Что такое вводные слова и конструкции. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях

1. Все вводные конструкции (слова, словосочетания, предложе­ния) выделяются запятыми независимо от места положения

Кажется, он не придет. Он, кажется, не придет. Он не придет, кажется. Он, я думаю, не придет.

2. Отделяются вводные конструкции и от предшествующих союзов (кроме а)

Пошел дождь, и, конечно, мы никуда не поедем.

НО: Он дал слово, а следовательно, должен его сдержать.

3. Два вводных слова разделяются запятыми
Впрочем, может быть, ты прав.

4. Не выделяется вводное слово в начале обособленною члена
Осенняя погода, к несчастью холодная, с частыми дождями, осложняла уборку.

НО: Осенняя погода, холодная, к несчастью, с час­тыми дождями, осложняла уборку.

Обрати внимание!

Многие из приведенных в таблице слов могут быть и не ввод­ными словами, а обычными членами предложения (обыкновенно сказуемыми и обстоятельствами) и тогда, естественно, не выде­ляются запятыми.

Он, кажется, не придет сегодня. Ср. Он кажется усталым сегодня.

Как отличить вводное слово от омонима?

Особую трудность представляют следующие слова: наконец, вообще, однако, значит

Вводное слово Не вводное слово
НАКОНЕЦ Наречие имеет обстоятельственное значение времени
Указывает на связь мыслей, на порядок изложения = еще Мед - прекрасный целебный продукт. Он помогает, во-первых, при простуде, во-вторых, при ожогах, в-третьих, при бессоннице и, наконец, успокаивает нервную систему. = под конец, после всего, в результате всего Давал три бала ежегодно и промотался наконец. (П.) Можно добавить частицу -то: наконец-то (ожидаемое) Мы заждались, наконец-то ты пришел.
ОДНАКО Вводное слово в середине простого предложения Никто, однако, не умел так рассказывать, как он. Я не надеялся на удачу, но мне, однако, повезло. ЗНАЧИТ Указывает на вывод = следовательно, стало быть
Союз однако = но в начале предложения Однако он ничего не понял. Я не надеялся на удачу, однако мне повезло.
= «означает» и является сказуемым или = частице это Для меня это значит многое.
ВООБЩЕ вообще = вообще говоря (можно добавить) Эти сведения, вообще, пред- ставляют большой интерес, но мы не можем их использовать. = всегда, совсем, в целом, ни при каких условиях Туда мы вообще не пойдем. Он вообще отказывается говорить.

Не путай! Обрати внимание!

Есть слова, которые тоже не отвечают ни на какие вопросы и не являются членами предложения, поэтому их часто принима­ют за вводные и выделяют запятыми.

Не являются вводными и не выделяются запятыми следующие слова и словосочетания


Авось

Буквально

Будто бы

Вдобавок

В довершение

Большей частью

Вдруг

Ведь

Весьма

В конечном счете

Вряд ли

Все равно

Все же

Все-таки

Едва ли

Единственно

Исключительно

Именно

Иногда

Как будто

Как бы

Как раз

К тому же

Лишь

Между тем

Небось

На редкость

Неужели

Непременно

Наверняка

Определенно

Особенно

По замыслу

По предложению

По решению

По крайней мере

Приблизительно

По-прежнему

примерно

Притом

Тем не менее

Якобы


Я ведь ничего не знал. Вы как раз пришли вовремя. Якобы он только посмотрел. Я как будто вас видел где-то.

Вставные конструкции (предложения и отдельные слова)

От вводных конструкций надо отличать вставные. Они тоже грамматически не связаны с членами предложения, но в отличие от вводных конструкций вставные конструк­ции не выражают отношения говорящего, а несут дополни­тельную информацию (замечания, пояснения, справки). Это как бы "незапланированное" сообщение (говорящий вдруг решил вставить).

В устной речи оно произносится как бы скороговоркой, несколько пониженным тоном.

На письме вставные конструкции, в отличие от ввод­ных, выделяются скобками или, реже, тире с обеих сторон.

Однажды вечером (это было в начале октября 1773 года) сидел я дома один, слушая вой осеннего ветра.

Я вынул ключ, и - о ужас! - у меня в руках была только головка ключика. (Л. Т.)

Знаки препинания, стоящие на месте разрыва предло­жения вставной конструкцией, помещаются после скобок.

