Эссе учителя биологии на аттестацию. Эссе "биология в моей жизни"

«Я и БИОЛОГИЯ»

Выполнила: Силина Татьяна,

Ученица 11 класса

Школы гимназии №6

Имени Абая Кунанбаева

Города Степногорска

Преподаватель биологии: Кинцель Александр Евгеньевич

Город Степногорск.

ЭССЕ

«Я и БИОЛОГИЯ»

Я выбрала предмет биологии как основополагающий в моей жизни и будущей профессии. Оглядываясь назад, могу сказать, что мой выбор был обусловлен несколькими причинами.

Я живу в Степногорске и обучаюсь в школе-гимназии № 6 имени Абая Кунанбаева. Учась в гимназии, я стала пробовать свои силы в разных областях знания – участвовала в школьной олимпиаде по английскому языку и экономике. Но свои индивидуальные способности я смогла проявить в области биологии.

Впервые я соприкоснулась с биологией как предметом в 6-м классе, и мои первые детские впечатления об уроках остаются яркими и незабываемыми. Передо мной открылись многие тайны мироздания, неведомые ранее. Эта наука о жизни целиком и полностью захватила мое воображение, мою душу. Я хочу сказать слова благодарности своему учителю, который сумел сделать уроки биологии интересными, насыщенными. Кинцель Александр Евгеньевич - очень увлеченный своей профессией человек, настоящий профессионал, владеющий современными компьютерными технологиями, умеющий затронуть тонкие струны детской души и привить любовь к своему предмету. Его уроки это не сухое преподнесение теоретического материала. С помощью учителя я вошла в таинственный и неведомый мне мир природных явлений и словно участвовала в природных процессах, скрытых от человеческого глаза. Это было непередаваемое чувство, в эти моменты я ощущала свою принадлежность к матери - природе, я была ее неотъемлемой составляющей. Это первая причина, по которой я влюбилась в этот предмет. На сегодняшний день у меня есть определенные успехи в биологии. В определенной мере это стало возможным благодаря современному оборудованию гимназии: мы выходим за грани материала учебника, на наших уроках мы пользуемся возможностями, которые дает интерактивная доска в кабинете биологии, доступ в Интернет, электронные учебники, демонстрирующие анимационные биологические процессы.

Изучая этот предмет в старших классах, я начала осознавать важность и глобальность этой науки в современном мире. ХХ век справедливо называют веком «Биологии», веком «Генетики». В это время были сделаны величайшие открытия человечества, начиная с запуска в космос животных как биологических объектов, полета человека в космос, открытия двойной спирали ДНК и заканчивая, пожалуй, самым величайшим достижением человечества – проникновением в геном человека, исследованием структуры и функций ДНК. Каждый день я напрямую соприкасаюсь с результатами этих достижений на уроках, через средства массовой информации, в научной литературе. Они потрясают и завораживают. Я участвовала в школьных, городских и областных олимпиадах по биологии и неоднократно занимала призовые места. За это время я открыла для себя важную истину – любая наука появляется в результате необходимости решения человечеством каких-либо насущных проблем. И биология, как фундаментальная наука, призвана решить современные проблемы человечества – сохранение редких и исчезающих видов животных и растений, более глубокое постижение процессов живой природы, связанных с получением пищевых продуктов, их изменение под воздействием человека, возможности получения качественного и богатого урожая с целью решить проблемы голода в развивающихся странах, а также решение экологических проблем, вставших на пути человечества, борьба с неизлечимыми заболеваниями, сохранение здоровья человека и генофонда нации. Вторая причина моего выбора такова, что я, как гражданин моей страны, считаю биологию важной наукой хотя бы только по одной причине, что одним из предметов ее изучения является человек, а также одна из высших человеческих ценностей - ценность человеческой жизни.

По окончании школы я планирую выбрать профессию врача и связать свою жизнь с медициной. Нет надобности говорить о том, что это одна из самых гуманных профессий. Сейчас в нашем государстве делается многое для повышения статуса медицинского работника, улучшения медицинского обслуживания населения. А мы, как патриоты нашей страны, как будущее поколение нашей Республики, должны внести свой вклад в развитие медицины. В этом смысле научным фундаментом медицины служит глубокое понимание биологических процессов. Забота о здоровье нации, сохранение здорового генофонда, клятва Гиппократа – все это не для меня не пустые слова, а близкие и значимые понятия. В Посланиях к народу Казахстана наш Президент неоднократно подчеркивал роль образования в воспитании молодежи, которой предстоит построить государство нового типа, способного войти в пятьдесят конкурентноспособных стран мира. Это еще одна причина моего выбора биологии как науки, определяющей мой дальнейший жизненный путь.

