).
  3. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_2875/ (дата обращения 29.11.2014).
  4. Распоряжение Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р О Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/194365/#ixzz3KZGJL8hU (дата обращения 28.11.2014).
  5. Российская газета [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL:http://www.rg.ru/2014/01/15/rost-site.html (дата обращения 27.11.2014).
  6. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/12148517/#ixzz3KZFEfa1l (дата обращения 29.11.2014).
  7. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изм. и доп.) [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://base.garant.ru/12154854/#ixzz3KZFqBfNV (дата обращения 27.11.2014).

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
(ГОУВПО «АмГУ»)

Факультет Экономический

Кафедра Экономической теории и государственного управления
Специальность 080109 - Бухгалтерский учет, анализ и аудит

КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему: Регулирование конкуренции в России: теория и практика

по дисциплине «Экономическая теория»

Исполнитель
студент группы С-02 __________________________ М.П. Садиева

Руководитель
доцент __________________________ Л.В. Сохимо

    Нормоконтроль
ассистент __________________________ Л.Н. Михайленко

Благовещенск 2011

РЕФЕРАТ

Курсовая работа содержит 31 с., 1 таблица, 21 источников.

Конкуренция, совершенная конкуренция, несовершенная конкуренция, монополия, олигополия, фирма, рынок, продукция, цена, торговля, экономика

Необходимым элементом рыночной экономики является конкуренция.
Конкуренция – противоборство, соперничество между выступающими на рынке товаропроизводителями за наиболее выгодные условия производства и сбыт товаров для получения на этой основе максимальной прибыли.
Конкуренция - это и способ хозяйствования, и такая форма существования капитала, при которой один индивидуальный капитал соперничает с другим, являясь атрибутом рынка. Конкуренция естественным путем возникает из рынка и служит условием его существования и развития.
Целью курсовой работы является изучение регулирования конкуренции в России.

Введение
1 Теоретические аспекты конкуренции 5
1.1 Понятие и виды конкуренции 5
1.2 Типология рынков 8
2 Регулирование конкуренции в России 16
2.1 Необходимость регулирования конкуренции в России 16
2.2 Антимонопольная политика государства 18
2.3 Направления совершенствования антимонопольного регулирования 23
Заключение 28
Библиографический список 30

ВВЕДЕНИЕ

Современная рыночная экономика представляет собой сложнейший организм, состоящий из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных структур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
Ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений, является понятие конкуренции. Конкуренция является основным элементом рыночного хозяйства.
Рыночный характер экономических отношений означает свободу выбора для покупателя и продавца. Механизм рынка действует через соотношение спроса и предложения, что предполагает необходимую подвижность цен, конкуренцию товаров и, значит, товаропроизводителей. Конкуренция возникла одновременно с товарным производством, однако лишь при капитализме она превратилась в главный рычаг рыночного регулирования общественного производства.
Поддержание конкурентной среды во всех странах в настоящее время, стало важной задачей государственного регулирования экономики. Поэтому, изучение конкуренции, ее роль в развитии рыночных отношений является в настоящий момент важнейшей задачей экономических исследований в нашей стране.
Цель курсовой работы - рассмотреть сущность и механизмы регули-рования конкуренции в России.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

    теоретические аспекты конкуренции;
    необходимость регулирования конкуренции в России и направления совершенствования антимонопольного регулирования.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНЦИИ

1.1 Понятие и виды конкуренции
Конкуренция (лат. «конкурро» - «сталкиваюсь») - соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. Такое столкновение неизбежно и порождается объективными условиями: полной хозяйственной обособленностью каждого производителя, его полной зависимостью от конъюнктуры рынка, противоборством со всеми другими товаровладельцами в борьбе за покупательский спрос. Рыночная борьба за выживание и экономическое процветание - экономический закон товарного хозяйства.
Конкуренция принуждает производителей учитывать интересы потребителя, а значит, и интересы общества в целом. В ходе конкуренции рынок из множества товаров отбирает только те, которые нужны потребителям. Именно их удается продать. Прочие же остаются невостребованными, и производство их сокращается. Конкуренция представляет собой конкретный механизм, с помощью которого рыночная экономика решает фундаментальные вопросы: что, как и для кого производить? .
Конкуренция - это поистине «война всех против всех». На рынке всеобщее сражение ведется на три «фронта». Первый фронт- среди продавцов. Все они хотят продать свои продукты подороже. Однако когда соперничество между ними обостряется, побеждает тот, кто сбывает товары дешевле, чтобы стимулировать покупательский спрос. Иногда даже применяется демпинг - продажа товаров по чрезвычайно низким (так называемым бросовым) ценам. Второй фронт развертывается среди покупателей, которые стремятся приобрести вещи по меньшей цене. Когда же между ними разгорается острое соперничество, то побеждает (покупает больше) тот, кто предложил более высокую цену по сравнению с рыночной. Наконец, главный фронт «сражения» проходит между армией продавцов и армией покупателей, стоящих на противоположных позициях в отношении уровня цены. Какая же армия выигрывает сражение? Разумеется, та, которая больше сплочена и в итоге может навязать противнику свою цену. В исходе всей этой многосторонней борьбы в каждый данный момент на рынке устанавливается общая (равная) цена на однородные продукты, обладающие одинаковым качеством. Конкуренция, таким образом, выступает в качестве силы, уравнивающей рыночные цены. Конкуренция среди продавцов, покупателей и между ними выступает решающей силой, которая вызывает центростремительное движение рыночной цены к уровню равновесной ситуации. Очевидно, что в свободно развивающемся рыночном хозяйстве закон стоимости может действовать единственно возможным способом - через колебания конкуренции и соответствующие этому изменения соотношения спроса и предложения, а, в конечном счете - приближения рыночной цены к равновесному уровню . Делая краткий вывод можно отметить, что конкуренция осуществляется между:
1 продавцами (производителями) за сбыт продукции;
2 покупателями за более выгодными условиями покупки;
3продавцами и покупателями (результатом будет рыночное ценообразование).

