Библия дьявола. Средневековые легенды о добром дьяволе

Бытует много легенд о помощи дьявола при строительстве. Самые распространенные – о строительстве храмов или мостов. Самые интересные из них следующие. Помощь дьявола способствовала постройке больших сооружений в немыслимо короткие сроки. Примером тому служит храм Святой Варвары в Бретани. Можете не поверить, но он был построен за одну неделю!

Считается, что сатана работал в основном по ночам, поэтому темпы строительства и сами строители не были видны горожанам. А строители – обычные горожане неожиданно стали хворать неизвестными болезнями. После окончания постройки все они умерли. Сколько в этой истории правды, а сколько вымысла сегодня не скажет никто. Удивляет другое — неужели Бог до сих пор считает князя тьмы своим учеником, раз согласен, что храмы, посвященные ему, строит или помогает строить сатана?

И безмолвно соглашается с его черными проделками? Легенда окутывает и строительство аббатства Мон – Сен — Мишель в Нормандии. Прежде всего выбранным местом для постройки – оно расположено практически посредине моря и попасть в него возможно только во время отливов. Так вот, легенда повествует о споре между архангелом Михаилом и сатаной о том, чей храм будет красивее. Храм архангела был настолько божественно красив, что его забрали на небо.

И люди не оценили божественность его красоты. А произведение дьявола, украшенное ужасающими созданиями, остался на земле. Сегодня он считается одним из лучших произведений готической архитектуры. В Норвегии для короля Олафа Святого опять – таки дьявол построил собор. Долгое время считалось, что наверху собора расположен крест. А оказалось – коршун с широко раскрытыми крыльями. Не правда ли, совсем не божественный символ.

Во всем мире насчитается большое количество «чертовых мостов» и «чертовых лестниц». Для нас самым, пожалуй, известным чертовым мостом является мост в Альпах, который смог преодолеть генералиссимус Суворов в 1799 году. Бытовало мнение, что первый пешеход моста становиться жертвоприношением. Потому что в строительстве всех мостов помощь дьявола неизбежна.

Именно потому возник обычай пускать вперед черную кошку, которая и без того считалась пособницей черных сил. Рассказ о строительстве моста близ Борго – а – Моццано в Италии весьма интересен. Так, считается что построить мост никак не получалось. Как не построят, а он рушится. Тогда горожане обратились за помощью к дьяволу, пообещав ему жертвоприношение.

Сатана согласился и помог. Но его обманули. Договор касался первой живой души, что пройдет по мосту. Первой отправили на мост бродячую собаку. Формально уговор был выполнен. И мост стоит до сих пор. Причем, до сих пор – это тысяча лет.

Есть легенда о двух городах – Морисвилле и Айсвилле. Их разделяла река. И однажды утром оказалось, что есть мост. Этот мост возник за одну ночь. Понятно, человеческими силами сделать такое невозможно. Жители обоих городов боялись ступить на мост, ему ведь надо жертва. Никто не был готов стать этой жертвой. Пустить кошку или собаку? Но животные убежали прочь, подальше от моста.

Священник вспомнил пророчество – с появлением моста случиться что-то очень плохое. И придет оно с гор. Один смельчак решил обмануть судьбу. И пошел по мосту. Но посредине моста умер от испуга. Горожане посчитали, что жертва принесена, и все спокойно. Они весьма ошиблись. С гор пришла чума. В живых никого не осталось. Со смертью последнего жителя, мост исчез. Есть хоть частица правды в этой легенде, никто не может сказать.

Нет похожих статей

Имя “Сатана” происходит от древнееврейского слова, означающего “противостоять”. В ранних книгах Ветхого Завета, записанных еще до вавилонского пленения (т. е. до VI века до н. э.), слово satan употребляется в значении “противник”. В эпизоде, повествующем о путешествии Валаама, Ангел Господень “стал… на дороге, чтобы воспрепятствовать (satan) ему” (Числ. 22:22). При этом слово satan вовсе не обязательно относилось к сверхъестественному противнику. Так, филистимляне отказались принять помощь Давида, опасаясь, что в сражении он переметнется на сторону врага и станет их satan, т. е. противником (1 Цар. 29:4).

Слово “сатана” в более привычном нам значении появляется в двух более поздних фрагментах, написанных после вавилонского пленения. Здесь сатана (satan) – это ангел, принадлежащий к окружению Иеговы и выступающий в роли обвинителя грешников перед Богом. В Книге пророка Захарии, приблизительно датирующейся концом VI века до н. э., описано видение, в котором первосвященник Иисус предстает пред судом Божьим. По правую руку от Иисуса стоит сатана, “чтобы противодействовать ему”, т. е. выступать в роли обвинителя. В этом фрагменте дан лишь намек на то, что сатана относится к своей задаче чересчур ревностно:

Бог упрекает его за попытку обвинить праведного человека (Зах. 3:1-2).

В первых двух главах Книги Иова, созданной приблизительно на сто лет позднее, чем Книга пророка Захарии, сатана по-прежнему остается обвинителем грешников, но здесь его злонамеренность уже вполне очевидна.

Здесь повествуется о том, как сыны Божий, и среди них сатана, предстают перед Иеговой. Сатана сообщает, что “ходил по земле и обошел ее”, и, по замыслу автора книги, эти слова должны были прозвучать зловеще: ведь в функции сатаны, очевидно, входил розыск неправедных людей. Затем Иегова восхваляет Иова как безгрешного и богобоязненного человека; сатана же возражает на это, что Иову нетрудно быть богобоязненным, ибо он счастлив и богат. В качестве испытания Иегова позволяет сатане убить детей и слуг Иова и уничтожить его скот. Однако, несмотря на все эти бедствия, Иов отказывается проклясть Бога, философски заявляя: “Господь дал, Господь взял; да будет имя Господне благословенно!” Но сатана, не довольствуясь этим, коварно советует Иегове: “…кожу за кожу, а за жизнь свою отдаст человек все, что есть у него; но простри руку Твою и коснись кости и плоти его, – благословит ли он Тебя?” Иегова позволяет сатане поразить Иова проказой, но Иов остается верен Господу.

Уильям Блэйк. Сатана осыпает бедами Иова

В этом эпизоде сатана проявляет твердую решимость подорвать веру Иова в Бога и выступает в качестве непосредственного исполнителя кар, обрушившихся на Иова. Однако он действует в полном согласии с указанием Бога и, как представляется, выполняет полезную функцию. Он стремится вскрыть греховность, от природы присущую всякому человеку. Но позднее, по-видимому, из-за столь ожесточенного рвения сатана опротивел Богу не меньше, чем людям. В 1-й Книге Еноха, не вошедшей в Ветхий Завет, но оказавшей влияние на ранних христиан, появляется целая категория – сатан, которых вовсе не допускают на небеса. Енох слышит голос архангела Фануила, “отгоняющего сатан и запрещающего им представать перед Господом и обвинять обитателей земли”. В этой же книге фигурируют “карающие ангелы”, по-видимому, тождественные сатанам. Енох видит, как они готовят инструменты для казни “царей и владык земли сей, дабы уничтожить их”.

На основе этого представления о неумолимом ангеле, обвиняющем и карающем людей, со временем развился средневековый и современный христианский образ Дьявола.Когда Ветхий Завет впервые перевели на греческий язык, слово “satan” передали как “diabolos” – “обвинитель”, с оттенком значения “ложный обвинитель”, “очернитель”, “клеветник”; от этого слова и возникло имя “Дьявол”.