Ежегодно на планете исчезают определенные виды растений и животных. Исчезнувшие виды невозможно восстановить. Это величайшая трагедия человека как высшего биосоциального существа. Человек не может существовать вне живой природы. Мы - частичка вселенной, частичка нашей прекрасной голубой планеты – планеты Земля. Я чувствую свою ответственность перед ней, потому что тоже являюсь этой частицей. Я верю, что научные знания, накопленные человечеством, в руках людей могут быть направлены на созидание и в моих силах внести каплю своего труда, своих знаний в сохранение разнообразия природы.

К XXI веку население Земли резко увеличилось, и развитие человеческого социума стало определяющим фактором развития биосферы нашей планеты. Живая природа - это не только источник пищи, но и необходимое условие существования самого человечества. Это настолько тонкий и чувствительный организм, чутко и остро воспринимающий любое вмешательство человека, которое часто бывает неразумным и недальновидным. Время подтвердило, что наши связи с природой более тесные, чем это считалось раньше. Знание биологии и других фундаментальных наук, таких как химия, физика - это требование сегодняшнего времени. Непродуманная хозяйственная деятельность человека через определенное время возвращается к нам бумерангом, негативно отражаясь на нашем здоровье и здоровье наших детей на многие поколения вперед. Проблема качества воздуха и воды в нашем городе – одна из самых злободневных проблем нашего города.

Наше государство всецело оказывает поддержку одаренным детям, которую мы чувствуем на себе. Получив медицинское образование, я смогу сделать гораздо больший вклад в сохранение здоровья нации. К сожалению, экологические условия на территории моей страны далеко не самые лучшие. И сложилось это не за один день. Мы, молодое поколение, можем сделать её лучше. Можем повлиять на то, чтобы огромное количество заболеваний, связанных с ухудшением экологической обстановки, резко сократилось. Это еще раз говорит о том, насколько важная и масштабная наука биология в рамках одного города, государства и всей планеты.

ГОРОД СТЕПНОГОРСК.2011 ГОД

Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то,
что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь.
Василий Ключевский

Посмотрела на свой считающийся «сложным» десятый «Б» — и не смогла сдержать улыбки: какие же они сегодня серьезные и сосредоточенные. Даже Влад — ему обычно трудно усидеть на месте — как первоклашка аккуратно сложил руки на парте. Вот уж кто волнуется! За меня ребята волнуются. Значит, не подведут. Сейчас эти мои замечательные мальчишки и девчонки, обычно такие неугомонные, с присущим им духом бунтарства и постоянного соперничества, — одна команда.

Начинается урок. Охотно поднимаются руки, но в четких и старательных ответах по пройденной теме чувствуется скованность. Нет, это не то, что я жду от класса. Надо, чтобы ребята загорелись, забыли о том, что в классе много людей, оценивающих не только их знания, но и мой профессионализм. Надо возвращать привычную для нас атмосферу совместного поиска и изучения нового. Именно так. Мои ученики должны не «проходить» очередную тему и заучивать потом соответствующий параграф учебника, а ощутить себя первооткрывателями, исследователями того, что не знали еще каких-нибудь сорок пять минут назад.

Сегодня мы будем открывать волшебную тайну зеленого листа растений — фотосинтез. Первыми сбрасывают оковы избыточного самоконтроля мальчики. Они с готовностью откликаются на мое приглашение побыть у интерактивной доски «лаборантами» Джозефа Пристли и «проделать» опыт, который привел английского химика к гениальному открытию. Затем психологический зажим отпускает и девочек — они тоже активно включаются в работу. Даже у всегда спокойной отличницы Гульдар глаза горят, а рука тянется, нетерпеливо отбивая локтем дробь на столе. Эх, видел бы Джозеф Пристли, каких увлеченных сторонников его теории он обрел в десятом «Б»!

Мне тоже с детства знакомо это чувство увлеченного познания нового. Оно пришло ко мне на уроках моей первой учительницы и во многом определило выбор профессии. Знала наша Анна Андреевна секрет, который Анатоль Франс определил точно и образно: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Возникший в детстве «аппетит» не прошел и поныне. Постоянно и много читаю, учусь у коллег, интересуюсь новыми методиками преподавания и не боюсь экспериментировать. Главное, стараюсь заразить учеников не просто тягой к знаниям, но и умением их с «аппетитом поглощать». Нельзя чтобы в классе ученики сидели с безучастными лицами и отсутствующим взглядом! Лучше пусть они спорят, горячатся, отстаивая свою точку зрения, и учатся при этом аргументировать свои высказывания.