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна. (П.)

1. Обращения вместе со всеми относящимися к ним словами выделяются (в середине предложения) или отделяются (в начале или в конце предложения) запятыми, например: Дорогие гости, милости просим за стол (Пушкин); Опустись, занавеска линялая, на больные герани мои (Блок); Неужели вы его боитесь, Сергей Ильич? (Гранин).

Если обращение, стоящее в начале предложения, произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак например: Старик! О прежнем позабудь... (Лермонтов).

2. Частица о, стоящая перед обращением, не отделяется от него никаким знаком, например: О мой милый, мой нежный, прекрасный сад!.. (Чехов); Скажи же, о проницательный читатель, зачем выведен Рахметов, который вот ушел и больше не явится в моем рассказе? (Чернышевский).

Но если о выступает в роли междометия (со значением «ах» ), то после него, согласно правилам, ставится запятая, например: О, дети, зачем вы так шумите! О, Вера, как жаль, что нельзя вернуть прошлого! О! Павел Иванович, позвольте мне быть откровенным (Гоголь) (постановка восклицательного знака вместо запятой факультативна).

Если перед повторяющимся обращением стоит частица а, то перед ней ставится запятая, а после нее никакого знака не ставится, например: Нина, а Нин, поди сюда (Федин). При неповторяющемся обращении а выступает в роли междометия и отделяется запятой, например: А, Васька! – сказал он, узнав прежде всего розоватые панталоны своего друга (Степняк-Кравчинский).

3. Личные местоимения ты и вы , как правило, не являются обращениями, а выступают в роли подлежащего. Однако они могут входить в состав распространенного обращения, пунктуационно выделяясь вместе с ним, например: Ну, полноте, полноте, балагур, шутник вы этакий (Тургенев). В редких случаях местоимения ты и вы сами по себе могут выступать в роли обращения, заменяя собой название лица, к которому обращена речь; в этих случаях они выделяются запятыми (в начале и в конце предложения после них может ставиться восклицательный знак); например: Эй, вы, чревовещатели! Марш по теплушкам! (Вс. Иванов); Эй, вы! Кончайте скорее! (Достоевский); Ты! Бери его на мушку (Тренев); Тише, вы! (Антонов).

Примечание 1. Правила выделения знаками препинания обращений распространяются и на те случаи, когда обращение выражено не именем существительным, а другой частью речи или же существительным, но не в форме именительного падежа (такое обращение называет какой-либо признак лица, которому адресована речь), например: ...Глядите на меня, все! (Достоевский); – Здорово, шестая! – послышался густой, спокойный голос полковника (Куприн); Неуязвимые, лезьте по скользким скалам слов! (Маяковский); Здравствуй, в белом сарафане из серебряной парчи (Вяземский).

Примечание 2. Не являются обращениями и не выделяются запятыми названия лица или предмета, находящиеся при форме повелительного наклонения, если она употреблена в значении пожелания («пусть...» ), например: Приходи к нему лечиться и корова и волчица (К. Чуковский); Всяк сверчок знай хвои шесток (пословица).

4. Если распространенное обращение разбито в предложении на части, то каждая из них выделяется запятыми, например: Крепче, конское, бей, копыто, отчеканивая шаг! (Багрицкий); За кровь и слезы жаждавший расплаты, тебя мы видим, сорок первый год (Щипачев).

5. Между двумя обращениями, связанными неповторяющимся союзом, запятая не ставится (как и при однородных членах предложения в этих условиях); например: Здравствуй, солнце да утро веселое! (Никитин).

Междометие

1. Междометия отделяются или выделяются запятыми, если произносятся без восклицательной интонации, например: Ох, пошлите за доктором! (Тургенев); Эй, себя сгубите, не потакайте Фоме! (Достоевский); Чу, сверчок за печкой затрещал... чу, вздохнул кто-то (Салтыков-Щедрин); Жизнь, увы, не вечный дар! (Пушкин); Мы дело кончим полюбовно, но только, чур, не плутовать (Лермонтов); Ну, тащися, сивка, пашней-десятиной (Кольцов).