Поздние иудейские авторы тяготели к разграничению доброго и злого начал и представляли Иегову абсолютно благим Богом. Поступки Иеговы в некоторых библейских эпизодах казались им совершенно невероятными, а потому были приписаны некому злому ангелу. Первая версия повествования о том, как Давид исчислил народ Израиля и тем самым навлек на израильтян Божью кару, содержится во 2-й Книге Царств (24:1), которую датируют началом VIII века до н. э. Здесь мысль о проведении переписи внушает Давиду сам Иегова. Но пересказывая тот же эпизод в 1-й Книге Паралипоменон, автор IV века до н. э. перекладывает ответственность за этот поступок с Бога на Сатану:

“И восстал сатана на Израиля, и возбудил Давида сделать счисление Израильтян” (1 Пар. 21:1). Это – единственный в оригинальном тексте Ветхого Завета случай употребления слова “Satan” как имени собственного.

В еще более поздних иудейских текстах и в христианском учении образ Сатаны становится все отчетливее. Сатана постепенно набирает силу, превращаясь в великого противника Бога и человека и почти (но не до конца) выходя из-под власти Господа. Многие задавались вопросом, почему сатана – первоначально полезный, хотя и довольно неприятный прислужник Иеговы, – в конце концов лишается милости Господа и становится Его врагом. Один из возможных ответов на этот вопрос дает легенда о так называемых Хранителях, зерно которой содержится в Книге Бытие. Когда род людской умножился на земле, “сыны Божий увидели дочерей человеческих, что они красивы, и брали их себе в жены, какую кто избрал”. В те времена “были на земле исполины”, и дети, которых рождали от ангелов дочери человеческие, были “сильные, издревле славные люди”. Возможно, этот фрагмент всего лишь служил объяснением преданий о древних великанах и героях; однако, вольно или невольно, следующий стих связал его с воцарением зла на земле: “И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время”. Именно поэтому Бог решил устроить великий потоп и истребить человечество (Быт. 6:1-5).

Несколько аллюзий на эту историю можно обнаружить в других книгах Ветхого Завета, однако первая полная (хотя и более поздняя) версия появляется только в 1-й Книге Еноха, во фрагментах, относящихся, по-видимому, ко II веку до н. з. “И случилось так, что, когда род человеческий умножился, стали рождаться в те дни у людей дочери красивые и прекрасные. И ангелы, сыны неба, увидели их и возжелали их, и сказали друг другу: пойдем, выберем себе жен среди дочерей человеческих, и пусть родят нам детей”. Эти ангелы принадлежали к чину Хранителей, не ведающих сна. Предводителем их был либо Семьяза, либо, согласно другим фрагментам, Азазель. Двести Хранителей снизошли на землю – на гору Гермон. Там они взяли себе жен “и начали входить к ним и предаваться с ними скверне”. Они научили своих жен чародейству и волшебству, а также передали им знания о целебных свойствах растений. Азазель научил мужчин делать оружие – мечи, ножи, щиты. Кроме того, он познакомил людей с порочным искусством косметики.

Смертные женщины стали рождать от Хранителей детей – могучих исполинов, которые со временем съели все запасы пищи. “И когда люди больше уже не могли прокормить их, исполины обратились против них и пожрали человечество, и начали они предаваться греху с птицами и зверями, пресмыкающимися и рыбами, и пожирать плоть друг друга, и пить кровь”.

Тогда Бог послал архангела Рафаила, чтобы тот заключил Азазеля в пустыне вплоть до дня Страшного Суда, на котором он будет осужден на вечный огонь.

Остальные Хранители были принуждены смотреть на то, как ангелы убивают их детей. Затем Бог велел архангелу Михаилу сковать Хранителей и заточить их в ущельях земли вплоть до дня, когда они будут ввергнуты в огненную бездну на вечную муку. Из тел мертвых исполинов изошли демоны и поселились на земле, где обитают и до сих пор, сея повсюду зло и разрушения.

В одном фрагменте сочувственно предполагается, что грех, совершенный ангелами, объяснялся не столько похотью, сколько жаждой семейного уюта, которого, в отличие от людей, небожители были лишены. Это – первый намек на сложившееся позднее предание о зависти, которую стали питать к человеку некоторые ангелы. Бог говорит ангелам, что им не дано жен и детей, поскольку они бессмертны и не нуждаются в продолжении рода. Но в позднейшие эпохи возобладало представление о том, что зло, кровопролитие и запретные искусства появились на земле из-за того, что было совершено чудовищное преступление против законов Природы. Плотский союз ангельского, божественного начала со смертным, человеческим, породил на свет чудовищ – исполинов. Не исключено, что на основе легенды о Хранителях возникли средневековые поверья о сексуальных связях между ведьмами и Дьяволом. И, по существу, вся эта легенда оказывается как бы дьявольской пародией на главную мистерию христианской веры – мистерию нисхождения Бога к смертной женщине и рождения Спасителя.

Некоторые отцы церкви, в том числе Августин Блаженный, отвергали легенду о Хранителях и связывали происхождение зла с восстанием верховного архангела, который взбунтовался против Бога, обуянный гордыней.

Подтверждение этой версии они находили в знаменитом фрагменте из Книги пророка Исайи, в действительности представляющем собой пророчество о плачевной судьбе царя Вавилонского:

Люцифер – денница Зари.

“Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю попиравший народы. А говорил в сердце своем: взойду на небо, выше звезд Божих вознесу престол мой и сяду на горе в сонм богов, на краю севера; и взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему. Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней” (Ис. 14:12-15).

Так зародилось христианское предание о попытке Дьявола сравняться с самим Богом и об изгнании мятежника с небес. Такая версия ответа на вопрос, почему раннебиблейский сатана-обвинитель лишился милости Иеговы, оказывалась особенно удачной, поскольку согласовалась с тенденцией позднеиудаистских и христианских авторов возвысить изначальный статус Сатаны едва ли не до положения независимого божества. При этом утверждалось, что до падения мятежный архангел носил имя Денница, а после падения стал зваться Сатаной.

Процитированный фрагмент из Книги пророка Исайи связан, возможно, с легендой об обитавшем в Эдеме прекрасном утренней звезды, облеченном в сверкающие самоцветы и яркий свет. Обуянный безумной гордыней, он дерзнул бросить вызов самому Богу. “Денница, сын зари” в древнееврейском оригинале звучало как Хелель бен Шахар, т. е. “дневная звезда, сын зари”.

Древние евреи, арабы, греки и римляне отождествляли утреннюю звезду (планету Венеру) с божеством мужского пола. По-гречески ее называли “phosphoros” (Фосфорос), а по-латыни – “lucifer” (Люцифер); оба эти названия означают “светоносец”. Высказывалась гипотеза, что легенда о Люцифере основана на том, что утренняя звезда – последняя из звезд, видимых на рассвете. Она словно бросает вызов восходящему солнцу, из-за чего и возникло предание о мятежном утренней звезды и о постигшей его каре.

Легенды о Люцифере и Хранителях связывают происхождение зла с падением небожителей, поддавшихся греху гордыни или похоти и осужденных на наказание в аду. Эти две легенды естественным образом объединились:

Хранители стали считаться приспешниками Люцифера. Намеки на такую трактовку содержатся уже в 1-й Книге Еноха. В одном из фрагментов ее говорится, что Хранители были совращены сатанами, которые сбили их с пути истинного и привели на путь греха; в другом месте Азазель, предводитель ангелов-отступников, описан как “звезда, упавшая с неба” К I веку н. э. Люцифер, Сатана и Хранители объединились в рамках единого предания, к которому была добавлена история об Эдемском змее . Во 2-й Книге Еноха сказано, что архангел Сатанаил пытался уподобиться Богу и соблазнил Хранителей восстать вместе с ним. Все они были изгнаны с небес, и Сатанаил, желая отомстить Богу, искусил Еву в Эдеме. Согласно апокрифическому тексту “Жизнь Адама и Евы” (“Vita Adae et Evae”), Сатана был изгнан из сонма ангелов из-за того, что ослушался Бога и не пожелал поклониться Адаму. Михаил сказал ему, что Бог разгневается на него за это, но Сатана ответил: “Если станет он гневаться на меня, то я поставлю престол свой выше звезд небесных и буду подобен Высочайшему”. Узнав об этом, Бог низверг Сатану и его приверженцев на землю, а Сатана в отместку соблазнил Еву. Здесь представление об обуявшем Дьявола грехе гордыни совмещено с легендой о зависти ангелов к человеку.