Конкуренция выполняет важные функции в экономике:

- регулирующая функция проявляется в воздействии на производство

товаров и услуг таким образом, чтобы оно осуществлялось со спросом потребителей;

- аллокационная функция (функция размещения) состоит в том, что
производственные ресурсы - труд, земля, капитал направляются туда, где они используются наиболее эффективно;
- инновационная функция обуславливает необходимость инноваций как
определяющего средства повышения экономической эффективности деятельности фирм .
Конкуренция, как элемент рыночной экономики, оказывает влияние на многие аспекты хозяйственной деятельности:
1) поиск и использование в производстве новых возможностей;
2) совершенствование техники и технологий;
3) повышение качества производимых товаров и услуг;
4) снижение себестоимости производимых товаров и услуг;
5) оптимизация управленческой деятельности.
Можно выделить следующие виды конкуренции :
1 Ценовая и неценовая;
2 Внутриотраслевая и межотраслевая;
3 Добросовестная и недобросовестная;
4 Совершенная и несовершенная.
По методам осуществления конкуренцию можно подразделить на ценовую и неценовую . Ценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями путем уменьшения издержек производства и, соответственно, снижения цен на продукцию без изменения её ассортимента и качества. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Ценовая конкуренция может иметь место и без изменения издержек производства путем установления монопольной цены на продукцию. Неценовая конкуренция – это борьба между предпринимателями за получение дополнительной прибыли посредством использования организационных, научно-технических, инфраструктурных факторов, направленных на изменение качества, ассортимента товара. То есть неценовая конкуренция основана на продаже товаров более высокого качества и надежности, достигаемых благодаря техническому превосходству, использование любых законных средств, кроме снижения цен, с целью привлечения новых потребителей. К методам неценовой конкуренции относятся реклама, маркетинг и инновации (обновление) продукта, конкуренция, при которой товаропроизводитель улучшает потребительские свойства товара, оставляя цену неизменной. Здесь эпицентром борьбы между товаропроизводителями становятся такие неценовые параметры продукции, как ее новизна, качество, надежность, перспективность, соответствие международным стандартам, дизайн, удобство обслуживания и др., конкуренция, которая осуществляется посредством совершенствования качества продукции и условий ее продажи (сбыта). Неценовая конкуренция осуществляется по разным направлениям: совершенствование технической стороны товара и улучшение приспосабливаемости товара к нуждам потребителей.
По отраслевой принадлежности различают внутри - и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция - конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция - это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
Конкуренция может быть добросовестной и недобросовестной (легальной и нелегальной). Недобросовестная конкуренция – это такая конкуренция, при которой хозяйствующие субъекты прибегают к недозволенным методам воздействия на конкурентов: распространение ложных сведений о конкуренте, экономический шпионаж, незаконное использование товарного знака конкурента и т.д.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую) конкуренцию. Далее более подробно рассмотрим совершенную и несовершенную конкуренцию .
1.2 Типология рынков
Выделяют два типа рыночных структур: совершенную и несовершенную конкуренцию.
Совершенная конкуренция – это рыночная структура, при которой никто из участников рыночного процесса не имеет возможности повлиять на общую ситуацию на рынке иными словами влияние каждого участника на общую экономическую ситуацию настолько мало, что им можно пренебречь.
Отличительными чертами совершенной конкуренции являются: множество производителей и потребителей; незначительная доля каждого участника в продажах и покупках; производство однородного документа; свободное вступление в отрасль и выход из нее (отсутствие барьеров входа и выхода с рынка для существующих фирм); мобильность производственных ресурсов; равный доступ всех участников к информации; отсутствие ценовой дискриминации. Ценообразование в условиях совершенной конкуренции носит свободный характер и зависит от рыночного спроса и предложения .
Совершенная конкуренция - исторически первый и наиболее простой тип рынка. Именно он явился той средой, где между изначально равными субъектами рынка зародилось соперничество, которое последовательно ведет к расслоению, выделению наиболее крупных и агрессивных участников рыночного процесса, формирует стремление отдельных участников подчинить своему контролю определенные фрагменты рынка, т.е. создает условия для возникновения монополии. Вместе с тем не следует считать, что совершенная конкуренция осталась в историческом прошлом .
Несовершенная конкуренция – это ситуация на рынке, при которой один субъект или группа субъектов способны самостоятельно повлиять на рыночные процессы, прежде всего на цены. Фирма в роли несовершенного конкурента обладает определенной властью над ценой. Основное отличие совершенной конкуренции от несовершенной касается характера ценообразования, отсутствия или наличия определенной власти над ценой .
Различают три вида несовершенной конкуренции:
- чистая монополия (монопсония);
- олигополия (олигопсония);
- монополистическая конкуренция;
Рассмотрим характерные черты основных типов несовершенно конкурентных рыночных структур.
1) Монополия. При такой форме организации рынка существует единственный продавец определенного товара. В случае обратной ситуации, когда не продавец, а покупатель занимает монопольное положение и ему противостоит множество продавцов, имеет место монопсония, но и тогда основные характеристики рынка повторяют черты монопольного типа. Монопсония – это ситуация одного покупателя .
Характерными признаками монополии являются:
- единственный продавец (покупатель) данной продукции;
- очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями ;
- товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;
- продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;
Цель монополии - получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монопольном рынке.