А секрет того, как направить бурную эмоциональную дискуссию в спокойное русло совместного и продуктивного творчества, я знаю. Понижаю голос — перехожу почти на шепот. Вот и сегодня — случилось! Тишина. Все будто повзрослели, посерьезнели. И внимательно слушают не только меня, но и друг друга — чтобы не упустить возможность уточнить или дополнить ответ товарища, ну или поспорить с ним. Все-таки подросткам свойственно стремление к самоутверждению. Я даю им эту возможность в рамках интеллектуальной конкуренции.

Давно убедилась: нет неспособных детей. Нужно только вызвать даже у самого неусидчивого или ленивого ученика интерес к знаниям, зародить в нем любопытство. И поддерживать этот интерес в течение всего урока. К счастью, сейчас достаточно возможностей сделать уроки яркими, зрелищными, динамичными. Так, информационно-компьютерные технологии, которые я активно использую на своих уроках, очень нравятся ученикам. Как тут ни вспомнить слова К.Д. Ушинского: «Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а, главное, заговорит свободно…»?

«Картинки» — это и наши совместные открытия, совершаемые на опытном участке, которым я руковожу. Мои ученики имеют возможность видеть, как происходят в природе те процессы, которые мы изучаем на уроках. И труд на опытном участке по выращиванию ягод и овощей для них не утомительная обязаловка, а захватывающий познавательный процесс.

«Картинки» — понятие не только буквальное. Это обязательно что-то новое, интересное современному ребенку или подростку. А потому, уча других, постоянно учусь сама. Не только преподаванию своего предмета. Учусь быть учителем. Современным. Интересным своим ученикам. Это процесс никогда не прекращающийся. Очень точно сказал о нем А.С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете… Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни… Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы радуетесь или печалитесь, как вы общаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь — все это имеет для ребенка большое значение».

Люблю пословицу: «Дерево и учитель познаются по плоду». Наверняка, мои ученики (а это — с пятого по одиннадцатый классы) не пытаются, как я, будучи маленькой девочкой, повторять мои интонации, мою походку. Это и хорошо, ведь я стараюсь видеть в каждом индивидуальность, помочь раскрыть заложенные в ребенке природой способности. Но меня радует, что ежегодно несколько выпускников нашей школы поступают в медицинский университет и на биологический факультет Башкирского государственного университета, выбирают профессию учителя. И что в этом году 30 девятиклассников и 14 учеников одиннадцатого класса решили сдавать экзамены по моему предмету — биологии.

Перемены, происходящие в стране, коснулись и школы. Изменились требования к программам, к учителю, темп самого педагогического процесса. Стоит ли роптать, что это усложнило жизнь педагога? Нет, потому что учитель и есть главное действующее лицо в процессе модернизации системы образования. А быть в центре живого, бурлящего процесса всегда интересно! Главное, внедряя новое, помнить о вечных истинах и о своем основном предназначении — быть учителем, единомышленником учеников в познании мира. Великий учитель современности Ш.А. Амонашвили назвал это «гуманным педагогическим мышлением».

«...Гуманное педагогическое мышление, как вечная истина и как стержень всякого высшего педагогического учения и наследия, таит в себе возможность для постоянного обновления жизни школы, для многогранной творческой деятельности учителя и учительских коллективов... Оно «зажигает искры для рождения разных и новых педагогических систем в зависимости от конкретных исторических, социальных, национальных и экономических условий...», — мне кажется, что 85-летний Шалва Александрович очень точно определил ориентиры, которыми следует руководствоваться в любой исторической ситуации.

…Прозвенел звонок. Мне предстоит услышать оценку коллег из разных школ. Но главную оценку я читаю в глазах своих учеников. Им было интересно, они поняли все, что я хотела им донести! Ради этого я работаю. Ради этого продолжаю учиться. И завтра мы вместе откроем еще одну страницу знаний.

Учитель! Какая же это ответственная профессия! Не случайно Симон Соловейчик назвал ее «профессией для людей с мужественной совестью». Какая это счастливая судьба — видеть каждый день заинтересованные, любопытные, удивленные, а то и восторженные глаза! Кому еще такое выпадает — наблюдать рост посеянных тобой «семян», радоваться, как заметил поэт Андрей Дементьев, «…всякий раз за тех, Кто снова где-то выдержал экзамен На мужество, на честность, на успех»?

