Эпизодические (в порядке появления). Илья ильф, евгений петров двенадцать стульев читать Полесов 12 стульев

17 ... подштанниках. Попугая одолевали блохи, но пожаловаться он никому не мог, потому что не говорил человеческим голосом. По целым дням попугай грыз семечки и сплевывал шелуху сквозь прутья башенной клетки на ковер. Ему не хватало только гармоники и новых свистящих калош, чтобы походить на подгулявшего кустаря-одиночку. На окнах висели темные коричневые занаве- си с блямбами, и в квартире преобладали темно-коричневые тона. Над пиа- нино висела репродукция картины Беклина "Остров мертвых"* в раме фанта- зи* темно-зеленого полированного дуба под стеклом. Один угол стекла дав- но вылетел, и обнаженная часть картины была так отделана мухами, что со- вершенно сливалась с рамой. Что творилось в этой части острова мертвых - узнать было уже невозможно. В спальне, на железной кровати, сидела сама хозяйка и, опираясь лок- тями на восьмиугольный столик, покрытый нечистой скатертью ришелье*, раскладывала карты. Перед нею сидела вдова Грицацуева в пушистой шали. - Должна вас предупредить, девушка, что я за сеанс меньше пятидесяти копеек не беру, - сказала хозяйка. Вдова, не знавшая преград в стремлении отыскать нового мужа, согласи- лась платить установленную цену. - Только вы, пожалуйста, будущее, - жалобно попросила она. - Вас надо гадать на даму треф, - сообщила хозяйка. - Я всегда была червонная дама, - возразила вдова. Хозяйка равнодушно согласилась и начала комбинировать карты. Черновое определение вдовьей судьбы было дано уже через несколько минут. Вдову ждали большие и мелкие неприятности, на сердце у нее лежал трефовый ко- роль, с которым дружила бубновая дама. Набело гадали по руке. Линии вдовы Грицацуевой были чисты, мощны и безукоризненны. Линия жизни простиралась так далеко, что конец ее заехал в пульс, и если линия говорила правду, - вдова должна была бы дожить до мировой революции*. Линии ума и искусства давали право надеяться, что если вдова бросит торговлю бакалеей, то подарит человечеству непревзой- денные шедевры в какой угодно области искусства, науки или обществоведе- ния. Бугры Венеры у вдовы походили на манчжурские сопки и обнаруживали чудесные запасы любви и нежности. Все это гадалка объяснила вдове, употребляя слова и термины, принятые в среде графологов, хиромантов и лошадиных барышников. - Вот спасибо вам, мадамочка, - сказала вдова, - уж я теперь знаю, кто трефовый король. И бубновая дама мне тоже очень известна. А ко- роль-то марьяжный? - Король? Марьяжный, девушка. Окрыленная вдова зашагала домой. А гадалка, сбросив карты в ящик, зевнула, показала пасть пятидесятилетней женщины и пошла в кухню. Там она повозилась с обедом, готовившимся на керосинке "Грец", по-кухарочьи вытерла руки о передник, взяла поколовшееся эмалевое ведро и вышла во двор за водой. В доме не было водопровода. Она шла по двору, тяжело передвигаясь на плоских ступнях. Ее полураз- валившийся бюст вяло прыгал в перекрашенной кофточке. На голове рос ве- ничек седеющих волос. Она была почти старухой, была почти грязна, смот- рела на всех подозрительно и любила сладкое. Она наваривала себе большие кастрюли компоту и съедала его с серым хлебом, в одиночку. Попугай сле- дил за тем, как она ела, полузакрыв глаза серым замшевым веком. Она шла по двору, и если бы Ипполит Матвеевич увидел ее сейчас, то никогда не узнал бы Елену Боур, красавицу-прокуроршу, о которой секретарь суда ког- да-то сказал стихами, что она "к поцелуям зовущая, вся такая воздушная". У колодца мадам Боур была приветствована соседом, Виктором Михайлови- чем Полесовым, гениальным слесарем-интеллигентом, который набирал воду в бидон из-под бензина. У Полесова было лицо оперного дьявола, которого тщательно мазали сажей перед тем, как выпустить на сцену. Обменявшись приветствиями, соседи заговорили о деле, занимавшем