Дружба народов разных национальностей. Урок дружбы "национальность без границ"

На нашей красивой планете есть место, где всегда дружно и весело жили русские, казахи, татары: дети и их родители.

Мальчики с папами ходили на охоту, а девочки с мамами выращивали фрукты и овощи, варили вкусное варенье и пекли пироги. В этом чудесном городе была водяная дамба, которая давала городу чистую питьевую воду, поливала все огороды и сады. Каждый год у людей было много урожая. Они заготавливали фрукты и овощи впрок. С наступлением снежной зимы - катались на санках, играли в снежки, лепили снеговиков, а вечером - ходили друг к другу в гости, пили чай с вареньем и пирогами, рассказывали сказки, смеялись.

Год летел за годом и, казалось, ничто не может изменить их счастливую жизнь.

У казахской семьи, как и у русских, татар, был свой уютный домик. Он стоял на окраине, у самого городка. С наступлением весны казахская семья покрасила домик в розовый цвет, а ставни и двери в белый с розовым горошком. Зелёная трава покрылась жёлтенькими цветочками, и в голубой речке, которая протекала в их яблоневом саду, появились золотые рыбки.

Всю весну казахская семья работала в огороде как и другие. Вырастили они к осени прекрасный урожай помидоров, огурцов, картофеля. Яблони, персики, груши дали необыкновенный урожай. Ветки деревьев были усыпаны плодами. Деревья были очень высокие, и казахской семье приходилось ставить большую лестницу, чтобы дотянуться до макушек деревьев.

Однажды, ранним утром, когда женщины пекли пироги, в дом вбежали дети тяжело дыша и перебивая друг друга:

Мама, мама! Беда, беда, пришла!

Что случилось, милые ребятки? - спросила мать.

В городе перекрыло дамбу, - взволнованно говорили они.

Упал огромный старый дуб и перекрыл всю воду.

Речка потекла в обход городу, у нас нет больше воды, мы погибнем. В городе будет засуха, наш урожай, наши деревья, всё погибнет без воды.

Наши персики, наши персики, наши любимые пироги из персиков, наше варенье!- заплакали ребятки.

Тише, тише, не плачьте!- сказала мать.

Она обняла своих чад, поцеловала, усадила за стол, отрезала пирог из персиков и налила молока.

Мы что-нибудь придумаем, мы обязательно придумаем.

После завтрака вся семья взялась за руки, и они побежали к тому месту, где упал дуб.

Там уже собрались и русские, и татары. Дети и их родители пытались отодвинуть дуб, но он был огромный- преогромный и ничего не получалось. Все усердно работали.

Что теперь будет, что теперь будет, как наши сады?

Маленькие детки стали плакать. Им было страшно. Мама русской семьи вдруг вскрикнула:

Если мы не сможем отодвинуть дерево, то тогда давайте пророем маленькие ручейки к каждому дому, пусть немного, но у нас будет вода для пищи и полива.

Все обрадовались этой идеи и побежали за лопатами. Дети вместе с родителями, старшие и младшие, трудились три дня и три ночи. И, наконец, тоненькие ручейки стали поливать сады и огороды. Но с каждым днём солнце становилось ярче и жарче. Воды не хватало. Растения и деревья стали засыхать, и урожай начал осыпаться. Тогда все люди собрались вновь и стали решать, как им теперь быть.

– А если нам всем вместе отодвинуть дуб, который перекрыл дамбу?

И тогда все русские, татары, казахи собрались с силами, обеими руками обхватили могучий дуб и освободили дамбу. Чистая, прозрачная вода заполнила высохшую речку и как прежде побежала по своему руслу, поливая все сады и огороды.

Ура, ура! - закричали все дети. Мы спасены!

Описание материала:


Цель:

Задачи:

Оформление:

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий урока дружбы «Национальность без границ»

Описание материала:
Международный день, посвященный пониманию и терпению – толерантности, ежегодно отмечается 16 ноября. Этот день провозглашен в «Декларации прав терпимости» ЮНЕСКО, в 1995 году.
Под толерантностью понимается «Уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности». Декларация провозглашает «признание того, что люди по своей природе различаются по внешнему виду, социальному положению, языку, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире и сохранять свою индивидуальность».
В условиях роста населения во всем мире увеличивается миграция (перемещение). Поэтому необходимо больше знать друг о друге, выявлять лучшее в традициях и обычаях друг друга. Нужно уважать друг друга, видеть в каждом личность, самостоятельно определяющую свою самобытность, культурную принадлежность. Необходимо четко осознавать, что мы можем ценить свои особенности, принимая особенности других.
Цель:
Формирование чувства толерантности, интереса и уважения к другим национальным культурам.
Задачи:
Формировать у детей интерес и уважение к людям разных стран мира и национальностей, к их культуре и деятельности;
Формировать желание дружить друг с другом, помогать, творить добро по отношению к ближним.
Оформление:
Эмблема «Толерантности» - земной шар, вокруг которого разноцветные ладошки, изображение детей разных народов, воздушные шары, слайды.


