659 глаголы данные в скобках. Глагол

Навязчивые идеи (обсессии) - это стойкие мысли, идеи, импульсы или образы, которые переполняют сознание человека. Навязчивые действия (компульсии) - повторяющиеся и устойчивые поведенческие или мыслительные акты, которые люди вынуждены производить, чтобы предотвратить или снизить тревогу. Незначительные навязчивые идеи и действия знакомы практически каждому. Мы можем обнаружить, что поглощены мыслями о предстоящем выступлении, о встрече, экзамене, каникулах; что беспокоимся, не забыли ли мы выключить плиту или закрыть дверь; или что нас несколько дней преследует какая-то песня, мелодия или стихотворение. Мы можем чувствовать себя лучше, когда избегаем наступать на трещины в асфальте, разворачиваемся при встрече с черной кошкой, каждое утро непреложно следуем заведенному порядку действий или строго определенным образом убираем свой рабочий стол.

Незначительные навязчивые идеи и действия могут быть полезны в жизни. Отвлекающие мелодии или небольшие ритуалы часто успокаивают нас в период стресса. Человек, который постоянно напевает мелодию или постукивает пальцами о стол во время теста, может таким образом снять свое напряжение, и это улучшит его результаты. Многих людей успокаивает соблюдение религиозных ритуалов: прикосновение к мощам, питье святой воды или перебирание четок.

Диагноз обсессивно-компульсивное расстройство может быть поставлен в том случае, когда навязчивые идеи или навязчивые действия ощущаются как чрезмерные, нерациональные, назойливые и неуместные; когда их тяжело отбросить; когда они приносят страдания, занимают много времени или когда они мешают повседневной деятельности. Обсессивно-компульсивное расстройство классифицируется как тревожное расстройство, потому что навязчивые идеи страдающих им являются причиной сильной тревоги, а навязчивые действия предназначены для предотвращения или смягчения этой тревоги. К тому же их тревога увеличивается, если они пытаются противостоять своим навязчивым идеям или действиям.

Обсессивно-компулъсивное расстройство - у человека, страдающего этим расстройством, возникают повторяющиеся нежелательные мысли и/или он вынужден производить повторяющиеся и устойчивые действия либо мыслительные акты.

Ежегодно около 4% населения Российской Федерации страдают от обсессивно-компульсивного расстройства. Оно одинаково распространено среди мужчин и женщин и обычно начинается в подростковом возрасте. Это расстройство обычно продолжается многие годы, симптомы и их тяжесть могут различаться. Многие люди с этим расстройством страдают также и депрессией, а у некоторых бывает расстройство пищеварения.

Навязчивые идеи - это не то же самое, что чрезмерное беспокойство о действительных проблемах. Это мысли, которые ощущаются людьми как навязчивые и инородные. Попытки игнорировать их или сопротивляться им могут повлечь за собой еще большую тревогу, и когда они возвращаются, то могут стать более сильными, чем ранее. Люди с навязчивыми идеями обычно осознают, что их мысли являются чрезмерными и нецелесообразными.

Навязчивые мысли часто принимают форму навязчивых желаний (например, повторяющееся желание смерти супруга), импульсов (повторяющиеся побуждения громко выругаться на рабочем месте или в церкви), образов (появляющиеся перед глазами картинки запретных сексуальных сцен), идей (убеждения, что повсюду находятся микробы) или сомнений (беспокойство человека о том, что он принял или примет неверное решение).

В мыслях людей, страдающих обсессиями, присутствуют определенные основные темы. Наиболее часто встречающиеся темы - грязь и заражение. Другими распространенными темами являются темы насилия и агрессии, аккуратности, религии и сексуальности.

Хотя навязчивые действия формально находятся под сознательным контролем, люди, ощущающие потребность совершать их, на самом деле не имеют особого выбора. Они верят, что если не осуществят эти действия, то произойдет нечто ужасное. В то же время большая часть этих людей осознает, что их поведение нерационально.