Предложению предприятия, занимающего монопольное положение, противостоит на рынке совокупный спрос всех покупателей товара в пределах географических и товарных границ соответствующего рынка (мировых, национальных, местных). Если в условиях свободной конкуренции любой продавец мог продать определенное количество товара по не зависящей от него рыночной цене, то монопольное предприятие регулирует как объем продаваемой продукции, так и ее цену. Обладая абсолютной рыночной властью, оно может варьировать объем выпускаемой им продукции, ее цену, другие существенные условия продажи.
Предприятие может выпускать как один вид продукции, так и много ее видов, но в любом случае оно будет считаться занимающим монопольное положение только по тому виду продукции, для которого полностью отсутствуют производители-конкуренты.
Одна из причин появления и существования монополии состоит в таком соотношении между размерами рынка (предъявляемым спросом) и эффективной мощностью предприятия, которое требует существования нескольких или единственного производителя (например, автомобилестроение, энергетическое машиностроение и т.д.), в отличие от рынков продукции, эффект масштаба производства которой явно не выражен (например, производство хлебобулочных изделий и т.д.). Другими причинами могут быть природные (единственный источник сырья), технологические (эксплуатация изобретения без передачи прав на его использование в течение определенного времени) .
Монополия возможна лишь тогда, когда вход на рынок другим предприятиям представляется невыгодным или невозможным. Если на рынок входят другие предприятия, то монополия исчезает. Следовательно, наличие входных барьеров является обязательным условием возникновения и существования монополии. Под барьерами входа на рынок понимают любые факторы и обстоятельства правового, организационного, технологического, экономического, финансового характера, препятствующие новым хозяйствующим субъектам. Барьерами может служить: получение от правительства исключительных прав, собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы, авторские права и патенты, нелегальные методы борьбы .
Различают несколько типов монополий:
- естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.). Рынкам естественной монополии присущи все основные характеристики рынка монопольного типа.
- открытая монополия. Одна фирма на определенный срок является единственным поставщиком продукта, но при этом не имеет специальной защиты от конкуренции.
- закрытая монополия. Это монополия, которая защищена от конкуренции юридическими ограничениями, формами такой монополии являются патенты, авторские права, товарные знаки.
2) Олигополия. При такой организации рынка на нем представлено небольшое число сравнительно крупных предприятий-продавцов однородной либо незначительно различающейся продукции. Немногочисленным продавцам на этом рынке противостоит значительное количество покупателей.
Основными чертами олигополистического рынка служит:
- небольшое число фирм в отрасли (от двух до десяти);
- относительно высокие барьеры при вступлении в отрасль;
- контроль над ценой ограничен;
- продукт может быть стандартизированный или дифференцированный.
На монопольных рынках любые виды соперничества отсутствуют. Если же потенциальный конкурент преодолевает барьеры входа на рынок, то монопольное предприятие утрачивает абсолютную рыночную власть, структура рынка меняется и монополия исчезает.
Отличительная черта олигополии - большое разнообразие в поведении продавцов: от острого соперничества до сговора. Предприятие, действующее на олигопольном рынке, вынуждено считаться с тем, что выбранное им соотношение между ценой и количеством продукции, которое оно может по этой цене продать, зависит от поведения его конкурентов, а их стратегия является следствием принятого им решения .
Несмотря на обладание некоторой рыночной властью, олигопольное предприятие не может устанавливать цену так же просто, как монопольное. Поведение участников олигопольного рынка можно сравнить с игрой, где за каждым ходом одного игрока следует ответный ход соперника, так что исход игры, в конечном счете, не известен.
Поскольку реакция конкурирующих субъектов рынка на поведение друг друга может быть различной, универсальной, динамически устойчивой модели олигопольного рынка не существует, что ведет к неоднозначности его основных характеристик: продукция этого рынка может быть однородной (стандартизованной) и относительно дифференцированной, возможность входа на рынок может варьироваться от почти свободной до жестко ограниченной.
3) Монополистическая конкуренция - это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества. Монополистическая конкуренция - самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
- относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
- дифференциация продукта (продукция характеризуется широким ассортиментом товаров, характером дизайна, эргономики, качеством упаковки);
- сохраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей;
- активное использование неценовой конкуренции.
В отличие от олигополистического рынка, предприятия на рынке монополистической конкуренции не являются взаимозависимыми, если их доли на рынке сравнимы по размеру. Их поведение на рынке ближе к поведению совершенно конкурентных предприятий, чем к поведению олигопольного типа.
Весьма существенным детерминантом рыночной власти в условиях монополистической конкуренции служит не ценовая политика других продавцов, а степень приверженности покупателей конкретной марке товара. Индикатором рыночной власти служит ценовая эластичность спроса на товар предприятия. При прочих равных условиях эластичность спроса тем ниже (соответственно, рыночная власть продавца выше), чем больше уверенность покупателей в уникальности и значимости потребительских свойств товара.
Следовательно, на рынках монополистической конкуренции именно уникальность комбинации потребительских свойств в глазах покупателей - основной фактор конкурентоспособности товара. Ценовая конкуренция отходит на второй план, уступая первое место неценовой конкуренции, использующей такие инструменты, как рекламные кампании, конкуренция сервиса, гарантийное и послегарантийное обслуживание, конкуренция ассортимента (что особенно актуально для предприятий торговли, общественного питания, массовых услуг и др.), местоположение .
Характерные черты основных типов рыночных структур представлены в таблице 1.
Таблица 1 – Характеристика основных типов рыночных структур