весь Старгород. - До чего дожились, - иронически сказал Полесов, - вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать!.. Елена Станиславовна, имевшая о плашках в три восьмых дюйма такое же представление, какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореогра- фических курсов имени Леонардо да Винчи, думающая, что творог добывается из вареников, - все же посочувствовала: - Какие теперь магазины! Теперь только очереди, а магазинов нет. И названия у этих магазинов самые ужасные. Старгико!.. - Нет, знаете, Елена Станиславовна, это еще что! У них четыре мотора "Всеобщей Электрической Компании"* остались. Ну, эти кое-как пойдут, хо- тя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать это все будет!.. Мрак! А остальные моторы - харьковская работа*. Сплош- ной Госпромцветмет. Версты не протянут*. Я на них смотрел... Гениальный слесарь раздраженно замолк. Его черное лицо блестело на солнце. Белки глаз были желтоваты. Виктор Михайлович Полесов был не только гениальным слесарем, но и гениальным лентяем. Среди кустарей с мотором, которыми изобиловал Старгород, он был самым непроворным и наи- более часто попадавшим впросак. Причиной к этому служила его чрезмерно кипучая натура. Это был кипучий лентяй. Он постоянно пенился. В собственной его мастерской, помещавшейся во втором дворе дома щ7 по Пе- релешинскому переулку, застать его было невозможно. Потухший переносной горн сиротливо стоял посреди каменного сарая, по углам которого были на- валены проколотые камеры, рваные протекторы "Треугольник"*, рыжие замки, такие огромные, что ими можно было запирать города, мятые баки для горю- чего с надписями "Indian" и "Wanderer"*, детская рессорная колясочка, навеки заглохшая динамка, гнилые сыромятные ремни, масляная пакля, стер- тая наждачная бумага, австрийский штык и множество рваной, гнутой и дав- леной дряни. Заказчики не находили Виктора Михайловича. Виктор Михайлович уже где-то распоряжался. Ему было не до работы. Он не мог видеть спокойно въезжающего в свой или чужой двор ломовика с кладью. Полесов сейчас же выходил во двор и, сложив руки на спине, презрительно наблюдал за действиями возчика. Наконец сердце его не выдерживало. - Кто же так заезжает? - кричал он, ужасаясь. - Заворачивай! Испуганный возчик заворачивал. - Куда ж ты заворачиваешь, морда?! - страдал Виктор Михайлович, нале- тая на лошадь. - Надавали бы тебе в старое время пощечин, тогда бы заво- рачивал! Покомандовавши так с полчаса, Полесов собирался было уже возвратиться в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спо- койная жизнь города обычно вновь нарушалась каким-нибудь недоразумением. То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить; то меняли телеграфный столб, и Поле- сов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вы- несенным из мастерской отвесом; то, наконец, устраивалось общее собрание жильцов. Тогда Виктор Михайлович стоял посреди двора и созывал жильцов ударами в железную доску; но на самом собрании ему не удавалось побы- вать. Проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами. Однако временами Виктора Михайловича настигала стихия реального действия. На несколько дней он скрывался в мастерскую и молча работал. Дети свободно бегали по двору и кричали что хотели, ломовики заворачива- ли и описывали во дворе какие угодно кривые, телеги на улице вообще пе- реставали сцепляться, и пожарные колесницы и катафалки в одиночестве ка- тили на пожар, - Виктор Михайлович работал. Однажды, после одного такого запоя, он вывел во двор, как барана за рога, мотоцикл, составленный из кусочков автомобилей, огнетушителей, велосипедов и пишущих машинок. Мо- тор в 1 1/2 силы был вандереровский, колеса давидсоновские*, а другие существенные части уже давно потеряли фирму. С седла свисал на шпагатике картонный плакат "Проба". Собралась толпа. Не глядя ни на