Мы с учениками на каждом уроке сдаем какой-то свой небольшой экзамен. И вместе радуемся, когда нам это удается. И тогда я говорю себе: да, я — учитель!

учителя биологии и химии

Матусевич Татьяны Валентиновны

МОУ Таганской СОШ им.

«С того момента, как маленький человек сделал первый шаг по земле, он начинает сравнивать себя с тем, кто его воспитывает, предъявляет ему требования, вкладывает в него свои духовные силы, хочет видеть в нем свой идеал» В. Сухомлинский

Каждый из нас после окончания школы задает себе вопрос: « Кто я? Где мое место в обществе? На что я способен?» Ведь далеко не у каждого к этому времени сложился ясный ответ на такие жизненно важные вопросы. Быть учителем я мечтала с детства. Вместе с подружками играли в школу, ставили друг другу отметки, но в этих играх именно я была учителем. Поэтому вопрос о выборе профессии так остро для меня не стоял. И я им стала! Стала учителем биологии! Детство и юность мое прошло в красивейшем месте, на берегу озера Чаны и это определило мой выбор. Оказалось, в работе учителя есть своя романтика. Все то, что когда-то в детстве было интересно открывать для себя (наблюдать, исследовать - живой мир природы), теперь стало не менее интересно изучать вместе с учениками на уроках.

Лучше учить, лучше воспитывать - настоятельное требование времени. Эффективность моей работы зависит от того, насколько я осознала свои возможности и нашла пути и средства воспитания ученика. А активность, инициатива, творческий поиск учителя - необходимое условие в деле успешного воспитания детей. «Умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмёт инструмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере. Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он ни был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом» - совсем недавно я перечитала эти слова, как они современны сейчас. Я постоянно повышаю свое педагогическое мастерство: на курсах повышения квалификации, занятия в мастер - классах: по естествознанию и ботаническим исследованиям при международной лаборатории инновационных образовательных технологий. Обучение позволило осознать по-новому использование проектной и исследовательской деятельности учащихся. В школе для этого созданы все условия, имеются 10 компьютеров с выходом в Интернет.

Я часто вспоминаю своих выпускников, кажется, что помню всех. Неправда, что у учителя нет любимых учеников, они есть, и в сердце они занимают определенный уголок и учитель в этом никогда не признаётся. У меня тоже они есть, и с ними до сих пор мы - большие друзья. Для моих учеников и для меня школа это второй дом, куда бывшие выпускники стремятся при первой возможности. Успех учителя – это успешность его учеников. И мои выпускники - это врачи, учителя, технологи. Многие связали свою жизнь с сельским хозяйством . Я горжусь своими учениками: Васильевой Мариной – врачом-стоматологом, Мельниковой Оксаной – врачом-акушером, Соловьевым Евгением - ветврачом, Пашук Анной - учителем биологии, Франц Ольгой - учителем биологии. Студентами ВУЗов, для которых биология и химия стали предметами, которые определили будущую профессию: Неверовой Анастасией, Волхонской Дарьей и многими другими. Школа воспитала их добрыми, честными, благородными и порядочными людьми. Победы и ошибки, удачи и промахи, поиски новых путей во взаимодействии учителя и учеников приводят к тому, что мои выпускники вырастают хорошими, талантливыми людьми. А это главный совместный результат. Дети дали мне понять, что педагогика – это мое призвание.

Учитель всегда и во все времена должен любить учеников и предмет, который преподаёт. Любить ученика – это значит понимать и уважать его.

Поэтому для себя я вывела формулу успешной работы:

педагог призван развивать творческие способности учащихся, а это может получиться лишь тогда, когда создан творческий, доброжелательный климат на уроке, обстановка уважения и сотрудничества учителя и учителя внимание к каждому ребенку поощрение даже малейшего успеха, тогда на уроке ребенку будет интересно и радостно а это тоже не маловажное условие результативности обучения.

За годы работы я поняла, что и сейчас актуальны слова Г. Гегеля:

« Не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. » Сотрудничество равных людей - вот образец современных взаимоотношений учителя и ученика, идущих рука об руку и смотрящих в будущее радостными глазами.
Учитель! Землю осветить,

Как солнце, твой способен разум.

Ты и поэтом должен быть,

И оптимистом быть обязан!

Эссе учителя химии и биологии

Шавалиевой Рафиды Рашитовны

МБОУ «Шадчинская средняя общеобразовательная школа»

Учитель! Знай и верь, что ты

самый необходимый человек

на земле.