Тип рыночной структуры
Характерные черты
Число фирм Тип продукта Контроль над ценой Условия вступления в отрасль
Чистая конкуренция Очень большое Стандартизированный Отсутствует Очень легкие, препятствия отсутствуют
Монополистическая конкуренция Много Дифференцированный Существует, но в довольно узких пределах Сравнительно легкие
Олигополия Несколько Стандартизированный или дифференцированный Ограниченный взаимной зависимостью; значительный при тайном сговоре Наличие существенных препятствий
Чистая монополия Одна Уникальный; нет близких заменителей Значительный Блокировано

В заключении отметим, что идеальные модели рынков в современных рыночных условиях не встречаются на практике. Многообразие реальной экономической жизни всегда состоит из переплетения разных типов рынков, из их видовой трансформации во времени и пространстве .
Итак, мы изучили виды конкуренций, и получили, что модель совершенной конкуренции пока является теоретической абстракцией, в реальной жизни - существующие рынки в той или иной степени несовершенны, и в теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистическая конкуренция, олигополия, монополия. Самая близкая к совершенной - монополистическая конкуренция.

2 РЕГУЛИРОВАНИЕ КОНКУРЕНЦИИ В РОССИИ

2.1 Необходимость регулирования конкуренции в России
Для понимания необходимости регулирования конкуренции современного Российского государства и перспектив его дальнейшего развития важно исследовать процессы, происходившие в рыночной экономике социалистического хозяйства СССР. Что же представляли из себя советские предприятия с точки зрения теории конкуренции?
Главной особенностью в советской рыночной экономике являлось преобладание крупных предприятий, ориентированных на массовый выпуск стандартной продукции; чрезмерно узкая специализация производителей; закрепление поставщиков за регионами и категориями потребителей в рамках централизованной системы сбыта продукции. Естественно, что при столь жесткой регламентации конкуренции между предприятиями почти не было. Преобладание крупного предприятия вело к обеднению советского товарного рынка, систематически избавляясь от мелкосерийного производства в своей программе, и от разнообразия потребительских и инвестиционных товаров было крайне ограничено .
Основные причины отсутствия естественного развития полноценной конкуренции в советской экономике:
- крупные предприятия не могли сами управлять объемом своего производства – удовлетворять спросу, организуя выпуск дешевой, доброкачественной, стандартной продукции. Поэтому советские предприятия не могли обеспечить свой рост и процветание за счет стремительного наращивания выпуска приглянувшегося массовому потребителю товара;
- советскому предприятию было сложно находить сегменты массового спроса, поскольку оно полностью было лишено сбытовой сети и, следовательно, полностью изолировано от контакта с потребителем. Продукция сдавалась либо в общенациональную торговую сеть, либо органам Госснаба или закрепленному предприятию-потребителю. Так утрачивалась прямая связь предприятия с рынком. Именно поэтому предприятия не интересовались проблемой реализации своей продукции, а значит и ее конкурентоспособностью.
- советские предприятия не имели системы эффективного управления. В стандартную структуру директората производственных объединений - входили главный инженер, главный механик, главный электрик и т.п. В этой структуре не находилось места для подразделений, ответственных за развитие фирмы или конкурентоспособность продукции .
Итак, государственное планирование прямо предусматривало создание крупных предприятий, Это считалось наиболее рациональным способом организации выпуска продукции, обеспечивающим снижение затрат за счет эффекта масштаба. В результате этого, экономика России оказалась суммой гигантских предприятий. Гигантские заводы-монополисты в России всегда были равнодушны к техническому прогрессу. Именно сверхмонополизированная структура российской экономики сделала ее неэффективной и превратилась в главный барьер на пути рыночных преобразований
В конечном счете, всё это привело к низкой эффективности производства, чрезмерно высокому уровню затрат, и, в некоторых отраслях к глубокому технологическому отставанию от передовых научно-технических разработок.
С переходом России на рыночные методы хозяйствования роль конкуренции в экономической жизни общества значительно возросла. Созданию полноценной конкурентной среды в нашей стране мешает засилье монополий, несовершенство антимонопольного законодательства и многое другое.
и т.д.................

Конкуренция представляет собой необходимый элемент для развития рыночной экономики. По этой причине требуется государственное регулирование конкуренции.

Замечание 1

Статьей 4 п. 7 ФЗ от 26 июля 2006 № 135 «О защите конкуренции» она определяется в качестве соперничества определенных субъектов хозяйствования (фирм, предприятий, компаний, организаций), в ходе которого действия каждого могут исключать или ограничивать возможность других в одностороннем порядке влиять на общие условия обращения продукции на определенных товарных рынках.

Конкуренция представляет собой борьбу производителей или поставщиков, предприятий, организаций за максимально выгодные условия выпуска и продажи продукции, оказания услуг, выполнения работ для достижения лучшего результата коммерческой деятельности.

Рыночная система в виде основного содержания конкуренции предполагает борьбу за покупателей, включая максимальное удовлетворение его потребностей. Также это может быть борьба за рыночную долю, успех которой зависит от степени качества и цен на продукцию.

При наличии свободной конкуренции рост доходов одних предприятий способен сопровождаться разорением других, концентрируется и централизуется производство и капитал, что приводит к формированию монополий и захвату ими власти на рынках. По этой причине, чтобы этого не происходило, используется антимонопольное законодательство в качестве инструмента поддержки конкуренции и ограничения монополистической деятельности.

Опыт развитых рыночных государств в области создания и использования антимонопольного законодательства отражает необходимость этой формы регулирования рыночных отношений со стороны государства Европейские страны считают конкуренцию одной из основ построения свободной экономики, что получило свое развитие после того, как были ликвидированы средневековые наследственные и сословные привилегии.

Пример 1

Во Франции средневековую систему цехов ликвидировали в 1789 году. в Англии это произошло после отмены законов об ученичестве в 1813 году. Примерно в это же время окончательно цеха были ликвидированы в Германии. В Российской империи не существовала подобная западноевропейская система цехов, а сдерживание развития конкуренции происходило через крепостное право, отмененное в 1861 году. Уложение о наказаниях уголовных и исправительных 1845 года содержало наказание и заключение в тюрьму за картельные сговоры, выражающиеся «непомерным возвышением цен на жизненные припасы».

Юридическая литература относит создание первого закона, запрещающего монопольные соглашения, к Канаде (1889 г.), к США (закон Шермана).