кого, Виктор Михайлович закрутил рукой педаль. Искры не было минут десять. Затем раз- далось железное чавканье, прибор задрожал и окутался грязным дымом. Вик- тор Михайлович кинулся в седло, и мотоцикл, забрав безумную скорость, вынес его через туннель на середину мостовой и сразу остановился, словно срезанный пулей. Виктор Михайлович собрался было уже слезть и обревизо- вать свою загадочную машинку, но она дала вдруг задний ход и, пронеся своего создателя через тот же туннель, остановилась на месте отправления - посреди двора, ворчливо ахнула и взорвалась. Виктор Михайлович уцелел чудом и из обломков мотоцикла в следующий запойный период устроил стаци- онарный двигатель, который был очень похож на настоящий двигатель, но не работал. Венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с воротами дома щ5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михай- ловичем договор*, по которому Полесов обязывался привести железные воро- та дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический цвет, по своему усмотрению. С другой стороны, жилтоварищество обязыва- лось уплатить В. М. Полесову, по приеме работы специальной комиссией, 21 р. 75 коп. Гербовые марки были отнесены за счет исполнителя работы. Виктор Михайлович утащил ворота, как Самсон. В мастерской он с энту- зиазмом взялся за работу. Два дня ушло на расклепку ворот. Они были ра- зобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясоч- ке, железные штанги и копья были сложены под верстак. Еще несколько дней прошло на осмотр повреждений. А потом в городе произошла большая непри- ятность - на Дровяной лопнула магистральная водопроводная труба, и Вик- тор Михайлович остаток недели провел на месте аварии, иронически улыба- ясь, крича на рабочих и поминутно заглядывая в провал. Когда организа- торский пыл Виктора Михайловича несколько утих, он снова подступил к во- ротам, но было поздно: дворовые дети уже играли чугунными завитушками и копьями ворот дома щ5. Увидав разгневанного слесаря, дети в испуге поб- росали завитушки и убежали. Половины завитушек не хватало, и найти их не удалось. После этого Виктор Михайлович совершенно охладел к воротам. А в доме щ5, раскрытом настежь, происходили ужасные вещи: с чердаков крали мокрое белье, и однажды вечером украли даже закипающий во дворе самовар. Виктор Михайлович лично принимал участие в погоне за вором, но вор, хотя и нес в вытянутых вперед руках кипящий самовар, из жестяной трубы кото- рого било пламя, - бежал очень резво и, оборачиваясь назад, хулил держа- щегося впереди всех Виктора Михайловича нечистыми словами. Но больше всех пострадал дворник дома щ5. Он потерял еженощный заработок - ворот не было, нечего было открывать, и загулявшим жильцам не за что было от- давать свои гривенники. Сперва дворник приходил справляться, скоро ли будут собраны ворота, потом молил Христом-богом, а под конец стал произ- носить неопределенные угрозы. Жилтоварищество посылало Виктору Михайло- вичу письменные напоминания. Дело пахло судом. Положение напрягалось все больше и больше. Стоя у колодца, гадалка и слесарь-энтузиаст продолжали беседу. - При наличии отсутствия пропитанных шпал, - кричал Виктор Михайлович на весь двор, - это будет не трамвай, а одно горе! - Когда уже это все кончится, - сказала Елена Станиславовна, - живем, как дикари. - Конца этому нет... Да! Знаете, кого я сегодня видел? Воробьянинова! Елена Станиславовна прислонилась к колодцу, в изумлении продолжая держать на весу полное ведро с водой. - Прихожу я в Коммунхоз продлить договор на аренду мастерской, иду по коридору. Вдруг подходят ко мне двое. Я смотрю - что-то знакомое. Как будто воробьяниновское лицо. И спрашивает: "Скажите, что здесь за учреж- дение раньше было, в этом здании?" Я говорю, что раньше была здесь женс- кая гимназия, а потом жилотдел. "А вам зачем?" - спрашиваю. А он говорит