Если междометие произносится с восклицательной интонацией, то после него ставится восклицательный знак (как в начале, так и в середине предложения), например: Ага! Сам сознаешься, что ты глуп (Пушкин) (о прописной букве, с которой в подобных случаях пишется следующее за междометием слово, см. §12, п. 2); Эй! Садись ко мне, дружок (Некрасов); Я до сих пор не могу позабыть двух старичков прошедшего века, которых, увы! теперь уже нет (Гоголь); У всех повыспрошу; однако, чур! секрет (Грибоедов).

Примечание 1. Частицы о, ну, ах и др., употребляемые для выражения усилительного оттенка, в отличие от междометий запятыми не отделяются:

а) частица о чаще всего употребляется при восклицательном обращении (см. § 101, п. 2) и перед словами да и нет (см. §103, п. 1) например: Как хорошо ты, о море ночное! (Тютчев); О нет, мой младенец, ослышался ты (Жуковский);

б) частица ах обычно употребляется перед личными местоимениями ты и вы, за которыми следует обращение, например: Ах ты, обжора! (Крылов); Ах ты, мерзкое стекло! (Пушкин); Ах ты, степь моя, степь широкая! (Кольцов). Ср. также: Ах да, вспомнил наш вчерашний разговор;

в) частица ну употребляется с усилительным значением, например: Ну как не порадеть родному человечку! (Грибоедов); Ну что за шейка, что за глазки! (Крылов); Ну и жара выдалась! Ну нет, так не пойдет; Дайте ну хотя бы эту книгу.

Примечание 2. Внутри цельных сочетаний ох (ух, ой) как (какой) (в значении «очень, весьма, страшно», «замечательный, изумительный, ужасный» ), а также цельных сочетаний ах ты, ах вы, ах он, ух ты, эх ты, ай да, ах и, эх и, ух и, эй и, ох эти, эк его и т.п. запятая не ставится, например: ...Подчас в каждом приятном слове ее торчала ух какая булавка (Гоголь); Самонадеянности море ох как не любит! (Л. Соболев); Мы могли бы получить ой какие увечья (Д. Бедный); Это, брат, ух как горько и ух как подло (Гл. Успенский); Ах ты жестокий! Ах он лиса! Ах они плуты прожженные! Ох эти сплетницы! Эх эти шалунишки! Эх и пляски! Ух и лошадь! Ай да Михаил Андреевич, настоящий цыган! (Л. Толстой); Ай да молодец мичман! (Станюкович); Эк его разобрало! (Гоголь); Эк ты напугал меня... (Мамин-Сибиряк). Ср. в предложениях с повторяющимися словами: Тяжко ему, ох тяжко! Достанется тебе на орехи, ух достанется! Хочется его подразнить, ой хочется! Приятно на солнышке, ах приятно!

2. Повелительно-побудительные междометия и звукоподражательные слова отделяются запятой или восклицательным знаком, например: Изволь-ка в избу, марш, за птицами ходить! (Грибоедов); Стоп, машина! (Чехов). – Цып, цып, ти, ти! Гуль, гуль, гуль! – ласковым голосом приглашала девушка птиц к завтраку (Гончаров).

3. Отделяются или выделяются запятыми некоторые междометные выражения, например: Слава Богу, этого не случилось; До сих пор, благодарение Богу, подбирались к другим городам (Гоголь). Но выражение черт знает : 1) в значении «неизвестно» и 2) о чем-либо очень плохом или, наоборот, хорошем – запятыми не отделяется и не выделяется, например: Я сегодня черт знает сколько выпил (Куприн); Врачи там написали обо мне черт знает что (Н. Островский); Черт знает до чего хороши эти цветы!

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смысла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Батуми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, значит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельствуют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, усиливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложение было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явлениям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Аксаков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его словами, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения или Знаки препинания в предложениях с вводными и вставными конструкциями (обращениями).

Вводные конструкции

Вводные конструкции чаще всего выделяются запятыми: Мне, однако, приятно, что я могу плакать! Впрочем, может быть, этому причиной расстроенные нервы… (М. Лермонтов)

Вводные конструкции, стоящие непосредственно после союза , отделяются от него запятой: Ей надо передать ночью важное и, должно быть, невесёлое письмо (К. Паустовский).

Союз а может входить в структуру вводной конструкции, и тогда запятая после него не ставится: Он не очень образован, а может быть , и не умён (А. Островский).