После выполнения навязчивого действия они обычно на некоторое время чувствуют облегчение. Некоторые люди превращают это действие в детализированный и зачастую тщательно продуманный компульсивный ритуал. Они должны совершать ритуал каждый раз одним и тем же способом, подчиняясь определенным правилам.

Как и навязчивые мысли, навязчивые действия могут принимать различные формы. Очень распространены навязчивые действия, связанные с очищением. Люди с подобным расстройством чувствуют, что они должны постоянно чистить себя, свою одежду, свой дом. Уборка и чистка может следовать ритуальным правилам и повторяться десятки и даже сотни раз на дню. Люди, страдающие навязчивыми действиями, связанными с проверкой, проверяют одни и те же вещи снова и снова, например, дверной замок, газовый кран, пепельницу, важные бумаги. Другим распространенным видом навязчивых действий страдают люди, постоянно ищущие порядок или пропорциональность в своих действиях и в том, что окружает их. Они могут раскладывать объекты (например, одежду, книги, продукты) в точном порядке согласно строгим правилам.

Компульсивные ритуалы - детализированная, зачастую тщательно продуманная последовательность действий, которую, как чувствует человек, он вынужден совершать, всегда одним и тем же образом.

Навязчивые очищающие действия - часто встречающиеся навязчивые действия, осуществляемые людьми, которые чувствуют потребность постоянно очищать себя, свою одежду, свой дом.

Навязчивые проверочные действия - навязчивые действия, осуществляемые людьми, которые чувствуют потребность проверять одни и те же вещи снова и снова.

Другими распространенными навязчивыми действиями являются дотрагивание (повторяющиеся прикосновения или избегание прикосновения к определенным вещам), вербальные ритуалы (повторение выражений или напевание мотивов) или счет (повторяющийся подсчет предметов, встречающихся в течение дня).

Хотя некоторые люди, страдающие обсессивно-компульсивным расстройством, имеют только навязчивые идеи или навязчивые действия, большинство из них страдает и от того и от другого. Фактически навязчивые действия часто являются ответом на навязчивые идеи. Одно исследование показало, что в большинстве случаев навязчивые действия являются как бы уступкой навязчивым сомнениям, идеям или побуждениям. Женщина, которая постоянно сомневается в том, что ее дом находится в безопасности, может уступать этим навязчивым сомнениям, часто проверяя замки и газовые краны. Мужчина с навязчивым страхом заражения может делать уступку этому страху, осуществляя ритуалы очищения. В некоторых случаях кажется, что навязчивые действия помогают контролировать навязчивые идеи.

Многие люди с обсессивно-компульсивным расстройством беспокоятся о том, что могут претворить в жизнь свои навязчивые идеи. Мужчина с навязчивыми образами ранения близких может бояться, что близок к совершению убийства; или же женщина с навязчивым желанием выругаться в церкви может беспокоиться о том, что однажды поддастся этому желанию и попадет в глупое положение. Эти волнения по большей части необоснованны. Хотя многие навязчивые идеи ведут к навязчивым действиям - в частности, очищающим и проверочным навязчивым действиям, - они, как правило, не приводят к насильственным или аморальным поступкам.

Обсессивно-компульсивное расстройство, как и паническое расстройство, было когда-то одним из наименее изученных психологических расстройств. Однако в последние годы исследователи стали лучше понимать его. Наиболее эффективным является медикаментозное воздействие в сочетании с психотерапией.

При публикации настоящей статьи на других интернет-сайтах гиперссылка на www..
Статья подготовлена специально для сайта www.. «Патопсихология поведения. Нарушения и патологии психики».

Глагол - часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?
Глаголы бывают несовершенного и совершенного вида.
Глаголы делятся на переходные и непереходные.
Глаголы изменяются по наклонениям.
Глагол имеет начальную форму, которая называется неопределенной формой глагола (или инфинитивом). Она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода.
Глаголы в предложении являются сказуемыми.
Неопределенная форма глагола может входить в составное сказуемое, может быть подлежащим, дополнением, определением, обстоятельством.