У колодца мадам Боур была приветствована соседом, Виктором Михайловичем Полесовым, гениальным слесарем-интеллигентом, который набирал воду в бидон из-под бензина. У Полесова было лицо оперного дьявола, которого тщательно мазали сажей перед тем, как выпустить на сцену.

Обменявшись приветствиями, соседи заговорили о деле, занимавшем весь Старгород.

До чего дожились, - иронически сказал Полесов, - вчера весь город обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай собираются пускать!..

Елена Станиславовна, имевшая о плашках в три восьмых дюйма такое же представление, какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореографических курсов имени Леонардо да Винчи, думающая, что творог добывается из вареников, - все же посочувствовала:

Какие теперь магазины! Теперь только очереди, а магазинов нет. И названия у этих магазинов самые ужасные. Старгико!..

Нет, знаете, Елена Станиславовна, это еще что! У них четыре мотора «Всеобщей Электрической Компании» остались. Ну, эти кое-как пойдут, хотя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать это все будет!.. Мрак! А остальные моторы - харьковская работа . Сплошной Госпромцветмет. Версты не протянут. Я на них смотрел…

Гениальный слесарь раздраженно замолк. Его черное лицо блестело на солнце. Белки глаз были желтоваты. Виктор Михайлович Полесов был не только гениальным слесарем, но и гениальным лентяем. Среди кустарей с мотором, которыми изобиловал Старгород, он был самым непроворным и наиболее часто попадавшим впросак. Причиной к этому служила его чрезмерно кипучая натура. Это был кипучий лентяй. Он постоянно пенился. В собственной его мастерской, помещавшейся во втором дворе дома №7 по Перелешинскому переулку, застать его было невозможно. Потухший переносной горн сиротливо стоял посреди каменного сарая, по углам которого были навалены проколотые камеры, рваные протекторы «Треугольник» , рыжие замки, такие огромные, что ими можно было запирать города, мятые баки для горючего с надписями «Indian» и «Wanderer» , детская рессорная колясочка, навеки заглохшая динамка, гнилые сыромятные ремни, масляная пакля, стертая наждачная бумага, австрийский штык и множество рваной, гнутой и давленой дряни.

Заказчики не находили Виктора Михайловича. Виктор Михайлович уже где-то распоряжался. Ему было не до работы. Он не мог видеть спокойно въезжающего в свой или чужой двор ломовика с кладью. Полесов сейчас же выходил во двор и, сложив руки на спине, презрительно наблюдал за действиями возчика. Наконец сердце его не выдерживало.

Кто же так заезжает? - кричал он, ужасаясь. - Заворачивай!

Испуганный возчик заворачивал.

Куда ж ты заворачиваешь, морда?! - страдал Виктор Михайлович, налетая на лошадь. - Надавали бы тебе в старое время пощечин, тогда бы заворачивал!

Покомандовавши так с полчаса, Полесов собирался было уже возвратиться в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спокойная жизнь города обычно вновь нарушалась каким-нибудь недоразумением. То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как лучше всего и быстрее их расцепить; то меняли телеграфный столб, и Полесов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вынесенным из мастерской отвесом; то, наконец, устраивалось общее собрание жильцов. Тогда Виктор Михайлович стоял посреди двора и созывал жильцов ударами в железную доску; но на самом собрании ему не удавалось побывать. Проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами.

Однако временами Виктора Михайловича настигала стихия реального действия. На несколько дней он скрывался в мастерскую и молча работал. Дети свободно бегали по двору и кричали что хотели, ломовики заворачивали и описывали во дворе какие угодно кривые, телеги на улице вообще переставали сцепляться, и пожарные колесницы и катафалки в одиночестве катили на пожар, - Виктор Михайлович работал. Однажды, после одного такого запоя, он вывел во двор, как барана за рога, мотоцикл, составленный из кусочков автомобилей, огнетушителей, велосипедов и пишущих машинок. Мотор в 1 1/2 силы был вандереровский, колеса давидсоновские , а другие существенные части уже давно потеряли фирму. С седла свисал на шпагатике картонный плакат «Проба». Собралась толпа. Не глядя ни на кого, Виктор Михайлович закрутил рукой педаль. Искры не было минут десять. Затем раздалось железное чавканье, прибор задрожал и окутался грязным дымом. Виктор Михайлович кинулся в седло, и мотоцикл, забрав безумную скорость, вынес его через туннель на середину мостовой и сразу остановился, словно срезанный пулей. Виктор Михайлович собрался было уже слезть и обревизовать свою загадочную машинку, но она дала вдруг задний ход и, пронеся своего создателя через тот же туннель, остановилась на месте отправления - посреди двора, ворчливо ахнула и взорвалась. Виктор Михайлович уцелел чудом и из обломков мотоцикла в следующий запойный период устроил стационарный двигатель, который был очень похож на настоящий двигатель, но не работал.

Венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с воротами дома № 5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михайловичем договор , по которому Полесов обязывался привести железные ворота дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический цвет, по своему усмотрению. С другой стороны, жилтоварищество обязывалось уплатить В. М. Полесову, по приеме работы специальной комиссией, 21 р. 75 коп. Гербовые марки были отнесены за счет исполнителя работы.

Виктор Михайлович утащил ворота, как Самсон. В мастерской он с энтузиазмом взялся за работу. Два дня ушло на расклепку ворот. Они были разобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясочке, железные штанги и копья были сложены под верстак. Еще несколько дней прошло на осмотр повреждений. А потом в городе произошла большая неприятность - на Дровяной лопнула магистральная водопроводная труба, и Виктор Михайлович остаток недели провел на месте аварии, иронически улыбаясь, крича на рабочих и поминутно заглядывая в провал. Когда организаторский пыл Виктора Михайловича несколько утих, он снова подступил к воротам, но было поздно: дворовые дети уже играли чугунными завитушками и копьями ворот дома №5. Увидав разгневанного слесаря, дети в испуге побросали завитушки и убежали. Половины завитушек не хватало, и найти их не удалось. После этого Виктор Михайлович совершенно охладел к воротам. А в доме №5, раскрытом настежь, происходили ужасные вещи: с чердаков крали мокрое белье, и однажды вечером украли даже закипающий во дворе самовар. Виктор Михайлович лично принимал участие в погоне за вором, но вор, хотя и нес в вытянутых вперед руках кипящий самовар, из жестяной трубы которого било пламя, - бежал очень резво и, оборачиваясь назад, хулил держащегося впереди всех Виктора Михайловича нечистыми словами. Но больше всех пострадал дворник дома №5. Он потерял еженощный заработок - ворот не было, нечего было открывать, и загулявшим жильцам не за что было отдавать свои гривенники. Сперва дворник приходил справляться, скоро ли будут собраны ворота, потом молил Христом-богом, а под конец стал произносить неопределенные угрозы. Жилтоварищество посылало Виктору Михайловичу письменные напоминания. Дело пахло судом. Положение напрягалось все больше и больше.

Некоторые исследователи считают (и обосновывают научно), что замечательную книгу "12 стульев" написали не довольно посредственные политические журналисты Ильф и Петров, а никто иной, как Михаил Афанасьевич Булгаков. Так это, или не так не мне решать. Но сама книга "по-булгаковски" блестяща, иронична и давно "разобрана на цитаты".

Вот у меня, глядя на метания нашей российской власти на внешнеполитическом поприще, начиная с 2014 года, создается стойкое ощущение, что Полесов каким-то образом "перевоплотился" и теперь управляет Российской Федерацией. То есть, постоянно мечется от одного дела к другому, бросая предыдущее в самом неудовлетворительном состоянии. Напомню: в романе Виктор Михайлович взял подряд на починку ворот, разобрал их полностью, а потом... по соседству случился пожар и Полесов убежал "руководить" его тушением. Пока он бегал, ребятишки растащили множество деталей, без которых обратная сборка стала невозможной. А "возомнивший о себе хам" (дворник) не дремлет. И расплата неминуема... Ничего не напоминает? Донбасс... Сирия... например?



