Если вводная конструкция (слово или словосочетание) стоит после ряда однородных членов предложения и предшествует обобщающему слову, то перед ней ставится тире, а после неё - запятая: Среди птиц, насекомых, в сухой траве - словом , всюду… чувствовалось приближение осени (В. Арсеньев).

При сочетании двух вводных слов между ними ставится запятая: Признаться, право, было б жаль мне опечалить их (М. Лермонтов).

Если вводное слово (сочетание) стоит в начале или в конце обособленного оборота , то никаким знаком препинания от оборота оно не отделяется: Спокойно потягивает трубочку смуглый, коренастый капитан, по-видимому итальянец или грек (В. Катаев). Я взял с собой непромокаемый плащ и резиновые сапоги до колен, в такую погоду просто незаменимые конечно (Л. Дмитриев).

Однако в середине обособленного оборота вводная конструкция выделяется запятыми по общему правилу: Местность кругом была ровная, прятаться на ней было негде, за исключением, пожалуй, кустарника, росшего на опушке (Б. Полевой).

Вставные конструкции

Вставные конструкции выделяются тире или скобками : Несмотря на быстрый ход поезда, можно было заметить под мостами мгновенные отблески звёзд в тёмной - не то болотной, не то речной - воде. В одно ясное, холодное утро (из тех, какими богата наша русская осень) Иван Петрович Берестов выехал прогуляться верхом…

Если внутри вставной конструкции должны быть знаки препинания, они сохраняются, включая вопросительный и восклицательный знаки в конце вставной конструкции: Всё помню: фонари на шторах… Здесь - рот, глаза, дрожанье плеч (и разноцветный писем ворох, напоминающий - не сжечь!)

Обращения

Междометия

Междометия выделяются запятыми или после них ставится восклицательный знак (при восклицательной интонации). Жизнь, увы, не вечный дар. Увы! Татьяна увядает: бледнеет, гаснет и молчит (А. Пушкин)

Не отделяются запятой междометия:

  • а) стоящие перед ты и вы , за которыми следует обращение. Ах ты, степь моя, степь широкая! Ах вы мои хорошие, заходите.
  • б) ах, ох, ух, эх, ай, ой , образующие цельные сочетания с другими словами. Ах я глупец! Ох эти пересуды! Ух и здорово! Эх и устал я! Ай какая ты! Ой как кольнуло!

Случаи выделения и невыделения междометий,
частиц и междометных выражений. Таблица

Таблица. Дополнение по теме «Знаки препинания
в предложениях с вводными и вставными конструкциями»

(задание № 17)

Урок по вводным конструкциям с примерами. Правила и упражнения, которые помогут выполнить задание № 17 ЕГЭ по русскому языку

Вводные конструкции могут выражать:

1. Различную степень уверенности

КОНЕЧНО, РАЗУМЕЕТСЯ, БЕССПОРНО, НЕСОМНЕННО, БЕЗ СОМНЕНИЯ, БЕЗУСЛОВНО, ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, КАЖЕТСЯ, ВЕРОЯТНО, ВОЗМОЖНО, ПОЖАЛУЙ

Например:

Вы, несомненно , хорошо сдадите экзамен.

Вам, кажется , нужно больше заниматься.

2. Чувства и отношение говорящего к тому, о чём он сообщает

К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К УДИВЛЕНИЮ, К СОЖАЛЕНИЮ

Например:

Вы, к сожалению , сдали экзамен не очень хорошо.

К моему огромному удивлению , всё оказалось на месте.

3. Источник информации, которую сообщает говорящий.

ПО СООБЩЕНИЮ, ПО СЛОВАМ, ПО МНЕНИЮ, ПО-МОЕМУ, ПО СЛУХАМ, ГОВОРЯТ, СЛЫШНО, ПО МОЕМУ МНЕНИЮ, ПО-ВАШЕМУ

Например:

Вам, по мнению врачей , нужно на время прервать тренировки.
Вам, говорят , придётся прервать тренировки.
Как говорят старики , рыба в этом озере водится.
По воспоминаниям отца , в детстве он неплохо учился.