М.Горький

38 лет. Много это или мало? Я задаю себе этот вопрос и не знаю ответа.

Анализируя, невольно думается, все ли удалось, всего ли достигла, о чем мечтала.

Нельзя сказать, что я с детства мечтала быть учителем. Мне нравились в школе многие предметы. Любила историю, химию, физику и географию, и, конечно, биологию.

Прошли годы, и я стала учителем биологии в школе. И вот уже 38-й год каждый день я преступаю порог школы, где я сама училась.

Я стремлюсь всегда донести детям на уроках биологии и химии важность и значимость этого предмета в жизни, учу мыслить творчески, жить правильно, учиться с интересом.

Общепризнано: учитель до тех пор сохраняет свое право учить других, пока он сам учится.

Человек учится всю жизнь – это правда и неоспоримо. При таком подходе к обучению сохраняется его структура: на первый план выходят методы и приемы, требующие активной мыслительной деятельности учащихся, с помощью которых формируется умение анализировать, сравнивать, обобщать, видеть и решать проблемы, поиск задачи формулирующей гипотезу, умение искать средства для ее решения и коррекции.

45 минут урока, и за этот отрезок времени я должна научить детей думать, анализировать, сравнивать, уметь воспроизводить полученные знания, применять их в новой ситуации. Никакая домашняя работа не компенсирует мои промахи и ошибки. И если слабый ученик на уроке отвечает, если у него загораются глаза от похвалы, для меня это лучший показатель того, что я все делаю правильно. Именно поэтому строю свою работу так, чтобы мои уроки были разнообразными, интересными, вызывали не скуку, а желание работать, постигать новое, ранее неизведанное.

Цель моей профессиональной деятельности - создание условий для развития познавательных, творческих, коммуникативных и рефлексивных способностей учащихся, воспитание в них любви к людям, нетерпимости к неправде.

Учительская профессия немыслима без постоянного творческого поиска, саморазвития и самосовершенствования. Ощущение внутренней неудовлетворенности не позволяет останавливаться на достигнутом, побуждает осваивать новые методики и технологии.

Мир вокруг нас стремительно меняется. Каждые 3-5 лет объём информации, которой владеет человечество, удваивается. Чтобы добиться успехов, в нём нужно уметь ориентироваться. Наш выпускник будет жить в более сложных условиях, чем мы старшее поколение, поэтому он должен научиться делать выбор, принимать решения, анализировать. И всё это по своей инициативе и под свою ответственность. Всё это требует новых подходов к организации обучения, усиления внимания к личности, её потребностям, возможностям, особенностям.

Анализируя свою педагогическую деятельность, могу сказать: «Трудно работать с детьми, которые не хотят и не стремятся понять учителя. Легко - когда преодолевая трудности вместе со своим учеником, получаешь от работы удовлетворение». Часто своим ученикам привожу пословицу: «Терпение и труд всё перетрут». Как приятно бывает когда, через какое-то время, встретив своего бывшего ученика, услышать слова благодарности, чётко понимая, что и мой труд принёс какой – то результат.

В своей педагогическую деятельность, сегодня отдаю предпочтение информационным технологиям, так как считаю, что в обучении им должна отводится важная роль.

Использование на уроках информационных технологий повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения биологии, то есть обучение во взаимодействии.

Однако, отмечая все положительные стороны использования компьютеров, я бы хотела подчеркнуть, что никакие самые новейшие электронные технологии не смогут заменить на уроке учителя. Пробудить эмоции, заглянуть в душу ребёнка сможет только учитель. Самое важное на уроке – живое слово учителя. Радость творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и его ученики.

И в одном я убеждена - лишь творчески работающий учитель может воспитать творчески работающего ученика.

Человек становится учителем не после окончания педагогического вуза, а в результате многолетнего общения с учениками.

Учитель – один из тех, кто не делает в жизни блистательной карьеры. Он приходит в школу учителем. И уходит из этой жизни в том же звании.

Думаю, что учитель должен при любых обстоятельствах уважать чувство собственного достоинства каждого ученика. Только глубокое уважение и доверие, искренняя любовь к детям, бережное отношение к их чувствам могут создать обстановку взаимопонимания. Нужно учить детей отстаивать свои убеждения, основанные на чётком представлении о добре и зле.

А ещё нужно просто любить свою работу. “Работа – лучший способ наслаждаться жизнью”, - утверждал И.Кант. Так буду же ею наслаждаться, обладая великой силой каждого учителя – владеть сердцами своих учеников.

А завтра будет новый школьный день.