В Книге Бытие нет ни единого намека на то, что змей, искусивший Еву, был Дьяволом ; однако христианские авторы, как правило, утверждают, что это был либо посланец Дьявола, либо сам Дьявол в обличье змея . На этом основании святой Павел разработал основополагающую христианскую догму, состоящую в том, что грехопадение Адама предало все последующие поколения людей во власть Дьявола и обрекло их на грехи и ; но затем Бог послал Своего Сына на землю, чтобы освободить людей от этой кары. Если Адам, ослушавшись Бога, сделал людей смертными, то Христос, добровольно приняв , даровал людям жизнь вечную: “Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут” (1 Кор. 15:22).

Иисус и его ученики, очевидно, верили, что Дьявол имеет власть над миром сим – или, по крайней мере, над мирской суетой, роскошью и гордыней. В Евангелии от Матфея повествуется о том, как Дьявол, искушая Христа в пустыне, показал Ему “все царства мира и славу их” и произнес слова, которые затем легли в основу сатанизма: “…все это дам Тебе, если падши поклонишься мне” (Матф. 4:8-9). В параллельном эпизоде Евангелия от Луки Дьявол особо оговаривает, что ему дана власть над всеми царствами мира сего:

“Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее” (Лука 4:6). Иисус называет Дьявола “князем мира сего” (Иоан. 12:31, 14:30, 16:11), а святой Павел – “богом века сего” (2 Кор. 4:4). Гностики позднее истолковали эти фрагменты на свой лад: они утверждали, что Дьявол правит миром сим потому, что именно он сотворил его, тогда как Бог чужд человеку и далек от происходящего на земле.

Другая поздняя тенденция в формировании образа Дьявола заключалась в отождествлении его с Левиафаном – чудовищным первозданным драконом или змеем, некогда вызвавшим на бой Иегову. Исайя говорит, что Бог поразит “левиафана,змея прямо бегущего, и левиафана, змея изгибающегося” (Ис. 27:1). Не исключено, что предание о победе Иеговы над Левиафаном связано с вавилонскими и ханаанскими мифами . В Вавилоне ежегодно праздновали победу бога Мардука над великой змеей Тиамат, которая пыталась свергнуть богов и занять их место. В ханаанском мифе Ваал убивает морского дракона Лофана (Itn), или Левиафана:

“Когда ты поразил Левиафана, змея скользкого, (И) положил конец змею извивающемуся, Тирану семиглавому…”*.

В Откровении Иоанна Левиафан и Дьявол – обуянные гордыней и заслужившие суровую кару противники Бога, – отождествляются друг с другом. Является огромный красный дракон о семи головах. Хвост его совлекает с неба третью часть звезд и низвергает их на землю. “И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним”. Затем с неба раздается торжествующий голос: “…низвержен клеветник братии наших, клеветавший на них пред Богом нашим день и ночь”. И голос этот возглашает горе живущим на земле, “потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что не много ему остается времени” (Откр. 12:3-12).
В этом грандиозном видении объединены почти все основные мотивы позднейшего христианского представления о Дьяволе: “сатана”, обвиняющий людей перед Богом; война на небесах, в которой Господне воинство возглавляет архангел Михаил; низвержение Денницы-Люцифера с небес; падшие ангелы (падшие звезды) – его приспешники; семиглавый дракон Левиафан; и, наконец, вера в то, что мстительная ярость Дьявола обрушилась на землю. Не вполне ясно, относилось ли описание Дьявола как “обольстителя” к эпизоду с Эдемским змеем, однако многие поколения христиан, читавшие этот фрагмент Книги Откровения, почти наверняка отождествляли “древнего змия” с искусителем Евы.

Именно христиане возвеличили Дьявола, почти уравняв его в правах с Богом.

Убежденные в безупречной благости Бога, они тем не менее чувствовали пугающую близость великого сверхъестественного Врага, квинтэссенции всего мирового зла. Падение Дьявола католики стали объяснять грехом гордыни; эта версия стала ортодоксальной и остается таковой по сей день.

В Средние века и на заре Нового времени Дьявол почти для каждого христианина оставался устрашающе реальным и близким. Он фигурировал в народных сказках, театральных постановках и рождественских пантомимах; священники то и дело поминали его в своих проповедях; зловещим взглядом он следил за прихожанами с церковных фресок и витражей. И приспешники его были повсюду – невидимые для простых смертных, всеведущие, злобные и коварные.

Зло по-своему притягательно, и чем большей силой наделялся Дьявол в воображении людей, тем более привлекательным становился этот образ.

Дьявола, как и Бога, обычно изображали в облике человека, и в восстание верховного архангела против Бога христиане не в последнюю очередь верили потому, что эта легенда затрагивала некие потаенные струны человеческого сердца. Люцифер воспринимался как мятежный человек, а гордыня, как ни странно, представлялась более достойной причиной падения ангелов, нежели похоть, обуявшая Хранителей. В результате образ Дьявола приобрел романтические черты. В “Потерянном рае” Мильтона этот величайший из мятежников предстает как бесстрашный, волевой решительный бунтарь, не пожелавший склониться перед превосходящей его силой и не смирившийся даже после поражения. Столь мощный образ поневоле внушал восхищение. Учитывая, насколько великолепны и грандиозны были дьявольская гордыня и могущество, неудивительно, что в некоторых людях пробуждалось желание поклоняться именно Дьяволу, а не Богу.

Люди, поклоняющиеся Дьяволу, не считают его злым. То сверхъестественное существо, которое в христианстве выступает в роли Врага, для сатаниста является добрым и милосердным богом. Однако слово “добрый” применительно к Дьяволу в устах его приверженцев отличается по смыслу от традиционного христианского понимания. С точки зрения сатаниста, то, что христиане считают добром, на самом деле – зло, и наоборот. Правда, отношение к добру и злу у сатаниста вес же оказывается двойственным: например, черный маг испытывает извращенное удовольствие от сознания того, что он творит зло, но при этом убежден, что его действия на самом деле праведны.

Поклонение Дьяволу как доброму богу естественным образом влечет за собой веру в то, что христианский Бог-Отец, ветхозаветный Господь, был и остается богом злым, враждебным человеку, попирающим истину и мораль. В развитых формах сатанинского культа Иисус Христос также порицается как злая сущность, хотя в прошлом секты, обвинявшиеся в дьяволопоклонстве, далеко не всегда разделяли это мнение.

Утверждая, что Бог-Отец и Бог-Сын, создатели иудейской и христианской морали, в действительности являются носителями зла, сатанисты, разумеется, приходят к отрицанию всего иудейско-христианского нравственного закона и основанных на нем правил поведения. Приверженцы дьявола в высшей степени озабочены чувственными наслаждениями и мирскими успехами. Они стремятся к власти и самоутверждению, удовлетворению плотских желаний и чувственных страстей, к насилию и жестокости. Христианское благочестие с его добродетелями самоотречения, смирения, душевной чистоты и непорочности представляется им безжизненным, блеклым и вялым. Они от всего сердца готовы повторять вслед за Суинберном: “Ты победил, о бледный Галилеянин, – и мир утратил краски от дыханья твоего”.