4. Порядок мыслей и указания их связи между собой

ВО-ПЕРВЫХ, ВО-ВТОРЫХ, В-ТРЕТЬИХ, НАКОНЕЦ, СЛЕДОВАТЕЛЬНО, ЗНАЧИТ, ИТАК, НАПРОТИВ, НАПРИМЕР, НАОБОРОТ, ОДНАКО

Например:

Во-первых , это причастие образовано от глагола совершенного вида; во-вторых , оно имеет зависимые слова. Следовательно , в нём должно писаться две буквы Н.

5. Способ оформления мыслей и оценка стиля высказывания

ИНАЧЕ ГОВОРЯ, ОДНИМ СЛОВОМ, ЛУЧШЕ СКАЗАТЬ, МЯГКО ГОВОРЯ

Например:

Одним словом , всё прошло хорошо.

Говоря образно , в самом центре Земли работает огромный котёл, варящий магму.

6. Способы привлечения внимания

ПОСЛУШАЙ(ТЕ), ПОСМОТРИ(ТЕ), ИНТЕРЕСНО и др.

Например:

Но вот, посмотрите , какая-то птица / Всё ниже и ниже по небу мчится! (К.И. Чуковский)

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Никогда не выступают в качестве вводных конструкций следующие слова и выражения:

вообще, наверняка, всё-таки, как будто, как бы, вдруг, пожалуйста, ведь, вряд ли, едва ли, якобы, почти, даже, именно, ведь, только, непременно, вот, как раз, авось, обязательно.

Практические задания

Задание 1. Вставьте вводные слова, необходимые по смыслу. Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, кому принадлежат данные сообщения.

2. В этой (не)широкой но глубокой реке раньше было много рыбы.

3. Самый твёрдый минерал алмаз.

Задание 2. Найдите вводные слова. Укажите их значение. Спишите, расставляя знаки препинания.

Образец: Наверное , завтра будет гроза (неуверенность).

1. Казалось тихий ночной час пр…давал б…седе особую прелесть.

2. Действительно камни бывают различной твердости. Самый мягкий камень тальк.

3. (На)конец(то) на моё счастье дядя и старик Яков свернули к маленькому скверику.

4. Я (не)буду вас задерживать. (По)моему дело ясное.

5. В воздухе пахло водой травой туманом – одним словом пахло ра(нн/н)им прекрасным летним утром.

6. Наука иначе говоря не отрицает веру и религию а лишь дополняет их.

Задание 3. Прочитайте. Включите в начало каждого второго предложения вводное слово, указывающее на связь мыслей. Спишите, раскрывая скобки и расставляя запятые.

I. 1) Это параллельные линии. Они (не)пересекаются.

2) Вводное слово грамматически (не)связа(нн/н)о с другими словами в предложени… Оно не является членом предложения.

3) Работая над историческим произведением изучают прошлое стараются живо представить исторические картины. Для художественного воссоздания прошлого (не)обходимо и научное знание, и творческая фантазия.

II. 1) (Не)удача (не)смутила боксёра. Она заставила его ещё больше напряч… силы.

2) Товарищ… (не)обид…лся на шутку. Он сам смеялся вместе со всеми.
⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Обратите внимание!

Многие из вышеперечисленных слов могут выступать в роли членов предложения. В этом случае они не выделяются запятыми.
Жизнь просто несёт меня к счастью. – К счастью , всё закончилось благополучно.
Я мечтаю поступить в театральный институт, однако мама категорически против этой затеи (противительный союз). – Вскоре, однако , сомнения мои были рассеяны.

⁠⁠ ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 4. Прочитайте и укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчёркивая вводные слова; укажите их значение.

1) Упражнение должно быть выполнено чисто и аккуратно. - Ученик должно быть торопился и не продумал задания до конца.

2) В результате быстрого таяния снега возможно наводнение. - В мае возможно будут заморозки.
3) Удостоверение, выданное дирекцией, действительно до конца года. - Действительно в течение всего сентября стояла чудесная погода.

4) Решение по делу было совершенно очевидно . - Поезд очевидно немного запаздывает.

5) Мы с товарищем обо всём договорились, но он неожиданно поступил совсем наоборот . - Проигрыш не обескуражил шахматиста, он наоборот заставил его в дальнейшем играть более внимательно.

6) Что значит твоё молчание? - Значит ты приедешь ко мне вечером?

Задание 5. Прочитайте, укажите, где выделенные слова являются членами предложения, а где - вводными словами. Спишите, расставляя запятые и подчеркивая вводные слова, укажите их значение.