Ведущий: «На нашей планете Земля - огромное количество стран. Каждая страна особенная и жители тоже особенные. Мы разные, совсем не похожие друг на друга. У нас разный цвет кожи, мы говорим на разных языках, у нас разные обычаи и традиции. Но все мы едины в одном – мы люди.

Люди на свет рождаются разными: непохожими, своеобразными.

Чтобы других ты смог понимать, нужно терпенье в себе воспитать.

Нужно с добром к людям в дом приходить,

Дружбу, любовь в своем сердце хранить!

- Ребята, а в какой стране живем мы?»
Ведущий: Правильно. Мы с вами живём в России, а точнее в Астраханской области. Наша область многонациональна, в ней живут представители разных национальностей и народностей. Каждый народ имеет свои традиции и обычаи, свой язык, свою историю, песни, танцы, свою литературу. . Каждый культурный человек должен знать, уважать язык, обычаи, литературу своих соседей. Сегодня мы познакомимся поближе с обычаями и обрядами национальных культур тех народов, которые проживают в нашей области, в нашем селе.
1 блок.

(Звучит русская народная музыка, в зал входит представительница России – «Матушка Русь» в русском народном костюме, выносит каравай, кланяется гостям).

Матушка – Русь: Мы всегда гостей встречаем,
Круглым, пышным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Русский народ славится своим гостеприимством. Есть такая замечательная традиция встречать дорогих гостей хлебом, да солью. Эту замечательную традицию передала мне моя бабушка, а теперь я передаю её вам.
Ведущий: Ребята, а какие традиции и праздники вы знаете? И как отмечают эти праздники.
Дети: Масленица, Пасха, Осенины, Рождество, Святки, Яблочный спас. Все люди веселятся, угощают всех гостей приходящих в дом, играют, проводят конкурсы, водят хороводы.
Ведущий: Правильно! А ещё поют песни.

ПЕСНЯ «Рассеяла Маланья бобы».

Матушка – Русь: но не только хороводами и караваем славится Россия, но и веселыми танцами. И один из таких танцев мы сейчас с вами увидим.

ТАНЕЦ «ПОДРУЖКИ»

Ведущий: Спасибо тебе, Матушка Русь, за гостеприимность твою, песни и танцы, но нам пора прощаться.
Звучит музыка. Матушка Русь уходит.
Ведущий: Где листвы зеленой облака
Заслонили неба синеву,
Встретил солнце я у родника,
И сказал я обратясь к нему:
Все народы видишь ты с высот,
Все долины, шапки гор во мгле,
Где ж первейший на Земле народ?
Лучшее где место на Земле?
Улыбнулось солнце:

Верно. Я вижу все с небесной высоты
Все равны народы.

А земля та прекраснее, где родился.

В нашем регионе живут не только русские, но и казахи, татары, узбеки, украинцы, молдаване, корейцы, киргизы, армяне, азербайджанцы, калмыки и много других национальностей.. Давайте теперь познакомимся с ними.

2 блок.

(Звучит азербайджанская народная музыка, в зал входит представительница Азербайджана, одетая в народный костюм, здоровается с детьми на родном языке и переводит свои слова)

Ведущий: Ребята, знакомьтесь! Это Жаля. Она представительница Азербайджана. Азербайджан - это государство Закавказья, которое располагается на берегу Каспийского моря. Почти половину территории этого государства занимают горы и плодородные долины. Горы покрыты тенистыми лесами, там много красивых горных озер. (Рассказ сопровождается соответствующими слайдами). И сейчас Жаля прочитает нам стих о своей Родине, на своём родном языке.

Стих «Азербайджан»

Ведущий: Во всем мире известно как в Азербайджане умеют принимать гостей. У этого народа также есть свои традиции: сватовство, сбор урожая, рождение детей и праздники. И не один праздник не обходится без национального кушанья. А самое любимое угощенье – это пахлава. (Или фрукты)

Жаля выносит блюдо с угощением и ставит на стол и уходит.

Ведущий: Спасибо . А к нам уже спешат следующие гости, встречаем их.

3 блок

Звучит украинская музыка.

Выходят дети в украинских национальных костюмах.

Показывают обряд «Троицкие огни».

После обряда исполняется украинская народная песня.

Ведущий : Ребята, а вы знаете какие с амые распространенные украинские блюда? (борщ, вареники, вариантов приготовления которых бесчисленные множество). Для вареников в качестве начинки идут овощи (картошка, капуста и т.д.), ягоды (вишня), мясо, творог. И всё это обильно сдабривается сметаной. Мы просим отведать вас наши вареники.