В соответствии с американским законом Шермана, который широко известен как Хартия экономической свободы (1890 г.) формирование монополий - это преступление. Оно влекло за собой уголовное наказание в виде штрафа до 5 000 долларов (впоследствии его повысили до 50 000 долларов), тюремного заключения (до 1 года). В дальнейшем по этому образцу принимались законы в Австралии и Новой Зеландии. В европейских государствах антимонопольное законодательство сформировалось в 1930-х гг. (в Бельгии в 1935 г., в Нидерландах в 1935 г., в Дании в 1937 г.).

В это время в нашем государстве существовало социалистическое общество, где действовала плановая государственная экономика. В 1990 годы становление антимонопольной политики осуществляется при наличии условий безудержной либерализации экономики страны. При использовании субъектами предпринимательства различных методов и способов конкуренции на товарных рынках органы власти в государстве должны учитывать тенденции его монополизации, включая масштаб и характер злоупотребления доминирующим положением, последствия недобросовестной конкуренции. По этой причине целью государственной политики может являться формирование и использование организационных и правовых основ защиты конкуренции.

Законы, регулирующие отношения на товарных рынках

Сегодня среди большого числа норм законодательства РФ, которые участвуют в регулировании отношений на товарных рынках, выделяются нормы общего характера, представленные нормами конституционного, гражданского, уголовного и административного права.

В группу конституционного права включены нормы:

  1. Конституция РФ (ч. 1 ст. 8, ч. 2 ст. 34), где говорится о поддержке конкуренции со стороны государства и недопущении экономической деятельности, сконцентрированной на монополизации и недобросовестной конкуренции;
  2. ГК РФ (п. 1 ст. 10, п. 2-3 ст. 57, п. 1 ст. 1033), где устанавливается недопущение использования гражданских прав для ограничения конкуренции, включая злоупотребления доминирующим положением на рынках. Статья 57 подчеркивает, что реорганизацию отдельных видов предприятий необходимо проводить на основе согласия (включая согласие со стороны антимонопольного органа). Статья 1033 ГК РФ приводит условия договора коммерческой концессии, которые ограничивают права сторон в случае, когда они вступают в противоречие с антимонопольным законодательством;
  3. УК РФ, содержащий запрет на целый ряд деяний, которые могут направлять на недопущение, устранение или ограничение конкуренции через заключение соглашений или согласованные действия, которые ограничивают конкуренцию, установление монопольно высоких или низких цен; необоснованный отказ или уклонение от заключения договоров; ограничение доступа на рынок. Это работает в случае, когда деяния способны причинить крупный ущерб лицам, предприятиям или государству либо влекут извлечение дохода в крупном размере. За подобные действия кроме больших штрафов предусматривается определенный уровень уголовной ответственности;
  4. КоАП РФ, устанавливающий ответственность за сроки законных предписаний (решений, постановлений, представления) органа (должностных лиц), который осуществляет государственный надзор (контроль), об устранении законодательных нарушений. Статья 19.8 формирует ответственность за то, что в федеральный антимонопольный орган не было предоставлено ходатайство, уведомление (заявление), которые предусмотрены антимонопольным законодательством. Также карается и предоставление заведомо ложной информации;
  5. ФЗ «О защите конкуренции» в виде общих норм ограничительного характера.

В России подобный Закон становится вторым, который формирует антимонопольное законодательство. Именно он определяет организационные и основы права в сфере защиты конкуренции, включая предупреждение и пресечение монопольной деятельности (исключается недобросовестная конкуренция); недопущение, ограничение, устранение конкуренции федеральными органами исполнительной власти, власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и др. Цели Закона состоят в обеспечении единого экономического пространства, свободного перемещения продукции, свободы экономической деятельности в нашей стране, защите конкуренции, формировании условий эффективной работы товарных рынков.

Законы, регулирующие разрешенные виды деятельности на товарных рынках

Отдельно принято рассматривать законы, которые регулируют отношения, возникающие при осуществлении на товарных рынках разрешенной деятельности:

  1. ФЗ от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе», включающий правила общего и специального характера, которые формируют качественные параметры рекламы, включая цель не допустить монополистическую деятельность; запрет на недобросовестное и недостоверное использование рекламы;
  2. Законы РФ от 07 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей», от 20 февраля 1992 года № 2383-1 «О товарных биржах и биржевой торговле»;
  3. ФЗ от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и др.

ФАС России поставила цель изменения отечественной конкурентной среды. Пакет законодательных инициатив ФАС уделяет особое внимание естественным монополиям и торговым сетям. В соответствии с мнением руководителя ФАС, ФЗ «О естественных монополиях» совершенно архаичен, он мешает использовать закон о конкуренции по отношению к естественным монополиям. В рамках статистик, естественные монополии, такие, как ОАО РАО «ЕЭС России», ОАО «Газпром», ОАО «РЖД», заняли 2 место по числу нарушений антимонопольного законодательства после органов власти. В целом на чиновников пришлось около 50 % нарушений.

Замечание 2

Отдельно следует обратить внимание на подзаконные акты, которые принимаются на уровне Президента и Правительства РФ. Именно с их помощью происходит установление статуса федерального антимонопольного органа, включая его территориальные подразделения. В эту группу можно включить нормативные акты, в которых установлены перспективные программы (вопросы государственных заказов, прогнозные планы приватизации очередного года, полномочия антимонопольного органа и др.).

Также отдельно выделяются нормативные акты, которые издает сам федеральный антимонопольный орган. Основной пример здесь представлен приказом ФАС России «Об утверждении Положения о территориальном органе Федеральная антимонопольная служба», приказ «Об утверждении административного регламента ФАС службы по исполнению государственной функции по возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях антимонопольного законодательства РФ». В целях развития конкурентной среды ФАС в нашей стране производит разработку правил недискриминационного доступа к услуге транспортировки нефти и нефтепродуктов; аэропортов, речных и морских портов, железнодорожного транспорта; почтовой связи и др.