Виды глагола

Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать?, а глаголы совершенного вида - что сделать?
Глаголы несовершенного вида не указывают на завершенность действия, на его конец или результат. Глаголы совершенного вида указывают на завершенность действия, на его конец или результат.
Глаголу одного вида может соответствовать глагол другого вида с одним и тем же лексическим значением.
При образовании глаголов одного вида от глаголов другого вида используются приставки.
Образование видов глагола может сопровождаться чередованием гласных и согласных в корне.

Переходные и непереходные глаголы.

Глаголы, которые сочетаются или могут сочетаться с существительным или местоимением в винительном падеже без предлога, называются переходными.
Переходные глаголы обозначают такое действие, которое переходит на другой предмет.
Существительное или местоимение при переходном глаголе может стоять в родительном падеже.
Глаголы являются непереходными. , если действие прямо не переход на другой предмет.
К непереходным относятся глаголы с суффиксом -ся (-сь) .

Возвратные глаголы.

Глаголы с суффиксом -ся (-сь) называются возвратными.
Одни глаголы могут быть возвратными и невозвратными; другие только возвратными (без суффикса -ся они не употребляются).

Наклонение глагола.

Глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые происходят или будут происходить на самом деле.
Глаголы в изъявительном наклонении изменяются по временам. В настоящем и будущем времени гласная конца основы неопределенной формы иногда опускается.
В изъявительном наклонении глаголы несовершенного вида имеют три времени: настоящее, прошедшее и будущее, а глаголы совершенного вида - два времени: прошедшее и будущее простое.
Глаголы в условном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.
Условное наклонение глагола образуется от основы неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и частицы бы (б) . Эта частица может стоять после глагола и перед ним, может быть отделена от глагола другими словами.
Глаголы в условном наклонении изменяются по числам и в единственном числе - по родам.
Глаголы в повелительном наклонении выражают побуждение к действию, приказ, просьбу.
Глаголы в повелительном наклонении употребляются обычно в форме 2-го лица.
Глаголы в повелительном наклонении не изменяются по временам.
Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего или будущего простого времени с помощью суффикса -и- или нулевого суффикса. Глаголы ы повелительном наклонении в единственном числе имеют нулевое окончание, а во множественном - -те.
Иногда к глаголам повелительного наклонения прибавляется частица -ка , которая несколько смягчает приказание.

Время глагола.

Настоящее время.

Глаголы в настоящем времени показывают, что действие происходит в момент речи.
Глаголы в настоящем времени могут обозначать действия, которые совершаются постоянно, всегда.
Глаголы в настоящем времени изменяются по лицам и числам.

Прошедшее время.

Глаголы в прошедшем времени показывают, что действие происходило до момента речи.
При описании прошлого часто вместо прошедшего времени употребляется настоящее время.
Глаголы в форме прошедшего временя образуются от неопределенной формы (инфинитива) с помощью суффикса -л- .
Глаголы в неопределенной форме на -чь, -ти, -нить (несовершенного вида) образуются формы прошедшего времени единственного числа мужского рода без суффикса -л- .
Глаголы прошедшего времени изменяются по числам, а в единственном числе - по родам. Во множественном числе глаголы в прошедшем времени по лицам не изменяются.

Будущее время.

Глаголы в будущем времени показывают, что действие будет происходить после момента речи.
Будущее время имеет две формы: простую и составную. Форма будущего составного глаголов несовершенного вида состоит из будущего времени глагола быть и неопределенной формы глагола несовершенного вида. От глаголов совершенного вида образуется будущее время простое , от глаголов несовершенного вида - будущее время составное.

Морфологический разбор глагола.

I. Часть речи. Общее значение.
II. Морфологические признаки:
1. Начальная форма (неопределенная форма).
2. Постоянные признаки:
а) вид,
б) спряжение,
в) переходность.
3. Непостоянные признаки:
а) наклонение,
б) число,
в) время (если есть),
г) число (если есть),
д) род (если есть).
III. Синтаксическая роль.