Ведущий: Спасибо за увлекательный рассказ, замечательное угощение и песни, но нам пора двигаться дальше.

4 блок

(Звучит узбекская народная музыка, в зал входит представительница Узбекистана, одетая в народный костюм)
Ведущий: А теперь ребята познакомьтесь с Юлдуз. Она приехала к нам из Узбекистана. В Узбекистане очень жарко, дождей почти не бывает, в некоторых местах солнце так сильно греет, что превращает часть земли в пустыню. Там обитают верблюды, черепахи, ящерицы. В такую жару там очень любят пить зеленый чай. Но там, где идут дожди, очень много арбузов, дынь, и еще выращивается хлопок, ткань из которой шьются наши вещи. Юлдуз нам сейчас прочитает стих на узбекском языке.

Стих о маме.

Юлдузхон пришла к нам не с пустыми руками, она принесла свое угощение – халву. (угощает гостей, прощается и уходит)
5 блок Звучит лирическая татарская музыка.

Ведущий: Одним из самых многочисленных народов Астраханской области являются татары. Традиционно праздничная культура татар включала в себя как религиозные (Курбан-байрам, Ураза-байрам, Рамазан), так и светские праздники, отмечаемые в определённое время года.

Особо почитаемыми считались мусульманские праздники. Самым значительным из них является Курбан-байрам, это праздник жертвоприношения в память о готовности пророка Ибрагима принести в жертву Аллаху своего сына. За несколько недель до праздника начинают откармливать жертвенное животное, считается обязательным приготовить еду из мяса.

Ураза-байрам отмечается по завершению тридцатидневного поста в месяц рамазан. С утра, отведав сладостей, мусульмане отправляются в мечеть, а вечером устраивается праздничное семейное застолье.

Календарный цикл национальных праздников и обрядов татарского народа начинается с Науруза, который праздновали в день весеннего равноденствия (21 марта) по солнечному календарю.

Шакирды (ученики медресе) обходили дома с песнями- пожеланиями благополучия и здоровья и в ответ получали угощение от хозяев.

Вскоре после Науруза наступала пора весеннего сева - самое красивое время года,- устраивали праздник Сабантуй. История Сабантуя такая же древняя, как и сам наш народ. Уже за две недели до праздника начинался сбор подарков для победителей, подготовка к празднику. Кульминацией праздника были конные скачки, вызывающие восхищение и восторг. Не один праздник конечно же, не обходится без весёлого танца. И сейчас вы увидите татарский танец.

Исполняется татарский танец.

Девочка: Примите от нас наше угощение «Чак-чак»

6 блок.

ЗВУЧИТ КАЗАХСКАЯ МУЗЫКА. В ЗАЛ ВХОДИТ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНИЦА КАЗАХСТАНА.

Ведущий: Земля родная, Казахстан!
Тебя повсюду воспеваю я.
С рождения мне близки твои обычаи
И степь привольная твоя.
Мне словно символ твоего величия,
Какой запас любви и ласки,
Стихов и песен здесь мне дан!
Какой мозаикой и сказкой
во мне живешь ты, Казахстан!

Казахская песня «Арманым»
Ведущий: Каждое поколение должно знать о жизни отцов, помнить и сохранять традиции и обычаи предков, которые складывались веками и передавались из поколения в поколение. В жизни каждого народа существуют свои национальные обычаи.
"Бесик" (колыбель) - священное в представлении казахского народа и очень удобное для ребенка гнездышко. По обычаю в колыбель впервые укладывает малыша всеми почитаемая бабушка, обычно родоначальница семьи. Обряд сопровождается традиционной песней "Бесик жыры". Когда ребенок будет уложен в постельку, бабушке полагается "бесик салар"- подарок.
Тилашар
Каждая семья по достижении ребенком 7-ми лет отдавала его в медресе, в школу для получения образования. В жизни ребенка этот день знаменательный, запоминающийся. В такой день ребенка одевают особенно нарядно, вооружают школьными принадлежностями и устраивают небольшой той. Этот той называется - "тилашар". Старшие благословляют своих детей, напутствуют - "Будь ученым", "Будь акыном" и так далее. За обновку преподносят "байгазы". Такой метод воспитания дает ребенку возможность знать, почувствовать, что на него возлагают какие-то надежды, что он уже взрослый и для него открывается новый мир.

Каждый из нас в своей жизни что- то делал впервые: в первый раз сказал слово мама, взял первую игрушку, сделал первый шаг. У казахского народа есть прекрасный обычай «Тусаукесер».
«Тусаукесер». (Разрезание пут) . Эта церемония проводится, когда малыш делает первые шаги. Его ножки обвязывают тонким пестрым шнурком, разрезать который доверяют уважаемому, многодетному человеку. Обряд сопровождается песнями и пожеланиями, чтобы ребенок твердо стоял на ногах, уверенно шел по жизни. Церемония продолжается пиром. В старину после "тусаукесер" ребенку дарили коня и седло. Пестрый шнурок обозначает, что в жизни бывают не только белые, но и черные полосы - будущий джигит должен уметь преодолевать трудности.