1) Эта безлунная ночь казалось была всё так же великолепна как и прежде. (И.С. Тургенев.) – У Татьяны Андреевны замёрзли ресницы и поэтому ей казалось что от звезды падают на дорогу ломкие полосы света. (К. Паустовский.)

2) Когда наблюдаешь как ведёт себя человек наедине сам с собою – он кажется безумным. (М. Горький.) – Впрочем судьба наша кажется одинакова и родились мы видно под единым созвездием. (А.С. Пушкин.)

3) Из предыдущей главы видно в чём состоял главный предмет его вкуса и склонностей. (Н.В. Гоголь.) – Предположения, сметы, соображения блуждавшие по лицу его видно были очень приятны. (Н.В. Гоголь.)

4) Почти напротив его подвала простирался огромный пустырь городской земли…(А.И. Куприн.) – Зато…Архип сохранял спокойствие невозмутимое и не горевал нисколько; напротив он даже не без удовольствия через них перескакивал и кнутиком по ним постёгивал. (И.C. Тургенев.)

Задание 6. С указанными ниже словами составьте по два предложения так, чтобы в одном данное слово было членом предложения, а в другом - вводным словом.

Возможно, по-моему, к несчастью, напротив, скажем.

Задание 7. Диктант.

Для чего люди читают? Очевидно можно выделить три причины побужда…щие людей к чтению. (Во) первых для овл…дения какой (нибудь) специальностью. И хотя учит…ся (не)обходимо всю жизнь пр … учать и пр … учат…ся к чтению надо с ра(нн/н)его детства. И горе родителям и детям (не)понима…щим этого! (Во) вторых люди читают что(бы) удовлетворить свои художестве(нн/н)ые запросы, из любви к пр…красному. Наконец мы чита…м обращаясь к словарям справочникам научно(популярным) журналам что(бы) получить информацию об окружа…щем нас мире.
Правда может быть и ещё одна причина – «убить время»! К сож…лению есть ещё люди которые не знают куда себя деть. Они шутя проглатывают книгу за книгой а через неделю даже (не)могут вспомнить о чём читали. А ведь при чтени… требу…(ть/т)ся вдумч…вое вн…мательное отн…шение. Читать следу…т (не)спеша думая не только о смысле написа(нн/н)ого но и форме, то(есть) о стиле произведения его звучани… даже об орфографи… и пунктуаци... Ведь правду говорят что(бы) быть грамотным надо не только учить школьные правила и делать упражнения но и много читать. Ведь именно так мы вид…м эти скучные правила в живой речи, в речи великих мастеров слова.
Таким образом чтение может пр…носить огромную пользу но может и не оставить заметного следа в уме и сер…це человека. Всё дело в умени… читать!

Осложнение предложения вводными и вставными конструкциями

Вставные конструкции не связаны с основной частью предикативными отношениями, не образут словосочетаний, они ярче интонационно выделяются, чем вводные слова (поэтому либо скобки, либо тире). Поверьте – совесть в том порука – замужество нам будет скука. Парентеза. Восклицательный знак – минимальная вставная конструкция. Это было великолепное (!) зрелище.

Вставная конструкция может быть и очень сложным предложением с несколькими придаточными. В худ. речи часто авторский текст вставляется в речь героя. (Не отвечайте, я знаю. (Она перекрестилась) В письменной речи вставные конструкции реже, чем в разговорной встречаются.

Вводные конструкции

Вводные конструкции - это слова, словосочетания или предложения, с помощью которых говорящий выражает своё отношение к тому, что он сообщает. Это отношение может быть различным: уверенностью, предположением, сомнением, ссылкой на чьё-либо мнение, сожалением по какому-либо поводу и т. п.

Вводные слова не являются членами предложения и не связаны с членами предложения ни сочинительной, ни подчинительной связью. Семантически же вводные конструкции тесно связаны со всем предложением или с его частью, так как употребляются для более полного выражения того или другого смысла, который автор вкладывает в предложение.

В устной речи вводные конструкции выделяются особой интонацией, а на письме - запятыми.