Части речи

Иногда даже здоровый человек может обнаружить у себя внезапное желание постоянного наведения чистоты, либо начать считать все движущиеся навстречу автомобили. Обычно такое желание мимолётно, оно быстро и бесследно исчезает. Если же подобные состояния посещают человека постоянно или возникают с завидной периодичностью, психиатры говорят о возможности развития такого расстройства психики, как невроз навязчивых движений.

Что это такое?

Синдром навязчивых движений входит в целую группу и неврозов. Иногда этот синдром ошибочно обозначается как невроз навязчивых движений, хотя чаще всего подобное состояние является одним из симптомов обсессивно-компульсивного расстройства психики. В этом контексте под синдромом навязчивых движений подразумеваются непроизвольно возникающие и несвойственные личности повторяющиеся действия. При этом человек сохраняет способность к критической оценке своего состояния, пытается бороться со своими навязчивостями.

В психиатрии такие повторяющиеся движения и действия называются компульсиями. Типичными компульсиями являются проверки, очистки, упорядочивание предметов, повторение бессмысленных действий или пересчитывание объектов.

Свойства компульсий:

  • Желание совершить какое-либо действие интенсивно и настойчиво;
  • К синдрому навязчивых движений обычно добавляется переживание тревожного страха;
  • Компульсии переживаются, как нечто чуждое;
  • Человек понимает иррационализм и абсурдность своих навязчивостей. Это относится примерно к 80% больных;
  • Человек страдает от компульсий, испытывая сильнейшее желание противиться им.

Обычно невроз навязчивых движений имеет одну из двух форм:

Собственно навязчивые движения — такие автоматические движения, как накручивание волос на пальцы, ломания карандашей, вычерчивание фигурок на бумаге, бессмысленная перестановка посуды на столе, обгрызание ногтей, подёргивание уха. К таким действиям относят также покусывание губ, прищёлкивание пальцами, шмыганье носом, одёргивание одежды, бесконечное потирание руками… Почти все такие действия совершаются неосознанно, человек их совсем не замечает. При напряжении воли их можно временно контролировать или вообще не делать, однако как только внимание отвлекается на что-либо другое, навязчивости проявляются снова.

Ритуалы (обряды) - если помимо навязчивых действий у больного присутствуют такие синдромы расстройства, как фобии, тогда человек создаёт обряды. Такие ритуалы (часто длительные, сложные) нужны человеку для защиты от ожидаемой беды либо успокоения при гнетущих сомнениях.

Если к синдрому двигательных навязчивостей добавляются обсессии (), тогда говорят о развитии обсессивно-компульсивного расстройства.

Причины развития

Достоверная причина возникновения синдрома навязчивости неизвестна. В числе наиболее вероятных указываются такие причины:

Биологические — родовые травмы; некоторые заболевания, например ; функционально-анатомические особенности головного мозга — левшей с таким синдромом больше; наследственность; нарушение обмена нейромедиаторов; инфекционный фактор.

Психологические — психотравмы, застревание на анально-садистической фазе, различные акцентуации, ананкастные черты характера.

Социологические — строгое религиозное воспитание, попытки моделирования окружающей обстановки и неадекватный ответ на специфические ситуации.

Проявления у взрослых

Обычно такой синдром возникает у взрослых лиц мыслительного типа характера с тревожно-мнительными чертами. Главный этиологический фактор – хроническая психотравма. Распространённость синдрома у взрослых - около 2 %. Мужчины и женщины заболевают одинаково. Часто синдром навязчивости развивается в возрасте от 15 до 25 лет. Уровень интеллекта и образованности пациентов с расстройством двигательных навязчивостей выше, чем в среднем по популяции.

Если говорить о механизме возникновения навязчивых движений у взрослых, то чаще всего такой синдром является проявлением психологических защитных механизмов, используемых для снятия тревожности и получения контроля над своими импульсами.

Как это происходит у взрослых людей? Человек внезапно обнаруживает, что определённое действие облегчает тревогу, связанную с навязчивой мыслью. Тогда оно начинает совершаться периодически. Так, изначально помогающее снятию тревожности действие фиксируется, превращаясь в приобретённый паттерн поведения.

Обычно взрослый пациент осознает всю нелепость таких навязчивых действий либо ритуалов, пытается бороться с ними, но безуспешно.