А сейчас посмотрите казахскую народную сказку «Алдар косе»

Ведущий: А знаете ли вы как называется казахский национальный обряд, когда женщины во время торжественных событий и праздничных встреч разбрасывают курт, конфеты, монеты и сладости?
Дети: шашу.
Ведущий: У казахского народа шашу обозначает радость, достаток, счастье и сейчас мы совершим этот добрый национальный обряд.
Звучит национальная музыка, совершается обряд. Ведущая забрасывает гостей конфетами.
Ведущий: Пусть каждый из вас возьмет частицу и счастье, пусть вам всегда сопутствует успех в делах.
Помните и соблюдайте традиции отцов. Ведь жизнь деда, пример отца- это наука сыну. А нашей гостье скажем все: «До свидания, до новых встреч!»
(Дети выносят угощение. Представительница Казахстана уходит).

Ведущий: Друг мой незнакомый, помни об одном:

Нет другого дома, шар земной – наш дом!

Дом, где есть соседи, недруг или друг,

Дом крыльцом на север, окнами на юг…

На одной планете мы с тобой живём.

Мы – планеты дети,

Шар земной – наш дом!

На сцену выходят представители все национальностей, представленные на празднике.
Ведущий: Важно не только жить в мире и согласии с народами разных стран, но необходимо уметь дружить и со своими сверстниками, в независимости от их национальности, обычаев и традиций. Нельзя быть равнодушными к чужому горю, нужно всегда помнить, что каждый из нас может попасть в беду и мы не можем угадать где и когда. Мы живем один раз на Земле, поэтому давайте творить добро каждый день.

А сейчас слово предоставляется служителю церкви Покрова Божьей матери отцу Василию и представителю мусульманского общества Сагидулле - хаджи.

Выступление гостей.

Ведущий: Есть белые дети,
Есть черные дети,
Есть желтые дети
На нашей планете.
Но дело не в цвете,
А в том, что на свете
Друг другу всегда
Улыбаются дети!
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Хочу я чтоб общими были на веке –
И небо, и море, и горы, и реки,
И снег, и тюльпаны, и солнце над нами.
(Все вместе) Пусть будут все дети на веки друзьями!
(Все поднимают руки в верх и хлопают. Хоровод дружбы «От улыбки станет всем светлей»)


Внеклассное мероприятие

Открытый классный час. « В дружбе народов единство России!»