Ради справедливости, не могу не сослаться на другого автора, который уже проводил подобные аналогии касаемо внутриэкономических "инициатив". http://gazzky-papa.livejournal.com/62317.html

И в этом отношении я с указанным автором тоже совершенно согласен... К глубокому сожалению. Поскольку Виктор Михайлович Полесов живет в нашем с вами общем дворе... Но работает, судя по всему, уже далеко не "слесарем-интеллигентом", нет! Пробился в управдомы! Взяв в качестве главных советников других персонажей бессмертного творения: "сына турецкоподданного", бывшего "предводителя дворянства", гробовщика Безенчука, гадалку с ее попугаем и всех прочих... включая и героев "Золотого теленка" во главе с "зиц-председателем Фунтом" и руководителем "Геркулеса" Полыхаевым...

Грустно, господа и товарищи! Предельно грустно!


ИГОРЬ СТРЕЛКОВ

    Валившийся бюст вяло прыгал в перекрашенной кофточке. На голове рос ве-
    ничек седеющих волос. Она была почти старухой, была почти грязна, смот-
    рела на всех подозрительно и любила сладкое. Она наваривала себе большие
    кастрюли компоту и съедала его с серым хлебом, в одиночку. Попугай сле-
    дил за тем, как она ела, полузакрыв глаза серым замшевым веком. Она шла
    по двору, и если бы Ипполит Матвеевич увидел ее сейчас, то никогда не
    узнал бы Елену Боур, красавицу-прокуроршу, о которой секретарь суда ког-
    да-то сказал стихами, что она "к поцелуям зовущая, вся такая воздушная".
    У колодца мадам Боур была приветствована соседом, Виктором Михайлови-
    чем Полесовым, гениальным слесарем-интеллигентом, который набирал воду в
    бидон из-под бензина. У Полесова было лицо оперного дьявола, которого
    тщательно мазали сажей перед тем, как выпустить на сцену.
    Обменявшись приветствиями, соседи заговорили о деле, занимавшем весь
    Старгород.
    - До чего дожились, - иронически сказал Полесов, - вчера весь город
    обегал, плашек три восьмых дюйма достать не мог. Нету. Нет! А трамвай
    собираются пускать!..
    Елена Станиславовна, имевшая о плашках в три восьмых дюйма такое же
    представление, какое имеет о сельском хозяйстве слушательница хореогра-
    фических курсов имени Леонардо да Винчи, думающая, что творог добывается
    из вареников, - все же посочувствовала:
    - Какие теперь магазины! Теперь только очереди, а магазинов нет. И
    названия у этих магазинов самые ужасные. Старгико!..
    - Нет, знаете, Елена Станиславовна, это еще что! У них четыре мотора
    "Всеобщей Электрической Компании"* остались. Ну, эти кое-как пойдут, хо-
    тя кузова та-акой хлам!.. Стекла не на резинах. Я сам видел. Дребезжать
    это все будет!.. Мрак! А остальные моторы - харьковская работа*. Сплош-
    ной Госпромцветмет. Версты не протянут*. Я на них смотрел...
    Гениальный слесарь раздраженно замолк. Его черное лицо блестело на
    солнце. Белки глаз были желтоваты. Виктор Михайлович Полесов был не
    только гениальным слесарем, но и гениальным лентяем. Среди кустарей с
    мотором, которыми изобиловал Старгород, он был самым непроворным и наи-
    более часто попадавшим впросак. Причиной к этому служила его чрезмерно
    кипучая натура. Это был кипучий лентяй. Он постоянно пенился. В
    собственной его мастерской, помещавшейся во втором дворе дома №7 по Пе-
    релешинскому переулку, застать его было невозможно. Потухший переносной
    горн сиротливо стоял посреди каменного сарая, по углам которого были на-
    валены проколотые камеры, рваные протекторы "Треугольник"*, рыжие замки,
    такие огромные, что ими можно было запирать города, мятые баки для горю-
    чего с надписями "Indian" и "Wanderer"*, детская рессорная колясочка,
    навеки заглохшая динамка, гнилые сыромятные ремни, масляная пакля, стер-
    тая наждачная бумага, австрийский штык и множество рваной, гнутой и дав-
    леной дряни.
    Заказчики не находили Виктора Михайловича. Виктор Михайлович уже
    где-то распоряжался. Ему было не до работы. Он не мог видеть спокойно
    въезжающего в свой или чужой двор ломовика с кладью. Полесов сейчас же
    выходил во двор и, сложив руки на спине, презрительно наблюдал за
    действиями возчика. Наконец сердце его не выдерживало.
    - Кто же так заезжает? - кричал он, ужасаясь. - Заворачивай!
    Испуганный возчик заворачивал.
    - Куда ж ты заворачиваешь, морда?! - страдал Виктор Михайлович, нале-
    тая на лошадь. - Надавали бы тебе в старое время пощечин, тогда бы заво-
    рачивал!