Двигательные навязчивости могут возникать и у здоровых взрослых людей. Их возникновение провоцируют переутомление, общая астенизация или недосыпание.

Проявления у детей

Невроз навязчивых движений у детей проявляется двигательными навязчивостями в сочетании со страхами. Синдром навязчивых движений у детей может проявляться в самых разнообразных видах. Чаще всего встречается гримасничанье и навязчивые тики. Среди детей отмечают преобладание этого синдрома у мальчиков. С самого раннего детства эти дети застенчивы и пугливы, они боятся всего нового, опасаются самостоятельности.

Отличительной особенностью детского невроза навязчивых движений является то, что дети раннего и младшего школьного возраста некритично относятся к такому состоянию. Причинами возникновения навязчивых движений у детей становятся: разные фобии, противоречивый тип воспитания, нереальные требования к ребёнку, критика и насмешки со стороны родных.

По своим проявлениям двигательные навязчивости очень вариативны:

  • Навязчивые тики. Они бывают простыми (подёргивание щекой, мигание) или сложными (вращение руками, выкручивание пальцев);
  • Автоматизированные движения. К ним относится похлопывание, пощипывание либо поглаживание разных участков на теле, пощёлкивание пальцами, накручивание волос на палец, вытирание лица платком и пр;
  • Деструктивные привычки. Это сосание пальцев, обгрызание ногтей, выдёргивание волос. Такие двигательные навязчивости чаще проявляются у детей раннего возраста;
  • Защитные ритуалы — страх школы может сопровождаться специфическими ритуалами. Ребёнок своеобразно носит ранец, подчёркивает отдельные буквы в тетради и пр. Характер таких защитных ритуалов может быть очень сложным.

Длительно существующие навязчивости вызывают у ребёнка слабость, высокую утомляемость, робость, неуверенность, нерешительность и острое чувство неполноценности. Эти проявления способствуют дезадаптации ребёнка в детском коллективе.

Диагностика

О неврозе навязчивых движений говорят лишь тогда, когда действия постоянно повторяются, нарушают функционирование человека и причиняют страдание. В большинстве случаев компульсии сопровождаются обсессиями, причём исчезновение обсессий приводит к прекращению компульсий.

] 17. Физическое и грамматическое время

Ничего уж очень сложного в формах глагола нет, но впереди самое главное – как эти временные формы употреблять. Для этого нужно очень четко понимать разницу между физическим, реальным временем и грамматическими временами, которые в речи и письме описывают реальные действия в прошлом, настоящем и будущем.
Возьмем предложение:

Пароход уходит завтра .

Будущее событие описывается глаголом в настоящем времени. Мы привыкли так говорить и не обращаем внимания на грамматику. А вот при изучении английского языка необходимо внимательно разобраться в каких случаях какие грамматические времена нужно употреблять.

НАСТОЯЩЕЕ

Для описания действий в настоящем времени употребляются чаще всего два грамматических времени – простое настоящее и продолженное настоящее.

1) для выражения действий, которые совершаются вообще, постоянно (не в данный момент – то есть, захватывают кроме настоящего еще и достаточно близкое прошлое и будущее) употребляют простое (неопределенное) настоящее :

I play tennis я играю в теннис (занимаюсь теннисом).
Jack smokes Джек курит (имеет такую привычку).

2) для выражения действий которые происходят в момент речи чаще всего употребляют продолженное настоящее .

I am playing tennis я играю в теннис (в данный момент).
Jack is smoking Джек курит (в данный момент).

Исключением являются так называемые глаголы состояния, которые, как правило, не употребляются в продолженном времени и для описания действия в момент речи употребляется простое время:

I hear you я слышу тебя.