Цель: Сформировать представление о культурном богатстве и своеобразии различных народов, о дружественных отношениях народов России. Задачи: Познакомиться с традициями, обычаями, фольклором, бытовыми особенностями жителей нашей страны. Наглядно продемонстрировать культурное своеобразие и богатство народов России. Сформировать систему ценностных понятий: дружба, культура, толерантность, терпимость, прощение, взаимовыручка.
    содействовать формированию дружного коллектива.
Методы проведения: поисковые - дискуссионные - игровые Оборудование: плакат приветствия на разных языках, презентация. 1. Мозговой штурм. Грузинский: გამარჯობა - gamardjoba - “”гамарджоба. Эстонский: tere päevast" - “тере паеваст” Словенский: dobro jutro - “добро ютро” Украинский: “добрий ранок” Казахский: Salem - “салем” Узбекский: Assalomu Alaykum - “ассалому алейкум” Армянский: барев дзез Исэнмесез! Здравствуйте Хаумыхыгыз, дустар! Арумы сез, карендэшлэр Авани, тус! Ребята, как выдумаете, почему ваши одноклассники сегодня в каких – то костюмах? Почему они с вами разговаривали на иностранных языках?
Наша Россия Дружбой славится, Нам в России Очень нравится!
Может быть кто-нибудь из вас назовёт тему классного часа « В дружбе народов единство России ». (Слайд 1). А что мы будем делать на классном часе? Мы обсудим вопросы. Что такое дружба народов? Какая бывает дружба народов? Нужна ли нам дружба народов, живущих в России? При каких условиях возможна дружба народов? (Слайд 2). Мир кино, мир книги, наш мир, в котором мы живём, дарит нам прекрасное общение – общение друг с другом. Немного из истории : (читает ученик) Очень давно, когда люди жили маленькими селениями, во главе стоял князь. Чтобы защитить своё селение от врагов, набирал он себе верных, храбрых и мужественных людей в своё войско, которое называлось дружина. Каждого воина потом стали называть другом. Прошли века и теперь другом называют самого верного и надежного человека, который всегда разделит с тобой и радость, и горе, и придет тебе на помощь.
(Слайд 3) Ребята поработали с толковым словарем Ожегова, они нашли значения слов. В справке дается толкование слова…(читает ученик) Друг – человек, который связан с кем-нибудь дружбой; сторонник, защитник кого-нибудь. Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов.
Зачитаю отрывки из ваших сочинений о дружбе: (читают дети) 1. Настоящий друг – это человек, которому можно доверить все свои проблемы. Настоящий друг становится тебе близким родственником. У меня есть подруги. Мы часто говорим, что вместе мы – сила! 2. Дружба – самое необходимое в жизни. Истинный друг не только тот, кто поможет в беде, а тот, кто искренне порадуется с тобой в светлые минуты жизни. 3. Дружба – одно из самых светлых и значимых чувств для человека. Настоящая дружба возникает между людьми, которые трепетно, бережно и терпеливо относятся друг к другу. Скоро вы станете 5-классниками. Пусть со временем ваши мнения, взгляды изменятся, а сочинения станут более глубокими и мудрыми. Но те слова, которые мы только, что услышали, останутся в нашей памяти.
Здорово! А все ли люди хотят дружить? Что вы представите себе, если я произнесу словосочетание - дружба народов ?
Стремимся к укреплению мира и дружбы среди народов Земли. 1) Желание действовать вместе, так как «нас много, а планета одна». 2) Можно проводить переговоры по острым вопросам, проблемам и решать их мирным путём. 3) Создавать и участвовать в Международных конкурсах. А в каких детских международных конкурсах мы с вами участвовали? (математический конкурс «Кенгуру», «Медвежонок» по русскому языку, «Британский Бульдог»,) 4) Через Интернет находить новых друзей и общаться с ними. 7. (Слайд 5) А знаете ли вы, что во многих странах, и у нас в России, есть государственные награды, вручаемые за укрепление дружбы между народами? Орденом Дружбы народов награждаются:
    граждане России; предприятия, учреждения, организации, воинские части и соединения, республики, края, области, города. Орденом Дружбы народов могут быть награждены и лица, не являющиеся гражданами нашей страны.
Сейчас я предлагаю посмотреть вам танец, который приготовили старшеклассницы – это Молдавский танец.
(Слайд 6) Слово «дружба» в нашей жизни встречается постоянно. Например, в Москве на ВДНХ есть фонтан дружбы. (Слайд 7) Названия населённых пунктов, названия трудных участков горных переходов (перевал Дружба на ледник Джамансу). (Слайд 8) Дружба с животными. Кто дружит с ними и в чем это выражается? (Слайд 9) Дружба в семье. Между кем? (Слайд 10-13) спортивный клуб, команду можно называть «Дружба»
    интересные мероприятия в стране, городе, классе говорят о дружбе между людьми
8. (Слайд 14) Очень много существует пословиц о дружбе. Прочитайте пословицы – они нам пригодятся для дальнейшего задания. Предлагаю вам поиграть в игру «Собери пословицу».
    Человек без друзей , (что дерево без корней). Нет друга - ищи, (а нашел – береги). Дружба крепка не лестью , (а правдой и честью ). Дружба как стекло: (разобьешь - не сложишь ). Скажи мне кто твой друг, (и я скажу, кто ты). Не тот друг, кто на пиру гуляет,(а тот, кто в беде помогае т). Дружба и братство дороже богатства
Россия это великая страна, где живут и дружат люди разных национальностей. Сегодня слово предоставляем вам, представителям этих национальностей. В нашей школе учатся дети 18 национальностей. И для всех, несмотря на различие национальной культуры, веры, языка и традиций, Россия является Родиной.
Ребята, я предлагаю послушать вам стихотворение Анны Акопян
Как мы должны общаться с друзьями? (ответы) (Слайд 15) Мы открыли правила дружбы.
    Не ссорится Уступать Не бояться просить прощения, если обидел друга Не грубить – быть вежливым Не злиться Не жадничать Помогать другу Быть честным Быть внимательным
Перечитайте и х - дружбу надо ценить. Чтобы торжествовал естественный интерес, надо знать друг друга: о культуре и традициях тех, с кем мы живем бок о бок. Ведь знать друг о друге – значит проникать в культуру другого народа, уважать своих соседей.
В России пойдешь ли на север, На запад, восток или юг. Везде человеку найдётся Надёжный товарищ и друг.
У моей России длинные косички, У моей России светлые реснички, У моей России голубые очи, На меня, Россия, ты похожа очень. Солнце светит, ветры дуют, Ливни льются над Россией, В небе радуга цветная - Нет земли красивей. Для меня Россия - белые берёзы, Для меня Россия - утренние росы. Для меня, Россия, ты всего дороже, До чего на маму ты мою похожа. Ты, моя Россия, всех теплом согреешь, Ты, моя Россия, песни петь умеешь. Ты, моя Россия, неразлучна с нами, Ведь Россия наша - это я с друзьями. Ваши одноклассницы имеют украинские корни и они приготовили для вас песню. Послушаем? Соня и Полина.
У каждого из нас свои достоинства и свои недостатки. (Стремитесь открыть хоть однажды, Звезду человечности в каждом!) Нужно всегда помнить, что человек живёт один раз на Земле, поэтому каждый день нужно творить добро.
Итог: Как вы понимаете название темы сегодняшнего классного часа «Дружба народов»? (на доске название) Послушаем стихи одноклассников, которые помогут нам подвести итог классного часа.
1. Дружба – главное чудо всегда,
Сто открытий – для всех настоящие.
И любая беда не беда,
Если рядом друзья настоящие.