В сатанизме, как и во всех формах черной магии, любые действия, традиционно осуждаемые как порочные, высоко ценятся за их особые психологические имистические эффекты. По мнению дьяволопоклонников, достичь совершенства и божественного блаженства возможно, например, посредством экстаза, в который приводят себя участники сексуальной оргии (нередко включающей извращенные формы секса, гомосексуализм, мазохизм, а подчас и каннибализм). Поскольку христианская церковь (в особенности – римско-католическая) воспринимается как отвратительная секта приверженцев злого божества, то следует пародировать и профанировать ее обряды. Тем самым сатанисты не просто выражают свою преданность Дьяволу, но и передают в распоряжение Сатаны ту силу, которая заключена в христианских обрядах.

Идея о том, что можно получить земные блага, сверхъестественные способности и вообще всё желаемое благодаря особым отношениям с силами зла, столь же древняя, как сама религия. Во многом на этом основаны древнейшие магические верования человечества, согласно которым при выполнении определённых ритуальных действий можно добиться любого результата. Однако договор с дьяволом как особый вид магического фольклора оформился лишь в Средние века. В этот период европейской истории вера в могущество дьявольских сил была настолько сильна, что некоторые историки полушутя-полусерьёзно рассматривают средневековое мировоззрение не как христианское, а как сатанинское.

Договоры, подписанные кровью

Заключение договора с дьяволом стало важной частью сначала фольклора, затем мистической литературы, а оттуда перебралось в современную популярную культуру.

При рассмотрении истории европейской охоты на ведьм может показаться, что в XV-XVII веках практически каждый житель Старого Света знал, как заключить договор с дьяволом. Обвинения в сношениях с сатаной были в те времена не только широко распространены среди инквизиторов, они находили понимание и даже поддержку у широких слоёв населения. Учитывая то, что большинство населения было неграмотным, а церковное просвещение велось в ничтожно малых размерах, люди практически ничего не знали о христианских догматах, зато прекрасно были осведомлены о народных суевериях Суеверия: магическая подоплёка повседневной жизни .

Можно с уверенностью утверждать, что мотив договора с дьяволом к собственно христианству имеет весьма отдалённое отношение.

Тема эта выросла из древних языческих верований о возможности заключать союзы с божествами и духами, получая в обмен на определённые жертвы, услуги или собственную жизнь сверхъестественную помощь. Постепенно эти древние верования наложились на примитивно воспринятое христианское богословие - и самым наглядным примером порождённого этим фольклора является именно договор с дьяволом. Считалось, что человек, желающий получить исполнение заветных желаний, магические способности или нечто похожее, мог совершить сделку с силами зла.

Со своей стороны он мог предложить свою душу, которая после его смерти отходила на вечные мучения в ад, в распоряжение дьявола. Также встречаются варианты, в которых человек по договору оказывает дьяволу определённые услуги (разумеется, недоброго свойства). Сам договор обычно описывается как письменное соглашение, либо полностью написанное кровью, либо кровью подписанное. Впрочем, нередко договор, если верить легендам, мог заключаться и устно - при произнесении магической формулы вызывания дьявола и вступления с ним в «деловые отношения». Существовало поверье, активно используемое затем в судебных процессах охоты на ведьм, будто свидетельством заключения договора является появление на теле человека особых отметин и неестественных образований (особых родимых пятен, шрамов и так далее).

Продал душу за талант?

Классический образец договора с дьяволом это, разумеется, сюжет о сотрудничестве доктора Фауста с бесом Мефистофелем. Больше всего он известен из великой трагедии Гёте, в которой описывается, как алхимик и учёный Генрих Фауст разочаровывается в жизни и соглашается продать свою душу Мефистофелю. В обмен на это прислужник дьявола (или сам дьявол) предоставляет ему все возможные земные блага и наслаждения, а также сверхъестественные способности. Однако в итоге Фауст приходит к разочарованию во зле и к пониманию божественного добра, в результате чего ангелы забирают его в рай, а Мефистофель остаётся ни с чем. В действительности легенда о докторе Фаусте была весьма популярна в Позднем Средневековье и основывалась на жизни реального алхимика и мистика Иоганна Фауста, жившего в конце XV - начале XVI веков.

Но не только на истории с Фаустом можно увидеть пример того, как заключить договор с дьяволом.

Слухи и мифы приписывали и до сих пор приписывают сношения с сатаной едва ли не каждому творческому человеку, добившемуся выдающихся результатов.

Такие предположения высказываются относительно виртуозного скрипача и композитора XVIII-XIX веков Никколо Паганини. Как известно, в игре на скрипке Паганини достиг высочайшего уровня мастерства, которое, по обывательскому мнению, не доступно человеку без потусторонней помощи. К тому же Паганини сопутствовал огромный финансовый успех, он не отказывал себе ни в каких удовольствиях, а к концу жизни оказался поражён множеством недугов. Всё это отлично вписывалось в стандартную схему договора с дьяволом: продажа души - получение в обмен необыкновенного таланта и всех благ - расплата за договор в виде мучений и страданий.

Похожий сюжет, но с более мистическим и современным колоритом есть и в XX столетии - жизнь и творчество Роберта Лероя Джонсона, одного из величайших блюзменов в истории. В 1930 году 19-летний Джонсон безуспешно пытался сравняться с известными мастерами блюза в мастерстве. После этого он бесследно исчез примерно на год, а после возвращения предстал выдающимся блюзменом. Сам музыкант объяснял эту перемену просто: в городе Кларксдейл, штат Миссисипи, на перекрёстке 61-ой и 49-о1 дорог он продал душу дьяволу в обмен на музыкальный талант. Через семь лет Джонсон погиб насильственной смертью, по официальной версии, в ходе бытового конфликта.

Гитлер и договор с дьяволом

Наибольшее количество спекуляций на тему продажи души дьяволу в обмен на могущество и власть в современном мире связано с личностью и деятельностью Адольфа Гитлера.

Всегда высказывались подозрения в том, что не мог выходец из семьи австрийских обывателей, неудавшийся художник и к началу Первой Мировой войны практически нищий стать главой государства и за несколько лет захватить практически всю Европу. Якобы, без чертовщины здесь дело явно не обошлось. Но некоторое время назад был даже представлен непосредственно документ, согласно которому сделка с дьяволом Гитлера была заключена 30 апреля 1932 года.

Условия были просты: с одной стороны, Адольф Гитлер соглашался продать свою душу на вечные адские мучения, с другой, дьявол предоставлял ему свою неограниченную помощь ровно на 13 лет в деле завоевания власти. Некие эксперты по договорам с дьяволом, изучавшие документ, признали его подлинным. И, разумеется, едва ли не главным доказательством считается дата смерти Гитлера - ровно через 13 лет после предполагаемого дня сделки.

Меньше мистики, больше фактов?

Однако в отношении подлинности представленного документа в частности и в реальности сношения Гитлера с демоническим миром вообще существуют серьёзные сомнения. Прежде всего, настораживает логическое несоответствие: сторонники версии о сделке с дьяволом указывают, что к 1932 году Гитлер был никем, а после 30 апреля начал стремительно идти к власти и менее чем через год оказался в кресле руководителя Германии. Но дело в том, что путь к власти будущий фюрер начал ещё в 1919 году, когда стал сначала членом, а потом и руководителем нацистской партии НСДАП. К 1932 году партия под руководством Гитлера уже неоднократно участвовала в парламентских выборах и с каждым разом существенно увеличивала число своих депутатов в рейхстаге. Так что тезис о безвестном Гитлере, который молниеносно совершил рывок «из грязи в князи» не соответствует фактам.