К глаголам состояния относятся глаголы want хотеть, need нуждаться, interest интересовать, understand понимать, hear слышать, smell чувствовать запах, see видеть, feel чувствовать, seem/appear казаться. Таких глаголов немного, их нужно просто постепенно запомнить и привыкнуть к тому, что нужно говорить I understand, а не I am understanding, I hear а не I am hearing и т.п.
Суть в том, что глаголы состояния не выражают активного, контролируемого действия (продолженное время употребляется, как правило, с такими глаголами) – действия, ими описываемые, происходят помимо воли человека. Это видно на разнице между глаголами hear и listen. Когда я что-то слышу (например, звук выстрела) – это происходит помимо моей воли. А вот когда я что-то слушаю – это активное, контролируемое мной действие (при желании можно кого-то и не слушать). Поэтому:

I am listening you я слушаю тебя.
I hear you я слышу тебя.

Но самое важное сразу начать приучать себя к тому, что описывая активные действия, которые совершаются в данный момент, необходимо употреблять продолженное, а не простое время.

I am reading a book я читаю книгу (а не I read a book).
He is writing a letter он пишет письмо (а не he writes a letter).
She is swimming in the river она плавает в реке (а не she swims in the river – это будет правильно, если мы хотим сказать, что она делает это постоянно).

3) Продолженное настоящее употребляют также для описания действий, которые происходят в настоящее время, но не обязательно настоящий момент:

He is writing a book он пишет книгу (в настоящее время, но не обязательно в момент речи).

И кроме того, продолженное время иногда употребляют, чтобы подчеркнуть то, что действие совершается постоянно:

She is always smiling она всегда улыбается.

4) Для описания последовательных действий, происходящих в данный момент времени (обычно это бывает в рассказах или анекдотах) употребляется простое настоящее :

So she goes up to the policeman. "There"s a burglar in my house!" she says. "Are you sure of that?" asks the policeman. "Yes", she says. So the policeman goes to her house and starts looking for the burglar. Тогда она идет к полицейскому и говорит: “У меня в доме - вор!” “Вы уверены, в этом?” - спрашивает полицейский. “Да”, - отвечает она. Полицейский идет к ней домой и начинает искать вора

ПРОШЛОЕ

Два основных грамматических времени для выражения действий в прошлом – это простое (неопределенное) прошедшее и совершенное настоящее. Надо обязательно сразу понять, почему для выражения действия в прошлом употребляется грамматически настоящее время – в этом нет ничего сложного, но, если в этом не разобраться, потом будет путаница в голове.

1) для выражения действий, которые происходили в прошлом и прямо не связаны с настоящим, употребляется простое (неопределенное) прошедшее :

He wrote a letter он написал письмо (когда-то в прошлом).
she bought a car он купил машину (когда-то в прошлом).

В этом случае просто выражается факт совершения действия в прошлом. При желании время действия можно уточнить:

He wrote a letter yesterday вчера он написал письмо.

2) для выражения действий, которые происходили в относительно недавнем прошлом и в настоящем имеется результат этого действия, употребляется совершенное настоящее :

He has written a letter он написал письмо («он имеет письмо написанным»)
She has bought a car она купила машину («она имеет машину купленной»)

Причастие прошедшего времени выражает тот факт, что действие было в прошлом, а вспомогательный глагол have (иметь) – то, что результат действия имеется на настоящий момент. Он написал письмо и его можно, например, отправить. Она купила машину и теперь на ней можно кататься. Каждый раз подчеркивается наличие результата и суть этого грамматического времени в связи между прошлым и настоящим. При употреблении простого прошедшего этой связи нет. С этим временем нельзя употреблять наречия прошедшего времени (например, he has written a letter yesterday), так как при этом теряется связь недавнего прошло с настоящим, которая является главной отличительной чертой этого грамматического времени.

Также для выражения действий в прошлом употребляют продолженные времена (они употребляются гораздо реже):

3) Для подчеркивания длительности какого-либо действия в прошлом, употребляется продолженное прошедшее :

Jack was writing a letter Джек писал письмо (например, я хочу подчеркнуть, что, когда я к нему пришел, он был занят написанием письма – смысловой упор на процессе совершения действия).

4) Для выражения длительных действий в прошлом, результат которых ощущается в настоящий момент употребляются продолженные совершенные времена:

It has been raining шел дождь (шел достаточно давно – может быть, продолжал идти в момент речи – и, например, вся трава была мокрая, как результат этого).