2. Друг не будет смотреть свысока,
Наизусть он характер твой выучит.
Нужно верить, что друга рука,
В трудный час обязательно выручит.
3. Хорошо, что не похожи Люди цветом глаз и кожи. Как прекрасен мир цветной, Разноцветный шар земной! 4. Если есть друзья на свете –
Всё прекрасно, всё цветёт.
Даже самый сильный ветер,
Даже буря не согнет.
Мы и в дождь, и в снег и в стужу,
Будем весело шагать.
При любой погоде дружим –
Дружбы этой не порвать.
И любой из нас ответит,
Скажут все, кто юн и смел:
Мы с тобой живём на свете,
Для хороших добрых дел.

У каждого народа есть что-то своё - интересное и характерное. И у каждого народа есть прекрасные люди – добрые. спокойные, открытые. И есть другие – глупые. злые. алчные и агрессивные. Немало людей посмеиваются над представителями других наций. Как правило, это люди не очень умные и не очень добрые, не знающие, что такое благородство. Необходимо уважать национальные чувства других народов: быть уважительными, отзывчивыми, проявлять к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе.

Давайте же познавать и изучать культурные традиции народов нашей России, давайте понимать друг друга и дружить!

Как вы думаете, где находится сад или царство вежливости и доброты у каждого человека? (В сердце!) Заботьтесь о своем саде и не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и добрыми делами.
Если успеваем: Напишите на ваших сердечках, чему научил вас сегодняшний классный час. (предложение). В заключение хочу прочитать слова писателя М. М. Рощина "Попробуйте не наступить, а уступить. Не захватить, а отдать. Не кулак показать, а протянуть ладонь. Не спрятать, а поделиться. Не орать, а выслушать. Не разорвать, а склеить”. Вот тогда ваш коллектив будет сильным, дружным, сплоченным. ОБНОВЛЕНИЕ 17.05.2009

Отчасти эта тема пересекается с постом о "дружбе народов" и темой на Библиогиде, но мне хочется предложить более узкие рамки: художественные книги, из которых можно узнать любопытные подробности о культуре, традициях, образе жизни разных народов,т.е. книги, которые в определенной степени являются познавательными, где национальный колорит присутствует в наиболее концентрированном виде. К сожалению, пока удалось собрать только довольно старые книжки:


Дошкольникам

Годунова М. "Тун и Ньюн - мальчишки из Бирмы" - небольшие, но запоминающиеся рассказы про праздники и будни детей из экзотической Бирмы. Многочисленные цветные иллюстрации рис. О.Зотова передают колорит и яркость тропиков.

Еще две книжки М.Годуновой - "Фиолетовый змей" и "Волшебная птичка Бая" - посвящены Афганистану и Индии. Рассказы о людях и обычаях этих стран сопровождаются яркими иллюстрациями (художники О.Зотов и С.Остров).

Идигорас К. М. "Ланда, сын шахтера" - повесть о жизни горняков испанской Астурии. Отец одиннадцатилетнего Ланды был среди шахтеров,погибших во время обвала в шахте. После его смерти мальчику пришлось стать подручным шахтера и испытать тяжелый,полный риска труд. Но мысль о том,что отец так и не нашли,не давала Ланде покоя...

Йоунсон С. "Сага о малыше Хьялти" - о жизни девятилетнего Хьялти, маленького сына батрачки в исландской деревне начала XX в. Поэтичные картины природы, рассказ о добрых и не очень людях, встречающихся мальчику, складываются в длинную, неторопливую сагу о суровой стране и ее народе.

Разус М. "Марошко" - повесть о детстве деревенского паренька из Словакии конца XIXв. отличает красочное изображение сельского быта, народных традиций, поверий.

Для старшего школьного возраста

Андерсен Л. Э. "Тебе этого не понять" - три повести, реалистичные и довольно жесткие, о жизни датских подростков в разные исторические эпохи: "Свободный и раб", "Охота за ведьмами", "Тебе этого не понять".