Вывод

Система норм, которые участвуют в регулировании отношений в области ограничения монополий и пресечения недобросовестной конкуренции, концентрируется в большом числе актов различного уровня. Все они имеют разную сферу регулирования. По этой причине научная литература не случайно по отношению ко всем подобным актам применяет понятие «антимонопольное законодательство».

Если вы заметили ошибку в тексте, пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter

45. Государственное регулирование / конкуренции на товарном и финансовом рынках

Государство регулирует и поощряет конкурентную борьбу в нужных обществу направлениях, используя самые разные методы и механизмы формирования конкурентных отношений. К таким механизмам относят увеличение числа однородных предприятий, поддержку малого и среднего бизнеса, обеспечениесрав-нимости качественных характеристик и цен на товары, поощрение лучших результатов и новшеств, создание системы пропаганды.

Целью государства при поддержке конкуренции является создание здоровой конкурентной среды. Со стороны государства поддержка конкуренции осуществляется двумя основными видами мер: стимулирующими и запретительными. К стимулирующим мерам относятся законодательные документы о проведении экономических конкурсов: законодательство в области ценообразования, налогов, экспорта и импорта товаров. К запретительным относится принятие актов и совершение отдельных действий органами исполнительной власти и местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции.

Государственное регулирование конкуренции на товарном и финансовом рынке осуществляет Федеральная антимонопольная служба совместно с Федеральной службой по тарифам.

Антимонопольный орган – федеральный антимонопольный орган и его территориальные органы.

Функции антимонопольного органа:

1) нормотворческая;

2) наблюдательная (ведение реестра доминирующих организаций);

3) разрешительная (разрешает слияние и присоединение организаций);

4) пресекательная (проводит антимонопольное расследование, результатом которого может быть издание предписания об устранении нарушений, принудительное разделение коммерческой организации, занимающей доминирующее положение, если она им злоупотребляет). Антимонопольный орган выполняет следующие основные функции (ст. 22 ФЗ «О защите конкуренции»):

1) обеспечивает государственный контроль за соблюдением антимонопольного законодательства федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными органами или организациями;

2) выявляет нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения антимонопольного законодательства и привлекает к ответственности за такие нарушения;

3) предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства;

4) осуществляет государственный контроль за экономической концентрацией в сфере использования земли, недр, водных и других природных ресурсов, в том числе при проведении торгов.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

7. Государственное налоговое регулирование 7.1. Содержание государственного налогового регулирования Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками,

Из книги Предпринимательское право автора Смагина И А

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных

Из книги Основы экономики автора Борисов Евгений Филиппович

18.3. Понятие и формы недобросовестной конкуренции на товарных рынках Под недобросовестной конкуренциейпонимаются любые направленные на приобретение преимуществ в предпринимательской деятельности действия хозяйствующих субъектов, которые противоречат положениям

Из книги Инвестиционные проекты: от моделирования до реализации автора Волков Алексей Сергеевич

Тема 18. Правовые основы конкуренции и монополии на товарных рынках I.Тесты. Из предложенных вариантов выберете один правильный ответ.Определение понятия «конкуренция» дается в следующем нормативно-правовом акте:А. Гражданский кодекс РФ;Б. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г.

Из книги Ценообразование автора Якорева А С

§ 2 Государственное регулирование макроэкономики Какой регулятор пришел на смену свободному рынкуМеханизм саморегулирующегося рынка не выдержал сурового испытания на практике. Это подтвердил мировой экономический кризис 1929–1933 гг.Xозяйственный развал, вызванный

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

6.1.1. Государственное регулирование инвестиций Государство регулирует инвестиционные процессы в экономике страны с помощью следующих инструментов (способов).1. Создание благоприятных для инвестиций условий:? установление налоговых льгот;? освобождение от таможенных

Из книги Ценообразование автора Шевчук Денис Александрович

49. Государственное регулирование цен В современной экономической ситуации регулирующее воздействие на экономику и процессы ценообразования в частности могут оказывать не только государство, но и предприятия-монополисты. То есть регулирование экономики имеет два

Из книги Бухгалтерский учет в страховании автора Красова Ольга Сергеевна

4. Государственное регулирование рынка труда Формы государственного регулирования рынка труда:1) разработка законодательно-нормативной базы и контроль за соблюдением законодательства;2) изъятие части дохода предприятия через систему налогообложения, ее

Из книги Экономическая теория. автора

ГЛАВА 7 Государственное регулирование цен

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

1.3 Государственное регулирование страховой деятельности В настоящее время Россия находится в процессе реформирования и создания социальных институтов. В этой связи в центре особого внимания находится построение системы государственного регулирования страховой

Из книги Правовое регулирование международных банковских сделок и сделок на международных финансовых рынках автора Шамраев Андрей Васильевич

15.3. Государственное регулирование экономики Государство существует в любой экономической системе – рыночной, командной, переходной, однако его экономические функции в каждой из них различны. Рассмотрим регулирующую роль государства применительно к каждой из

Из книги Аудит. Шпаргалки автора Самсонов Николай Александрович

11.3.4. Определение объема спроса на фактор производства фирмой, являющейся монополистом на товарном и монопсонистом на факторном рынках Когда фирма обладает и властью монопсонии на рынках рабочей силы и монопольной властью на рынках ее готовой продукции, работники

Из книги Экономическая теория. Ответы на экзаменационные вопросы автора Романова Елена Викторовна

Глава 9 Правовое регулирование зарубежных размещений ценных бумаг на финансовом рынке США 9.1. Основные способы зарубежных размещений и характеристика источников правового регулированияПервоначальной целью законодательства США о ценных бумагах была защита

Из книги Управление маркетингом автора Диксон Питер Р.