Кроме того, в действительности текста договора с дьяволом Адольфа Гитлера никто в руках не держал, кроме тех самых таинственных экспертов.

Следовательно, изучить документ хотя бы на предмет соответствия бумаги и шрифта началу 1930-х годов, а подписи Гитлера реальной подписи фюрера у независимых учёных не было и нет. Отсюда также возникают сомнения в правдивости данной истории. Содержание договора, как оно описано, подозрительно напоминает форму многочисленных известных по легендам и судебным процессам инквизиции договорам с дьяволом. Причём практически все эти договоры либо очевидно абсурдны, либо составлены уже в ходе судебных процессов обвинителями. Также вызывают сомнения приписываемые Гитлеру глубокие верования в демонический мир и его тесное с ним общение: во всяком случае, наиболее авторитетные биографы нацистского лидера не находят этому надёжных доказательств и свидетельств.

Александр Бабицкий


Он был изгнан из Рая. Ад стал его домом. Темные дела он вершил. Являлся на Землю в облике человека или какого-нибудь зверя. Часто его видели в облике черного пса. И там, где он появлялся, случились катастрофы, что уносили немало жизней. Страх вселял он в души людей. Демоны его искушали людей. И многие следовали этому соблазну, продавая душу демону.
И имя его настоящее никому не было ведомо. Одни называли его Мефистофелем, другие Люцифером. Никто не знал истинного его лица. Являлся дьявол в разных обличьях: одним мог явиться в образе черта, другим – в облике пса, третьим – в образе красивого мужчины. Его удел быть владыкой Ада, править ангелами падшими, и жить, не сожалея о навсегда покинутых небесах.
Вот ясный день клонился к ночи. И ночь эта была перед днем Купалы. Вот вновь пришел он сеять зло на Земле. Для него ничего не значат люди, лишь души их ему нужны.
На поляне у реки горел костер, плели венки, да песни пели, хоровод кружили. Но чуть в стороне ото всех сидела девушка, в чьих глазах задумчивость была. Тихонько со всеми пела песни она, плетя венок свой. Какой-то парень часто говорил ей красивые слова. Но не тронули его слова ее сердце. Безразличен был он ей.
И позабыл Дьявол о делах своих темных, что собирался совершить. Красотою девушки был очарован он. Так много лет он был один, ни одна не тронула его сердце. И вот теперь в его черном сердце расцвел цветок любви алой розой.
Веселый смех, плеск воды. И вот плывут по воде венки, что девушки плели. Найдя венок своей возлюбленной, каждый юноша надевал на голову той. И лишь она одна сидела у дерева без венка. И парень тот, что говорил красивые слова, не смог найти ее венка.
А в темноте ночной за весельем молодежи наблюдал Мефистофель. Никто его не видел, ведь черный цвет одежды сливался с темной ночью. И взяв венок прекрасной девы из вод реки, он долго не решался подойти. Стоял он в темноте, наблюдая за ней. А в глазах ее поселилась грусть. Веселье, радость исчезли в них.
И ночь, вступив во владения свои, уже окутала лес темным покрывалом. А в темном небе сверкали звезды и светила полная луна. Все веселились, а она… Она все сидела у дерева одна. И к костру подружки ее звали, но к ним не шла она. И грусть, и задумчивость на ее лице. Но тайной было то, о чем думала она.
Где-то вдалеке раздавалось уханье совы. А кто-то ушел искать папоротника цветок. Но в эту ночь ничто не спало, надежно охраняя папоротника цветок. Дойдя до Калинового моста, никак не могли решиться пройти они по нему. И хрипло каркнув, слетел ворон с ветки дуба. Послышались шаги чьи-то, и к мосту юноша в одежде и мантии черных подошел. И увидели искатели цветка в руках его венок. Но было в нем пугающее что-то. Не смея сделать шаг, стояли искатели цветка. А он уверенно шел по мосту Калиновому. Заприметив Хозяина Ада, с места своего слетел Змей Трехглавый. А на середине моста стояла Ведьма. И остановился перед ней Мефистофель. Улыбнулась она ему, но ее улыбка все равно, что оскал звериный. Глаза ее сверкали злобно.
- Приветствую, Ведьма Темная, - произнес он.
- Вижу, задумчив ты, Мефистофель, и венок у тебя в руке. Что привело тебя сюда? - скрипучим голосом Ведьма произнесла.
- Ты знаешь ответ. Зачем же спрашиваешь?
- Трудно поверить тому, кто может лгать так, что никто не может ложь твою распознать. Откажись от бессмертия и пройди остаток пути, как простой человек.
Отрекся Дьявол от сил своих, став таким же, как и простой человек. С какой-то легкостью распрощался он с бессмертием своим. И все, кто подчинялся ему, теперь преграждали путь к цветку. Но он шел вперед, потихоньку осознавая, что такое страх.
И вот он – папоротника цветок. Сорвав его, пошел обратно Дьявол. Ветер выл, мешая идти. Но мысли о ней, заставляли его идти вперед. И было трудно преодолеть Калинов мост. Но вот с моста сошел он, а те, кто у моста стоял, в стороны отошли. И все думая о ней, не обращал он ни на что внимания. А позади, стоя на мосту, Ведьма Темная шептала что-то.
Пройдя сквозь лес, на поляну вышел Мефистофель, а девушка та все там же и была. И тихо к ней подойдя, опустился он на колено пред ней. Испуганно взглянула она на него, но в глазах его черных не было ничего, что могло бы сказать о злобных помыслах его. Надев венок на голову ей, протянул он папоротника цветок.
- Для тебя его я сорвал. Возьми и загадай желанье, - сказал он.
Дрожащими руками взяла она цветок. Вслух не произнося, загадала она желанье. Взяв за руку ее, повел за собой туда, где веселились все. И стихло все. Все смотрели в страхе на них.
Эта ночь была особенной. Ведь только один раз в тысячу лет расцветает папоротника цветок. И в эту ночь забыл Мефистофель о бессмертии, о Зле. Все это перестало для него существовать. И все меньше становилось Зла на Земле. Черный ворон исчез в предрассветной мгле.
Научился он радоваться, как все люди. И многое он познал из того, что когда-то он вершил. А демоны уходила в Ад обратно, Зло за собой унося. Перестали люди бояться Дьявола. И вот однажды та ведьма пришла в ту деревню. Отыскала она его в чистом поле.
- Забыл ты, Мефистофель, кто ты есть на самом деле. А ворон черный тебя ждет, - сказала она и исчезла.
Все удивленно смотрели на него. Девушка та к нему подошла.
- Кто это была? - спросила она нежным голосом.
- Темная ведьма, - с грустью ответил он.
Взвыл ветер. Черный ворон кружился над ними. Прощался он с ней навсегда. Вихрь поднялся, разлучил его с нею, вернул бессмертие ему. В глазах его сверкнуло Зло.
- Обещаю, что не причиню тебе Зла, никогда о тебе не забуду. Я не был достоин этих дней. Прощай, - сказал он. И вихрь его унес, и ворон черный исчез.
Затихло все. И только слеза блеснула на ее щеке. Не смогла изменить она ничего. А на земле лежал цветок алой розы. Исчез он, оставив только цветок любви своей.
Все стало прежним. Обещание свое Мефистофель выполнял. Девушка та потом вышла замуж, и всем казалось, что счастлива она была. Но в памяти осталось то, что было давно. На том месте, где лежал цветок, с тех пор растет куст розы, радуя всех в округе. Часто она приходила туда. И каждый раз вспоминала тот день.
Еще много веков легенду эту рассказывали родители детям своим. Но никто не знал, что стало с ней: может быть прожила она с мужем своим, воспитывая детей, или умерла, убив себя в надежде в Ад попасть и быть с ним рядом.