Бели-Кенум О. "Мальчик из Югуру" - повесть о детстве и юности юности мальчика Айао, прозванного в кругу семьи Малышкой, в Дагомее (Бенин), в ту пору французской колонии. Айао - сын зажиточного крестьянина Келанко. Тот никогда не учился и не умеет читать, но поскольку у него есть средства, Келанко отправил учиться всех своих детей. Жизнь семьи Келанко описана с любовью и очень подробно, со всеми повседневными делами и заботами, немало рассказывается и об учебе во французской колониальной школе. Аннотация изд-ва

Немцова Б. "Бабушка. Картины сельской жизни" -Божене Немцовой удалось запечатлеть величественные картины Чехии, ее людей, жизни и быта. Образ бабушки, простой крестьянки пленяет поэтичностью и правдой. О собственном произведении писательница сказала: "Это тихая деревенская жизнь, звуки, обычаи, праздники и поверья людей в окрестностях Находа. Представительница этого старочешского стиля жизни - бабушка, живущая в тихой домашней атмосфере, окруженная внуками, детьми ее дочери".

Радд С. "На нашей ферме" - юмористические рассказы о жизни семьи австралийских фермеров-пионеров. Герои повести, папаша Радд и его многочисленное семейство - работящие, милые, смешные и шумные люди. Они покоряют дикие заросли - австралийский буш - топором, мотыгой, огнем, своим потом, страданиями. Папа Радд то попадает в канаву, то его свалит корова, то у него уведут из под носа коня, а его сыну Дейву на старой кляче не дойти до финиша на соревнованиях. Но они унывают. Эта повесть автобиографична. Ее считают самой веселой и грустной книгой о жизни фермерской Австралии.

Рытхэу Ю. "Время таяния снегов" - Юрий Рытхэу родился в семье охотника-зверобоя, его дед был шаманом. Автобиографическая повесть рассказывает о жизни мальчика Ринтына в чукотском поселке 30-х гг., о нравах и обычаях его сородичей, во многом сохранивших традиционный уклад.

Раджаб М. "Я родом с острова Суматра" - автобиографическая повесть о жизни индонезийского мальчика. В повести рассказывается не только о детстве писателя, но и о своеобразном быте Индонезии, которая в то время была голландской колонией

Риццо Ф. "Среди лагун и болот По" - полная трагизма и мужества история семей итальянских рыбаков, живущих в долине реки По. Чтобы выжить, им приходится вести незаконный лов рыбы, скрываясь и сражаясь с инспекторами полиции, охраняющими места ловли. Природа тоже не балует бедняков: во время наводнения воды разбушевавшейся реки затопили множество селений.

Сборники :

"Дети мира" (М., Дет.Лит.,1970г.)- тридцать шесть рассказов писателей двадцати восьми стран о жизни детей и подростков в самых разных уголках мира: от суровой Норвегии до тропической Бразилии. Есть рассказ о рыбалке в Карибском море, о дне рождения немецкого мальчика, об индийской, корейской, словацкой школах, о том, как зарабатывают себе на жизнь дети из Перу, Ирана, Турции. О каждой стране дается географическая справка на отдельном листе. Илл. Г.Калиновского, В.Чапли, Р.Вольского, Е.Мешкова, В.Трубковича, А.Тамбовкина, Г.Алимова, Г.Епишина

Болгария: Георгий Мишев "Мальчишка"
Бразилия: Одетте Мутто "Все неправда!"
Великобритания: Герберт Бейтс "Ядовитые старухи"
Венгрия: Иштван Беде "Папин портфель"
Вьетнам: Ван Тхиен Сон "Фан Ты В зарослях сахарного тростника"
ГДР: Герхард Баумерт "Злоключения озорника"
Замбия: Питер Джойс "Тики"
Индия: Шанкар "Портрет"
Иран: Моваххед Дильмагани "Серебряные монетки"
Италия: Джулиана Болдрини "Ребята из Прато"
Корея: Ли Дон Сок "Рогатка"
Куба: Дора Алонсо "Опасное приключение"
Мартиника: Жозеф Зобель "Букварь"
Монголия: М.Гаадамба "Варенье"
Норвегия: Анне-Катрине Вестли "Будильник"
Пакистан: Ахмед Надим Касми "Малыш покупает грифельную доску"
Перу: Хулиан Уанай "Хуанито ищет удачи"
Польша: Стефания Гродзеньская "Подвиг Томаша Котэка"
Румыния: Э.Кэлдэрару "Русалка"
СССР:
Анатолий Мошковский "Федька с улицы Челюскинцев"
Александр Батров "Тюлька"
Спиридон Вангели "Парта Гугуцэ"
Камари Тоноян "Сказка маленькой феи"
Ахмедхан Абу-Бакар "Култум"
США: Роберт Макклоски "Еще более"
Турция: Фахри Эрдинч "Рюстем"
Уганда: Виолетта Коканда Кифа "Кейзана"
Финляндия: Ю.Пайле "Я знаю, с кем дружить"
Чехословакия: Винцент Шикула "Где же справедливость?"
Югославия:
Воя Царич "Поезд в снегу"
Глигор Поповски "Мать Миле"
Кристина Бренкова "Кружка каши"
ЮАР: Алан Пэйтон "Хайпенни"
Япония: Микико Суги "Красная шаль"