По значению вводные конструкции делятся на несколько групп:

1) Вводные конструкции , выражающие уверенность или, наоборот, неуверенность говорящего в достоверности сообщаемого: конечно, безусловно, разумеется, несомненно, действительно и др. - уверенность; наверное (наверно), должно быть, может быть, кажется, пожалуй, видимо, по-видимому, вероятно и под. - неуверенность, предположение, сомнение: Мы, разумеется, начали разговор о вчерашнем (Ф. Достоевский); Тогда я ещё не знал, конечно, двойного смыс­ла андерсеновских сказок (К. Паустовский); Этот мучительный и радостный рассказ, видимо, был необходим для Наташи (Л. Толстой); Может быть,мы не увидимся более (М. Горький).

2) Вводные конструкции , выражающие эмоциональное отношение к сообщаемым фактам (радость, удовольствие, удивление, сожаление, досаду и т. п.): к счастью, на моё счастье, к нашему удовольствию, к общей радости, к сожалению, к несчастью, на беду, к удивлению, чего доброго и под.: К моему удовольствию, батюшка согласился на мою просьбу (М. Салтыков-Щедрин); Про вас я не слыхал, к несчастью, ничего (М. Лермонтов).

3) Вводные конструкции , указывающие на источник сообщения, источник определённого мнения, определённых сведений: по-моему, по-твоему, по сообщениям печати, по мнению директора, по их словам, по выражению Пушкина, дескать, говорят и т. д. (Косвенно подобные конструкции часто указывают на неполную уверенность говорящего в достоверности сообщаемого.) По-моему, такие зимы были лучшим временем в Ба­туми (К. Паустовский); По моему сужденью, пожар способствовал ей много к украшенью (А. Грибоедов).

4) Вводные конструкции , указывающие на логическую связь мыслей, их последовательность (с их помощью говорящий подчёркивает разного рода логические отношения между частями высказывания). Например, конструкции типа таким образом, словом, итак, следовательно, зна­чит сигнализируют о формулировке вывода; прежде всего, во-первых, во-вторых, наконец и под. используются, когда есть потребность подчеркнуть количественный состав какого-либо перечня (чаще всего - перечня аргументов) и установить степень важности компонентов этого перечня; слова кстати, между прочим, кстати сказать свидетельству­ют о побочном характере высказывания в общей логике диалога или монологического изложения; слова например, в частности, кроме того и др. сигнализируют о введении примеров, иллюстрирующих общее положение; наоборот, напротив - о контрастности явлений и т. д. Тишина на рассвете не успокаивала, а, наоборот, уси­ливала его волнения (К. Паустовский); Итак, предложе­ние было принято (И. Тургенев).

5) Вводные конструкции , указывающие на приёмы и способы оформления мысли или на характер высказывания (на стиль и тон высказывания): короче (говоря), вернее, точнее, словом, одним словом, прямо скажем, грубо (мягко) выражаясь, по совести говоря и т. д. Я присмотрелся, попривык к окружающим меня явле­ниям, или, вернее сказать, чудесам природы (С. Акса­ков); Аркадий Павлыч, говоря собственными его слова­ми, строг, но справедлив... (И. Тургенев).

6) Вводные конструкции , выполняющие контактоус-танавливающую функцию. Они используются при непосредственном обращении к собеседнику с целью просто привлечь его внимание (слушайте, послушайте и под.), расположить к себе собеседника вежливым характером просьбы или вопроса (пожалуйста, будьте добры и др.), выразить доверительный характер отношения к собеседнику (видите ли, знаете, поверьте, понимаете и т. п.): Нельзя, видите ли, лечить какую-нибудь тяжёлую болезнь заочно, не видавши самого больного (А. Куприн); Вообразите, наши молодые люди уже скучают (И. Тургенев).

7) Вводные конструкции , оценивающие степень обычности явлений: бывает, бывало, случается, по обычаю, по обыкновению, как правило и под.: Бывало, он трунил забавно, умел морочить дурака и умного дурачить славно, иль явно, иль исподтишка... (А. Пушкин); Как это часто бывает, Елена Васильевна мгновенно всё поняла (Н. Погодин).

8) Вводные конструкции , указывающие оценку меры того, о чём говорится (указывают на ограничение или уточнение высказывания): самое большее, самое меньшее, по крайней мере и др.: ...Я, по крайней мере, не слишком охотно его посе­щаю... (И. Тургенев).

Употребление в речи вводных слов и словосочетаний требует стилистического