    Покомандовавши так с полчаса, Полесов собирался было уже возвратиться
    в мастерскую, где ждал его непочиненный велосипедный насос, но тут спо-
    койная жизнь города обычно вновь нарушалась каким-нибудь недоразумением.
    То на улице сцеплялись осями телеги, и Виктор Михайлович указывал, как
    лучше всего и быстрее их расцепить; то меняли телеграфный столб, и Поле-
    сов проверял его перпендикулярность к земле собственным, специально вы-
    несенным из мастерской отвесом; то, наконец, устраивалось общее собрание
    жильцов. Тогда Виктор Михайлович стоял посреди двора и созывал жильцов
    ударами в железную доску; но на самом собрании ему не удавалось побы-
    вать. Проезжал пожарный обоз, и Полесов, взволнованный звуками трубы и
    испепеляемый огнем беспокойства, бежал за колесницами.
    Однако временами Виктора Михайловича настигала стихия реального
    действия. На несколько дней он скрывался в мастерскую и молча работал.
    Дети свободно бегали по двору и кричали что хотели, ломовики заворачива-
    ли и описывали во дворе какие угодно кривые, телеги на улице вообще пе-
    реставали сцепляться, и пожарные колесницы и катафалки в одиночестве ка-
    тили на пожар, - Виктор Михайлович работал. Однажды, после одного такого
    запоя, он вывел во двор, как барана за рога, мотоцикл, составленный из
    кусочков автомобилей, огнетушителей, велосипедов и пишущих машинок. Мо-
    тор в 1 1/2 силы был вандереровский, колеса давидсоновские*, а другие
    существенные части уже давно потеряли фирму. С седла свисал на шпагатике
    картонный плакат "Проба". Собралась толпа. Не глядя ни на кого, Виктор
    Михайлович закрутил рукой педаль. Искры не было минут десять. Затем раз-
    далось железное чавканье, прибор задрожал и окутался грязным дымом. Вик-
    тор Михайлович кинулся в седло, и мотоцикл, забрав безумную скорость,
    вынес его через туннель на середину мостовой и сразу остановился, словно
    срезанный пулей. Виктор Михайлович собрался было уже слезть и обревизо-
    вать свою загадочную машинку, но она дала вдруг задний ход и, пронеся
    своего создателя через тот же туннель, остановилась на месте отправления
    - посреди двора, ворчливо ахнула и взорвалась. Виктор Михайлович уцелел
    чудом и из обломков мотоцикла в следующий запойный период устроил стаци-
    онарный двигатель, который был очень похож на настоящий двигатель, но не
    работал.
    Венцом академической деятельности слесаря-интеллигента была эпопея с
    воротами дома №5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михай-
    ловичем договор*, по которому Полесов обязывался привести железные воро-
    та дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический
    цвет, по своему усмотрению. С другой стороны, жилтоварищество обязыва-
    лось уплатить В. М. Полесову, по приеме работы специальной комиссией, 21
    р. 75 коп. Гербовые марки были отнесены за счет исполнителя работы.
    Виктор Михайлович утащил ворота, как Самсон. В мастерской он с энту-
    зиазмом взялся за работу. Два дня ушло на расклепку ворот. Они были ра-
    зобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясоч-
    ке, железные штанги и копья были сложены под верстак. Еще несколько дней
    прошло на осмотр повреждений. А потом в городе произошла большая непри-
    ятность - на Дровяной лопнула магистральная водопроводная труба, и Вик-
    тор Михайлович остаток недели провел на месте аварии, иронически улыба-

Венцом академической деятельности слесаря интеллигента была эпопея с воротами соседнего дома № 5. Жилтоварищество этого дома заключило с Виктором Михайловичем договор, по которому Полесов обязывался привести железные ворота дома в полный порядок и выкрасить их в какой-нибудь экономический цвет, по своему усмотрению. С другой стороны жилтоварищество обязывалось уплатить В.М. Полесову, по приемке работы специальной комиссией, 21 рубль 75 копеек.