Несколько скромнее по содержанию, но все же неплохой сборник с тем же названием, "Дети мира" , изданный в 1965г. Художники: А.Васин, А.Кокорин, Р.Вольский, Е.Бургункер, А.Шмаринов, А.Иткин, Д.Хайкин, Б.Маркевич, А.Ермолаев, Е.Мешков, Н.Кнорринг, В.Каневский, А.Ливанов, В.Цигаль.

"Книга дружбы" - Сборник рассказов, стихов и сказок писателей разных стран.

Пословицы на тему дружбы не потеряют своей актуальности никогда и даже в наше время революционных информационных технологий найдется место старой доброй пословице о дружбе ,взаимопомощи и товариществе.
Красиво петь, рассказывать истории и сказки, да так чтоб тебя слушали с упоением, под силу не каждому. Другое дело - пословица или поговорка про верность ,про дружбу народов ,старых друзей в разговорной речи мы часто их используем, и даже не замечаем этого.

Друг неиспытанный, что орех не расколотый.
Не изведан - друг; а изведан - два.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Дружно не грузно, а врозь - хоть брось.

Известно, что пословицей или поговоркой может называться не каждое изречение. Поговорка,а также поговорка - это фраза придуманная народом, его устное творчество. Если сформулировать по-другому, называть поговоркой можно короткие фразы, в употребляемые во время разговора, которые используются для описаний различный жизненных ситуаций. на этой странице вы найдете самые лучшие русские поговорки и пословицы о дружбе.

Даль Владимир Иванович, составитель известного сборника «Пословицы русского языка», считал, что пословица подобна притче, только маленькая. Он утверждал, что это мнение, соображение и мудрая подсказка, созданная народом и вошедшая в разговорную речь.

Как раскрывается в пословицах тема дружбы.

Дружба - это когда людям комфортно находиться друг с другом, у них схожие интересы и взгляды те или иные ситуации. Между друзьями обязательно есть доверие, друг может не только похвалить, но и раскритиковать, указать ошибки в действиях. Однако его негативный отзыв не может обидеть или оскорбить, в том и ценность друга - он всегда говорит правду. Наш народ придумал немало мудрых и поучительных пословиц о дружбе ,поговорок о дружбе народов и важно сохранять и беречь это величайшее наследие. Обязательно знакомьте детей с пословицами о дружбе,товарищеской взаимопомощи,учите их наизусть.

Русские пословицы о дружбе.
Лучше горькая правда друга, чем лесть врага.
Вдруг не станешь друг.
Для друга нет круга.
Добрый друг лучше ста родственников.
Друзья до черного дня.
Ищи друзей, а враги сами найдутся.

Если у вас с каким-нибудь человеком появились общие интересы, это вовсе не означает, что вы станете друзьями. Ведь дружба это что-то большее, воссоединение на духовном уровне. Такому типу отношений свойственны глубина и искренность. Друг мгновенно сможет уловить ваше настроение и даже его причину, только взглядом, без лишних слов. Заметит то, на что окружающие не обратят внимание. И каждый друг будет поддерживать вас абсолютно бескорыстно.
Реки могут пересохнуть, горы могут рухнуть,
но дружба народов вечна и нерушима.

Дружба народов - сильнее бури, ярче солнца.

Когда поет узбек, ему подпевает таджик.
Когда играет таджик, танцует узбек.

Дружба людей гору сокровищ создает.

Язык дружбы не нуждается в переводе.

Если бы не дружба, то люди бы пропали.

Дружба и братство - Лучше богатства.
Рифмованная форма пословицы позволяет ей запомнится с первого раза и надолго. Практически для любой ситуации найдется поговорка, способная кратко и лаконично описать положение дел. При общении она придет на ум только тогда, когда появится повод. В поговорках не редко встречаются рекомендации для дальнейших действий при определенных обстоятельствах.

В развитии ребенка роль поговорок и пословиц велика. Учить их малыши начинают, когда уже умеют разговаривать, пусть даже неуверенно. В детском саду и школе дети узнают все больше этих изречений, используя их не только на уроках, но и в разговорах между собой, подражая при этом взрослым.

Большое количество известных и часто используемых пословиц и поговорок вы найдете на нашем сайте.

Лучшие русские пословицы о дружбе народов,дружбе старых друзей. Для детей и взрослых.