Сегодня в "Баре у дороги" снова рассказывают истории.
Поздним вечером, за стаканчиком... (выбирайте сами, чего именно, в нашем баре есть все!) мы послушали уже немало страшных и таинственных историй: и о призраках, и о чудовищах, и о паранормальных явлениях, а впереди нас ждет самая загадочная, самая мистическая ночь в году - Хэллоуин. Ночь, когда грань между живым и мертвым стирается и наступает время для самых страшных историй.
Но это будет в Хэллоуин, а сейчас у нас - легенда о Джерсийском дьяволе.

Начнем мы нашу историю вот с этой газетной статьи.
Из газеты «Атлантик-ньюс», 11 июля 1964 года.
«В Джерси появился дьявол!
Ужасное происшествие потрясло вчера тихий приморский городок Атлантик-сити. Его обитателям еще никогда не приходилось становиться свидетелями столь таинственной и невероятной трагедии. Как и полагается, произошла она во тьме ночи.
Хэл Ф. Уильямс, служащий Электрической компании, возвращался в Филадельфию с женой и двумя детьми после проведенного на море уикэнда. Едва ли кто-то мог предсказать, что это его последняя поездка. Думал ли он об этом, когда незначительная авария заставила его сделать остановку недалеко от Атлантик-сити? „Хэл был слегка раздражен задержкой, но не выказывал беспокойства, - утверждает миссис Уильямс. - Он исчез за считанные минуты. Это произошло совершенно бесшумно. Я даже думала, что он разыгрывает меня, пока не заметила на траве кровь.
То, что схватило его, появилось совершенно незаметно".
Итак, сорокалетний электрик, вышедший из машины, чтобы сменить колесо, бесследно исчез. И лишь кровавые пятна на траве свидетельствовали о происшедшей трагедии. К счастью для обезумевшей от горя миссис Уильямс, ее и детей подобрал проезжавший мимо в столь позднее время мистер Диксон, житель маленького города. В Нъю-сити мистер Диксон немедленно доставил миссис Уилъямс в полицейский участок. Пораженный ее рассказом, сержант Кливленд поднял на ноги всю полицию города. И, как только рассвело, отряд из полицейских и добровольцев немедля отправился разыскивать пропавшего и его убийцу.
Обнаружил тело сержант Патрик Кливленд. Вот что он рассказывает: „Я никогда раньше не видел столь изуродованных трупов. У покойного не было ног, и выглядел он так, как будто их просто оторвали или отгрызли".
Когда судьба электрика была выяснена, отважные охотники направились по кровавым следам его убийцы. Недалеко от шоссе, в одной из небольших пещер, они обнаружили логово. Напуганный обитатель не хотел покидать своей норы. Не желая выманивать опасного зверя, полицейские просто застрелили его. Какого же было удивление охотников, когда они извлекли из пещеры не тушу кугуара или гризли, а… труп человека!
„Не стоит делать из пустяков сенсации, - заявил глава полицейского департамента. Это просто сумасшедший бездомный, проживший несколько лет в лесу".

Теперь можно признаться в небольшом розыгрыше: это не настоящая газета.:)
Это небольшой отрывок из одного эпизода культового сериала "Секретные материалы".
Наверное, все его смотрели и все знают агентов Скалли и Малдера, но помните ли вы серию, посвященную легенде о Джерсийском дьяволе?
Правда, сценаристы обошлись с материалом довольно-таки вольно: джерсийский дьявол представлен как дикий ребенок (дети, выращиваемые животными в условиях дикой природы и имеющие их особенности поведения), а не как существо из североамериканского фольклора. Чтобы запутать зрителя еще больше, ребенок оказывается не похож ни на одного «Маугли», о котором хоть когда-то упоминалось, а потом в серии появляется еще и бигфут, который вообще непонятно какое имеет отношение к джерсийскому дьяволу.
Жаль, конечно, что сценаристы не использовали подлинную историю дьявола!
Мы с вами, конечно, не голливудские сценаристы, но, тем не менее, попробуем сейчас разобраться в истории с джерсийским дьяволом и понять, что правда, а что – выдумка. Уверена, у нас это получится гораздо лучше, чем у тех, кто писал сценарий этой серии.:)

История, превратившаяся в легенду
Чтобы понять, в чем дело, нам придется перенестись в 1735 год, на юго-восток штата Нью-Джерси, в местность под названием Сосновая Пустошь. Здесь растут вековые деревья: дубы, кедры и сосны, водятся лисы, олени, медведи и здесь же обитает тот, которого прозвали джерсийским дьяволом - словно сбежавший из фильма ужасов чудовищный монстр с головой лошади и крыльями летучей мыши.
Легенда?
Конечно.
Выдумка?
Как сказать… джерсийского дьявола видели слишком многие, чтобы считать это просто выдумкой или досужими слухами. Однако, поймать его еще никому не удалось.

Индейцы племени Ленни Ленапе ("истинный народ") называют местность проживания дьявола "Popuessing", что означает "место дракона". Существо также имеет название "Drake Kill" (Drake – дракон от староангл. draca., Kill – убить).
А вот как объясняет появление чудовища в этих местах легенда. Давным-давно здесь жила бедная вдова, не отличавшаяся строгостью нравов, некая миссис Лидс.
(поэтому, другое имя джерсийского дьявола – «дьявол Лидс»).
У нее было 12 детей, а однажды она обнаружила, что ждет еще одного. Понимая, что еще один рот ей не прокормить, она в сердцах прокляла будущего ребенка. Родившийся вскорости младенец был страшно уродлив и не похож на человека.
Это было странного, нелепого вида существо: крылья - как у летучей мыши, хвост, голова по форме - лошадиные, ноги - тонкие, журавлиные, с раздвоенными копытами.
Едва покинув утробу, он самостоятельно поднялся по трубе, вылез через крышу на улицу и исчез в лесу. Говорили, что он кормился маленькими детьми, воруя их из домов местных жителей.
Это - самая известная первоистория монстра.
Но существуют и другие!
Например, та, где причиной того, что ребенок родился уродливым, было то, что миссис Лидс рассердила священника. По другой версии, она разозлила цыганку. Говорили также, Лидс практиковала колдовство, потому-то у нее и родился проклятый ребенок.
Как бы то ни было, люди верили в существование чудовища. С наступлением темноты они боялись выходить из дома, а в 1740 году даже провели ритуал изгнания джерсийского дьявола из Сосновой Пустоши. Сила ритуала запрещала монстру в течении ста лет появляться в Пустоши.
Но то ли экзорцист был не слишком умел в подобных делах, то ли дьявол оказался посильнее его, но только в середине 1800-ых годов чудовище вернулось.