Полесов утащил ворота, как Самсон. В мастерской он с энтузиазмом взялся за работу. Два дня ушло на расклепку ворот. Они были разобраны на составные части. Чугунные завитушки лежали в детской колясочке. Железные штанги и копья были сложены под верстак. А потом в городе произошла большая неприятность: на Дровяной лопнула магистральная водопроводная труба, и Виктор Михайлович остаток недели провел на месте аварии, иронически улыбаясь, крича на рабочих и поминутно заглядывая в подвал.

Когда организаторский пыл Полесова несколько утих, он снова подступил к воротам, но было поздно: дворовые дети уже играли чугунными завитушками и копьями ворот дома № 5. Увидев разгневанного слесаря, дети в испуге побросали цацки и убежали. Половины завитушек не хватало, и найти их не удалось. После этого Виктор Михайлович совершенно охладел к воротам...

В Старгородский городской суд

Истец: Жилищное товарищество, юридический адрес: г. Старгород, ул. Зеленая, д. 9

Ответчик: Полесов Виктор Михайлович, проживающий по адресу: г. Старгород, ул. Зеленая, д. 3

Цена иска -125 рублей

ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

о возмещении материального ущерба,

причиненного работником при исполнении трудовых обязанностей

Между жилищным товариществом и, в лице Петрова И.И., и слесарем Полесовым В.М. был заключен 6 июня 1925 года трудовой договор, по которому ответчик Полесов В.М. обязывался привести железные ворота дома № 5 по ул. Зеленой г. Старгорода в полный порядок, а жилищное

товарищество обязывалось по приему этой работы специальной комиссией уплатить слесарю Полесову 21 рубль 75 копеек. Также в договоре было оговорено, что ответчик обязывается добросовестно исполнить свою работу, предусмотренную в данном договоре, в указанный срок. По истечении двухнедельного срока в адрес ответчика неоднократно, а именно: 20 и 25 июня 1925 г., администрация жилищного товарищества направляла письменные напоминания с просьбой сообщить о проделанной работе. Полесов так и не ставил в известность администрацию жилищного товарищества о проведенных им работах.

В итоге руководителем жилищного товарищества Петровым И.И. была назначена комиссия о выяснении причин невыполнения договора ответчиком. В результате комиссия выяснила, что ответчик разобрал ворота, сложил их на улице, где они в таком виде пролежали длительное время без присмотра и охраны, вследствие чего произошло расхищение деталей ворот неустановленными лицами.

Также комиссия выяснила, что в период с 6 по 20 июня 1925 г. ответчик не выполнял работу, предусмотренную договором, а проводил время по своему усмотрению, что установлено показаниями соседей Полесова.

На основании изложенного и в соответствии со ст. 121 КЗоТ

1. Взыскать с Полесова В.М. в пользу жилищного товарищества г. Старгорода в возмещение материального ущерба в сумме 100 рублей и 25 рублей на судебные расходы, а всего 125 рублей.

2. Вызвать в суд свидетеля дворника Сидорова С.Н., проживающего по адресу: г. Старгород, ул. Зеленая, д. 2.

3. В обеспечение иска наложить арест, на имущество ответчика, которое находится по адресу: г. Старгород, ул. Зеленая, д. 3.

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Копия договора.

2. Копия приказа о приеме ответчика.

3. Акт проверочной комиссии от 27.06.25 г.

4. Справка о стоимости ворот.

5. Квитанция об уплате госпошлины.

6. Копия искового заявления.

Руководитель жилищного товарищества г. Старгорода Петров И.И.

Исковое заявление подготовила СНЕТКО Е.Б.