7. Государственное регулирование аудиторской деятельности Функции государственного регулирования аудиторской деятельности осуществляет уполномоченный федеральный орган.Функциями государственного регулирования аудиторской деятельности являются: 1) выработка

Из книги автора

1. Взаимосвязь понятий «общество», «экономика» и «экономические отношения». Экономические агенты С понятиями «общество», «экономика», «экономические отношения» каждый человек сталкивается с детства. Однако характеристика каждого понятия, как правило, вызывает

Из книги автора

Анализ конкуренции на иностранных рынках По поводу конкурентоспособности в мировом масштабе было исписано много страниц, но сделано мало выводов. Каждый иностранный рынок имеет свою конкурентную структуру, что показано на рис. 4-1. Известно также, что благодаря жесткой

Взаимодействие между спросом и предложением и функционирование ценового механизма происходят на рынке в условиях конкурентной борьбы между покупателями и между продавцами. Конкуренция (в переводе с латинского означает "сходиться", "сталкиваться") - это экономическое соперничество, состязательность обособленных товаропроизводителей и потребителей за получение максимального дохода. А. Смит образно назвал этот процесс "невидимой рукой" рынка, благодаря которой эгоистические побуждения отдельных индивидов к получению собственной экономической выгоды обращаются на благо всего общества, служат поступательному движению экономики.

Конкуренция может существовать только при определенном состоянии рынка и быть свободной или монополистической.

Свободной конкуренцией называется такой тип структуры рынка, при котором цена устанавливается в результате уравновешивания кривых спроса и предложения.

В западной экономической литературе свободную конкуренцию еще называют чистой, поскольку она свободна от всякого вмешательства государства и сам рынок чист от монополий. Свободная конкуренция соответствует периоду классического капитализма. В современных условиях свободная конкуренция - явление весьма редкое (хотя ее можно обнаружить, например, на рынке ценных бумаг).

Свободная, совершенная или чистая конкуренция должна удовлетворять следующим условиям Ходов Л.Г. Государственное регулирование национальной экономики: Учебник/ Л.Г. Ходов. - М.: Экономистъ, 2004. - С. 91.:

  • 1) наличие множества покупателей и продавцов;
  • 2) для продажи должны предлагаться одинаковые товары и услуги;
  • 3) ни один из продавцов и покупателей не знает о рынке больше чем другие;
  • 4) покупатели и продавцы могут свободно выходить на рынок и покидать его;
  • 5) покупатели и продавцы должны быть прекрасно осведомлены о ценах и качестве товара.

В отличие от свободной монополистическая конкуренция представляет собой такой рынок, где есть большое число продавцов, предлагающих схожие, но не идентичные товары. Монополистическую конкуренцию следует отличать от монополии.

Монополия - это несовершенная конкуренция, исключительное право, предоставляемое государству, компании, организации или физическому лицу на осуществление какой либо деятельности. Монопольное право позволяет навязывать потребителям выгодные для монополиста условия взаимоотношений.

Монополией называется исключительное право производства, торговли и других видов деятельности, принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству.

При монополии на рынке существует только один продавец товара, который устанавливает свою цену (часто завышенную). По своей природе монополия прямо противоположна свободной конкуренции.

С учетом степени охвата экономики выделяют следующие виды монополий:

  • · Чистая монополия в масштабе определенной отрасли. Ее характерной чертой является наличие на рынке только одного продавца (доступ на рынок для возможных конкурентов закрыт). Этот продавец имеет полный контроль над количеством товара, предназначенного для продажи, и его ценой.
  • · Абсолютная монополия в масштабе национального хозяйства. Монополистом здесь является государство в лице своих хозяйственных органов.
  • · Монопсония (может быть как абсолютная, так и чистая) - такой вид монополии, при котором на рынке существует только один покупатель ресурсов или товаров.

В зависимости от характера и причин возникновения различают монополии естественные и искусственные.

Естественные монополисты, как правило, имеют в своей собственности свободно не воспроизводимые элементы производства (например, редкие полезные ископаемые) либо владеют целыми отраслями инфраструктуры (например, железные дороги). Государство часто поддерживает такие монополии, поскольку они дают больший экономический эффект, чем множество аналогичных мелких фирм, или же имеют важное стратегическое значение для всего общества.

Искусственные монополии представляют собой объединения нескольких предприятий, создаваемых ради получения монополистических выгод. Основными формами искусственных монополий являются картель, синдикат, трест и концерн.

Картелем - называется объединение ряда предприятий одной отрасли, участники которого заключают между собой соглашение о ценах продажи товаров, распределяют рынки сбыта, долю каждого участника в общем объеме производства.

Синдикат - это такое объединение ряда предприятий одной отрасли, при котором за его участниками сохраняются производственная самостоятельность, собственность на средства производства, но предприятия, входящие в синдикат, теряют коммерческую самостоятельность, а продукция, произведенная на них, реализуется как собственность предприятий через единую контору.

Трест - единое акционерное общество, господствующее в определенной отрасли. Предприятия, входящие в трест, лишены производственной и коммерческой самостоятельности. При организации треста владельцы предприятий передают средства производства - пай - в собственность треста и взамен получают количество акций, соответствующих сумме этого пая.

Концерн - понимается объединение предприятий различных отраслей хозяйства, торговых фирм, банков, транспортных компаний, которое находится под единым финансовым контролем.

На современном рынке практически нет в чистом виде ни свободной конкуренции, ни монополий. Современное состояние рынка можно охарактеризовать как "несовершенная конкуренция", подразумевая под этим термином две основные формы своеобразного сочетания монополии и конкуренции: упоминавшуюся выше монополистическую конкуренцию и олигополию.