В 1800 году джерсийского дьявола видел знаменитый американский коммодор Стивен Декатур. В тот день он проводил на расположенном в Сосновой пустоши военном полигоне тренировочные стрельбы пушечными ядрами, которые доставили из Ганновера.
Вдруг в небе появилось какое-то странное летающее существо, похожее на страшного монстра из сказки. Офицер приказал выстрелить и, как утверждал, попал в цель, но летучая тварь как ни в чем не бывало продолжила полет.
Потом джерсийский дьявол снова исчез и напомнил о себе лишь в 1840 году: объявился вечером в Сосновой пустоши и устроил охоту на овец, которых пастухи гнали с пастбища домой, и детей, игравших на улице.
В 1845 году он, издавая дикие вопли и оставляя на земле очень странные следы, за несколько недель нанес большой вред хозяйству фермеров, перерезав сотни овец, собак и цыплят.
Случаи встречи с джерсийским дьяволом документально засвидетельствованы – первая была в 1859 году, затем – в 1873-м и 1880 годах.
Многократно видели летающего монстра и в Нью-Джерси. Он частенько навещал Бруклин в 1877-1880 годах, совершая воздушные пируэты над головами загорающих на КониАйленде.
Журналист В. Х. Смит, который первым написал об этих полетах в «Нью­Йорк таймс», подчеркивал, что замеченное им существо - совсем не птица, а «крылатая фигура человека».
Далее в своей статье Смит сообщал, что «многие заслуживающие доверия лица» видели дьявола. Он летал на высоте около тысячи футов, паря на крыльях, как у летучей мыши и делая движения, напоминающие движения пловца. Свидетели заявили, что ясно видели его лицо: оно «имело жесткое и решительное выражение», фигура же была черной, отчетливо выделяющейся на фоне чистого голубого неба.
Существует так же и свидетельство бизнесмена Джорджа Саароса, относящееся к 1899 году – это тоже одно из самых ранних наблюдений, описанное в местных газетах Филадельфии.
Однажды ночью его разбудили странные, нечеловеческие вопли, которые доносились из его сада. Джордж, вооружившись двустволкой, осторожно выглянул из дома. Мимо него с шипением пронеслась странная тень, похожая на небольшого дракона. Джордж выстрелил, но промахнулся, и дьявол скрылся в лесу.
И снова перерыв - почти 10 лет дьявол не беспокоил местных жителей.

Но в 1909 году фермеры стали находить трупы коров и лошадей со странными ранами на теле, не похожими ни на следы зубов волка, ни на медвежьи когти. Появились буквально тысячи сообщения о встрече со странным существом. Статьи, напечатанные"The Philadelphia Record", описывали внешний вид и повадки дьявола. Кто-то полагал, что это - мутировавший человек, кто-то описывал его, как типичного йети - гигантского, обросшего волосами. На самом деле, как удалось установить, джерсийский дьявол представляет собой существо с телом змеи, головой лошади, крыльями и когтями на четырех слабо-развитых конечностях. Длина - примерно полтора метра.
В этом году монстр в течение недели буквально терроризировал население нескольких джерсийских городков. Там то и дeлo раздавалась стрельба: люди пытались подстрелить дьявола.
Все началось утром 16 января, когда житель города Вудбери Тэк Коззенс увидел, как вдоль по улице летело крылатое существо «с пылающими адским огнем глазами».
Перед тем как оно появилось из леса, раздался то ли свист, то ли шипение. Потом длинная тень вынырнула из леса, пронеслась вдоль дороги и снова исчезла в лесу. 17 января, в воскресенье, в Бристоле в два часа ночи Джон Макоуэн услышал странные звуки и встал с постели. Вот что он сообщал: «Я выглянул в окно и поразился крупному существу, стоявшему на берегу канала. Оно выглядело как орел и прыгало по буксирной тропинке».
В тот же день Джон Макоуэн снова увидел дьявола на берегу канала и услышал его жуткий крик. Проходивший мимо полицейский Джеймс Сэквилл выстрелил в тварь, и та, взвизгнув, взмыла в небо и исчезла.
Под вечер «жуткий монстр» попался на глаза бристольскому почтмейстеру Е. В. Министеру. Тот описал дьявола как огромного аиста с длинной шеей, который, как мотылек, испускал странное свечение. Голова чудовища была похожа на баранью с витыми рожками и длинной толстой шеей. Крылья были тонкими и длинными, поджатые передние лапы короче задних.
18 января дьявол был уже в Глочестере. Он сидел на крыше сарая прямо на глазах хозяина Нельсона Эванса и его жены. Нельсон сумел разглядеть пришельца. «Он был примерно 1,5 метра в высоту, с головой как у колли или же с виду как лошадь, - утверждал Нельсон. - У него была длинная шея. Крылья длиною примерно в 60 сантиметров, а задние лапы, как ноги журавля, оканчивались лошадиными копытами. Он ковылял на задних ногах, сложив короткие передние лапы».
Некоторые свидетели подчеркивали, что у дьявола была шкура как у аллигатора.
Тогда же свидетелем невероятной встречи стал путевой обходчик на железной дороге. На его глазах крылатое чудовище, издающее жуткие крики, запуталось в проводах контактной сети. Произошло замыкание, и раздался мощный взрыв, в результате которого оплавились рельсы. Но трупа рядом с местом аварии не оказалось.
21 января - существо набросилось на трамвай в городе Хаддон Хейтс. Дьявола прогнали, но после этого случая трамваи стали сопровождать вооруженные охранники.
Миссис Дж. Н. Уайт, тоже видевшая монстра, когда она развешивала белье во дворе, говорила, что дьявол был похож на летающего крокодила. Женщина закричала и упала в обморок. На ее крик из дома выбежал ее муж и увидел дьявола, склонившегося над его женой. Мужчина схватил моток бельевой веревки и запустил его в монстра. Тот тут же перепрыгнул через забор и исчез.
В городке Кемден этого крылатого крокодила сначала заметили пьющим воду из лошадиной поилки прямо перед входом в бар. Затем он пробрался во двор дома Мэри Сорбински, где напал на собаку. Услышав визг собаки, миссис Сорбински выбежала на улицу и увидела, как монстр вонзил зубы в бок животного. Женщина схватила метлу и замахнулась на дьявола. Тот выпустил добычу и исчез за углом.
Хозяйка вызвала полицию. Когда она вернулась с двумя стражами порядка Местные газеты того времени писали, что люди боялись выходить из дома даже днем. На время закрылись школы и фабрики, а театры отменили все свои постановки. Чудовище носилось то здесь, то там, чаще всего предпочитая нападать на женщин и детей, которые утверждали потом, что после «дьявола» в воздухе оставалось отвратительное зловоние, напоминавшее запах тухлой картошки или дохлой рыбы.
В те дни в НьюДжерси свидетелями явления летучего дьявола стали тысячи людей из шести городов, чья искренность и вменяемость не подлежали никакому сомнению. Это были не только рядовые граждане, но и представители государственных ведомств, полицейские, известные бизнесмены.
Внимание к чудовищу было так огромно, что о нем заговорили в национальных новостях.

В субботу 16 января 1909 года в городе Вудбери (Woodbury), Нью-Джерси, человек по имени Зак Козенс сообщил, что увидел дьявола на обочине дороги. Этот случай был описан в книге Джеймса Малоя и Рэя Миллера "Джерсийский дьявол": "Сначала я услышал свистящий звук. Затем что-то белое перелетело улицу. Я увидел два фосфорных пятна - глаза зверя. Он двигался быстро, как автомобиль». Позже в ту же ночь группа людей сообщила, что монстра видели в Бристоле, Пенсильвания.
Но это было еще не все!
В ту же ночь чета пенсионеров Нельсонов обнаружила чудище, которое, как обезумевшее, скакало по крыше их сарая. Мистер Нельсон принес ружье и стал палить по дьяволу, но тот, словно издеваясь, прыгал с места на место, и попасть в него не было никакой возможности. Наконец ему как будто надоела эта игра, он сделал гигантский прыжок и скрылся в ветвях.
В этот же год еще сотни людей своими глазами видели дьявола, а полицейские пытались застрелить его; и даже член муниципального совета города Трентон сообщил о столкновении с чудовищем. Он услышал свистящий звук на пороге дома однажды ночью. Когда он открыл дверь, он обнаружил раздвоенные следы на снегу. Эти странные следы обнаруживались по всему Нью-Джерси, Филадельфии и району Делавэр. Увечья животных, случавшиеся то там, то здесь по всему региону во время этой недели, приписывались джерсийскому дьяволу.
Но несмотря на многочисленные свидетельства и статьи в прессе, большинство людей из других районов страны все-таки не верило в существование монстра. Газеты заявляли, что все это - проделки местных хулиганов, но местные жители, видевшие дьявола своими глазами, вооружались и вместе уходили на охоту за монстром.