Может употребляться и продолженное совершенное прошедшее:

It had been raining шел дождь (все то же самое по отношению к какому-то моменту в прошлом).

5) Для выражения действия, результат которого ощущается к какому-либо моменту в прошлом, употребляется совершенное прошедшее :

Jack had written a letter Джек написал письмо (это значит, что письмо было готово к какому-то моменту в прошлом – например, я пришел к нему и он как раз закончил написание письма и собирался его мне дать).

Это время употребляется тоже не очень часто.

6) И, наконец, для выражения привычных, часто повторяемых действий в прошлом употребляется сочетание глагола used с инфинитивом.

I used to be a farmer я был фермером (в этом предложении подчеркивается, что это было мое постоянное занятие когда-то).

Глагол used обязательно надо запомнить, так как такой оборот употребляется часто и без него нельзя выразить такие привычные действия в прошлом.

БУДУЩЕЕ

При выражении событий в будущем можно выделить три основных случая:

1) Для выражения действий, не зависящих от воли говорящего, употребляется простое (неопределенное) будущее :

He will come soon он скоро придет.
Tomorrow will be Friday завтра будет пятница.

От меня этого никак не зависит, я просто описываю то, что произойдет в будущем.

2) Эта же форма употребляется для выражения действий, решение о совершении которых принято прямо перед моментом речи:

I’ll close the door я закрою дверь.

Например, я заметил, что кто-то забыл закрыть дверь и собираюсь это сделать. Собственно говоря, в этом случае глагол shall/will употребляется уже не как вспомогательный, а как модальный – выражает мое намерение совершить действие.
Различить это достаточно просто - сочетание модального глагола shall/will с инфинитивом употребляется, как правило, с первым лицом. Здесь надо помнить, что shall более «сильный» модальный глагол и выражает большую решимость что-то сделать, поэтому при описании таких действий, как закрывание дверей, его не употребляют (он уместен в таких фразах, как I shall make a direct appeal to the President я обращусь прамо к президенту.). В разговорной речи обычно используется сокращение ‘ll, и тогда вопрос различения shall и will вообще не встает.

То есть, внешне одинаковая форма употребляется в двух случаях:

He will come soon он скоро придет (действие не зависит от моей воли).
I will close the door я закрою дверь (выражается только что принятое решение что-то сделать).

3) Для выражения будущих действий, которые заранее планируются, употребляются продолженные времена . Здесь есть два варианта.

а) можно употреблять продолженное время:

I am playing tennis tomorrow завтра я играю в теннис.

б) и даже чаще употребляется сочетание глагола go в продолженном времени с инфинитивом:

I am going to play tennis tomorrow завтра я собираюсь играть в теннис.

Кроме того для обозначения будущих действий также употребляются другие грамматические времена.

4) для действия, которое будет совершаться согласно расписанию или официально утвержденному плану, употребляется простое настоящее :

The ship leaves tomorrow корабль уходит завтра (согласно расписанию).

5) Чтобы подчеркнуть процесс действия в будущем можно употреблять продолженное будущее :

At 5 o’clock I will be watching TV в пять я буду смотреть телевизор (поэтому, например, не надо в это время мне мешать).

6) Для выражения действия, совершение которого даст ощутимый результат на какой-то момент в будущем, употребляется совершенное будущее :

I will have written the letter by 5 o’clock к пяти часам я напишу письмо (то есть, к этому времени оно уже будет готово).

Настоящее время. Формы настоящего времени имеют следующие разновидности значения и употребления:

  • значение конкретного действия, которое осуществляется в момент речи и имеет ограниченную длительность: Вон каменщики мостят улицу (А.Н. Т.); Я читаю книгу;
  • значение действия неопределенной длительности, постоянно совершающегося: Несколько морей омывают берега нашей страны;
  • действие или состояние, выражающее свойство, качество лица-предмета: Он славно пишет, переводит (Гр.);
  • действие, охватывающее некоторый отрезок времени: У каждого имеется свой запас прочности.