Термин "олигополия" применяется для описания рынка, на котором господствует несколько (от 3-х до 5-ти) крупных товаропроизводителей. На мировом рынке это, например, автомобилестроение и производство самолётов. Олигополии существуют потому, что для конкурирующих фирм трудно выйти на данный рынок. Имеется ряд барьеров, препятствующих проникновению новых конкурентов на существующий рынок Селезнев Об эффективности управления государственной собственностью // Экономист. - 2007 - №6 - С. 3-12:

  • · высокая стоимость выхода на рынок;
  • · патентная защита.

Олигополия (от греч. oligos - немногий, poleo - продаю) - это такой рынок, на котором господствуют несколько (обычно от трех до пяти) крупных фирм (например, в США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции). Олигополия - это конкуренция между немногими. В условиях олигополии возможно соглашение между двумя или несколькими крупными фирмами по поводу цены. Часто такие соглашения являются тайными, поскольку в большинстве стран их заключение законодательно запрещено.

В хозяйственной практике любой страны всегда имеют место элементы недобросовестной конкуренции, т.е. деятельность хозяйствующих субъектов, направленная на получение коммерческой выгоды и обеспечение доминирующего положения на рынке путём обмана потребителей, партнёров, других хозяйствующих субъектов и государственных органов.

Положительное влияние конкуренции проявляется в том, что чисто конкурентная экономика приведет к наиболее эффективному использованию редких ресурсов общества. Таким образом, экономика конкурентных цен стремится распределить ограниченные количества ресурсов, имеющихся в распоряжении общества, так, чтобы максимизировать удовлетворение потребностей. Действительно, эффективное использование ограниченных ресурсов требует выполнения двух условий: эффективность распределения ресурсов и производственная эффективность. Для достижения эффективности распределения ресурсов ресурсы должны быть распределены между фирмами и отраслями так, чтобы получить определенный ассортимент продукции, которая наиболее необходима обществу (потребителям). Эффективность распределения ресурсов достигается, когда невозможно изменить структуру совокупного объема производства так, чтобы получить чистую выгоду для общества. В свою очередь производственная эффективность требует, чтобы каждый товар, включенный в этот состав оптимальной продукции, производился наименее дорогостоящим способом.

Вполне очевидно, что эти два условия полностью выполняются в условиях чистой конкуренции. Каждая фирма будет стремиться к достижению производственной эффективности, так как, используя минимум ресурсов и минимально дорогую технологию, у фирмы появятся минимальные издержки, что соответственно скажется на цене данной продукции. В результате чего фирма сможет произвести и продать большее количество товара и получить максимальную прибыль.

Говоря об эффективности распределения ресурсов, стоит заметить, что в условиях чистой конкуренции руководящиеся мотивом прибыли предприниматели будут производить каждый товар точно до той точки, в которой цена и предельные издержки уравниваются. Это означает, что ресурсы в условиях конкуренции распределены эффективно. В тоже время экономисты признают четыре возможных фактора, препятствующих эффективности распределения ресурсов в конкурентной экономике:

  • 1) отсутствие причины, по которой конкурентная рыночная система приведет к оптимальному распределению доходов;
  • 2) распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ;
  • 3) отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей из известных производственной техники и благоприятствовать медленному темпу технического прогресса;
  • 4) конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.

Совершенной конкуренции отводится ведущая роль в создании экономических стимулов, заинтересованности граждан и юридических лиц в развитии производственных отношений; гарантий безопасности в политической, социальной, экологической, оборонной и других сферах; разработке программных и прогнозных документов, стратегии действий долгосрочного и краткосрочного характера с ориентированием на соответствующие приоритеты; введении необходимых ограничений хозяйственной деятельности и контроля за их соблюдением. От совершенной конкуренции требуется обеспечение развития инфраструктурных отраслей экономики, подавление негативных проявлений рыночного механизма, осуществление заботы о подрастающем поколении, поддерживание образования и культуры общества, субсидирование экологических организаций. Если же перейти к несовершенной конкуренции, то в скором времени монополии путем повышением цен сведут платежеспособный спрос на рынке до критического уровня.

Рассматривая проблему отрицательного воздействия несовершенной конкуренции на рынок, заметим, что несовершенная конкуренция ведет к установлению определенной номенклатуры продукции, фиксированным ценам (путем сговора) и так далее. Более того, несовершенная конкуренция не способствует повышению эффективности использования ресурсов. Несовершенная конкуренция постепенно приводит к монополизму, и чаще всего к государственному монополизму, отрицательное воздействие которого проявляется в таких негативных чертах, как:

  • · единая общенародная зависимость;
  • · централизованная плановая система;
  • · малосубъектная система хозяйствования;
  • · централизованное распределение всех ресурсов;
  • · регламентированные связи по отраслевому признаку;
  • · централизованная система установления фиксированных цен;
  • · единство номенклатуры продукции во внешней торговле.

Эффективно развивать внешнюю торговлю в условиях несовершенной конкуренции практически невозможно, так как издержки на производство продукции в условиях несовершенной конкуренции выше, чем в условиях конкуренции. Цена на продукт фирмы, функционирующей в условиях несовершенной конкуренции выше, так как фирма не стремиться к минимизации своих издержек, ее продукт все равно будет реализован, так как других альтернатив нет.

Практика показывает, что в условиях конкуренции рынок развивается гораздо быстрее. Фирмы вынуждены осуществлять научно-технические разработки, совершенствовать и обновлять свое оборудование, идти в ногу со временем. Это происходит по той причине, что если одна фирма остановится на месте и не станет внедрять новые технологии, модернизировать оборудование, то найдется другая фирма, которая, проведя модернизацию и обновление, сумеет предложить на рынке более дешевый или более качественный продукт. В условиях несовершенной конкуренции такого невозможно. Фирма постоянно не совершенствует свои технологии, так как это дополнительные затраты, которых можно избежать. Таким образом, несовершенная конкуренция тормозит развитие рынка.