Чтобы положить конец слухам, Филадельфийский зоопарк предложил 10 000 долларов за поимку чудовища. Понятно, что дирекция не допускала даже такой возможности. Однако монстр был пойман!
Спустя неделю два охотника - Норман Джефрис и Джа-коб Хоуп - приволокли в зоопарк джерсийского дьявола и потребовали свои 10 тысяч.
Однако, это «дьявол» оказался фальшивым.:)
Охотники украли из другого зоопарка небольшого кенгуру, приклеили ему крылья и нарисовали на нем полосы.
Увы, настоящего джерсийского дьявола так и не поймали.
Через некоторое время разговоры о джерсийском дьяволе утихли. Новая волна интереса к нему вспыхнула в 1927 году, а позже - в1951-м. Снова появились люди, видевшие летучую тварь, снова кто-то убивал домашний скот, снова стали находить странные следы.
В архивах ВВС США, посвященных НЛО, хранится сообщение некоего Уильяма С. Лэмба. 22 февраля 1922 года в 5 часов утра он охотился близ Хьюбелла, когда услышал звук высокого тона и увидел большое темное тело, пролетевшее над головой. Затем он увидел «великолепно летающее существо», которое приземлилось, наподобие аэроплана, оставляя следы в снегу. Оно было по крайней мере пяти футов ростом. Существо прошло мимо дерева, за которым притаился Лэмб, и скрылось. Уильям попытался догнать крылатого пришельца, идя по следу, но так и не смог его настигнуть.
Через некоторое время разговоры о джерсийском дьяволе утихли.
Новая волна интереса к нему вспыхнула в 1927 году, когда он чуть ли не до смерти перепугал водителя, ехавшего в Салем. По дороге колесо у его грузовика прокололось. Водитель достал запаску и уже собирался заняться ремонтом, как вдруг увидел, что его машина раскачивается из стороны в сторону.
Подняв глаза, он увидел гигантскую крылатую фигуру, приземлившуюся на крышу грузовика. Бросив запаску, водитель прыгнул за руль и рванул с места.
Три года спустя, в августе, а затем в сентябре, сборщики ягод из Лидса сообщали, что видели в лесопосадках дьявола, пожирающего чернику и клюкву.
В ноябре 1951 года монстра видели два мальчика из Бристоля. Сидя дома, они заметили, что через окошко на них смотрит странное уродливое существо с крыльями за спиной. Ростом оно было примерно метра полтора, а тельце было худым и абсолютно черным.
Джерсийский дьявол продолжал появляться на публике и в более поздние времена, вплоть до наших дней. В 1960м, 1966м и в 1987 годах чудовище устраивало в окрестностях Вудбери и Мейса настоящие побоища, перебив сотни домашних уток, гусей, кошек и собак.
В 1993 году лесник Джон Ирвин шел по лесной дороге на юге НьюДжерси, когда нос к носу столкнулся с джерсийским дьяволом. По словам Ирвина, существо было около шести футов ростом, с рогами, тело покрывал матовый черный мех.
Ирвин заявлял, что он и существо смотрели друг на друга несколько минут, пока чудовище молча не развернулось и не убежало вперед по лесной дороге.

ХХI век принес новые встречи с монстром.
В июне 2007 года женщина из Фрихолда обнаружила огромное существо с «крыльями Бэтмена» рядом со своим домом. В августе того же года молодой человек в окрестностях Мурстоуна видел сидящее на дереве возле дороги «существо, напоминающее мифическую гаргулью с огромными кожистыми крыльями как у летучей мыши».
Полгода спустя, 23 января 2008 года, джерсийский дьявол был замечен в соседней Пенсильвании, в городке Литчфилд, где местный житель «засек» его сидящим на установленной на крыше сарая бочке с водой.
19 января 2009 года, снова в НьюДжерси, шведский турист, подъезжавший ночью на машине к Вудстоуну, чуть не сбил дьявола. Сначала он подумал, что это олень и тут же нажал на тормоз, но вдруг увидел, как «олень» расправил крылья и взлетел.
В похожей ситуации оказался в сентябре 2009 года водитель, который ехал в Парсиппани. По его словам, не доезжая нескольких километров до города, он увидел, как дорогу перед ним перебегало «черное с длинной шеей и длинным хвостом существо».
А теперь самое время послушать, что говорят по этому поводу ученые.

Научное объяснение
Традиционный научный мир до сих пор относится к дьяволу и к свидетельствам очевидцев, скептически. Ученые считают, что за монстра люди принимают редких птиц, залетающих в штат из заповедников Южной Америки или Канады. Например, это может быть канадский журавль. Размах его крыльев 2 м, длина 1,2 м, и он издает пронзительный, завывающий крик.
Некоторые считают, что Дьявол из Джерси не более чем фантазии английских поселенцев, которые рассказами о чудовище отбивали у новых переселенцев охоту селиться в этих местах. Сосновая Пустошь была естественным убежищем для религиозных диссидентов, скрывающихся от правосудия лиц и военных дезертиров. За отшельничество их стали демонизировать и в начале XX в. изображать не иначе, как монстров.
Натуралист и автор Том Браун провел несколько сезонов в этой дикой местности и приводит несколько случаев, когда испуганные путешественники принимали его за Дьявола из Джерси после того, как он покрывал свое тело грязью, чтобы защититься от комаров.
Некоторые современные ученые полагают, что джерсийский дьявол мог быть очень редким, неклассифицированным видом животного. Общие черты в описании внешности существа – лошадиноподобная голова, длинная шея, хвост, кожистые крылья, раздвоенные копыта, чудовищный крик, единственное расхождение – рост и цвет тела. Эти описания больше всего совместимы с разновидностью птерозавра – Диморфодон.
Археолог Пола Перро (Paula Perrault), находившая в этой местности деформированные черепа с загнутыми рогами, утверждает что Пустошь имеет репутацию места с богатой историей генетических мутаций, в том числе животных, змей и даже людей. В числе наиболее распространенных зарегистрированных отклонений – необычная раскраска, а также лишние конечности и головы. Повышенную частотность мутаций Перро объясняет наличием в данном регионе минеральных залежей с неимоверно высоким содержанием тяжелых металлов.
Среди сторонников предположения о том, что джерсийский дьявол может быть последствием мутации, многие придерживаются мнения, согласно которому речь идет о небольшой популяции оленей или ланей с родовыми генетическими отклонениями.
Так что же такое джейрсийский дьявол на самом деле?
Ответа нет.
Но будем ли мы верить легендам или трезвым выводам ученых, не мешает помнить: если вдруг судьба занесет нас в Нью-Джерси, в местечко Сосновая Пустошь, лучше быть поосторожней.:)
А если вы вдруг встретитесь лицом к лицу с чудовищем из легенд, не забудьте после рассказать об этом в нашем баре у дороги.:)

Интересно, что джерсийский дьявол - не единственная легенда, происходящая из Сосновой Пустоши. Там есть еще две легенды. Первая - это белый олень, призрак, который появляется помочь людям в момент беды.
Другая легенда рассказывает о Джэймсе Стиле, "черном докторе". Стил был негром, чья жизненная цель была стать врачом. Но в 19 веке цвет его кожи сделал это невозможным. Стил ушел в Пустошь изучать медицину по книгам и познавать целебные травы от местных индейцев и помогал нуждающимся людям, поселившимся в Пустоши.
А теперь - небольшое видео.
Оно на английском, но после того, как вы прочитали легенду о дьяволе, в общем-то все понятно и так.

Что можно сказать в заключение?
Только одно: история джерсийского дьявола еще не закончилась!