Форма настоящего времени употребляется для живописного изображения событий прошлого, а также во всех случаях, где используются экспрессивные приемы речи. Такая форма настоящего времени соответствует как прошедшему несовершенного вида, так и прошедшему совершенного вида и называется настоящим историческим: Знакомятся они, потом дружатся, потом не могут уж расстаться и целые проводят вместе дни (Кр.).
Форма настоящего времени от глаголов движения иногда выражает действие ближайшего будущего: Уходим завтра в море.

Прошедшее время. Особенности значения форм прошедшего времени связаны с их принадлежностью к совершенному или несовершенному виду. Прошедшее время глаголов несовершенного вида выражает действие как факт прошлого (совершившегося дол момента речи) и используется при описании: Всю первую половину мая шли дожди (Гарш.).
Прошедшее время глаголов совершенного вида имеет несколько значений, которые не являются строго разграниченными:

  • завершенность действия в прошлом: Погиб Поэт! - невольник чести - пал, оклеветанный молвой (Л.);
  • последовательность завершенных действий, смену одного такого действия другим: Князь Багратион приостановил свою лошадь, узнав князя Андрея, кивнул ему головой (Л. Т.);
  • сохранение в настоящем результата завершенного действия: Посмотри - какая мгла в глубине долин легла (Полонский).

К особым случаям выражения прошедшего времени относятся:

  • многократность действия с оттенком давности ("давнопрошедшее время"): А вот камин; здесь барин сиживал один. Здесь с ним обедывал зимой покойный Ленский, наш сосед (П.);
  • повторность действия: Бывало, писывала кровью она в альбомах нежных дев... (П.);
  • начатое, но прерванное действие: Тут он было вышел, но остановился в дверях... (П.);
  • внезапно-мгновенное действие, выраженное междометными глаголами (типа шмыг, хвать, шлеп и др.): Легче тени Татьяна прыг в другие сени (П.);
  • мгновенно-произвольное действие: Положил я его на стол, чтобы ему операцию делать, а он возьми и умри у меня под хлороформом (Ч.).

Будущее время. Формы будущего времени различаются как по образованию, так и по значению. Будущее время глаголов несовершенного вида образуется сочетанием форм будущего времени вспомогательного глагола быть и неопределенной формы спрягаемого глагола (буду носить) и называется будущим сложным. Будущее время глаголов совершенного вида имеет одинаковые окончания с настоящим временем и называется будущим простым (понесу).
Будущее сложное по значению однородно: оно всегда обозначает действие, которое будет происходить после момента речи: Как управлять ты будешь под грозой, тушить мятеж, опутывать измену? (П.).
Будущее простое имеет разнообразные значения. Основным значением будущего простого является обозначение результата действия безотносительно к моменту речи: Так если сей неведомый бродяга литовскую границу перейдет, к нему толпу безумцев привлечет Димитрия воскреснувшее имя (П.). В этом результативном значении будущее время используется в пословицах и поговорках: Проголодаешься, так и хлеба достать догадаешься (погов.). Кроме основного значения, будущее простое может обозначать действие, относящееся к настоящему или прошедшему времени. Синонимичность будущего простого формам настоящего времени чаще наблюдается в описаниях, при употреблении рядом форм настоящего и будущего времени: Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя. То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя (П.).
Для обозначения действий, совершающихся в прошлом, будущее простое употребляется в сочетании с прошедшим временем глаголов несовершенного вида: Герасим глядел, глядел, да как засмеется вдруг (Т.), а также с частицей бывало и частицей как (в восклицательном предложении): А матушка-то, бывало, прикроет синие глаза да как заведет песню на великую высоту (М. Г.); Как царица отпрыгнет, да как ручку замахнет, да по зеркальцу как хлопнет, каблучком-то как притопнет (П.).

Задачи и тесты по теме "Глагол. Основные значения форм времени"

  • Инфинитив. Образование временных форм. Глагольные приставки и суффиксы

    Уроков: 2 Заданий: 10 Тестов: 1

  • Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам - Глагол как часть речи 4 класс